Зачатие пресвятой. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Праздник, в который чтится беременность

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь (Лк. 8, 16-18).

Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 22-31).

Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, той Жены, Семя Которой - Спаситель мира Христос - сотрет главу змия. Помимо радости исполнения пророчества, данного людям еще в раю, этот праздник учит нас верить, надеяться и не сдаваться в духовной брани, даже если нам кажется порой, что мы духовно бесплодны. Ведь св. прав. Иоаким и Анна состарились в молитвах, терпя от окружающих поношения за бесчадность, прежде чем Бог услышал их мольбу. Зато дарованный им за терпение в вере плод чрева превзошел в славе и совершенстве не только всех живших на земле людей, но и бесплотных Ангелов, ибо от их Дочери, Которую ублажают все роды, произошло спасение миру.

Мы же, идущие духовным путем, когда вдруг увидим, что из мира обычных людей, из Египта страстей мы уже вышли, а в Землю Обетованную еще не пришли, застряв где-то в бесплодной пустыне, начинаем унывать и завидовать тем, кто преуспел в мирских делах. От этого наша надежда ослабевает, вера колеблется, а враг, пользуясь моментом, всевает различные сомнения.

Но не надо забывать, что наши цели неизмеримо выше и требуют больше сил, трудов и великого терпения, причем терпеть надо не только других, но и себя. Как небо отстоит от земли, так и духовное совершенство превосходит по ценности все мирские цели. Да оно и вообще недостижимо своими силами без Бога, а чтобы получить Его помощь, надо тысячу раз смириться, иначе Он не будет жить и действовать в нас.

Сегодня мы чтим память и другой святой Анны, матери пророка Самуила, житие которой не менее поучительно и говорит о том же. Она была второй женой своего мужа и, в отличие от первой, много лет не могла дать ему детей, но не унывала и продолжала молиться с верой. Один раз, когда она молилась на ступенях храма, беззвучно шевеля губами и обещая посвятить Богу будущего ребенка, священник Илий даже подумал, что она пьяна. Так выглядит наша вера в глазах рационального рассудка. Но она, будучи пророчицей, ответила: «Нет, я не пьяна, но изливаю душу свою Господу». Бог щедро вознаградил ее твердую веру и надежду, даровав ей не только небесный плод - славу Израиля, последнего судью и пророка Самуила, - но и земную радость, ибо после она родила мужу еще троих сыновей и двух дочерей.

Поистине, «возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами , - как говорит сегодня апостол Павел словами пророка Исаии, - потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ». Господь иногда намеренно оставляет Своих чад, чтобы они научились действовать самостоятельно. Духовный плод требует больше времени для созревания, но достоинство его в очах Божиих несравненно выше. Да, христианский и, особенно, монашеский подвиг не виден снаружи и непонятен людям мира, но рано или поздно он проявится и засияет.

Об этом как раз говорит сегодняшнее Евангелие: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет ». Так и Бог, призвав нас на этот путь, позаботится, чтобы свет наших душ был виден, здесь ли, или в Царстве света. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным… » Это относится и к скрытой добродетели, которой суждено обнаружиться, и к тайным грехам. Если с ними не бороться и не каяться в них, они окрепнут и когда-то станут явными всем. Евангелие дня напоминает об Иуде, который настолько был ослеплен страстью сребролюбия, что не постыдился предать своего Друга и Учителя, погубив свою душу и став самым презренным в истории человеком.

Итак, Господь призывает нас не ослабевать в вере и в духовном подвиге, надеясь на Бога и не обращая внимания на насмешки, непонимание людей мира. Но что говорить о занимающихся «землей» или язычниках, если даже представители главных монотеистических мировых религий не вмещают своим умом сути и величия православия?! В апостольском чтении на Зачатие св. Павел проводит глубокую аналогию между двумя Заветами Бога с человеком и детьми патриарха Авраама. Один его сын, Исмаил, был рожден от рабыни Агари, а другой, Исаак, - от свободной, т.е. от Сарры. Первый рожден по плоти и обречен быть рабом плоти и буквы, а второй появился чудесным образом по обетованию, чтобы наследовать свободу. К чадам Агари Апостол относит иудеев, пребывающих в рабстве закону и плоти, чад нынешнего Иерусалима, к которым позднее присоединились и собственно агаряне - мусульмане, которые в своей религиозности тоже ограничиваются исполнением определенных обрядов, пребывая в узах плоти.

Мы же, чада Нового Завета, свободны от буквы закона и не привязаны к плоти, потому что Христос освободил нас, сделав духовными. Наша мать - Вышний Иерусалим, Святая Церковь - рождает детей не для мира сего, в глазах которого она выглядит неплодной и нерождающей, бесполезной, а для Неба. И чад этих гораздо больше, потому что они святы и славны пред Богом, а это условие вечной жизни, в то время как большие по численности чада земли, удалившись от Бога, не реализовали себя в вечности.

Что же советует Апостол чадам света? Словами Писания он говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ». Т.е. изгони из своей души страсти как рабство плоти, изгони формализм и юридизм как рабство форме, букве и преданиям человеческим. Все это мертвит, уводит от жизни, в то время как дух животворит. Стань духовным, а значит, подлинно свободным, и тогда будешь многоплодным и многочадным и наследуешь Божие достояние, вечное Царствие Христово, уготованное мудрым, верным, терпеливым и твердо уповающим на Бога, спасающего возлюбивших Его. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

    О Русской духовной миссии История Миссии Образование и просвещение Персоналии
  • Проповеди
  • Пресса о нас

Расписание богослужений и требы

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

Если у супружеской пары нет детей по причине бесплодия, и врачи ликвидировать эту проблему бессильны, остается надеяться только на чудо. Но для того, чтобы это самое чудо произошло, необходимо обратиться с соответствующей просьбой к Высшим силам. Люди из среды православных христиан знают, кому следует адресовать свою сокровенную просьбу о даровании дитя: верующие в единого Бога всегда молились в таких ситуациях праведным Иоакиму и Анне . Данные супруги являлись родителями Пресвятой Богородицы, и у них самих при жизни земной очень долго не было детей. 22 декабря Церковь отмечает важный праздник – Зачатие Пречистой Девы Марии.


Предыстория события

Праведная Анна происходила из рода Ааронова, колена Левиина. Она являлась родной дочерью священнослужителя, носившего имя Матфан. Супруг будущей матери Богородицы принадлежал к дому царя Давида, роду колена Иудина. Именно из последнего должен был произойти, согласно древнему предсказанию, Спаситель. Как видим, напророчивший сие не ошибся.

Местом обитания супружеской четы был город Назарет. Муж и жена страдали бесплодием и сильно переживали по этому поводу, поскольку считали такое положение дел наказанием Господним за грехи. Тем не менее, Иоаким и Анна продолжали из года в год усердно молить Бога о ниспослании им счастья стать родителями. Регулярно они жертвовали в пользу нищих и главного храма Иерусалима львиную часть собственных доходов – 2/3.


Однажды в земле иудейской случился большой праздник. А в крупные религиозные даты верующие обычно приносили Творцу дары, которые оставляли в стенах уже упомянутого выше иерусалимского храма. Так поступил и праведный Иоаким. Однако первосвященник не принял жертву верующего, поскольку решил, будто на бездетном мужчине не может лежать Божье благословение. Разумеется, произошедшее несказанно омрачило настроение праведника. Святой изучил свою родословную и выяснил, что лишь у него одного нет продолжения. Тогда Иоаким решил не возвращаться домой. Он отправился в пустыню, где жил на протяжении 40-ка дней, пребывая в строгом посте и пламенных молитвах, возносимых к Господу.


Праведная Анна, не дождавшись мужа, чуть позже узнала о свершаемом тем подвиге. Бедная женщина остро ощущала свою вину за то, что в их семье нет детей. Как-то взгляду ее открылась такая картина: на дереве птица свила гнездо, а в нем сидели совсем крохотные птенчики. Сердце Анны стиснула ледяная рука печали, и она в отчаянии взмолилась Творцу об исцелении от бесплодия. Взамен праведница пообещала Господу отдать младенца в услужение Высшим Силам. И – о, чудо! – после произнесения этих слов явился святой Анне Ангел Божий, который сообщил женщине об исполнении ее просьбы. Посланец небесный открыл праведнице, что у нее родится дочь по имени Мария, и благодаря этой девочке все человечество получит благословение Господне.

Зачатие Божией Матери

Услышав радостную весть, святая Анна пошла в храм Иерусалима , из которого первосвященник прогнал ранее Иоакима с его дарами. Находясь в Божьем доме, праведница повторила слова данного ею обета и возблагодарила Творца за оказанную им милость.

Между тем Ангела увидел в своей пустыне и Иоаким. Слуга Божий послал праведника в Иерусалим, где в тот момент находилась жена святого. Когда супруги встретились на Святой Земле, Анна зачала от мужа ребенка, коего даровал им сам Бог. В Иерусалиме же Дева Мария и появилась на свет спустя 9 месяцев. Надо отметить, что ко времени разрешения от бесплодия праведные супруги находились уже в преклонном возрасте. Но для Творца количество лет, прожитых человеком, не имеет значения – чудо, как видно из описанных событий, может случиться на любом отрезке жизни простого смертного, тяготеющего к Божественной силе.


Праведная Анна скончалась 79-летней старицей. До самой смерти своей она пребывала рядом с дочерью в храме, где Мария воспитывалась. Иоаким преставился чуть раньше в возрасте 80-ти лет.

Иконография праздника

Дате 22 декабря, знаменующей в православном христианстве зачатие матери Иисуса праведницей Анной, посвящено три святых образа. Один из них именуется так: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». На втором святом полотне изображена праведная мать Богородицы, которая держит свою маленькую дочь на левой руке.

Наконец, на третьем образе можно узреть Пречистую Деву, ногами попирающую ползучего гада. Данный образ представляет наибольший интерес для зрителя. Божья матерь на нем изображена иконописцем парящей в воздухе с распростертыми, как крылья, руками. Под ногами же Пречистой расположен шар, на котором возлежит змей. Нетрудно догадаться, что в образе гада художник запечатлел самого сатану. Заложен в него и дополнительный смысл: змей – это падшие предки Божьей Матери. Довершают святой образ изображения праведных родителей Марии. Богоотцы написаны на иконе с руками, сложенными в молитве.

Религиозная дата в народной традиции

Рассматриваемый нами в рамках данной статьи праздник у наших предков назывался совсем иначе: «Анна темная». Существовали у даты и другие, синонимичные наименования: «Анна бездетных», «Анна зимняя». 22-й день первого месяца зимы считался славянами наиболее непродолжительным по сравнению с остальными. Русичи полагали, будто с него стартует сезон холодов. Украинцы отмечали 22 декабря новогодний праздник. Белорусы были уверены, что с этой поры до лета уже рукой подать.

В те далекие времена день Зачатия Пресвятой Девы Марии имел основополагающее значение для женщин в положении. Беременные должны были на протяжении всего дня 22 декабря держать строгий пост, не браться ни за какую работу, не покидать без особой надобности стены собственной дома. В общем, на вынашивающих под сердцем дитя особ женского пола накладывалось в праздник Анны Темной обязательство пуще зеницы ока беречь младенца. Кроме того, именно 22 декабря беременные женщины горячо молились Богу о быстром и легком разрешении от бремени.


С этой религиозной датой в народной традиции связано множество примет. Например, считалось, что с 22 декабря волки начинают сбиваться в стаи. Это поверье увековечено в пословице: «На Зачатие св. Анны волки стадятся, а после Крещения разбегаются». Суеверные русичи были глубоко убеждены в том, что в день Зачатия силы добра вступают в схватку с силами зла. А пчеловоды проводили в указанный праздник своеобразный ритуал на увеличение плодовитости своих подопечных и производимой ими продукции. По окончании литургии они отправлялись в помещения, называемые омшанниками, шевелили ульи и приговаривали: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостливого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дело; зачинайте же белые и жёлтые воски и густые меда Господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу Божию, в пожиток».

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.

[слав. греч. ῾Η σύλληψις τῆς ῾Αγίας ῎Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной.

Событие

в честь к-рого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них будет ребенок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через 9 месяцев у них родилась дочь - Пресв. Дева (подробнее о событии см. в ст. Иоаким и Анна).

История праздника на Востоке

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон прп. Андрея Критского († 740) (PG. 97. Col. 1305-1315; проповедь на этот праздник, надписанная в нек-рых рукописях именем прп. Андрея (CPG, N 8224), принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому - см.: BHG, N 1148g) и гомилия пресв. Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem Sanctae Deiparae // PG. 96. Col. 1459-1499). Однако, как отмечает Иоанн, праздник З. А. Б. в его время еще не был известен повсеместно (Ibid. Col. 1499). Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.). В IX в. количество свидетельств о празднике З. А. Б. резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди (PG. 100. Col. 1335-1402) и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского (cм., напр.: Toscani, Cozza-Luzi. 1862). В 1166 г. имп. Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в к-рые запрещено работать (RegImp, N 1466).

Гимнография

В период Авиньонского пленения папы Римские часто совершали мессу в церкви ордена кармелитов, которые праздновали З. А. Б. После возвращения в Рим торжество было введено и там. Служба праздника во многом повторяла службу Рождества Девы Марии (8 сент.), включая отдельные песнопения и чтение Апостола, Притч 8. 22-35 и Евангелия - Мф 1. 1-16.

Окончательному признанию праздника в католич. Церкви способствовало решение Базельского Собора относительно учения о Непорочном зачатии (оно было принято в 1438, т. е. уже после закрытия Собора папой Евгением IV). В 1475 г. против учения о Непорочном зачатии выступил доминиканец Винченцо Бальделли. В ответ на его трактаты папа Сикст IV (прежде монах ордена францисканцев) буллой «Cum praecelsa» (1477) одобрил службу, составленную на этот праздник протонотарием Леонардо Ногароли. В новой службе чтение Мф. 1. 1-16 было заменено чтением Лк 11. 27-28, а для антифонов и градуала были использованы тексты из кн. Песни Песней Соломона. Если прежде основной темой службы было противопоставление Евы и Девы Марии, то теперь акцент был сделан на обосновании необходимости Непорочного зачатия для домостроительства спасения.

В 1480 г. Сикст IV издал бреве «Libenter», в к-ром одобрил новую службу, составленную францисканцем Бернардино ди Бусти. Эту службу отличало обилие символики и метафор (Дева именовалась храмом, святилищем, дворцом, солнцем, звездой, розой, лилией, источником вод и т. д.). В 1482 и 1483 гг. были изданы 2 декрета «Grave nimis», запрещавшие называть праздник З. А. Б. еретическим. Тридентский Собор не выносил определения относительно учения о Непорочном зачатии, сохранив решение Сикста IV в силе. При этом статус праздника З. А. Б. в литургических книгах, изданных папой Пием V , был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование З. А. Б. на всю католич. Церковь, добавив празднование октавы (отмененной папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 дек. праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» (Непорочное) было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII , Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом еп-стве по запросу правящего епископа (в 1843 с таким прошением обратились к папе доминиканцы , главные противники учения о Непорочном зачатии).

В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие франц. литургист аббат Проспер Геранже), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу к-рой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт 3. 9-15. 20; Еф 1. 3-6. 11, 12; Лк 1. 26-28) и особая префация праздника. В наст. время праздник имеет статус «Торжество» (Sollemnitas).

Лит.: Toscani Th., Cozza-Luzi G., ed. De Immaculata Deiparae Conceptione Hymnologia Graecorum. R., 1862; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. Церкви. СПб., 190110. М., 1996р. T. 1. С. 109-112; Bishop E. On the Origins of the Feast of the Conception of the Blessed Virgin Maty // Idem. Liturgica Historica. Oxf., 1918. P. 238-259; Cecchin A. M. La concepzione della Vergine nella liturgia della Chiesa occidentale anteriore al sec. XIII // Marianum. R., 1943. Vol. 5. P. 58-114; Davis H. F. The Origin of the Devotion to Our Lady"s Immaculate Conception // Dublin Rev. 1954. Vol. 228. P. 375-392; Van Dijk S. J. P. The Origin of the Latin Feast of the Conception of the Blessed Virgin Mary // Ibid. P. 251-267, 428-442; Gagov G. L"ambiente liturgico e culturale inglese a favore dell"Immacolata e Giovanni Duns Scotus // Virgo Immaculata: Acta Congr. Mariologici-Mariani Romae anno MCMLIV celebrati. R., 1955. Vol. 4. P. 74-89; Bouman C. A. The Immaculate Conception in the Liturgy // The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame (Ind.), 1958. P. 113-159; Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Camb.; N. Y., 1990.

Е. Е. Макаров, А. А. Ткаченко

Зачатие Богородицы (греч. Ευλληπσις τής ‘αγιας και θεοπρομητορος Aννας -зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) - праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери - Богородицы. Празднование совершается 22 декабря (по новому стилю).

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно. Учитывая, что уже в VIII-IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то вероятно праздник имеет древнее происхождение. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу тех религиозных праздников в которые запрещено работать.

Событие праздника

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у благочестивой семейной пары - Иаокима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия - 9 декабря (по Юлианскому календарю) установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без мужа, но это несправедливо».

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием, протестантизмом и более мелкими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря, имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия.
  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.






Статьи по теме: