Экзистенциальный подход к человеку. Экзистенциальная психотерапия Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

В послевоенные годы в европейской психотерапии сформировался экзистенциальный подход. Впоследствии, в 60- 70-е годы XX в. определенный вклад в это направление сделала также антипсихиатрия Р. Лейнга. Основы экзистенциального подхода сложились под влиянием философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) И французской школы персонализма (Э. Мунье, Г. Марсель, Э. Левинас), причем не столько отдельных положений, сколько их идеологии и общего духа.

Специфика экзистенциального подхода

Большинство психотерапевтических направлений имеет целью изменить жизненную ситуацию клиента, отдельные аспекты или взгляд на собственные проблемы. В отличие от них экзистенциальный подход такой цели не ставит. Сущность его заключается в полном принятии существования (экзистенции) клиента, всестороннему и доброжелательном понимании его. Поэтому экзистенциальный психотерапевт не стремится никаких изменений, разве что собственных.

Экзистенциальная (лат. Existentia - существование) психотерапия - психологическая помощь, основанная в виду, уважении и активном познании терапевтом всех особенностей и аспектов индивидуального бытия (экзистенции) личности клиента, без намерения выяснить патологические или неэффективны характеристики его жизни, поведения и деятельности.

Пациента даже с серьезными нарушениями (помежовою патологией или психозом), не говоря уже о невротический уровень расстройства, трактуют не как больного, пораженного или неполноценного, а как иного, что живет в своем особом мире. Соответственно, он заслуживает не лечение (терапии) или исправления, а заинтересованности, понимания и уважения. Терапевт стремится проникнуть во внутренний мир пациента, уважает его и не намерен что-то там исправлять.

Основатели экзистенциальной психотерапии были не просто психотерапевтами, а врачами-психиатрами (на Западе психиатрия и психотерапия до сих пор мало разграничены между собой). Это направление стало вызовом традиционной "карательно-исправительной" психиатрии, а также повседневной точки зрения на психическое расстройство как на то, что нужно стыдиться и что следует скрывать. Антипсихиатрия Р. Лейнга тоже основывается на этом принципе.

Для экзистенциальной психотерапии и психиатрии лечение болезни неотделимо от ее понимания, а понять суть, феномен, идею или опыт означает общаться с объектом понимание языке. Непосредственность и неизбежность экзистенциальной ситуации присутствуют в анализе каждого конкретного случая. Пациент с его особенностями и проблемами для экзистенциального терапевта - приключение жизни, уникальная встреча, загадка загадок.

За исключением дазейн-анализа, в экзистенциальной психотерапии трудно выделить отдельные терапевтические школы. Она является скорее системой взглядов, норм и ценностей, присущих определенным авторам. К тому же некоторые теоретики не практиковали как терапевты, а признанные практики (кроме Л. Винсвангера) оставили очень мало работ, среди которых преобладают т. Н. Кейз - описания клинических случаев.

Экзистенциальный подход в определенной степени сродни гуманистическим: труды Р. Мэя, В.-Е. Франкла часто называют экзистенциально-гуманистическими, однако по содержанию они больше тяготеют к традиционным гуманистических теорий. Учитывая современные тенденции в обществе экзистенциальная психотерапия имеет большое будущее.

Дазейн-анализ

Единственной четко определенной школой экзистенциальной психотерапии является дазейн-анализ. Основателем этого подхода был швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1881-1966). Понимая жизнь как целостный конкретный феномен в единстве прошлого, настоящего и будущего, он описывал исследуемые явления в их уникальном и целостном личностном смысле и внутреннем контексте. Предполагая, что разум конституирует объекты опыта даже в случае глубокого эмоционального переживания, он пытался исследовать, как человек относится в этот момент к объектам, конституируются следующим образом. По его мнению, ощущение является таким же настоящим опытом, как и все остальное.

Бинсвангеривська модель терапии очень своеобразная, она расширяет "смысловой горизонт" личности, что делает невозможным осознание вытесненного, "потерянного". Центральным при этом является понятие "дазейн" - упорядочение действительности и способ, благодаря которому бытия (сущее) может стать доступным сущности. В этом Существенное отличие дазейн-анализа от аналитической парадигмы, основанной на многократных интерпретациях и их проработке. Интерпретации аналитика сопровождаются и дополняются расширением субъективного смыслового пространства пациента, поэтому понимание в дазейн-анализе часто оказывается полным, а терапевтический эффект - более глубоким. Кроме того, экзистенциально-аналитическое мышление (именно так Бинсвангер определял свой подход) имеет дело со структурой существования - тем, что сама личность считает настоящим, важным.

Дазейн-анализ {нем Da-sein - здесь бытия, бытие-в-мире) - психотерапевтическое направление, основанное на анализе индивидуального бытия человека, которое терапевт рассматривает как терминальную ценность.

Основные методы в дазейн-терапии - слышится (вникания в чувство), эмпатийны внимание и заинтересованное отношение как к здоровым, так и к патологизованих индивидуальных проявлений, далеко от оценки и нозологических классификаций.

Специфическим признаком экзистенциального подхода является категориальная схема анализа и реконструкции психологических феноменов. Представитель этого направления Генри

Еленбергер (1905-1993) наряду с классической психологической триадой разделения психики на аффект, интеллект и волю выделил также категориальную феноменологию - систему измерений индивидуального жизненного мира, в рамках которой возможна реконструкция внутреннего мира клиентов. Основными категориями феноменологии являются:

1) "темпоральность" - ощущение того, как происходит жизнь, актуальное переживание "теперь", целостности бытия в единстве прошлого, настоящего и будущего;

2) "пространственность" - ориентированное в соответствии с желаниями и представлений человека поле событий, вещей, условий или качеств. Оснащен пространство, по Бинсвангером, соответствует определенным модусам жизненной активности личности: отдыха, познанию, любви, потреблению и тому подобное. Это не просто территория, на которой живет и работает личность, но и эмоционально-ценностное измерение основных зон ее жизнедеятельности (например, любимый диван отличается от любого кровати, и спать или заниматься любовью на нем приятнее, чем где-либо);

3) "причинность" - обусловленность одних явлений другими. Сфера причинности в сознании содержит три основных принципа: детерминизм (предопределенность), случайность и интенциональность (направленность поступков и действий), по которым субъект объясняет свои поступки;

4) "материальность" - предметность, конкретное воплощение в определенной мысли. Бинсвангер настаивал, что на это измерение ориентирована индивидуальная система классификаций клиента: он может разделять мир и вещи на бледные и яркие, твердые и мягкие, четкие и аморфные, живые и неживые и тому подобное. Терапевт должен действовать в рамках предложенной пациентом классификации, какой бы экзотической она казалась ему.

По этим категориям происходит реконструкции внутреннего мира пациента в процессе психотерапии. Успешная реконструкция не просто воспроизводит его бытия, но и дает возможность терапевту войти в этот мир, понять его, то есть увидеть плоскость жизни клиента как осмысленную, исполненную смыслом - пусть даже странным и очень отличным от обычного. Именно в этом и заключается основная задача дазейн-аналитика.

Дазейн-анализ предназначен для исследования личности и ее мира еще до распределения его болезнью и здоровья. То, чего хочет дазейн-аналитик, невозможно в психоанализе: представить феномены человеческой жизни без каких-либо объяснений или классификационных схем, а просто как части экзистенции, указывающие на те сущностные модуса, в которых дазейн воспринимает, трансформирует и конституирует мир. С этой точки зрения психическое расстройство возникает как модификация базовой или сущностной структуры, как одна из многочисленных метаморфоз бытия-в-мире.

Основные труды Л.Бинсвангера касаются того, что психиатрия классифицирует как патологическое. Бин использовал понятие "экзистенциальное априори" (лат. Арriori - с предыдущего) - первичность, самоценность индивидуального восприятия мира. То, что человек испытывает, - это прежде всего и более все не впечатление вкуса, звука, запаха или прикосновения, не вещи или объекты, а значение, смыслы, которые делают экзистенцию и опыт. В смысле-матрицы, внутри которой феномены возникают и соотносятся с дазейном и конституируются самость и мир, в крайних случаях преобладает только одна тема. В таком контексте психическое заболевание или расстройство является всепроникающей однообразием опыта, гомогенность символического отклика. Это означает, что весь опыт, все восприятия, знания обедняются, а бытие переходит в состояние запущенности.

Основным дазейн-аналитическим критерием психического нарушения являются степень подчиненности свободы дазейну власти чего-то другого. В невротика такое подчинение частичное: хотя его бытие-в-мире подвластно одному или нескольким категориям, он постоянно борется за то, чтобы придерживаться собственного самоопределения. Эта борьба принимает форму дазейну, что отказывается от некоторых своих возможностей для защиты от разрушения собственного мира. Но поскольку уже сама такой отказ означает начало распада (уменьшение, сужение, опустошение) Самости, все усилия отрицают себя, и невротик чувствует себя пойманным. Попытка решить проблемы приводит к еще большему углублению их.

Психотиком идет дальше и полностью подчиняет себя власти неизвестного. Цена, которую он платит за уменьшение опыта беспокойство, - потеря собственного самоопределения. В случае психоза дазейн полностью подчиняется одному принципу мироздания: он больше не распространяется в будущее, не опережает себя, вращается по узкому кругу, в который его "забросили", снова и снова бесплодно повторяя себя. Модификация сущностной структуры - душевная болезнь - возникает из-за того, что дазейн перестает свободно относиться к собственной сути, то есть бытия теряет свою непосредственность, оно вынуждено сопоставлять себя с тем, как должно быть, как нормально (или правильно), и чувствует себя не таким, как следует, - плохим, ничтожным, ненормальным и тому подобное. Дазейн как понимание становится подчиненным том модуса запущенности бытия-в-мире, который Бинсвангер называл "самообраною несвободой".

Модель терапии Бинсвангера довольно радикальная в психиатрии. Его самые известные описания клинических случаев (Лола Фосс, Элен Вест) составляют золотой фонд экзистенциальной терапии. Однако в повседневной практике психотерапевтической помощи этот подход используют очень редко. Возможно, потому, что большинству современных людей не хватает терпения, необходимого для реконструкции жизненного мира и его полноценного понимания "с них самих, а не по каким-либо собственных представлений или теорий".

Экзистенциальная психотерапия (existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии , которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813-1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein анализ Медарда Босса.
  • Экзистенциальный анализ () Виктора Франкла .
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

  • депрессиями;
  • страхами;
  • одиночеством;
  • зависимостями, трудоголизмом;
  • навязчивыми мыслями и действиями;
  • опустошенностью и суицидальным поведением;
  • горем, переживанием утрат и конечности существования;
  • кризисами и неудачами;
  • нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
  • потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии - максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

В середине ХХ ст. наиболее влиятельным направлением современной западной философии считался Экзистенциализм , или философия человеческого существования. Известным представителем экзистенциализма, лауреатом Нобелевской премии (1957) был французский писатель и философ Альбер Камю (1913–1960). Роль и место человека в мире с точки зрения экзистенциальной философии он раскрывает в получившей широкую известность благодаря своим художественным достоинствам работе «Миф о Сизифе» – составной части «Эссе об абсурде».

Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд <…>.

Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты… Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть. Плутон не мог вынести зрелища своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть из рук ее победителя.

Говорят также, что, умирая, он решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона разрешение вернуться на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и моря, как у него пропало желание возвращаться в мир теней. Напоминания, предупреждения и гнев богов были напрасны. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов, явился Меркурий, схватил Сизифа за шиворот и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень <…>.

Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сизиф… знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу… …сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их… Они превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей…

В неуловимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает Богов и двигает камни. Он считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Камю А. Эссе об абсурде. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 90–92.

Оригинальной попыткой объединить в осмыслении сущности человека и его места в мире экзистенциалистские идеи с не менее распространенным и популярным психоанализом стали теория и практика логотерапии И Экзистенциального анализа Виктора Франкла – всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапии, автора большого количества философских, психологических, медицинских книг. Логотерапия и экзистенциальный анализ предполагают, что в ходе психотерапевтической беседы с врачом пациент сможет обнаружить в своей жизни значимый смысл и, благодаря этому, избавиться от большинства своих психологических проблем. Философские основы экзистенциального анализа раскрываются им в сборнике работ под названием «Человек в поисках смысла».

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия… Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, – поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме <…>.

Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить утерянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав Новалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, и лестница, по которой мы поднимались, упала? <…>.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан . Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее – в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в самом себе) <…>.

Смысл не только должен, но и может быть найден , и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой ситуации <…>.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь <…>.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело <…>.

…человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне <…>.

Первый [путь] – это то, что он дает миру в своих творениях; второй – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу <…>.

Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства…

Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю…

Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность <…>.

Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не охарактеризуешь – ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти – а он предвидел день своей смерти – он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером – чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха <…>.

Экзистенциальный анализ признает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особенностями…:

1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.

2. Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время Ответственным . Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу <…>.

…ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводится к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подразумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет ответственность <…>. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1991. – С. 24–43, 114–115, 173–175. 300.

1834 год. Воскресенье. Полдень. В маленьком кафе сидит молодой датчанин, курит сигару и размышляет о том, что он состарится, не оставив следа в этом мире. Возникают мысли о своих успешных друзьях. Сигара догорает. Молодой датчанин, зажигает другую и продолжает размышлять. Внезапно в его сознании возникает мысль: "Ты должен что-то сделать, но, поскольку твои ограниченные способности не позволят тебе облегчить что-либо еще более, чем оно есть, то ты должен, с тем же гуманитарным энтузиазмом, как у других, приняться за то, чтобы что-либо затруднить ". "Когда люди стремятся все на свете облегчить, возникает опасность, что станет слишком легко ", — подумал он и решил, что возможно, нужен кто-то, кто вновь затруднит жизнь. Таким образом, Серен Кьеркегор , основоположник экзистенциальной терапии открыл свое предназначение.

Найти трудности оказывается очень легко. Достаточно поразмыслить о ситуации собственного существования, стоящих перед собой выборах, своих возможностях и ограничениях, страхе перед смертью. Эти четыре фактора — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность и составляют основное содержание экзистенциальной психодинамики .

Кьеркегор обосновал понятие экзистенции , как неповторимости человеческой жизни. Он же обратил внимание на поворотные моменты в жизни человека, дающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор. Слово "существование" ("existence") происходит от корня ex - sistere , означавшего буквально "выделяться, появляться" .

Экзистенциальная психотерапия (existentialtherapy ) — одно из направлений гуманистической психологии , которое ставит своей задачей, — справиться с отчаянием человека и фокусируется на базисных проблемах существования индивидуума. В настоящее время выделяют ряд очень разных психотерапевтических подходов, обозначающихся одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа):

  • экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера,
  • Dasein анализ Медарда Босса,
  • экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла,
  • экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

В нашей стране широкое распространение получила американская ветвь экзистенциальной терапии: экзистенциально-гуманистическая психотерапия Дж. Бьюдженталя и экзистенциальная терапия И.Ялома .

Развиваясь, двигаясь вперёд, стремясь к индивидуальности, человек на своём пути может встретиться с одиночеством, его может посетить ощущение незащищённости, страх перед чем-либо. На определённом этапе жизни каждый человек сталкивается с мрачными мыслями. Первое, что он делает, когда страх становится невыносимым, — отступает, хочет раствориться в другом человеке, отрекается от своей индивидуальности. Но, это лишь мнимый комфорт. Экзистенциальная психотерапия связана с анализом ценностей человека и может помочь при любых ситуациях и жизненных затруднениях: справиться депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, кризисами и неудачами, нерешительностью . Цель терапии — принятие мироздания, максимально полноценное, насыщенное и осмысленное существование.

В экзистенциальной психотерапии за основу берутся жизненные вопросы, сама жизнь в тесной связи с окружающим миром, а не изучение проявлений психики и не симптомы. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать , — не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и размышлять о том, что вне времени — об отношениях своего сознания и пространства вокруг . Это значит размышлять о том, что мы есть , а не о том, каким образом мы пришли к тому, какие мы есть.

Большинство людей обращаются к терапевту, когда теряют что-то в себе, некий смысл. Проблемы могут завладеть жизнью человека и сделать её невыносимой, но, в любой момент есть возможность сделать шаг в пользу жизни по-другому. Человек способен понять уникальность своей жизненной ситуации, способен сделать выбор, как относиться к своему настоящему, прошлому и будущему . Он также может развить способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.

Экзистенциальный терапевт стремится понять личный мир пациента, а не установить, как именно его мир отклоняется от "нормы ". Он не дает ответов, а спрашивает и помогает человеку самому прийти к ним.

Отложите все дела, сядьте, расслабьтесь и подумайте о своей жизни, своём существовании в этой жизни. Ответы внутри человека .

Человек может быть тем, кем он решил быть . В самом его существовании заключена возможность выйти за пределы самого себя и выйти решительно. Такой выход всегда сопряжён с риском и неопределенностью, но, "игра стоит свеч ". Как писал Сартр , — "человек — это не мох, не плесень и не цветная капуста".

Жизнь — это искусство. Каждый из нас обладает талантом жить, а экзистенциальная терапия лишь помогает человеку войти в новую фазу развития этого таланта .

Вы хотите жить полной жизнью? Так в чём же дело?

Каждому человеку дано во владение его бытие, при этом, на него возлагается и полная ответственность за существование. Это оптимистическая новость. Единственное, что позволяет человеку жить, — это действие.

"Изначально у меня были сомнения, что психотерапия может помочь, но, оказывается, она помогает ", — это слова человека, решившего изменить свою жизнь. В чём же она ему помогла? Он начал жить осмысленной, полноценной, насыщенной жизнью.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философская основа

Философской основой экзистенциальной терапии служит, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя . Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности.

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй,

«варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности: с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента .

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт-пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента. Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу.

«Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой", говоря словами Бинсвангера».

Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения - это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта - не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях . Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное . Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии - не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно. Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время - утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства . Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний. Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание. Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента.

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, - то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы - отличается от объекта большинства традиционных подходов. Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным.



Статьи по теме: