1565 1572 год событие на руси. Смутное время: хронология событий. Основные направления опричнины

Вторая половина XVI века в Московском царстве примечательна таким жутким и бесчеловечным явлением как опричнина . Сутью её являлось совершение бессмысленных и беспрецедентных убийств ради самих убийств. Но самым ужасным и аморальным было то, что царь Иван Грозный и опричники находились в абсолютной уверенности, что делают благое дело, совершая чудовищные злодеяния.

Эти злодеяния были тем более ужасными, что по понятиям того времени на смерть обрекались не только тела, но и их души. Казнённых людей рассекали на части. Отрубали руки, ноги, головы и расчленяли туловища. Православная церковь считала, что без тела душа не сможет явиться на Страшный суд. А стало быть, убиенные обрекались царской волей на вечное небытие.

После страшных казней царь московский заносил имена невинных жертв в синодик. Он служил по ним панихиду и считал, что такого покаяния вполне достаточно для образцового православного христианина. При этом Грозный создал собственную концепцию царской власти. Он полагал, что его величие равно Божьему. А потому все подданные были лишены права в любой форме обсуждать царские деяния.

Причины опричнины

Основную причину опричнины видят в припадке сумасшествия, которое охватило Ивана Грозного в конце 1564 года. Но это слишком упрощённый подход. Суть же заключалась в том, что высшая боярская знать сосредоточила в своих руках очень большую власть. Наряду с этим в Московском царстве сложилась довольно большая прослойка мелкого дворянства, мечтавшего о деньгах, славе и привилегиях.

Иван Грозный отличался непомерными амбициями и властолюбием. Любое противодействие вызывало у царя чувство гнева и ненависти. В 1560 году он упразднил Избранную раду , хотя именно она создала ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом царское величие.

В 1558 году началась Ливонская война . Многие представители феодальной знати были против неё. Они открыто высказывали своё недовольство. Всё это накаляло страсти в высших эшелонах власти. Царь усиливал давление на бояр, но те не хотела покорно склонять головы перед волей монарха. Некоторые князья уехали за границу. Самым известным из них являлся Андрей Михайлович Курбский (1528-1583). В конце апреля 1564 года он бежал в Литву. Там князь был тепло встречен польским королём. Ему пожаловали земли в Литве и сделали членом королевской рады.

Царь переругался не только с князьями, но и с духовенством. То есть он противопоставил себя высшей бюрократии. Конец здесь мог быть только один. Вспомним Павла I. Он также выступил против интересов высшего дворянства и был убит. У Ивана Грозного всё могло быть точно также. Но у него хватило ума одной бюрократии противопоставить другую. Один в поле не воин, поэтому царь сплотил вокруг себя мелкое дворянства. Так и появилась опричнина.

Опричники

Опричнина и её деяния

Активную борьбу за неограниченную власть московский царь начал в декабре 1564 года. Он уехал в свою резиденцию под Москвой (Александрова слобода) и 3 января 1565 года объявил о том, что отрекается от престола. Причину же объяснил тем, что гневается на непокорных бояр и духовенство. Это обычный политический ход, который очень часто использовался в истории хитрыми и кровожадными диктаторами. Вспомним хотя бы товарища Сталина . Он не раз просил политбюро освободить его от обязанностей генерального секретаря. Чем всё это кончилось, мы помним прекрасно.

Узнав об отречении, в царскую резиденцию прибыли представители высшей знати. В их задачу входило уговорить государя не делать опрометчивых поступков. Царь сделал вид, что поддался на уговоры, но при этом выдвинул свои условия. Он потребовал чрезвычайных полномочий. Заключались они в создании особного двора. Это отдельная бюрократическая структура со своей территорией, армией, финансами и аппаратом управления. Подчинялась она только царю и фактически представляла собой государство в государстве.

Представители высшей власти согласились с условиями царя. Бояре даже отдалённо не представляли, что, таким образом, подписали себе смертный приговор. А Иван Грозный, получил все юридические права на создание страшного репрессивного аппарата, направленного в своей деятельности не только против князей и других представителей высшего сословия, но и против простых людей.

Новое образование московский царь назвал опричниной. «Оприч» - это старинное русское слово, обозначающее «кроме». «Кроме нас нет людей, преданных царю«, - говорили опричники. В их задачу входило искоренять всякую крамолу и искать измену. Народ назвал опричников кромешниками . Он ассоциировал их с адом, где правит бал «тьма кромешная». Такое определение очень верно по сути, так как эти царские люди не знали ни жалости, ни сострадания.

Поначалу в новый царский бюрократический аппарат вошло не более 1000 человек. Это были представители мелкого дворянства, получившие, благодаря царской воле, неограниченную власть. Но любая бюрократия нуждается в материальной базе. Опричнине были отписаны такие города как Вязьма, Суздаль, Козельск, Вологда, Каргополь, а также ряд других административных образований в центральных, северных и юго-западных районах Московского царства.

С опричных территорий выселялись местные землевладельцы, а их собственность передавалась мелким дворянам, записанным в особный двор. Новоиспечённая бюрократия получила большие льготы и налоговые послабления. Таким образом было подорвано материальное благополучие крупной аристократии.

Очень быстро численность опричного войска достигла 7 тысяч человек. Оно стало представлять собой сильную боевую единицу, беспрекословно выполняющую волю царя. Опричники получили государственную неприкосновенность. Обычный суд их судить не имел права. Не подчинялись царские слуги также обычным государственным органам власти. Все эти люди попали в касту неприкасаемых. Остальная же часть государства управлялась Боярской думой и получила название земщины . Иван Грозный оказался во главе как бы двух государственных образований. Между ними лежала пропасть, а царь невероятно укрепил свою власть.

Держалась она на патологическом страхе. Вначале опала, а потом казнь - стали обычным явлением. Головы князьям из богатых и древних родов рубили очень охотно, так как все их имущество отходило к особному двору. Каждый государев слуга привязывал к седлу своего коня собачью голову и метлу . Этим он как бы подчёркивал, что грызёт врагов и выметает их с русских земель.

У высшего дворянства опричнина вызвала ярый протест. В 1566 году на Земском соборе многие представители высшей знати подписались под челобитной, просящей государя отменить новое государственное образование. Все челобитчики были схвачены и казнены.

Казнь боярина Фёдорова
Опального боярина посадили на стул, одели в царские одежды, а Иван Грозный встал перед ним на колени, пряча за спиной нож. Царь приблизился к боярину и зарезал его

Страшная волна репрессий началась в 1568 года. Что стоит хотя бы дело боярина Фёдорова. По нему было казнено 400 абсолютно ни в чём неповинных людей. Самое же жуткое преступление свершилось в Великом Новгороде в 1570 году.

В городе было истреблено практически всё население. Не жалели даже младенцев. Маленькие тела безжалостно бросали в ледяные проруби реки Волхов. Новгородские бояре были уничтожены полностью. Но кроме них погибли и простые люди. Это крестьяне, посадские, приказные. Опричники, убивая боярина, вырезали и всех его дворовых людей.

Опьянённые кровью, царские слуги воспылали высокой нравственностью. Они запретили жителям Новгорода употреблять спиртные напитки. А те очень любили расслабиться в праздники. Выпивших людей ловили, нещадно били кнутом, а затем топили в волховских прорубях.

В результате всего этого в стране создалась невыносимая обстановка. О ней очень хорошо сказал граф А. К. Толстой:

Звон медный несётся, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ.
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.

Конец опричнины

Опричнина продолжалась с 1565 по 1572 год . Долгих 7 лет на русской земле царил ужас и страх. От всего этого кошмара страну, как ни странно звучит, спас крымский хан Девлет-Гирей (1512-1577). В самый разгар Ливонской войны Ивану Грозному удалось замириться с крымскими татарами. В соглашении оговаривалось, что Девлет-Гирей не будет совершать набегов на русские земли. В связи с этим, войска, охранявшие южные границы Московского царства, были отправлены в Ливонию. Вся южная территория оказалась практически незащищённой.

Но коварный хан нарушил договор. Его конное войско прорвало жидкие вооружённые заслоны и подошло к Москве весной 1571 года. Жители заперлись за городскими стенами, а татары начали обстреливать город зажигательными стрелами. В результате возник пожар. Все постройки были в основном деревянными, поэтому город выгорел за каких-то 3 часа.

Москва в годы опричнины

Бедствие и горе были колоссальными. Многие жители сгорели заживо в огне или задохнулись в дыму. Оставшиеся в живых лишились всего имущества. Иван Грозный бросил клич собираться всем, кто только может носить оружие. Основная его надежда была на опричников. Но «особые люди» в тяжелейшую для государства годину показали всю свою низость и мерзость.

Одни из них дезертировали, другие прикинулись заболевшими или немощными. Выражаясь языком XVI века, «объявили себя в нетях». Героями они были только с беззащитными людьми. А вот перед вооружёнными и сильными врагами оказались трусливыми овечками.

Сопротивление крымским татарам оказал боярин Михаил Воротынский. Он организовал оборону почти полностью сгоревшей Москвы, а затем преследовал неприятеля вплоть до крымских степей. Опричное же войско так и осталось в городе Серпухове, где находилось вместе с царём во время начала рейда крымских татар.

Грозный царь не простил своим «особым людям» трусости. Головы лидеров опричников, испугавшихся татарских сабель, дружно полетели на плахах. Были казнены: князья Михаил Черкасский и лютый Вяземский, Василий Грязной и Алексей Басманов. Фёдору, сыну Басманова, царь предложил сохранить жизнь, если тот сможет перерезать горло своему отцу. Федор согласился и убил отца. Грозный выполнил обещание. Фёдора не стали убивать. Его заковали в кандалы, отправили на север и посадили там в тюрьму, где он вскоре и умер.

В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Но это вовсе не означало конец бесчеловечной системы. Смертной казни подвергли лишь небольшую верхушку опричников. К примеру, тот же Малюта Скуратов , самый страшный из всех «особых людей», погиб на Ливонской войне уже после уничтожения своих соратников.

Большинство опричников уцелело. Часть из них была переведена без каких-либо привилегий в служилое дворянство, другая часть постриглась в монахи или устроилась в приказах. Остались у власти и бояре, связанные так или иначе с бесчеловечной системой. Примером тому может служить такая личность как Борис Годунов . Впоследствии он стал царём всея Руси, а Иван IV (Грозный) вошёл в историю как самый кровавый и страшный правитель, принёсший русской земле неисчислимое горе.

Содержание статьи

ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «особый». В 14–15 вв. «Опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).

Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной , ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).

Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с.Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе. 3 января 1565 Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине «гнева» на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании «воевать против недругов». Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.

Опасаясь «смуты» в Москве, 5 января в Александровскую слободу прибыла оттуда депутация от бояр, духовенства и посадских людей во главе с архиеписком Пименом с просьбой к царю вернуться и «вершить дело государево». Вырвав у Боярской думы согласие на введение в государстве чрезвычайного положения, царь выдвинул условия, что впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению и потребовал учредить опричнину. В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву. Приближенные не узнали его: горящий взгляд его померк, волосы поседели, взгляд бегающий, руки трясутся, голос хриплый (Прочитав об этом у В.О.Ключевского, врач-психиатор академик В.М.Бехтерев через четыре века поставил диагноз: «паранойя»)

Значительная часть территории Московского государства выделялась Иваном Грозным в особый государев удел («опричь»); здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. В государевом уделе были созданы «свои»: дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства. Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной; она сохранила Боярскую думу и «свои», приказы. С земщины царь потребовал на устройство опричнины огромную сумму – 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного двора был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Целью их становилось – приблизиться к трону, власти и богатству.

Обещая народу «устроить на земле Царство Божие» во главе с ним, «помазанником божьим», Грозный начал с кровавого утверждения власти самодержца. Себя он именовал «игуменом»; опричников – «монашеской братьею», которая в церквях по ночам, одетая в черное, совершала кощунственные ритуалы. Символом службы опричников царю стали песья голова и метла, что означало «выгрызть и вымести измену». Будучи мнительным человеком, царь стал видеть эту измену повсюду и особо не терпел честных и независимых людей, заступавшихся за гонимых.

Связанные суровой дисциплиной и общими преступлениями опричники, орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Их действия были направлены на то, чтобы парализовать волю людей к сопротивлению, вселить ужас, добиться беспрекословного подчинения воле монарха. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Часто они не удовлетворялись простой казнью: отрезали головы, разрезали людей на куски, сжигали живьем. Опалы и казни становились повседневным явлением. Особым усердием и выполнением царских прихотей и указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов (М.Л.Скуратов – Бельский), боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский. В глазах народа опричники стали страшнее татар.

Задачей Ивана Грозного было ослабить Боярскую думу. Первыми жертвами опричников стали представители ряда родовитых дворянских семейств, особенно сурово царь преследовал своих дальних родственников, потомков суздальских князей. С территории опричнины сотнями выселялись местные землевладельцы-феодалы. Их земли и земли их крестьян передавались дворянам-опричникам, крестьян при этом зачастую просто убивали. Взятые в опричнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крепостными, получали щедрые льготы. Таким земельным перераспределением, действительно, было сильно подорвано экономическое и политическое влияние земельной аристократии.

Учреждение опричнины и использование ее царем как орудием физического уничтожения политических противников, конфискация земельных владений, вызвали нараставший протест части дворянства и духовенства. В 1566 группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Все челобитчики Иваном Грозным были казнены. В 1567 напротив Троицких ворот Кремля (на месте здания Российской государственной библиотеки) был построен опричный двор, окруженный мощной каменной стеной, где и вершился неправедный суд. В 1568 с «дела» боярина И.П.Федорова началась большая волна репрессий, в результате которой было казнено от 300 до 400 чел., в основном это были люди из знатных боярских родов. Даже митрополит Филипп Колычев, выступивший против опричнины, по приказу царя был заточен в монастырь, и вскоре задушен Малютой Скуратовым .

В 1570 все силы опричников были обращены на непокорный Новгород. По ходу продвижения царского опричного войска к Новгороду в Твери, Торжке, во всех населенных пунктах опричники убивали и грабили население. После длившегося шесть недель разгрома Новгорода остались сотни трупов, в результате этого похода их число исчислялось не менее 10 тыс., в самом Новгороде большую часть погибших составляли посадские люди. Все репрессии сопровождались грабежами имущества церквей, монастырей и купцов, после чего население облагалось непосильными налогами, для взимания которых применялись те же пытки и казни. Численность жертв опричнины за 7 лет только ее «официального» существования составила в общей сложности до 20 тыс. (При общей численности населения Московского государства к концу 16 в. около 6 млн.).

Грозному удалось добиться резкого усиления самодержавной власти, придать ей черты восточной деспотии. Земская оппозиция была сломлена. Экономическая самостоятельность больших городов (Новгород, Псков и др.) была подорвана и они уже никогда не поднялись до прежнего уровня. В обстановке всеобщего недоверия не могла развиваться экономика. Конечно, опричнина в конечном итоге не могла изменить структуру крупной собственности на землю, но после Грозного нужно было время на возрождение боярского и княжеского землевладения, необходимого в те времена для экономического развития страны. Разделение войск на опричное и земское стало причиной падения боеспособности Русского государства. Опричнина ослабила Московское государство, развратила верхний слой общества. Когда в 1571 крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву, ставшие грабителями и убийцами опричники, не желали идти в поход на защиту Москвы. Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а напуганный царь устремился бежать из столицы. Поход Девлет-Гирея «отрезвил» Грозного и послужило причиной очень скорой официальной отменой опричнины: в 1572 Грозный запретил даже упоминать об опричнине под страхом наказания кнутом.

Однако исчезало лишь само название опричнины, и под именем «государева двора» продолжались и самоуправство Грозного и репрессии, но обращены они были теперь против опричников. В 1575 царь, рассчитывая приобрести союзников во внешней политике, даже объявил «государем всея Руси» татарского служилого хана Симеона Бекбулатовича, а себя назвал удельным князем «Иванцем Московским», но уже в 1576 вернул себе царский трон, попутно изменив почти весь состав опричнины.

Сущность опричнины и ее методы способствовали закрепощению крестьян. В годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. (в Московском уезде на 84%, в Новгородской и Псковской землях – на 92% и т.д.) Опустошение страны сыграло свою негативную роль в утверждении в России крепостного права. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день.

От государственных податей, мора, голода обезлюдили города. Обессиленная страна терпела одно за другим серьезные поражения в Ливонской войне. По перемирию 1582 она уступила полякам всю Ливонию, по договору со шведами – потеряла города Ям, Иван-город и др.

Историки до сих пор спор спорят, целилась ли опричнина в остатки удельно-княжеской старины или была направлена против сил, которые мешали укреплению самовластья Ивана Грозного, а разгром боярской оппозиции был лишь побочным явлением. Не решен вопрос и о том, была ли вообще отменена царем опричнина и был ли второй ее «всплеск» в 1570-е и по другим вопросам. Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем свидетельствуют ее последствия, в том числе наступление «смуты» в начале 17 в. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном монархе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

Лев Пушкарев, Ирина Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ. УЧРЕЖДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ

(по Никоновской летописи)

(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика... И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в село Танинское в 17 день, в неделю, а из Танинского к Троице, а чюдотворцову память Петра митрополита. Декабря 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре, а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди; все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяще. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася с бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по ним же государю царю и великому князю покрывати; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.

К гостем же и к купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Пугалу Михайлову да Овдрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет. Слышав же сия пресвященный Афонасий митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быта. Бояре же и околничие, и дети боярские и все приказные люди, и священнический и иноческий чин, и множества народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государьство свое оставил, они же от многого захлипания слезного перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: «увы! горе! како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешения и милость его велию превратихом на гнев и на ярость! ныне к тому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных? како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них? такоже и нам как быти без государя?» И иная многая словеса подобная сих изрекоша ко Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему, государю; а хто будет государьские лиходеи которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля: «а мы все своими головами едем за тобою, государем святителем, своему государю Царю и великому князю о его государьской милости бити челом и плакатися».

Также и гости и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят. Митрополит же Афонасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехати ко государю не изволи для градского брежения, что все приказные люди приказы государьские отставиша и град отставиша никим же брегом, и послал к благочестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни, генваря в 3 день, Пимина архиепископа Великого Новагорода и Пъскова да Михайлова Чюда архимандрита Левкию молити и бити челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцом и богомолцем и над своими богомолцы, над архиепископы и епископы, и на всем освященном соборе милость показал и гнев свой отложил, такоже бы над своими бояры и над околничими и над казначеи и над воеводами и надо всеми приказными людми и надо всем народом хрестиянским милость свою показал, гнев бы свой и опалу с них сложил, и на государьстве бы был и своими бы государьствы владел и правил, как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государьству изменники и лиходей, и над теми в животе и в казни его государьская воля. А архиепископы и епископы сами о себе бита челом поехали в Слободу царю и государю и великому князю о его царской милости. (...) Бояре князь Иван Дмитреевичь Белской, князь Иван Федоровичь Мстиславской и все бояре и околничие, и казначеи и дворяне и приказные люди многие, не ездя в домы своя, поехаша с митрополичья двора из города за архиепископом и владыками в Олександровскую слободу; такоже гости и купцы и многие черные люди со многим плачем и слезами града Москвы поехали за архиепископы и епископы бити челом и плакатися царю и великому князю о его царьской милости. Пимин же (...) да Чюдовский архимандрит Левкия приехав в Слотино И обослалися в Слободу, как им государь велит очи свои видети.

Государь же им повеле ехати к себе с приставы; приехаша же в Слободу генваря в 5 день... И многим молением молиша его со слезами о всем народе крестиянском, якоже преди изрекохом. Благочестивый же государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, милосердуя о всем православном крестианстве, для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всея Русии и для своих богомолцов архиепископов и епископов, бояром своим и приказным людям очи свои видети велел и архиепископом и епископом и всему освященному собору милостивое свое жалованное слово рек: «для отца своего и богомолца Афонасия митрополита веса Русии моления и вас для, своих богомолцов, челобитья государьства свои взяти хотим, а как нам свои государьства взята и государьствы свои владети, о том о всем прикажем к отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту все Русии с своими богомолцы»... и отпустил их к Москве... А остави у себя бояр князя Ивана Дмитреевича Белского да князя Петра Михайловича Щетанева и иных бояр, а к Москве того же дни генваря в 5 день, отпустил бояр князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Ивана Ивановича Пронского и иных бояр и приказных людей, да будут они по своим приказом и правят его государьство по прежнему обычаю. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особно.

А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости: город Иожаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль два жеребья, город Белев, город Лихвин обе половины, город Ярославец и с Суходровью, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхломою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на Поротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргуново, Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрянской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту. Порог Ладошской, Тотму, Прибужь. И иные волости государь поимал кормленым окупом с которых волостей имати всякие доходы на его государьской обиход, жаловати бояр и дворян и всяких его государевых дворовых людей, которые будут у него в опришнине; а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьской обиход, и иные городы и волости имати.

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поимал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быта в опришнине, велел и с тех городов вывести и подавата земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно... Повеле же и на посаде улицы взята в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия, опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сосенками, Воронцовской, Лыщиковской. И которые улицы и слободы поймал государь в опришнину, и в тех улицах велел быта бояром и дворяном и всяким приказным людем, которых государь поймал в опришнину, а которым в опришнине быти не велел, и тех и с всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад.

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быта в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Ивана княже Иванова сына Сухово-Кашина, да князя Дмитрея княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал на себя; а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детми.

Период с 1560 по 1584 был временем жесткой диктатуры Ивана 4. В 1560 г. умирает его 1-я жена, Анастасия Романова. Именно в этот период вышли наружу все дурные черты его характера: жестокость, подозрительность, мнительность, коварство. В 1560 г. отношения между царем и Избранной радой испортились. Одним из поводов для раздора стали разногласия в области внешней политики. А истинной причиной было давно назревшее желание править самостоятельно. Ему везде виделись измены и заговоры. Он считал, что мирные способы борьбы с боярскими кланами недостаточны. Его советники из Избранной рада были людьми верующими и добродетельными, они мешали царю дать волю своим дурным инстинктам, врожденной склонности к жестокости и произволу. Все члены Избранной рады не избежали опалы.

Опала – недовольство, недоверие правителя к кем-то из своих подданных, попавший в опалу преследуется: отставка, ссылка, конфискация имущества, обвинение в измене, казнь. А.Адашев был отправлен на Ливонскую войну, где умер от болезни. Поп Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, дипломат И. Висковатый был казнен, а князь А.Курбский, спасая свою жизнь, вынужден бежать в Литву.

Опричнина (1565-72) – это особая территория и система управления, где введен режим военной диктатуры и используется политический террор для борьбы со своими политическими противниками.

Основная причина опричнины – стремление Ивана 4. к неограниченной власти.

Основные задачи опричнины:

Установление неограниченной власти царя,

Борьба с независимостью боярской аристократии,

Ликвидация удельных владений.

2. Основные события опричнины.

В декабре 1564 г. Иван 4 неожиданно покинул Москву и обосновался в Александровой слободе (110 км от Москвы). Он посылает 2 письма в Москву, в которых заявлял, что оставляет престол. Одно письмо адресовано простому народу, в котором Иван 4 пишет, что не держит зла на простых людей и жалуется на измены бояр. Второе письмо адресовано боярам, где они обвиняются в изменах.

Все были потрясены, никто не мог помыслить государства без царя, самовластие бояр в период малолетства Ивана многие хорошо помнили. Народ вышел на улицы Москвы и потребовал от бояр и духовенства вернуть царя. Боярская дума направила в Александрову слободу делегацию и прошение к царю вернуться на престол. Иван согласился вернуться на определенных условиях. Так и возникла опричнина.

Царь разделил страну на 2 части – опричнину и земщину.

В опричнину он включил экономически развитые территории: Поморье, земли Строгановых на Урале, ряд слобод в Москве, боярские вотчины, бояре из этих вотчин изгонялись.

Остальные территории составили земщину.

Опричнина управлялась царем и охранялась опричным войском (6 тыс. человек). Земщина управлялась Боярской думой.

Опричнина нарушила традиционный порядок управления государством. Царь вел себя в вотчинах опальных бояр как на вражеской территории.

Открыто против опричнины выступил митрополит Филарет.Это стоило митрополиту жизни.

1566-68 – массовые репрессии, казнено 500 человек, погибает митрополит Филарет.

Митрополит Филарет (Федор Колычев) – представитель знатного боярского рода, служил при дворе, затем принял постриг в Соловецком монастыре. После смерти митрополита Макария принял этот сан. Он был честным и смелым человеком. Был убит Малютой Скуратовым.

Малюта Скуратов ( дворянин Григорий Скуратов-Бельский) – самый жестокий палач среди опричников Ивана 4. Он руководил казнями и погромами в Новгороде.

1569-70 – расправа над семьей удельного князя Андрея Старицкого, двоюродного брата Ивана 4.

1570 – поход на Новгород, целый город был обвинен в измене, было казнено 15 тыс. жителей Новгорода.

1570 – массовая казнь в Москве, погибает дьяк И. Висковатый.

В 1571 г. на Россию напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричное войско, убивавшее беззащитных людей, оказалось неспособным противостоять хорошо обученному войску. В 1572 г. крымцев разбило земское войско у деревни Молоди под командованием воеводы М. Воротынского. Царь в своем духе «наградил» Воротынского – по ложному доносу он был арестован, подвергнут пыткам и скончался по дороге в ссылку.

После набега Девлет-Гирея царь запретил опричнину, и даже это слово упоминать. Гнев его обрушился уже на опричников.

Зачем нужна была опричнина, как она повлияла на русскую гей-культуру, и для чего Иван Грозный организовал в Москве «майдан».

3 февраля 1565 года царь Иван Васильевич Грозный объявил о создании опричнины. В ходе последовавшего за этим террора с 1565 по 1572 годы, погибло около 4 тысяч человек. По историческим меркам, это немного. Население России составляло тогда от 5 до 8 миллионов человек. Только за одну Варфоломеевскую ночь 1572 года во Франции погибло более 30 тысяч человек.

Однако кровавый круговорот опричнины до сих пор поражает воображение. Как умный и прогрессивный царь дошел до таких безобразий, почему его продвинутые приближенные с невиданной жестокостью убивали друг друга и зачем вообще России понадобилась опричнина?

«Майдан»

В воскресенье 3 декабря 1564 года царь Иван Васильевич, отстояв службу в Успенском соборе Кремля, простился с боярами и духовенством, забрал с собой семью и приближенных и уехал из Москвы в неизвестном направлении. С собой эксцентричный самодержец прихватил всю государственную казну.

Несколько недель о царе всея Великия, Малыя и Белыя Руси не было ни слуху, ни духу. Он кочевал со своей свитой по всему Подмосковью, но нигде надолго не останавливался. Только в январе он засел в хорошо укрепленной Александровской слободе и оттуда прислал москвичам письмо. В нем царь жаловался на измены бояр и отрекался от престола. Бояр он подверг опале, а у простых москвичей попросил поддержки, объявив, что на них «гневу и опалы никоторыя нет».

Ошарашенная толпа выслушала письмо и заволновалась. У горожан и купцов накопилось много претензий к всемогущим боярам. К вечеру центр Москвы был заполнен народом. Начинался типичный «майдан». Выбранные народом делегаты прорвались в покои митрополита и объявили, что полностью поддерживают царя и готовы самолично поубивать всех бояр-изменников.

Народная поддержка позволила Ивану Грозному уже через месяц, 3 февраля 1565 года объявить о создании опричнины. Его решение было встречено всеобщим ликованием. Но дальше началось нечто странное.

Европейский опыт

Собственно, ничего оригинального в решении царя не было. Иван IV, как и французский Людовик XI, английский Генрих VII, шведский Эрик XIV, всю жизнь сражался с удельными князьями и боярами за контроль над огромной раздробленной территорией. Это не была Россия в современном понимании. Это была разнополосица уделов, где московский царь имел свои строго ограниченные владения и вынужден был считаться с другими влиятельными землевладельцами.

Людовик XI сажал крупных феодалов в Бастилию и морил их там голодом. Генрих VII пытал своих феодалов в Тауэре. Эрик XIV казнил несколько сотен знатнейших аристократов Швеции. По пути коллег и пошел Иван Грозный, создавая опричнину.

Опричная система переводила большую часть русских земель в личное владение московского царя. Из этих владений он жаловал за службу своих опричников. Таким образом, бояре-землевладельцы лишались своих угодий и заодно реальной власти. А царь создавал преданную армию своих сторонников, которые должны были физически уничтожить самых могущественных бояр.

Для представителей захудалых дворянских родов и простолюдинов опричнина стала мощным социальным лифтом. Тысячи человек получили возможность вступить в личную гвардию царя и разжиться жалованьем и земельными угодьями. На «смотр» в опричники шли с тем же энтузиазмом, с каким сегодня идут на собеседование в Гугл . Посадские жители - горожане и купечество - тоже поначалу поддерживали террор против обнаглевших бояр.

Террор

Обычно опричники наезжали «ко двору» боярина-изменника и громили все поместье. Мужчин убивали, женщин насиловали, хозяина тащили в пыточный подвал. Усадьбу конюшего Ивана Челяднина-Федорова царь разносил лично вместе со своими «кромешниками». Слуг боярина посекли саблями. Оставшихся домочадцев загнали в сарай и там взорвали.

Допрашивать и пытать изменников могли месяцами. Казни оформлялись как чудовищные спектакли. Жертв четвертовали, подвешивали за ноги, сажали на кол, обливали кипятком. Главной задачей было сделать смерть как можно более медленной, зрелищной и мучительной.

Акции устрашения шли в комплекте с психологическим террором. Иван Грозный тщательно проработал форму одежды опричников и придумал для них модные аксессуары. Одевались опричники обычно в черное. Иногда косплеили монахов - во время служб, на которых царь играл роль игумна, они носили монашеское облачение. Выезжая на свои акции, они приторачивали к седлу песьи головы, к поясу привязывали небольшие метлы. Головы символизировали их собачье рвение. Метлы - чистку государства.

Постепенно опричнина стала государством в государстве. На опричных землях царь строил крепости и замки. Даже в Москве он переехал из ненавистного Кремля в Опричный двор - каменный дворец, спешно выстроенный на Неглинной. Но этого ему показалось мало. Постоянно опасаясь бунтов и заговоров, Иван решил создать опричную столицу в Вологде. Там появилась каменная крепость, огромный собор и триста новых пушек. В Вологде царь планировал укрываться от врагов. А пока он жил с опричниками в Александровской слободе, где превратил опричнину в пародию на монашеский орден.

Другая его идея была - убежать от бояр в Лондон. В сентябре 1567 года царь дал тайную аудиенцию английскому послу Дженкинсону. Он просил у королевы Елизаветы убежища в Англии «для сбережения себя и своей семьи».

Бояре почувствовали, что царь дает слабину, и действительно организовали масштабный заговор. Они решили посадить на трон двоюродного брата Ивана Васильевича, князя Владимира Старицкого. Разделываясь с заговорщиками, Иван Грозный устроил множество впечатляющих расправ.

Митрополита Филиппа, поддерживавшего заговор, опричники выгнали из церкви прямо во время службы, избили метлами, усадили в сани и отправили в ссылку, где он вскоре умер. Конюшего Ивана Федорова царь велел привести в тронный зал, одеть в царские одежды и усадить на трон. Иван Васильевич поклонился Федорову в ноги и сказал: «Ты хотел занять мое место, вот, ныне ты великий князь.» После этого он ударил «великого князя» кинжалом. Присутствовавшие опричники бросились на несчастного и добили его прямо на троне.

Чуть позднее царь приказал отравить князя Владимира Старицкого, его мать, жену и девятилетнюю дочь. Были убиты и его слуги.

Разгром

В 1569 году шведский король Эрик XIV, опасаясь заговора своих приближенных, попросил русских послов увезти его в Москву. Но спасти его не успели. Шведские герцоги убили своего короля.

Эта смерть перепугала Ивана Грозного и усилила его паранойю. Решив, по некоторым данным, что Псков и Новгород собираются перейти на сторону Литвы, он выслал несколько сотен знатных семей из Пскова и устроил страшный зимний поход на Новгород.

В январе 1570 года его опричники запытали и убили несколько сотен человек, подозревавшихся в связях с ливонцами. Обвиняемых бросали в Волхов и заталкивали под лед. Младенцев привязывали к матерям и вместе топили их в ледяной воде. В дополнение опричники разграбили 27 монастырей и знаменитый новгородский торг.

Летом царь решил повторить новгородский погром уже в Москве. В ходе своих «розысков» он открыл измену внутри самой опричнины. Пошли доносы, пытки, убийства. Опричнина начала пожирать сама себя. Были казнены ее лидеры. В это время страну накрыли чума, голод, бесконечные военные поражения. В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлетом-Гиреем. На следующий год Иван Грозный распустил опричнину. Она не достигла ни одной из заявленных целей.

Опричники

Самый худородный из опричников, провинциальный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельскй прославился своей невероятной жестокостью. Он лично громил поместья бояр-изменников, самостоятельно их пытал и собственноручно публично казнил. В 1569 году он возглавил опричное сыскное ведомство. В 1570-м руководил массовыми убийствами в Новгороде. В это же время он чрезвычайно удачно пристраивал замуж своих дочерей и родственниц. Через Марфу Собакину, которую Иван Грозный взял в жены, ему удалось породниться с самим царем. Из трех его дочерей одна в будущем стала царицей, другая - наследницей престола.

Основателем и идейным лидером опричнины был замечательный военачальник и толковый политик Алексей Басманов. Блестяще воевавший под Казанью, он рано столкнулся с эгоизмом и местничеством бояр, которые рады были в любой момент продать, предать и переметнуться на сторону врага. Именно ему пришла в голову идея личной гвардии царя, устроенной наподобие монашеского ордена.

Одним из первых Басманов предложил в опричнину своего сына, Федора. Красавец Федор Басманов получил при опричном дворе должность кравчего и сделал довольно двусмысленную карьеру. Про него упорно говорили, что он был любовником царя. Так это или нет, но сюжет этот зажил своей жизнью.

Благодаря Федору Басманову, русская литература и искусство не остались в стороне от гей-темы. Сначала его сочно описал Алексей Константинович Толстой в романе «Князь Серебряный». «Наиболее удавшееся ему изображение женоподобного Федьки Басманова, резкое до содомской наглости, » - хвалил Толстого критик Аполлон Григорьев .

В 1942 году гений советского кино Сергей Эйзенштейн пригласил на роль Федора в своем «Иване Грозном» Михаила Кузнецова , и пляски доморощенного гей-опричника в женском платье стали классикой мирового кинематографа.

Когда Иван Грозный начал разгром опричнины, он предложил Федору Басманову спасти свою жизнь, убив родного отца. Царский фаворит не колебался. Создатель опричнины Алексей Басманов был зарезан собственным сыном. Одновременно был убит и другой его сын, Петр Басманов. Но Федора это не спасло. Его отправили в ссылку, где он вскоре и умер при невыясненных обстоятельствах.

Смутное время — Хронология событий

Хронология событий помогает лучше представить, как развивались события в исторический период. Хронология смутного времени, представленная в статье, поможет учащимся лучше написать реферат или подготовится к докладу, а преподавателям выбрать ключевые события, о которых стоит рассказать на уроке.

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. Этот период ознаменован стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Хронология событий смутного времени

Преддверие смутного времени

1565-1572 - опричнина Ивана Грозного. Начало системного политического и экономического кризиса в России.

1569 - Люблинская уния Польского королевства и Великого княжества Литовского. Образование Речи Посполитой.

1581 - убийство Иваном Грозным в припадке гнева старшего сына Ивана Ивановича.

1584,18 марта - смерть Ивана Грозного за игрой в шахматы, вступление на престол Федора Ивановича.

1596. Октябрь - Раскол в церкви. Собор в Бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. Киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.

15 декабря 1596 - Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше). Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше.

Начало смутного времени

1598 - смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей, избрание царем на Земском соборе боярина Бориса Федоровича Годунова, шурина покойного царя.

01 Января 1598. Кончина царя Феодора Иоанновича, прекращение династии Рюриковичей. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве

22 февраля 1598. Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора.

1600 Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

1601 Великий голод на Руси.

Распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич Димитрий убит по приказу Годунова, второй – о его «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».

Самозванец

1602 Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. появление в Литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

1603 - Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским.

1604 - Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России.

13 апреля 1605 - Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне.

03 июня 1605 - Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

20 июня 1605 - Лжедимитрий I в Москве; через несколько дней он назначает Игнатия Грека – патриархом.

Тушинский лагерь

17 мая 1606 - Заговор под руководством кн. Василия Шуйского, восстание в Москве против Лжедмитрия I, низложение и смерть Лжедимитрия I.

1606-1610 - правление «боярского царя» Василия Ивановича Шуйского.

03 июня 1606 - Перенесение мощей и канонизация св. благоверного царевича Димитрия Угличского.

1606-1607 - восстание под руководством «воеводы царя Дмитрия» Ивана Болотникова.

14 февраля 1607 - Прибытие в Москву по царскому повелению и по просьбе патриарха Гермогена «бываго» патриарха Иова.

16 февраля 1607 - «Разрешительная грамота» – соборное определение о невиновности Бориса Годунова в смерти царевича Димитрия Угличского, о законных правах династии Годунова и о виновности московских людей в убийстве царя Федора и царицы Марии Годуновых.

20 февраля 1607 - Чтение челобитной народа и «разрешительной грамоты» в Успенском соборе Кремля в присутствии свв. Патриархов Иова и Гермогена.

1608 - поход на Москву Лжедмитрия II: самозванец осаждал столицу 21 месяц.

Начало русско-польской войны, семибоярщина

1609 - договор Василия Шуйского со Швецией о военной помощи, открытое вмешательство польского короля Сигизмунда III в русские дела, осада Смоленска.

1610 - убийство Лжедмитрия II, загадочная смерть талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского, поражение от польско-литовских войск под Клушином, свержение с престола Василия Шуйского и носильное пострижение его в монахи.

1610, август - вступление войск гетмана Жолкевского в Москву, призвание на русский престол королевича Владислава.

Ополчения

1611 - создание Первого ополчения рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, неудачная попытка освободить Москву, захват шведами Новгорода и поляками Смоленска.

1611, осень - создание Второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

1612, весна - Второе ополчение двинулось к Ярославлю, создание «Совета всея земли».

1612, лето - соединение Второго и остатков Первого ополчения у Москвы.

1612, август - отражение попытки гетмана Ходкевича пробиться к осажденному в Кремле польско-литовскому гарнизону.

1612, конец октября - освобождение Москвы от захватчиков.

Выборы царя

1613 – Земский собор избирает царём Михаила Романова (21 февраля). Приезд Михаила из Костромы в Москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).

Разгром Заруцкого и Марины Мнишек у Воронежа.



Статьи по теме: