Презентация "Брюсов В.Я.". Валерий яковлевич брюсов Презентация на тему брюсов валерий яковлевич

1 слайд

2 слайд

3 слайд

В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт. В.Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым, любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим». Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.

4 слайд

Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

5 слайд

Юному поэту. Юноша бледный, со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 1896

6 слайд

В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска «Русские символисты». Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов. Ему 20 лет. Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.

7 слайд

Творчество. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают словно блестки, При лазоревой луне. Входит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звук ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1895

8 слайд

В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники его стихов, которые обращали на себя внимание названиями («Шедевры», «Это – я») эпатирующего (вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения. В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов: поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.

9 слайд

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ города. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Октябрьскую революцию Брюсов безоговорочно поддержал, с головой окунулся в общественную работу. Он проделал огромную работу по сохранению частных библиотек и усадеб. При всей занятости не переставал писать стихи. Стихотворение «Работа» стало программным в первые годы Советской власти. В 1920 г. выходит новая книга «В такие дни», в которой главными темами были две – Россия и революция. В последние годы В.Брюсов меняет свою позицию на поэзию: «Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами «о любви и природе», с другой - «гражданскими темами». Всё, что волнует и интересует современного читателя. Имеет право на отражение в поэзии».

Слайд 2

Роль Брюсова в истории русского символизма

В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.

Слайд 3

Биография поэта

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы",являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).

Слайд 4

Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

Слайд 5

Основные черты творчества Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические. Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.

Слайд 6

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, - Брюсов выработал особую форму классического стиха - отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) - вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений - мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.

Слайд 7

Характеристики, данные творчеству Брюсова

Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы». В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Слайд 8

Новаторство Брюсова

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.

Слайд 9

Избранные цитаты

Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник). Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898).

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Cлайд 2

Роль Брюсова в истории русского символизма В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.

Cлайд 3

Биография поэта Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).

Cлайд 4

Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

Cлайд 5

Основные черты творчества Брюсова В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические. Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.

Cлайд 6

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, - Брюсов выработал особую форму классического стиха - отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) - вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений - мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.

Cлайд 7

Характеристики, данные творчеству Брюсова Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы». В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Валерий Яковлевич
Брюсов (1 (13) декабря
1873), Москва - 9 октября
1924, Москва) - русский
поэт, прозаик, драматург,
переводчик,
литературовед,
литературный критик и
историк. Один из
основоположников русского
символизма.

Биография и творческий путь

Биография и творческий
путь
Детство
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в
Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма
был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник
Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859
году он выкупился на волю и переехал из Костромы в
Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом
доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907),
сочувствовал идеям революционеров-народников; он
публиковал стихотворения в журналах.

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую
жизнь с поэзией. Самые ранние известные
стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881
году. В пору обучения в гимназии Креймана
Брюсов сочинял стихи, занимался изданием
рукописного журнала. К началу 1890-х
наступила пора увлечённости Брюсова
произведениями французских символистов -
Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах
Брюсов написал несколько статей о французских
поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал
три сборника «Русские символисты».

Позднее творчество

Позднее творчество
После революции Брюсов продолжал и активную
творческую деятельность. В 1920-е годы он
радикально обновляет свою поэтику, используя
перегруженный ударениями ритм, обильные
аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы.
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей
московской квартире от крупозного воспаления
лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее
пристрастие Брюсова к наркотикам - сперва к
морфию, а затем, после революции, и к героину)
. Поэт был похоронен на столичном
Новодевичьем кладбище

В своей поэзии Брюсов то стремится к
новаторству, то вновь уходит к проверенным
временем формам классики. Несмотря на
стремление к классическим формам, творчество
Брюсова - всё же не ампир, а модерн,
вобравший в себя противоречивые качества.
Стихосложение Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие
формы стиха. В 1890-е годы параллельно с
Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал
тонический стих. В 1918 году Брюсов издал
сборник «Опыты…», не ставивший творческих
задач и специально посвящённый самым
разнообразным экспериментам в области стиха.
В 1920-е годы Брюсов преподавал
стихосложение в разных институтах

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме « Серебряный век » русской поэзии. Символизм. Творчество В. Я. Брюсова. Аннотация. Составленная презентация поможет учащимся познакомиться с жизнью и творчеством поэта – символиста В. Я. Брюсова, понять своеобразие его поэтического мастерства. Автор: Рогожникова Надежда Викторовна Место работы, должность: МБОУ Лицей « Созвездие » 131 г. о. Самара, учитель русского языка и литературы.


Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая есть ложь» стих русского поэта Фёдора Тютчева предшественника русского символизма.


Символизм - одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся в первое десятилетие XX в. (К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Эллис и др.), отличалась динамично-ярким мироощущением, ритмической энергией письма, охотно оперировала знаками-символами светлых предзнаменований («солнце», «зори» и т.п.) и ожидания благих исторических перемен. Символисты основали ряд издательств («Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет»), выпускали журналы «Весы» (190409), «Золотое руно».


БРЮСОВ Валерий Яковлевич (), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов. Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.


К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», вспоминает Брюсов В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов «Chefs doeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова.


Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине … Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».


Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы: всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной» « Давно ушел я в мир, где думы, Давно познал нездешний свет. Мне странны красочные шумы, Страстям в душе ответа нет. Могу я медлить миг мгновенный, Но ввысь иду одной тропой. Кто мне шепнул о жизни пленной? Моя звезда! я только твой » 25 января 1900


Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.). Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).


В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б). Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).


Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям- интеллигентам», «Только русский»). Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» «не живи настоящим», «поклоняйся искусству». Валерий Яковлевич жил в этом доме (Москва, Пр. Мира,30) в Сейчас там литературный музей.


Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»; 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину). Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.


В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие любовь, призывы к « завоеванию » жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, и пессимистические (смерть есть блаженство, « сладостная нирвана », поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство « соблазнительно », а безумные оргии суть « сокровенные наслаждения искусственных эдемов »). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся « Стихи Нелли », творчество куртизанки с « эгоистической душой »)


Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин НеллиПентаур Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Ch. Enrico L. При работе над сборниками «Русские символисты» () Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя.


1) Брат А. Я. Брюсов профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты. 2) В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. 3) В начале 1910-х годов Валерий Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу Люцифер, учреждённую «московским центром» и упразднённую сразу после основания за связь с антропософами.



Статьи по теме: