Отзыв: Л.Пантелеев. Буква "Ты". Учимся слушать Л пантелеев буква ты главная мысль

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Повторяем за мной.

Я внимателен

Я умен

Я послушный

Я хорошо думаю

Я уверен в себе

Что мы делаем на уроках литературного слушания?

Хорошо. Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с произведением

Л. Пантелеева Буква «Ты»

Предположите, о чем будет рассказ.

Хорошо, а теперь давайте проверим ваши предположения и послушаем рассказ.

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква-«я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Ты?

Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».

Буква «ты»?

Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква «я».

Не ты, а буква «ты»?

Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется- «я»?

Нет, - говорит, -почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется-«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я-это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква?

Ну, вот что, - сказал я наконец,-ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну-ну... конечно.

Вижу-молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом-на ухо мне:

Ты!..

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.

Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек- не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто? Она говорит: Это я.

Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:

Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился-вот-вот заплачет.

Что же ты, -я спрашиваю,-понимаешь?

Понимаю, -говорит, - что это я.

Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?

Ясно, -говорит. - Это буква «ты».

Да не «ты», а «я»!

Не я, а ты.

Не я, а буква «я»!

Не ты, а буква «ты».

Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! -закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы.

Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.

Хорошо, - сказал я. -Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит.

Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, -решил я. -Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так, значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».

И я сказал:

Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.

Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»-«тыблоко», вместо «ярмарка»-«тырмарка», вместо «якорь»-«тыкорь» и вместо «язык»-«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

О чем этот рассказ?

Назовите главных героев? (Взрослый человек, Иринушка)

Чего хотел добиться взрослый человек?

Зачем он обманул девочку?

Почему девочки было сложно понять эту букву?

Чем закончился рассказ?

А вы когда-нибудь обманывали? –Ложь это хорошо?

Хорошо. Спасибо, ребята.

Теперь откройте свои раб.тетради на с. 13

Задание №2.

Прочитайте. Как звали девочку в рассказе?

Подчеркните.

Задание №3

Прочитайте слова. (Яблоко, якорь.)

Произнесите слово яблоко, только мальчики. Что услышали?

Составьте звуковую схему этого слово.

Аналогично со словом якорь.

Работа в паре. Правила.

А теперь давайте почитаем.

На ваших столах лежат карточки.

Скажите для чего нам нужны уроки чтения и литературного слушания?

Что делали сегодня на уроке?

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?

Спасибо.

Порошу оценить свое поведение на уроке, при помощи жеста.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква – «я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

– А это вот, Иринушка, буква «я».

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

– Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!

– Буква ты?

– Да не «ты», а «я»!

Она еще больше удивилась и говорит:

– Я и говорю: ты.

– Да не я, а буква «я»!

– Не ты, а буква ты?

– Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?

– Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю.

– Что ты понимаешь?

– Это не ты, а это буква так называется: «ты».

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что вообще «я» – это только буква.

– Ну, вот что, – сказал я наконец, – ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

– Говорить?

– Ну, ну… Конечно.

Вижу – молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

– Ну, что же ты?

– Я сказала.

– А я не слышал, что ты сказала.

– Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

– Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом – на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я – большой человек – не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

– Это кто?

Она говорит:

– Ну вот… Понимаешь? А это буква «я»!

Она говорит:

– Понимаю…

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился – вот-вот заплачет.

– Что же ты, – я спрашиваю, – понимаешь?

– Понимаю, – говорит, – что это я.

– Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?

– Ясно, – говорит. – Это буква ты.

– Да не ты, а я!

– Не я, а ты.

– Не я, а буква «я»!

– Не ты, а буква «ты».

– Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

– Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

– Нет такой буквы! – закричал я. – Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

– Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

– Хорошо, – сказал я. – Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня

– хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, – решил я. – Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

– А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

– Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

– Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

«Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

– Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

– Яблоко? Так значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу «я» – значит – опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся».

И я сказал:

– Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы – вместо «яблоко» – тыблоко, вместо «ярмарка» – тырмарка, вместо «якорь» – тыкорь и вместо «язык» – тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Рассказ «Буква Ты» был написан в 1945 году Леонидом Пантелеевым. На нашем сайте вы можете прочитать данный рассказ онлайн.

Рассказ «Буква Ты» читать онлайн

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква — «я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

— А это вот, Иринушка, буква «я».

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

— Ты?
— Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!
— Буква ты?
— Да не «ты», а «я»!

Она еще больше удивилась и говорит:

— Я и говорю: ты.
— Да не я, а буква «я»!
— Не ты, а буква ты?
— Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?

— Нет, — говорит, — почему не понимаю? Я понимаю.
— Что ты понимаешь?
— Это не ты, а это буква так называется: «ты».

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я — это не я, ты — не ты, она — не она и что вообще «я» — это только буква.
— Ну, вот что, — сказал я наконец, — ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

— Говорить?
— Ну, ну… Конечно.

Вижу — молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

— Ну, что же ты?
— Я сказала.
— А я не слышал, что ты сказала.
— Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
— Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом — на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек — не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

— Это кто?

Она говорит:

— Это я.
— Ну вот… Понимаешь? А это буква «я»!

Она говорит:

— Понимаю…

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился — вот-вот заплачет.

— Что же ты, — я спрашиваю, — понимаешь?
— Понимаю, — говорит, — что это я.
— Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?
— Ясно, — говорит. — Это буква ты.
— Да не ты, а я!
— Не я, а ты.
— Не я, а буква «я»!
— Не ты, а буква «ты».
— Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
— Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

— Нет такой буквы! — закричал я. — Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

— Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

— Хорошо, — сказал я. — Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня — хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, — решил я. — Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

— А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

— Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

— Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

«Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

— Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

— Яблоко? Так значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу «я» — значит — опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся».

И я сказал:

— Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы — вместо «яблоко» — тыблоко, вместо «ярмарка» тырмарка, вместо «якорь» — тыкорь и вместо «язык» — тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л) Буква "ты"

Алексей Иванович Пантелеев

Алексей Иванович Пантелеев

(Л.Пантелеев)

Буква "ты"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква "я".

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!

Буква ты?

Да не "ты", а "я"!

Она еще больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква "я"!

Не ты, а буква ты?

Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?

Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется: "ты".

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква.

Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну, ну... Конечно.

Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто?

Она говорит:

Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!

Она говорит:

Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.

Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?

Понимаю, - говорит, - что это я.

Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?

Ясно, - говорит. - Это буква ты.

Да не ты, а я!

Не я, а ты.

Не я, а буква "я"!

Не ты, а буква "ты".

Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"!

Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?

"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

"Якову дали яблоко".

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так значит, это буква "я"?

Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".

И я сказал:

Да, правильно. Это буква "ты".

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Тема. «Юмористический рассказ. Л.Пантелеев. «Буква «ты». Всегда ли надо говорить правду?»

Цель. Открыть способы создания конфликтной ситуации в юмористическом рассказе.

Задачи. Создать в речевом упражнении образ «умной» пишущей машинки; усвоить особенности интонирования юмористического рассказа; познакомиться со структурой повествовательного текста «завязка – кульминация – развязка»; понять, в чем причина конфликтной ситуации между Иринушкой и главным героем рассказа.

«Копилка» терминов

Завязка – событие, с которого зарождается и развивается конфликт в художественном произведении; начало действия.

Кульминация – вершина конфликта, точка максимального напряжения в развитии действия.

Развязка – разрешение конфликта, смысловая точка в развитии действия.

Дети усваивают это через систему вопросов: почему появились разногласия между героями, какой эпизод рассказа можно назвать самым ярким, как герои вышли из создавшейся ситуации?

ХОД УРОКА

Речевые упражнения

«Как из букв появляются слова?» – над этим вопросом задумывается не одно поколение дошколят и первоклашек. Современная поэтесса Елена Липатова предлагает в качестве ответа песенку. Если для ее исполнения заранее подобрать двух «актеров» из вашего класса, то интересно использовать принцип построчного озвучивания (например, все нечетные строчки исполнять задумчиво, а четные – напористо и немного поучительно). Тогда проявится скрытая диалогичность этого текста: «почемучка» как бы беседует со «знайкой». Строка удлиняется там, где говорит первый «персонаж», и укорачивается там, где реагирует второй. Мало кто из слушателей сразу поймет, что в тексте говорится про пишущую машинку. Название – Песенка, которую сочинила моя пишущая машинка, когда меня не было дом – можно сделать загадкой и обсудить после исполнения.

Крутится лента туда и сюда,
Буквы стучат вразнобой,
Мудрые мысли и просто слова
Пишутся сами собой...
Буква за буквой – и слово готово.
Это не трудно: раз-два!
Песенку выдумать проще простого,
Если известны слова.

Знакомство с новым материалом

Особенности интонирования юмористического рассказа: рассказчик-герой – взрослый, Иринушка – смышленая девочка четырех с половиной лет; конфликт героя-взрослого и героя-ребенка, неожиданное разрешение конфликта; прямые обращения героя к читателю, заочный диалог главного героя с читателем в финале рассказа; герои серьезно проживают ситуацию, автор относится к происходящему с юмором.
В рассказе Леонида Пантелеева «Буква ты» эмоции героев достигают высокого накала. Чаще всего этот текст читают так, что взрослого представляют мудрым, а Иринушку – робкой малолеткой. Постарайтесь создать в чтении два одинаково сильных образа. И главный герой, и Иринушка способны многое понять и стремятся к этому. Они действуют очень логично, но каждый как бы двигается в своей плоскости. Особенно активно прочтите не середину рассказа (с ее бушующими страстями), а его концовку. В ней происходит переключение позиции взрослого, который вдруг начинает воспринимать ситуацию с точки зрения ребенка и, используя маленькую хитрость, выходит из сложной ситуации.

Словарная работа

В детской литературе конфликт героя-ребенка и героя-взрослого чаще всего основан на непонимании (оно бывает как ситуативным, так и межпоколенческим). Каждый персонаж видит ситуацию по-своему. Художественный конфликт как некая (во многом условная с позиции взрослого и вполне реальная с точки зрения ребенка) модель действительности задает маленькому читателю ориентиры в осознании собственных столкновений со взрослыми. Палитра чувств, которые при этом испытывает ребенок, достаточно широка, а словарь ребенка – беден. Расширение словарного запаса помогает ученикам не только проанализировать рассказ Л. Пантелеева, но и включить этот текст в активный читательский (и жизненный) багаж. Необходимо истолковать детям все незнакомые слова, речевые обороты и предложения.

Большая умница – так уважительно сказано о девочке, которой исполнилось всего четыре года и пять месяцев.

Одолеть всю русскую азбуку – выучить все буквы русского алфавита.

Споткнуться (на чем-либо ) – столкнуться с трудностями.

Говорить про себя – устойчивое выражение, которое можно понять как в прямом (говорить о себе), так и в переносном (проговаривать в уме) смысле.

Гневаться – очень сильно сердиться.

Бестолковая (девочка ) – глупая, непонятливая. Эта характеристика не увязывается с тем, что в начале рассказа Иринушка названа большой умницей: за десять дней она выучила все буквы и научилась читать. Бестолковым, скорее всего, является взрослый.

(Ей, мне ) стыдно – так говорят о чувстве сильного смущения, неловкости за свои или чужие поступки.

Жалость – чувство сострадания к кому-либо, к чему-либо.

Барахлишко – здесь: маленькие вещи. «Как же мы перешагнем через эту проклятую букву я?» – то есть: как же мы договоримся о том, что означает буква я?

Сударыня – обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.

Черным по белому – то есть: совершенно ясно.

Попадаться на удочку – давать себя обмануть, перехитрить.

Процесс осмысления текста

Учитель. Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ.

Д. Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.

У. Вам по шесть, по семь лет, и вы не все понимаете. А Иринушке, про которую мы узнали из текста, четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка и взялась за такое трудное дело. Что она никак не могла понять?

Д. Чем буква я отличается от человека, который говорит о себе: «я». У. А что никак не мог понять ее учитель-взрослый?

Д. Как ей объяснить, что он сам и буква я – не одно и то же.

У. Да, и Иринушка, и учитель-взрослый испытывали трудности понимания. К чему привели эти трудности?

Д. К тому, что герои очень расстроились.

У. Кто больше расстроился?

Д. Иринушка. Она даже заплакала.

У. Да, она заплакала жалобно . Что это значит?

Д. Очень горько. Ей обидно, что взрослый ее не понимает. Она говорит так, как думает, и уверена, что это правильно. Ей стыдно , что она не такая хорошая, как о ней думали.

У. Да. Взрослый тоже очень расстроен. Почему?

Д. Ему сначала было стыдно , что он взрослый, а объяснить все про букву я не умеет. Потом он разгневался и даже отругал Иринушку, но тут же пожалел ее, когда она заплакала.

У. Да, взрослый был очень сильно рассержен. Он даже сам это заметил: «Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике».
Откройте учебник. Какой момент изображен на первой иллюстрации?

Д. Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я , а она удивляется: «Ты?»

У. Правильно. Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? Обсудите ответ в парах.

Работа в парах

Варианты ответов:

– Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет – значит, она сейчас соберет вещи и расстроенная пойдет домой. – Иринушка читает: «Тыкову дали тыблоко». Взрослый вскакивает из-за стола, чтобы придумать, как поступить дальше.
– Не совсем понятно, какой момент нарисовал художник. Когда Иринушка плакала, она еще не читала: «Тыкову дали тыблоко». Эту фразу она прочитала не в момент ссоры, а на следующий день.
– Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка прочла неверно предложение про Якова, которому дали яблоко.

Поскольку визуальный образ не соответствует сюжету рассказа, стоит рассказать детям о том, что когда мы слушаем (или читаем) текст, у нас выстраивает цепочка событий. На с. 29 нам предлагают такую иллюстрацию, которая нарушает смысл этой цепочки. Чтобы заполнить смысловые пустоты, надо найти свои варианты «раскадровки» текста. Предложите детям словесно спроектировать или изобразить на бумаге, какие еще иллюстрации мог бы нарисовать художник. Главное условие: уместить все содержание рассказа в три-четыре кадра.
Чтобы справиться с этой задачей, детям необходимо выделить значимые эпизоды повествования. Так мы постепенно подведем их к тому, что в повествовательных текстах действие развивается по схеме: завязка – кульминация – развязка.

Закрепление изученного

Выразительное чтение рассказа.

Чтобы прочесть рассказ (или понравившийся отрывок из рассказа) Л. Пантелеева, передавая чувства каждого героя , надо обратить внимание на слова-«подсказки». Подчеркните их заранее в своем учебнике и дайте по нему прочесть выразительно рассказ двум-трем ученикам. Остальные ребята могут потренироваться слушать слова, указывающие на эмоциональное состояние Иринушки и ее учителя:

    Иринушка с удивлением на меня посмотрела...

    Она еще больше удивилась и говорит...

    Неужели ты в самом деле не понимаешь ...

    Я не выдержал , вскочил , схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике.

    А бедная Иринушка сидела... и жалобно сопела . Ей, наверное, было стыдно , что она такая бестолковая.

    Но и мне тоже было стыдно , что я – большой человек – не могу научить...

    Наконец я придумал все-таки...

    А у самой уж, вижу, и губы дрожат , и носик сморщился вот-вот заплачет ...

    Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

    – Нет такой буквы! – закричал я...

    – Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы .

    Потом уронила голову на стол и заплакала . Да так громко и так жалобно , что весь мой гнев сразу остыл . Мне стало жалко ее.

    ... ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая , вышла из комнаты...

    А я, оставшись один, задумался : что же делать?..

    Ладно, – решил я. – Забудем о ней...

    И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры , пришла на урок...

    Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем, и носиком в страницу...

    От удивления я даже на стуле подскочил ...

    Она удивилась и говорит...

    Да, правильно . Это буква «ты».

    А Иринушка, слава Богу , выросла уже большая...

    Рефлексия прочитанного

Вопрос: «Всегда ли надо говорить правду?» – лучше дать для обсуждения в группах. В поисках ответа на него дети сталкиваются с рядом трудностей. Во-первых, с житейской точки зрения всем известно, что врать нельзя (эту этическую норму рассказчик сообщает в конце: «Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду»). Во-вторых, логика развития действия подводит читателей к тому, что правда только усугубляет конфликт, а неправда его разрешает. В-третьих, дети сталкиваются с проблемой границ человеческого понимания и взаимопонимания, в частности с невозможностью усвоить какие-то хорошо знакомые взрослым факты и вещи.
Рассказ Л. Пантелеева выстроен так, что каждый читатель вовлекается в развитие действия. Он и есть тот самый собеседник, у которого герой ищет поддержки, одобрения или порицания:

  • Как же, скажите на милость, ей объяснить , что я – это не я... и вообще я – это только буква?

    Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю...

    Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось...

Задача читателей состоит в том, чтобы, отказавшись от своих житейских представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», постараться понять именно этого героя, именно эту ситуацию. Причем ситуацию во многом педагогическую. Если на Иринушку первоклассники смотрят как на маленькую, то со взрослым они оказываются на равных. Им надо или признать неправду в качестве тактической хитрости, или предложить свой выход из положения.

Чтение для любознательных

Полина Расщупкина, 9 лет

Давайте попробуем складывать слоги,
А слоги помогут сложиться в слова.
Сперва попытайтесь сложить слово ноги,
Потом постарайтесь сложить голова.
Давайте, ребята, мы пальчики сложим.
Никак не получится слово спина.
Смотрите, смотрите – веснушка на щечке,
А значит, уже наступила весна.
Ну как, вам понравилась эта затея?
Мы сложим и море, и горы, и век.
А если придется сложить руки, ноги,
Получится знаете кто? – Человек.

Вопросы к тексту

1. Прочти стихотворение Полины Расщупкиной. Все ли вам в нем понятно?
2. Кто может говорить такие слова? К кому он или она обращается?
3. Что в этом тексте тебя заинтересовало больше всего?
4. Если хочешь, расскажи о своих собственных переживаниях, связанных с умением читать.

Если вы с детьми будете читать стихотворение Полины в классе, то на последний вопрос к тексту ученики могут ответить устно. Если же вы используете текст для индивидуальной работы, то можно предложить это задание для небольших (2–3 предложения) «семейных» зарисовок, которые мама, папа и сам(а) ученик (ученица) начнут словами: «Когда я учился (училась) читать, мне...»



Статьи по теме: