Псалом 131 для чего читают. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

131:1-5 Песнь восхождения. Песнь к Господу в воспоминаниях о Давиде в то время, когда ковчег Бога не был ещё перенесён в Иерусалим (2 Цар.6,7)
Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 не дам сна очам моим и веждам моим - дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова".

Давид очень сильно переживал о ковчеге Божием и отодвигал собственное благополучие на дальний план, желая, в первую очередь, возвратить ковчег на место его.

131:6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
Когда-то ковчег был захвачен филистимлянами и обнаружен в Кириаф-Иариме (1 Цар.6:21-7:2) Ему предстоял долгий путь возвращения на «место покоя» своего, то есть, в Иерусалим.

131:7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его .
Певец от имени Давида в воспоминании о нём говорит о том, чтобы Израиль шёл поклоняться туда, где ковчег Бога, до тех пор, пока Соломон не построил храм в Иерусалиме, ковчег путешествовал с Израилем по разным городам.

131:8 Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, - Ты и ковчег могущества Твоего.
Место покоя Бога - это Иерусалимский храм. Ковчег, в котором хранилось письменное «соглашение» завета Израиля с Богом - напоминал о могуществе Бога и символизировал Его присутствие на земле. Там, где ковчег с начатками знаний о Боге - там и Бог, там и народ Его обитает.

131:9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Давид не сомневался, что истинное поклонение Богу будет организовано в храме Бога, который Давиду построить не удалось.
В результате просветительной и «очистительной» деятельности священства весь народ Бога должен был бы стать праведным, святым.
Это исполнение - ещё впереди, когда бОльшие священники в бОльшем храме - на небесах - начнут царствовать вместе с Христом 1000 лет и благодаря этому все жители земли смогут достичь святости сыновей Бога (Откр.20:6,21:4,7)

131:10,11 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

Призыв к Господу благословить царствующего потомка Давида и не отказаться от своего обещания. Господь обещал Давиду, что иерусалимский престол навеки останется за его потомками (2 Цар. 7:11-16). Даже когда Израильское царство разделилось, Он оставил дом Давидов еще несколько столетий править в Иерусалиме. Когда же и цари Иудеи за грехи были отрешены Им от престола, это не означало, что Господь нарушил Свое слово. Обетование Давиду окончательно исполнилось в его великом потомке Иисусе Христе.
Эту мысль об исполнении данного пророчества на Иисусе Христе разъяснил Пётр (Деян. 2:30) .
Однако для исполнения данного пророчества должны были соблюдаться определённые условия:

131:12 ЕСЛИ сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем"
То есть, обещание Бога остаётся в силе только при условии, ЕСЛИ потомки Давида будут хранить завет с Господом. Иисус Христос оказался самым послушным Богу потомком - из всех потомков Давида. Поэтому именно ему и обещан престол вовеки.

131:13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. Иерусалим, располагающийся на Сионе, был избран Самим Богом для жилища себе (3Цар.11:36). Поэтому и храм был построен именно в этом городе.

131:14 "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
Бог Сам выбрал на земле город мира (Салим), в котором когда-то священником и царём был Мелхиседек - прообраз на Иисуса Христа и небесный Сион (Иерусалим). Этот город стал правительственной столицей страны, в которой Божьим народом правил Бог при помощи священников храма Своего.

131:15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
Бог заботится о правительственной столице государства Своего, чтобы все нищие духом имели возможность насытиться от Иерусалима Божьего - духовной пищей через священство Его и начатки правильных знаний о Нём.

131:16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
Именно священники должны будут отвечать за спасение народа Божьего и за святость его.

131:17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему. Именно в Иерусалиме вырастет царственный престол Давида - во Христе, в духовном светильнике Божьем дл я всего человечества

131:18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его". Все враги Христа – помазанника Божьего - будут постыжены, а на Христе будет сиять царский венец вовеки.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 131

Этот псалом поначалу (стихи 1-5) звучит как молитва-напоминание всего израильского сообщества Господу относительно того, как "сокрушался" царь Давид и как клялся он найти достойное место, где бы мог постоянно пребывать ковчег завета, великая святыня еврейского народа. В стихе 7 - слова, сопутствовавшие шествию к храму для богопоклонения, в стихах 8-10 - продолжение молитвы. В последней части псалма (начиная со стихом 11) напоминание (как бы в ответ на молитву в стихе 1-5) звучит уже в адрес израильского сообщества.

Трудно судить о времени и обстоятельствах написания Пс. 131. Приведем два существующих на этот счет предположения. Псалом мог возникнуть как молитва возвратившихся из изгнания евреев, которых глубоко занимала мысль, исполнит ли Бог Свои обещания Давиду, в первую очередь те, которые касались вечного правления дома Давидова и поклонения в духе праведности на Сионе. Это предположение не вполне, однако, согласуется со стихом 10.

Об этом и о втором предположении ниже, в тексте толкований.

А. Вспомни, Господи, Давида (131:1-5)

Пс. 131:1 . Тема псалма вводится горячей мольбой к Господу "вспомнить Давида". Возвращенцами из Вавилона жизнь Давида и вся его деятельность на израильском престоле воспринимались очень обостренно - ведь он был царем, которому народ обязан был созданием центра богопоклонения на Сионе.

Пс. 131:2-5 . Здесь молитве сосредоточена на "напоминании" о клятве Давида "не успокоиться" до тех пор, пока не возведет жилища Господу (Сильному Иакова; стих 5). Может быть, подразумевается желание Давида построить храм (2-Цар. 7), свидетельствовавшее о великом благочестии этого человека, с которым Господь заключил завет.

Следует заметить, что для еврейского сообщества времен Ездры и Неемии Давидов завет значил не меньше, чем Авраамов завет для Моисея. Молитвенная часть Псалма 131 в устах паломников послепленного периода могла звучать как призыв к Богу исполнить данные Им обещания - в то время, когда исполнение их было, казалось, под угрозой срыва.

Б. Поклонимся… (131:6-10)

Тон псалма меняется; псалмопевец передает ощущение сообщества, что на молитву будет отвечено.

Пс. 131:6-8 . Поющие вспоминают, что слышал о ковчеге (стих 8); в стихе 6 названы два места на земле Кириафиаримской (о Ефрафе также в Быт. 35:16,19; 48:7; так в глубокой древности назывался Вифлеем и территория вокруг него). В Кириафнариме ковчег находился 20 лет (1-Цар. 7:1-2), пока царь Давид не перенес его оттуда на Сион (2-Цар. 6).

"Подножием ног Его" (стих 7) назван ковчег, крышка которого служила местопребыванием невидимого Господа, Его земным троном. В том же значении следует понимать места покоя в стих 8. Здесь же ковчег назван "ковчегом могущества", потому что в битвах левиты несли его перед сражающимися евреями; ковчег символизировал силу и победоносность Божии.

Пс. 131:9-10 . При более точном прочтении 1-ая часть стиха 9 должна звучать так: Священники Твои да облекутся правдою; другими словами, это молитва о том, чтобы священники провозглашали в народе правду Божию (закон Его) и учили ей народ. В англ. переводе Библии стоит не "правдою", а "праведностью"; впрочем, оба значения близки друг другу: блюдущие праведность священники должны подавать соплеменникам пример достойном жизни в согласии с законом. "Святыми", которые да возрадуются, назван в стихе 9 весь еврейский народ.

Обратимся к стиху 10. Упомянутый тут "помазанник" нелегко ассоциируется с самим Давидом. Скорее стих звучит так, как если бы кто-то из его преемников просил Господа "не отвратить" (не отвергнуть) его, тоже помазанника, ради Давида. Исследователи Библии, рассматривающие Пс. 131 как молитву, возникшую в после пленный период, высказывают предположение, что автором псалма была заимствована древняя народная молитва о Давиде, относившаяся к тому времени, когда он утверждал на Сионе центр богопоклонения, и применена к "нуждам" после пленного времени: паломники, таким образом, просили Бога этими древними словами, чтобы обещания, данные Давиду, Он исполнил на них.

Существует, однако, и такое мнение, что Псалом 131 был написан царем Соломоном по случаю перенесения ковчега в храм. Разделяющие его видят в стихе 1 "напоминание" преемника Давида о нем Господу. Но кто бы и при каких обстоятельствах ни написал этот псалом, в послепленное время, из уст возвратившихся в обетованную землю, он мог звучать именно как мольба к Богу благословить исполнением обещаний, данных Давиду, потомков его.

В. Клялся Господь… (131:11-18)

Пс. 131:11-18 . В этих стихах запечатлено откровение от Господа Давиду, или клятва Его ему (названа "истиной, от которой Бог не отречется") во веки сохранить на престоле Давидовом его потомков (стих 11; сравните Пс. 88:3-4,27-29,35-37), если они не формально, но от сердца будут сохранять завет с Богом и чтить откровения Его (стих 12). История еврейского народа - живая иллюстрация непреложности этого обетования: хранивших Ему верность преемников Давида Господь благословлял на их престоле. Но отступничество приводило и привело (взяв верх!) к печальным результатам.

Как ненарушимые в будущем звучат, однако, слова в стихах 13-14: Ибо избрал Господь Сион… "Это покой Мой на веки, ибо Я возжелал его". В стихах 15-16 Господь говорит о грядущих всесторонних благословениях Иерусалима (Сиона). Заключительная часть Пс. 131 носит мессианский характер. Светильник (стих 17) был непременной принадлежностью скинии. Здесь это образ неугасимости династии Давида (сравните 2-Цар. 21:17; 3-Цар. 11:36). Под "помазанником" в стихе 17 понимается в первую очередь сам Давид, затем каждый из преемников его и, наконец, Мессия, Христос: это Он победит всех врагов Своих, и венец его… будет сиять… на нем.

Рог (стих 17), символизирующий силу вообще, символизирует на страницах Библии и сильных правителей (Дан. 7:24). Здесь Бог говорит, что "возрастит рог Давиду". Возможно, именно это место имел в виду Захария, отец Иоанна Крестителя, в своей молитве (Лук. 1:69). В целом это образ "отрасли Давидовой" (Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12), Царя-Мессии.

Псалом 131 подтверждал таким образом надежду на то, что как бы ни складывались обстоятельства на протяжении истории Израиля, Бог Свои обещания ему исполнит.

Песнь восхождения

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., 8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на "место покоя", чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику "ради Давида" (10 ст.). Стихи 8-10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (см. 2 Пар VI:41-42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1-6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7-9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10-12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13-18).

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

1. "Сокрушение" - сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 не дам сна очам моим и веждам моим - дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова".

3-5. Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.

6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

6. Ефрафа - название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит "лес", местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.

7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

7. "Подножие ног Его" - Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего,- Ты и ковчег могущества Твоего.

8. "Место покоя" - место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). - "Ковчег могущества" - Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

9. Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью - да показывают пример достойного исполнения закона. - "Святые" - весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они "возрадуются" так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

10. "Помазанник" - Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей "ради Давида" показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем".

11-12. Клятва Господа "в истине, которой Он не отречется", состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.
14 "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

14. Иерусалим - "покой Божий на веки", на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение "на веки" имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

16. сл. ст. 9.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

17. "Рог" - символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян II:30).

18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его".



Статьи по теме: