Что считается осуждением в православии. Как победить в себе грех осуждения

Не суди и тогда не нужно будет прощать. В. Тарасов

Однажды мне не понравилось обслуживание в ресторане. Официант был в кофте с длинными рукавами и, как мне показалось, задел мое блюдо. В тот же день мною была написана жалоба по поводу несоблюдения стандартов формы с коротким рукавом. Придя через какое-то время в ресторан, совершенно случайно, принимая меню из рук того же официанта, я увидел его руки, покрытые ожогами. Он был в форме с короткими рукавами. Мне было стыдно за себя, как никогда.

Причина осуждения других – собственный эгоизм.

Мы осуждаем других, когда считаем себя морально выше, умнее, или когда затронуты наши интересы. Но парадокс в том, что действительно высоко развитый человек никогда не осудит, потому что не почувствует на это право, а действительно умный воздержится от каких-либо высказываний, если не будет уверен. Порядочный человек же не будет ставить свой интерес превыше всего, понимая, что всему есть своя цена.

Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя. Л.Н. Толстой

Осуждая других, мы возвышаем себя. Кто-то оправдывает себя в своих или чужих глазах, кто-то просто испытывает необходимость осудить для того, чтобы почувствовать себя правым. В действительности мы осуждаем то, от чего мы далеки и что нам близко одновременно. Далеки потому что ситуации, поступки, которые мы осуждаем, скорее всего, с нами не происходили – мы представляем себя на месте человека и фантазируем о том, как бы поступили мы. Но реальность далека от фантазии. Китайская мудрость гласит - никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках. Как известно, не только путь, но и «ботинки» бывают разные… тоже время, ситуации и люди, которых мы судим, нам близки. Почему? Потому что мы их обсуждаем и главное – задаем вопросы, как бы поступили мы. Если бы нам это было безразлично, мы бы не думали об этом. Важно понять только одно – даже если мы говорим, что, например, поступили бы по-другому, не факт, что сами мы в аналогичной ситуации поступим так, как рассудили. На словах все кажется проще, чем в жизни, с реальными эмоциями, переживаниями и чувствами.

Многим людям осуждение необходимо для того, чтобы разделить с кем-то свои мысли и суждения. Коллективное осуждение очень опасно – если негативные эмоции, лежащие в основе осуждения, вовремя не «тушатся», например, безразличием собеседника, они разгораются еще сильнее. В основе осуждения практически всегда лежит интерес, который в негативном ключе становится завистью.

Осуждать легко. Гораздо труднее – не осуждать. Сделать это можно, поняв и ощутив собственную ценность, тогда интерес к другим людям и событиям, не имеющим прямого к нам отношения, пропадет. Приняв себя, мы сможем принять и других – такими, какие они есть. Дав себе возможность быть тем, кем мы являемся, мы перестанем болезненно реагировать на то, что другие могут не соответствовать нашим стандартам.

Иногда осуждение проистекает от обостренного чувства справедливости. Но на самом деле, это то же неприятие себя и других, если они не соответствуют нашим стандартам.

В обществе осуждение иногда используется как коллективный инструмент, направленный против одной личности . В такой ситуации важно помнить, что к слабостям безобидных людей многие готовы относиться с снисхождением, но сильным ошибки не прощают. Порой от сильных ждут момента, когда они споткнутся, и, если это произойдет, это не остается незамеченным.

Не судите…

У осуждения есть одна отличительная черта. То, что мы яро осуждаем – случается и с нами. Жизнь сама ставит нас в ситуацию, как бы говоря – ну и что ты сделаешь сейчас? Часто мы и сами убеждаемся, что теория от практики очень далеки, и поступаем иначе, чем говорили, осуждая. Многие вещи начинают открываться с других углов и, оказывается, мир не однополярный, как казалось ранее.

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.

Лев Николаевич Толстой

Все знают библейскую заповедь “Не суди и не судим будешь”, но в то же время продолжают осуждать . А для некоторых сплетни — образ жизни .

Если вы считаете себя осознанным человеком и периодически срываетесь в осуждение, читайте статью и узнаете, как такое поведение влияет на вашу жизнь и духовное развитие.

Бонус читателям:

Кто постоянно судит о поступках людей, имеет нерешенные проблемы, которые скрывает от себя. Проще посудачить о других, чем разбираться в своих тараканах.

Давайте разберемся что стоит за осуждением.

Осуждение других людей, их поведения. Что за этим скрывается

Непонимание

“Суждение - это, когда вы не знаете, почему человек поступил так,
как он поступил, но все равно пытаетесь приписать ему
выдуманные вами же мотивы.”

Марк Гангор

Человек осуждает из-за непонимания. Этого либо нет в его картине мира, либо он домысливает.

Если в этот процесс подключаются негативные эмоции , то в будущем это грозит тем, что он сам попадет в аналогичную ситуацию, окажется на месте того, кого осуждал.

С точки зрения религии в традиционном понимании считается, что это наказание за осуждение, злословие.

Например, человек осуждает кого-то за жадность. Говорит в сердцах: “Я не понимаю, как можно быть таким жадным?!”

Если он это восклицает не единожды, во Вселенную отправляется запрос : “Я не понимаю это поведение. Объясни, помоги.”

Вселенная понимает все буквально. Она не оставит без ответа, особенно если этот запрос повторяется многократно.

Значит человеку нужно помочь понять. А как объяснить?

Только дав ему опыт той ситуации, которую он не понимает. И ставит его в такую ситуацию, где он сам проявляет жадность, чтобы он изнутри прочувствовал.

Проведем аналогию с воспитанием детей. Когда мы объясняем ребенку, что так делать нельзя: нельзя кидать камни в птиц, им же больно.

Что мы говорим: “Представь, если бы в тебя камень бросили…”

Или приводим пример, когда малышу было больно: “Помнишь, ты упал, и тебе было больно, ты плакал. Вот и птичке больно.” Мы предлагаем вспомнить похожие ощущения.

Вселенная не может нам так сказать, она просто ставит нас в похожую ситуацию, только теперь мы в роли того, кого осуждали.

Вопрос: А нужно ли нам знать, почему кто-то поступает именно так? Почему мы заняты чужой жизнью, а не собой?

Да, человек странно поступил. Странно для нас, потому что мы не видим всей картины. Для кого-то мы тоже странно поступаем.

Может, лучше заняться своей жизнью? Разве мы решили все свои проблемы, что принялись обсуждать чужие?

Зависть

Еще одна из причин осуждения других людей, зависть какому-то качеству или успеху. Человек сам бы хотел это иметь, а тут у приятеля это так легко получается.

Он начинает выискивать недостатки, придираться. В отдельных случаях даже злорадствовать, если заметил промах или узнал о неудаче в каком-то деле.

Спросите себя, что такого есть у другого, что бы вам хотелось иметь.

Классический пример — бедные осуждают богатых: “Откуда у него столько денег?”, “Такие деньги негде заработать. Наворовал!” , “Погнался за длинным рублем, не получилось, крылья пообломали. Теперь не будешь высовываться!” (Фразы из реальной жизни людей)

Отвержение себя

Человек осуждает других, когда не принимает себя . Случается, что люди высмеивают какие-то конкретные чужие поступки или черты.

Это происходит из-за неудовлетворения жизнью, когда человек считает себя неудачником, ничтожеством.

Особенно раздражает таких людей успехи и счастье окружающих .

Гордыня и чувство превосходства

“Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.”

Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби

Гордыня и чувство превосходства появляется тоже из-за отвержения себя. Но тут человек находит в себе что-то, что у него получилось лучше, а осуждает тех людей, у которых этого нет.

Человек своими достижениями прикрывает то, что не принимает, отвергает в себе. И как результат — превосходство над другими.

Что вы скрываете от себя? Почему решили, что лучше других?

Тот же пример с богатыми и бедными, но наоборот. Богатые презирают бедных. Некоторые обеспеченные люди кичатся своим богатством, потому что больше нечем гордиться.

Есть такое понятие “духовная гордыня”. Это бич духовно развивающихся людей и работников света.

Многие из них на определенном этапе роста попадают в этот капкан, когда начинают считать себя умнее, лучше, достойнее, потому что они кое-что знают такое, что недоступно основной массе людей.

Надеюсь, это вас миновало…

Что происходит, когда вы осуждаете

Что отправляете, то и получаете

Если смотреть со стороны энергетики, осуждая, вы посылаете негативную энергию вовне, в поле человека.

Если человек энергетически защищен (сам никого не осуждает, живет по законам Вселенной), эта энергия вернется к вам обратно еще и в приумноженном виде.

А если у вас маленькие дети, то достанется в первую очередь им. Потому что они еще не способны защищаться сами. Они живут за счет вашего энергетического поля.

В любом случае к вам вернется то, что вы послали вовне.

А если вы уже встали на путь осознанности, то обратка будет сильнее. Потому что в силу вступает закон подобия: что отправили, то и получили.

Эта разрушающая энергия возвращается в виде усталости, болезней, неприятных событий.

Пройдите флэшмоб и научитесь жить в согласии с Вселенной.

Перестают действовать духовные инструменты

Впадая в осуждение, вы тормозите духовный рост , оказываетесь в мире 3-Д.

Возможности, которые вы научились видеть, как творец, закрываются. Вы их просто не замечаете.

Духовные инструменты перестают действовать. Решать проблемы вы можете только с помощью трехмерных способов (что замедляет получение результата), потому что перекрывается связь с духом.

У вас развивается зависимость от осуждения

Осуждение, сплетни создают зависимость. Чем больше вы осуждаете, тем больше вы окунаетесь в эти разрушающие вибрации и тем чаще хотите эти чувства испытывать.

Вы получаете определенную подпитку. Но это энергия низкого качества, которая повреждает вашу ауру.

Со временем энергетическое поле ослабляется, снижаются его защитные свойства, а после появляются физические недомогания и заболевания.

Даже если вы регулярно занимаетесь диагностикой и восстановлением своей ауры, осуждение сводит на нет всю работу.

Вспомните поговорку из народа “дружить против кого-то”. Когда две подруги обсуждают третью. Цель такой “дружбы” — обменяться сплетнями.

Или бабушки, сидящие на лавочке и осуждающие правительство и соседей. Им явно здоровья это не прибавляет, но привычка судачить дает им энергию, которой не хватает.

Вы попадаете в неприятности

Когда вы заняты обсуждением чужой жизни, вы выходите из своего внутреннего центра. Вы личные дела окружающих ставите выше собственных .

Любящая Вселенная начинает привлекать ваше внимание путем надавливания на красные кнопки.

Начиная с мелочей, и в зависимости от вашей реакции, подкидывает более сложные ситуации и проблемы, чтобы обратить ваше внимание на себя , на свою жизнь, в центр.

Приведу пример из жизни одной знакомой.

Женщина очень любит свою семью, полностью реализуется в ней. Ей нравится роль жены, матери, хранительницы домашнего очага.

Но при этом она любит посплетничать. Значительная часть мыслительного процесса занята перевариванием событий из жизни соседей, подруг, коллег.

Когда она слишком увлекается чужими делами, Вселенная, для ее “возвращения” создает неприятное событие — в виде поломки холодильника.

Если это не помогает, происходит ситуация посерьезнее. Если не подействовало, случается третья неприятность — у нее заболевает муж.

Благополучие семьи — ее красная кнопка.

Цель достигнута — женщина возвращается в свой центр, переключается на роль жены, берегини своей семьи.

Еще один пример.

Человек, успешный в своей профессии, постоянно критикует действия своих сотрудников. Вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью.

В итоге, сам оказывается в ситуации, где вынужден подтверждать свой профессионализм. Теряет работу, семья остается без постоянного дохода. Человек перестает лезть в чужие дела, потому что занят своими.

С духовной точки зрения это не наказание за осуждение. Вселенная таким образом возвращает человека к самому себе. Разворачивает на 180 градусов, чтобы он обратил внимание на себя.

Если вы приняли решение вести осознанную жизнь , жить по духовным законам, это не значит, что вы сразу откажетесь от суждения.

Не так просто искоренить в себе эту привычку. Впадая в матрицу, вы возвращаетесь к прежнему мышлению.

Но если вы дорожите результатами, которые получили на пути к духовному просветлению, вы не дадите осуждению вернуть вас обратно.

Как освободиться от осуждающего поведения и избавиться от привычки сплетничать, вы узнаете из моей следующей статьи. Следите за рассылкой.

А у вас легко получается не судить? Будем признательны за обратную связь в комментариях.

Всем нам известна заповедь: «Не судите, да не судимы будете ». Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: «Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто - плохо? Как быть судьям, чья профессия - именно судить и осуждать? Менять род деятельности?» Попробуем разобраться.
Мне кажется, что лучше и подробнее всего эта заповедь раскрыта в Евангелии от Луки. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам » (Лк. 6, 37–38). «Не судите, и не будете судимы». Лучше всего вообще не судить о другом человеке, тем более о том, который не имеет к нам никакого отношения. Мы часто даже не замечаем, насколько поддаемся этому пороку - оценивать все и всех.

Конечно, чаще всего наша оценка бывает просто неправильной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение, как сказал о том Иов Многострадальный : «Суждение и осуждение - близки».

Однако бывают ситуации, когда не судить невозможно, - нужно разобраться в том или ином обстоятельстве, том или ином человеке: своем подчиненном, духовном сыне или дочери, каких-то соблазнах и людях, которые нас искушают. Поэтому мы бываем вынуждены рассуждать, но должны остерегаться осудить: «Не осуждайте, и не будете осуждены».

Если все-таки судите, то, по крайней мере, не осуждайте. Эта заповедь ограничивает крайнюю наклонность человека к осуждению. Мы, не видя своих страстей, часто осуждаем других даже за те грехи и страсти, от которых страдаем сами. А уж за те пороки, которых в нас нет, осуждаем с особой жестокостью.

Страсть осуждения, когда мы с ней не боремся, может совершенно исказить в наших глазах реальность - до такой степени, что мы будем видеть то, чего и в помине нет.

Прекрасный пример этого приводит преподобный авва Дорофей . Один монах увидел, что некий брат приступает ко святому причащению, поев перед этим фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше. Игумен расспросил брата, и выяснилось, что того до литургии не было не только в саду, но даже и в обители, так как эконом посылал его в деревню по какому-то делу. Поэтому мы должны постоянно внимать себе, чтобы не поддаваться пагубной привычке осуждать.

Но может случиться так, что мы вынуждены будем и осудить. Например, праведный Иоанн Кронштадтский осуждал Льва Толстого - так откровенно и заявлял: «Я его решительно осуждаю». Я даже удивился такой его прямоте и дерзости.

Но святой говорил так, потому что любил Церковь Божию, которую хулил этот человек. Да, Толстой был великим писателем, но вместе с тем - страшным врагом Церкви, растлившим целое поколение, в особенности интеллигенцию.

Однако если отец Иоанн осуждал Льва Толстого, то это не значит, что он его ненавидел. Если бы он мог что-нибудь сделать для спасения этого человека, он бы, конечно, это сделал. И такую попытку, правда, окончившуюся неудачей, предприняли другие люди - оптинские подвижники. Надо думать, что и отец Иоанн, если бы к тому времени был еще жив (он скончался двумя годами раньше), поступил бы подобным образом.

Осуждение Толстого было справедливым, поскольку его нельзя было отделить от созданного им учения; собственно, оно даже название получило по его имени - толстовство. По этой же причине святые отцы проклинали еретиков на соборах.

Когда я читал «Деяния Вселенских соборов », то меня поразил такой факт. Известно, что Феодорит Кирский во время III Вселенского собора вел себя, скажем мягко, недостаточно православно, защищал ересиарха Нестория и резко критиковал святителя Кирилла Александрийского . Впоследствии блаженный Феодорит примирился с православием, и когда начались монофизитские брожения, стал одним из активных борцов с этой ересью, можно сказать героем IV Вселенского собора. Но святые отцы помнили, что он по недоразумению прежде защищал Нестория, и стали требовать от Феодорита, чтобы он проклял этого еретика.

Отцы Собора говорят ему: «Скажи: „Анафема Несторию!“», а он пытается оправдываться: «Я никогда не был еретиком!» Но только он начинает объяснять свою позицию, как они прерывают его: «Мы не хотим тебя слушать, скажи: „Анафема Несторию!“»; а он опять старается оправдаться. Наконец в зале Собора стали раздаваться восклицания: «Феодорит несторианин! Он еретик!» Тогда он понял, что иначе нельзя, как только сказать: «Анафема Несторию!»

Отсюда мы делаем вывод. Либо то, что произошло на IV Вселенском соборе, плохо, и Феодорита напрасно вынудили осудить Нестория, вместо того чтобы дать ему возможность высказать свои взгляды и доказать свое православие, либо в этом эпизоде есть особенный смысл и через отцов Собора действовал и их устами выражал истину Сам Дух Святой.

Выходит, что, когда я говорю: «Этот человек - еретик», или: «Анафема Несторию!» - в этом нет греха осуждения. Блаженный Феодорит не согрешил, осуждая Нестория. И праведный Иоанн Кронштадтский не согрешил, осуждая Льва Толстого.

Итак, под словами «Не осуждайте» имеется в виду: не осуждайте так, чтобы это являлось грехом.

Бывают случаи, когда не осудить невозможно, и если мы в подобных ситуациях не осудим, то тогда как раз согрешим. Если бы блаженный Феодорит не осудил Нестория, то его, несмотря на заслуги перед православием, предали бы анафеме вместе с Несторием. И так можно сказать про всякого из нас: если мы не будем осуждать еретиков, не будем осуждать богохульников, не будем осуждать врагов Церкви, не будем осуждать развратников (именно как носителей и распространителей разврата), то получится, что мы их оправдываем.

Поэтому Евангелие далее предлагает: «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Если все-таки невозможно не осудить, тогда, по крайней мере, прощайте этим людям, внутренне не держите на них зла.

Наверное, кому-то покажется странным: как это - осудить, если Евангелие прямо заповедует «Не осуждайте». Часто нам представляется, что Евангелие состоит только в заповеди любить, которую мы притом понимаем очень узко.

Но для чего, например, в Церкви существует сборник правил, то есть законов для суда над провинившимися клириками и мирянами? Для того, чтобы тех или иных людей осуждать за их нарушения. Но это не греховное осуждение, а та самая Божественная любовь, которая простирается к каждому человеку и которую мы интерпретируем применительно к тем или иным обстоятельствам.

Евангелие не состоит всего из нескольких слов - «нужно всех любить», в нем говорится и о многом другом. Поэтому не нужно видеть противоречие Евангелию в том, что в некоторых случаях суд необходим. Как, например, духовник сможет не судить тех, кто у него исповедуется и кается? Как судья или начальник должен исполнять свои обязанности?

Хочу напоследок сделать важную оговорку. Да, нам необходимо знать о степенях позволительного суда и осуждения, но не будем искать в этом оправдания своим страстям. В подавляющем большинстве случаев нам надо стараться именно не судить и не осуждать, и тогда Господь не осудит и нас.

Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.

Как из рассуждения о том или ином человеке не впасть в осуждение?

Это очень трудно, а без содействия , можно сказать, невозможно. Только благодать позволяет судить о человеке трезво и при этом его не осуждать. Поэтому надо молиться, просить у Бога помощи и по мере сил понуждать себя к исполнению этой заповеди. Но вместе с тем, если судить о чем-то - наша обязанность, то надо это делать, даже если мы не бесстрастны. Пусть мы, рассуждая о проступках наших детей, осудим их и накажем, но зато дадим им понять, что хорошо, а что плохо. И лучше нам, в случае необходимости, осудить и наказать провинившихся подчиненных, чем разрушить дело, которое нам поручено.

В каждом случае придется думать: есть ли необходимость рассуждать о том или ином обстоятельстве и человеке? Потому что если мы начнем рассуждать, то едва ли избежим осуждения. Но по крайней мере не будем осуждать без нужды - и это уже очень высоко.

Моя тетушка, приходя к нам в гости, часто жалуется на невестку и на сына-алкоголика. Ее жалобы кажутся справедливыми, и мы вместе с ней возмущаемся. Но, получается, она осуждает? И мы в этом участвуем?

Да, я думаю, что эти разговоры ни к чему. Они ничего не принесут, не помогут ни этой тетушке, ни ее семье, ни этому бедному алкоголику. Поэтому в таких случаях либо надо вовсе молчать, как бы не касаться этого, либо, если ты хочешь помочь, - молиться.

Но чтобы молиться за падших людей, надо иметь благодать, иначе мы можем взять на себя искушения и скорби, которые выше нашей силы.

Словом, надо либо как-то помогать, либо, по крайней мере, не вредить. А участвуя в злословии, мы лишь еще больше умножаем грех.

Как не осуждать человека, который пришел в храм нетрезвым? Уместна ли здесь снисходительность, не будет ли это потворством страсти?

Я расскажу такой случай. Один мой знакомый работал в храме, был кем-то вроде дневного сторожа. Однажды в храм пришел парень, пьяный вдребезги, встал перед иконой Божией Матери, начал плакать, что-то кричать… Кажется, у него мама была больна раком.

А все это происходило во время богослужения, и моему знакомому сказали выкинуть этого парня из церкви. Но он отнесся к тому снисходительно и человеколюбиво, тихонько его вывел, стал с ним беседовать, хотя тот, повторю, был порядочно пьян. Впоследствии они стали встречаться, в результате мой знакомый обратил этого человека к вере, он стал православным христианином, а через несколько лет - и священником.

Поэтому не нужно стричь всех под одну гребенку и огульно осуждать. Может быть, у человека какое-то несчастье, или он просто на именинах выпил лишнюю рюмку. Но если он ведет себя нагло, хулиганит, кощунствует - это, конечно, другое дело.

Должно быть некоторое снисхождение, но и благоразумие тоже. Впрочем, от внутреннего осуждения лучше храниться и в этом случае.

Мне иногда кажется, что люди, подверженные одинаковой страсти, похожи друг на друга, страсть как бы накладывает отпечаток на лица. Нет ли в этом осуждения?

Лучше подобными наблюдениями не увлекаться, а то будешь ходить и говорить людям: «Вот ты - гордый. И ты гордый, и ты гордый: у вас на лицах одинаковые отпечатки».

Мы должны стараться в каждом человеке, даже в самом опустившемся, видеть образ Божий. Истинное христианство в том и состоит, чтобы не замечать в ближнем ничего плохого.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что он сподобился видеть лица своих врагов как лица ангелов Божиих. Он смотрел на своего врага, клеветника, и видел его лицо сияющим, как у ангела. Почему? Потому ли, что тот на самом деле был ангелоподобным? Нет, но потому, что благодать Божия ослепляет христианина в том смысле, что лишает его зрения чужих грехов.

Исключение в этом смысле составляют, может быть, духовники. Им, так сказать, поневоле приходится разбираться в человеческих грехах, но не ради осуждения, а ради помощи ближним. Духовник похож на хирурга. Хирург, который вынужден разрезать человеческое тело и перебирать его внутренности, делает это не ради своего удовольствия, а ради того, чтобы помочь человеку избавиться от болезни.

Вообще всем христианам, наоборот, надо стремиться ничего в человеке не видеть, не рассматривать, какая страсть изображается у него на лице: гордость или гнев. Нужно думать: все хорошие, кроткие, все ангелы Божии, все вокруг меня святые, один я грешник.

Конечно, невозможно приобрести такое отношение ко всем людям собственными усилиями, только действие благодати может сделать человека способным на это. Но общее наше расположение должно быть именно таково.

схиархимандрит Авраам (Рейдман)

иерей Филипп Парфёнов
  • преп.
  • прот. Евгений Бобылев
  • митр. Эдесский Иоиль
  • арх. Иоанн Руставский
  • прот. Георгий Бреев
  • священник
  • Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о , пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
    Осуждение считается видом рассматривается как один из тягчайших .

    Чем осуждение отличается от рассуждения?

    Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы.

    Глагол «осуждать» означает - выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор.

    Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения.

    Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.

    Пожалуй, едва ли не каждому христианину известно, что осуждение ближнего (в ряде случаев) может интерпретироваться как грех: «не судите, да не судимы будете» ().

    Тем не менее, многие всё же любят судить о других, «перемывать косточки», «копаться в грязном белье». Причём, достаточно часто это совершается в форме или праздной болтовни, «за спиной» того, кого, собственно, обсуждают.

    Понимая, что осуждать (таким образом) - некрасиво, многие, избегая как суда своей совести, так и встречных осуждений со стороны окружающих, уверенно оправдываются утверждением: я не осуждаю, я всего лишь рассуждаю!

    В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» ()) осуждают?

    Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?

    Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является или .

    Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.

    Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» ().

    Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.

    И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он - грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я - не такой. Ай да молодец!

    Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (). А зря.

    «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель ().

    «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. , – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

    «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог».

    «Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
    свт.

    «(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
    преподобный

    «Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
    святитель

    «Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
    Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
    св.

    Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
    преподобный

    Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
    прпмч. Митрофан Сребрянский

    Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
    свт.

    Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
    священник

    Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
    — наследственности;
    — обстановку его жизни в детстве и юности;
    — характер его родителей и воспитателей;
    — знания, которые он получил;
    — направление его судьбы по Божию промыслу.

    Из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
    Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ().

    Вы думаете, что знаете что такое «осуждение»? Вы будете ошеломлены тем, что прочитаете в этой статье!

    Ранее была написана статья «Грех осуждения », где была показана чёткая закономерность негативного влияния осуждения на судьбу самого осуждающего . К статье посыпались комментарии, по которым я понял, что многие так и не понимают, что такое осуждение и чем оно отличается от схожих понятий. Поэтому было принято решение написать данную статью, поскольку люди, осуждающие других, как правило, стремятся в своей жизни к высшим ценностям и не безразличны, не толерантны, к тому беспорядку, деградации и разрухе, которые сейчас можно наблюдать в Славянских странах.

    Что важно осознать. Несмотря на такие благородные цели, осуждение - это вовсе не тот инструмент, которым можно что-то изменить: поднять мораль, нравственность, культуру и качества характера осуждаемого. Осуждение вредит только тому, кто осуждает, а так же, как это ни странно, только ухудшает того, кого осуждают...

    Что же такое «Осуждение»?..

    Для начала важно разобраться с такими понятиями как: «мнение», «критика» и «осуждение».

    Эти понятия приведены по степени возрастания агрессивного настроя в отношениях с другими живыми существами, хотя, честно говоря, каждое из этих понятий может быть завуалированным, или скрытым, осуждением.

    Итак, по терминам:

    • Мнение - чистосердечное и искреннее высказывание исключительно своих ощущений относительно чего-либо или кого-либо. Т.е. без мотива кого-то или что-то унизить, осудить, изменить или как-то на что-то повлиять.
    • Критика - осознанный поиск изъянов или недостатков. В зависимости от цели поиска этих недостатков, критика может быть конструктивной или разрушительной. Детальнее о критике рассказано в статье «Что такое критика на самом деле? »
    • Осуждение - скрытое желание заставить другого жить ценностями и принципами жизни осуждающего.

    Таким образом, осуждение - это стремление силой заставить кого-то жить другой жизнью, а не той, его собственной жизнью, которую он сейчас ведёт. Ещё одна особенность осуждения - оно «не отпускает» человека долгое время, осуждающий человек постоянно прокручивает у себя в голове: «ну как он мог, такое сделать... ».

    «Видя дьявола в других, мы перестаем видеть Бога».
    А можно ли мир сделать лучше, если ты перестаешь видеть Бога?

    Осуждение и поведение человека

    Суть в том, что в человеке всегда должна быть любовь и только с этой позиции он должен действовать.


    Если просмотренный фильм действительно вышел неудачным, то можно просто объяснить своим знакомым почему им не стоит его смотреть, но с позиции своего мнения, а не с позиции поиска недостатков этого фильма. Суть в том, что если вы делитесь своим мнением, то вы будете исходить из позиции любви к тому, кто хочет туда пойти, а не с позиции критики автора фильма за его неудачную работу. Это его работа, его жизнь и выбор. Не хотите - не смотрите, но я не говорю про модную глупую толерантность к низкокачественным товарам и деградации. Суть в том, что если вы что-то не можете изменить, то зачем погружаться в эти недостатки? А если можете изменить - активно действуйте, создавайте общественные организации, цель которых из-за любви к другим отсеивать фильмы и низкокачественные примитивные работы, не допуская их вообще в прокат.

    « Тот, кто ищет недостатки в других,
    или тот, кто считает грехи грешника, является нардхамой, низшим из людей».
    Ведический мудрец Шрила Вьясадева в «Нарада-пуране» (1.14.161-163)

    Так или иначе, неудачный фильм - это личный выбор автора, поскольку каждый, кто делает халтуру, это чувствует, но по определённым причинам продолжает её делать и впихивать с помощью лжи в СМИ обычному покупателю.

    Так же современные психологи заметили, что человек не может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими же недостатками. Невозможно оценить вкус воды не попробовав её... Поэтому важно понимать и другой момент, что человек, который высказывает своё мнение на основе Любви, а не критики, будет строить предложения используя совсем другие слова и обороты, поскольку у него совсем другие цели, желания и переживания. Например: «видно он очень старался, пытался использовать хорошие приёмы, но фильм, как по мне, вышел не удачным, по... (таким-то причинам). Честно говоря, не ходи - зря потратишь время».

    Так же в комментарии к статье говорилось: «А если некий **** оставил в лесу мусор, его не надо осуждать? Как именно нужно бить ему морду и заставлять жрать этот мусор? Если делать это с улыбкой и без осуждения, то всё будет хорошо?»

    Если внимательно присмотреться к построению предложения, то само видение ситуации уже ущербное, поскольку оно настроено не на улучшение, а наоборот - на разрушение, насаждении исключительно своего видения.

    Смотрите, если человек совершает глупости - это означает, что его уровень сознания очень низок, а это значит, что к нему необходимо относиться как к младшему глупому братику или сестричке. Вы же их уродами не называете, даже если они сделают дома какую-то пакость?.. А если их нужно наказать - вы обязательно их наказываете иначе они не получат понимание того, что совершили проступок, а за проступки всегда приходит расплата. Но, опять, не за то, что они испортили вам настроение, намусорил и и вам придётся убирать... А исходя из любви к ним, т.е. для того, чтобы показать законы Вселенной и принципы их действия, тем самым предупреждая их ещё большие ошибки в дальнейшей их жизни, особенно взрослой, когда человек может причинить страдания многим живым существам.

    Правильное наказание - это когда старший, наказывая, не держит зла в сердце, а исходит из любви к наказуемому, а наказуемый - понимает это и осознаёт за что его наказывают и принимает это, поскольку осознаёт свою вину. Только лишь в этом случае происходит воспитание. В противном же случае - у первого сердце становиться сухим и жёстким, а у наказуемого - возникает злоба и желание отомстить, которое будет долгое время копиться, пока не «прорвёт плотину»...

    Таким образом, коренное изменение ситуации возможно лишь тогда, когда Вы детально исследуете мотивы поступка и будете в своих действиях руководствоваться личностным подходом, а не абсолютно безразлично относясь к причинам возникновения данной ситуации. Проще говоря, осуждающий человек - это тот, кто насильно жаждет что-то изменить, что ему не нравится. Но этот настрой - это уже агрессия по отношению к другому. Как результат - проявление внешнего насилия.

    Осуждение и гордыня

    Удивительная заметка восхитительно мудрого старца об истоках осуждения



    Статьи по теме: