Дополнительное образование и стажировка как форма повышения квалификации. Стажировки — мировой опыт

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.

Прогресс в области технологий в последние годы повлек за собой стремительные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.

Если раньше, получив среднее или высшее образование, человек вполне мог всю жизнь работать на одном и том же предприятии и при этом быть успешным в своей профессиональной области, то сейчас такая ситуация практически невозможна. Однажды те компетенции, которые специалист получил в процессе обучения, устаревают. Чтобы построить успешную карьеру человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование - это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности либо повысить свой статус на настоящем рабочем месте.

Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

Еще совсем недавно дополнительное образование ориентировалось в основном на взрослых людей, сложившихся профессионалов в своей области, но сейчас ситуация изменилась. Подчас уже на момент учебы в ВУЗе студент понимает, что выбранная им специальность либо неинтересна ему, либо не востребована. Уход из ВУЗа в середине обучения - довольно смелый шаг, так как в поступление уже вложены деньги и время. Чтобы поступить на более престижную специальность, опять же нужны новые средства. Выходом из сложившей ситуации может стать как раз система дополнительного образования. Практически в каждом ВУЗе теперь есть система дополнительного образования. Не прерывая основного обучения, можно получить дополнительную специальность, которая в последующем поможет найти престижную, высокооплачиваемую и интересную работу. Очень распространены программы обучения квалификации дополнительной к основному высшему образованию по иностранному языку и менеджменту.

Минимально допустимый срок программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Система дополнительного профессионального образования для взрослых может быть реализована в следующих видах:

Повышение квалификации;

Профессиональная переподготовка, которая направлена, прежде всего, на получение новой квалификации;

Стажировка.

Главными целями стажировки являются изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка может проводиться как на территории России, так и за рубежом на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах власти. Главное условие - согласие предприятия и организация им рабочего места для стажёра.

Стажировка может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы. В ходе стажировки обучающиеся самостоятельно работают с учебными изданиями, изучают организацию и технологию производства, работ, непосредственно участвуют в планировании работы организации, работают с технической, нормативной и другой документацией, в качестве временно исполняющего обязанности или дублера выполняют обязанности различных должностных лиц, участвуют в совещаниях и деловых встречах.

По завершении стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО, стажёр пишет отчёт о практике и выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам обязательной итоговой аттестации выдается документ установленного образца.

Основная задача стажировки - приобретение опыта. Поэтому стажировка чрезвычайно полезна для молодых специалистов, только что начавших свой трудовой путь. Программы стажировки также могут быть востребованы среди студентов. Например, те, кто изучает такие специальности как туризм и сервис, могут пройти стажировку за границей в отелях и туристических комплексах, что поможет им «окунуться» в профессию, выработать практические навыки. Стажировка за границей будет отличным способом повысить квалификацию и для сложившихся специалистов, особенно тех, что работают в международных компаниях. Стажировки за рубежом организуются либо работодателем по договоренности с принимающими организациями, либо работником самостоятельно. В последнем случае можно воспользоваться услугами специализированных агентств, которые занимаются подбором программ стажировок с учетом индивидуальных особенностей и желаний специалиста.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

_________________

«_______»________________20__г

Положение

о стажировке педагогических и руководящих работников

в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Цели и задачи стажировки

2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
2.3. Задачами стажировки являются:

· совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

· подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

4. Формы организации стажировки

4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

7. Порядок подачи заявки на стажировку

7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

Приложение 1

к Положению о стажировке

Структура программы стажировки

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

6. Методические материалы к модульной программе.

7. Руководство к оценке освоения модуля.

8. Список литературы.

Приложение 2

к Положению о стажировке

Департамент образования Томской области

ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

«Утверждаю» «Утверждаю»

__________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

«__»__________20___г. «__»__________20___г.

Индивидуальный план стажировки

1. ФИО стажера ___________________

2. Наименование программы _________________________________________

3. Цель стажировки _________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

5. Руководитель стажировки _________________________________________

6. План стажировки __________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Сроки стажировки ________________________________________________

8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

___________________________________________________________________

9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель УМЦ ДПО ______________________

(подпись)

Приложение 3

к Положению о стажировке

Директору УМЦ ДПО

_________________________________

(должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

_________________________________

ЗАЯВКА

на стаж и р овку по индивидуальной программе

«_________________________________________________________________»

(название )

в ___________________________________________________________ г.____

(название организации )

Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

Место работы, занимаемая должность____________________________________

Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

Индивидуальная программа стажировки прилагается.

Руководитель ОУ_______________ _________________

Приложение 4

к Положению о стажировке

О Т Ч Е Т

о повышении квалификации в форме стажировки

(обучение на курсах повышения квалификации)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Должность_________________________________________________________

Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения обучения________________________________________

Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ОУ______________ / ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Каждый студент высшего учебного заведения знаком с таким понятием, как практика. Без ее прохождения получить диплом едва ли удастся. Что же касается выпускников вузов, не успевших наработать определенный опыт, то они обычно принимаются на испытательный срок и приобретают статус стажера. Так в чем же кроется разница между двумя этими понятиями?

Определения

Практика

Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление полученных студентами знаний в процессе посещения вуза. Является частью основной образовательной программы. Проходит на реальном предприятии, соответствующем специальности студента. Подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.


Стажировка

Стажировка – деятельность по наработке опыта или повышению квалификации. Под данным термином также понимается демонстрация своих способностей в ходе испытательного срока с целью определения возможности трудоустройства на штатную должность. Стажировка может выступать составляющей последипломного образования, наряду со специализацией и переподготовкой. Ее продолжительность определяется производственной необходимостью или количеством времени, требуемым для достижения поставленной цели.

Сравнение

Как уже говорилось выше, практика является обязательной частью учебной программы вуза. Суть ее состоит в применении полученных знаний в реальной жизни, освоении тонкостей той или иной профессии. Студенты попадают на практику двумя путями. Либо они сами ищут подходящее место, либо его предоставляет вуз. Как правило, университеты заключают договоры с различными организациями и ежегодно направляют туда своих студентов. Практика может проходить в течение учебного семестра или же для нее выделяется специальный период. Однако он не может выпадать на время каникул.

Перед началом практики вуз подписывает договор с организациями, согласно которому они предоставляют рабочие места студентам. Если же ученик самостоятельно выбирает предприятие, он заключает индивидуальное соглашение по установленной форме. Сроки проведения практики определяются учебным планом. Ее структура и содержание прописываются в рабочей программе. По результатам прохождения практики студенты пишут отчет, оценка за который учитывается в ходе промежуточной аттестации. Характеристики наставника также принимаются во внимание.

Главное отличие практики от стажировки в том, что первая осуществляется по направлению вуза. Тогда как вторая является собственной инициативой работника. Кроме того, область стажировки далеко не всегда соответствует приобретенной специальности. Так, окончивший медицинский вуз человек вполне может поступить на стажировку в компанию, занимающуюся грузоперевозками. Тогда как практикант должен выбирать место, соответствующее своему профилю обучения. Ведь только в этом случае достигается необходимый образовательный эффект.

Стоит отметить, что на стажировку попадают не только студенты, но и опытные работники компаний. Это происходит в случае переквалификации или повышения по карьерной лестнице. Если практика не сулит студенту никаких финансовых пополнений, то стажировка зачастую бывает оплачиваемой. По ее результатам человек либо получает желаемое место, либо слышит отказ от руководителя.

Сделать вывод, в чем разница между практикой и стажировкой, поможет сравнительная таблица.

Практика Стажировка
Является частью образовательной программы вуза Выступает собственной инициативой работника
Осуществляется на основании договора с вузом Зачастую не подкрепляется никакими документами
Не сулит студенту материальной выгоды Может быть оплачиваемой
Цель – получение профессиональных навыков для написания итогового отчета Цель – демонстрация своих знаний и умений для получения желаемой должности
Должна отвечать специальности студента Профиль образования работника не всегда имеет значение
Прерогатива исключительно студентов Ее проходят не только ученики вузов, но и опытные сотрудники
Продолжительность определяется учебным планом Сроки обусловлены производственной необходимостью

В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

Виды стажировок

Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

  1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
  2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
  3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
  4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
  5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

Рабочая стажировка

Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Длительность стажировки

Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

Продолжительность трудового дня

Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

Оплата стажировки

Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

Окончание стажировки

Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

Что дает стажировка студентам?

Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

Преимущества для студентов

  • Ценный опыт, новые навыки.
  • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
  • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
  • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
  • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).



Статьи по теме: