Научная электронная библиотека. Психологическое сопровождение консультация на тему Изучение привлекательности профессии методика ядова

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ

Андриенко Оксана Александровна
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики


Аннотация
В данной статье рассматривается проблема удовлетворенности профессией студентами на разных этапах обучения. Представлены результаты исследования удовлетворенности студентов, обучающихся по различным направлениям, избранной профессией.

THE STUDY OF SATISFACTION OF STUDENTS CHOSEN PROFESSION

Andrienko Oksana Alexandrovna
Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher professional education "Orenburg State University»
PhD in pedagogical Sciences, assistant professor of psychology and pedagogy Department


Abstract
This article deals with the problem of satisfaction with the profession of students at different stages of training. The results of the study of student satisfaction, trained in various areas, the chosen profession.

Удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии .

В различных психологических исследованиях установлено, что удовлетворенность профессией у студентов меняется в процессе обучения в вузе.

Первокурсники, адаптируясь к новой ситуации, к обучению, еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности и в общении.

Для третьекурсников характерны сомнения в отношении предстоящей профессиональной деятельности, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии.

Выпускники, как правило, более оптимистичны по сравнению со студентами начальных курсов в своем отношении к будущей профессии, в своих возможностях справиться с работой .

И.С. Кон отмечает, что по мере перехода студентов на старшие курсы вузов число тех из них, кто не удовлетворен избранной специальностью, не сокращается, а растет. Такую неудовлетворенность можно объяснить низким уровнем преподавания, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которые раньше не замечались .

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов первого курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается .

Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». В нем приняли участие студенты третьего курса, обучающиеся по направлениям «Психология» (50 человек) и «Электроника и наноэлектроника» (50 человек).

Мы использовали метод анкетирования, методику «Профессиональная мотивация учащегося» (Л. А. Верещагина), методику изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что основными мотивами выбора профессии у студентов-психологов являются: интерес (52%), стремление помогать людям (24%), способности (8%); совет (4%); ситуация (12%).

Среди мотивов первое место занимает «интерес». Это может быть связано с тем, что а) психология – интересная наука, привлекающая людей; б) со стремлением решить свои личные проблемы; в) возможно, это просто дань моде.

Что касается мотивов выбора профессии у студентов-электронщиков, то они распределились следующим образом: интерес (24%), совет (24%), выбор профессии наугад (24%), понравилось название факультета (12%), знания о профессии из книги (4%), знания в данной области (4%), больше было некуда идти (4%), желание быть лучшим (4%).

Мы видим, что большинство студентов сделали свой выбор спонтанно, неосознанно. Мотив интереса у них также занимает первую позицию (наряду с советом и выбором профессии наугад), но имеет низкий процент. Мы думаем, что это может быть связано с тем, что технические науки сложнее, чем гуманитарные, поэтому не вызывают особого интереса, многие люди точные науки не понимают.

Итак, у студентов-психологов выбор профессии является более осознанным, чем у студентов-электронщиков. Заметим, что выбираемая деятельность должна соответствовать склонностям и способностям человека, данный мотив выбора профессии у студентов практически отсутствует.

Большинство студентов-психологов считают свой выбор профессии правильным (80%) и осуществили бы его заново (76%). Они полагают, что выбранная профессия психолога соответствует их способностям, качествам характера (80%) и собираются работать по ней (52%). Студенты-электронщики наоборот, считают свой выбор неправильным (64%) и не повторили бы его (68%). Юноши и девушки уверены, что выбранная профессия не соответствует их способностям и качествам характера (60%). Они не собираются работать по выбранной специальности (44%).

Отмечается тот факт, что прохождение производственной практики привело часть студентов-электронщиков к разочарованию в выбранной профессии. Юноши и девушки отмечали в своих ответах то, что их напугали условия, в которых придется трудиться (например, «Я увидела двухванную печь мартеновского цеха №1 и поняла, что по специальности работать не буду», «Это ужас! Я не буду работать по профессии»). Это связано с тем, что не было реального представления о профессии при поступлении в вуз, а также с обнаружением сторон специальности, которых студенты раньше не знали.

В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство студентов положительно относятся к своей профессии. Однако следует отметить, что у 30% юношей и девушек технического факультета все-таки наблюдается отрицательное отношение к профессии. Это подтверждает известный и обсуждаемый в психологической литературе факт, что в технических вузах более трети студентов отрицательно относятся к будущей профессии. Ученые связывают это со сложными условиями профессиональной деятельности, с загруженной программой обучения, с несоразмерной оценкой труда вкладу человека.

В целом все студенты еще не имеют достаточно полного представления о своей профессиональной деятельности, в связи с дефицитом практической деятельности.

Наше исследование показало, что студенты двух выборок идентифицируют себя с представителями своих профессий. Молодые люди сознают свою принадлежность к определенной профессиональной общности. Они отождествляют себя с идеальными представителями профессиональной среды.

Рассмотрим качества, которыми должен обладать психолог,по мнению студентов (выделенные качества мы проранжировали):

1) умение слушать, коммуникабельность;

2) эмпатия;

3) компетентность;

4) ответственность;

5) интеллект;

6) отзывчивость, объективность, наблюдательность, дружелюбие;

7) терпение, сдержанность, добросовестность, эрудиция, уверенность, активность;

8) тактичность, интерес к работе, стремление к саморазвитию, альтруизм.

Студенты имеют представление о том, каким должен быть психолог. Заметим, что в литературе нет единого портрета психолога, каждый автор видит эту проблему по-своему, хотя общие черты, конечно же, присутствуют.

Теперь рассмотрим качества, которыми должен обладать инженер-электронщик, по мнению студентов:

1) терпеливость;

2) интеллект;

3) целеустремленность, компетентность;

4) коммуникативные способности;

5) любознательность;

6) ответственность, технические способности, трудолюбие, сообразительность;

7) внимательность, способность отстаивать свое мнение, скромность, здоровье, чувство юмора.

Студенты технического направления имеют представление о том, какими качествами должен обладать представитель их профессии. Самым важным качеством молодые люди считают интеллект. Это связано с тем, что их профессия требует умственной работы, необходимости хорошо разбираться в технике.

В целом можно сказать, что у студентов сформировался образ представителей профессий.

Рассматривая мотивы профессиональной деятельности, мы выявили, что у всех студентов наиболее ярко выражен мотив социальной значимости труда. Можно сказать, что они осознают необходимость приносить пользу обществу своей профессией. Последнее же место занимает мотив профессионального мастерства. У молодых людей еще нет стремления стать мастерами, профессионалами в своем деле. Возможно, это связано с тем, что они еще учатся и половина студентов не знает, будет ли работать по специальности.

У сравниваемых групп выявлена незначительная разница между мотивом собственного труда и мотивом самоутверждения в труде, заключающемся в том, что юноши и девушки хотят утвердить себя в профессиональной деятельности, где можно раскрыть свои способности, развить свои личностные возможности, добиться общественного признания и уважения со стороны других, повысить свой формальный и неформальный статус.

Можно сказать, что значимых различий между мотивами профессиональной деятельности у студентов-психологов и студентов-электронщиков нами не выявлено.

Также мы изучили факторы привлекательности профессии для студентов.

Таблица 1 – Факторы привлекательности профессиональной деятельности

Факторы профессиональной деятельности

Студенты-психологи

Студенты-электронщики

Работа с людьми.

Заработная плата.

Самосовершенствование.

Самосовершенствование. Характер

Заработная плата.

Творческий подход.

Способности. Социальное признание, уважение.

Частота контакта с людьми.

Творческий подход.

Переутомление. Работа с людьми.

Характер. Переутомление.

Социальное признание и уважение.

Важность профессии для общества.

Важность профессии для общества

Частота контакта с людьми.

Продолжительность рабочего дня.

Способности.

Мы видим, что у испытуемых-психологов, устойчивое высокое значение имеет фактор работы с людьми. Значимым является и то, что в профессии студенты могут самосовершенствоваться, использовать возможности, которые предоставляет для этого работа по специальности. Заработная плата и способностей также важны для студентов, отметим, что заработная плата не занимает лидирующую позицию. Возможно, это связано с тем, что в большинстве своем испытуемые – это девушки. Студенты считают, что для работы психологом необходимо иметь определенные способности. Наименее значимым фактором является продолжительность рабочего дня.

Что касается у студентов-электронщиков, то у них устойчивое высокое значение занимает фактор заработной платы. Это может быть связано с тем, что большинство данной группы – молодые люди, будущие кормильцы семей, поэтому данный фактор очень значим для них. Также для данных испытуемых важным является самосовершенствование в профессии, использование возможностей, которые предоставляет для этого работа по специальности. Студенты считают, что характер человека должен соответствовать выбранной профессии, также в трудовой деятельности необходим творческий подход, а вот способности не столь важны в профессиональной деятельности.

Таким образом, мы выявили, что у студентов, обучающиеся по гуманитарному направлению, удовлетворенность избранной профессией выше, чем у студентов технического направления.


Библиографический список

  1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
  2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб. : Издательство С.- Петербургского университета, 1991 – 152 с.
  3. Кон И.С. В поиске себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
Количество просмотров публикации: Please wait

Методика разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным для выявления сте­пени удовлетворенности учителей своей профессией и различными сторонами профессио­нальной деятельности.

Инструкция

Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+».

Текст опросника

Удовлетворены ли вы: да не знаю нет
1. вашей профессией
2. достигаемыми результатами
3. взаимоотношениями с администрацией школы
4. взаимоотношениями с коллегами
5. взаимоотношениями с учащимися
6. взаимоотношениями с родителями учащихся
7. отношением учащихся к вашему предмету
8. отношением к вашему предмету педагогического коллектива
9. отношением родителей учащихся к вашему предмету
10. своей профессиональной подготовкой в целом
11. своей методической подготовкой
12. своей теоретической подготовкой
13. своей организационной подготовкой
14. учебной программой
15. материальной базой школы
16. местом работы
17. заработной платой

Обработка результатов

За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» - 0 баллов, за ответ «нет» начис­ляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.

Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя - если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая - от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низ­кая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая - при - 11 баллах и выше.



Методика «Мотивация выбора медицинской профессии*

Методика представляет собой модификацию теста мотивов учебы Хеннин-га, сделанную А. П. Васильковой.

Проведение тестирования

Опрашиваемый должен произвести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на от­дельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре.

Текст опросника

«Что побудило вас выбрать медицинскую специальность?

1. Желание лечить людей.

2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей.

3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.

4. Престиж профессии и семейные традиции.

5. Желание решать научные медицинские проблемы.

6. Возможность заботиться о своем здоровье.

7. Возможность оказывать влияние на других людей.

8. Доступность медикаментов.

9. Материальная заинтересованность.

Обработка результатов

Проводящий тестирование оценивает степень предпочтительности одного из двух утвер­ждений величиной от 1 до 3 баллов. Производится суммирование баллов по одинаковым ут­верждениям, содержащимся во всех карточках.

Выводы

Чем больше выборов того или иного утверждения и набранных по нему баллов, тем боль­шую значимость для опрашиваемого имеет та или иная причина при выборе медицинской специальности.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»

В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных ме­ханизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессио­нальной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию).

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы соглас­ны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны - то знак «-» («нет»).

Текст опросника

1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть* дело.

4. Моя работа притупляет эмоции.

5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

8. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах ра­боты.

14. Я очень переживаю за свою работу.

15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.

16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-ни­будь плохого.

21. Успехи в работе вдохновляют меня.

22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

23. Я часто работаю через силу.

24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затра­чиваю.

27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.

29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

30. Моя работа меня очень разочаровала.

31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоя­тельств.

32. Моя карьера сложилась удачно.

33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

35. Моя работа плохо на меня повлияла - обозлила, притупила эмоции, сделаланервным.

Обработка данных

Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку - 10 баллов - получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ еда» (+) или «нет» (-); в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ.

В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгора­ния», а затем - сумма по всем симптомам, т. е. его итоговый показатель. Симптом «Неудовлетворенность собой»:

1 (3), + 6(2), + 11 (2),-16 (10),-21 (5),+ 26(5),+ 31 (3) Симптом «Загнанность в клетку»:

2(10), + 7 (5), + 12 (2), + 17 (2), + 22 (5), + 27 (1), -32 (5) Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

3 (5), + 8 (5), + 13 (2), -18 (2), + 26 (3). + 28 (3), + 33 (10) Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

4 (2), + 9 (3), -14 (2), + 19 (3), + 24 (5), + 29 (5), + 34 (10) Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:

5 (5), + 10 (3), + 15 (3), + 20 (2), + 25 (5), + 30 (2), + 35 (10)

Выводы

Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так: 9 и менее баллов - несложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом. 16 и более баллов-- сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 - о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше - о имеющемся «выгорании».

«Опросник на "выгорание"» MBI

Авторами данной методики (опросника) являются американские психоло­ги К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в про­фессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опрос­нике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соот­ветствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «ча­сто», «очень часто»,«каждый день».

Текст опросника

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при об­щении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе,

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей ра­боте.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсона­лизация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испы­туемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 3 балла - «иногда», 4 балла - «часто», 5 баллов - «очень часто», 6 баллов - «каждый день».

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (макси­мальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма бал­лов - 30).

«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,21 (макси­мальная сумма баллов - 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Методика впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана), который использовался во многих социально‑педагогических и психолого‑педагогических исследованиях.

Инструкция

Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает вас в избранной профессии. В колонке А указано то, что привлекает, а в Б – что не привлекает. Отмечать следует действительно значимые для вас пункты, т. е. правила не принуждают вас делать выбор во всех без исключения строках.

Обработка

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:

где: N – объем выборки (количество обследуемых); n + – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А; n – – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от –1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение n + и n –. Необходимо строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо прежде всего оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают совершенно разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых – не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других негативно значим (не привлекает в профессии).

С помощью данной методики проводилась серия исследований, в основном на материале высшей школы (в том числе и наши собственные исследования). Значительно меньше имеется работ с ее применением, в которых предметом анализа был бы процесс обучения в начальной профессиональной школе.

Наши исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на различных выборках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 7.1 приведены по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.

Как видно из табл. 7.1, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточно идентична в различных училищах, хотя имеется и определенная специфика, которая, очевидно, связана с профилем училища, особенностями контингента, в том числе и половыми различиями. Так, установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших, что согласуется с данными других исследований, включая материалы зарубежных исследований (Данч И., 1985). В одной выборке (см. в табл. «А») фактор зарплаты не вошел в число значимых, что мы связываем со спецификой данной выборки по полу – абсолютное большинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминавшемся выше исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.

Таблица 7.1. ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся (по данным а. а. Реана)

Из табл. 7.1 также видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объективное призвание и субъективное понимание учащимися общественной важности профессии существенным образом влияют на удовлетворенность осуществленным выбором, а следовательно, способствуют профессиональной стабилизации. Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности – желанием творчества и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал дополнительный анализ, проведенный нами, данный фактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых), в целом его субъективная значимость в обеих подгруппах высокая: в первом случае – второй ранг, во втором – четвертый. Эти результаты недвусмысленно указывают на то, что у учащихся ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности независимо от ее специфики и содержания четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрение творческих начал в будущей профессиональной деятельности обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность им. При этом такие тенденции проявляются, как показывают исследования, на различных уровнях профессионального образования: и в средней, и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» (Е. А. Климов) предоставляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо подчеркивает Б. Ф. Ломов, творчество – это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества. В связи с этим сформулированная Е. А. Климовым в качестве принципа необходимость воспитания равного уважения к разным видам профессионального труда, недопустимость превозносить одни профессии как творческие, интересные за счет других представляется глубоко обоснованной.

Станет или не станет профессиональная деятельность творческой, во многом зависит от самой личности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству есть необходимое звено системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Удовлетворенность профессией, как видим, имеет многофакторную обусловленность. Несмотря на это, уровень удовлетворенности профессией можно с определенной степенью вероятности прогнозировать. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок и ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Адекватное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как факторы внешнего (социального) порядка, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и факторы внутреннего (психологического) порядка, связанные с недостаточной рефлексией своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Результаты одного из наших исследований хорошо иллюстрирует то, как уже самое простое изучение профессиональных интересов, но осуществленное своевременно, могло бы повлиять на удовлетворенность профессией и адекватный ее выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей характерной особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией , была проведена диагностика профессиональных интересов. Обобщенные результаты исследования приведены в табл. 7.2 и 7.3. Как видим, низкую удовлетворенность избранной профессией вполне надежно можно было бы прогнозировать у этих учащихся еще до поступления в училище. Действительно, ведущими в данной группе оказались профессии типа «человек – художественный образ» и «человек – человек», т. е. интересы учащихся лежат вне сферы избранной ими профессии, которая по типу относится к профессии «человек – знаковая система» и «человек – техника» (наборщики: машинные и ручные, печатники и т. д.). Вместе с тем как раз оба типа этих профессий оказались в данной группе наименее привлекательными. Причем профессии, связанные с техникой, у 55 % учащихся группы вызывают активное неприятие. Было выявлено лишь два учащихся, доминирующие интересы которых связаны с техникой; столько же имеют преимущественную ориентацию на профессии типа «человек – знаковая система». Таким образом, у 90 % учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется и на уровне профессионального обучения, и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяснилось, что во многих случаях выбор осуществлялся при очень слабом представлении о профессии. Показательно в связи с этим почти курьезное высказывание учащейся М.: «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор субъективно обоснованным, так как профессия секретаря‑машинистки относится одновременно и к типу «человек – знаковая система», и к типу «человек – человек». Интересы, связанные с последним типом профессий, как раз и оказались ведущими у М. Но, к сожалению, профессия печатника‑полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря‑машинистки.

Таблица 7.2. Общая структура профессиональных интересов в группе учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

Примечание: Результаты каждого листа ответов дифференциально‑диагностического опросника ранжировались, затем находилась сумма рангов для всей группы. Итоговый ранг есть результат вторичного ранжирования.

Таблица 7.3. Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминирования двух типов профессии.

В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определенная связь. Так, установлено (Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек – человек» (по опроснику ДДО Е. А. Климова), обнаруживают большую потребность в общении (фактор А по опроснику Кэттела), лучше работают в группе, чем индивидуально (фактор Q 2 ).

Проявляющие интерес к сфере «человек – техника» имеют более высокую стойкость и ригидное поведение, более реалистичны и независимы (фактор I ), более радикальны и склонны к экспериментам (фактор Q 1 ).

Для выбравших сферу «человек – художественный образ» характерными являются большая лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для сферы «человек – знаковая система» характерны высокая ригидность поведения и стойкость эффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек – природа» высоко выраженной оказалась сенситивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и подобные им данные, на наш взгляд, позволяют утверждать, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивного подкрепления . Успешность личности в определенных видах деятельности способствует развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Именно в связи с такими представлениями, думается, трудно согласиться с существующей рекомендацией о том, что в процессе профконсультации для прогноза успешности будущей профессиональной деятельности следует в большей мере опираться на изучение характерологических особенностей личности, чем на результаты диагностики профессиональных интересов. Вообще, мы бы с осторожностью подходили к утверждению, что характерологические особенности всегда доминируют над профессиональными интересами. С одной стороны, характерологические особенности в целом действительно более ригидны, чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы как элемент в общей структуре мотивации личности часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения профессии. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Принципиально важно поэтому замечание В. Д. Шадрикова о том, что принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности (Шадриков В. Д., 1982). При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей неоптимален. Не случайно поэтому в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характерологические особенности личности, как мы только что видели, вполне определенным образом связаны друг с другом.

Проблема формирования устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из актуальных вопросов педагогической психологии. Внутри нее еще немало нерешенных задач. Однако в силу предъявляемых к личности в современных условиях динамичного развития профессионального знания требований о непрерывном профессиональном образовании, постоянном профессиональном совершенствовании дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Решение этой проблемы во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Усилия эти в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого‑педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта не из легких, но зато важна и благородна, ибо ее успешное решение позволит человеку в будущем не превратить свою профессиональную судьбу в дорогу без цели.

Известно, что успеваемость учащихся зависит не только от их природных способностей, но и от развития учебной мотивации. Между этими двумя факторами (способности и учебная мотивация) существует сложная система взаимосвязей. При определённых условиях (высокий интерес личности к конкретной деятельности) может включаться компенсаторный механизм. При этом недостаток способностей восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, сознательность выбора профессии и др.) и учащийся добивается больших успехов.

Однако не только способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и не только они влияют на уровень успеваемости. Исследования показали, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям (способностям), а по степени развития у них профессиональной мотивации. При этом не отрицается значимость способностей в учебной деятельности.

Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации. Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения.

Удовлетворённость профессией наиболее высокой оказалась на 1-м курсе, а в течение всех лет обучения снижалась до наименьших значений к окончанию ССУЗа. Однако само отношение к профессии оставалось положительным. Снижение удовлетворённости не было вызвано невысоким уровнем преподавания в ССУЗе. Максимальную удовлетворенность профессией на 1-м году обучения не следует переоценивать. Это зависит от 2-х причин:

1) они опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям;

2) у них существует представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности; но в реальном учебном процессе лишь некоторые студенты 1-го курса ориентируются на творческие методы обучения.

Возникают противоречия:

1) между высокой удовлетворённостью профессией и намерением заниматься творческой деятельностью по окончании ССУЗа,

2) между желанием приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности (а не продуктивной).

Эти позиции несовместимы, т.к. творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой учебной среде. Следовательно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться с 1-го курса.

Отчисление студентов из ССУЗа происходит по нескольким причинам:

1) существование объективной трудности усвоения отдельных дисциплин,

2) плохое представление студентов о месте этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности,

3) мнение о том, что успеваемость по этим дисциплинам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является аргументированное разъяснение значения общих (трудноусвояемых) дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Само по себе положительное отношение к профессии не может иметь существенного значения, если:

1) оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии,

2) нет понимания роли отдельных дисциплин,

3) оно плохо связано с продуктивными способами овладения профессией.

В круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, включены следующие:

1) удовлетворённость профессией,

2) динамика удовлетворённости от курса к курсу,

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социальные, психологические, педагогические и др.),

4) профессиональная мотивация (система и иерархия мотивов, определяющих отношение к избранной профессии).

Эти проблемы и отношение к профессии в целом влияют на эффективность учебной деятельности студентов, на общий уровень профессиональной подготовки. Существует и обратная зависимость: на отношение к профессии влияют стратегии, технологии, мотивы обучения.

Диагностика отношения к профессии - это психологическая задача, а формирование отношения к профессии - это преимущественно педагогическая проблема.

Удовлетворённость профессией - это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма (фактор преодоления психологического стресса). Удовлетворённость профессией можно определить по специальной методике (В.А. Ядов). Полученный индекс удовлетворённости профессией может меняться в пределах от - 1,0 до + 1,0. Значения близкие к - 1,0 свидетельствуют о явной неудовлетворённости, а значения близкие к +1,0 - о полной удовлетворённости. Однако при этом не вскрываются причины удовлетворённости и неудовлетворённости. Для этого применяют методику изучения факторов привлекательности, впервые предложенную В.А. Ядовым в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реан). Эта методика применялась во многих образовательных структурах. Установлено, что фактор зарплаты входит в число важнейших. Устойчиво высокое значение имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Данный фактор более значим для успевающих, чем для неуспевающих. Это указывает на чётко выраженную ориентацию учащихся на творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от её специфики и содержания. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождают особое отношение к ней, существенно влияют на её выбор. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также его характерологическими особенностями. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Причинами неадекватного выбора профессии могут быть:

1) как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам,

2) так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Самый простой анализ профессиональных интересов, проведенный своевременно, может повлиять на удовлетворённость профессией и её адекватный выбор. Если профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой учащимися специальности, то это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и в последствии на эффективности профессиональной деятельности.

Известно, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определённая связь. Здесь имеют значение не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие особенностей характера личности требованиям профессии. Профессиональные интересы определяются частично по механизмам позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам профессиональной деятельности. Проблема соотношения характерологических особенностей и профессиональных интересов (что больше) не решена. Характерологические особенности в целом более ригидны, чем интересы. Ярко выраженные профессиональные интересы (элементы в общей структуре мотивации личности) часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворённость профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы её выбора (потребности, интересы, убеждения, идеалы) - важные и определяющие факторы. От них зависит успешность профессионального обучения.

В процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности тесно связаны друг с другом.

Следовательно, формирование устойчивого положительного отношения к профессии - одна из актуальных проблем педагогики и психологии, особенно в условиях динамичного развития профессиональных знаний, непрерывного образования и совершенствования. Это решается на стадии профориентации в школе и в процессе профессионального обучения. Необходима компетентная помощь личности в её поиске профессии для себя и себя в профессии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000).

Научно-педагогические исследования по изучению удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессией были проведены у 55 студентов медицинского колледжа. Для этого была использована методика В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, сущность которой заключается в следующем.

Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках обязательно.

1. Профессия одна из важнейших

в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа, не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

Обработка. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

где N - объем выборки (количество обследуемых), (n +) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, (n -) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение (n +) и (n -). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) ещё не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

и

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет положительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно не привлекает).

Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе.

Полученные данные показали невысокий общий уровень удовлетворённости профессией (КЗ = - 0,10) и различную значимость факторов привлекательности профессии (таблица 2.6). Наибольшее позитивное значение имели такие факторы как работа с людьми (КЗ = + 89), работа соответствует характеру обучаемого (КЗ = + 0,67), работа требует постоянного творчества (КЗ = + 0,49). Негативное влияние на респондентов оказали факторы: небольшая зарплата (КЗ = - 1,00), частый контакт с людьми (КЗ = - 1,00), большой рабочий день (КЗ = - 0,93), невозможность достичь социального признания и уважения (КЗ = - 0,56).

Таблица 2.6.

Оценка факторов привлекательности профессии у студентов ССУЗа

Результаты диагностики

КЗ (коэффициент значимости)

Все факторы

Итак, профессиональная мотивация студентов определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе студентов. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии. Предложены методики диагностики удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цель. Изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеальною Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы. Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В ис­ключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке (табл. 41). В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы Инструкция. «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочти­те последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему». Текст методики 1. Я критичен к товарищам. 2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается кон­фликт. 3. Я склонен следовать советам лидера. 4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с то­варищами. 5. Мне нравится дружественность в группе. 6. Я склонен противоречить лидеру. 7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным то­варищам. 8. Избегаю встреч и собраний в группе. 9. Мне нравится похвала лидера. 10. Я независим в суждениях и манере поведения. 11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями. 14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен. 15. Я склонен поддерживать настроение всей группы. 16. Не придаю значения личным качествам членов группы. 17. Я склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя ли­деру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. 22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением. 26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу. 27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. 28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Я склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремлюсь быть в центре внимания. 31. Я хотел бы быть членом более узкой группы. 32. Я склонен к компромиссам. 33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям. 34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей. 35. Могу быть коварным и вкрадчивым. 36. Я склонен принять на себя руководство в группе. 37. Я откровенен в группе. 38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. 39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия. 41. Я склонен сердиться на товарищей. 42. Я пытаюсь вести других против лидера. 43. Легко нахожу знакомства за пределами группы. 44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 46. Оказываю сопротивление образованию группировок к группе. 47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен. 48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства. 51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях. 52. Я инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегаю критиковать товарищей. 54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны. 56. Люблю затевать споры. 57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе. 58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их. 59. Я склонен к перепалкам, задиристый. 60. Я склонен выражать недовольство лидером. Обработка данных и интерпретация результатов Ключ

Ответы испытуемого, согласно ключу (табл. 40), распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается, как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция - уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо, имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», срывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

С целью изучения «идеального Я» испытуемого или его пред­ставления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.



Статьи по теме: