Мч вонифатий в чем помогает. Молитва Вонифатию против алкоголизма. Святой мученик Вонифатий

С вятой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана (284- 305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы Он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?» Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о преждесодеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.

В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жесточайшим пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.

Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.

Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.

Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием.

Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей - пьянства и распутства.

Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Вонифатий жил во времена императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.

По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы. Подобное зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа.

Приведенный на суд к правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, его опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое затем выкупили за 50 фунтов золота и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так в точности исполнилось невольное пророчество, произнесенное святым Вонифатием перед отъездом.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика.

В этом храме на протяжении веков по молитве святого Вонифатия совершались многочисленные чудеса . Сама же Аглаида, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения. Она почила в мире тринадцатью годами позднее, предав душу Господу с верой в то, что все прегрешения ее прошлой жизни совершенно изглажены благодаря заступничеству святого Вонифатия.


Совр. церковь Сант-Бонифацио-э-Алессио в Риме.

Святой мученик Вонифатий

Святой мученик Вонифатий



(19 декабря / 1 января)



Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они, предаваясь нечистоте и пьянству, чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.

И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?" Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он, Вонифатий ответил: "Я христианин", - а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов.

На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около полутысячи человек уверовали во Христа. Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Сначала поиски были безуспешны, но наконец они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии свои дни и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.


АКАФИСТ


Кондак 1


Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному свету пришедый, приими моление наше в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем:

Икос 1


Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасивым, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да яко
грешник нераскаянный не погибнеши и пред Господем в одежде брачней предстанеши, научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:

Радуйся, жизнь за Христа отдавый;
Радуйся, страданиям Его подражавый.
Радуйся, очи своя к Богу обративый;
Радуйся, волю свою добродетелью укрепивый.
Радуйся, рабе Христов верный;
Радуйся, святый конец жития своего приемый.
Радуйся, к покаянию сердца обращаяй;
Радуйся, ко Христу, Пути Истинному, приводяяй.
Радуйся, Духом Святым просвещенный;
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный.
Радуйся, змия лукаваго посрамивый;
Радуйся, святых лик возвеселивый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 2


Видя многомятежие мире сего и печали земныя, и сия вся яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту благоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси, и ныне души всех, во гресех погибающих, к милосердому Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленно Ему возопиют: Аллилуиа.

Икос 2


Разум трезвением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный, от запада на восток из Рима пришел еси, спострадати Господу Иисусу Христу нашему, намерение святое неся, да благодать в тебе преизобилует, и нас ныне в храм Божий привлекл еси, тебе глаголющих:

Радуйся, страсти побороти научаяй;
Радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.
Радуйся, суету жизни земныя познавый;
Радуйся, страдания своя предсказавый.
Радуйся, трезвящихся отрадо и ободрение;
Радуйся, немощных волею укрепление.
Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся;
Радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.
Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый;
Радуйся, чудес сокровище неоскудевае мое.
Радуйся, научаяй нас присно возносити ум наш к Богу;
Радуйся, обретый истинную от грехов свободу.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 3


Сила милосердия Божия неизреченна на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостивно Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут, тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти вечную жизнь приял еси, научи и нас Богу пети выну: Аллилуиа.

Икос 3


Имея ныне радость вечную в Небесных Селениях, и нас грешных на земли не забываеши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же, труждающиися и обремененнии, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на Алтарь Небесный принеси, да радостно тебе зовем:

Радуйся, ближняго яко себе самого возлюбивый;
Радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.
Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый;
Радуйся, яко сего ради нощию стогны града обходивый.
Радуйся, богатыя милосердию научаяй;
Радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.
Радуйся, бедствующим и униженным добрый предстателю;
Радуйся, за обидимых и уничижаемых присный ходатаю.
Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвением прохлаждаяй;
Радуйся, вина ради обнищавшия к трезвению призываяй.
Радуйся, жены рыдающия утешаяй;
Радуйся, слезы их ко Господу приносяяй.

Кондак 4


Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов, не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему, Сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы, в житейстем мори сущии, к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, во умилении зовуще: Аллилуиа.

Икос 4


Слышим и мы евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое изживше, от глада душевнаго в себе пришед, в объятия отчие притече, в покаянии зовый: «Отче, согреших на Небо и пред Тобою». Тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвративыйся, ко Христу обратился еси. Мы же, исправлению твоему радующеся, поем ти сице:

Радуйся, глад крепок в работе страстем испытавый;
Радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго, взалкавый.
Радуйся, Пречистыя Крове Его, яко истиннаго пития приобщивыйся;
Радуйся, яко преславным мученикам приложивыйся.
Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый;
Радуйся, сердце свое горе имевый.
Радуйся, ко Господу силою Животворящаго Креста пришедый;
Радуйся, яко приял еси венец победы.
Радуйся, души нашея сокровище нетленное;
Радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.
Радуйся, красоты мира сего отбегий;
Радуйся, греховную одежду с себе совлекий.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 5


Боготечную Кровь Христову за всех нас недостойных и кровь мученическую за Христа пролиянную памятующе, сице тебе вещаше Аглаида: «Сам веси, сколь многими грехми осквернены есмы, и о будущем жития нашего небрежем, азже от божественнаго мужа слышах, яко мучеников мощи спасени е даруют, иже мученика, яко хранителя и ходатая пред Богом! имать». Имы тебе глаголем: «Ты еси наш хранитель и ходатай пред Богом нашим, ибо со Ангелы предстоиши Престолу Пресвятей Троицы поя: «Аллилуиа».

Икос 5


Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляеми, но радостно тебе зовем:

Радуйся, от страстей, яко от погибельного сна, пробудивыйся;
Радуйся, от уз греховных свободивыйся.
Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение;
Радуйся безконечныя радости утверждение.
Радуйся, зовый нас к подвигу воздержа ния;
Радуйся, ты бо знамением Креста пресекл еси страстей взыграние.
Радуйся, стяжавый себе вечное имение;
Радуйся, и нас побуждаяй к труду спасения.
Радуйся, яко винное веселие презрел еси;
Радуйся, плотския раны, яко безплотен, претерпел еси.
Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный;
Радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многостра дальный.

Кондак 6


Проповедница поклонения святым мощам явися Аглаида, госпожа твоя, страдаль че Христов, егда посла тя на восток святые мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, имиже благодеяния источаются обильно и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти, Ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа.

Икос 6


Возсиял еси нам, яко звезда незаходи мая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получивый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть. Темже и нас молитвами твоими в Горния обители приведи, тя восхваляющих сице:

Радуйся, закона Христова скрижаль богоначертанная;
Радуйся, молитв ко Господу миро благоуханное.
Радуйся, правыя веры Христовой столпе огненный;
Радуйся, честный венче заповедей Божиих, якоже камений драгих устроенный.
Радуйся, трезвения лествице небовосходная;
Радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.
Радуйся, от Господа Иисуса Христа благодать и силу приял еси;
Радуйся, яко свет Христов нам возсиявый.
Радуйся, воздержанием от грехов освещати праздники нас научаяй;
Радуйся, от смертного вина нас охраняяй.
Радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляяй;
Радуйся, тыя к новому житию призываяй.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многостра дальный.

Кондак 7


Хотя отъити от дому своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: «Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, егда его принесут ти». Вдуше твоей мысль за Христа пострадати имевый, ты Ему сокровенно молился еси, и нашу веру укрепи, да будем готови и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа.

Икос 7


Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: «Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святые имаши носити. Господь же да пошлет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим». Мы же, чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:

Радуйся, святых мощей почитателю;
Радуйся, благоговения образа нам подателю.
Радуйся, безчинств хранитися нам повелевый;
Радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.
Радуйся, известный нам помощниче;
Радуйся, святых мощей таинниче.
Радуйся, всем борющимся со грехми покровителю;
Радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.
Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения;
Радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.
Радуйся, ликом ангельским сотворивый радость и удивление;
Радуйся, духов злобы приведый в посрамление.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 8


Странно тебе бысть языческое идолослужение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждими, но апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве ко Владыце Христу, поюще всегда: Аллилуиа.

Икос 8


Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же тебе, похвалу поем:

Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный;
Радуйся, в правду Божию яко в броню облеченный.
Радуйся, яко кости твоя от ран за Христа обнажахуся;
Радуйся, яко чистота души твоея тогда открышася.
Радуйся, яко наследовал еси небесныя селения;
Радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хуления.
Радуйся, за Христа острыми тростьми прободаемый;
Радуйся, сада райскаго цвете неувядаемый.
Радуйся, яко злато горнилом язв очищенный;
Радуйся, за Христа ударенный.
Радуйся, кончиною своею Богу угодивый;
Радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 9


Всего себе Господу Богу предав, страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити, руце своя воздвигл еси к небу, моляся: «Господи Боже мой Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ныне со мною, моя страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем», тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9


Витии суемудреннии да рекут нам, како олово разжженное гортани твоея не опали, ниже инаго вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие, от Господа бо знамения победы над мучителем просил еси, и сие знамение тебе дано бысть, сего ради вси чудяхуся восклицаху: «Велий есть, Иисусе Христе, веруем, веруем в Тя, Господи», мы же славим тя, мучениче, сице:

Радуйся, яко тобою вернии просвещаются;
Радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.
Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй;
Радуйся, во страданиех призывати Бога научаяй.
Радуйся, яко мучителие тебе не превозмогоша;
Радуйся, яко страсти тебе не побороша.
Радуйся, ты бо терние грехов в себе попалил еси;
Радуйся, ты бо огнем не опален пребыл еси.
Радуйся, присно живый страстотерпче радостный;
Радуйся, молитвенниче наш благостный.
Радуйся, яко тобою очеса грехми ослепленныя отверзаются;
Радуйся, яко помощию твоею печали на радость прелагаются.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многостра дальный.

Кондак 10


Спасен быти восхотев, пламенне возжелел еси до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, Емуже и возопил еси: «Господи, Господи Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буде ми помощник, да за беззакония моя, безумно содеянныя, враг не преградит ми пути к Небеси, приими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими», и ныне вопиющими Ти: Аллилуиа.

Икос 10


Стена крепкая, козньми врага не одоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов, егда же глава твоя от телеси отсечена бысть, о, чудесе! Абие кровь и млеко из раны тоя истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с нами звати тебе:

Радуйся, яко мучения твоя зряще, множество людей ко Христу обратишася;
Радуйся, яко тебе ради на князя злобы они устремишася.
Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя;
Радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести, во гресех погребенныя.
Радуйся, нераскаянных грешников обличение;
Радуйся, волею расслабленных от вина исцеление.
Радуйся, в нощи неведения блуждающим вразумление;
Радуйся, златая удице из глубины грехов влекущая ко спасению.
Радуйся, яко от Бога в молитвах услышан был еси;
Радуйся, яко в Небеснем Царствии воцарился еси.
Радуйся, порфирою от кровей твоих облеченный;
Радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многостра дальный.

Кондак 11


Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученническими лики Пресвятей Троице предстоя, за Нюже себе предал еси, да и мы души своя, аки невесты украсивше, нетленному Жениху Христу представим со священною песнею: Аллилуиа.

Икос 11


Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи твою усеченную главу обретше плакахуся горько: «Рабе Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших», тогда лик твой, яко лучами живыми, просветися, прощение им являя, сего ради с любовию тебе зовем:

Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя;
Радуйся, любве вместилище пространное.
Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады;
Радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному Граду.
Радуйся, в смерти своей апостолом равный;
Радуйся, ревностию по Бозе преславный.
Радуйся, житейския молвы обличаяй злыя сплетения;
Радуйся, всех нас от вражия избавляяй ловления.
Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя;
Радуйся, пред Престолом Господним лампадо неугасимая.
Радуйся, по заповеди Христовой и врагов возлюбивый;
Радуйся, злословия и клеветы нивочтоже вменивый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 12


Благодать исцелений точащия мощи твои егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: «Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже владыку, и упокой добре, да грехи твоя оставятся, той бо с нами ныне в Небесных поет Всевышнему Богу: Аллилуиа».

Икос 12


Поюще чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в нем же и мощи твоя положи, и сама, богатство нищим раздавши, и пятьдесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже величая чудеса твоя, прославим тя сице:

Радуйся, душу твою сотворивый храм Богу прекрасный;
Радуйся, чудных Божиих дел книго ясная.
Радуйся, внезапныя смерти избавляяй;
Радуйся, скорбныя жены от злых пианиц ограждаяй.
Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй;
Радуйся, свет чистоты им подаваяй.
Радуйся, ты бо укрощаеши страстей огневицу;
Радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.
Радуйся, малыя чада от соблазнов мира соблюдаяй;
Радуйся, тыя Христову учению наставляяй.
Радуйся, вестниче трезвости во веки прославляемый;
Радуйся, угодниче Христов присно почитаемый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 13


О, предивный мучениче Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею, колена преклоньше и руце свои к тебе простерши, тебе ныне просим: даруй нам твое пред Господом заступление, наипаче же погибающим от пианства исцеление ниспосли и жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши молитвами твоими, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена ). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точило умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена ), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете безконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ


О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших, не отвержи, но милостиво услыши нас. Виждь братия и сестры наша (имена) тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матере своея, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради и страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем воздати на Страшнем судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго, даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози преити непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидимыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ


О, святый угодниче Христов, страстотерпче и мучениче Вонифатие, душею на Небеси предстояй Престолу Божию и триипостасней славы Божией наслаждаяся, иконою святою на земли в Божественных храмех пребываяй и данною ти свыше благодатию различныя источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия люди и честней твоей иконе умильно молящиеся и просящия от тебе целебныя помощи и заступления, и испроси душам нашим оставление согрешений, сердцем сокрушеным и духом смиренным, тебе, ходатая милостиваго ко Владыце и молитвенника за ны грешныя призываем, яко приял еси от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти, тебе убо просим: не презри нас недостойных, молящихся и твоея помощи требующих, буди нам в печалех утешитель, страждущих от пианства врач и исцелитель, во славу Божию трезвящихся скорый покровитель и готовейший предстатель, исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим Всех Благих Источника, Бога Единаго в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ЧЕТВЕРТАЯ

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне; мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне; моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Иной тропарь, глас 4


Мученик Твой, Господи, Вонифатий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй же крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4


Священие непорочное самовольне тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

КАНОН

(Святому мученику Вонифатию)

Песнь 1

Ирмос: Тристаты крепкия, / Рождейся от Девы, / безстрастия во глубине души тричастное по топи, молюся, / да Тебе, яко в тимпане, / во умерщвление телесе / победное воспою пение.

Усердным помыслом подвигом ревнивав доблих страдальцев, / пострадал еси крепко и змия умертвил еси страдании твоими живоносными, / страдальче Вонифатие, святых Ангелов собеседниче.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Видев на земли вражию лесть, излиянну люте, доблий страдальче, / душу распалив желанием Божественнейшим, / вшел еси, в тризнище небоязненным, преблаженне, мудрованием.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Мудростию Божественною просвещаемый, блаженне, / немудрыя враги объюродил еси, Христа возвещая, / дебельством плоти уподобльщася, / имже явитися восхоте, Вонифатие, мучениче многострадальне.

Богородичен: Гору Божию, юже провиде Даниил, / скинию мысленную, Марию Чистую, славы священие, / трапезу, Божественный хлеб вмещшую, / вей вернии, единомудренно воспоим.

Песнь 3

Ирмос: Яко неплоды роди от язык Церковь, / и многое в чадех изнеможе сонмище, / чудному Богу нашему возопиим: / Свят, еси Господи,

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Якоже возжелел еси, славне, свободу Вышнюю, / от ига работы избавляешися, / страстен честным поревновав, славне, / иже за милосердие раба бывшаго.

Святый мучениче Вонифатие моли Бога о нас.

Плотских вышший явлься мудрований изменением Божественным, / внезапу всяк прилег лютых претерпел еси, радуйся, / мучениче Вонифатие.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Тебе самого, отверглся еси, / и к подвигом и борением врага изшел еси, / Креста оружием укрепився, и, победитель быв, / прославился еси, мучениче Вонифатие.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Себе Самого истощи, / Отеческих не истощив во чреве Твоем недр, пресущный Бог / и Твой Сын бысть, Всенепорочная, / спасая человечество.

Кондак, глас 4

Подобен: Вознесыйся:

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законно веры ради зря, / показал еси мужески крепость свою, / устремився на страсти исповеданием во Христа, / Иже прием почесть победы твоего страдания, / Вонифатие, присно моли за ны.

Седален, глас 4

Подобен: Вознесыйся:

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, / пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, / бремя же, блаженно, отдался еси верою / пославшей тя, Вонифатие блаженне. / Но прилежно моли прияти всем согрешений совершенное прощение.

Слава, и ныне. Богородичен:

Грехолюбив сый, молю Тя, безгрешнаго Бога рождшую, / вземлющаго грехи мира, Пречистая, / многогрешную душу мою ущедрити / и грехи моя многая очистити: / грешным бо Ты еси очищение, и спасение верным, и заступление.

Крестобогородичен:

Из Безначальнаго Отца рожденнаго, / напоследок Тя плотию Рождшая, на Кресте висяща зрящи, Христе / увы Мне, Любезнейший Иисусе, вопияше: / како славимый яко Бог от Ангел, / от беззаконных ныне человек Сыне, хотя распинаешися? Пою, Тя, Долготерпеливе.

Песнь 4

Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа / на Кресте Твоем стал еси, / и растаяшася языцы: / Ты бо еси, Человеколюбче, / крепость моя и хваление.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Ублажая страждущих терпение, / подобием, мучениче, честных страданий / сим уподобился еси, богомудре пребогате.

Святы и мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Идый верою к мучеников Божественному сословию, блаженне, / тебе самаго желающе бремя досточудное, богомудре, отдал еси.

Святый мучениче, Вонифатие, моли Бога о нас.

Очищен, якоже злато, мучениче, язв горнилом, / чистейший явился еси, / нося Зиждителя страстей изображение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Девство по Рождестве запечатанно познавающи, Отроковице, / несказанно рожденнаго Слова из боку Твоею верно величала еси.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низиосли нам, и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, / Твой мир даруяй.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Яко светозарная возшел еси звезда от запад, / и зашел еси, мучениче, страданьми, терпеливно, / абие к западном возсиял еси, озаряя концы.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Мученически подвизался еси, / ногтей терзания, острыми, мучениче, тростьми сбодаемь, / и лукаваго жала верно притупляя благодатию.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Вражия изнемогоша, богомудре, на тя коварствия, / ибо к Богу воззрением неуклонным / плотския раны, якоже / безплотен, терпел еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Скверны всякий омый, Дево, душу мою, вопию Ти, / и спаси мя, Чистая, / Яже истиннаго Бога Спаса на земли воплощшая.

Песнь 6

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, / пророк Иона, в ките моляся: / от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Биемый ранами плотскими уязвил еси безбожныя, / неисцельно недугующия неведением, / и болящим явился еси врач, страдальче Вонифатие.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Возвышаемь к Богу, блаженне, прилогом подвигов, / враги невидимыя разразил еси / и низриновенным помощник, страстотерпче, был еси.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Влачимь по земли, якоже камень многоценен, страдальче, / прелести низложил еси утверждение, / верных же сердца наипаче верою утвердил еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Купина Тя проображаше, Всенепорочная, первое, / горящи и никакоже опаляема, Пречистая, / ибо, якоже она, не опалилася еси, Бога воплощши.

Кондак, глас 4

Подобен: Явился еси:

Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися хотящему, / святе венценосче, премудре Вонифатие.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстин иногда в Вавилоне отроцы / пещный пламень попраша, / песньми взывающе: / отцев наших Боже благословен еси.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Колен не преклонив истуканным, / во искушение верглся еси величайшее, истинно, мучениче, в пещь, / в нейже орошаемый, благодарствовал еси Христу во веки.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Разорити крепость твоего исповедания тщася, / льстивомудренный во внутренняя твоя клокочущее олово немилостивно вливает, / но яве посрамися.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Посечен быв усердно в честную твою главу, врага льстиваго многокозненную главу отсекл еси твоего мужества мечем, / мучениче Христов, богомудре.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Да гласы подобающими песнословлю Тя, Отроковице, / страстей мя избави молитвами Твоими, / бед же и скорбей и лукавых человек, / озлобити мя ищущих.

Песнь 8

Ирмос: Избавителю всех, Всесильне, / посреде пламене благочествовавшия, / снизшед, оросил еси / - и научил еси пети: / вся дела, благословите, пойте Господа.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Полезно твое делая спасение Христос, Вонифатие, / взыскающа мощей добропобедных мучеников, тя ук-репляет, / еже верно взыскал еси сам быти.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Блаженней госпожи блаженно сокровище подался еси, блаженне, / имже обогатившися, пояше веселым сердцем: / вся дела, благословите, пойте Господа.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Со тщанием славная жена, воздвигши храм священнейший, / тя в нем положи, сущий Божественныя Троицы храм, / страстотерпче Христов Вонифатие.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Умертвився за любовь Зиждителя, умерщвляющаго страсти тлетворный, / животворяй молитвою твоею ясно вопиющия: / вся дела, благословите, пойте Господа.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: На Тя, Чистую, Пребожественный, низшед, якоже весть, / воплотися и человеки обожи, песнопоющия, Дево: / вся дела, благословите, пойте Господа.

Песнь 9

Ирмос: Ева убо недугом преслушания / клятву вселила есть; / Ты же, Дево Богородице, / прозябением чревоношения мирови Благословение процвела еси. / Тем Тя вси величаем.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Видевши тя, бремя священное, радовашеся, вопиющи, приснопомнимая: / раба послах тя, блаженне, господина истинна приемлю, / работы мя зол избавляюща твоими благоприятными мольбами.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Яко крин, во удолиих мысленных процвел еси, мучеников, Вонифатие, / якоже финике, возвысился еси, / яко кедр, познался еси миродыханен, / явился еси избранный, яко кипарис, / благовонствуя души наша.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Днесь память твоя нам возсия, страстотерпче, / якоже солнце, сиянием Божественных дарований, / просвещающи души поющих тя, страстей же мглу отгоняющи, / мучениче богомудре всеблаженне.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.

Яко солнце от запад, возсиял еси / и восточнаго града достигл еси, / идеже пострадав и смертию зашед, к жизни востекл еси / и Рим светлый достигл еси, / сего ограждая мольбами твоими.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Светом мя озари Твоим, Всенепорочная, / во тьме содержимаго греховней, Богородице, / и подаждь во дне ходити Божественных повелений, Богоневесто, / яко да пою Тя, Всепетую.

Промыслительно Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста.

Александр Кабанель. Вонифатий и Аглаида. Сер. XIX века

Кем же был святой мученик Вонифатий и почему ему молятся об избавлении от пьянства? Постараемся с Божьей помощью ответить на этот вопрос.

Стоит помнить, что жития святых – это не какие-нибудь сказки. Это реальная жизнь реальных людей. Итак, попытаемся провести рукой по шероховатой пыльной каменной плите времени и рассмотреть сквозь нее искру жизни…

…Рим конца III – начала IV веков по Рождестве Христовом был лишь номинальной столицей империи. Огромное государство разделили на две части, которыми управляли четыре человека – две пары – западный август и цезарь и восточные август и цезарь (собственно, царствующий император и его соправитель-наследник). На Востоке августом являлся Диоклетиан. Своей резиденцией он выбрал Никомедию в Малой Азии (современный турецкий Измит). Резиденцией западного августа Максимиана стал Медиолан (современный Милан).

Рим оказался фактически провинциальным городом. В нем уже не чувствовалось былой мощи. Наоборот, царило падение нравов, и слова поэта Гораций, призывающего соотечественников «пировать среди чумы и жить одним днем» ещё за пару столетий до описываемых событий:

«Надежды долгие отрежь. Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему».

Так, в принципе, и делали молодая аристократка-патрицианка Аглаида и ее юный раб Вонифатий. Они состояли в незаконном сожительстве и проводили время в увеселительных пирах. Но в сердцах их царила печаль.

Дело в том, что Аглаида и Вонифатий по римским законам не могли пожениться. Девушка находилась в сословии патрициев – высшего привилегированного класса римской аристократии. Вонифатий был рабом – «говорящей вещью» или «говорящим орудием». В Риме раб являлся совершенно бесправным. Его можно было без зазрения совести наказать, убить, продать. Рабам даже не давали имена, только клички. «Бонифаций» (в греческой транскрипции «Вонифатий») – одна из них. Она обозначала в дословном переводе с латыни «благая судьба», т.е. «счастливец.

Потому молодым людям, любящим друг друга, нельзя было узаконить в браке свое сожительство. Они также не могли стать христианами, потому что по христианским законам нужно либо жениться, либо расстаться. Жениться они не могли, расстаться, очевидно, тоже…

Возможно, пара оттого и вела разгульный образ жизни, чтобы как-то «залить» образовавшуюся в сердцах нравственную пропасть и преодолеть общественное порицание. Для римской общины поступок Аглаиды и Вонифатия был неприемлемым. В принципе, развращенный Рим трудно было бы чем-либо удивить, но столь нескрываемое сожительство патрицианки с рабом, для лицемерного римского общества, представители которого вдали от чужих глаз могли творить действительно жуткий разврат, вызывало недоумение и отторжение. При том, что и Вонифатий, и Аглая не были развратными людьми по своему внутреннему устроению. Нет, они искали Бога и выход из этой ситуации. И Аглаиде удалось это.

Дело в том, что язычество уже отживало свое. Людям были очень интересны христиане и особенно мученики: ореол героизма и подвига, посмертные чудеса и исцеления от мощей. Христианское мученичество, быть может, являлось самой интересной темой для народов Римской империи. Аглаида узнала, что очень благодатным делом есть хранение в доме мощей христианских мучеников. Считалось, что это призывало на дом и живущих в нем благодать Божию, дарило здоровье, семейное счастье. Конечно же, девушка искала помощи святых в разрешении их с Вонифатием сложной ситуации.

В то же время (в начале IV века) в восточной части Римской империи бушевало одно из самых жестоких за всю историю этого государства гонение на христиан – преследование императора Диоклетиана. Смерть за Христа приняли тысячи православных. Среди них – великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и множество других прославленных святых.

В надежде на обретение мощей кого-либо из мучеников Аглая снаряжает своего возлюбленного Вонифатия на Восток в Малую Азию (территория современной Турции) – в киликийский город Тарс, который был родиной апостола Павла. Перед отъездом Вонифатий шутливо обращается к своей любимой: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида упрекнула его за шутку, но слова будущего святого оказались пророческими.

Когда Вонифатий приехал в Тарс, то услышал, что на городской площади в это время казнят христиан. Он оставляет своих спутников и идет смотреть на это кровавое зрелище. Во время казни что-то с ним случается. Благодать Божия осеняет его сердце, и грешная, терзаемая укорами совести душа откликается на Господний призыв. Вонифатий бросается прямо на место казни к мученикам, целует им ноги, просит святых молитв. А когда судья его спрашивает: «Кто он такой?» – Вонифатий отвечает: «Я – христианин».

Тогда, как рассказывает житие, будущего мученика избивают до отделения мяса от костей, вонзают иглы под его ногти, вливают в горло раскаленное олово, бросают в котел с кипящей смолой, но святой Ангел помогал ему, и Вонифатий оставался невредимым. Наконец, устав мучить страдальца за веру Христову, палачи усекли ему главу мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Пораженные таким чудом и стоянием в вере мученика, во Христа уверовали 550 человек.

Спутники святого два дня его разыскивали, думая, что он предался греховным увеселениям. Наконец они нашли свидетеля подвига Вонифатия, и тот рассказал им о случившемся. Плача и прося прощения у мученика, друзья выкупили честные останки Вонифатия за большие деньги и отправились обратно в Рим к Аглаиде.

Накануне их прибытия девушке во сне явился Ангел и повелел, чтобы она с честью в сопровождении священников встретила честные мощи святого мученика Вонифатия.
Аглаида исполнила все в точности. На месте погребения мученика она построила православный храм. Мощи Вонифатия прославились множеством чудес. Сама же Аглаида ушла в монастырь и восемнадцать лет провела в покаянных подвигах. Еще при жизни обрела дар изгнания нечистых духов. После смерти ее похоронили возле могилы мученика Вонифатия. Церковь также прославила Аглаиду в чине святых праведников.

На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить.

Но она заполняется лишь верой в Бога. Тогда человек обретает гармонию, мир и душевное равновесие. В его сердце воцаряется благодатный небесный покой, за который не страшно и жизнь отдать. И подтверждение тому житие святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды.
Святии мучениче Вонифатие и праведная Аглаидо, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Православные святые своей праведной жизнью, благими деяниями и смирением являют верующим пример для подражания. Они приходят на помощь людям при условии искренней просьбы, исходящей из самого сердца. Есть подвижники, имена которых на устах у всех и каждого, как скажем, Святитель Николай, Серафим Саровский, Спиридон Тримифунтский, Матрона Московская, Вера, Надежда, Любовь, София. Но существуют в Православной церкви и Божьи люди, что знакомы немногим. Впрочем, сила их от этого ничуть не меньше таковой знаменитых чудотворцев. К малоизвестным подвижникам относится и святой мученик Вонифатий, чей День памяти приходится на 1 января. Святому Вонифатию, повествованию его жизни и трагической кончины мы посвятим наш короткий материал.


Личность святого Вонифатия

Святой Вонифатий жил в конце III в. н.э. в Риме. Период его земного существования пришелся на годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305 гг.). По статусу Вонифатий являлся человеком подневольным, рабом, находясь в услужении знатной римлянки Аглаиды. Несмотря на принадлежность к самому низкому сословию, какое только можно себе представить, он состоял на должности управляющего у своей хозяйки, то есть распоряжался денежными и другими средствами последней.

Как человек, Вонифатий обладал замечательным качеством сострадания. Повинуясь велению сердца, он всячески помогал нуждающимся, в том числе деньгами. А так как собственных финансовых средств не имел, то фактически тратил деньги Аглаиды на благородные цели. Вонифатий обеспечивал бездомным, странникам кров, подавал нищим и не мог пройти мимо любого людского горя. При этом его нельзя ни в коем случае было назвать праведником: будущего святого обуревали страсти, в частности пьянства и блуда. К тому же Вонифатий являлся язычником.

Личность Аглаиды

Жизнеописание святого мученика Вонифатия тесно связано с таковым его хозяйки. Посему важно раскрыть особенности натуры и Аглаиды. Вонифатий состоял с этой женщиной в беззаконном сожительстве. Таким образом, грех прелюбодеяния совершали оба. Но была в богатой римлянке и положительная черта: абсолютное отсутствие жадности, алчности. Иначе как объяснить попустительство, которое женщина совершала в отношении Вонифатия, раздававшего деньги больным и нищим? Любовью только отчасти. По всему видно, Аглаида владела добрым сердцем, но слабой физической природой, равно, как и ее возлюбленный-раб.

Греховное желание Аглаиды

У хозяйки и подруги Вонифатия, истинной язычницы, как ни странно, в друзьях были христиане. Они часто потчевали Аглаиду рассказами об останках святых мучеников, погибших за веру в Христа, которые исцеляют больных, помогают нуждающимся в Божьей поддержке, если сотворить возле них искреннюю молитву. Римлянка воодушевилась этими правдивыми сведениями и загорелась желанием приобрести мощи святых мучеников, поместив их в своем доме.

Ее стремление наверняка было продиктовано суеверием. Как известно, приверженцы многобожия во все времена активно практиковали использование различных оберегов, амулетов, талисманов с целью ограждения себя, своего жилья и близких от козней черных сил и людского противодействия. Впрочем, не исключено, что в появлении в душе Аглаиды такого дерзкого желания был промысел Божий.

Хозяйка поделилась своими мыслями с Вонифатием. Не стоит забывать, что времена те как раз совпали с периодом гонений на христиан, и стать обладателем вожделенных чудотворных мощей было ох как не просто. Имелась лишь реальная возможность выкупить останки великомучеников за большие деньги в регионах Востока, где их находилось великое множество.


Узнав о желании Аглаиды, Вонифатий по собственной инициативе вызвался отправиться в путь за святыми мощами. Он собрался в дорогу с двумя спутниками, взяв с собой необходимые вещи и деньги. В момент прощания у Вонифатия с Аглаидой состоялся короткий, но очень символичный разговор. Будущий святой как бы в шутку спросил у своей подруги: «А что, если меня там замучают за Христа и мои мощи принесут к тебе, примешь ли ты их с честью?» Аглаида назвала его грешником и пьяницей, смеясь. Она еще не знала, что именно так все и будет…

Путешествие и его итоги

Поездка Вонифатия из Рима в Малую Азию оказалась довольно длительной. Все время, пока продолжался столь нелегкий путь, путешественник предавался размышлениям. Этому отчасти способствовала резкая смена привычной обстановки, отчасти – необычность возложенной на него миссии. Мысли Вонифатия касались и его собственной неправедной жизни, и смысла земного существования каждого человека. Внезапно у грешника будто глаза открылись. Его охватило чувство раскаяния за совершенные проступки, а в сердце поселилось ощущение всеобъемлющей пустоты.

Наконец, поездка подошла к концу. Вонифатий со спутниками прибыл на родину святого апостола Павла – в город Тарс, столицу римской провинции Киликии. Он остановился в гостинице и сразу же отправился на городскую площадь – обычное место публичной казни христиан. Надо сказать, что спутников своих Вонифатий с собой не взял, что было крайне неосмотрительно с его стороны.

Очутившись на площади, будущий святой мученик Вонифатий действительно стал свидетелем суда и мучений с последующей гибелью ни в чем не повинных людей. Смерть страдальцев была поистине страшной: пленников подвергали нечеловеческим жестокостям. Увидев все это, Вонифатий преисполнился сочувствия и жалости к несчастным. Он вдруг осознал с невыразимой ясностью, что хочет повторить путь самоотверженных людей. Вонифатий направился к судье и объявил себя христианином. Его предали мукам, завершившимся обезглавливанием несчастного. Так грешник Вонифатий стал святым мучеником.

Ну, а что же спутники Вонифатия? Они долго ждали возвращения своего друга, но безрезультатно. И тогда отправились на поиски грешника, которые далеко не сразу увенчались успехом. Дело в том, что, зная пристрастия своего друга, спутники обходили одно за другим питейные и развратные заведения. Спустя два дня им встретился человек, узнавший по описанию мученика Вонифатия. Он привел искавших последнего на место казни христиан, где спутники обнаружили тело и отдельно голову бывшего грешника. Останки Вонифатия пришлось выкупить за деньги. Эти святые мощи были обернуты спутниками в плащаницу и отвезены Аглаиде. Так осуществилось сказанное Вонифатием подруге.


Аглаида, увидев своего раба и возлюбленного мертвым и замученным, испытала шок. Впоследствии она коренным образом изменила образ жизни. В 10-ти км от Рима, в одном из принадлежащих богатой римлянке имений Аглаида воздвигла храм. В этой земной обители Бога бывшая грешница с благоговением положила святые мощи мученика Вонифатия, которые стали подавать исцеление и другую помощь живым после искренней молитвы. Так исполнилось греховное желание Аглаиды иметь в доме своем останки христианина, пострадавшего за веру. Некогда богатая римлянка раздала все, что у нее было. Она умерла спустя 18 лет после кончины святого Вонифатия.

Святому мученику Вонифатию молятся в любых нуждах, трудных жизненных обстоятельствах, но особо – об исцелении от пьянства и распутства. Помогает святой Вонифатий и в избавлении от любой другой греховной зависимости.



Статьи по теме: