Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"". Специальность "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" (бакалавриат) Профессия рекреация и спортивно оздоровительный туризм

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В.В. Кузин
Профессор, директор института Рекреации и туризма РГУФК С.А. Гониянц
Профессор А.И. Исмаилов
Профессор, начальник отдела Министерства образования РФ В.Г. Щербаков
Ключевые слова: подготовка кадров, учебно-методический комплекс, туристический сервис, туризм, образовательный стандарт. В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно -оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦОЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация "Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму" - начало 80-х гг.). Подготовкой же кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление был развален еще в начале 90-х гг. Сегодня уже стало очевидным, что мы в эти годы катастрофически теряли детский и юношеский туризм, в сферу влияния которого вовлечены миллионы учащихся. Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей. В образовательных учреждениях различного типа создано около 5 тыс. паспортизированных самодеятельных краеведческих, этнографических и военно-патриотических музеев. В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования. Необходимо также учесть, что возрождаются профилактические физкультурно-оздоровительные центры, а санаторно-курортная практика в настоящее время (на период 2001г.) располагает более чем 4,5 тыс. учреждений санаторно-курортного профиля, которые остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и рекреации по крайней мере в следующих двух направлениях: ежедневном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном - в процессе санаторно-курортного отпускного периода, в домах отдыха и на турбазах, в лечебно-профилактических центрах и рекреационно-оздоровительных структурах национальных парков и земель. В мировой практике сферы рекреации и туризма сложилась потребность в подготовке следующих основных специалистов: 1) менеджер рекреации и туризма, обеспечивающий разработку рекреационно-досугового, развлекательного обслуживания туров и организацию обслуживания на туристских маршрутах (туроператор, турагент, менеджер отдыха и гостеприимства);
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на рекреационных комплексах, в учреждениях, на туристских предприятиях и фирмах;
3) аниматор, или так называемый "организатор, менеджер рекреационного спорта и туризма" - специалист по организации и разработке программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации;
4) специалист (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий;
5) специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению. Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма. В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова "университет" (в переводе означает "совокупность"), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования. Сегодня уже стало ясно, что попытки слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными. Принципиально важно также отметить, что на чрезвычайно острую необходимость подготовки специалистов этого профиля было обращено внимание на заседании Государственного Совета РФ по вопросу "О повышенной роли ФКиС в формировании здорового образа жизни россиян" от 30 января 2002 г. Однако подготовка кадров для туристской отрасли сдерживается рядом обстоятельств:
    в Минтруда и социального развития нет соответствующей структуры рабочих мест как для отрасли туризма, так и для сферы рекреации; нет количественной потребности в специалистах и профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов этого профиля; в предложенных Минтруда и социального развития временных стандартах (май 1999 г.) нет перечня должностей и категорий кадров туристской отрасли, ориентированных на создавшуюся конъюнктуру рынка труда. В существующем же перечне явно гипертрофированы должности гостиничного хозяйства (посудомойка, уборщица номеров, повар и др.); нет законодательной базы для лицензирования деятельности туристских учреждений, агентств, фирм, а также физических лиц. И, наконец, нет органа государственной власти, который окончательно и полностью отвечал бы за всю отрасль туризма. Понятно, что и от этих обстоятельств в значительной степени зависит структура рабочих мест и, естественно, преимущественная ориентация на подготовку кадрового потенциала.
Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы на первом этапе осуществлять менеджерскую, финансово-экономическую и социокультурную деятельность, преимущественно в сфере туризма. В этой связи отметим, что в настоящее время в РФ кадры для сферы туризма готовят около 130 высших учебных заведений. В 2002 г. создана Ассоциация вузов туристского образования. Создание специализаций в рамках различных специальностей: 061100 - "Менеджмент организации" и направления 521200 - "Менеджмент"; 230500 - "Социально-культурный сервис и туризм"; 060800 - "Экономика и управление"; 320700 - "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"; 012 500 - "География" и др., позволило фактически за последние 8-10 лет быстро переориентировать подготовку студентов ряда родственных специальностей на интересы туристской отрасли и для удовлетворения ее потребностей, но преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, работниках гостиничного хозяйства и сервиса. Однако в специальностях, в которых в настоящее время ведется подготовка кадров для отраслей рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин отсутствуют предметы, обеспечивающие комплексное формирование знаний и практических умений, направленных на освоение:
    технологий туристско-краеведческой деятельности; технологий рекреативно-оздоровительного характера; методов организации и проведения рекреативных форм занятий различной направленности, а также различных видов спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях; опыта практической деятельности по созданию и проведению рекреационных и туристских циклов, организации индивидуальной и групповой рекреативно -оздоровительной туристской деятельности; не рассматриваются этнопсихологические и этносоциальные аспекты организации рекреации, отдыха и восстановления.
В существующих стандартах отсутствуют также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно-оздоровительную и туристскую группы. В целом отсутствуют дисциплины, ориентированные на социально-психологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации, хотя в отечественной и мировой практике сложилось достаточно четкое представление о наборе дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров и специалистов по рекреации. Принципиальное отличие стандарта, предложенного РГАФК и утвержденного Минобразования РФ (приказ №3955 от 04.12.2001) по специальности 022 400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" заключается в системно изложенном комплексе дисциплин, которые средствами и методами рекреации, туризма и краеведения обеспечивают формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности по новому предмету труда - "Социально-психическое и физическое здоровье личности в сфере рекреации и туризма". Методологической основой специальности является учение о комплексном воздействии на человека единой системы рекреации, туризма и краеведения, обеспечивающих расширенное воспроизводство психофизического состояния, интеллектуальных и производительных сил. Концептуальное содержание стандарта соответствует положениям Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (1996), давшего правовую базу туризму и туристской деятельности и выделившему их в особую самостоятельную сферу деятельности. Предметом труда данного специалиста явится социальное и психофизическое здоровье личности. Содержание профессиональной деятельности:
    ведущее : разработка и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; дополнительное: конструирование и реализация рекреационно-оздоровительных и туристско -оздоровительных циклов обслуживания туристов; сопутствующее: формирование рекреационной среды, воспроизводство и ее охрана в сфере туризма и рекреационного комплекса.
Таким образом, при обучении будет решаться задача междисциплинарной подготовки специалиста нового типа, которого сегодня не готовит на должном квалификационном уровне ни одно высшее учебное заведение. Размещение дисциплин в рамках стандарта осуществлено с учетом внутренней логики их соседства (сформированы проблемные гнезда), что усиливает восприятие фундаментальной целостности, подчеркивает междисциплинарные связи. Научной основой набора дисциплин служит представление о рекреации и туризме как о целостной фундаментальной системе современных наук о рекреативной и туристской деятельности, кадровом обеспечении и специальных рекреативно-оздоровительных и двигательных режимах, осуществляемых в системе отдыха и рекреации на туристских маршрутах, в турпоездках, турклубах, на турбазах, в учреждениях санаторно -курортного и вакационного профиля и др. Комплекс общепрофессиональных дисциплин направлен на создание единой базы знаний и навыков для подготовки кадров по любой из сложившихся и могущих возникнуть в мировой рекреационно -туристской практике специализаций. Он также обеспечивает выпускнику возможность внутрипрофессиональной мобильности на протяжении 30-40 лет профессиональной деятельности, т.е. полностью соответствует понятию "комплексного" специалиста. Предполагается, что профессиональная деятельность такого специалиста будет осуществляться в сфере рекреации и туризма, в органах исполнительной власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных коммерческих организациях, в объединениях физических лиц. Фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма в сочетании с профилированными сведениями в конкретной области применения обеспечат специалисту возможность научно обоснованного целеполагания, проектирования, конструирования и процессуального развития деятельности в различных областях применения рекреационно-туристской деятельности. Таким образом, специалисты с высшим профессиональным образованием по специальности 022400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" потенциально могут работать:
    в образовательных учреждениях любых типов (общего среднего образования, дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, в вузах); в специальных образовательных учреждениях (школах-интернатах, детских домах), домах для детей-инвалидов; на предприятиях и в организациях в качестве инструкторов-методистов по производственной гимнастике; в рекреационно-оздоровительных и фитнес- центрах и клубах; на туристических предприятиях, в фирмах и агентствах; в клубах, федерациях, туристско-спортивных союзах, других муниципальных государственных и общественных организациях, культивирующих спортивно-оздоровительный туризм; на туристских базах, в домах охотника и рыболова, в рекреационно-оздоровительных структурах национальных и природных парков и земель; в учреждениях санаторно-курортного и рекреационного типа, домах отдыха, лечебно-профилактических центрах; в федеральных, республиканских, региональных государственных органах управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, МЧС, Министерстве природных ресурсов и др.
Отметим также, что потребность общества в подготовке указанных специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно -курортного комплекса - она объективна, и от решения этой проблемы в определенной степени зависят здоровье нации и социальная защищенность населения. Изложенное позволяют констатировать, что потребность в специалистах по рекреации и спортивно -оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда велика и по мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель председателя Заместитель Министра

Федерального агентства по образования и науки

физической культуре и спорту Российской Федерации

С.Н. КОРОЛЬ А.Г. СВИНАРЕНКО

Регистрационный № 773 гум/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность – 032103

«Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

Квалификация выпускника – «Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму»


Вводится с момента утверждения
Москва 2005 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032103 РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

1.1. Направление подготовки (специальность) утверждено приказом Минобрнауки России от 12.01.2005 №4.

1.2. Квалификация выпускника - специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 032103 – Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1. Область и объекты профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму являются: спортивно-оздоровительный туризм; физическая (физкультурно-спортивная) рекреация и реабилитация; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрия туризма, досуга и рекреации; туристско-рекреационные учреждения и системы; санаторно-курортные учреждения; физическая культура и спорт, иные услуги в сфере рекреации и туризма.

К объектам профессиональной деятельности специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму относятся: физические, психические и функциональные возможности человека; разработка и реализация специальных двигательных режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; конструирование рекреационно-оздоровительных циклов обслуживания туристов; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма, краеведения и рекреационного комплекса; разработка и утверждение принципов активного здорового образа жизни, их практическая реализация средствами рекреации, туризма и краеведения: процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

1.3.2. Виды профессиональной деятельности

Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму подготовлен:


  1. к педагогической и рекреационно-оздоровительной деятельности во всех типах образовательных учреждений и санаторно-курортного профиля, в организациях туристско-краеведческого профиля, на предприятиях различной формы собственности, в детско-юношеских командах по основным видам туризма;

  2. к выполнению рекреационно-оздоровительных, эколого-краеведческих задач факторами физической культуры, спорта, туризма и краеведения - в физкультурно-спортивных, туристско-краеведческих, спортивно-зрелищных, культурно-досуговых, лечебных, реабилитационно-профилактических учреждениях любой формы собственности;

  3. к деятельности по проведению рекреационно-оздоровительных мероприятий на туристских маршрутах и в процессе рекреационно-познавательных и туристско-краеведческих поездок;

  4. к организации туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно-методической и туроператорской деятельности, развлечений и физкультурно-спортивного проведения досуга в туристских группах, клубах, фирмах и др.;

  5. к управленческой, маркетинговой деятельности в сфере туризма и физической рекреации на местном, региональном и федеральном уровнях;

  6. к разработке и реализации специальных двигательных режимов, ориентированных на формирование духовных ценностей, нравственности, профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, социально-культурное, краеведческое, экологическое и физическое воспитание личности.

1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму подготовлен к решению следующих задач:

n Педагогическая, тренерская деятельность:


  1. оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной деятельности;

  2. определять цели и задачи рекреационно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационо-досуговой и оздоровительно-реабилитационной деятельности, учебного и тренировочного процессов;

  3. подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы туристско-образовательной, рекреационной и реабилитационной деятельности;

  4. определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

  5. оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе, коррекционной и консультационной деятельности;

  6. осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный и рекреационно-реабилитационный процессы;

  7. обучать двигательным действиям, связанным с рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью;

  8. контролировать эффективность выполнения техники основных видов туризма и физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

  9. использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования рекреационно-реабилитационного, физкультурно-оздоровительного и тренировочного процессов, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки рекреационно-реабилитационного и тренировочного процессов, решения других практических задач;

  10. теоретико-методически разрабатывать и осуществлять профессиональную деятельность на междисциплинарном уровне;

  11. способствовать формированию личности обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и туризма, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств физического воспитания, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни.
n Научно-исследовательская деятельность в сфере рекреалогии и спортивно-оздоровительного туризма:

  1. выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере рекреалогии и туризма;

  2. формировать логику и методологию научных исследований в сфере рекреалогии и туризма;

  3. определять цели и задачи исследования;

  4. применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования;

  5. обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.
n Организационно-управленческая деятельность:

  1. принимать управленческие решения в сфере спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов;

  2. анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере туризма и рекреации;

  3. конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов;

  1. осуществлять турагентскую и туроперпторскую деятельность;

  1. организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля;

  2. планировать свою и деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности;

  3. работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере рекреации и туризма.
n Рекреационная и реабилитационная деятельность:

  1. анализировать ценности и эффективность физкультурно-оздоровительных видов рекреационной и реабилитационной деятельности;

  2. прогнозировать условия и направление сферы активного и содержательного отдыха различных категорий населения;

  3. разрабатывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации по циклам занятий различной продолжительности.
1.4. Возможности продолжения образования

Выпускник, освоивший основную образовательную программу по специальности 032103 – Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального образования.

2.3. При приеме на подготовку по специальности рекреация и спортивно-оздоровительный туризм высшее заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.

2.4. Перечень дополнительных вступительных испытаний, связанных со спецификой направления.

2.4.1. Общая физическая подготовка. С помощью нормативных требований, разработанных вузом, оценивается уровень развития основных двигательных качеств человека, имеющих важное значение для реализации программного материала по дисциплинам учебного плана физкультурно-спортивной направленности, базирующихся на школьной физической культуре.

2.4.2 . Специализированная подготовка по избранному виду туристской или физкультурно-спортивной деятельности. С помощью специальных тестов, разрабатываемых вузом, оценивается уровень развития специальных физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень специальных знаний, специфических для избранного вида туризма, физкультурно-спортивной, рекреационно-оздоровительной и эколого-краеведческой деятельности.

2.5 . Лица, имеющие диплом «специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму», зачисляются для продолжения образования по программе подготовки магистра по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом.

2.6. Лица, желающие освоить программу подготовки «магистра по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», профиль которых не указан в пункте 2.5., допускаются к конкурсу по результатам сдачи дополнительных экзаменов, устанавливаемых вузом.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032103 РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

3.1. Основная образовательная программа специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплины, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста по рекреации и спортивно-оздорови-тельному туризму, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

ЦИКЛ ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

ЦИКЛ ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

ЦИКЛ ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

ЦИКЛ ДС - дисциплины специальные;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032103 РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00.

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01.

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.



340

ГСЭ.Ф.02.

Физическая культура

Основные понятия. Сущность и содержание. Средства, методы и принципы построения занятий. Представление о технике базовых (гимнастика, плавание, лыжный спорт и др.) физических упражнений и ее характеристики. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Физические качества и методики их воспитания. Формы построения занятий. Методика общефизической, кондиционной тренировки для различных категорий занимающихся. Соревновательная деятельность. Планирование и педагогический контроль. Организация и судейство соревнований. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями.



408

ГСЭ.Ф.03.

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалекта. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины . Действительность, мышление, логика и язык. Структура и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


ГСЭ.Ф.04.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круговорот доходов и продуктов, ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизация политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика.

Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.


ГСЭ.Ф.05.

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического значения.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния . Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


ГСЭ.Ф.06.

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии : культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы. Культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


ГСЭ.Ф.07.

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Личность человека, его характер и индивидуально-типологические особенности. Направленность личности.

Потребности человека. Виды потребностей и способы их удовлетворения (сроки, нормы и др.).

Педагогика : объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России, цели, содержание, структура непрерывного образования, единства образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.


ГСЭ.Ф.08 .

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевые взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой пись­менной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.



ГСЭ.Ф.0 9.

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.



ГСЭ.Ф. 10.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения . Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.



ГСЭ.Ф. 11.

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организа­ции и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.


ГСЭ.Р.00.

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00.


Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ЕН.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

720

ЕН.Ф.00.

Федеральный компонент

540

ЕН.Ф.01.

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Введение в математический анализ. Дифференциальное и интегральное исчисление. Ряды. Дифференциальные уравнения. Теория вероятностей и математическая статистика. Основные теории массового обслуживания.



140

ЕН.Ф.02.

Информатика

Понятие информации. Эволюция представлений об информации и информатике в обществе, экономике, рекреации и туризме. Характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; компьютеры; представление информации; обработка информации с помощью компьютеров; аппаратное и программное обеспечение; алгоритмизация; языки программирования; устройство персонального компьютера (ПК); средства ввода и вывода информации; системное программное обеспечение ПК; операционные системы ПК; сервисные оболочки; файлы, каталоги и подкаталоги; операции с файлами; прикладное программное обеспечение; текстовые редакторы; электронные таблицы; базы данных; системы управления базами данных; интегрированные пакеты прикладных программ.

Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.

Компьютерный практикум .


140

ЕН.Ф.03.

География рекреационных систем и туризма

Общая характеристика географии системы рынка спроса и предложения туристских, рекреационно-реабилитационных и туристских услуг на глобальном, макро-региональном, государственном и региональном уровнях.

Рекреационные и туристские ресурсы, индустрия и инфраструктура. Детализированная характеристика особенностей рекреационного ресурсопользования и программирования отдыха.

Понятия о рекреационном , туристском пространстве их системах и взаимосвязи. Микрохозяйственная система рекреации и туризма, туристской и рекреационной деятельности.

Общая характеристика рекреационного и туристского страноведения: источники туристско-страноведческой информации; функции, принципы и методы создания страноведческих и рекреационных (видов отдыха, природных и культурных комплексов, органов управления и др.) баз данных; примеры рекреалогического и туристско-страноведческого анализа современного состояния и перспектив развития рекреационных систем и туризма по избранным территориям.

География центров различных видов туризма, рекреационных систем и подсистем. Рекреационные зоны и районоведение. Туристский район, его характеристики, принципы выделения. География рекреационных и туристских баз России.



140

ЕН.Ф.04.

Общая экология

Теоретические основы экологии. Основные понятия, исторические этапы и тенденции развития экологии. Характеристика экологических факторов. Популяционная экология. Содержание основных экологических принципов. Структура биоценозов. Трофические связи. Экологическая пирамида. Экологическая сукцессия. Динамика биоценозов. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергии в природе. Функции биосферы.

Организм и среда (понятия, их характеристика и классификация). Законы экологии. Экологическое моделирование. Общая характеристика экологических возможностей окружающей среды; экологические ресурсы; кадастр природного ресурса; международная красная книга и др.

Экологические кризисы. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.

Классификация антропогенных загрязнений. Экологическая патология. Экологические беженцы.

Социально-экономические и политические аспекты экологии. Тенденции совместного развития природной и техногенной сред.

Международное право в области экологии. Российские законодательные акты и право в области экологии. Эколого-правовая ответственность за сохранность природных ресурсов, памятников истории и культуры.

Пути формирования экологического сознания и культуры занимающихся различными формами рекреации и туризма.


120

Описание

Учебный план по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» разработан таким образом, что студенты изучают и околомедицинские дисциплины (физическая реабилитация, физиология человека, мониторинг физического состояния человека, анатомия человека, морфология человека), и иностранный язык (в частности, профессиональная лексика), и предметы общеобразовательного цикла. Но, конечно, особое внимание уделяется таким дисциплинам, как:

  • экономика рекреации и туризма,
  • курортология,
  • рекреалогия,
  • менеджмент туризма и рекреации,
  • основы спортивно-оздоровительного туризма.
В рамках учебной программы бакалавров готовят к организационно-управленческой, педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Кем работать

Основная задача выпускников по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» - создание подходящей среды для комфортного отдыха и занятия спортом. Поэтому молодые специалисты могут работать тренерами, преподавателями, аниматорами, сопровождающими туристических групп, вожатыми в оздоровительных лагерях, инструкторами по фитнесу, туризму и спорту – в тех сферах, где требуется не только хорошая спортивная подготовка, отличное здоровье и теоретические знания, но и умение общаться с людьми. Первым рабочим местом бакалавров могут стать санаторно-курортные учреждения, туристические реакрационные комплексы, спортивно-оздоровительные учреждения. Довольно часто эту специальность выбирают бывшие спортсмены, которые планируют после окончания учебного учреждения трудоустраиваться в фитнес-индустрию или работать персональными тренерами. Молодые люди, специализирующие на конкретных видах фитнеса и практикующие собственные методики тренировок, востребованы сегодня, и их труд достойно оплачивается.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

Сфера отдыха, развлечений и туризма играет важнейшую роль в жизни любого общества. Особенно ценным является это направление с оглядкой на тенденции современного мира. Сегодня человек склонен к гиподинамии: у многих работа является сидячей или малоподвижной. По окончании трудового дня хочется отдохнуть, но под этим подразумевается вновь покой для тела, который по факту является губительным. Так как процессы жизнедеятельности со временем замедляются, начинается процесс старения.

Именно поэтому специальность 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной и востребованной. Она предполагает умение организовывать отдых таким образом, чтобы он приносил реальную разгрузку и пользу. Под ней подразумевают целый комплекс мероприятий, включая организацию досуга, путешествий с учетом особенностей подопечных. Такую сферу часто выбирают бывшие спортсмены, которые знают все особенности физической активности и готовы направлять других людей.

Условия поступления

Какие же нужно сдавать предметы при поступлении в вузы Москвы на это направление:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • физика.

Поскольку такая трудовая деятельность связана с хорошей физической подготовкой и выносливостью, будущих студентов дополнительно проверяют, готовы ли они к таким нагрузкам.

Будущая профессия

Получая диплом бакалавра, выпускник становится готовым к решению многих профессиональных задач. В первую очередь он заботится о том, чтобы для человека были созданы оптимальные условия, в которых отдых и занятия спортом дадут максимальную отдачу. Здесь нужно быть не только спортсменом, но и психологом, который умеет учитывать возможности подопечных. Профессионал знает, как выбирать подходящие методики, предлагать решения, гарантирующие достижение положительного результата. Но еще необходимы знания анатомии человека, процессов, протекающих в его организме.

Куда поступать

Программу бакалавриата по этому направлению готовы предложить ведущие учебные заведения страны:

  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Минина;
  • Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Тамбовский госуниверситет имени Державина;
  • Уральский государственный лесотехнический университет;
  • Смоленская государственная академия физкультуры, спорта и туризма.

Срок обучения

Полный курс будущий обладатель диплома бакалавра освоит за четыре года на очном отделении. Заочная, вечерняя и смешанная форма обучения предполагает учебу в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Молодой специалист вооружается знаниями по следующим предметам:

  • морфология человека;
  • спортивно-оздоровительный туризм;
  • рекреалогия и курортология;
  • физиология и анатомия человека;
  • основы физической реабилитации;
  • физкультура: теория и методика;
  • экономические основы туризма и рекреации;
  • маркетинг в туризме и рекреации;
  • культурная рекреация: базовые виды.

Приобретаемые навыки

Круг профессиональных компетенций такого специалиста очень широк:

  • проработка детальной программы отдыха, реабилитации или спортивно-оздоровительного туризма;
  • проектирование и планирование объектов для рекреации и туризма;
  • организация мероприятий по рекреации, оздоровлению, туризму, физкультуре;
  • анимационное сопровождение;
  • проведение занятий с учетом физической формы, возраста, половой принадлежности;
  • расчет величины нагрузки;
  • контроль состояния подопечных;
  • оценка эффективности тренировок;
  • оказание доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение соблюдения техники безопасности;
  • создание новых форм экскурсий;
  • формирование мотивации, побуждающей заниматься спортом;
  • туроператорские и турагентские услуги;
  • управление персоналом;
  • исследование сферы туризма, рекреации, физкультуры;
  • рекламирование туристских и оздоровительных продуктов;
  • контроль качества услуг в сфере туризма, рекреации, спорта, физкультуры;
  • работа с договорами и контрактами.

Перспективы трудоустройства по профессии

Сегодня выпускнику направления не составит труда найти высокооплачиваемое рабочее место. Таких профессионалов не хватает на рынке, а реализовать себя они могут в разных сферах. Например, можно устроиться в санаторий и на курорт, в оздоровительный или развлекательный комплекс. Есть вакансии для специалистов в детских и спортивных лагерях, фитнес-центрах, туристических агентствах.

Кем работают бакалавры:

Такая специальность приносит высокие доходы . Если устраиваться в государственные образовательные и оздоровительные учреждения, то минимум составит 20 тысяч в отечественной валюте. Но частная индустрия отдыха, туризма и спорта предлагает ставки, которые в разы больше. Особенно ценными являются специалисты, которые выбрали узкое направление в своем профессиональном развитии.

Преимущества обучения в магистратуре

Несмотря на востребованность профессии, можно существенно расширить для себя перспективы в плане трудоустройства, продолжив обучение. Магистерская программа - это не только углубление знаний. Она предполагает интересную исследовательскую и практическую деятельность.

Такое направление неотрывно связано с постоянным общением с людьми. Поэтому практика помогает развивать коммуникационные навыки. В процессе обучения в магистратуре лучшие вузы проводят интеллектуально-активные игры, мастер-классы, экскурсии. Они предлагают знания международного уровня, что открывает возможности для профессиональной реализации и в других странах.

Возможность проявить себя, проверить свои физические данные и получить удовольствие от мероприятия позволит симбиоз рекреации и спортивно – оздоровительного туризма. Совместно эти понятия представляют собой покорение туристического маршрута любым доступным способом, посильным туристу.

Рекреация давно вошла в жизнь человека ежегодным отдыхом. Такой комплекс оздоровительных мероприятий помогают человеку отстраниться от повседневных забот и переживаний. Это может быть активный отдых, а может просто пассивный релакс.

Спортивно – оздоровительный туризм подразумевает активные действия, с применением туристических навыков по покорению маршрута и выживанию.

Совместно эти понятия сливаются в систему разнообразных мероприятий, созданных для активного развития туристических способностей, преодоления маршрутов различной сложности и широкое использование активных видов спорта.

Помимо стандартного водного и лыжного варианта, туристы могут передвигаться на велотранспорте, мотоциклах, с помощью конного транспорта, а могут даже остановить свой выбор на преодолении маршрута пешком.

Участвовать в этом, как мне казалось сперва, авантюрном событии могут разные возрастные категории с разнообразным уровнем умений и навыков. Я никогда не отличалась значительной выносливостью или особыми способностями в сфере туризма, но даже для меня подобный отдых стал любимым.

Получение специфических знаний – особенная черта такого отдыха

Группы формируются по возрастному принципу. Бывает:

  • детский;
  • юношеский;
  • взрослый;
  • семейно – спортивный туризм.

В зависимости от возраста и навыков туристов подбирается маршрут, который сможет преодолеть каждый член группы. Такое мероприятие может проходить под эгидой какого – либо туристического клуба или кружка, а может иметь самостоятельные инициативы. Главное, чтобы был сопровождающий с профессиональными навыками в области спортивно – оздоровительного туризма.

Маршруты градируются по уровням сложности. Для детей и юношей разработаны категории из трех уровней. Для взрослых – градация более насыщенная. Пользуются популярностью походы выходного дня. Я тоже стала приверженцем такого отдыха. После рабочей недели смена обстановки идет на пользу.

Такой комплекс мероприятий – шанс для детей отстраниться от виртуального мира и узнать много нового

Общение с природой, возможность открыть для себя новые горизонты, испытать свою силу духа и протестировать физические возможности – это далеко не весь перечень того, что обеспечит такой комплекс мероприятий.



Статьи по теме: