Кто со мной не собирает тот расточает. Кто не с нами, тот против нас библия. Толкование фразы «Кто не со Мною, тот против Меня…»

Сказал Господь: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Христос говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». В нашей духовной войне есть только один выбор – за Христа или против Христа, собирание со Христом или расточение с сатаной. Божественная благодать – любовь, прощающая грехи, идущая за пределы смерти. Сердце Христова благовестия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Эта благодать прощения познается в полноте во Христе, в Том, Кто взял на Себя грех мира и заплатил за него ценой искупительной любви. «Всякий грех простится человеку». Даже если грех наш вопиет к небу, у Господа – милосердие, которое превыше небес.

Однако человек остается до конца свободным. И если кто-то решительно отвергает то, что Бог Отец совершает Духом Святым во Христе и через Христа, такой человек ставит себя вне спасения. В книге Чисел мы читаем: «Слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та» (Чис. 15, 31). Господь говорит, что кто произносит хулу на Духа Святого, тот отвергает единственную силу, могущую привести его к покаянию – Божественную благодать прощения. Прощение всегда связано с нашим участием, оно не мешок, набитый деньгами, который можно схватить и убежать. Если жизнь наша совершенно закрыта для общения с Богом, как можем мы принять Божественное прощение?

Господь говорит, что люди могут не понимать по-настоящему тайну Человека Иисуса из Назарета, и по неведению критически отзываться о том, что Он делает, и тем не менее не быть лишенными надежды на прощение. Но когда истина и правда Божия приходит к ним просвещением Духа Святого, и люди отвергают их, они ставят себя вне прощения. Непрощаемым грехом может быть попытка приписать дело Духа Святого сатане, и это уже нельзя назвать случайным преткновением. Это состояние постоянного предпочтения греха правде, это – грех как норма, то, что насаждается сегодня у нас. Грех как норма – атмосфера, благоприятная для прихода «человека беззакония», превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святыней».

Разум и совесть человека настолько ожесточаются по отношению к истине и правде, что внушения Духа Святого не достигают их. Вне прощения оказываются те, кто отказывается слышать зов прощения. Так глубоко может исказиться отношение человека к Богу, что он навсегда поставит себя вне прощения.

Те, кто думает, что они совершили непрощаемый грех, должны знать, что сам факт сокрушения их об этом грехе – свидетельство слышания ими Духа Святого. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Непрощаемый грех – это совершенное отвержение Духа Святого, отказ от приведения Им нашей души к покаянию и прощению. Непрощаемый грех имеет вечные последствия. Фарисеи произносят ужасную хулу на Господа и Его дело, и Господь говорит о нашей страшной ответственности за слова. Он показывает каким образом слова выражают внутреннюю суть человека. «От избытка сердца говорят уста». Человека можно определить по тому, что и как он говорит, по его словам, отражающим его внутреннюю жизнь. В конечном счете, суд над нами будет совершаться на основании наших собственных слов – по словам мы осудимся или оправдаемся.

Целостность личности определяется словами и делами. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Сердце – корень дерева нашей жизни, а слово – его плод. Пока не будет у человека чистого сердца, не может быть у него чистых уст. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» Люди смотрели на фарисеев как на святых, но Христос называет их порождениями ехидниными. Могут ли змеи быть без жала, содержащего яд? И от плохих людей естественно ждать плохое. Но Христос предлагает всем спасение и всех зовет к покаянию.

Слова, как и дела, показывают, что мы на самом деле собой представляем. Последствия произнесенного слова могут быть порой непредсказуемы. Слово, которое я говорю, может поколебать нравственное состояние целого народа и всего человечества. Бывают оскорбительные слова, которые ранят и убивают, лживые, гнилые слова, которые отравляют всю жизнь. Но хуже всего, когда праздными, то есть ничего не значащими, становятся святые слова. Никогда не было слово так обессмыслено и обессолено, как сегодня. И мы знаем, какой значительный вклад вносят в этот процесс средства массовой информации. Однажды произнесенное, слово не может быть удержано, и мы не можем освободиться от ответственности за него. Одна из самых страшных тайн человека заключается в том, что в вечности мы предстанем теми, кто жил и говорил сегодня. Кто из нас не нуждается в Божием милосердии? Апостол Иаков в своем Послании пишет: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло». Весь вопрос в том – как привести «всякое помышление в послушание Христу?» (2 Кор. 10, 5).

В духовном мире существует много Сил, и все они подчинены Единому Богу – Богу богов, Господу господствующих, Богу Сил. О существовании Сил говорится в Послании к Евреям: «…и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века…» (Евр.6:5) , в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы , ни настоящее, ни будущее…» (Рим.8:38) , а также в одном из псалмов Давид именует Бога Богом Сил: «Господи, Боже Сил!» и еще «Боже Сил! восстанови нас…» (Пс.79:5,8) . Это – светлые силы, силы добра, во главе которых Сам Бог.

Но существуют и противоборствующие силы тьмы и зла, во главе которых стоит дьявол. Царство Господа – не от мира сего, оно неизмеримо, как само космическое пространство, как говорит Господь: «…небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня…» (Ис.66:1) . А дьявол является князем мира и имеет державу ада и смерти: «…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: …о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин.16:8,11) .

Средних и нейтральных сил не существует. Все это – сложный духовный мир, и когда человек думает, что он держит нейтралитет, что он – не с Богом, не с дьяволом, то это – обман. Он просто обманут дьяволом из-за своей духовной неграмотности. Находиться вне зависимости от сил, от их влияния и их господства невозможно. «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов.38:33) , – задает Господь вопрос Иову. Все, что происходит с людьми, неразрывно связано с силами духовного мира.

Так как наша земля находится под господством дьявола, и он является князем этого мира, то и все живущие на ней принадлежат ему. Поэтому Бог выкупает Своих Кровью Своего Сына и называет нас: «искупленные от земли». Если бы души живущих на земле не принадлежали дьяволу, а были бы нейтральными и независимыми от этих двух противоположных сил, то не нужно было бы выкупать их у кого-то и для кого-то. Если человек не принимает эту искупительную жертву, то он не становится гражданином неба, не попадает в число искупленных и не принадлежит Богу, а, следовательно, он остается на стороне Его противника. А отсюда и вытекает эта формула: «Кто не со Мною, тот против Меня…» (Мф.12:30).

После разделения души человека с телом, душа автоматически переходит в то место, к которому она принадлежала, еще находясь в теле. Это могут быть только два места – рай или ад. Место, уготованное для искупленных от земли, и место для непокорных. Нет среднего места для нейтральных душ. И души умерших также не находятся вне зависимости от сил, а в подчинении.

А что означают слова Иисуса: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30) ? В каждого человека Богом вложена возможность творить, любить и многое другое. И мы можем приобретать и расширять свои познания, наполняться и возрастать в духе и настолько обогатиться познанием Бога, Его силой и близостью, что уже обогащать других и этим самым приобретать для Бога души. Можно стать соучастником Божьего труда в спасении душ человеческих, то есть собирать Его жатву. А можно расточать все то, что было дано нам, на соблазны этого мира и, тем самым, потерять то, что имел, растратить, расточить частицу, вложенную в тебя от Бога: силу, энергию, знание и любовь. И, таким образом, не только ничего не собрать в свою сокровищницу души за всю прожитую жизнь, а, наоборот, опустошить, расточить, растратить то, что имеешь. А еще хуже, можно расточить своим поведением, поступками всю житницу Бога, всю пшеницу, которую Господь собрал. И этим самым служить дьяволу, цель которого разогнать, разрушить, погубить.

Господь хочет видеть нас в числе Своих сотрудников, собирающих вместе с Ним жатву. Он трудится над каждой душой с ее рождения и, как заботливый Отец, ведет и направляет пути человека. С терпением Он учит и посылает верных Своих навстречу нам, чтобы через них научить и приготовить к встрече с Ним, помочь получить нам гражданство Небесной Страны. Это – соработники Бога, сотрудники, которые вместе с Ним собирают, и Господь доверяет им души, которые Он выкупил ценой собственной Крови. Подумайте только, насколько они дороги, если цена каждой душе, пришедшей к нам, – это цена Крови Иисуса Христа. Можете ли вы относиться к таким дорогим душам небрежно? Только представьте себе, какое доверие оказывает нам Господь, когда называет нас Своими служителями, рабами и доверяет души, выкупленные ценой Крови.

Как Господь будет рассматривать поступки рабов, небрежно обращающихся с душами людей, соблазняя их своим поведением, вызывая в них желание уйти и больше не приходить? Это – поступки против Крови Иисуса Христа, против Его жертвы, против Его искупления. Такой раб расточает, вместо того чтобы собирать. О них говорил Иисус в притче о неверных рабах: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:45-51) .

«Рассечет» – значит, разделится сам в себе, не будет согласия внутри него, будет говорить одно, а делать – другое, запутается в собственных мыслях, желаниях и поступках. А что значит «есть и пить с пьяницами»? Это значит, будет опьянен лживым духом, будет есть ту пищу, которую будет преподносить дух лжи и пить из его источника. Наш источник – Иисус Христос, и мы питаемся из этого источника. Апостол Павел говорит такие слова: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф.5:18) .

Упивание вином в Писании имеет духовный смысл, это – опьянение духом мира или же нечистым духом, чуждой религией. Все это – разные степени опьянения. В послании к Коринфянам, как пояснение к понятию об опьянении, говорится: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13) .

Итак, можно быть напоенным Духом Божьим, а можно быть напоенным и другим духом, противоположным, другим учением, миром и т.д., что приводит к духовному распутству и духовному прелюбодеянию. Могут ли такие люди собирать вместе с Господом? Нет, конечно, они расточают все то, что собрано Господом. Даже на примере мирских пьяниц мы можем увидеть, что все из дома выносится и продается, только чтобы продлить состояние опьянения.

Но вернемся к духовным пьяницам. Это – неверные рабы, как назвал их Сам Господь Иисус, и они будут иметь одну участь с лицемерами, потому что все их служение – лицемерие, одетое в маску притворной любви.

Итак, « Кто не со Мною, тот против Меня…» , – говорит Господь, и это – абсолютная истина, потому что все поступки лицемеров направлены против Божьего учения, против Его воли, они полностью противоположны Его сущности, а, значит, принадлежат князю этого мира – противнику Бога, ведь средней, нейтральной силы нет.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 30 - 37

30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

(Мф. 12, 30-37)

Книжники и фарисеи пользуются своим положением в народе, тем, что люди их слушают, они привыкли учит и рассуждать. Историки говорят, что речь еврейских раввинов была особенной: витиеватой, хитросплетенной. Раввины много рассуждали на разные темы, и это вошло в привычку разглагольствовать по поводу и без повода. Говоря о самых важных вещах, о деле спасения людей, о Боге, они забалтывают людей какими-то словами. Они даже начали обвинять Христа в том, что Он бесноватый и заодно с дьяволом, а бесы Его слушаются и исходят, потому что у них есть какая-то договоренность. До чего нужно дойти, чтобы начать так рассуждать? Что было у этих людей внутри? Это ведь не просто осуждение, а хула. Ладно, если вы не верите и придерживаетесь своего мнения, но из зависти им не хотелось, чтобы люди слушали Христа. Была здесь и борьба за электорат: партия фарисеев, саддукеев, книжников не терпит, что кто-то может уйти слушать Иисуса из Назарета, и очерняет Его всеми правдами и неправдами.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Это очень важные слова. Святые отцы считают, что речь идет о дьяволе. Люди говорят Христу: «Ты с сатаной одно, заодно с Вельзевулом». Господь отвечает: «Дьявол губит людей, рассеивает и расточает, для него важно, чтобы люди ненавидели друг друга и воевали между собой. Посмотрите, что делаю Я: соединяю и объединяю людей, учу их любви и согласию, Сам являю пример всего этого». Как после этого можно говорить, что Иисус и Вельзевул вместе?

С другой стороны, эти слова касаются каждого из нас. Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Бывает, люди спрашивают, какой грех смертный, а какой нет. Можно сказать одно: смертным может быть любой грех, в котором человек не желает каяться. Например, человек отравился таким ядом, который, если срочно не вывести его из организма, приведет к смертельному исходу. А человек говорит: «Нет, ничего не было, не пил я ваших капель и таблеток!» Вот так уперся на своем, весь позеленел, почернел и умер. Так и любой грех может стать смертным, и одновременно любой врачуется покаянием, только бы оно было.

Почему Господь говорит, что «хула на Духа не простится человекам» ? Хула на Духа –противление Богу, это и есть нераскаяние. Ведь покаяние возникает в человеке, когда он понимает: «Господи, я Тебя оскорбил, живу не так, противно Твоему закону и Твоей воле. Я желаю перемен и хочу измениться. Прости меня, Господи!» А если я не желаю каяться, значит я против Бога – и это и есть хула на Духа. Это не хульный помысел, который пришел в голову, но ты от него отказался: «Я так не желаю думать!» Все это пришло и ушло – так бесы любят издеваться над людьми. Хула на Духа есть противление Богу, Его воле, нежелание следовать ей.

«Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Иисус Христос одновременно является и Богом, и Человеком. Порой люди, видя во Христе обычную человеческую немощь, не могли понять, как этот обычный человек может быть Богом, соблазнялись Его человечеством. Но Господь говорит, что это простится человеку, который все-таки осознает Божество во Христе и покается. Когда же человек понимает, что пред ним Бог, четко видит, что совершается дело Божие, и при этом хулит Его, как фарисеи которые, видя дело Божие, говорили, что это делает не Бог, а сатана, тогда это хула на Бога. И если человек так делает, какое тут покаяние - это свидетельство о том, что он выступает против Бога и в сердце своем, и вообще в жизни.

«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Здесь Господь воспитывает книжников и фарисеев: «Хватит уже витийствовать, лукавить, лицемерить, пусть “слово ваше будет: да, да; нет, нет” , живите в правде, научитесь ходить в истине, разберитесь, что хорошо, а что плохо. Сколько можно говорить: “Это может быть так, а это эдак”. Вы сами себя запутали и сделали помраченными, и других людей путаете. Ведь все понятно: если у дерева хорошие плоды, то и дерево хорошее, если у какого-то дела добрые плоды, то и дело доброе. Если Я изгоняю бесов и исцеляю людей, то признайте Мое дело добрым и хорошим. Почему вы пытаетесь найти какое-то зло и смущаете этим людей?»

Дальше Господь говорит: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, когда вы злы? У Вас сердце исполнено лукавством, потому что от избытка сердца говорят уста. Вы убеждаете людей в том, что вы праведники, но что показываете сейчас на самом деле? Вы лжете, клевещете, богохульствуете, соответственно, посмотрите, что у вас внутри. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Ваше внутреннее сокровище злое – вы и говорите зло».

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Это, конечно, уже касается всех нас.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова

Сразу вспоминается революционная пропаганда времен Гражданской войны, когда новая власть требовала от граждан определиться - на чьей они стороне. «Кто не с нами, тот против нас». Но большевики, вовсе не сами придумали этот лозунг. Они воспользовались Евангельским текстом, несколько перефразировав слова Христа:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Почему же Иисус сказал столь жесткие слова?

Однажды фарисеи обвинили Его в том, что Он изгоняет из людей бесов силою веельзевула, князя бесовского. На это Иисус ответил: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его».

Фарисеи слушали эти слова, и им нечего было возразить. В конце Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Это означало, что нельзя быть нейтральным по отношению ко Христу. Либо ты с Богом, либо с дьяволом, третьего не дано.

В подтверждение своих слов Иисус рассказал также притчу о нечистом духе, который был изгнан из человека и скитался по миру не находя покоя. По сюжету притчи нечистый дух наконец сказал: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел». И придя, обнаружил свой дом (то есть человеческую душу) убранным и удобным для жизни, но пустым, не занятым Богом. Тогда бес позвал с собою семь других духов, еще более злых чем он сам, и все вместе они вошли в человека, жизнь которого стала еще хуже чем прежде.

А ведь человек этот мог изменить все, но не использовал своего шанса.

Мк. 9:40 «Ибо кто не против вас, тот за вас» не противоречит ли Мф. 12:30 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»?

Упомянутые вами тексты «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40) и «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30), конечно, не противоречат друг другу. Они говорят о разных, хотя и связанных вещах.

В Евангелии от Матфея Господь говорит человеку о его отношениях с Ним Самим. Главное, что Он хочет донести до слушателей (и читателей) - что невозможно оставаться нейтральным по отношению к Богу. Воля Божия о спасении мира состояла в том, чтобы Христос был явлен всем нам, и отношение к Нему становится кардинальным выбором человеческой жизни. Во Второзаконии есть замечательные слова: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор 30:19). Так вот наше отношение к Иисусу Христу - это и есть выбор между жизнью и смертью. Понятно, что если человек не избирает жизнь и не живет, то он избирает смерть - третьего, как говорится, не дано. Но это - отношения между Богом и человеком.

Наставляя же апостолов, Господь Иисус говорит об отношениях между людьми. Основной призыв Нового завета здесь - всегда искать мира, насколько это вообще возможно. Господь в Нагорной проповеди говорит : мирись с соперником твоим, пока вы еще на пути к судье. Апостол Павел пишет в одном из посланий: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви… не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром». Говоря апостолам «кто не против вас, тот за вас», Господь говорит о том, что если по отношению к нам другой человек не прямо враждебен, то и для нас он никак не может быть противником. На самом деле радикально новая заповедь Христа говорит о любви и к врагам - тем более не может ученик Христа допускать враждебности и разделения по собственной инициативе. Христос не раз предупреждал учеников, что их вера станет причиной враждебности людей против них: «наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу…». Но ученики не должны отвечать тем же.

В практической жизни это означает, что если ты не питаешься от единственного Источника жизни - Христа, то ты вообще ни от чего не питаешься, потому что другого источника жизни просто нет. Одновременно, если с кем-то из людей есть возможность не поступаясь общением со Христом строить «человеческие», доброжелательные отношения - то ученику нельзя ею пренебрегать. А того, кто «против вас» Господь призывает тоже любить: молиться за него и по возможности делать добро и ему.



Статьи по теме: