О красном вечере задумалась дорога эпитеты. Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога: Стих. «Неуютная жидкая лунность…»

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина

Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.

Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.

Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.

Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.

В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения С. А. Есенина "О красном вечере задумалась дорога"

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне. Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее. А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни. Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств. Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным. Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет.
В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях. Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения. Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор.
Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали. Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства. Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению. Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Анализ стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...»

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» написано в 1916 году, а впервые было опубликовано в Петербурге в 1-м номере сборника «Скифы» за 1917 год. Для творчества Есенина 1910-1917 годов характерны аналогии между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы быта, явления природы. Для произведений этого периода характерна специфическая образность, связанная с деревенской природой и крестьянским бытом, народным творчеством и древнеславянской мифологией.

Небольшой объем стихотворения позволяет привести его полностью:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору:

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя вздохом тощим, Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисает с губ кивающих коров.

Данное стихотворение - это размышление поэта, его воспоминание, в котором раскрывается душевный мир поэта, созерцающего тихую красоту осеннего вечера в деревне. Доказательством того, что воспоминание здесь играет важную роль, является повторяющееся трижды неопределенное местоимение «кто-то». С ним связан мотив ухода («сгинувшем в ночи») и невозвращения («кому-то пятками не мять по рощам...»). Это один из устойчивых мотивов лирики С. Есенина, так он говорит о себе самом - ушедшем из мира естественного, природного, который связан у него с деревней, сельской жизнью. Тесная связь автора с миром природы подчеркивается тем, что ветер «шепчет» об оторванном от деревни герое, вспоминает о нем. В тексте есть еще один образ, связанный с образом «кого-то» - это образ «желтоволосого отрока», так называет себя поэт в переходный период от детства к юности, скорее всего, все стихотворение - это деревенский мир, увиденный глазами ребенка-отрока, где все кажется необычным, фантастическим (изба - это беззубая старуха, холод крадется, а солома охает, где зола зеленая, а печь розовая). Одушевление всего окружающего - естественная данность детского восприятия: перед нами созерцающий отрок, погруженный в состояние наблюдения над бытом и природой, где все предметы и явления понятны, знакомы и по-матерински ласковы к нему.

Картина жизни, нарисованная автором в стихотворении, достаточно статична: из 101 слова, употребленных здесь, лишь 10 глаголов, причем, по своей семантике - это не глаголы активных действий, они навевают покой и сон: «задумалась», «жует», «шепчет», «охает», «целует» и др.

Стихотворение состоит из 20 строк, объединенных в пять четверостиший. Основной размер этого стихотворения - разностопный амфибрахий, в основном трехстопный, оно написано ямбом с пиррихием. Рифма в первых и третьих строках каждой строфы - мужская, а во-вторых и четвертых - женская. Насыщенность многосложными словами придает стихотворению медлительность, особую задумчивость, напевность, что также работает на авторскую идею - не требующее суеты рассуждение-воспоминание о вечере, осени, жизни...

Выделив основные, опорные слова в каждой строфе, мы можем воссоздать следующую картину: 1) Вечер, 2) Холод и одиночество, 3) Кого-то нет, 4) Вздох, 5) Покой и дрема. Связывая их в единый сюжет получаем: осенним вечером, «ласковым и кротким», когда природа и человек спокойны, в этот мир вторгается воспоминание о ком-то, оно вносит в мир гармонии сожаление «о сгинувшем в ночи», вырывается «тягучий вздох». Но сила природы такова, что она поглощает эту печаль, превращая ее в «покой и дрему».

Обращает на себя внимание тот факт, что чрезвычайно активны здесь цветообозначения, причем можно выделить доминирующие для каждой строфы цвета. Первая строфа - красная и не просто красная, а ярко, огненно-красная (это «красный вечер»: вечер - закат солнца = красный сам по себе + усиленный эпитетом «красный», цветовой эффект здесь в свою очередь усиливается красной рябиной, которая подобно костру пылает на кустах.

Вторая строфа - желтая. Время идет, «красный вечер» угасает, уже «холод крадется мглой», но природа еще не охвачена темными, мрачными красками, она золотисто-желтая: «овсяный двор» как бы наполнен цветом сухой соломы, спелого зерна; «желтоволосый отрок» «лучит глаза», где глагол «лучит» тоже связан с золотистым цветом, цветом солнечного лучика.

Третья строфа - это цвет еще более глубокого заката как бы в его последней, завершающей стадии: свет заходящего солнца уже очень слаб, падая на серый, он удивительно преображает все вокруг: зола становится зеленой, а печь розовой.

В четвертой строфе золотистый цвет еще присутствует («золото травы»), но он уже не «сверкает», а тускнеет рядом со «щербленым листом», появляется сова - ночная птица.

В пятой строфе - кругом мрак, хмурые краски: «все гуще хмарь». Наступает поздний вечер. Темнота настолько густая, что уже ничего не видно. И последнее указание на цвет в этом стихотворении - это последний угасающий отблеск: «дорога белая узорит скользкий ров».

Цветовые эпитеты органично вплетаются в ткань произведения, с помощью цветописи поэт создает пластические зрительные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку. В данном стихотворении 7 цветообозначений: красный, желтый, золото, розовый, синий, зеленый, белый. По количеству - это целый цветовой спектр с различной символикой: традиционно красный - цвет тревоги, крови, опасности, у Есенина становится цветом солнца, дающего жизнь. Здесь возникает ассоциация с древнейшим значением этого слова - красный = красивый. Золотой цвет здесь символизирует увядание («золото травы»), но с дополнительным оттенком, основывающемся на ассоциативной связи - золото = дорогой, бесценный. Поэтому выражение «щербленый лист и золото травы» - это не только тоска и печаль по родной деревне, здесь в подтексте то, насколько это было дорого лирическому герою. Символы заключены и в строке «зола зеленая из розовой печи». Создается образ русской патриархальной деревни, символом которой является печь. Зола, как известно, символ смерти, тлена, праха (см. «Словарь символов»), но в сочетании с необычным цветом «зеленая», который символизирует жизнь, процветание, выражение приобретает иной смысл, который подкрепляется эпитетом «розовый» по отношению к печи (розовый цвет - цвет надежды, мечты). Думается, что в подтексте этой строки - мечта Есенина о возрождении патриархальной России, «Руси уходящей». По-своему «работает» на эту идею и синий цвет - «синь стекла», сквозь которое взирает на мир «желтоволосый отрок». Синий и голубой цвета символизируют у славян чистоту и ясность. В этих строфах закодирован, как нам кажется, следующий смысл: деревенская Россия, «Русь уходящая» - чистое, ясное начало. Поэт тревожится о ее судьбе, печалится о судьбе Родины, мечтает о ее возрождении. Эта мысль подкрепляется и символом дороги, которая композиционно обрамляет текст стихотворения: ею оно начинается и заканчивается. Дорога нас приводит в деревню, к старой избе, но она же и уводит нас в новый мир, как бы соединяя эти два мира. В русской фольклорной традиции дорога - символ судьбы, жизненного пути. И если в начале стиха дорога ассоциируется с красным цветом (волнение, тревога), то в конце она белая (цвет чистоты, невинности), однако образ восприятия осложняется тем, что рядом с белой дорогой проходит «скользкий ров» - грязный, опасный. Здесь также размышление о судьбе Родины в ее переломный момент, тревога за нее, осознание опасности. Поэт представляет Русь (для него это прежде всего деревня) как чистую и белую дорогу, он верит в ее ясную судьбу, несмотря на попытки сил зла ввергнуть ее в пропасть («ров»). Таким образом, сочетания слов с обычным, известным значением дает необычный синтез, не объяснимый простым сложением смысл, который активно строит авторскую идею.

Вернемся теперь к игре цвета в этом стихотворении. С наступлением ночи цвета перестают различаться, на смену им в стихотворении приходит звук. Солнце быстро закатилось, вечер из «красного» превратился в хмарный, темный. Мы на какое-то время стали слепыми, поэтому обострился слух: мы не просто слышим «тягучий вздох», но и различаем в нем ныряющий тощий звон, слышим, как «нежно охает ячменная солома». В последней строфе почти все воспринимается на слух. Мы легко представляем себе картину деревенского вечера, все его приглушенные звуки и шорохи, которые отчетливо слышны в наступившей тишине ночи. Есенин мастерски использует для этого различные повторения согласных звуков (аллитерации), которые орнаментально выделяют и скрепляют важнейшие слова и фразы: [с] Сквозь синь стекла желтоволосый отроку [з] Зола зеленая из розовой нечи; [глухие и шипящие звуки] - Жует пахучий мякиш тишины; И нежно охает ячменная солома и т.д.

Лексический состав стихотворения богат (очень мало слов в тексте повторяется, в основном это оригинальные словоупотребления) и стилистически разнообразен: изобилие нейтральной лексики, окказиональные слова (лучит глаза, узорит дорога), разговорная лексика (изба-старуха, тощий, охает), диалектизмы (повет), книжная лексика (отрок) и т.д. Однако поражает то, что за счет сравнительно простой лексики создается широкая и объемная художественная картина. Достигается это прежде всего благодаря нестандартным сочетаниям слов, метафор: «кусты рябин туманней глубины», изба жует мякиш тишины, зола обнимает трубу, «вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв», дорога узорит, солома охает и т.д. Нестандартные сочетания и позволяют извлекать такой смысл из стихотворения, который гораздо шире суммы смыслов слов, входящих в него.

Основным приемом в стихотворении является метафора - из 19 эпитетов более половины являются метафорическими. По сути дела все стихотворение можно рассмотреть как одну распространенную метафору-текст. С помощью метафор автор делает стихотворение более образным, экспрессивным: холод у него крадется, ветер шепчет, вздох целует и т.д. Это позволяет Есенину создавать цельные, емкие образы. Показательно в этом отношении двустишье:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Этот образ включает в себя зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные ощущения: челюсть порога жует - этот образ зрим, мякиш ассоциируется с мягким на ощупь, но и имеет при себе «обонятельный» эпитет пахучий. Такой способ построения образа не просто делает стихотворение более образным, но и позволяет поэту раскрыть свое душевное состояние во всей ее глубине и сложности.

В этом стихотворении уже есть все, что у позднего Есенина становится традиционным, здесь присутствует дух поэта: присутствуют его традиционные образы (деревня, «желтоволосый отрок», ветер, дорога) и цвета (синь стекла, золото травы, солома = желтый цвет, туманная глубина). Здесь «обкатывается» оборот, ставший хрестоматийно-известным («Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...», в этом стихотворении его вариант - «...уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы»).

Таким образом, используя различные языковые средства и приемы, поэт не просто создает цельную, зримую картину деревенского вечера с живой и трепетной природой, где все вздыхает, охает, но говорит о своем душевном состоянии, настороении, которое передано как воспоминания «желтоволосого отрока», здесь же звучит тревога за судьбу Руси, вера в ее будущее.

Мищенко С.Н.

С. Есенин. Лирика.

«Гой ты, Русь, моя родная…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»,
«Низкий дом с голубыми ставнями», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Поет зима - аукает», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Письмо матери».

Особенности художественного мира Есенина.

Особенность художественного мира Есенина в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы. Вот почему основной его художественный приём – олицетворения различных типов: оживление всего неживого – и обратный олицетворению приём – наделение образа человека природными характеристиками. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень».

Образ Родины в лирике.

Ранние стихи: «Гой ты Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…»., «Берёза».

Из зрелой лирики - «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Несказанное, синее, нежное…», «Неуютная жидкая лунность…».

В теме родины, наверное, стоит остановиться на конфликте “Русь уходящая - Русь советская”, и в этом случае уместны «Сорокоуст», «Возвращение на родину».

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал С. Есенин.

В этом чувстве слилось всё самое дорогое для него: родня земля, жизнь страны, любовь к матери, к «братьям нашим меньшим». Эта тема сквозная в творчестве поэта. Её развитие связано с меняющимся мироощущением поэта, с теми историческими, политическими, социальными процессами, которые происходили в стране.



С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

В ранних стихах Есенина (1910-1914г.г.) Русь – «голубая», крестьянская, народная, «страна берёзового ситца». Поэт благословляет всё живое, ключевые слова – «люблю» и «верую». На душе у лирического героя «светло». «Край любимый! Сердцу снятся…» Здесь Есенин по-христиански смиренно принимает жизнь, продолжая пушкинские традиции. Уже в это время он создал метафорический язык. Метафора призвана подчеркнуть единство всего живого на земле, поэтому у него «сердцу снятся
скирды солнца», «вызванивают в четки ивы», «курит облаком болото».

Синий, небесный, цвет, традиционно ассоциировавшийся в художественном сознании с Богородицей, стал главным в есенинском образе деревни.

«Запели тесаные дроги…»

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

В стихотворении "Запели тесаные дроги..." выразилось интимное и религиозное чувство поэта. В первой строфе упомянуты часовни, кресты; "И на известку колоколен / Невольно крестится рука", - читаем мы во второй строфе и видим далее, как вся страна обретает храмовое, гармоничное начало, и уже степи звенят "молитвословным ковылем» (метафорический эпитет). Художественный мир в этом стихотворении динамичен. Всё в постоянном движении: дроги запели, равнины и кусты бегут, степи звенят, синь опрокинулась.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

Дорога, рябины, изба, печь, рощи, трава, солома - всё это принадлежит или крестьянскому быту, или сельскому пейзажу.

Стихотворение о гибели «голубой» Руси он назвал «Сорокоуст» - словом, обозначающим поминальную службу по умершему в течение сорока дней после смерти. Тема трагического противостояния «железному веку» решается иносказательно. Здесь город – железное чудовище – губит природу – «красногривого жеребёнка».

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

«Сорокоуст».

В 1920 году он пишет «Сорокоуст», в котором заявляет о своем неприятии машины и города.

Стихотворение открывается предчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая «тянет к глоткам равнин пятерню».Природа очень тонко чувствует приближение катастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уже некто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь под названием «стальная лихорадка». Поэт резко противопоставляет «железным» качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцу

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен как поединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедное животное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резко меняющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитых животных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники.

Сначала гармоника жалостно плачет, затем «тужиль» предстаёт уже как неотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения «несёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры

«Русь уходящая». В 1924 г. поэт предпринял попытку вписаться в "коммуной вздыбленную Русь". Он написал "Русь уходящую", в которой признал победу новой России.

«Неуютная жидкая лунность…»

Неуютная жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин,-

Вот что видел я в резвую юность,

Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь

И, внимая моторному лаю

В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю

Слушать песню тележных колес.1925

«Спит ковыль. Равнина дорогая …»Изба - это центр бытия, где протекает год за годом, сменяясь и обновляясь, естественная и размеренная человеческая жизнь, составляющая часть природы. Вокруг избы существует таинственный, чужой, полный опасностей внешний мир. Он слышен и надвигается со всех сторон: “осенний холод… крадётся…”, сгущается “хмарь”, “тонкогубый ветер… о ком-то шепчет…”, слышатся “тягучие вздохи” совы. Дом символизирует самое родное место на земле, с которым у каждого человека связано понятие “родина”; наконец, деревенский дом, “золотая бревенчатая изба”, занимает центральное место в поэтической вселенной Есенина и имеет важное символическое значение.

Лирика С.А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к про­шлому деревни, что необходимость расстаться с ним вос­принимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состо­янии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне...

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил дра­матические следы в его творчестве. Но прошлое не погло­тило поэта, живая современность оказалась намного силь­нее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыг­рала его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отра­зились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворе­ниях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизи­рует чувство любви

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случи­лось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, неж­ное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду доли­ной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина доро­гая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слиш­ком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла пос­ледствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народ­ная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской приро­де, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода про­житой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к чело­веку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встреча­ются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, неж­ное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голу­бое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозна­чает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы характерны для поэта-романти­ка, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздейст­вия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчест­ве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать кра­соту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.

Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тема стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «О красном вечере задумалась дорога» по плану, которой рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1916 году, опубликован в 1918 году в сборнике «Голубень».

Тема стихотворения – Любовь к родной земле.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».

Эпитеты - «тонкогубый», «тягучий», «нахохленный».

Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».

Сравнения - «изба - старуха».

История создания

Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревушке, ее незамысловатым, но таким любимым пейзажам.

Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.

Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».

Тема

Центральная тема произведения - любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.

Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.

Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.

В первой строфе - это дорога, кусты, обычная деревенская изба. Во второй картине мир показан глазами « желтоволосого отрока », рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.

Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ - печь, символизирующая собой домашний очаг.

В четвертой строфе лирический герой выражает печаль по кому-то, кто по какой-то неведомой причине отсутствует в этой идиллической картине.

Пятая строфа создает композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Все та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, однако в нем встречаются элементы элегии и идиллии. Это значит, что герой сожалеет о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры (« узорит скользкий ров», «мякиш тишины »), эпитеты (« тонкогубый», «тягучий», «нахохленный »), олицетворения (« охает солома», «вздох целует »), сравнения (« изба - старуха »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 226.



Статьи по теме: