Кто написал повесть слепой музыкант. Владимир короленко слепой музыкант

В 1886 году была опубликована повесть Короленко под названием Слепой музыкант, что полюбилась читателю и по настоящее время изучается в школах. В этой повести раскрывается тема любви, смысла жизни, тема воспитания и искусства. Давайте остановимся на работе В.Г. Короленко Слепой музыкант для читательского дневника.

Короленко: Слепой музыкант кратко по главам

Глава 1

Слепой музыкант под авторством Короленко в пересказе начинается известием о рождении ребенка. Этот мальчик родился в богатой семье. Он был первенцем, однако радость затмило подозрение женщины. Это подозрение было подтверждено докторским диагнозом. Его вердикт: мальчик слепой. Семья была немногочисленной. Проживало лишь четыре человека, муж с женой, брат жены дядя Максим и новорожденный. Брат был сподвижником, часто участвовал в дуэлях. На одной из них он был ранен, рука так и осталась бездейственной. А в одном из боев он потерял ногу.

Хозяин поместья редко бывал дома. Он возводил мельницу и этот процесс сильно его увлек. Однако о жене не забывал и старался все ее желания выполнять. Мать слишком оберегала малыша, пока брат ей не сказал оставить ребенка в покое. Мальчик стал очень хорошо ориентироваться на полу, ползая по дому. Когда мальчик научился говорить, свои ощущения он стал объяснять словами.

А однажды они пошли с мамой к реке. От переизбытка новых звуков, новых ароматов, ребенок впал в обморочное состояние. Дядю Максима обеспокоила такая реакция ребенка и он стал интересоваться психологией детей. Теперь с новым малыша знакомят постепенно. Изучив литературу, дядя приходит к выводам, что его племянник рожден слепымне просто так. Он пришел в мир, чтобы реализовать свои необыкновенные способности. Правда, еще нужно понять, что это за дар.

Глава 2

Продолжая работу над произведением Короленко Слепой музыкант, мы видим мальчика, которому исполнилось пять лет. За это время он хорошо ходит по дому, будто видит все предметы перед собой. На улице гуляет с палкой. Как-то мальчик услышал звучание дудки. Эти звуки очень понравились ему и своими ощущениями ребенок делится с мамой. Как-то придя в комнату Пети, чтобы пожелать ему спокойной ночи, мама не видит там сына. Он заворожено слушал, как играет конюх. Теперь сложно выгнать оттуда ребенка, ведь он все свое время проводил там. Мать Попельская даже стала ревновать, а так как у нее за плечами музыкальное образование, она просит мужа купить пианино.

И вот пианино в доме. Но, беда. Сын не оценил игру матери и звучание пианино. Это расстроило женщину, но она не теряла надежду и продолжала играть. Поняв, что через музыку нужно передавать эмоции, она заиграла по-другому и ребенок это оценил, его заинтересовало и пианино. Теперь ему хочется получить навыки игры не только на дудке, но и на пианино. Дядя понимает, в племяннике кроется талант музыканта. Его и нужно развивать. Максим планирует научить мальчика и петь. Для этого он повел ребенка к конюху, которого попросил спеть народную песню. Все заслушались, представляя свои картины, что рисовала песня.

Глава 3

В шесть лет Петя был полностью самостоятельным. Сам убирал в комнате, застилал постель, занимался с дядей физическими упражнениями. Чтобы мальчик развивался всесторонне, дядя учил его истории, а также приглашал дворовых ребят. Правда, те боялись незрячего, да и Пете их общение было не интересно. В деревне рядом с участком родителей Пети селятся приезжие Якульские, у которых была дочь Эвелина — ровесница Пети. Впервые дети встретились на речке. Это знакомство было неудачным и мальчик прогоняет соседку. Когда Эвелина вновь решилась на встречу, дети разговорились, но желание Пети исследовать лицо девочки показалось собеседнице странным. Это напомнило мальчику о его врожденном недуге и он рассказывает все Эвелине. Расскажет и о своих специальных книгах, и о дяде, который с ним занимается. Соседка стала часто наведываться в дом к мальчику, который учил ее наукам. Теперь они — лучшие друзья, как и их родители.

Глава 4

Дядя видит, что теперь мальчик общается не только с ним. Много времени тот уделяет соседской девочке, с которой они подружились. Паренек был в восторге от Эвелины и его разговоры были только о ней, да и во сне она к нему приходила. Пете очень захотелось видеть, различать цвета, но увы. Как-то конюх подарил мальчику аиста и тот стал утверждать, что видит контуры. Однако дядя этому не поверил. С возрастом Петя стал меняться. Менялось и его мировозрение. Чаще он был замкнутым и безрадостным, впадал в грусть и печаль. Только Эвелине удавалось вывести его из такого состояния. Чувства у него стали еще более острыми, поэтому он даже пролетающий метеор смог услышать.

Глава 5

Далее Короленко в своем произведении переносит нас на пять лет вперед. Теперь Петя — молодой парень, к которому стали приглашать новых знакомых по решению дяди, который захотел разнообразить жизнь племянника. В поместье приглашен и старый друг Максима с его сыновьями студентами из музыкальных учреждений. Все общаются за столом. Парни рассказывают о смысле жизни, о планах. Эвелина делится и своим видением взрослой жизни, где уверена, что у каждого своя дорога. Такие застолья были утомительными для Петра, но в то же время ему было интересно, поэтому знакомство решили продолжить в следующий раз.

За очередной беседой, один из студентов стал проявлять интерес к Эвелине. Петру это не понравилось и он выскочил из-за стола. Девушка тут же бросилась за ним. Нашла его у мельницы. Там герои объясняются в любви и решают жениться. Когда счастливые дети вернулись обратно, Пете захотелось сыграть на пианино. Его игра была удивительной и завораживающей. Студенты советуют парню заняться серьезно своим талантом, пророча ему великое будущее.

Глава 6

Теперь Попельские поехали в гости к знакомому дяди. Там Петя получил много новых эмоций, в том числе побывав у могилы разбойника и его верного бандуриста. Также он побывал в монастыре, где познакомился со звонарем, таким же слепцом от рождения. В разговоре с Петей звонарь показался злым. Впоследствии он и себя стал считать таким. О случае в монастыре Эвелина рассказала дяде Максиму.

С приходом зимы Петя становился мрачнее, его стали посещать мысли о сути жизни, он не понимал, зачем таким, как он, жить. Он все чаще досадовал о своей судьбе, желая видеть. Ради этого он готов даже с нищим поменяться местами. Как-то Максим с Петей направились в церковь к чудотворной иконе. Там при входе в церковь сидели нищие и пели песню. Такая встреча еще больше подкосила психологическое состояние парня.

Ближе к лету Максим решает везти Петра в Киев, где бы парень начал обучение игре на пианино. Однако по дороге им встретились слепцы, что странствовали и держали путь в Почаев. Петя примыкает к ним, а Максим едет в Киев один. Путешествие, во время которого Петр смог пообщаться со слепыми музыкантами, обогатило его духовный мир и подарило новые впечатления. Несмотря на то, что в Почаеве парень не прозрел, он получил душевное исцеление.

Вернулся домой Петя к осени.

Глава 7

Осенью Эвелина заявила родителям о намерении выйти замуж за Петю. Они дали согласие. Была сыграна свадьба. Спустя время Эвелина была уже в положении. Петр очень переживал, и только после рождения ребенка, когда доктор сказал, что ребенок зрячий, он успокоился. Мало того, когда доктор делал свое заключение, будто молния пронзила парня и как ему показалось, смог он увидеть и мать, и дядю, и жену. Потом герой потерял сознание.

Заключение

Спустя три года, Петр на большой сцене. Это его дебют. Поддержать Петра приехали дядя и его жена. О нем заговорили, его музыкой восхищались, а дядя стал слышать уже не горестные ноты его музыки, которые всегда он чувствовал в песне слепцов, а услышал счастье от жизни. Максим понял, наконец-то племянник прозрел и будет наполнять песни о несчастных счастливыми нотами. Все старания Максима прошли не напрасно и свою жизнь он прожил достойно.

Слепой музыкант: герои

А какую оценку поставите вы?


Сцена происходит на Юго-Западной части Украины, в обеспеченной помещичьей деревенской семье появляется на свет абсолютно незрячее дитя. После его появления на свет, конечно, никто не заметил такой особенности у мальчика Пети, но вскоре это начала замечать его мать, а в итоге это смогли подтвердить и приезжие доктора.

У Пети был отец, он был добродушен, но совершенно не участвовал ни в чем, кроме хозяйственной части. Также у мальчика был дядя, Максим, который имел довольно бойцовский и волевой характер. В юности дядя Петра был забиякой и задирой, а повзрослев, уехал в Гарибальди в отряд, который находился в Италии. Там дяде ампутировали ногу и он вскоре вновь оказался дома в весьма беспомощном состоянии. После рождения Пети именно дядька решился приняться за его воспитание. Максим Яценко считал, что чрезмерная опека матери может сильно навредить ребенку, а дядя хотел вырастить из мальчика нового бойца.

Пришла весна. Мальчику очень нравилось пробуждение природы. Яценко вместе с матерью повели маленького Петра к берегу реки. Мальчик сильно взволновался и потерял сознание от слишком большого объема впечатлений. Они решили понемногу помогать мальчику чувствовать мир без зрения. Мальчику очень нравилась игра конюха Иохима на дудке. Свой инструмент Иохим сделал своими руками.

Иохим играл на своей дудке каждый вечер и однажды зашел слепой мальчик Петруся и решил научиться играть. Матушка решает привезти фортепиано. Матушка Анна начала играть произведение. Петру вновь стало плохо, так как эта музыка было слишком груба. А вскоре и мать заметила в игре на дудке более нежные и плавные звуки. Анна Михайловна решается тоже начать обучение игре на дудке. Вскоре мальчик начинает интересоваться игрой на фортепиано и достаточно быстро его осваивает. Иохим по велению дядьки играет ему народные песни.

У маленького Петруси совершенно нет друзей, так как дворовая ребятня опасается его и не хотят к нему подходить. Через какое-то время с Петром знакомиться Эвелина. Она живет в соседнем имении с семьёй Яскульских. Эта милая девочка с первых минут совершенно не видит, что мальчик ничуть не зрячий, но когда он желает посмотреть ее лицо руками, она немного пугается, но вскоре ей становится очень жалко его. Они становятся лучшими друзьями. Дети подрастают, но их дружба не рушится.

Через какое-то время дядя Петруся приводит к ним домой своего друга Ставрученко, с которым вместе пришли его сыновья-студенты. Сыновья очень любят народ и занимаются собиранием фольклора. Вместе со всей этой компанией приезжает кадет. Вся эта группа оживляет всех в этой усадьбе.

Максим очень любит своего племянника и желает, чтобы он знал, что жизнь прекрасная и увлекательная. Через какое-то время девушка Эвелина начинает понимать, что хочет пожениться с Петром и сообщает это ему. Пётр начинает играть всем приехавшим на фортепиано красивую мелодию.Гости в восторге и говорят, что скоро он станет известным. Наконец-то юноша Пётр начинает осознавать, что он может стать прекрасным музыкантом.

В имение Ставрученков приезжают Попельские и все посещают монастырь. В пути они натыкаются на могильную плиту, в ней написано, что там лежит Игнат Карый- казак-атаман, там же похоронен Юрко-бандурист, он сопровождающий атамана во всех походах. Ставрученковы и Попельские вдыхают. Дядя объясняет, что несмотря на борьбу происходит в разных формах, но она всё равно продолжается во все времена.

В монастыре приезжие встречают послушника Егория, он провожает их к колокольне. Егорий молод и чем-то похож на уже повзрослевшего Петра, но он сильно зол на весь мир. Егорий ругается на ребятню, которые хотят залезть на колокольню. Петр хочет поговорить с Игорем. При их разговоре Пётр узнаёт, что Игорь тоже рождён слепым и объясняет, что в их монастыре есть ещё один звонарь, которого зовут Роман, он слеп не с рождения, а с 7 лет. Егорий сильно завидуют Роману, ведь когда-то он мог видеть всё вокруг и знает как это прекрасно. Роман оказывается более добродушным и он с удовольствием общается с детьми.

Петр понимает, что тоже хотел бы увидеть мир хоть на мгновение и от этого сильно печалится. Петр меняется, он тоже становится злым. Петр желает узнать, что такое цвета, и начинает сильно завидовать незрячим нищим, ведь им некогда размышлять о своем недуге. Максим с племянником замечают нищих и Максим заставляет племянника дать им денег.

Петр начинает болеть. После болезни желает уехать с дядькой в Киев учиться играть у профессионально играющих людей.

Дядя уезжает один, а Петр начинает дружить с нищими и уходит в Почаев.

По возвращению он сильно меняется и женится на давней подруге Эвелине. У них рождается зрячий сын. Петр счастлив.

По истечению трех лет Петр становится профессиональным музыкантом. Дает концерт, на котором его дядя радуется, что смог прожить жизнь и чего-то достичь, хотя бы в воспитании племянника.

Слепой музыкант

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду "опасным забиякой" и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового "бойца за дело жизни".

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки "Контракты", многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Ночью в одной богатой семье Юго-западного края родился мальчик. Ребенок очень сильно кричал, и его мать Анна Михайловна Попельская сразу почувствовала что-то неладное. Слова бабки о том, что все новорожденные плачут, мало ее успокоили.

Через несколько недель предчувствие беды подтвердилось. Анна Михайловна стала замечать, что ее новорожденный не реагирует на лучи света, что-то все время ищет ручками. Когда доктор внимательно осмотрел глаза мальчика, то констатировал, что ребенок родился слепым.

Мальчика назвали Петриком. Его отец был добрым помещиком, который мало говорил и целыми днями был занят делами. Вместе с Попельскими жил родной брат матери – Максим Яценко, который с молодых лет прослыл «опасным забиякой». Дядя Максим много повидал на своем веку, одно время даже примкнул к гарибальдийцам. После полученных ранений он доживал свои годы без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя стал все чаще присматриваться к своему племяннику, который тоже был инвалидом, только с рождения. Максим решил позаботиться о малыше, развить в нем сильные качества, хотя бы частично компенсировать его слепоту силой воли. Он посоветовал своей сестре не слишком опекать ребенка, а предоставить тому возможность развиваться свободно, как все дети.

Постепенно мальчик привыкал к окружающим звукам, а когда научился говорить, стал жадно расспрашивать маму и дядю обо всех предметах и животных. Петрика очень интересовало, как они выглядят?

Дядя Максим пришел к выводу, что слепота мальчика – не простая случайность, она дана ребенку для реализации необыкновенных способностей, в скором времени будет понятно каких.

Глава вторая

В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.

Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.

Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило. Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии. Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.

Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.

Глава третья

Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.

Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.

Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.

На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.

Глава четвертая

В семье мальчика дружбе Петруся и Эвелины очень обрадовались. Здесь посчитали, что эта умная и нравственная девочка сможет хоть частично облегчить сложную жизнь инвалида.

Тем временем Петрик подрастал. Вскоре в его мировоззрении стали намечаться изменения, о которых дядя Максим раньше не догадывался. Теперь Яценко стал понимать, что далеко не полностью знает своего подопечного, особенно его богатый внутренний мир. Максим пытался как-то воспрепятствовать душевным исканиям и эмоциональным порывам подростка. Он считал, что инвалиду будет гораздо легче жить в удобном и понятном измерении. Но мать Пети поняла, что в ее ребенке будут все чаще раскрываться особенности слепого человека, о которых зрячие даже не догадываются. И с этому никак нельзя воспрепятствовать.

Однажды мальчик вбежал в комнату матери и рассказал сон, в котором отчетливо видел ее и дядю Максима.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.

Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.

После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.

Глава шестая

Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.

Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.

Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.

Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.

Юноша вернулся домой только поздней осенью.

Глава седьмая

Эвелина с Петром поженились и ждали прибавления в семействе. Когда же у них родился сын, молодой отец испытал необыкновенную радость. Правда, первые дни он был очень взволнован. Петр ужасно боялся, что его ребенок родится слепым. Эта мысль постоянно мучила его, не давала покоя.

Когда же доктор внимательно осмотрел малыша и сообщил Петру, что его сын родился зрячим, наш герой на какое-то время как бы переместился в иную реальность. Он сказал матери и Максиму, что видел их, а также этот мир, такой прекрасный и неповторимый.

Эпилог

Прошло три года. Петр дебютировал на ярмарке «Контракты» в Киеве. Его сопровождала Эвелина, а дядя Максим был среди зрителей. В игре Петра он четко узнавал мотив песни слепцов и понял, что прожил свою жизнь не зря. Дядя был очень рад успеху племянника и постоянно повторял, что тот прозрел.

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.



Статьи по теме: