Четки: в чем их сила и как по ним молиться? Четки «Слёзы Богородицы» - подарок во спасение из Греции

Многим из нас не раз приходилось встречать монаха или священника перебирающего в руках четки. «А могу ли я молиться по четкам и как правильно это делать?» - наверняка хотя бы раз спрашивал себя каждый мирянин. Мы решили разобраться в вопросе, обратившись к мудрости афонских святых и старцев.

Православные четки представляют собой сплетенные из нитей или нанизанные на нить небольшие шарики из камня, дерева, кожи или другого материала. Венчает их крест, иногда с кистью. Это важное отличие христианских четок, например, от мусульманских, где креста нет. Количество шариков на веревке может быть разным 10, 50, 100. Или 33 – по числу земных лет жизни Спасителя. Преподобный Паисий Святогорец называл четки "оружием против диавола".

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки - это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве», - говорил преподобный.

Впервые православные четки появились в IV веке. Ввел их в молитвенную практику Пахомий Великий. Главное их назначение было практическим: в древние времена не все монахи умели считать, поэтому чтобы помочь исполнить им монашеское правило, которое предусматривает множество повторяемых молитв и поклонов, и было придумано использовать четки. Каждый шарик соответствует одной молитве, поэтому постоянно подсчитывать сколько раз нужно прочесть молитву уже не требовалось. Монахи с воодушевлением восприняли данное новшество, ведь оно позволяло освободить ум и молиться более самоотверженно.

Эта церковная традиция дошла и до наших дней и сейчас при постриге монахи получают четки для совершения молитв. Паисий Святогорец напутствовал молодых иноков не выпускать четки из рук.

«Четки держи в руках, чтобы не забывать о молитве, которую нужно творить внутренне в сердце. И когда выходишь из кельи, помни, что враг готов к нападению. Поэтому помни, что хороший солдат, выходя из окопа, всегда держит в руках автомат. Четки имеют великую силу, это оружие монаха, а узлы - пули, которые косят бесов», - говорил святой.

Строгих правил как именно нужно молиться по четкам, в православной традиции нет, но все же основная молитва, которая совершается по ним это Иисусова молитва.

Вот как советовал молиться по четкам старец Харалампий из преподобного Дионисия на Афоне: «Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность. Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по четкам.

На каждом узелке четок призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», - говорил старец.

Мирской человек также может молиться по четкам, но для этого ему необходимо получить благословение своего духовника. Священник должен определить для каких целей мирянин хочет взять в руки четки: если желание молиться по четкам возникло для удовлетворения тщеславия, чтобы подражать инокам духовник обнаружит это движение души.

Если человек осознает всю силу и ответственность молитвы по четкам, желая спасти свою душу, благословение от духовника скорее всего будет получено.

К выбору четок следует подойти со всей ответственностью и приобретать их только в православных церковных лавках или монастырях, ведь кроме христиан по четкам молятся буддисты и мусульмане.

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать.

В истории человечества христианство занимало свое место постепенно, получая победу над лжеучениями и над всем хитросплетением земного разума. Внутреннее действие веры увлекало подвижников уходить в безлюдные, не пригодные для жизни места, или оставаться беззащитным в безбожном обществе, и единственным оружием этих людей было Евангелие, Псалтирь и четки с Иисусовой молитвой.

Как появились четки в христианстве

Христианская молитва по четкам берет начало в первых пустынях и монашеских обителях и является важным этапом в развитии церкви. В жизнеописании Павла Фивейского говорится о том, что святой использовал для отсчета количества молитв обычные камешки. На Востоке первые христиане для этой цели нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с четками в сто узелков, такими, которые используют афонские монахи. А преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой четки перебирает».

Считается, что этот ритуально-молитвенный предмет ввел в монашеский обиход преподобный Пахомий Великий. Тогда среди монахов было много необразованных простолюдинов. Из всех молитв они произносили только Иисусову. Святой обязал их молиться ею определенное количество раз в день, придерживаясь заповеди Христа о молитве непрестанной. А уже святитель Василий Великий (Кесарийский) оставил по своей кончине свод правил для монахов, в котором было сказано о святости вервицы при молитвенном взывании к Богу.

Уже из Греции традиция использования ее пришла на Святую Русь.

Разновидности четок

Четки служат человеку напоминанием о молитве. Причем, соединенные в круг узелки символизируют молитву непрестанную. Аллегорически они также означают венец веры. К узелку, который образуется при связывании в круг нитки, присоединяют крестик с кисточкой.

Первоначально на Руси этот молитвенный инструмент назывался вервицей. Древнее славянское слово означает веревочку с навязанными на ней узелками и означает в православии Благодать Духа Святаго. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.

Другой вид, лествица, представляла собой кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Она символизирует восхождение человека к Небу. С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Этот святой учил своих духовных чад молитве богосозерцательной. Богородичное правило преподобного Серафима многих людей спасало от бед и жизненных напастий, а творится оно по четкам.

От лествицы несколько отличается лестовка. Но используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.

Собственно четки представляют собой нанизанные на нить бусинки. Название их происходит от древнерусского слова «чит» (читать). Каждая бусинка – это произнесенная вслух молитва.

В греческой церкви их называют комвологион (узословие) или компосхинион (веревочка хвалы).

В монашестве четки называют духовным мечем. Иноки не расстаются с ними никогда. Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина.

Правило для безграмотных :
Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:
За вечерню с акафистом Богородице — 12 четок
без акафиста — 8
За малое повечерие с каноном Богородице — 7
За великое повечерие — 12
За полунощницу и утреню — 33
За часы с акафистом Спасителю — 16
За бдение — 60
За всю псалтирь — 60
За кафизму — 3
За канон, и за акафист — по 3
Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».
И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.
Молитвы:
Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.
В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.
В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.
И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.
Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).

Разделение четок
По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.
Второй комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
Св. в минее — 1
Третий комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки — 1
Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.
Божией Матери — 1
Ангелу-Хранителю — 1
После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» — и следующую четку.
Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.
О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.
Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.
За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 — Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.
По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
После этого прикладывается к иконам.
Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.
Святогорец — монах Тихон

О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:

Предисловие
Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более — схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.
Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще — без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.
Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.
Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.
Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?
В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.
Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также — малограмотным и совсем безграмотными.

Порядок правила для грамотных
Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.
В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).
Дальше читает час девятый, и вечерню. Начало обычное: «Молитвами св. отец… Приидите, поклонимся (трижды) и псалом: «Благослови, душе моя, Господа».
Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.

Повечерие
При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».

Келейный канон
Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.

Канон мантийного монаха
Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».
Спасителю — 3 четки
Божией Матери — 2
Всем святым — 1 четка.
Ангелу хранителю — 1
О здравии родителей, сродников и благодетелей — 1/2
О упокоении — 1/2
Земных поклонов Спасителю — 30
Божией Матери — 20
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей — 3 поклона
О упокоении — 3

Канон рясофорного монаха и послушника:
Спасителю — 1четка
Бого-Матери — 1 ч.
Ангелу-Хранителю — 1/2
Святому, которого носишь имя 1/2
Земных поклонов — 50
Некоторые делают так:
Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 2
Всем святым — 1
Земных поклонов — 50

О келейном каноне
1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.
2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также — когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.
3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.

Утреня в 12 часов ночи
Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное — по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую — по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и — отпуст. Кланяется иконам.

Часы и обедница
В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.
Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.
А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.

Примечание.
1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.

Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.

Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В конце сотницы - земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.
Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 - земных, 20 - поясных, 70 - умносердечных. В конце сотницы - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. На последней - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.

Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон

КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

Полунощница:

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

святому дня,

святому храма

и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й:

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник : Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток : Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток : Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В неделю : Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Турист, оказавшийся в Греции на праздник Святого Успения Пресвятой Богородицы, получит массу позитивных эмоций, независимо от вероисповедания. Отмечается он здесь 15 августа и носит название Декапендавгусто или же более сложное - Кимисис тис Феотоку. В это время мегаполисы оказываются пусты, греки отправляются на отдых, а на курортах устраиваются фестивали.

О предметах православного культа в Греции

По вере греки такие же православные христиане, как и русские. Среди предметов богослужения они используют привычные русским верующим кадила, светильники, водосвятные чаши, дорные тарели и колокола. Но первостепенными являются кресты для богослужения, святое Евангелие и сосуды для Евхаристии. Данные предметы никогда не используются для бытовых целей и хранятся в храме.

Комбоскини из Греции

Обратите внимание! В Греции, увидев человека в рясе, принято подойти и поцеловать руку.

Православные сувениры из Греции

Отправляясь в паломничество по святым местам Греции или попав на Афон или Великие Метеоры с туристической экскурсией, многие стараются купить пасхальный набор. Также можно купить браслет на руку из Греции или четки. Популярностью пользуются нательные или наперстные кресты, различные медальоны.

Обратите внимание! На особом месте стоят иконы из Греции, особенно изображающие Богородицу.

Иконы из Греции

Среди изображений святынь Греции особой популярностью пользуется серия «Prince Silvero». Это особые святые Греции иконы, написанные в стиле шелкографии. Для украшения используют серебро, сусальное золото, а рамы изготавливаются из очень качественного дерева и покрываются тройным слоем лака. В итоге получаются очень красивые иконы. Каждая из них имеет сертификат качества.

Икона Prince Silvero

Комбоскини: значение и как носить

Браслет из узелков (Греция), называемый комбоскини, имеет древнюю историю. Он вручается каждому послушнику в монастыре во время пострига. Это не просто браслет для монаха - он символизирует духовный меч, а недавний послушник становится воином Христовым, который ведет невидимую войну с врагом всего человечества - дьяволом.

Настоящий браслет с узелками из Греции плетется только афонскими монахами, непорочными и достигшими определенного духовного уровня. В процессе плетения они постоянно читают молитвы, желая надевшему прийти к истинной вере.

Обратите внимание! Следует заказывать этот браслет из Греции из монастыря. В противном случае он будет не намоленным предметом, а лишь ювелирным аксессуаром, заказать который можно, посмотрев каталог сайтов, торгующих украшениями.

«Комбоскини из Греции - значение и как носить?» - подобный вопрос довольно часто можно встретить в интернете. Монахи носят его на левой руке, но при этом надевать можно и на шею. При молитве его принято снимать и держать в ладони левой руки, оставляя правую свободной для совершения крестного знамения.

Для мирянина надеть комбоскини - это значит стать христианином, соблюдать заповеди, бороться с грехом. То есть, подобный акт означает готовность перемен на духовном пути. В противном случае весь смысл теряется, ведь данное украшение не является мистическим оберегом, а остается лишь символом духовного пути человека.

Доставка комбоскини происходит через почту

О материале настоящего греческого браслета также ведутся споры. Многие считают, что бусы должны быть золотыми, а узлы - из кожи. Но это неправда. Монахи используют те материалы, которые есть под рукой. Поэтому, посетив специализированный интернет-магазин или торговую лавку монастыря, можно увидеть самые разные комбоскини.

Как было сказано ранее, данный браслет символизирует собой духовный меч христианина. При его ношении следует призывать имя Господне и читать молитвы. Вот краткий список тех, что читают афонские монахи:

  • прежде всего, читается молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Но можно воспользоваться сокращенной формой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня» или, наоборот, в более развёрнутом виде: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй мя, грешного»;
  • неизменно сопутствует монаху молитва мытаря, отраженная в Евангелия: «Боже, милостив буди мне, грешному»;
  • также рекомендуется обращаться к Матери Господа Иисуса Христа с молитвой: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси нас».

Обратите внимание! Эти и любые другие молитвы может читать владелец браслета. Обращаться с ним нужно осторожно - многие, надев его на руку, предпочитают больше не снимать.

Отправляясь в путь на Афон, где можно купить настоящие комбоскини, следует помнить, что это религиозное сооружение, где ведется богослужение и проживают монахи. На территории монастырей действует ряд запретов:

  • здесь нельзя курить;
  • запрещено входить в кельи, где живут монахи;
  • следует отказаться от шумных разговоров;
  • нельзя купаться в море или ловить рыбу;
  • запрещено фотографироваться.

Обратите внимание! При острой необходимости можно попросить разрешение настоятеля монастыря на фотосъемку. При веской причине оно будет получено.

Брояница Ангел Хранитель

Опытные паломники предостерегают неопытных православных христиан и иноверцев от погони за магическими вещицами. Да при соответствующем духовном настрое браслет поможет правильно настроить свою духовную жизнь, что неизменно принесет счастье и удачу. Но нельзя относиться к комбоскини как к оккультному талисману, который способен помочь без духовной работы над собой.

Вот такая история о комбоскини из Греции, значение которого - помочь человеку в духовной борьбе. Данный браслет, каждый узел которого пропитан любовь монахов к ближнему, можно купить для себя или подарить близкому человеку. Но в любом случае, главное - это правильный настрой человека, лишь в этом случае «оберег» поможет.

После третьей поездки на Афон (1984 г.) я направился в страну, где мне давно хотелось побывать - в Турцию. Ведь сегодняшнее турецкое государство располагается на исконно христианских землях - когда-то центре и сердцевине Византийской империи. Константинополь, Никея, Халкидон, Эфес, Каппадокия, Антиохия, Трапезунд - этот перечень дорогих каждому православному наименований можно было бы продолжать еще долго…

Весной, когда я впервые упомянул о своих планах, мои друзья в Свято-Владимирской академии долго отговаривали меня от поездки в Турцию - страну, тогда имевшую, мягко говоря, не самую благоприятную репутацию в отношении безопасности иностранных туристов. Но, проведя месяц на Афоне и получив множество благословений (в том числе и четки от отца Паисия), я считал, что могу ехать, не опасаясь за свою жизнь и свободу. Так оно и оказалось. Примерно в это время турецкое правительство осознало всю выгоду международного туризма и дало разнарядку его развивать. По всей стране проводились разъяснения о пользе хорошего отношения к зарубежным гостям. Повсюду были развешаны плакаты с изображением улыбающегося бородатого светловолосого иностранца с рюкзаком, а внизу красовалась надпись: “Один счастливый турист на следующий год приводит тысячу других туристов”. Надпись немного напоминала аннотацию к некоему патентованному средству от тараканов, но оказалась весьма эффективной: по всей стране турки в лепешку разбивались, чтобы угодить весьма тогда еще немногочисленным иностранцам. Напоминаю, что дело происходило в 1984 году. Цены были фантастически низкими, и на мой обычный путевой бюджет 5–6 долларов в день я мог позволить себе ночевать в гостиницах и питаться в ресторанах. Я ощущал себя в полной безопасности. Никакого воровства не было и в помине: даже забытую в магазине мелочь за вами несли несколько кварталов. Стоило развернуть на улице карту, как вас немедленно окружала толпа галдящих турок, стремившихся помочь. К сожалению, как правило, никто из них не умел читать карту, так что помощь была более моральной, чем реальной. Но зато все наперебой приглашали на чашечку чая.

Особенно забавно было проходить сквозь торговые ряды. Сидящие у дверей своих заведений лавочники зазывали туристов к себе, используя единственно знакомое им европейское обращение: “Коллега…” и дальше следовали манящие движения рукой. Впрочем, в то далекое время турецкие торговцы совсем не были агрессивными, чем приятно отличались, скажем, от палестинских арабов. Можно было зайти в лавку, выпить с ними чашечку чая, поболтать о жизни, и даже если вы уходили, ничего не купив, обид никаких не было.

Я проехал автостопом большую часть страны - от греческой границы до восточной части Анатолии, а затем, поднявшись в Трабзон, вернулся в Константинополь на пароходике вдоль южного побережья Черного моря. В 1988 г. я, уже считая себя экспертом по турецким делам, вновь посетил эту страну (заметно более потуристевшую и несколько подорожавшую) и доехал до озера Ван и до руин средневекового армянского города Ани на самой границе с СССР. У приезжавших туда отбирали фотоаппараты и предупреждали, что не рекомендуется долго и пристально вглядываться в пограничные ограждения: советские войска, дескать, открывают огонь по всем подозрительным лицам без предупреждения. От Ани я поехал назад в Константинополь пушкинским путем: до Карса, а затем - в Эрзерум, где, вспомнив впечатления поэта, даже отправился в турецкую баню.

Но это было потом, а пока я впервые знакомился с византийскими землями, в силу исторических превратностей оказавшимися в государстве под названием Турция. Бродил по Константинополю, открыто молился в Святой Софии, в музее Топкапы (бывшем султанском дворце) прикладывался к витрине, за которой лежала левая рука Иоанна Предтечи, и всячески отыскивал следы былых святынь в этом шумном торговом городе. В те годы, например, Студийский монастырь - ни много ни мало базилика VI в. - сколько их всего в мире? - размещался на заднем дворе какого-то турка: чтобы туда попасть, требовалось просить его отпереть калитку.

2.

По Турции я, как и всюду, предпочитал перемещаться автостопом. Помимо экономических соображений (не столь актуальных из-за уже упомянутой фантастической дешевизны Турции в те годы), это оказалось еще и самым комфортным способом передвижения. Междугородные автобусы, дешевые и довольно быстрые, оказались непригодными из-за всеобщего курения и нелюбви к открытым окнам. Мой первый и последний турецкий автобус, ночью везший меня из Константинополя в Эфес, через полчаса превратился в форменную душегубку с тускло светящими сквозь клубы сизого дыма лампочками. На мои попытки ехать с открытым окном мне вежливо, но решительно сообщали, что грудной ребенок, лежавший на коленях у матери через несколько сидений от меня, теперь непременно простудится, заболеет и умрет. Мои аргументы, что табачный дым ему куда вреднее, турки предпочитали не воспринимать, глядя на меня честными глазами и повторяя на ломаном английском про страшный вред сквозняков, особенно в июле.

Автостопом ехать было веселее. Во-первых, можно было открывать окна. Во-вторых, всегда интересно знакомиться с новыми людьми и практиковаться в иностранном (в данном случае турецком) языке. И, наконец, если только по дороге шли машины, останавливались они быстро. Проблема состояла только в том, что иной раз машин не было вовсе и ждать приходилось долго. Как-то, стоя на пустынной дороге возле моря, я наблюдал забавную картину купания пожилого турка. Одетый по-европейски (рубаха навыпуск и брюки) турок шел по пляжу налегке, а, чуть приотстав от него, поспешали две женщины, сверх меры нагруженные сумками и свертками. Помимо этой весьма объемной поклажи, они несли деревянный стул и совковую лопату. Одеты женщины были в длинные - до колен - цветастые просторные рубахи, из-под которых виднелись широченные шальвары. Головы их закрывали громадные платки.

Турок остановился на облюбованном им месте и развел руки в стороны. Подбежавшие женщины, сбросив свою поклажу, осторожно сняли с него рубаху и штаны, и он погрузился в теплые лазурные воды Средиземного моря. Искупавшись, турок вышел из воды и обе стоявшие наготове женщины немедленно вытерли его заранее подготовленным полотенцем. После этого он присел на песок. Одна из дам подставила ему под спину перевернутый вверх ножками стул, так что спина его оперлась на обратную сторону спинки, а голова оказалась на подушечке, положенной на ребро сиденья, а другая, вооружившись совковой лопатой, начала закапывать в песок его ноги и нижнюю часть туловища. Когда на поверхности остались только голова и плечи отдыхающего, инструмент воткнули в песок, и обе женщины, не снимая рубах и штанов, пошли остыть в водах моря. Но долго прохлаждаться им не удалось, так как их повелитель вдруг встал и, отряхнув песок с выдающегося живота, улегся вновь, но уже ногами в другую сторону. Дамы вынеслись из моря. Одна из них немедленно подложила стул ему под спину, а другая вновь закопала его в песок. Полежав еще немного, турок встал, отряхнулся, всунул ноги в резиновые шлепанцы, и как был, в плавках, побрел в обратную сторону. Обе мокрые женщины мгновенно упаковали все вещи и взапуски побежали за своим повелителем.

Вскоре остановилась попутная машина, и я поехал дальше, “дивясь увиденному”.

Так что ездить было интересно. Но определенные проблемы все же возникали. Самая распространенная из них - турки не понимали, что иностранцы могут ездить автостопом. Если ловить машину приходилось на окраине селения, ко мне немедленно начинали подходить доброжелатели. Отобюс орада (авто­бус там), - говорили они и показывали пальцем в направлении остановки. “Отобюс йок! - ответствовал я. - Отостоп!” - и демонстрировал свой поднятый палец. Но доброжелатели считали, что непривычный к их порядкам иностранец просто не понимает, что автобусы останавливаются лишь в положенных местах, и продолжали уверять меня, что необходимо идти на остановку. В результате вокруг меня скапливалась толпа, выясняющая друг у друга, чего же я хочу, и что для меня лучше. Никакая машина остановиться уже не захотела бы. В конце концов я понял, что автостопить нужно начинать в отдалении от жилых мест и от глаз турецких доброжелателей.

С самой первой проблемой я столкнулся, подъезжая к Турции со стороны Греции. Машины останавливались, но что им говорить о направлении моего движения? Никакой грек не признает иного наименования, кроме Константинополя, никакой турок не согласен называть самый знаменитый город его страны иначе, чем Стамбул. Пока едешь по Греции, говоришь, что надо “в сторону Константинополя”, все понятно. Но вот, до границы остается километров тридцать. Останавливается машина со швейцарскими номерами. За рулем усатый, смуглый человек. Он может оказаться как греком, так и турком. Что ему сказать? Ошибка может стать роковой. После несколько секундного напряженного молчания, я выдавливаю из себя: “В ту сторону (указываю рукой) возьмете?”.

Садитесь, - кивает он.

Уже потом выясняется, что он ливанский араб-христианин, живет в Швейцарии, и ему совершенно все равно, каким именем я назвал бы чужой ему город.

Еще одна характерная для турецкого автостопа история произошла во время моей второй поездки в Турцию - уже в 1988 г. Добравшись из Ани - самого восточного угла Турции - до Эрзерума, я направился назад, в Константинополь. Вскоре мне повезло: передо мной остановился иранский большегруз с удобной комфортабельной кабиной, откуда два человека, водитель и сменщик, гостеприимно махали руками. Иранцы сообщили, что едут в Стамбул, что с удовольствием довезут меня туда и что путешествие по турецким дорогам займет не менее двух суток. Я был на все согласен, и мы поехали. Грузовик шел пустым, чтобы загрузиться в Стамбуле турецким товаром.

До этого я слышал, что 80% человеческого общения - невербальное. Во время поездки с двумя персами я лишний раз имел возможность в этом убедиться. Ни на одном европейском языке они не говорили. По-персидски я, как выяснилось, знал только два слова: кишмиш (виноград) и фистык (фисташ­ки) . Единственным общим языком у нас оказался турецкий, на котором я знал слов примерно сто, а мои собеседники раз в 5 меньше. И тем не менее за полтора дня, что нам довелось быть спутниками, мы очень много смогли узнать друг о друге.

Один из моих спутников был профессиональным шофером-дальнобойщиком, а второй - с моржовыми усами и накачанный - офицером-спецназовцем, из тех, которым полагалось сопровождать грузовики в зарубежных поездках. Отношения между ними были самыми задушевными. Вели себя они довольно смешно. Во-первых, они несколько раз в день подолгу и с наслаждением брились. В исламском Иране бриться запрещено, и они пользовались возможностью ощутить себя свободными. Мою бороду они понять не могли - зачем ее растить, если можно бриться? - и в шутку называли меня аятоллой. Во-вторых, они немедленно затоварились спиртным и по пути все время отхлебывали виски, усердно угощая и меня. К счастью, на качестве их вождения это не сказывалось. В-третьих, ехали они в шортах и в довольно открытых майках, опять же пользуясь случаем покрасоваться в неположенной гражданину Исламской республики Иран одежде.

Шофер рассказал мне, как он служил в армии еще при шахе и как комиссары победившей исламской революции потребовали, чтобы обожаемый всей армией генерал (слуга царю, отец солдатам), под началом которого служил и мой хозяин, отрекся от бежавшего шаха и принес присягу новой власти. Бравый генерал отказался, сказав, что уже присягал на верность шаху и что присяга не перчатки и менять ее он не может, после чего его расстреляли перед строем.

Так мы ехали с гостеприимными персами, непонятно на каком языке (общечеловеческом?) рассказывая друг другу истории из своих жизней. Ночь мы провели на автостоянке возле шоссе. Для отдыха мои новые друзья предоставили мне совершенно пустой кузов грузовика, где я отлично выспался в своем мешке.

Наутро, плотно позавтракав персидскими припасами - включая нежные финики и громадного размера фисташки - тот самый фистык , родина которого и есть Персия, - мы отправились в путь. Разумеется, часть утра граждане исламской республики посвятили самому тщательному бритью.

Помимо моей бороды, одной из повторяющихся тем наших бесед были турки и их ужасный характер. Персы неоднократно повторяли, что дивятся моей беспечности - отправиться путешествовать по Турции, да еще автостопом! Ведь турки - известные разбойники, воры, убийцы и насильники. Нет ничего опаснее, чем доверяться вероломным туркам, которые войдут в доверие, а затем обдерут как липку, ограбят и убьют бедного наивного иностранца. На все мои заверения, что никаких проблем в путешествии по Турции у меня не возникало, персы лишь скептически качали головами и говорили, что просто я не знаю коварную натуру турок, а когда узнаю, может быть уже поздно.

Ехали мы хорошо, и в середине дня до Константинополя оставалось всего пара сотен километров. Но тут нас остановила полиция. Полицейский долго изучал документы и в конце концов дал понять, что видит некие проблемы в моем паспорте и не отпустит меня без выяснения. Я был в недоумении - так это было не похоже на всегдашнее сверхдоброжелательное отношение турецких властей. Персы заволновались и сообщили полицейскому, что подождут меня. Он резко ответил, что запрещает им тут стоять, а если они не послушаются, отберет их документы за нарушение. Я попросил своих друзей ехать, заверив их, что разберусь сам. Они отбыли, попрощавшись. На лицах их было написано: “Вот видишь, мы же тебя предупреждали…”. Я остался в полицейском участке один. На душе было неуютно. Вспоминались все американские предупреждения о беспределе в кошмарных турецких тюрьмах.

Стоило грузовику отъехать, как задержавший меня полицейский вернул мне паспорт и, предложив чаю, стал умолять о прощении. “У меня не оставалось другого выхода, - говорил он. - Я должен был сделать все возможное, но не оставлять вас в персидском грузовике. Ведь персы - известные разбойники, воры, убийцы и насильники. Нет ничего опаснее, чем доверяться вероломным персам, которые войдут в доверие, а затем обдерут как липку, ограбят и убьют бедного наивного иностранца…”

3.

Итак, когда я попал в Турцию в первый раз - после Афона, я не снимал с руки афонских четок в сто зерен и, попадая в святые места, читал Иисусову молитву (четки, в 33 зерна, подаренные мне отцом Паисием, я, боясь потерять, не надевал на руку и носил в кармане куртки: видимо оттуда они, в конце концов, через несколько лет и несколько больших путешествий и выпали). Так было и в Константинополе, и в Эфесе, в базилике св. Иоанна Богослова, где на месте Престола до сих пор видны следы могилы Апостола любви, и в пещерных храмах и подземных городах Каппадокии, и в родном городе апостола Павла - Тарсе. В последнем, честно говоря, никаких особых святынь отыскать я не смог, кроме какого-то подозрительного “колодца апостола Павла”, также находившегося на заднем дворе местного жителя. Стоило мне подойти к колодцу, как турок немедленно вышел из своего жилища и, зачерпнув довольно нечистым стаканом воду, предложил мне ее испить. Делать было нечего, и я отхлебнул водички. Видимо, молитвами апостола Павла, произошло чудо и нежелательных последствий от этого безрассудного поступка я не ощутил.

Так вот, на четки мои турки реагировали в высшей степени положительно. Видимо, с такими длинными четками щеголяли их муллы, так что рядовые мусульмане спешили всякий раз высказать свое одобрение. С этими афонскими четками и связаны две путевые истории.

Одна из них - автостопная. Как-то меня подобрал молодой человек на маленьком грузовичке. Завязался обычный для турецкого автостопа разговор. Поначалу у вас спрашивают имя, потом сами представляются. Затем вопрошают о стране происхождения, возрасте и профессии (я отвечал: ёренджи - студент). После этого водитель интересуется: Тюркие гюзель? (Турция - красивая?). Чок гюзель! (Очень красивая!), - отвечаете вы. И тогда начинается высокополезный с лингвистической точки зрения диалог. Водитель указывает на все, что проплывает за окном - горы, поля, фруктовые деревья, животных, море и т. п. и, называя этот предмет, присовокупляет с вопросительной интонацией: гюзель? - Чок гюзель! - соглашаетесь вы. Так можно узнать массу новых слов.

Но на этот раз разговор пошел по другому сценарию и запомнился мне навсегда.

После первого знакомства водитель обратил внимание на мои четки.

Он зацепил их пальцем и, перебирая зерна, начал говорить: Алла, Алла, Алла!

Йок, - ответил я. - Иса, Иса, Иса…

Александр, - спросил он, изобразив на лице изумление, - мусульман?

Йок, - ответил я. - Христиан.

Александр, - вновь произнес он мое имя в сопровождении манящего движения рукой, - мусульман? (то есть, айда к нам, к мусульманам).

Мустафа, - сказал я, повторив его жест, - христиан?

Поняв, что прямым наскоком тут ничего не возьмешь, Мустафа изменил тактику. Для начала он решил похвалить христианство.

Мусульман, - сказал он, прижав руку к груди, - Иса - чок! - Я понял его. Он хотел сказать, что мусульмане тоже считают Иисуса великим (чок по-турецки значит ‘очень, большой и великий’).

Христиан, - ответствовал я, - Иса йок чок. Иса - чок, чок, чок, чок, чок, чок, чок, чок…

Алла - Ата! - сказал я, - Иса, - Алла Бебек! Иса - Алла - бир (одно)! А ты, Мустафа, давай к нам, к христиан!

Вторая миссионерская дискуссия, которую мне довелось провести в Турции, оказалась куда более сложной. Она произошла в последний день моего первого турецкого путешествия.

Я гулял по бывшим императорским конюшням, ныне - крытому базару в Константинополе. Это громадное пространство под сводчатыми потолками, соединенными сводчатыми же переходами. Вдруг ко мне обратился незнакомый человек. Он был аккуратно, не по-туристски одет, коротко подстрижен. Лицо его обрамляла аккуратная черная бородка.

О, незнакомец, - обратился он ко мне на великолепном английском языке с легким акцентом неопределенного происхождения. - Я вижу, вы особенно боголюбивы, ибо перебираете в руках некое неизвестное мне приспособление для молитвы. Но ведь нет ничего более приятного и благочестивого, чем знакомиться со способами молитвы ко Всевышнему, практикуемыми в дальних землях…

Конечно, мне доставит радость ответить вам, о любознательный незнакомец, - ответил я ему в том же тоне. - Молитва, которую я повторяю, используя эту веревку с узелками, очень проста и доступна и ей легко научиться. Звучит она так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Очень поучительные слова, - ответствовал мне собеседник, - и несомненно они таят в себе значительную глубину и стремление к общению со Всевышним. Тем не менее льщу себя надеждой, что вы позволите мне проявить дерзость и задать вам вопрос, чтобы разрешить возникшее у меня небольшое недоумение.

Разумеется, задавайте, и я сделаю все возможное, чтобы разрешить недоумение столь внимательного человека.

Скажите же тогда, согласны ли вы с тем, что великий Бог превыше всякого нашего разумения и представления?

Разумеется, я согласен с вами в этом вопросе. Думаю, любой, мыслящий так, не ошибется.

Отчего же тогда вы употребили словосочетание Сын Божий ? Как у Всевышнего, превосходящего все наши категории, может быть столь человеческая реалия, как сын? Не умаляет ли это Бога? Не низводит ли это его до наших человеческих категорий? - воздел руки к сводчатому потолку крытого базара мой новый знакомый.

Тут все стало ясно. Меня заметил мусульманский миссионер и предстоит серьезная богословская дискуссия. Я почувствовал себя в Византии. Вокруг нас к тому времени уже собралась довольно значительная кучка народа, и все новые зрители продолжали прибывать. Сомневаюсь, что большинство из них понимало английский (во всяком случае, в такой степени), но слушали все очень внимательно, как по команде поворачивая головы к тому из нас, кто произносил свою реплику.

Мой собеседник оказался перешедшим в ислам бельгийцем (отсюда и хороший английский), бывшим римо-католиком, специально натренированным на контркатолическую пропаганду. Но с православным он беседовал впервые, и большинство его аргументов летело мимо цели или вовсе обращалось против него.

По прошествии примерно часа бывший католик и бывший бельгиец понял, что проигрывает, и начал церемонно раскланиваться, напоследок пожелав мне побыстрее завершить мои поиски и наконец обрести истину. Этого я стерпеть уже не мог и ответил ему в том смысле, что я как раз не по своим заслугам, а по милости Божией пребываю в Истине, а он был совсем рядом, но отпал от нее совершенно. Так что я желаю ему вернуться к тому, что он утратил, и поискать Истину там, рядом. Искренне ищущему человеку обрести ее будет совсем не сложно. После этого я, пройдя сквозь собравшихся турок, с достоинством удалился. Вокруг шумел равнодушный восточный базар.

Правило по четкам October 23rd, 2015


Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно - это правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра молитвы без поклонов - это правило взято из одной старой Следованной Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет четок - афонское правило для тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и 25 поклонов или 600 молитв без поклонов, 900 - Спасителю или 15 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400 мол. без покл., 900 - Спасителю или 15 мин, 300 - Божией Матери или 5 мин, 100 - Св. дня или 2 мин, 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин.

1. Повечерие великое, 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница, 100 молитв и 25 покл., 600 мол. без покл., 1200 - Спасителю или 20 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин

3. Утренняя, 300 молитв и 50 покл., 1500 мол. без покл., 2700 - Спасителю или 60 мин., 900 - Божией Матери или 15 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин., 100 - Св. седмичному или 2 мин., 300 - Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности), 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов

5. Часы (все) с междучасиями, 1500 молитв без поклонов, 1800 - Спасителю или 30 мин., 600 - Божией Матери или 10 мин.Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов

6. Вся Псалтирь, 6000 молитв без поклонов

7. Одна кафизма, 300 молитв без поклоновОдна Слава, 100 молитв без поклонов

8. Канон Ангелу Хранителю, 50 молитв и 7 поклонов

9. Канон седмичный, 30 молитв 5 поклонов

10. Канон Богородице с акафистом, 200 молитв и 29 поклонов

11. Последование ко Св. причащению, 1200 - Спасителю или 20 минут, 300 - Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому, 600 молитв тому, кому служиться молебен или 5 минут.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: "Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго" - 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:


Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или просто: святее (святая) … моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:


В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.



Статьи по теме: