Лия и рахиль библия. Женщины древней истории.Рахиль(Рахель). Лия рождает последних детей: Иссахара, Завулона и дочь Дину

Лия - прародительница двенадцати колен Израилевых

29-я глава книги Бытия рассказывает о двух дочерях Лавана Арамеянина: «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия, а младшая Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Сестры сильно отличались не только внешне, но и характерами. Лия была скромной, доброй и кроткой; Рахиль - жизнерадостной, самоуверенной и дерзкой. С детства осознавая внешнее превосходство младшей сестры, Лия не завидовала ей и горячо любила всех своих родных.

К моменту появления Иакова Лия уже давно была на выданье, но женихов она не привлекала. Иаков, прибывший к Лавану с целью найти себе жену, с первого взгляда влюбился в его младшую дочь Рахиль. Однако по существующую закону младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Безусловно, Лаван мог бы увеличить приданое за Лией и найти ей какого-нибудь мужа. Богатые невесты всегда ценились не меньше, чем красавицы.

Но Лаван поступил иначе: он не хотел какого-нибудь мужа для Лии. Любящему сердцу отца обе дочери казались красавицами. Его хитрый поступок говорит о том, что Лаван одинаково любил своих дочерей. Отец хотел, чтобы у старшей дочери тоже был достойный, надежный муж, отец ее будущих детей и его собственных внуков.

Согласно библейскому предписанию, деторождение, а не любовь между мужчиной и женщиной, - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божие (Быт 22:17; 32:13). Вот чем объясняется обман, который совершил Лаван, подменив в брачную ночь обещанную Иакову Рахиль.

Иаков пришел к тестю и воскликнул: «Что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену». Фактически Лаван почти одновременно, с разницей в неделю выдал замуж обеих своих дочерей.

Почему Лаван поставил Иакову условие: после женитьбы на Рахиль отработать за нее еще семь лет? Просто он не хотел расставаться с любимыми дочерьми, мечтая увидеть и понянчить внуков. Можно ли при этом считать Иакова пострадавшим? Все-таки он получил одновременно двух жен и двойное приданое за них! Кроме того, как рассказывает Библия, Иаков покинул тестя очень богатым человеком.

История двух жен Иакова - любимой Рахиль и нелюбимой Лии - была наполнена множеством драматических событий. Кроткая, романтичная Лия искренне полюбила своего мужа и мечтала заслужить любовь Иакова. Когда она родила первенца, сына Рувима, в ее сердце появилась большая надежда. Она сказала: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой».

После рождения сына Симеона жаждущая любви Иакова Лия с отчаянием и надеждой произнесла: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего». В третий раз став матерью, родив сына Левия, наивная душа Лия восторжествовала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов». В ветхозаветные времена женщина-мать, родившая сыновей, пользовалась особым почитанием в обществе и уважением мужа.

Однако ее женская любящая душа жила напрасными надеждами: сыновья, рожденные Лией, для Иакова оказались менее важны, чем Рахиль. Лия смирилась с долей нелюбимой жены. «…Смирение предшествует славе», - сказал премудрый Соломон (Притчи 18:21).

В угасающей смиренной женской душе, не познавшей любви мужчины, стала рождаться новая душа - душа матери. Она росла и наполнялась духовной красотой. В смиренной Лии проснулась гордость. Всю свою невостребованную Иаковом любовь мать полностью, без остатка отдала детям. Как повествует Библия, она продолжила борьбу за свое счастье, за право быть матерью многочисленного потомства. Полная самоотдача материнству сделали Лию одной из четырех прародительниц еврейского народа.

После рождения четвертого сына Иуды гордая мать произнесла: «Теперь-то я восхвалю Господа!» В рождении и воспитании детей Лия обрела неиссякаемый источник силы, вдохновение и свое предназначение в жизни.

Особенно к матери был привязан ее первенец Рувим. Ему было только пять лет, когда он принес Лии мандрагоры. Рувим их не случайно нашел. Ребенок сильно переживал за мать из-за ее приниженного положения нелюбимой жены. Однажды Рувим подслушал разговор взрослых и узнал о редком для Месопотамии растении: мандрагоровых яблоках. По народному поверью это растение обладало чудесным свойством: приготовленный из него напиток возбуждал любовь и увеличивал способность к деторождению. Во время сбора урожая пшеницы, когда все взрослые были заняты, Рувим незаметно сбежал и направился на поиски мандрагоры. Ему хотелось сделать свою мать счастливой. И он нашел мандрагоры и принес их своей матери! В конечном счете эти чудодейственные плоды оказались у Рахиль.

Лия отдала их сестре в обмен на свидание с мужем. Но не ради еще одной попытки завоевать сердце Иакова, иначе она ни за что бы не отдала мандрагоровые яблоки своей сестре. Она сделала это только ради одного: чтобы иметь еще детей.

Через девять месяцев Лия родила пятого сына - Иссахара, через год шестого - Завулона. Тогда она сказала: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов». Лия очень нуждалась в статусе главной жены. Ей было необходимо, чтобы Иаков жил в ее шатре вместе с сыновьями, чтобы своим вниманием он укреплял ее авторитет как матери в глазах подрастающих детей. Кроме того мальчики нуждались в более близком общении с отцом. С ним они должны были делиться своими детскими мечтами, от него должны были получать наставления и поучения. Это смогло бы в будущем уберечь сыновей Иакова от неправильных поступков. Однако ложе Иакова по-прежнему оставалось в шатре Рахиль. Его любовь к женщине была сильнее, чем любовь к детям.

После рождения у Лии дочери Дины наконец-то забеременела и родила долгожданного сына Иосифа и Рахиль. И сказала она: «снял Бог позор мой».

В скором времени Иаков решил уйти от Лавана и вернуться в родные земли. Он ушел тайно, никого не известив об этом. Лаван, который мечтал, чтобы дочери и внуки всегда оставались с ним, бросился в погоню. Отец был потрясен и не мог поверить, что дочери могли покинуть его, не попрощавшись. Догнав Иакова, он сказал ему с болью: «Для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих как пленниц?», «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт 31:26, 28). Тем не менее, Лаван благословил и отпустил своих любимых детей, взяв с Иакова клятву: «Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то… смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт 31:26).

По дороге в Ханаан у беременной во второй раз Рахиль начались схватки, но что-то пошло не так… Роды были очень тяжелыми. Любимая жена Иакова умерла сразу после рождения второго сына. Рахиль безумно хотелось жить. Перед смертью она отчаянно кричала и плакала. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). Умирая, Рахиль успела дать новорожденному младенцу имя: Бенони - «сын моей печали». Иаков изменил это имя на Вениамин.

После смерти Рахиль Лия стала нежной матерью для младенца Вениамина и маленького Иосифа. Своей преданной любовью и неустанной заботой она объединила всех детей Иакова, стала для них не только мудрой матерью, но и наставником и близким другом. Именно с ней сыновья Иакова делили все свои радости и печали, тревоги, надежды и мечты.

К сожалению, сам Иаков перенес свою любовь к Рахиль на Иосифа. Его он выделял среди сыновей особым вниманием и дорогими подарками. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт 37:3). Конечно, остальным сыновьям Иакова это было обидно: ведь они тоже нуждались в отцовской любви. Собственно, некрасивый поступок, который совершили братья с Иосифом, продав его мадиамским торговцам, спровоцировал сам Иаков.

Рувим, первенец Лии, всегда стоял на страже интересов своей матери. По еврейскому преданию, сохраненному Раши, после смерти Рахиль Иаков перенес свое ложе в шатер ее служанки Валлы. Рувим не мог вынести очередного унижения своей матери. Он взял и сам перенес ложе отца в шатер Лии. Несмотря ни на что отец очень ценил своего старшего сына. В своем благословении сыновьям Иаков говорит: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт 49:3). Не забудем, что именно Рувим спас жизнь Иосифу Прекрасному, когда братья собирались его убить.

Мать Лия до конца своей жизни любила одинаково всех детей Иакова и жила их интересами. Несмотря на слабое зрение своим любящим материнским сердцем она сумела помочь каждому из сыновей Иакова найти свой жизненный путь. Перед смертью патриарх завещал своим сыновьям похоронить его рядом с Лией в пещере Махпела: «там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его, и там похоронил я Лию» (Быт 49:31).

Лия родила шесть сыновей и одну дочь. Вместе с усыновленными она вырастила и воспитала двенадцать сыновей Иакова, ставших родоначальниками двенадцати колен Израилевых: Рувима, Симеона, Левита, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина.

От Лииного сына Иуды произошло колено Иудино, из которого вышел царский род Иессея и Давида, правившего в Израиле. К этому же роду принадлежал и Иисус Христос (Лк 3:23, 31–33). От другого Лииного сына Левия пошел род священников Израилевых. Не внешняя красота Рахиль и страстная любовь к ней мужа, а внутренний свет, величие души, несокрушимая вера и преданная материнская любовь Лии сделали Иакова патриархом еврейского народа.

Знаменитая скульптурная композиция Микеланджело, установленная в Риме на гробнице папы Юлия II в 1545 году, состоит из трех фигур: в центре пророк Моисей, а по бокам - прародительницы еврейского народа: справа Лия, слева Рахиль. Задумчивая и благородная Лия держит в левой руке зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой - гирлянду цветов - символ человеческих добродетелей. Фигура Лии символизирует «жизнь деятельную», в то время как фигура Рахиль символизирует «жизнь созерцательную». Именно так изобразил двух сестер Данте Алигьери в «Божественной Комедии». В ней величественной Лии посвящены такие строки:

Чтоб всякий ведал, как я названа,
Я - Лия, и, прекрасными руками
Плетя венок, я здесь брожу одна.

Для зеркала я уберусь цветами;
Сестра моя Рахиль с его стекла
Не сводит глаз и недвижима днями.

Ей красота ее очей мила,
Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
Ей любо созерцанье, мне - дела.

В Православии Лия - ветхозаветная святая, оберегающая молодых людей от неверного выбора супруга или супруги, а также защищающая от осложнений во время родов.

Прежде чем описывать житие Лии (Лилии),хочу сказать что источников практически не существует,имя Лия (Лилия) в православном календаре отсутствует под числом в месяцеслове,т.е не указан день празднования (именин),но указывается в богослужебных книгах.

Но более тщательно изучив данный вопрос вот,что можно узнать:

Уважаемые Лии (Лилии)!

Ваш день Ангела совершается в Неделю праотец, т.е. за 1 или две Недели перед Рождеством Христовым (7 января). Дата бывает различной. Каждый год надо смотреть в церковный календарь. Ваша Святая именуется как Лия. Святая Лия была первой женой ветхозаветного патриарха Иакова. О ней рассказывается в Ветхом завете (Бытие, гл. 29).

Благодарю за информацию сайт "Православие в Татарстане"и сайт "Православное искусство (Свято - Иоанновский монастырь г.Киев)"

Да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев. (Руфь 4,11)

Лия и Рахиль – две родные сестры, дочери Лавана, волей небес оказавшиеся жёнами патриарха Иакова. Главное достоинство Рахили и Лии в том, что они «обе устроили дом Израилев», – так говорит о них Слово Божие. То, что Бог обещал Аврааму и Исааку, Он подтвердил Иакову: «И будет потомство твоё, как песок земной, и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные» (Быт. 28, 14). Рахиль и Лия родили Иакову двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати израильских колен.

Имя Рахиль в переводе с еврейского означает «мать-овца». Овца – кроткое, смирное животное, часто приносимое в жертву. Овца как бы прообразно указывала на характер Рахили и на её внутреннюю красоту. Священное Писание отмечает: «Рахиль была красива станом и красива лицом» (Быт. 29, 17). Привлекательность её состояла еще и в особой прелести и живости глаз – главный признак истинно красивой женщины. Именно этой одухотворённостью лица Рахиль пленяла с первого взгляда. Не удивительно, что Иаков полюбил её с первой встречи и пронёс эту любовь к ней всю свою жизнь, даже на смертном одре он вспоминает её (Быт. 48, 7). Он вспоминает и Лию (Быт. 49, 31), ибо они обе помогли ему осуществить то, что Бог ему обещал: «Народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут от чресл твоих» (Быт. 35, 11).

Еврейское имя Лия переводится на русский язык, как «дикая корова», трудящаяся, страдающая. Корова, как правило, многоплодная, дающая много молока, всё отдаёт человеку, себе не требует ничего, кроме заботы о пище. Лия тоже была прекрасна, но слаба глазами (Быт. 29, 17). Еврейская традиция приписывает слабость её глаз тому обстоятельству, что она много плакала из-за того, что её, как старшую дочь, хотели выдать замуж за нечестивого Исава.

Именно многочадная Лия сыграла ведущую роль в созидании дома Израилева, а потому она, по милости Божией, вошла в гробницу праотцов и похоронена рядом с Авраамом, Исааком, Иаковом и их жёнами (Быт. 49, 30–32). Рахиль же отошла в вечность сравнительно ещё в молодом возрасте при вторых родах и погребена на дороге в Вифлеем (Быт. 35, 17–20).

Иаков первой встретил и горячо полюбил Рахиль, младшую дочь Лавана, она родила ему одного из лучших сыновей – прекрасного Иосифа. Молодая, привлекательная девушка сразу же покорила Иакова своей красотой и глубоко взволновала его, когда он узнал, что это его двоюродная сестра. Бог прямым путём привёл Иакова в дом его родного дяди, и он мог теперь исполнить завещание отца – взять из дома Лавана себе жену (Быт. 28, 1–5).

Рахиль и Лия по воле Божией стали жёнами Иакова и родили ему (вместе со служанками, Валлой и Зелфой) двенадцать сыновей, будущих родоначальников колен Израилевых. Рахиль была моложе и красивее Лии и в этом смысле выигрывала перед своей старшей сестрой. Менее красивая Лия стяжала внутреннюю красоту – красоту характера, духовность, и волей Божией, она первая стала женой Иакова.

Лаван обманул его и вместо Рахили дал ему Лию (Быт. 29, 21–25). То, что Иаков не обнаружил подмену даже на брачном ложе, объясняется обычаем Востока, существующим и поныне, – закрывать лицо невесты чадрой до наступления брачной ночи. В этом была рука Божия. Иаков совсем мог пройти мимо Лии, а Бог предусмотрел, что именно она будет носительницей семени Христа.

Лия обладала другими бесценными качествами: она имела то, чем должна обладать благочестивая жена. Она страстно заботится о деторождении, как будто духом предвосхищая, что в этом нуждается Бог. С этой целью она и служанку свою Зелфу отдаёт ему в жёны, чтобы и от неё иметь сыновей для Иакова (по закону древних жена могла «дать» мужу свою служанку и считать детей, рождённых от такого союза, своими). Будучи менее любимой Иаковом, Лия стяжала себе славу и хвалу от Бога тем, что послужила делу размножения потомства, через что родовое племя сынов Иакова стало народом.

Свершилось то, что Он определил сначала в отношении Иакова, а впоследствии – в отношении всего Израиля.

Рахиль умерла от родов второго сына, когда Иаков был на пути из Вефиля в Ефрафу. В Вефиле ему явился Господь и снова подтвердил Своё обетование (Быт. 35, 9–12). Умирающая Рахиль говорит, что рождающийся сын – дитя её смертельной скорби, потому она даёт ему имя «Бенони» (Быт. 35, 16–19). Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его сердечную рану и скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое – Вениамин, что значит «сын десницы, сын силы и счастья».

Пророк Иеремия, изображая бедствие и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь их, осиротевшую и безутешно плачущую о своих сыновьях, уводимых неприятелями в плен и длительное рассеяние. Господь утешил Рахиль, подарив ей двух славных сыновей. Господь утешит и всех жён Израиля, обещая возвратить плен израильтян и наполнить землю их сыновьями (Иер. 31, 15–17). Когда Ирод убивал вифлеемских младенцев, и матери Вифлеема плакали о них, то евангелист Матфей применил образ плачущей о детях Рахили. Ведь те дети принадлежали к её потомству, и она, как их мать, скорбит об их утрате (Мф. 1, 18). Именно таким запечатлелся образ плачущей Рахили в израильском народе.

Рахиль и Лия, обе жены патриарха Иакова, пройдя жизненный путь, получили великую часть в Господе, и их имена занесены на страницы Священного Писания как родоначальниц ветхозаветной Церкви.

Библия.Ветхий Завет.(Бытие,гл.29)

1 И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава].

2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.

3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.

4 Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.

5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.

6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.

7 И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.

8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие].

13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.

14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?

16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.

17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.

19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.

20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.

23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].

24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.

25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей;

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.

28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.

29 И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.

30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

32 Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой.

33 И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Тут немного продолжения. Библия.Ветхий Завет (Бытие,гл.30)

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

29 И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;

30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

31 И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

32 Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.

34 Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

35 И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;

36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Хотелось бы добавить:

Праотец (греч. προπάτωρ) - группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

В более широком смысле праотцами именуются вообще все ветхозаветные святые (при этом различаются собственно святые праотцы и святые отцы, то есть святые, являвшиеся непосредственными предками Христа).

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт.5:1-32).

Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются ветхозаветные жёны,одна из них Праведная Лия , первая жена Иакова.

Перед Рождеством Христовым установлены особые празднования ветхозаветным святым - неделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова).

Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…» (Литургия Василия Великого). Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах святого Кирилла Иерусалимского (умершего в 386 году), который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству».

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ (רָחֵל , Рахель ) - одна из четырёх праматерей еврейского народа, младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией.

Мауриций Готтлиб. Рахиль

Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515,

церковь Сан-Пьетро ин В-иколи.


Иаков и Рахиль у колодца
Холст, масло, 230 х 190 см, 2006 г

Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет.

Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио.

Свидание Рaхили и Иакова.

Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» . Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра, отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями.

Праматерь Рахиль и праотец Иаков.

Собор Рождества Богородицы

В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына».


Джованни Баттиста Тьеполо. Rachel Hiding the Idols. 1726

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней.


Гробница праматери Рахели - такой она была в XVIII веке.

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.


Гробница Рахели. Конец 19 в.

В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948-67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.


Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».


Абель Панн (1883-1963). Рахель

Анна Ахматова

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921 М.Шагал. Рахиль прячет терафимы своего отца ***

О Книга Книг! Кто не изведал

в своей изменчивой судьбе,

как ты целишь того, кто предал

свой утомлённый дух тебе?

В чреде видений неизменных

как совершенна и чиста

твоих страниц проникновенных

немеркнущая красота.

Все бездны лет не заглушили

божественно-простой мотив.

Жив образ женственной Рахили,

Израиль-богоборец жив...

Ты вечно новой век за веком,

за годом год, за мигом миг

встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга Книг!..

Валерий Брюсов

НАША ГЛАВНАЯ ПРАМАТЕРЬ

И ЕЁ ГРОБНИЦА:

Нелюбимая жена. О Лии, жене Иакова

По ее совету любимый сын уходит в Месопотамию - туда, куда шел когда-то слуга его деда Авраама за невестой его отца Исаака, его матерью Ревеккой. Но Елиезер шел туда с целым караваном верблюдов и множеством подарков для будущей невесты и ее семьи. Иаков же бежит из дома, не имея в руках ничего, кроме посоха. Аведь он тоже шел в Месопотамию за невестой! Как грустно и одиноко было ему, когда он отходил все дальше от родного дома, вспоминая его благополучие и богатство.
День склонился к вечеру, солнце зашло, и он готовит себе ночлег. Ложится спать под открытым небом, положив под голову камень. К хананеям он не идет проситься на ночлег, помня наказ отца, Исаака: не связываться с хананеями (Быт. 28:1). Уставший от изнурительного пути, Иаков засыпает, а Господь зорко следит за ним и хочет утешить в его бедственном положении и является ему ночью во сне. Такое прекрасное откровение: Иаков видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. Бог стоит наверху этой лестницы и говорит: «...Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака... И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю...» (Быт. 28:13,15). Какой милосердный и любящий наш Господь! Ни слова упрека! Изнуренному, усталому беглецу нужно ободрение, и Господь ободряет его: «...Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15).
Разве Бог не смотрит на поступок Иакова как на грех? Конечно, да! Но сейчас льна курящегося нельзя потушить. Придет время, Бог будет говорить ему об украденном благословении и будет ломать его - не то же самое было с Петром? А теперь не время. Ангел говорит женщинам после воскресения: «Идите, скажите ученикам Его и Петру...» (Мк. 16:7), а потом Христос его трижды спросит: «Любишь ли ты Меня?..» (Ин. 21:15-17). Как добр и милостив наш Бог: Он хочет, чтобы мы сами осознали свой грех, поняли свою ошибку и не повторяли!
Убоялся Иаков Господа после сего видения, поставил памятник, возлил елей на верх его и дал обет Богу, говоря: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28: 17-22). Из этих слов видно его желание вернуться в отцовский дом, а также его сильная натура - даже в такой миг он ищет свою пользу: если Ты, Господи, дашь мне, - я дам Тебе! Пройдет двадцать долгих лет утомительного, тяжкого труда, и Иаков превратится в Израиля, и смирится перед братом своим Исавом (Быт. 33), но это будет нескоро.
А пока, ободренный Господом, он продолжает свой путь и приходит в Месопотамию. Там он встречается у колодца с пастухами и узнает, что это пастухи и овцы его дяди Лавана (Быт. 29:1-8). Обрадованный этой встречей, он увидел красавицу Рахиль, дочь брата матери своей, поцеловал ее, возвысил голос свой и заплакал (Быт. 29:11). Прожив у Лавана один месяц, на его вопрос: «...неужели ты даром будешь служить мне?» (Быт. 29:15) он ответил: «...я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29:18). Рахиль была красива станом и лицом, и Иаков сам решил вопрос женитьбы, потому что влюбился в нее с первого взгляда. В этот ответственный момент своей жизни ему не пришло на память, как Елиезер, верный слуга его деда Авраама, увидев красавицу Ревекку, преклонил колени и молился! Я думаю, что мать не раз и не два рассказывала ему об этом. Он не вопросил Бога, предназначил ли Он ему Рахиль в подруги жизни, он сам решает все! Она красива - и ему ничего больше не нужно!
Прошло семь лет, состоялся пир, и после пира Иаков оказался обманутым: вместо Рахили Лаван дал ему в жены Лию. То, что когда-то посеял - приходит время пожинать! Не думал об этом Иаков, и часто не думаем мы! Иаков возмущается и в сердцах говорит Лавану: «...зачем ты обманул меня?» (Быт. 29:25) Он настаивает, чтобы ему дали и Рахиль.
Итак, у него две жены: Лия, которая была слаба глазами, и красавица Рахиль. «Иаков любил Рахиль больше, нежели Лию... Господь узрел, что Лия была нелюбима...» (Быт. 29:30-31). Господь, Который обозревает всю землю, видит Иакова, все его поступки, и видит Лию, которая нелюбима... Прочитав этот стих, я была удивлена: «Господь узрел, что Лия была нелюбима...» Он видит всех нас! Он видит тех жен, которых любят, и тех, которые нелюбимы! Он знает их переживания! Господь-Творец создал женщину прекрасной, нежной и слабой. Ей совершенно необходимо любить и быть любимой! Любовь - самая важная составляющая понятия «счастливая жизнь».
Была ли счастливой семья Иакова? Нет! Ссоры и споры между двумя женами-сестрами, а потом и их детьми. Желала ли этого Лия? Конечно, нет! Как каждая женщина, она ищет любви и признания. И Господь помогает ей в этом: видя ее страдание, Он отверз ее утробу, она родила сына-первенца и нарекла ему имя Рувим, потому что сказала она: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой» (стих 32). Это настрадавшееся сердце, ищущее любви, понимает главное: Господь призрел на ее бедствие. Это смиренное сердце чувствует, что Господь с ней, но все-таки она хочет завоевать и сердце мужа, подарив ему сына! Но надежда: «теперь-то прилепится ко мне муж мой» не исполнилась-Родила второго сына, которого назвала Симеон, и сказала: «Господь услышал, что я нелюбима...» (стих 33) Через вторую беременность она поняла, что Господь видел ее бедствие, слышал ее вздохи, жалобы, тайные слезы: у Иакова для нее нет ни нежного взгляда, ни доброго слова! А она продолжает искать и жаждать его любви. Родив третьего сына, сказала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой; ибо я родила ему трех сынов» (стих 34). Но и эта ее надежда рухнула - все осталось по-прежнему: Иаков холоден и безразличен к этой скромной, смиренной сердцем женщине, которая искала и жаждала его внимания и понимания.
Что же делает Лия дальше? Уходит, как это модно сейчас? Нет! Родив четвертого сына, она сказала: «Теперь я восхвалю Господа!» (стих 35). Казалось бы, ничего не изменилось в ее жизни - за что восхвалять Бога? Но пришло полное смирение перед Господом: никаких жалоб и желаний! В этой школе семейных трудностей она научилась восхвалять Господа за все и полагаться на Него! Именно в этот период ее жизни - полного повиновения Господу - у нее рождается Иуда. От него произойдут цари Израиля и Сам Спаситель Иисус Христос. И не только. Колено Левиино, давшее Израилю великого вождя Моисея и первосвященника Аарона.
«...смирение предшествует славе...», - так пишет премудрый Соломон (Пр. 18:12). Господь, посылая трудности на нашем жизненном пути, хочет научить нас полному подчинению Его воле и восприятию ее. Какой благословенной становится наша жизнь, когда мы это понимаем и воспринимаем! Нет уже наших желаний - есть Тот, Который ведет нас по пути согласно Его воле.
В то время, когда Лия находилась в школе смирения и прекрасно усвоила этот жизненный урок, Рахиль становится все более надменной, гордой, завистливой. Видя явное благословение своей сестры,
она не радуется, а приходит к Иакову и приказывает: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1). Какая дерзость и несправедливость! Красавицы всегда так разговаривают со своими мужьями, чувствуя, что владеют их сердцем: они требовательны, они угрожают смертью или же уходом! Вместо смирения перед Господом - неблагодарность, вместо молитвы - угроза мужу!
Иаков разгневался на нее и сказал, что это не в его власти, а в руках Божьих. Но Рахиль не делает никакого вывода и продолжает действовать своевольно и дерзко. Пусть у нее нет своих детей, но чтобы отомстить сестре, она отдает мужу свою служанку Баллу. А когда Балла родила второго сына - Неффалима, какие неразумные слова говорит Рахиль: «...борьбою сильною боролась я с сестрою моею, и превозмогла» (Быт. 30:8).Так говорит гордое сердце: гордость всегда борется и доказывает!
А Лия продолжает общаться с Богом. Он слышит ее, и дает ей пятого сына. Родив Иакову шестого сына, Лия сказала: «Бог дал мне прекрасный дар...» (Быт. 30:20). Она разговаривает с Господом, восхваляет Его и благодарит его! Она скромна, тиха, молчалива, застенчива. Она знает, что глаза ее слабы, что не отличается красотой, ей нечем кичиться. Она богатеет в Бога и восхваляет Его.

Но Бог любит и Рахиль. Он вспомнил о ней и дал ей сына, и она поняла, что Бог может снять с нее позор (Быт.30:23). Любящий Творец осторожно ломает гордость этой красавицы. Он освобождает ее от идолов, то есть очищает ее сердце от всего земного, и прекращает ее жизнь, когда она рождает второго сына. Почему именно так поступает Господь, мы не знаем - это ведомо только Ему. Может быть, потому что Иаков чрезмерно любил Рахиль, и она была его кумиром? А может быть, она расцвела духовно и была готова встретиться с Тем, Кто так долго и неустанно работал над ее душой? На многие вопросы мы получим ответ только в небесах! Одно нам ясно - Господь оставил Иакова продолжать свое странствование на земле с нелюбимой Лией.
Но не об этом речь в нашей с вами беседе, дорогие сестры! Наша речь - о слабовидящей скромной Лие, которая всегда была второй после красавицы Рахили, и нелюбимой. Она является ярким примером для нелюбимых жен! А сколько их в мире? Любящих, страдающих, непризнанных женщин!
Иаков проглядел золотое, верное, доброе и чуткое сердце некрасивой Лии. Она не уходит от него, не воздает ему злом, не предъявляет ультиматума, не язвит. Смиренно, скромно, тихо несет свой крест всю жизнь. Господь видит ее, слышит, помнит - ив скорби своей она восхваляет Бога! И доживает свой век вместе с Иаковом. Думаю, что их отношения стали теплыми и близкими. К концу своей жизни, приведя в порядок свое прошлое, то есть примирившись с братом своим Исавом, окончив завещание сыновьям, Иаков заповедал похоронить его рядом с Лией (Быт. 49:30-32).
Как отрадно осознавать, что Господь заботится о последних днях нашей жизни на земле. Он переименовал Иакова в Израиля, смирил Рахиль, и вместе все они получили великую честь - их имена записаны на страницах Священного Писания. Лия и Рахиль стали родоначальницами ветхозаветной церкви. Старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза и Руфи, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какое принесли Иакову Рахиль и Лия! (Руфь 4:11).
Дорогая сестра, если ты непризнанна, нелюбима, помни: тебя любит Господь, Он знает тебя, помнит о тебе и пошлет то, чего желает - что нас к радости, к счастью ведет!


Ольга Мокан

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Иаков и Рахиль

Иаков и Рахиль

Иаков, любимый сын Ревекки от Исаака, после того как обманом получил от отца благословение как старший брат, будучи на самом деле младшим, боясь мести брата, по совету матери бежал из дома к своему дяде, брату матери Лавану.

После долгого пути Иаков, наконец, пришел на место, где было много прекрасных пастбищ. Он остановился у колодца, отверстие которого закрывалось большим камнем. Когда стада под надзором нескольких пастухов собирались на водопой, то камень отваливали от колодца, а потом опять закрывали его.

Дочь Лавана Рахиль подходила к колодцу со стадом овец своего отца, которых она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, он отвалил камень от колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и от радости заплакал, сказав, что он ее двоюродный брат. Когда Рахиль услышала это, она побежала домой и сообщила отцу. Услышав об Иакове, Лаван выбежал к нему навстречу, обнял его, поцеловал и ввел в свой дом.

Иаков полюбил прекрасную Рахиль с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет.

Прошло семь лет. Иаков питал к Рахили глубокие чувства, и годы ожидания для него пролетели как «несколько дней». Пришло время выдавать замуж Рахиль, и вот, наконец, свадебный пир. Невеста рядом с женихом, он очень счастлив.

После свадебного пира отец невесты Лаван ввел в шатер к жениху не Рахиль, старшую свою дочь Лию. Утром обман прояснился, Иаков был в ярости, на что Лаван сказал ему, что в их народе не принято выдавать младшую дочь прежде старшей. Так Иаков был невольно женат на нелюбимой женщине Лии. «Если хочешь получить Рахиль, работай еще семь лет», - сказал Лаван.

14 лет работал Иаков, чтобы получить свою любимую в жены. Так и получилось, что Иаков был женат и на той, которая покорила его сердце - Рахили. Лия всегда была в стороне, так как Иаков проявлял открытые чувства к Рахили. Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию.

Видя, что Лия - нелюбимая жена, Господь сделал ее счастливой матерью, и она родила одного за другим нескольких сыновей.

Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Рахиль страдала, так как не могла иметь детей, но была любовь и уважение мужа. У Лии были дети, но она хотела любви. Каждая хотела иметь то, что было у другой. Две женщины любили Иакова, и обе хотели родить ему детей. Рахиль послала свою служанку к Иакову и, как было принято, рожденных детей считала своими. Сестры не прекращали соперничать друг с другом. Лия, чтобы не потерять своего преимущества, тоже отдала свою служанку Иакову. И та родила детей.

В те времена бесплодие было для женщины большим горем. Иаков был богобоязненным человеком и считал, что только Бог может услышать молитвы Рахили, чтобы она родила сыновей. Бог ответил на ее молитвы. Прошло шесть лет, и Рахиль, наконец, забеременела и родила Иосифа. Она с облегчением сказала: «Снял Бог позор мой». Она дала сыну имя Иосиф, сказав, что «Господь даст мне и другого сына». Она была счастлива, что, наконец, получила прощение. Это произошло, когда она смирилась со своим положением и из ее сердца ушла зависть. Тогда Господь, пожалев смиренное сердце, дал ей детей, может быть, в зрелом возрасте. У Лавана Исаак прожил около 20 лет: семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.

После этого Иаков решил вернуться на родину. Он почувствовал, что пора ему быть самостоятельным и освобождаться от опеки своего тестя. Он говорил, что хочет уйти и завести свое хозяйство, вернуться в землю Ханаанскую.

Иаков шел на родину и боялся мести своего брата. Он посылал ему дары - все больше и больше - и горячо молился Богу, чтобы примирил их. И Бог молитву услышал. Исав встретил его, и эта встреча закончилась примирением.

Вторые роды у Рахили были тяжелые, рожая, она почувствовала, что умирает, и нарекла младенцу имя Бенони, что означает «сын моей скорби». Но Иаков назвал его Вениамином, что означает «сын правой руки».

На месте захоронения возлюбленной жены Иаков поставил памятник. Позднее близ этого места был основан город Вифлеем, в котором родился Иисус Христос.

Иосиф и Вениамин были очень дороги для Иакова. Они росли послушными и так же, как отец, чтили Бога.

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Иаков Леви, прозванный Ионашем В школе, которую посещал Джованнино, было несколько еврейских ребят. На основании декрета Карла Фелличио евреи в городах должны были проживать в определенном районе, так называемом гетто. Их считали людьми второго сорта и относились к ним

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Отец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Из книги автора

Преподобномученик Иаков и два ученика его, иеродиакон Иаков и Дионисий монах Преподобномученик Иаков был родом из Касторийской епархии. Родителей будущего преподобного звали Мартин и Параскева. Как известно, кроме преподобного у них был еще один сын.Смолоду Иаков



Статьи по теме: