Где найти чертеж брига меркурий. Типы судов. Правила обслуживания клиентов

В 1820 в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга находился в практическом плавании в Черном море. В 1821–1827 в составе отрядов крейсировал у берегов Абхазии.

Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 с эскадрой вице-адмирала А.С. Грейга вышел из Севастополя и 2 мая прибыл к Анапе. 5 мая с отрядом был отправлен в крейсерство у Кавказского побережья. 8 мая у Суджук-Кале взял в плен турецкое судно с десантом до 300 человек и привел его к флоту, затем конвоировал пленные суда в Керчь.

15 мая с отрядом вице-адмирала Ф.Ф. Мессера ушел от Анапы в Севастополь, а затем к м. Калиакра. До августа 1828 крейсировал у Варны, ходил в Одессу с донесениями, сопровождал фрегат -Флора-, который доставил в Одессу Е.И.В. Николая I. 27 августа ушел в Севастополь "для исправлений", затем находился в крейсерстве у берегов Абхазии.

В апреле 1829 прибыл к флоту, стоявшему у Сизополя, и 21 апреля с отрядом вышел к пр-ву Босфор. Не обнаружив турецкого флота, русские суда 7 мая вернулись в Сизополь.

12 мая в составе отряда (фрегат -Штандарт- и бриг -Орфей-) -Меркурий- вышел к пр-ву Босфор. 14 мая, встретив турецкую эскадру, -Штандарт- и -Орфей- оторвались от преследования, -Меркурий- же был настигнут двумя турецкими кораблями (110– и 74-пушечными). Воспользовавшись штилем, на веслах он начал уходить от неприятеля, но ветер засвежел и турецкие корабли, догнав бриг, открыли огонь из погонных орудий. Артиллеристы -Меркурия- вели огонь по рангоуту и такелажу противника. Было решено взорвать бриг в случае невозможности уйти от неприятеля. Бой длился 4 часа. Получив значительные повреждения, турецкие корабли прекратили преследование. Потери команды Меркурия составили: 4 убитых и 8 раненых. Бриг получил 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений рангоута и 148 такелажа, а также 133 пробоины в парусах. 15 мая он встретился с эскадрой, вышедшей из Сизополя ему на помощь. Бриг был отправлен в Сизополь для исправлений, а 30 мая ушел в Севастополь на ремонт.

Указом Е.И.В. Николая I от 28.7.1829 бриг -Меркурий- был награжден Георгиевским флагом.

Завершив ремонт, 16 июля он прибыл к Сизополю. Ходил в крейсерство у Сизополя и к пр-ву Босфор. 5 сентября в связи с объявлением мира был отправлен к Синопу и Трапезунду для возвращения крейсирующих там отрядов, после чего ушел в Севастополь.

В 1830, 1831, 1837–1842, 1846–1848 и 1853 в составе отрядов и эскадр действовал у Кавказского побережья. 30.7.1830 задержал у Сухум-Кале турецкое судно с пушками и боеприпасами.

23.7.1831 в составе отряда капитана 2 ранга Г.И. Немтинова доставил десант из Анапы в Геленджикскую бухту. 25–27 июля суда отряда обстреливали укрепления Горцев, затем высадили десант. -Меркурий- участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал десанты, основавшие укрепления в устьях рек Сочи (13.4.1838, с эскадрой контр-адмирала Ф.Г. Артюкова), Туапсе (12.5.1838, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева), Псезуапе (7.7.1839, с эскадрой контр-адмирала С.П. Хрущева) и Субаши (3.5.1839, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева).

8–10 октября 1841, находясь в составе отряда контр-адмирала М.Н. Станюковича, содействовал продвижению войск генерала И.Р. Анрепа от Адлера до Сочи. В 1832–1836 стоял в Севастопольском порту.

Зимой 1837/38 тимберован в Севастополе. В 1843–1845 и 1849–1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1854–1856 (во время Крымской войны) стоял в Николаеве.

Разобран после 1857

Командиры брига

И.М. Головин (1820), Л.А. Мельников (1821), А.Г. Конотопцев (1822–1825), С.М. Стройников (1826–1828), А.И. Казарский (до 25.5.1829), С.А. Стерленгов (с 26.5.1829), М.П. Панютин (1830–1832), Ф.М. Новосильский (1835–1838), Н.П. Вульф (1839–1840), Н.И. Казарский (1841–1848), Н.М. Соковнин (1849), Н.Е. Каландс (1850–1851), К.Я. Явленский (1852–1853), С.Ф. Загорянский-Кисель (1854–1856)

Для справки:

Информация о бриге:

В работе лейтенанта К.Климова -Материалы, современные Синопскому бою и обороне Севастополя-, изданной в 1903 г., со ссылкой на Архив штаба Черноморского флота и портов Черного моря (дело № 1749, арх. № 61 за 1853 г.)

приводятся такие данные о артиллерийском вооружении брига Меркурий в кампанию 1853 г.:

18 пушечный бриг "Меркурий": 2 чугунных 6-фунтовых пушки; 1 медная 3/4-фунтовая пушка; 16 чугунных 24-фунтовых карронад; 3 чугунных 3-фунтовых фалконета - итого 22 орудия

А. Сацкий. Черноморские бриги "Меркурий", "Орфей" и "Ганимед". Ж-л Судостроение и судоремонт, №2 2003 г.

Дополнительно:

Размеры (в футах) Конвертировать в метры Размеры (в метрах) Конвертировать в футы

Внимание! Для работы с конвертером необходимо, чтобы в Вашем браузере была включена поддержка JavaScript. Если Вы читаете это предупреждение, поддержку JavaScript Вы (видимо) выключили... Конвертер работать не будет.


Из Рапорта контр-адмирала Быченского вице-адмиралу Грейгу
(О спущении на воду брига «Меркурий» 11 дня мая 1820 года - РГАВМФ Ф.243 оп.1, д.1679, л.12):
"Сего месяца 6-го числа в 11 часов утра, в присутствии моем и господ директора над здешним портом и капитана над портом же в нем, построенный здесь бриг «Меркурий»
длиною по палубе 96 фут 8 дюймов 29.46 м
шириною без обшивки 30 фут 10 дюймов 9.4 м ,
глубиною в интрюме 13 фут 6 дюймов 4.1 м
со стапеля на воду спущен благополучно.
По спуске с полозьями на воде сел
форштевень 6 фут 9 дюймов 2.06 м ,
ахтерштевень 12 фут 3 дюйма 3.73 м ,
с помещением грузового балласта 704 пудов, о чем Вашему Превосходительству донести честь имею."

Из интернет-публикаций А.М. Глебова:
В записях адмирала А.С. Грейга (Сметы, ведомости и таблицы по конструкции 20-пушечных бригов "Ганимед", "Меркурий", "Орфей" - РГАВМФ: Фонд 8, опись 3, д.359) имеются такие данные о размерениях брига "Меркурий":

Длина по палубе: 96ф 8д 29.46 м
Ширина с обшивкой: 31ф 4д 9.55 м

По дельной книге (1820 г.) По обмеру (1829 г.)
Длина Диаметр Длина Диаметр
Бушприт 41" 6" 12.65 м 20" 0.51 м 41" 6" 12.65 м 19½" 0.50 м
Утлегарь 30" 9.14 м 7¾" 0.20 м 30" 9.14 м 8" 0.20 м
Бом-утлегарь 30" 9.14 м 5¼" 0.13 м 28" 8.53 м 5¼" 0.13 м
Фок-мачта 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м
Топ Фок-мачты 9" 4" 2.84 м - 9" 4" 2.84 м -
Грот-мачта 67" 8" 20.62 м 21¾" 0.55 м 67" 8" 20.62 м 24¼" 0.62 м
Топ Грот-мачты 10" 1¼" 13.07 м - 10" 1¼" 13.07 м -
Фор- и Грот-стеньга 40" 12.19 м 11¾" 0.30 м 35" 10" 10.92 м 11½" 0.29 м
Фор- и Грот-брам-стеньга 24" 7.32 м 7¾" 0.20 м 21" 3" 6.48 м 7½" 0.19 м
Фор- и Грот-бом-брам-стеньга 18" 5.49 м - 13" 7" 4.14 м 6" 0.15 м
Реи
Блинда-рей 40" 12.19 м 7⅞" 0.20 м 35" 8" 10.87 м 7⅞" 0.20 м
Фок- и Грот-рей 51" 6" 15.70 м 11¾" 0.30 м - -
Фор- и Грот-марса-рей 40" 12.19 м 8½" 0.22 м 32" 5" 9.88 м 8" 0.20 м
Фор- и Грот-брам-рей 26" 7.92 м 5¼" 0.13 м 25" 3" 7.70 м 5¼" 0.13 м
Фор- и Грот-бом-брам-рей 18" 5.49 м 3⅜" 0.09 м 17" 6" 5.33 м 4¼" 0.11 м
Гафель 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м
Гик 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м

Бриг "Меркурий" был спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. И являл собой 18-пушечный двухмачтовый парусный военный корабль. В мае 1829 года под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского бриг одержал блестящую победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом. Бриг "Меркурий" является одним из самых известных парусных кораблей, его подвигу посвящены полотна многих живописцев, в том числе и Айвазовского.

Чертеж корабля

17 листов чертежей корабля формата 70х50 см содержат:
  • Продольное сечение, план палубы и план элементов внутренней стороны фальшборта;
  • Боковой вид корпуса с медной обшивкой и нижними юферсами, план установки вооружения на палубе; вид на корму;
  • Чертеж и элементы грот-мачты;
  • Чертеж и элементы фок-мачты;
  • Полномасштабный чертеж фок- и грот-мачт в сборе;
  • Бушприт, гафель и гик;
  • Реи и их оснащение;
  • Стоячий такелаж. Ванты и бакштаги;
  • Стоячий такелаж. Штаги;
  • Такелаж гика и гафеля;
  • Бегучий такелаж (4 листа);
  • Выкройки плоских каркасных деталей и фототравления (3 листа)
Сборочный альбом в схемах пошагово показывает все этапы изготовления корпуса модели от установки шпангоутов до сборки шлюпок. А рангоут и такелаж расписан на чертежах . Комментарии к чертежам на английском языке. Данный комплект чертежей идет в наборе к замечательной модели Меркурия фирмы Amati. Чертежи выполнены в масштабе 1:64, при этом длина готовой модели корабля получается 86 см. Вместе с чертежами корабля идёт набор российских флагов для этого брига. Модель корабля Меркурий изобилует фототравленными деталями, которые невозможно изготовить в домашних условиях. Поэтому сейчас, специально для этого комплекта чертежей , мы отдельно предлагаем и полный набор фирменного фототравления. А если Вы планируете обшивку медью подводной части корабля, то обратите внимание на набор медных листов обшивки в масштабе 1:64. Это тоже фирменные листы, Амати, Италия.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Бриг «Меркурий» - российский военный корабль, спущенный на воду в 1820 году, стал знаменитым благодаря насыщенной боевой истории, а также полотнам живописцев, среди которых выделяются работы Айвазовского. Закладка судна и последующий спуск на воду состоялись в Севастополе, что предопределило будущий театр военных действий, где он принял непосредственное участие и вписал свое имя в летопись русского флота. В первую очередь речь идет об эпизоде Русско-турецкой войны 1829 года, когда «Меркурий» в одиночку противостоял двум линейным кораблям противника: «Селимие» и «Реал-бей». Тогда остальная эскадра, столкнувшись с превосходящими силами, ушла в Севастополь, а «Меркурий» вследствие небольшой быстроходности не сумел оторваться и принял бой.


Несмотря на несопоставимые силы, экипаж сумел нанести турецким судам тяжелые повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее преследование. Подвиг небольшого судна сразу же оказался в центре внимания мировой общественности, и в частности многие английские газеты писали, что русскому кораблю удалось сделать невозможное. На родине героические действия оценили по достоинству, наградив «Меркурий» кормовым георгиевским флагом. Кроме этого, в честь данного события изготовили медаль, а император повелел всегда иметь в составе Черноморского флота судно, изготовленное по чертежам «Меркурия». Во многом именно благодаря этому указу чертежи сохранились вплоть до настоящего момента и послужили основой модели, представленной вниманию конструкторов компанией Amati.

Описание набора для постройки брига «МЕРКУРИЙ»

Модель о которой я так долго мечтал. И наконец фирма Amati разработала прекрасный набор.

При производстве модели использовались лазерные технологии, что позволило создать детали из цельного материала, исключив фанеру и избавив судно от «пропеллерности». Помимо этого, лазер применялся для прорисовки палубного настила, позволившего четко обозначить ватервейс, врезки и люки. Столь же качественно проработаны ящики, решетки и шпили. Примечательно, что оформление при помощи лазера имеет место и на нижней палубе, создавая гармоничный облик. Корпусная обшивка включает два слоя, внутренний изготовлен из липы, а внешний из ореха, что создает благородный внешний вид. Фальшборта уже включают в себя прорезанные порты для пушек и весел, избавляя авторов от ненужных усилий, тем более что на этом этапе часто имеют место повреждения корпуса. Кормовые и бортовые декорации включают в себя ряд элементов, созданных с помощью фототравления, в том числе государственный герб. К числу оригинальных особенностей набора относится присутствие медных пластин, а также двигательного механизма, с помощью приложенной инструкции его можно создать так, что при повороте штурвала будет двигаться и руль.

Корабельную артиллерию составляют 18 карронад и две пушки, расположенные на деревянных станках, в оформлении которых присутствуют детали, созданные с помощью фототравления. В комплект входят сборные шлюпки, также включающие в себя двойную обшивку и настил. При необходимости автор может разместить одну из них сзади корабля или сбоку, для чего в набор входят киль–блоки. Система такелажной оснастки представлена ореховыми рангоутами, а также нитями двух цветов, хорошо вписывающимися в общую картину. Amati только к этой модели подготовила и прикладывает идеальные скругленные одно-, дву- и трехшкивные блоки из груши. Наконец в комплект входит набор Андреевских флагов и подробные чертежи на 17 листах. Они существенно упрощают сборку модели, тем более что компания Amati сделала все, чтобы справиться с ней могли даже начинающие авторы. Впрочем, вне зависимости от опыта, всех моделистов ожидают незабываемые минуты сборки и радость от удачно завершенной работы в виде первоклассного макета одного из самых славных русских кораблей.

НАБОР ИМЕЕТ ПЕРЕВЕДЕННУЮ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИНСТРУКЦИЮ.

Фото содержимого данного набора.

















20-пушечный бриг "Меркурий" заложили в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его построили из крымского дуба и спустили на воду 7(19) мая 1820 года. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал "Меркурий" как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка "Меркурия" обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину интрюма и ухудшал его ходовые качества.
В конце русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт" (командир капитан- лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг "Орфей" (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский), и 20-пушечный бриг "Меркурий" (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.
На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах "Штандарта" затрепетал сигнал: "Меркурию" - лечь в дрейф". Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, "Штандарт" и "Орфей" повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный "Штандарт" поравнялся с "Меркурием". На его мачте взвился новый сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход". Казарский избрал NNW, "Штандарт" и "Орфей", взяв курс NW, резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой "Меркурия", который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Ветер был WSW; неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки - 110-пушечный "Селимие" под флагом капудан-саши и 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана - постепенно настигали "Меркурий". Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят, либо утопят строптивый русский бриг. Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.
Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.
После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым имел привелегию высказать свое мнение младший по чину. "Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев - Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух". Командир брига "Меркурий" 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский за бои под Варной, в 1828 году, награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал: "...Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру". Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага.
Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.
Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный) "Меркурий" был крепок, правда тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров.
Настоящий бой начался, когда "Селимие" попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее.в течение получаса "Меркурий", используя весла и искусстно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом был поставлен между обоими кораблями.
Густой рой ядер, книпелей и брандскугелей полетел в "Меркурий". На требования "сдаваться и убирать паруса" Казарский отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут - вот "ахиллесова" пята даже таких гигантов как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра "Меркурия" перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу "Селимие", что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. "Реалбей" настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. "Меркурии" упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фюр-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.

Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, "Штандарт" и "Орфей", посчитав "Меркурий" погибшим, приcпустили, в знак траура по нему свои флаги.
Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А. И. Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже, разбиты все гребные суда.
На следующий день, 15 мая "Меркурий" присоединился к флоту, который, извещенный "Штандартом" в 14 часов 30 минут вышел в море в полнсм составе.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля "Реал-бей" отметил: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига "Меркурий".
Экипаж "Меркурия", вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры - ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы - знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. В офицерские гербы Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымлпел.
"Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной ветхости". Однако, имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 г - корвет, а в 1883 и 1907 - крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский" и одноименный черноморский минный крейсер.
В 1834 году в Севастополе по инициативе Командующего Черноморской эскадрой М.П. Лазарева, на средства собранные моряками, установили памятник, созданный по проекту архитектора А. П. Брюллова. Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера.
Основные характеристики
Длина по палубе 30,9 м (101"4")
Длина по ватерлинии 23,6 м (77"6")
Ширина с обшивкой 9,7 м (31"10")
Углубление форштевнем 2,74 м (9"0")
Углубление ахтерштевнем 3,96 м (13"0")
Глубина интрюма 2,94 м (9"8")
Водоизмещение 390 т
Артиллерийское вооружение:

24 - фунтовые карронады 18 шт
3 - фунтовые пушки 2 шт
Экипаж 110 чел.

…На картине было лунное море. Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. Среди волн шёл двухмачтовый парусник. Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно… (В.П.Крапивин)

«Меркурий» – маленький отважный бриг, одержавший победу в заведомо проигрышном положении за счет мастерства и стойкости экипажа. Он стал героем одного боя, и примером другим судам на многие годы.Бриг «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и сошел со стапелей 7 (19) мая 1820 года. Парусник был построен корабельным мастером Иваном Яковлевичем Осмининым и назван в честь катера парусно-гребного типа, участвовавшего в сражениях в Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Изначально бриг «Меркурий» предназначался для охраны кавказских берегов.


модель брига “Меркурий”

В длину парусник был 30,9 метров в ширину – 9,7 метров, водоизмещение – 390 тонн. Носовая фигура брига представляла собой изображенного по пояс древнеримского бога Меркурия. Корабль был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми карронадами (небольшие короткоствольные орудия) для ближнего боя и двумя 3-фунтовыми переносными пушками, которые имели большой радиус действия. Орудия были расположены на верхней палубе. Через орудийные порты стекала вода, попадающая на палубу, поэтому они всегда были открыты. У «Меркурия» была малая осадка, отчего он был не очень быстроходен при хорошем ветре, зато наличие весел (по семь с каждого борта) добавляло ему скорости в штиль или против ветра. Гребли веслами стоя.

До 1828 года парусник ходил по Черному морю, занимаясь своими прямыми обязанностями - охраной кавказских берегов. В 1828 году началась русско-турецкая война. Бриг «Меркурий» принимал участие во взятии крепостей Анапа, Бургас, Инада, Сизополь, Варна, затем долгое время сопровождал российские транспортные суда.

Знаменитое сражение, прославившее маленький бриг, произошло 14 мая 1829 года у пролива Босфор. Помимо «Меркурия» сторожевую службу несли еще два корабля: фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей» . На рассвете они заметили приближение турецкой эскадры из 14 кораблей вдоль анатолийского побережья. Три небольших судна не могли принять бой против 14 турецких кораблей, поэтому взяли курс на Сизополь, где тогда стояла российская эскадра. Турки же, заметив российские корабли, отправились в погоню. «Орфей» и «Штандарт» быстро оторвались от преследователей. «Меркурий» же был менее маневренен, и к тому же нуждался в ремонте парусов. Поэтому его быстро настигали два турецких корабля: 110-пушечный линейный корабль «Селемие» и 74-пушечный «Реал-бей». Сто восемьдесят четыре орудия большого калибра против 20-х маленьких карронад! Одного только меткого выстрела с этих кораблей хватило бы, чтобы превратить «Меркурий» в груду щепок. На одном из кораблей находился турецкий адмирал – капудан-паша.

Когда турецкие корабли подошли совсем близко на «Меркурии» уже понимали, что бой неизбежен. И трезво оценивали возможный исход боя. Капитаном судна был Александр Иванович Казарский (28-летний капитан-лейтенант). Он созвал всю команду корабля на совет для принятия дальнейшего решения. В таких ситуациях право говорить первому принадлежало самому младшему по чину. На «Меркурии» им оказался Иван Петрович Прокофьев, штурманский поручик. Прокофьев на вопрос Казарского ответил, что бой нужно принимать в любом случае, а чтобы избежать захвата и сдачи в плен, «Меркурий» должен сцепиться с одним из кораблей, чтобы взорваться вместе с противником. Мнение Ивана Прокофьева было единодушно поддержано всем экипажем. Капитан-лейтенант Казарский в заранее обозначенном месте положил заряженный пистолет, для того, чтобы выживший член экипажа взорвал с помощью выстрела пороховые мешки. Капитан приказал обрубить оснастку для спуска спасательных шлюпок, таким образом улучшив маневренность корабля и лишив экипаж последнего шанса на спасение. Все, кто остался на судне, были готовы умереть за честь Родины и флота.

Вражеские суда поставили «Меркурий» в два огня - обстреливали маленькое судно с двух сторон. «Меркурий» отвечал огнем из карронад, целясь преимущественно в мачты и такелаж противников, чтобы лишить их маневренности и хода. Несколько метких выстрелов канонира Ивана Лисенко, и у «Селемие» сильно повреждена грот-мачта, еще одно ядро - и разбита каюта капудан-паши. Большая же часть ядер с «Салемие» пролетела над бортом «Меркурия» , только лишь продырявив паруса. Но вскоре досталось и «Меркурию» - корпус отважного парусника был пробит в нескольких местах, на передней палубе разгорался пожар. Турецкий адмирал догадавшись, что бриг «Меркурий» погибнет, но ни за что не сдастся противнику, прекратил преследование и лег в дрейф. «Реал-бей» еще некоторое время продолжал бомбить «Меркурий» , но и ему пришлось попрощаться с затеей захватить российский бриг, и получив значительные повреждения в рангоуте и такелаже, «Реал-бей» покинул поле боя.

А бриг «Меркурий» с 22-мя дырами в корпусе и 133-мя – в парусах вышел победителем из этого сражения! На паруснике погибло четыре человека, и шестеро было ранено.

Впоследствии газета «Одесский вестник» писала об этом бое:

«Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных».

Удивительное мужество и самоотверженность экипажа брига «Меркурий» были признаны и противником. Штурман с «Реал-бея» так рассказывал об этом сражении:

«Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь».

За проявленные мужество и героизм бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом.

Капитан Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденом Святого Георгия IV класса, остальные офицеры – орденами Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины получили знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и могли отныне свои фамильные гербы украсить изображением того самого пистолета, выстрелом из которого последний живой из экипадажа должен был взорвать порох в крюйт-камере.

Капитан-лейтенант Казарский указом императора был произведен в капитаны 2 ранга и назначен флигель-адъютантом.

По велению Николая Первого в составе Черноморского флота всегда должно было быть судно «Память Меркурия». В 19-м столетии таких было три: два крейсера и один корвет. В двадцатом веке название «Память «Меркурия» носило небольшое картографическое судно.

В 30-е годы 19-го столетия легендарный бриг был отремонтирован и принял участие еще в одной русско-турецкой войне 1837-1839 годов, а затем и в Крымской войне (1854-1856 гг). Во время Крымской войны корпус «Меркурия» был использован при наведении понтонного моста через Южную бухту Севастополя.

А после Крымской войны отважный бриг стал плавучим складом в г.Николаеве и в ноябре 1857 года был полностью разобран по причине ветхости.

Легендарному сражению «Меркурия» посвятили свои полотна многие живописцы: Айвазовский, Иванов, Красовский, Чернецов, Барри, Лубянов.

В память о подвиге легендарного брига и его капитана в 1839 году в городе Севастополе был установлен памятник «Казарскому. Потомству в пример». На постаменте памятника изображены боги Нептун, Меркурий и богиня Ника, а также капитан брига А.И. Казарский, венчает памятник древнее военное судно трирема. Памятник находится в самом центре Севастополя – на Матросском бульваре. Ежегодно мимо него проходят тысячи людей. И многие ли из нынешнего «потомства» знают о большом подвиге маленького брига «Меркурий»?



Статьи по теме: