Библейские мифы адам и ева. Почему Бог создал Еву из ребра Адама? Почему именно змей выступает как символ зла

Общеизвестно: сначала Бог сотворил Адама, затем из ребра его - Еву. Но явился Змей-искуситель и предложил Еве съесть запретное яблоко с древа Познания. Та, в свою очередь, уговорила сделать это мужчину. Поняв, что наги, первые люди на Земле прикрылись фиговыми листами. Бог, увидев, что парочка нарушила его правила, изгнал ее из райского Эдемского сада в страшный, бушующий мир. Но вся ли это история Адама и Евы? Соответствует ли изложенное тому, что написано в Библии? Какова историческая правда?

История Адама и Евы была заимствована и изменена

Как и многие истории в Библии, в Бытии есть элементы, которые были заимствованы из других культур и религий. В описании наказания Адама и Евы ключевые фигуры «срисованы» из вавилонского космогонического мифа Энум Elis и Гильгамеш.

Евреи (когда еще не были евреями) были в изгнании в Вавилоне, где изучили миф о сотворении Энума Элиша, в котором участвовал один всемогущий бог (Гильгамеш - Гарри Поттер древнего мира). Согласно Библейской Одиссеи, Гильгамеш владел растением бессмертия, но потерял его из-за обмана змеи.

Боги также создали подругу для героя. Из-за женщины-обольстительницы мужчины потеряли идиллическую жизнь, которой они жили наедине с флорой и фауной. После грехопадения Гильгамеша первый человек понял, что голый (в тексте - стал «как Бог»), так же, как Адам и Ева после того, как вкусили запретный плод в Книге Бытия.

В Бытии Бог создает людей дважды

Если внимательно прочесть Бытие, можно заметить: Бог сотворил Вселенную и все в ней дважды. Некоторые места в двух рассказах прямо противоречат друг другу. Если не воспринимать историю сотворения буквально, как это делают многие христиане и евреи, то это не проблема.

Как указывает «Библия Одиссея», стили написания историй совершенно разные. У них, похоже, разные теологические (богословские) цели. Есть мнение, что они написаны двумя разными людьми в разные периоды времени, по двум различным причинам, но позже объединены. Но это больше волнует некоторых библейских ученых, которые считают, что Бытие было одной историей, полностью написанной Моисеем, чем простых смертных.

Некоторые люди в истории приложили немало усилий, чтобы объединить две версии. Например, они сделали Адама гермафродитом. Многим служителям церкви было неудобно трактовать этот факт, но теории придерживались веками. По одной из версий, согласно еврейской мифологии, первой женой Адама была Лиллит, которая стала демоном.

Была ли Ева сделана из кости Адама?

Первоначальное еврейское слово «ребро» имеет множество толкований. Библейская археология свидетельствует: слово «ребро» употребляется в писании 40 раз. И только единожды переводится как «ребро» (кость Адама), когда появляется Ева. Чаще всего слово edge относится к стороне чего-либо, или «конечности, сбоку от вертикальной оси человеческого тела». Так что, Ева сделана из какой-то неясной стороны Адама, что вызывает кривотолки.

Действующий Библейский профессор выдвинул идею: на самом деле Ева была сделана из бакулюма Адама (кости, образовавшейся в соединительной ткани полового члена). Эта кость распространена у млекопитающих (в том числе, у приматов), но у мужчин часть «набора» отсутствует. Доктор Зиони Зевит считает: если Бог взял эту кость от Адама, то у его потомков, вероятно, ее не стало. Что касается ребер, то у мужчин и женщин их одинаковое четное количество.

Вопрос пупка

Кажется, простой вопрос: у Адама и Евы были пупки? Но он является теологическим кошмаром на протяжении тысячелетий. Если пупки были - они свидетельствуют о появлении первых людей из утробы по окончании срока беременности. Но беременности не было! Если пупка не было - это не соответствуют утойчивым представлениям о строении тела людей.

Христиане-фундаменталисты считают: у Бога не было причин создавать Адама и Еву с «ложным признаком того, что они развились в утробе матери». Споры были огромной проблемой для художников на протяжении веков. Некоторые вышли из положения, добавив несколько листьев, покрывающих пупок. Многие изобразили Адама и Еву с совершенно гладкими животами. Но после Ренессанса большинство мастеров кисти писали пупки. Без них тела выглядели странно.

Бытие ничего не говорит о яблоке

Все знают, что Адам и Ева съели яблоко. Но в Библии не указано, что это был за фрукт. В английских переводах это просто «плод на дереве». На языке оригинала расплывчато и еврейское слово «пери» (злые духи). Оно могло означать «абсолютно любой фрукт». Еврейские ученые интерпретировали его как «инжир, гранат, виноград, абрикос, цитрон или даже пшеница». Другие считали опьяняющим напитком, похожим на вино.

Уверенность, что это яблоко появилась из-за каламбура. В четвертом веке нашей эры папа Дамас решил, что Библию нужно перевести на латынь. Сколому Джерому дали задание, и когда он упомянул «Древо познания добра и зла», очевидно, решил пошутить. На латыни «малус» означает зло, но это означает и яблоко. Значит, назовем нечто, распробованное Адамом и Евой, яблоком. Поэт и мыслитель Джон Мильтон закрепил образ, дважды назвав запретный плод яблоком в «Потерянном рае».

Почему женщины долго не пользовались обезболивающими средствами при родах

Эволюция (или Бог) дала нам большие черепа и стройные бедра, поэтому роды чрезвычайно болезненны. К счастью, теперь есть прекрасные обезболивающие лекарства. Но и до этого существовало много способов облегчить роды. Но Бог велел женщинам страдать.

Пастор из Новой Англии однажды высказал мнение, что облегчение боли женщин во время родов «лишит Бога удовольствия от их глубоких, искренних криков о помощи». Этот теологический аргумент привел к тому, что болеутоляющие лекарства стали использоваться во время родов только в 1800-х годах.

В исламе немного другая история об Адаме и Еве

Адам и Ева есть не только в священных книгах иудеев и христиан; они также появляются и в Коране. Но исламская версия несколько иная. Согласно Аль-Исламу, все начинается аналогично: Бог создает Адама и Еву, которые являются особенными по сравнению с животными, и говорит им, что они не могут есть с особого дерева. Затем приходит сатана и обманывает их.

Но Сатана обманывает обоих (а не только Еву). Они оба едят с дерева, и оба одинаково виноваты. Нигде в Коране Ева не является искусительницей, и Бог не дает женщинам наказание, которое он описывается в Книге Бытия. Понятия «первородный грех» в исламе нет. Адам и Ева были наказаны за содеянное лично, а не ценою счастья всего человечества.

Более поздние исламские традиции дополнены. Говорят, когда Адама и Еву изгнали из Эдемского сада, то разлучили на 200 лет. Когда они снова встретились, у них родились два сына, Габил и Хабил, у каждого из которых была сестра-близнец. Точно так же, как Каин и Авель, Габил убивает Хабила. Но было много других детей, потому что у Евы родились 20 «комплектов» близнецов, а до смерти Адама потомство насчитывало 40 000 человек.

Преадамитское движение объясняет эволюцию и поддерживает рабство

В 1800-х годах ученые начали понимать больше о древнеегипетской цивилизации. Тексты расшифровывались, памятники датировались. Стало ясно: многие прежние взгляды действительно устарели. На языке американской египтомании произошел «кризис христианства». Если Библия буквальна, то Адам и Ева были созданы всего несколько тысяч лет назад.

Пре-Адамит просто означает, что до Адама были живы люди. В 1655 году французский автор написал две книги, пролившие свет, к примеру, на такой вопрос: откуда родом жена Каина? В Книге Бытия упоминаются только Адам, Ева, Каин и Авель, когда Каин убивает своего брата. Но вдруг мы узнаем, что есть города, населенные людьми, где Каин нашел жену.

Райский сад был повсюду

В истории известны факты, когда люди пытались найти месторасположение Райского сада. Это было сложно, так как в книге Бытия говорится только, что там одна река разделяется на четыре. По данным Университета Вирджинии, Христофор Колумб был «очень заинтересован» в поиске Эдема. Он думал, что близок к цели, когда оказался на Эспаньоле, и еще ближе - в Венесуэле.

В 1881 году методистский министр Уильям Уоррен написал, что Иден находится на Северном полюсе. Но почти одновременно публиковались «доказательства» того, что земной рай находится за пределами Дамаска или в калифорнийской долине Санта-Клара. В XX веке к этим местам присоединилась Огайо, Флорида, Монголия, Сейшельские острова.

Согласно другим теориям Эдемский сад находился в Азербайджане, Армении, в Бахрейне, в Южной Каролине, на Сомали, в Персидском заливе. Но наиболее распространенным местом на протяжении многих лет считается Ирак.

Число христиан, которые думают, что история сотворения буквальна, уменьшается

Согласно опросу Гэллапа, проведенному в 2017 году, только 38% опрошенных взрослых американцев считают, что Бог сотворил Адама и Еву полностью человеческими личностями около 10 000 лет назад. Равное количество верило, что эволюция произошла, но с Божьим руководством каким-то образом. 19 % группы верили в процесс эволюции без Бога, причем протестанты более склонны верить в какую-либо версию эволюции, чем католики.

Даже евангелисты начинают отходить от старых толкований. Вера в научные открытия не означает, что религиозная трактовка неправильна. Просто есть возможность получить все более точное понимание мира. Христианские ученые долго полагали, что повествование об Адаме и Еве было первоначально написано как аллегория и поэзия, а не как историческое исследование.

Кто такие Адам и Ева с точки зрения генетики?

В 2018 году средства массовой информации раструбили о данных, опубликованных в журнале Human Evolution. Из новостных заголовков явствовало, что существование Адама и Евы доказано. Ученые изучили эволюцию генетики и обнаружили: мы все родом от одной пары, которая жила десятки тысяч лет назад. Это не так.

Как указывает Патеос, в исследовании рассматривались только митохондриальная ДНК и ДНК Y-хромосомы. Есть другие хромосомные ДНК, почти наверняка поступившие от других людей. Адам и Ева тоже не были парой. Ученые сузили время нахождения Митохондриальной Евы на Земле до 100 000-230 000 лет назад. Y-хромосомный Адам, вероятно, жил за 75 000 лет до нее. Ученые не считают, что эти два человека были первыми людьми на Земле. Несмотря на вводящее в заблуждение прозвище, Митохондриальная, Ева по сути представляет «последнего общего митохондриального предка всех живых людей… а не первую женщину в мире».

АДАМ И ЕВА - ч. 1

Сотворение

Янна Хробак. Адам и Ева.

В Торе слово «Адам» используется в разных смыслах: «человек» , «мужчина» , «всякий», «каждый» ,
«люди» , «первый человек», а также как имя собственное, употребленное в единственном числе
(буквально - «сын Адамов»).

В еврейско-греческом апокрифе «Оракулы Сивилл», который исследователи датируют II веком до нашей
эры, содержится легенда о происхождении имени «Адам», в которой оно рассматривается как аббревиатура,
состоящая из названий четырёх сторон света. Это мотивируется тем, что Бог взял прах для творения
Адама со всех концов Земли:
Ἀνατολή - восток
Δύσις - запад
Ἄρκτος - север
Μεσημβρία - юг
А согласно гностическому Апокрифу Иоанна имя «Адам» трактуется как «отражение света».

Уильям Блейк. Творение Адама.

В Книге Бытия приводится довольно подробное описание жизни первых людей, включающее в себя создание
Адама и Евы, искушение и грехопадение, изгнание из Эдема, а также последующее расселение людей по
миру. При этом она содержит два параллельных рассказа о сотворении мира и человека. Согласно первому
варианту, мужчина и женщина были созданы «по образу Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано
господствовать над всей землёй и живыми существами: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию
Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над
всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И далее говорится: «И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Согласно второму параллельному рассказу Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул «дыхание
жизни» в его ноздри.
Акт творения Адам согласно еврейскому календарю состоялся в 3760 году до нашей эры. А вот в
христианской традиции, где сотворение Адама вычисляется на основании новозаветного родословия Иисуса
от Адама, существует большое число версий этой даты.

В. А Котарбинский. Завет с Адамом. Фреска. Владимирский собор, Киев.

Эдемский сад

После акта творения Бог поселяет Адама в Эдемском саду, и заповедует «возделывать его и хранить его».
Среди растений Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла.
Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь запретил ему есть плоды Дерева
познания Добра и Зла, предупредив, что следствием непослушания будет смерть.
Затем Бог привёл к человеку всех сотворенных животных и птиц, чтобы тот дал им названия.
Сотворение Евы из ребра Адама одно из самых тёмных мест Библии. Книга Бытия повествует о нем дважды,
но весьма кратко - «И сотворил Бог человека … мужчину и женщину сотворил их» , и более подробно -
«…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и,
когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра,
взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» .

О том как жили первые люди в Эдемском саду, повествуют многочисленные легенды. Так в Книге Юбилеев
(I-II в. до н. э.) Адам изображён в виде прародителя цивилизации, которого ангелы учат различным
полезным вещам, пока он присматривает за Эдемским садом.

Запретный плод

Ади Хольцер. Эдемский сад. 2012 г.

В общем, все шло замечательно пока Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал
Господь Бог», уловками и хитростью не убелил Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра
и Зла. Она не только сама вкусила этот плод, но еще и угостила им Адама. В итоге, Адам и Ева познали
Добро и Зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. Так совершилось грехопадение, которое
заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло.

Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп. Искушение Евы.

За проступком последовало наказание:
"Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено
«в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа. А мужчине было назначено со скорбью
и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая проклята за него. Люди перестали
быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был
создан Адам."

Джузеппе Чезари. Изгнание Адама и Евы из рая.

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать (230) лет и родил [сына]
по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было
восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот
тридцать лет; и он умер» .

Погребение

«Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину,
чтобы мир стал таким, каков он есть.»

Вольтер.

В иудейской традиции местом погребения Адама и Евы считается Пещера Махпела - склеп патриархов в
древней части Хеврона, название которой в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру
или, как и название «Кирьят-Арба» (буквально - город четырёх) и соотносится с четырьмя парами,
похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

Христианское предание связывает Голгофу с местом погребения Адама. Вероятно, христианская легенда
о Голгофе как могиле Адама вначале существовала без связи с каким-то определенным местом, и только
после того, как топографы императора Константина установили Голгофу на месте нынешнего храма Гроба
Господня, это место тем самым сделалось и могилой праотца Адама.

В мусульманской традиции Адам похоронен на горе Абукаи, около Мекки. А могила Евы - в городе Джидде.

Пьеро делла Франческа. Смерть Адама.

Согласно библейскому рассказу Адам и Ева были долгожителями. Впрочем, ещё в поздней античности было
высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что
десять лет нужно считать за год.
Также излагалось мнение, что их нужно считать в лунных месяцах (930 л.м. = 930*29,5/365,25 = 75,11 лет).
Впрочем, эта версия не согласуется с рядом фактов, в частности, с тем, что перед описанием Потопа в
Пятикнижии сказано: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому
что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» .

Питер Пауль Рубенс. Адам и Ева.

Как бы то ни было, но все версии сходятся на том, что в конце концов, Адам и Ева скончались.
Однако приключения Адама не закончились даже после смерти - они продолжились уже в
потустороннем мире.

После смерти

Так южнославянский переводной апокриф «Смерть Авраама» (I-II вв.), основанный на еврейских преданиях,
изображает Адама после его смерти как привратника потустороннего мира, сидящего на престоле.

А христианский апокриф «Евангелие от Никодима» (III-IV вв. н. э.), представляет Адама раскаявшимся
и прощённым. В русском переводе эти апокрифические истории вошли в состав старообрядческого сборника
«Страсти Христовы».
А вот уникальную тему «рукописания» Адама и дьявола, пожалуй, можно найти только в древнерусских
апокрифических источниках. Она известна в славянской версии апокрифа об Адаме - «Слове о Адаме
и о Еве от зачала и совершения» (около XV в.).

Ее суть в том, что дьявол хитростью берет крепостную (собственническую) запись от Адама на его детей:
"Дьявол же не дадяше ему орати и глаголаше: «Запиши ми рукописание свое, да еси мой, и ты землю
работай»… Дьявол же обрадовашеся велми и рече: «Запишися мне». И взят Адам плача и записа рукописание,
и рече: «Чия есть земля, того и аз и чада моя."

После этого Адам и все потомки его должны были работать на земле. А после смерти их души попадали
согласно «расписке» в ад. Согласно тому же сказанию, во время крещения Иисус Христос сдвинул камень
в реке, под которым хранилась «расписка», тем самым уничтожив её и освободив человеческий род.

Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра.

Распускались по утрам цветы, река манила прохладой, но пусто было в чудесном саду. Некому было купаться в реке, рвать цветы, собирать сладкие ягоды и отдыхать в тени деревьев.

И решил Бог: "Сотворю человека, подобного мне".

Взял Бог речную глину, вылепил из неё человека, вдунул в него жизнь и назвал человека Адамом.

Адам ходил по райскому саду, срывал плоды, купался в реке, но было ему скучно.

Тогда вылепил Бог из глины разных зверей и птиц, оживил их и привёл к Адаму.

Проходили мимо Адама все звери, пролетали все птицы.

Прошёл мимо Адама слон, и Адам назвал его слоном.

Пролетел мимо Адама орёл, и Адам назвал его орлом. И ежа назвал ежом, и хорька назвал хорьком, и зайца - зайцем, и синицу - синицей. Всем дал имена!

Но Адам всё равно ходил грустный, потому что не было у него близкого друга, которого он мог бы полюбить.

И тогда сказал Бог:

Нехорошо быть Адаму одному. Создам я ему верного помощника и друга.

Крепко усыпил Бог Адама и, пока он спал, взял ребро Адамово и сделал из ребра женщину.

Адам проснулся, посмотрел на женщину и сказал:

Ты прекрасна! Меня зовут Адам, а тебя пусть зовут Ева. Ты будешь моей женой.

И стали Адам и Ева жить в раю.

Вместе они гуляли, вместе купались в реке, вместе плели венки из цветов, вместе собирали плоды со всех деревьев.

Но росло на холме среди сада одно очень красивое дерево, о котором Бог сказал Адаму и Еве:

Никогда-никогда не рвите яблок с этого дерева. Как только вы съедите хоть одно яблоко - вы сейчас же умрёте.

Зачем нам это дерево? У нас и без того очень много плодов! - сказали Адам и Ева.

На запретном дереве жил злой и лукавый Змей. Был он хитрее всех зверей и птиц, которых создал Бог.

Стал хитроумный Змей ждать, когда подойдёт к запретному дереву Ева. И когда подошла Ева к запретному дереву.

Змей сказал:

Слышал я, что запретил вам Бог рвать плоды с деревьев в раю.

Ева ответила ему:

Нет! Со всех деревьев мы можем рвать плоды, только с этого нельзя. Бог сказал: -Не ешьте их. Всякий, кто съест яблоко с этого дерева, умрёт».

И сказал Еве коварный Змей:

Бог обманул вас. Он знает, что в день, когда вы съедите запретный плод, вы с Адамом станете такими же мудрыми и всемогущими, как сам Бог.

Посмотрела Ева, какие сочные, румяные яблоки растут на запретном дереве, и захотелось Еве съесть запретное яблоко.

Сорвала Ева яблоко, съела половину, а половину отдала Адаму. Как только съели Адам и Ева запретное яблоко, посмотрели друг на друга и впервые увидели, что они голые.

И устыдили.

Бог гулял в тени деревьев по райскому саду и звал Адама:

Адам, где ты?

Адам спрятался в кустах и ответил:

Бог, я слышу тебя, но не могу выйти к тебе. Нет на мне никакой одежды.

Бог подошёл к Адаму и спросил:

Кто сказал тебе, что ты голый? Не съел ли ты плод, который я запретил тебе есть?

Адам испугался и сказал.

Но, однажды Адам и Ева ослушались Бога. И Он изгнал их из рая. Это случилось так.
Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.
Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: "Подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого дерева в раю?"" Ева ответила: "Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть". Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: "Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло".
Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: "За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "Не ешь от него", - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься". Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.
Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Ииcуca Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.

Эти два юноши - дети Адама и Евы. Один из них, Авель. Пас овец, а брат его, Каин, был земледельцем.
Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Тогда сказал Господь Каину: "Почему ты огорчился и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого умершего на земле человека обагрила землю.
Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.
К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть! Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.
БЫТИЕ 4:2-12

Потоп. Ной строит ковчег.

Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю. Апостол Петр назвал его "проповедником правды" (2 Послание Петра 2:5). Дух Божий обитал в сердце Ноя. Он очень любил Бога.
Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: "Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их"
Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: "Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою".
Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег. (Ковчег - это большой корабль). Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп и истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его.
БЫТИЕ 6:5-18

Дни творения мира и живых существ. Очень и очень давно не было ничего, не было даже самой Земли, а был сплошной мрак, холод пустота — и один только всемогущий Бог. Бог начал с того, что сотворил небо и землю. Но у них не было еще определенного вида, и, как сказано в Библии, только Дух Божий носился над водою. Затем Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму — ночью.

Первый день творения мира.
Из Кэдмоновской
рукописи, ок. 1000 г.

На второй день Бог создал твердь, которая разделила воду так, что часть воды оказалась над нею, а часть — под нею. Эту твердь он назвал небом [более точное значение древнееврейского слова, переводимого как “твердь неба” - “газообразный слой”] .

На третий день Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. Ее он назвал землей, а воды — морями. Богу понравилось то, что он создал, и по его желанию на земле выросли трава и деревья. И Бог увидел, что это хорошо.

На четвертый день Бог создал светила, чтобы давать свет земле и отделять день от ночи. По светилам можно было считать дни, месяцы, годы. Большое светило сияло днем, то, что поменьше, давало свет ночью, и ему помогали звезды.

На пятый день Бог занялся живыми существами. Сначала были созданы рыбы, водяные животные и птицы. Богу все они понравились, и он пожелал, чтобы их стало как можно больше.

Бог создаёт себе помощника. На шестой день Бог сотворил существ, которые должны были обитать на суше: и скот, и змей, и диких зверей. Но у Него было много других дел, и Он создал себе помощника — человека. Внешне он должен был походить на самого Бога. И как Бог властвует над всем миром, так и человек должен был господствовать над всей землей и всеми живыми существами. Сотворил Бог из праха земного мужчину и вдохнул в него жизнь, а через некоторое время создал женщину (как именно, мы узнаем дальше). И благословил их Бог, сказав: “Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ходящим и ползающим по земле”.

Посмотрел Бог на сотворенные им небо и землю, и понравилось ему все созданное. На седьмой день Бог отдыхал от своих трудов. И Он решил, что отныне каждый седьмой день будет праздничным.


Творение мира.
Из рукописи конца XIII в.

Адам в раю. Ева.

Адам должен был ухаживать за райским садом и охранять его. Он мог есть плоды со всех деревьев, кроме одного: Бог запретил ему прикасаться к “древу познания добра и зла”, сказав, что Адам умрет, как только съест плод с этого дерева.

Скучно было Адаму одному, и тогда Бог приказал, чтобы к человеку пришли, прилетели, приползли, приплыли все живые существа, а Адам дал им всем имена и подыскал себе среди них помощника. Адам назвал всех животных, птиц, рыб и пресмыкающихся их именами, но не оказалось среди них никого, кто мог бы во всем помогать человеку. Опять Адам заскучал. Сжалился над ним Бог, усыпил его, а пока Адам спал, вынул у него одно ребро и создал из него женщину. Потом Он привел ее к человеку и разбудил его. Очень обрадовался Адам и решил, что теперь эта женщина, часть его самого, будет ему женой и помощницей.



Статьи по теме: