Соединение о е в сложных словах примеры. Соединительные гласные
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
В качестве служебных морфем соединительные гласные (интерфиксы) о/е выделяются лишь в производных основах сложных слов. Это свойство резко отграничивает их от суффиксов и приставок, которые могут быть как в сложных, так и в простых словах. В отличие от суффиксов и приставок, которые могут быть как словообразовательными, так и формообразующими аффиксами, соединительные гласные о/е являются специфически словообразовательными морфемами. В отличие от суффиксов и приставок, имеющих всегда (если они являются регулярными) определенное лексико-грамматическое значение, соединительные гласные о!е обладают таким значением, которое выступает как чисто словообразовательное и сводится к выражению идеи соединения. По своей семантике (совершенно независимой в отличие от значения суффиксов и приставок от образующих основ) соединительные гласные о/е аналогичны соединительным союзам.
В отдельных случаях соединительные гласные о/е приобретают характер семантически пустых звуков, появляющихся в слове лишь
в силу фонетических причин. Так, если в словах железобетон, рыболов, сухофрукты соединительный гласный о - связочная морфема, обусловленная определенными правилами словообразования (сложение полных основ и слов осуществляется, как правило, с помощью соединительных гласных), то в слове технорук он, со словообразовательной точки зрения, представляет собой явление незаконное (ибо сложение сокращенных основ осуществляется без посредства соединительных гласных о/е; ср.: политрук, военрук, физрук) и никакого значения не имеет. Звук о здесь лишь средство избежать неудобопроизносимого стечения согласных (технрук - технорук).
Соединительные гласные о/е выступают чаще всего как фонетически обусловленные варианты: если первая основа сложения оканчивается на парный твердый согласный, то в качестве соединительного гласного выступает о (растворомешалка, водовоз и т. д.); если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, на твердый шипящий или ц, то используется соединительный гласный е (мореплаватель, пешеход, овцевод и т. д.). Появление е после твердых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV-XV вв., когда отмечаемое словообразовательное правило употребления о/е было уже прочной традицией.
Однако в целом ряде сложных слов, первая основа которых оканчивается на мягкий согласный н, р, т или в, на месте ожидаемого е наблюдается «незаконное» о: коновязь, зверолов, звероподобный, каменотес, каменоломня, честолюбие, властолюбие, костоед, плотоядный, кровообращение, кровопийца, кровожадный, песнопение, баснописец и т. д. Рядом с такого рода словами существуют и слова, где после той же первой основы закономерно появляется соединительный гласный е: коневод, конезавод, камнеобработка, камнерезный, костедробильный, кровеносный, песнетворчество и т. д. Все эти слова являются значительно более поздними образованиями, нежели родственные им по первой основе слова с соединительным гласным о.
О безраздельном господстве словообразовательной модели с о/е в производстве сложных слов свидетельствуют прежде всего многочисленность и разнообразие типов сложений с о/е по сравнению со сложениями без соединительной гласной. Почти все новообразования сложного характера, появившиеся в последнее время (как среди существительных, так и среди прилагательных; в сфере глагола способа сложения не наблюдается), являются словами с соединительными гласными о/е.
Соединительные гласные о/е необходимо четко отграничивать от явлений, внешне их напоминающих. Так, слова малоупотребительный, дикорастущий, нижеследующий и т. п., возникающие при помощи лексико-синтаксического способа словообразования (о нем см. § 31), соединительных гласных не содержат: о/е в них являются наречными суффиксами (о - словообразующим, е - формообразующим). В словах автозавод, велогонка, авторегулятор, метеосводка о является такой же неотъемлемой частью сокращенных основ (автомобильный, велосипедная, автоматический, метеорологическая), как согласные ф, т, р в словах профсоюз, партактив, зарплата. В фонетическом отношении для соединительных гласных о/е характерна безударность. В сложных словах ударение всегда наблюдается на корневых морфемах (пылесос, водопровод, морозоустойчивый, машиностроение и т. п.).
Соединительные гласные о/е как значимые части слова могут быть выделены, естественно, только в том случае, если анализируемое слово осознается как сложное. Если же слово пережило процесс опрощения или переразложения, то никаких связочных морфем в нем нет. Так, не выделяются уже в качестве значимых морфем соединительные гласные в словах столпотворение (возникло путем эллипсиса на базе фразеологического оборота вавилонское столпотворение), дикобраз (сложение дикий и образ), кругозор (сложение круг и зор - от зреть), психолог, библиотека и т. д. Соединительного гласного нет в некоторых сложных словах, испытавших процесс выпадения одного из слогов, например: табакур, знаменосец (первоначально табакокур, знаменоносец).
Русский язык
6 класс
33. Соединительные о и е в сложных словах
Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней . Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.
Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая - после мягких согласных, шипящих и ц !
167 . Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.
Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.
168 . Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.
И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.
169 . Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым из них. С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Определение
Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образование и варианты написания
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.
Слова с соединительной "о"
Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:
- железнодорожный;
- фабрично-заводской;
- лесостепь;
- народно-освободительный;
- железобетон.
Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".
Слова с соединительной "е"
Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:
- древнерусский;
- пешеход;
- овощехранилище;
- птицелов;
- кожедел;
- кашевар;
- общежитие;
- путешественник;
- бурелом;
- дождемер.
Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".
Варианты основ
Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.
Когда соединительная гласная не нужна
В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:
Правописание сложных слов
Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.
Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)
Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)
Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово
Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.
Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний (Слайд 4)
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Веселые стихи
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )
III. Новый материал
Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
1. Исследовательская работа
Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)
Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).
Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?
(Слайд 6)
А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
Какие слова называются сложными?
Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний
Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.
Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.
1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)
Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.
2. Словарная работа (Слайд 9)
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Уровень «4»
«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.
4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
Уровень «4» (Слайд 10)
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.
5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)
Любая профессиональная деятельность требует от человека:
- Человек, который любит труд.
- Человек, который любит знания.
- Люди, которые помогают взаимно.
- Человек, который стремится к цели.
6. Подбери антоним (Слайд 13)
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)
1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.
9. Работа с карточками. Проверь себя
10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)
Уровень «5»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ |
2)______________________ |
3)___________________________ |
4)______________________ |
5)___________________________ |
6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
Уровень «4»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.
Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)
V. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Что нового вы узнали?
Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)
- Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
- Упражнение № 168.
- Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
- Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.
Литература
- Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
- В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
- Русский язык. Первое сентября.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.