Преподобный Марк Пещерник (Гробокопатель). Святыни киево-печерской лавры: шапка марка гробокопателя Преподобный марк гробокопатель

Акафист преподобному Марку Гробокопателю

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 2

Дар, Свыше тебе данный, ты, блаженне отче, до поры скрывал еси, тайныя молитвы Богу вознося непрестанно. Возложиша на пояс себе железо, бодрствовал еси день и нощь в трудах и псалмопениих, не отделяя же всея сея от строгого поста. Воду пил ты мерою из святыя мерки, коею служил тебе медный крест. Темже сподобил тя Господь невидимая зрети и невозможная человеком совершати. Сего ради с благоговением зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

Сила Божия укрепи тя, преподобне отче Марко, на подвиги духовныя в подземнем раи, идеже возсия благодать Господня на месте варяжских вертепов. Там же яко наставник иноков явился еси. Почитая таковая деяния твоя, всем сердцем воспеваем ти:

Радуйся, житием своим терпению нас научающий; радуйся, любовь Божию людям показующий;

Радуйся, плодами благочестия украшенный; радуйся, терпение и незлобие всему миру явивый.

Радуйся, теплый предстательниче наш пред престолом Всевышнего; радуйся, души отчаянныя ко Христу направляющий.

Радуйся, всехвальне преподобне отче, благими делы братию в ревности о Господе утвердивый; радуйся, Христа ради железное на теле своем носивый.

Радуйся, сомнение и маловерие из душ смятенных изгоняющий; радуйся, чистоту и смирение собою являющий.

Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, дивный о Господе подвижниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 3

Нося в чине ангельском иноческий образ, крылатому льву уподобился еси. Яко лев оживляет рыком своих мертвых, тако же и ты смиренными и кроткими речами воскрешал еси усопших иноков. Недоумеваяся о таковом чудесном превращении, взываем Богу Всемогущему: Аллилуйя.

Икос 3

Вкупе со евангелистом Марком и пророком Божиим Иезекиилем, некогда узревшими средь ликов ангельских наделенное крилами львиное подобие, удостоился еси и ты, богоблаженне, поминаем быти наравне с древнейшими наперстники Христа. Мы же, почитающе сия, зовем ти:

Радуйся, со апостолом Марком крылатому льву подобен бывый; радуйся, Божественного Духа носительниче.

Радуйся, великий чудотворче; радуйся, благомощный молитвенниче. Радуйся, свеща неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая; радуйся, пророка Иезекииля благий последователю.

Радуйся, яко весь во Господе пребывавый; радуйся, к нему бодренно и неуклонно ученики твоя направлявый.

Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый; радуйся, смирения и послушания зерцало.

Радуйся Пресвятыя Богородицы избранный любимиче; радуйся, верный исполнителю заповедей Сына Ея и Бога.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 4

Бурю житейскую, в умах братии мятущуюся, кротостию и незлобием преодолевал еси, блаженне Марко. В благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, наставляя иноков на всяку добродетель. Темже заслужил еси быти почитаем вкупе со Антонием и Феодосием, первоначальниками иночества и монашескаго общежития на Руси. Се ведуще, взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Бысть егда, утрудяся телесно, изнемогл еси, оставив место погребения тесным и нерасширенным. Инока, внезапно умерша, никто же не возмог в том неудобном гробе оправити достойно. Тогда ты приказал еси усопшему, взявши сосуд, возлити на себе елей крестообразо. И было по сему. При виде чуда братия, зело роптавшая, объялася смертельным ужасом и трепетом. И мы с благоговением трепещем, воспевая ти:

Радуйся, яко память твоя, не токмо братиею монастырскою величается; радуйся, помощниче неутомимый скорбящих и нуждающихся.

Радуйся, ходатаю наш у Престола Божия непостыдный; радуйся, смиренный многотрудниче, кротостию и незлобием многия в вере утвердивый.

Радуйся, даров Божиих преисполненный; радуйся, беспрекословную любовь к ближним явивый.

Радуйся, послушания рачителю; радуйся, своими чудесы и предсказании монахов от недоумения и от юродства непотребного спасавый.

Радуйся, трудолюбия правило; радуйся, подвиги духовными плоть твою духу покоривый.

Радуйся, яко Антония и Феодосиа учеником соделался еси; радуйся, яко с ними вкупе во славе небесней пребывая, Бога выну о нас грешных умоляеши.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 5

Еще бысть, егда другое место погребения явилось неготово. Новопреставленного оживив, ты, преподобне Марко, велел еси ему смиренне дожидатися своего часа. Воскресший же, раскрывши очи, не закрывал их целый день и нощь. Наутро же, прикрыв глазницы, предал дух свой в руце Божии и с честью был положен на готовом месте. Новому явлению чудящеся, взываем: Аллилуйя.

Икос 5

Уведевше тя, преподобне Марко, яко чудес творителя и прозорливца, многия усердно тя восхваляху и желаху получити благодать молитв твоих. Ты, по глаголу Божию, никого же отгонял еси, но ревностно спасению молящихся служил еси. Сего ради, воспеваем ти похвальная:

Радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных; радуйся, в собственноручно вырытой пещере пристанище спасения получивый.

Радуйся, в молитве непрестанно пребывавый; радуйся, Лавру Печерскую и священный град Киев молитвенным бдением от бед ограждавый.

Радуйся, претворивый пещерное жилище разбойников в храмы Господа Славы; радуйся, в подземных кровех главу глубиннаго змия крепко сокрушивый.

Радуйся, преподобне отче, богомудрием высоким преисполненный; радуйся, наставниче богоносне, дары Духа Святаго преукрашенный.

Радуйся, апостола Марка словеса возлюбивый; радуйся, всю братию трудолюбию поучавый.

Радуйся, даров духовных всем к тебе притекающим у Господа испрошающий; радуйся, от всякаго недоумения и нас спасающий.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 6

Внове воссия слава подвигов твоих, блаженне Марко, егда двоица духовных братий возжеле по смерти во едином гробе возлещи: старший горе, младший низу. Феофилу старшему, из монастыря временно исшедшу, пришла весть о смерти Иоанна, младшего. Вернувшеся и видев свое место занято, старший возопи: «Како можеши на мое место класти младшего?» Ты же, Марко, кротце поклонившеся ему, просил еси умершего ожити и перейти на свое место. И было так. Старший брат, роптавший на блаженного, припал к ногам его, глаголя: «Согрешил я, отче». Се познавше, мы зовем избравшему тя Богу: Аллилуя.

Икос 6

Согрешивый гневом Феофил опечалился зело, рек тебе: «Молю, прикажи брату, чтобы он лег там снова». Ты же отвещал еси: «Сам Господь, уничтожая распрю между нами, сотворил сие. Восставляти мертвых - дело Божие. Я же есмь человек грешный. Но знай и то: негоже, уповая на старшинство, ни в гнев впадати, ни своевольно братскую обитель покидати». Сему дивяся умиленно, поем ти таковая:

Радуйся, смирения любителю; радуйся, дивная похвало ревностных трудников по Бозе.

Радуйся, роптавшей братии примирителю; радуйся, мира и тишины во обители насадителю.

Радуйся, ученики твоя от сетей невидимаго врага молитвою твоею соблюдавый; радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый.

Радуйся, чистое вместилище добродетелей; радуйся, красное селение Духа Святаго.

Радуйся, смиренно творити добродетели нас научающий; радуйся, к подвигам благочестия всех призывающий.

Радуйся, кротостию твоею братию и людия мирския удививый; радуйся, града Киева небесный заступниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 7

Чудо прозорливости явил еси, блаженне Марко, егда велел еси Феофилу готовитися к скорой смерти. Тот же, раздав имущество убогим, уединился в келлии своей, стеня, рыдая и постяся - дабы умилостивити Всевышнего и получити время на покаяние. Се ведуще, молитвенно взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 7

От плача преподобный Феофил ослеп, плоть его истаяла до крайности за много дней. Тогда ты, Марко, молвил еси безутешному: «Прости, я пожелал тебе сего, предсказавши скорую кончину, дабы смирити твое плотское высокоумие. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Видя таковое исцеление душевное, поем ти:

Радуйся, всехвальне отче, со мудрыми учителеми монашестими в Царствие Небесное вшедый; радуйся, на путь спасения оттудуже нас призывающий.

Радуйся, скорби людския угашающий; радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающий.

Радуйся, яко многия от неверия отвративый; радуйся, яко мощи твоя святыя и ныне всех припадающих к ним от всякого злого обстояния спасают.

Радуйся, даже до отшествия твоего ко Господу всех в разуме Христовом наставлявый; радуйся, день кончины своея предведый.

Радуйся, древним пророком Божиим равночестный; радуйся, прозорливости благодатныя преисполненный.

Радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый; радуйся, Бога прославивый подвиги твоими.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 8

Наглавие твое честное, яко шлем, укрывает нас от зла, обновляет душу, ограждает от бесовскаго прельщения, лечит от греховных язв. Тебе изрядно послужившее, тысячу лет оно хранило твои помыслы. Мы же, осеняемии сим клобуком, вдохновляемся на подвиги ради Всевышняго, взывая: Аллилуйя.

Икос 8

Клобук архиепископа, шлем воина и куколь схимника объединила есть в себе твоя благая шапка, ею же мы каждодневно осеняеми, получаем силу и надежду на спасение. Ты же, почиваяй с преподобными на Небесех, не остави нас молитвами твоими, буди нам споборник и стена несокрушимая, да зовем ти:

Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа приявый; радуйся, людей, стужаемых привидении диавольскими молитвою твоею очистивый.

Радуйся, многия бесноватыя от мучительства демонскаго свободивый; радуйся, вся привидения и искушения сатанинская победивый.

Радуйся, бесов и колдунов грозно карающий; радуйся, яко просящих защиты от них и вспоможения не отторгающий.

Радуйся, от мучительства демонскаго многия человеки молитвою твоею свобождаеши; радуйся, яко исцеления благодатныя от гроба твоего верным подаеши.

Радуйся, победивый враги невидимыя глубоким твоим смирением; радуйся, низложивый и посрамивый гордыню злобнаго велиара.

Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный помощниче; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 9

Сколь ни старался подкупити тя глубинный змий, ты оставался еси непреклонен, отче наш честный, и ныне ревностно храниши души верных, не предаеши их на гибель, защищаеши от всяких зол. Темже вси, заступничество получившии, вопиют Спасителю: Аллилуйя.

Икос 9

Стена еси твердая и прибежище необоримое молящимся тебе, преподобне отче наш Марко. Сего ради вопием ти: охраняй нас всегда от враг видимых и невидимых, буди заступлением непостыдным и надеждою неизменяемою всем нам, прославляющим тебе глаголы сицевыми:

Радуйся, душевныя страсти умертвляющий; радуйся, ко спасению всех призывающий.

Радуйся, благочестию и смирению нас научающий; радуйся, мятущихся и маловерных в вере укрепляющий.

Радуйся, на труд духовный нас воздвигающий; радуйся, мир Божий в сердца людей приносящий.

Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающий; радуйся, от сетей вражиих нас избавляющий.

Радуйся, делы благими душу свою украсивый; радуйся, с лики небесными Творца прославивый.

Радуйся, славы божественныя удостоивыйся; радуйся, на небеси обитель себе обретый.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 10

Яко видеста очи твоя пренесение мощей преподобного Феодосиа, ты бо своима рукама их во храме возложил еси, ныне в горнем Иерусалиме, вкупе со великими учителеми пребываеши. Призри и на нас, ты, угодниче Божий, благосердием твоим от всякия напасти защити, от бесовских наваждений и от ран греховных охрани, исцеление подаждь молитвами твоими, да благодарне воззовем ко Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Ветия многовещанныя не могут разумети, како ты гласом своим чудеса творил еси, како целомудрием единым, постничеством и смирением неизбывную Божию благодать стяжал еси. Надо всем тем Богородицы лик сияет, Ей же святые молебны вкупе с тобою творяще, из глубины сердец наших зовем:

Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Девы; радуйся, с Нею вкупе молитися за ны ко Господу дерзновение получивый.

Радуйся, велию власть на диавола от Господа имеющий; радуйся, вся искушения духов тмы победоносно отражающий.

Радуйся, цвете прекраснейший рая небесного; радуйся, всем скорбящим благий утешительниче.

Радуйся, целомудрия рачителю; радуйся, яко и вся Русь Православная тя пред Господом величает.

Радуйся, яко тя гонителем бесов нарицают; радуйся, яко ты еси Лавры Печерския и града Киева молитвенниче святый.

Радуйся, в горних обителех пребывающий; радуйся, о нас грешных тамо молящийся.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 11

Пещеры Лаврския, выну Подземным Небом величавшаяся, и ныне всеми тако величаются, понеже истекает от могил, вырытых тобою, Марко, и позднейшими усердными копателями благодать. В рацех положеннии святии принимают лобызания и молитвенные воздыхания за всех, кто праведным житием своим стяжали от Всевышняго дар чудотворения и посмертного нетления, обаче всех имен подвижников не вемы. Прославляем ныне благодатный сей некрополь паче пирамид египетских и прочих величайших кладбищ мира, вознося в небесный рай молитву: Аллилуйя.

Икос 11

Еретики пытахуся разрушити некрополь, основанный тобою; людие, не веровавшия во благодать святых мощей, потщашася зело вывезти и сожещи нетленные останки преподобных. Однако же посрамлены явилися безбожники и богоборцы: не допустил Всевышний кощунственного разорения, ибо Господь посрамлен не бывает. Припадая же к ракам преблагословенным, из глубины сердец взываем сице:

Радуйся, блаженне Марко, даже по смерти еретическую злобу посрамивый; радуйся, яко житием своим пещерным ангелов удививый.

Радуйся, о снискании жизни вечныя наш ходатаиче преблагий; радуйся, яко за Русь Православную, молитвенниче пресвятый.

Радуйся, всем ищущим милосердия Божия всегда помогающий; радуйся, о всех страждущих и труждающихся молитвы о нас Богу приносящий;

Радуйся, преподобне отче, чудодейственную шапку нам даровавый; радуйся, под нею же стоящим велию надежду и неиссякаемую помощь подаеши.

Радуйся, изрядный слуго Пречистыя Девы; радуйся, молитвы усердныя за нас пред нею приносящий.

Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся, откровений Божественных от Нея удостоенный.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 12

Имуще дар великой благодати Божией, святе преподобне отче Марко, и ныне неоскудно помогаеши всем жаждущим защиты и спасения. Подвиги твоя, многажды воспетыя в летописаниих, запечатленныя на стенах храмов и в изображениих святых икон, вдохновляют нас на житие по Бозе. Ты бо охраняеши и укрепляеши труждающихся, наставляеши заблудших, подставляя рамо крепкое ведущим брань противу духовом злобы поднебесным. Ныне же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Чудотворные мощи твоя подают неоскудеваемые исцеления всем с верою притекающим к раце твоей честней, коей место есть в Ближних пещерах велицей Лавры Киево-Печерстей, во единей келлии с любящими братиями Феофилом и Иоанном, вкупе такожде и с преподобным Титом. Прославляем тя сердечно со всеми преподобными Печерскими, глаголя сице:

Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающий; радуйся, о чтущих память твою ходатаю и покровительниче.

Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающий; радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующий.

Радуйся, учителю монахов, многими чудесы всю братию удививый; радуйся, со всеми преподобными отцы в Лавре прославляемый.

Радуйся, усердный предстателю, у Престола Божия молитвы о нас приносящий; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение; радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование.

Радуйся, яко семя твое духовное не оскуде в земли Российстей; радуйся, яко веселишися со чады твоими во обителех райских.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 13

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 1

Ангелоподобный иноче, безмездный копателю, молитвенныя келлии и смертныя одры приготовлявый, землю на рамах своих носивый, за вся сия Небесную награду ожидавый, людскую мзду убогим раздавал еси. Дивяся таковому твоему усердию, велицей кротости и нестяжанию, взываем ти хвалебне:

Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, пещерное подвижничество в послушание себе вменивый.

Радуйся, служити миру отрекийся; радуйся, работати Единому Богу возжелевый.

Радуйся, мир и вся красная его презревый; радуйся, о горних благах выну помышлявый.

Радуйся, из темных лабиринтов к Богу очи сердца возводивый; радуйся, дар прозорливости и чудотворения от Него стяжавый.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий; радуйся, к тебе прибегающих скорый помощниче.

Радуйся, ризы безыскусныя носивый; радуйся, града Киева и Лавры Печерския велелепное украшение.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 1

Избранный многотрудниче, угодниче Христов, богоблаженне Марко, в посте, молитве, неустанном бдении вся дни и нощи провождавый, темже велии дары Пресвятаго Духа стяжавый, моли Всевышняго и Пресвятую Деву Богородицу изъяти нас от скорбных обстояний, подати нам спасение необоримое, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Молитва

О великий и предивный чудотворче, богоблаженне отче наш Марко, всего себе служению Христу отдавый, до изнеможения священныя гробы копавый, монахов на путь правый наставлявый и от грехов нечаянных их ограждавый, услыши нас, молящихся тебе, яви на нас любовь свою, умоли Всевышнего Бога и Пресвятую Деву Богородицу избавитися нам от всякого злаго обстояния и от геенны огненной, да безболезненно и непреткновенно войдем в чертоги Господа нашего Иисуса Христа и сподобимся вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Ему: Аллилуиа.

Святой Марк подвизался в XI-ХII вв. в Киево-Печерской обители. Жил он в пещере и занимался копанием могил.

Пещерные могилы тогда представляли собой небольшие отверстия в стене пещеры. Тела усопших монахов клали в такие углубления по обеим сторонам пещерного коридора. Для того чтобы выкопать могилу, необходимо было изрядно потрудиться - сделать лакуну необходимого размера, вынести из пещеры землю. Долгие годы Марк нес это послушание ради братии.

За особо строгую подвижническую жизнь преподобный Марк получил от Бога удивительный дар - власть над смертью. В Киево-Печерском патерике приведены несколько историй, свидетельствующих об этом.

Так, однажды преподобный рыл очередную могилу и по усталости не успел расширить ее до необходимого размера. Как раз в тот день почил один из братьев. Монахи пришли хоронить его и не нашли другой могилы, кроме неоконченной. Едва вместив мертвеца в узкое отверстие, иноки стали роптать на Марка, потому что на мертвом нельзя было ни одежд поправить, ни елея на него возлить. Тогда преподобный повелел покойнику: «Брат, могила тесна - окропись ты сам. Возьми елея и возлей на себя». Мертвый послушно приподнялся, взял елей, возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, поправил на себе одежды, лег - и вновь упокоился. Все окружающие были поражены.

В другой раз также умер один брат, а готовой могилы не было. К Марку пришел монах и спросил, где похоронить преставившегося. Марк ответил: «Пойди, скажи умершему брату, что грешный Марк просит подождать до завтра, пока я приготовлю ему место». Монах послушался преподобного и пошел в храм, где как раз совершали заупокойное богослужение по усопшем. Встав напротив мертвеца, он произнес: «Брат Марк просит подождать до завтра, пока он приготовит тебе место». Какой же ужас оковал всех, когда мертвец открыл глаза! Он лежал с открытыми глазами и дышал, не вставая и ничего не говоря.

На следующий день инок снова пошел к Марку спросить о могиле. «Да, место готово. Передай брату, что он теперь может умереть», - ответил Марк. Монах пошел к ожившему и передал слова подвижника. Как только он закончил говорить, оживший вновь испустил дух.

Еще одна история. Были в монастыре два брата-монаха, с детства очень любящие друг друга. Им удалось уговорить Марка выкопать им общую могилу, чтобы лежать там после смерти вместе.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте».

Однажды Феофил, старший брат, отлучился из обители. Младший в это время заболел и скоропостижно скончался. Феофил, возвратившись, много скорбел. Поплакав, он пришел в пещеру посмотреть, где положили усопшего. Обнаружив, что брат лежит на верхнем месте, Феофил с возмущением упрекнул Марка: «Я старше его, а ты положил его на моем месте!» Пещерник попросил прощения у Феофила и сказал умершему: «Брат! Поднимись и ляг на нижнем месте». На глазах у всех мертвец встал и лег там, где ему было указано.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте». Преподобный ответил: «Ты и должен был воспользоваться своим старшинством, и теперь же и положен был бы здесь. Но ты еще не готов предстать пред Господом. Иди, позаботься о своей душе, и скоро будешь лежать в этой пещере. Воскрешать же мертвых есть дело Божие, а я человек грешный».

Феофил с рыданиями возвратился в свою келью. Он раздал все до последней рубашки и стал ожидать смерти. Никто не мог остановить его плача, и никто не мог убедить его поесть чего-то вкусного и сладкого. Монах морил себя голодом, молился и плакал, ожидая кончины. Он так изнурил свое тело, что можно было перечесть его кости. От постоянного плача он ослеп.

Однажды преподобный призвал Феофила и сказал ему: «Молись обо мне, я умираю». Тот был потрясен. «Или возьми меня с собой, или даруй мне зрение», - просил он. Но Марк открыл ему, что слепота была попущена Богом ради его духовного преуспеяния, и прозревать ему не полезно. Впрочем, Гробокопатель также предрек слепцу: «За три дня до преставления своего ты прозришь». В тот же день Марк умер.

Разлука со старцем стала для Феофила источником еще больших скорби и слез. Когда он плакал, то ставил перед собой сосуд, в который капали слезы. За годы плача он наполнил сосуд до самого края. Однажды во время молитвы ему явился ангел, который сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем хвалишься слезами?» После этих слов ангел показал Феофилу сосуд еще больший, полный влаги. Оказалось, то были слезы, пролитые Феофилом, но не попавшие в сосуд. Они либо упали на землю, либо были отерты рукой, но ангел хранитель собирал каждую покаянную слезинку, не потеряв ни одной.

После ангельского видения Феофил прозрел и через три дня отошел к Господу. И Феофила, и его брата положили рядом с преподобным Марком.

Власть над смертью, какую имел преподобный Марк, безусловно, поражает нас. Но как бы удивителен ни был этот дар, он представляет собой реализацию той возможности, которую Христос дал всем нам. А именно.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть.

Апостол Павел писал, что Христос пришел «...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству » (Евр. 2, 15). Здесь апостол замечает важную вещь: смерть является не только следствием греха первого человека, но и причиной греха - если говорить уже о нашей с вами жизни.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть. В блуде и чревоугодии, любостяжании и сребролюбии, гордости и тщеславии мы подсознательно бунтуем против смерти и как бы пытаемся упрочить свое существование ложными способами.

Мы пытаемся преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся, потому что ищем жизнь не в Боге, а в грехе. Мутная сладость греха дает нам мнимое переживание яркости бытия. А после греха мы неизбежно понимаем, что сделались теперь еще мертвее.

«Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство грех у», - говорил об этом свт. Иоанн Златоуст.

«Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему », - писал прот. Иоанн Мейендорф.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы».

Получается интересная картина. Результат первородного греха есть наследственная смертность, но она, в свою очередь, также родит грех. Грех и смерть взаимно порождают друг друга! Получается порочный круг, в котором безысходно пребывал человек до прихода Христа. Но смерть и воскресение Спасителя разорвали этот круг и подарили человеку возможность выйти из «системы» - жить вне рабства греху и смертности.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы». Вообще святость всегда есть отчаянный прорыв в небеса, буквальное исполнение слов апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (1 Кор. 3, 18). И каждому, кто вышел из «системы», Бог дает качества, которые являют новизну этого человека, принадлежность его к иному миру, к Царству Небесному.

Преподобному Марку Господь дал видимую и явную власть над злейшим врагом человечества - смертью. Христос может делать такие подарки, потому что Он победил смерть и способен подарить Свою победу. Подобно тому, как в древности цари подводили своих малолетних детей к связанным и поверженным врагам, и дети наступали ногой на обезвреженного папой неприятеля. Победа отца принадлежала и им - папа подарил им ее.

Также и Христос дарит нам Свою победу над смертью. Без Него мы - беспомощные дети. С Ним - победители диавола, греха и смерти. И насколько мы раскроемся перед Христом, насколько дадим Ему место в нашем сердце, насколько позволим Ему действовать в нашей жизни - настолько мы будем способны воспринять Его победу, Его силу и Его благодатные дары.

Преподобный Марк - один из тех, кто дерзнул выйти из «системы» греха. Все отцы, лежащие мощами в лаврских пещерах - новые люди, в которых Христос вложил какое-то новое качество Своего Небесного Царства. И они способны научить нас, жителей 21-го века, этой новизне.

Потому мы и ходим туда, в полумрак киевских пещер, к мощам преподобных - подышать воздухом новой жизни, приобщиться к Царствию Божьему, приобрести силы для того, чтобы выйти из «системы» и нам. Мы ходим туда, чтобы научиться побеждать смерть не лжебытием греха, а подлинной жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святой Марк да помолится Христу в день своего преставления, чтобы мы нашли подлинную жизнь там, где она действительно есть - в Боге.

Помолись о нас, отче Марко! Чтобы у нас получилось все то, чего Бог хочет от нас.

Страница 1 из 3

Житие преподобного отца нашего Марка пещерника, гробокопателя
Память 29 декабря с.с.

В древнем и в более близком видениях сперва Иезекиилю Пророку, а потом наперснику Христову явилось в ликах ангельских между другими одно животное, имеющее подобие Льва (Иез. 1, 10; Откр. 4, 7). Это таинственное знамение свойственно святому евангелисту Марку и нашему Печерскому Марку. Ибо как лев будит своим голосом мертвые свои порождения, так и голосу этого преподобного Бог дал такую власть, что и мертвые братья пробуждались и слушались его. Поэтому и достойно упомянуть о нем среди ангельского лика. Ибо, нося в чине ангельском иноческий образ, он пожил равноангельской жизнью, как свидетельствует его святолепное житие. Итак, начнем повествовать о нем.

Время подвигов этого блаженного Марка лучше всех указаний определим тем достохвальным событием, что при нем были перенесены честные мощи преподобного отца нашего Феодосия из пещеры в святую великую церковь. Блаженный Марк, приняв иноческий образ, жил в пещере, искапывая в ней своими руками много мест не только для того, чтобы скрываться там на молитву, но и для погребения умершей братии, и выносил землю на своих плечах. И так трудился он постоянно в этом богоугодном деле, ожидая на небе богатой награды, на земле же не желая брать ее. Если кто насильно, по любви, давал ему какую-нибудь вещь за копание могилы, - он отдавал убогим.

Кроме того, блаженный возложил на пояс себе железо, которое носил всю свою жизнь; бодрствовал он день и ночь на молитве, от постоянной же молитвы не отделял строгого поста, как сочетал их Бог (Мф. 19, 6). И воду пил он мерой из своей мерки, этой меркой служил ему медный крест. И так внутреннего врага, воздвигающего похоти в душе, победил он до конца не только темницей, но и трудом, и оковами, лишением сна и голодом. Умертвил плоть свою не только безмолвием в темной пещере, но и копанием, и опоясанием железным, бдением и постом. Явившись в ангельском образе как бесплотный, он не боялся смерти, но смерть скорее боялась голоса его, как трубы архангела. Преподобный отец наш Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались повелениям его. Это было подтверждено многими знамениями.

Однажды, когда, по обычаю, копал он могилу, утрудясь, он изнемог и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что один из болевших братий умер; и для погребения не было, кроме того, другого места. Мертвый был принесен в пещеру и едва могли, по тесноте, положить его в пещеру. Тогда братия стала роптать на Марка, что они не могут ни оправить мертвеца, ни возлить на него елея ради тесноты места. Пещерник же, со смирением поклонясь всем, сказал:

«Простите мне, отцы, по немощи моей не окончил».

Они же досаждали ему, укоряя его еще сильнее. Тогда блаженный сказал мертвецу:

«Так как место тесно, брат, подвинься сам и, взяв елей, возлей на себя».

Мертвый же, немного разогнувшись, протянул руку и, взявши елей, возлил на себя крестообразно на лицо и на грудь и отдал сосуд; оправя себя сам, он возлег и уснул. После этого чуда всех объял ужас и трепет.

И еще один брат умер после долгой болезни; и один из друзей его, по обычаю отерев его губой, пошел в пещеру, чтоб видеть место, где должны были положить тело его друга, и спросил о том блаженного пещерника Марка. Блаженный же отвечал ему:

«Иди сказать брату, чтоб подождал он до утра, пока я выкопаю место, и тогда отойдет он на покой той жизни». Брат же сказал пещернику: «Отче, я уже вытер губой его мертвое тело, кому велишь сказать это?»

Марк же снова сказал:

«Это место, видишь, еще не приготовлено. Говорю тебе: иди и скажи умершему так: говорит тебе грешный Марк: брат, пробудь здесь еще этот день, пока я приготовлю место и извещу тебя, утром же отойдешь ты к желанному Христу».

Послушав его, брат пошел в монастырь и нашел всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему:

«Брат, Марк говорит, что место для тебя еще не готово, подожди еще здесь до утра».

Когда он это при общем изумлении сказал, вдруг мертвец открыл глаза, и душа его возвратилась в него, и он был тот день и ночь жив, никому ничего не говоря и только смотря открытыми глазами. На утро брат, приходивший прежде, опять пошел в пещеру узнать о месте, приготовлено ли оно. И святой сказал ему:

«Иди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено в пещере со святыми отцами. Ибо место готово».

Брат, придя, сказал все это ожившему. Тот же, закрыв очи свои, предал дух в руки Божии. Итак, с честью был положен в пещере на приготовленном месте. И все удивлялись этому преславному чуду, как по слову блаженного ожил мертвец и опять умер по его слову, и прославляли Бога.

И еще. Были в том же Печерском монастыре два брата, соединенные сердечной любовью с самой юности, одинаково обо всем мыслившие и имевшие одинаковую ревность к Богу - Иоанн и Феофил . Они умолили блаженного Марка устроить им одно общее место для погребения тел их обоих, когда повелит Господь. Пожив долго вместе, старший из них Феофил уехал куда-то по монастырскому делу, а младший, Иоанн, угодив Богу, разболелся, умер и положен был в пещере на приготовленном месте.

Монах, сейчас известный как Преподобный Марк Гробокопатель, жил в 11 веке в Киево-Печерской лавре. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах (Ближние или Антониевы пещеры - комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников, своего рода парижские катакомбы по-украински).

В те времена среди монашеской братии практиковался обычай: для уединенной молитвы монахи отправлялись в пещеры, и в их стенах вырывали себе углубление (подземные кельи). Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: помимо молитв и строгого поста он успевал копать пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших монахов (именно по этой причине получил своё прозвище), на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал.

Преподобный Марк не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых (так его вознаградил Господь за усердие в молитвах). Существуют легенды о трёх подобных случаях:

Так, однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и другого места для его погребения не оказалось. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в тесную могилу. Тогда братия стала роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Марк сказал мертвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься, и, принявши елей, возлей его на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег и почил.

Второй случай произошел с двумя братьями, преподобными Иоанном и Феофилом, для которых Марк выкопал общую могилу. Младший брат, преподобный Иоанн, умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения.

Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом.

Третий случай произошел, когда Марк заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха. Преподобный передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.

Когда пришел срок Марка предстать перед Господом, то он сам ископал себе могилу. Вместе с ним покоятся медный крест - кувшин, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу исцелять тех, кто теперь пьет из этого креста. Так же считается, что шапка Марка также обладает целительной силой (под шапкой имеется в виду металлический головной убор весом в четыре килограмма).

Музей Погребальной Культуры обладает уникальным экспонатом, связанным с Марком Гробокопателем - освященной в Киево-Печерской Лавре иконой Преподобного с частицей его мощей и землей с места его упокоения.

Мощи преподобного Марка Медный крест Марка Гробокопателя Чудодейственная шапка Марка

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

О времени, когда подвизался блаженный Марк

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным.

Аскетические подвиги преподобного

Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами.

Чудеса по молитвам преподобного

Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

Пещеры Киево-Печерской лавры

Иное чудо

Прп. Марк

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братью совершающей обычное пения над умершим. Тогда он сказал умершему:

— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: » — Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил

Братия Иоанн и Феофил

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть.

Посмертное чудо прп. Иоанна по молитвам прп. Марка

Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

— Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас.

Послушание преподобного

Раскаяние Феофила

Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: » -«Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

— Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых — дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Покаянный плач

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

— Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

— Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Пророчество преподобного

Преподобный Марк

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Фееофил же со слезами ответил ему:

— Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

— Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Кончина прп. Марка

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший.

Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста,- все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Крест прп. Марка

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Явление Ангела

Явление Ангела

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила. исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

— Вот слёзы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мощи прп. Марка в Ближних Пещерах

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Посмертная слава преподобных Марка, Феофила и Иоанна

Наместник Лавры Митрополит Павел (Лебедь) надевает шапку прп. Марка

В Киево-Печерской лавре регулярно проводят особые молебны с надеванием на молящихся шапки преподобного Марка Гробокопателя.
Много веков назад подвижник Киево-Печерского монастыря искапывал для почившей братии могилы в пещерах, чем и заслужил прозвище.

А когда отошел ко Господу сам, то оказалось, что его мощи стали чудотворными. Мощи святого почивают в Ближних пещерах, а шапка, которую носил преподобный, используется во время молебнов о здравии. Многие верующие свидетелствуют, что шапка исцеляет их от головной боли или заболеваний нервной системы. А незамужние девушки верят, что если сходить на семь служб подряд, то встретишь своего суженого. Так это или нет, нам не ведомо, но думается, что Господь- сердцеведец во благовремение посылает каждому то, что полезно для спасения его души.



Статьи по теме: