Заливка бетонной стяжки в гараже. Бетонный пол в гараже своими руками. Выравнивание бетонной стяжки

Гараж должен в любую погоду, так же как и в любое время года, выполнять свою основную функцию - обеспечивать безопасность и защиту машины. Во втором пункте участвует всё то, из чего состоит гараж – крыша, стены, и самое главное – пол, который должен отвечать многим параметрам, среди которых:

  • прочность (нередким случаем для таких полов являются физические нагрузки);
  • химическая инертность к различным видам химических средств;
  • влагостойкость (при возможности протекания крыши или же утечки жидкости из самой машины);
  • износостойкость (пол в подобных строениях часто подвергается эксплуатации).

Самым удачным выбором в данном вопросе является бетонный пол, отвечающий всем этим параметрам и имеющий много плюсов – стойкость к физическим и химическим воздействиям. Однако в таком выборе существуют свои минусы: по причине длительного застывания бетона, а именно набиранию основного процентного содержания прочности своей за неделю, и последующего затвердевания за месяц, процесс доведения пола до ума затягивается, что не всегда идёт на пользу людям, строящим гараж.

СП 31-105-2002. 5. Фундаменты, стены подвалов, полы по грунту

Принятой стандартной толщиной пола в гараже является 130-150 мм. Что же входит в такое покрытие? От нижнего к верхнему располагаются обязательные слои, из которых состоит гаражный пол:

  • грунт/гравий (толщина слоя до 0,8 мм);
  • песок (толщина слоя примерно равна 10 мм);
  • полиэтиленовая пленка или же специальная полиэтиленовая мембрана (толщина незначительная, по этой причине не учитывается в расчётах);
  • армированный слой бетона (принятая за норму толщина данного слоя – 20-30 мм);
  • гидроизоляция + утеплитель + пленки (в частности, теплоизоляция обычно имеет толщину 10 мм);
  • финишная армированная стяжка (не учитывается по причине незначительной толщины).

Процесс заливки бетонного пола

Как сделать пол в гараже. Толщина слоев

Начальная стадия – гравий и песок

Дно будущей территории заливки пола необходимо максимально сжать и выровнять, для чего в землю вбивается некоторое количество столбиков с расстоянием в один метр для выявления нужного уровня гравия, а затем по мере его засыпания, тщательно прессуют и убирают камни, которые способствуют последующим неровностям. После слоя гравия следует ровный слой песка, с рассчитанной заранее шириной.

Гидроизоляция – нео бходимый слой

До укладывания бетонного основания, нужно позаботиться о гидроизоляции пола – важной его функции, особенно для гаража. Лучшим способом обеспечить защиту от влаги являются специальные мембраны или же их аналоги, полиэтиленовые плёнки, уложенные внахлёст и склеенные между собой лентой поливинилхлорида. Во избежание последующих неровностей, как и на прошлом этапе, слой, а именно плёнка, тщательно выравнивается и разглаживается.

рулонная гидроизоляция

Главная и самая важная часть постройки пола – заливка бетонного раствора

До заливки необходимо произвести армирование – процесс укрепления металлической сетки с целью улучшения прочности и устойчивости к внешним нагрузкам пола. Процесс нанесения непосредственно бетонного слоя осуществляется путём установки реек и последующей заливкой. Необходимо так же предварительно выбрать нужную марку и нужный подвид. В состав раствора для заливки бетонного слоя входят следующие материалы:

  • песок
  • цемент;
  • вода.

Важно помнить, что после заливки пол должен сохнуть на протяжении как минимум месяца; также ему необходимо проветривание и увлажнение.

Процесс создания теплоизоляции пола

Необходимо утеплить пол перед тем, как провести финальную стяжку – лучший и принятый многими материал для данной работы – пенополистирол (Пеноплекс) и последующий слой плёнки для надёжности.

Пенопласт Пенополиуретан Мин. плита
Открытая ячеистая структура Существует как открытая, так и закрытая ячеистая структура Волокна, хаотично расположенные в вертикальном и горизонтальном направлениях
Плохо пропускает влагу Почти не пропускает влагу Почти не впитывает влагу
Легкий материал Легкий материал Средне-легкий материал
Средняя прочность Низкая прочность Низкая/средняя прочность
Средний показатель устойчивости на сжатие Низкие показатели устойчивости на сжатие Показатели устойчивости на сжатие от низких до средних
Не токсичен Не токсичен, при температуре 500 градусов выделяет угарный и углекислый газ Не токсичен
Не пригоден для использования под высокой нагрузкой Не все плиты пригодны для использования под высокой нагрузкой
Подвержен распаду Достаточно долговечен Достаточно долговечен
Подвержен влиянию ультрафиолета Практически не подвержен влиянию ультрафиолета Достаточная стойкость к влиянию УФ
Наименование Размерность Пеноплэкс 31С Пеноплэкс 31 Пеноплэкс 35 Пеноплэкс 45С Пеноплэкс 45
Плотность кг/м³ 28,0-30,5 25,0-30,5 28,0-37,0 35,0-40,0 38,1-45,0
Прочность на сжатие при 10% линейной деформации, не менее МПа
(кгс/см²; т/м²)
0,20
(2; 20)
0,20
(2; 20)
0,25
(2,5; 25)
0,41
(4,1; 41)
0,50
(5; 50)
Предел прочности при статическом изгибе, не менее МПа 0,25 0,25 0,4 0,4 0,4-0,7
Модуль упругости МПа 15 15 15 18 18
Водопоглощение за 24 часа, не более % по объему 0,4 0,4 0,4 0,4 0,2
Водопоглощение за 30 суток % по объему 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4
Категория стойкости к огню группа Г4 Г1 Г1 Г4 Г4
Коэффициент теплопроводности при (25±5)°С Вт/(м·°K) 0,030 0,030 0,030 0,030 0,030
Коэффициент паропроницаемости мг/(м·ч·Па) 0,008 0,008 0,007 0,007 0,007
Удельная теплоемкость, с кДж/(кг·°K) 1,45 1,45 1,45 1,4 1,4
Температурный диапазон эксплуатации °С -50…+75 -50…+75 -50…+75 -50…+75 -50…+75
Ширина мм 600 600 600 600 600
Длина мм 1200 1200 1200 2400 2400
Толщина мм 30*; 40; 50; 60; 80; 100
30*; 40; 50; 60; 80; 100
* – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 31 (тип 31 С) толщиной 30 мм прочность на сжатие не менее – 0,15 МПа
20**; 30***; 40; 50; 60; 80; 100

** – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 35 толщиной 20 мм прочность на сжатие не менее – 0,18 МПа
*** – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 35 толщиной 30 мм прочность на сжатие не менее – 0,20 МПа

40; 50; 60; 80; 100 40; 50; 60; 80; 100

Выравнивание залитого бетона

Различная комбинация – меняет ли она концепцию?

В различных инструкциях можно увидеть разные версии укладывания такого вида пола – в большинстве случаев единственное различие этих теорий – последовательность этапов укладки пола. У некоторых разбегаются глаза, а в голове один и тот же, весьма адекватный вопрос – существует ли принципиальная разница между многочисленными вариантами последовательности слоёв укладки и есть ли наиболее удачный вариант?

Ответ прост – последовательность не играет огромной роли. Гораздо важнее придерживаться норм толщины слоя того или иного уровня.

Изменение толщины пола за счёт бетонного слоя и последствия данной манипуляции

При уменьшении толщины слоя бетона в общей конструкции пола, в конечном итоге получаются следующие подсчеты: толщина бетонного слоя по соотношению каждого слоя и общей толщины меньше суммы всех остальных слоёв, которые, по сути, являются защитой и укреплением бетонного пола. Увеличение же бетонного слоя не повредит общей концепции – наоборот, это повысит уровень надёжности такого пола. Но при этом так же важен следующий параметр – между землёй, находящейся до гаража и гаражным полом должен быть либо равномерный спуск, либо незначительный зазор. В противном случае въезд и выезд из гаража нанесёт вред как колёсам, корпусу и всей машине в целом, так и полу – таких экспериментов данная конструкция долго терпеть не сможет и, рано или поздно, начнёт трескаться и разрушаться.

Таким образом, соблюдая технологию, можно получить великолепный результат, который многие годы будет радовать своего владельца.

Видео - Пол в гараже. Толщина бетонного пола в гараже

Особенность обустройства бетонной стяжки в гараже заключается в том, что в процессе эксплуатации на нее будет оказываться большая нагрузка. Такой пол должен быть прочным, практичным, экономичным и как можно дольше сохранять свои первоначальные свойства.

Большинство владельцев транспортных средств используют гаражи не только для укрытия своих автомобилей, но и в качестве помещения под мастерскую. Здесь же они хранят оборудование и инструмент, которые в доме невозможно держать. Поэтому в большинстве случаев хозяевами выбирается бетонная стяжка в гараже как наилучший вариант, ведь долговечность используемых в данном случае материалов гарантирует такому полу длительный срок эксплуатации.

Требования к полу в гараже

Чтобы в процессе эксплуатации напольное покрытие в гараже не создавало проблем при проведении ремонтных работ с автомобилем, оно должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Прочность и надежность пола относительно механических повреждений. Практически ежедневно его поверхность подвергается абразивному трению, ударам и высоким нагрузкам, поскольку транспортное средство имеет значительный вес. Поэтому неверно выполненная стяжка пола в гараже может сделать верхний отделочный слой непригодным к эксплуатации.
    Устойчивость к воздействию горюче-смазочных смесей и химических реагентов. И ламинат, и линолеум быстро испортятся под их действием.
  2. Пожаробезопасность. Исходя из этого требования, можно утверждать, что деревянные полы нельзя укладывать в гаражах по причине их повышенной горючести.
  3. Износостойкость. Помещение, где находится автомобиль, интенсивно эксплуатируется.
  4. Влагостойкость. Отопление в гаражах встречается нечасто, что приводит к образованию конденсата на стенах и потолочном перекрытии. В зимнее время года с подкрылков и колес автомобилей осыпается снег, который тает. Поэтому материал покрытия пола должен быть влагостойким.


Исходя из вышеперечисленных требований, бетонный пол в гараже можно назвать лучшим решением.

Надежное основание для напольного покрытия в гараже

Основная проблема обустройства пола в гараже связана с тем, что он располагается близко к грунту, в котором содержится большое количество влаги. Эта особенность способна доставить автовладельцу серьезные неприятности и причинить значительный материальный урон. Бетонная стяжка пола в гараже укладывается на подготовленное основание. Бетонирование пола в гараже и монтаж напольного покрытия выполняется по принципу так называемого «пирога», который считается наиболее оптимальным вариантом.


Последовательность слоев в направлении от грунта вверх выглядит таким образом:

  1. Насыпь из гравия (щебня). Выполняет функцию своеобразного дренажа, способствующего отводу лишней жидкости и недопущению ее проникновения в бетон.
  2. Мягкая глина или песок. Эта прослойка отвечает за удаление влаги из бетона и передачу ее гравию.
  3. Укрепляющий слой из бетонной смеси.
  4. Гидроизоляция. Благодаря ей, грунтовые воды не проникают в пол строения. Стартовая прослойка делается из мастики, а основная укладывается в два слоя.
  5. Утепляющий материал.
  6. Бетонная стяжка плюс армирование.
  7. Самовыравнивающееся покрытие на пол. Этот слой заливается по желанию хозяина гаража и его делать необязательно, но он значительно повысит качество стяжки на основе бетона. Кстати, правильно сделанное основание позволяет заливать недорогие составы.

Виды гидроизоляционных материалов для гаражного пола

К материалам, применяемым при обустройстве гидроизоляции, предъявляется ограничение: не следует пользоваться мембранными или пленочными изделиями, так как у них отсутствует требуемая эластичность, и они не способны справиться весной и осенью с количеством грунтовых вод.


Лучшим выбором материалов для слоя гидроизоляции в вышеописанном пироге специалисты считают недорогие рулонные покрытия, обладающие хорошими потребительскими характеристиками. Профессионально выполненные работы по гидроизоляции в помещении защитят его от сырости, предотвратят появление плесени и распространение грибка и тем самым не дадут постройке разрушаться, а имущество, находящееся в гараже, не будет портиться.

Существует несколько видов выполнения гидроизоляции пола в гаражном строении:

  • противонапорная, которая защищает от попадания грунтовых вод;
  • безнапорная - препятствует вредному влиянию паводковых стоков и дождей;
  • противокапиллярная – предохраняющая конструкцию от негативного действия капиллярной влаги.

Помимо создания гидроизоляции в гараже необходимо установить действенную вентиляционную систему.

Поэтапное сооружение бетонной стяжки в здании гаража

Когда обустраивается стяжка пола в гараже своими руками, все действия выполняются поэтапно.

Проведение подготовительных работ

Следует удалить прежнее напольное покрытие. Монтаж новой стяжки на старую основу производить не следует.

Качественный результат можно достичь, только заменив все слои ранее имеющегося «пирога». При наличии смотровой ямы в постройке, остатки б/у гидроизоляции, покрытия стен и старую конструкцию пола также тщательно демонтируют. Нижний уровень в помещении необходимо очистить до самого грунта по - максимуму.


Укладка подушки из песка и гравия

Хорошо очищенный от сора и различных обломков грунт утрамбовывают и выравнивают. Для создания песчано-гравийной подушки используют:

  • щебенку (гравий);
  • жирную глину (можно песок).

При выборе гравия специалисты рекомендуют использовать однокалиберный материал средней фракции. Дело в том, что применение насыпного материала крупного или мелкого размера приводит к понижению качества финишной поверхности. «Подушку» насыпают и выравнивают, ориентируясь на уровень. Идеальная толщина утрамбованного слоя должна составлять 4-5 сантиметров, а минимальная –2 сантиметра.


Перед тем, как выровнять пол в гараже , высотой 10-12 сантиметров насыпают слой речного песка. Можно использовать мягкую глину. Потом гравийно-песчаную подушку тщательно утрамбовывают. Оба слоя в сумме должны иметь высоту примерно 15 сантиметров. После завершения выполнения работы выполняют проверку качества укладки при помощи уровня.

При наличии в гаражном строении смотровой ямы подушку из гравия и песка укладывают не только на полу помещения, но и на дне подвала. Чтобы работу было удобно выполнять, по периметру стен размечают уровень слоя или устанавливают столбики с пометками.

Фиксация уровня из песка

До того, как сделать стяжку пола в гараже, профессионалы рекомендуют перекрыть подушку из песка и гравия 1,5-сантиметровым слоем из цемента с добавлением песка в пропорции 1:4 или 1:3, чтобы покрытие получилось более прочным и надежным. Далее в работе нужно сделать перерыв примерно на сутки, чтобы бетон полностью высох.

Выполнение стартовой гидроизоляции и поклейка ленты на каучуковой основе

Смотровую яму и основание пола покрывают нетолстым слоем битумной мастики, частично захватив на незначительной высоте и стены. Перед этим места, где стыкуются стены помещения с горизонтальными поверхностями, проклеивают самоклеящейся каучуковой лентой с водонепроницаемыми свойствами.


Укладка слоев основной гидроизоляции

С целью защитить помещение от разрушительного действия грунтовых вод и разных видов осадков, прежде, чем производится заливка стяжки в гараже, необходимо подобрать соответствующий гидроизоляционный рулонный материал.

Для этой работы подойдет:

  • гидростеклоизол;
  • битумный рубероид;
  • пленка из полиэтилена, имеющая толщину от1 миллиметра.

Рулонный гидроизоляционный материал укладывают ровно, не допуская волн и складок. Отрезки полотен раскладывают внахлест на 15-20 сантиметров и приклеивают их к стенам при помощи водонепроницаемого скотча. При создании гидроизоляции материал помещают на дно ямы и пол строения так, чтобы он заходил на стенки на расстояние около 10-12 сантиметров.

Гидроизоляционных слоев должно быть не меньше двух. При этом допускается сочетание разных материалов. Например, вниз укладывают полиэтиленовую пленку, сложив дважды, а поверх ее – рубероид. При возникновении сомнений можно дополнительно положить еще один гидроизоляционный материал. В результате таких мер в помещении будет создан благоприятный микроклимат, а инструменты и предметы не пострадают от влажности и коррозийных процессов.

Монтаж теплоизоляционного слоя

Необходимым мероприятием, до того, как сделать стяжку в гараже, является укладка утеплителя. Подбирают стройматериалы для теплоизоляции с учетом климата в данном регионе и функционированием, либо отсутствием системы отопления в помещении. Качественно выполненная работа по утеплению позволит находиться в гараже в комфортных условиях в любое время года. Можно использовать либо минвату или стекловату, либо пенопласт. Также задействуют экструдированный пенополистирол.

Утеплитель монтируют слоем, имеющим толщину 7-10 сантиметров – если нужно материал складывают несколько раз, а для обустройства температурного зазора места стыков и периметр скрепляют при помощи демпферной ленты. Теплоизоляцию необходимо выполнить на всех без исключения поверхностях внутри гаражного строения. Зона, где располагается вход в помещение, рекомендуется утеплять сильнее, для этого там раскатывают больше материала.

Армирование бетона

Существует ряд рекомендаций, как правильно сделать стяжку в гараже. Чтобы она не потрескалась и не расползлась, на напольной основе и по имеющимся в смотровой яме поверхностям помещают арматурную сетку, состоящую из металлических прутьев 8-9 миллиметровым диаметром, которые образуют ячейки размером от 15 до 20 сантиметров.


Когда выполняется стяжка в гараже своими руками, не следует забывать, что зону, где будет находиться автомобиль и стоять тяжелое оборудование или другие предметы, дополнительно армируют еще одним слоем. Разрешается укладывать металлическую сетку с ячейками большего размера. В результате покрытие станет более износостойким, поскольку будет защищено от появления дефектов.

Арматуру закрепляют таким образом, чтобы она перед началом работ располагалась в подвешенном состоянии, возвышаясь над уровнем основания на 4-5 сантиметров. Для этого принято использовать подпорки из металла или пластика. Расстояние между краем сетки и стенками помещения выдерживают в пределах 5 сантиметров.

Заливка стяжки в смотровой яме

Надежное покрытие делают из раствора, содержащего гравий мелкой фракции, цемента М200-М400 и речного песка в пропорции 5:1:3. Толщина стяжки в гараже в смотровой яме, как правило, должна составлять 10-12 сантиметров, при этом не обязательно выравнивать ее поверхность идеально.

Монтаж маячков

С целью получения ровного покрытия пола до того, как залить стяжку в гараже, следует использовать маяки из металлического профиля или трубок, имеющих сечение 2,5-3 сантиметра (прочитайте: " "). Их закрепляют на напольном покрытии при помощи бетонной смеси густого замеса. Направляющие помещают с промежутками 1,5-2 метра одна от другой. Маяки обрабатывают машинным маслом, чтобы было легче их удалить после завершения работ.

Приготовление бетонного раствора

Для этого обычно берут 1 часть цемента, 3 части песка и воду в количестве, равном ½ цементного объема. В ряде случаев добавляют немного мелкого гравия. Сейчас в продаже имеются уже готовые стройматериалы для создания стяжек, имеющие в составе фиброволокно и специальные пластификаторы, обеспечивающие создание прочного и долговечного покрытия. Равномерное вымешивание раствора обеспечивает использование низкооборотной мешалки.

Заливка стяжки

Ее следует делать одновременно по всей поверхности пола гаража. Раствор надо выкладывать, ориентируясь на маяки. Работу начинают от дальнего угла, для разравнивания пользуются правилом. Требуемая толщина стяжки пола в гараже – 6-7 сантиметров.


Чтобы не допустить растрескивания верхнего слоя, его поверхность нужно увлажнять не реже, чем через каждые 10-12 часов. Можно использовать такой способ: бетонное покрытие посыпают мокрыми опилками, и время от времени сбрызгивают водой. Через двое суток маяки осторожно вынимают, а пустоты после них заполняют бетонным раствором. Не следует забывать о необходимости оставлять 5-миллиметровые компенсационные зазоры между стенами и стяжкой.

Для этого можно воспользоваться (на выбор):

Вдоль периметра смотровой ямы на расстояние 50 миллиметроввыкладывают металлический уголок, а ее стенки заливают бетоном, установив опалубку, или делают облицовку кирпичом. В некоторых случаях стяжку укладывают под уклоном в 1-2% относительно гаражных ворот или сточной решетки.

Для оформления напольного покрытия используют:

  • плитку;
  • толстую резину;
  • полимерный слой;
  • покраску.

Толщина бетонной стяжки в гараже немаленькая, поэтому сохнет около месяца и только потом укладывается финишная отделка.

Специалисты рекомендуют не обустраивать полы в гаражном строении абсолютно гладкими, а делать их немного шероховатыми, чтобы между покрытием и резиной усилилось сцепление и не допускалось проскальзывание автомобильных колес.

Правильная организация гаражного хранения автомобиля, как показывает практика, это одна из составляющих долгой и безаварийной службы машины, а еще — решение многих проблем, связанных с обслуживанием и ремонтом, возможностью запуска в зимнее время и просто с вопросом сохранности.

Бесспорно, гаражное хранение авто дает все эти преимущества, тем более, если само здание гаража сделано по проекту и с учетом потребностей самого хозяина. Но вот такой момент, как ровный и прочный пол в помещении, почему-то многие владельцы откладывают на завершающий этап строительства. А вместе с тем, это один из самых главных элементов конструкции гаражной стоянки.

Для уже построенного здания гаража заливка пола требует проведения некоторого комплекса подготовительных работ:

  1. На начальном этапе поверхность очищается от строительного мусора и предварительно выравнивается.
  2. Далее оценивается расположение здания относительно прилегающей территории. В большинстве гаражные ворота проектируются на небольшой возвышенности по отношению к дороге, поскольку в противном случае есть большой риск получить в весенне-летний период внутри строения небольшой бассейн, а в зимний период — залитый льдом каток. Таким образом, уровень ворот и будет принят за уровень пола.
  3. Уровень пола рекомендуется сразу очертить по периметру стен, чтобы при работах было легче ориентироваться относительно укладки слоев основания.
  4. Внутри здания оценивается состояние грунта, его плотность и наличие близких к поверхности грунтовых вод. Такая оценка требуется для определения объема работ по укладке пола, расчету необходимых материалов.

Работы по подготовке площадки под основание проводятся в следующем порядке:

  1. Выравнивание площадки.
  2. Поднятие и вынос верхнего слоя грунта.
  3. Подготовка земляной поверхности под засыпку щебнем и создание подушки.

По окончании подготовительных работ должна получиться ровная твердая поверхность грунтового основания.

Определение толщины укладки

Несложный расчет показывает, что для среднего автомобиля весом до 2,5 тонн вполне достаточно:

  • верхней бетонной плиты толщиной 15-17 см;
  • слоя утеплителя (в случае, если гараж планируется использовать как автомастерскую или просто мастерскую с нахождением в ней зимой) 10-15 см;
  • слой песка толщиной до 10 см;
  • гравий или щебень 15-20 см.

Итого, в сумме 55-62 см . Сразу следует заметить, что этот «пирог» может иметь определенные отклонения, но в целом размеры слоев должны соблюдаться.

Довольно часто гаражные кооперативы вырастают на местах пустырей или отвалов, там, где весьма затруднено строительство жилых домов и где грунт очень нестабильный. В таком случае толщину каждого слоя рекомендуется увеличить минимум на 5 см, а бетонную стяжку делать с дополнительным армированием стальной сварной сеткой.

Инструменты и материалы, выбор марки бетона

Идеальным вариантом заливки бетонного пола в гараже было бы использование уже готового бетона из миксера, но учитывая то, что это довольно часто весьма проблематично, придется готовить раствор самостоятельно. Для этого нужно подготовить следующий инструмент:

  • бетономешалку;
  • совковую лопату;
  • мастерок;
  • правило длиной минимум 2 метра;
  • длинный строительный уровень или, что еще лучше, лазерный нивелир;
  • болгарку с отрезными кругами;
  • сварочный аппарат;
  • молот и молоток;
  • трамбовку;
  • специальную одежду и средства защиты.
  • щебень средней фракции;
  • песок;
  • доски толщиной 15 мм;
  • арматуру 8 или 10 мм;
  • сварную сетку средней ячейки.

Подготовка подушки

Первым слоем на грунтовое основание укладывается слой щебня . Щебень средней фракции равномерно распределяется по всей поверхности, при этом после проверки уровнем горизонтальности с помощью трамбовки проводится его уплотнение.

Поверх уплотненного слоя щебня укладывается слой песка . Так же, как и щебень, он разравнивается и утрамбовывается. При уплотнении кроме трамбовки можно предусмотреть применение виброплиты или садового катка.

Демпферный зазор, гидро- и теплоизоляция

Верхний слой бетонного пола следует рассматривать как отдельную монолитную конструкцию, которая, как и все предметы, склонна изменять свои размеры в зависимости от окружающей температуры. С целью недопущения взаимных деформаций стен и основания рекомендуется устроить демпферный зазор по периметру пола. Проще говоря, это не что иное, как установка в качестве буферного слоя деревянных досок толщиной 15 мм по всему периметру.

Роль такого зазора при устройстве пола из нескольких плит играют разграничительные планки, используемые для ограждения периметра каждой из плит.

Гидроизоляционный слой для предотвращения капиллярного поступления влаги из грунта под плиту и ее разрушения рекомендуется сделать с помощью стандартных средств гидроизоляции, применяемой в строительной технологиирубероида или полиэтиленовой пленки . Наиболее оптимальным вариантом выступает пленка, этот материал позволит сделать покрытие однородным, без стыков, к тому же она обойдется намного дешевле, чем рубероид.

Укладка гидроизоляции проводится таким образом, чтобы пленка или рубероид равномерно легли по всей площади поверхности, а края заходили на стены гаража и были подняты над основанием на 5-7 см.

В качестве теплоизоляционного слоя можно использовать:

  • плотный листовой пенопласт;
  • керамзит.

С точки зрения эффективности керамзит выглядит более предпочтительным как в плане практичности работы, так и в плане безопасности, ведь пенопласт — это излюбленное место для обитания грызунов.

Керамзит аккуратно распределяется по площади всего гаража и слегка уплотняется катком.

Армирование

Установку металлической армирующей решетки рекомендуется делать в соответствии с размерами автомобиля. Так, в месте, где предполагается прохождение колес, рекомендуется установить продольные прутья решетки через 7-10 см, в остальных местах достаточно разместить арматуру таким образом, чтобы получились ячейки 15*15 или 20*20 см . Для более тяжелой техники можно усилить место стоянки дополнительным слоем арматуры.

Идеальным вариантом для крепления арматуры служит крепление прутьев с помощью электросварки, но для небольшой нагрузки достаточно соединить их мягкой монтажной проволокой.

Пояс армирования рекомендуется поднять над слоем утеплителя на 5-7 см, чтобы бетон свободно проник под арматуру и конструкция пояса оказалась в середине бетонного слоя. Дополнительно рекомендуется установить и зафиксировать сварную решетку, это усилит конструкцию пола.

Армирующий слой устанавливается с таким расчетом, чтобы от поверхности он был ниже на 5-7 см.

Установка маяков

Для получения ровной и гладкой поверхности потребуется установить маяки, которые послужат направляющими опорами для выравнивания поверхности заливаемого бетона.

Они устанавливаются независимо от армирующего пояса плиты. Для установки рекомендуется просто вбить в поверхность подушки металлические штыри из арматуры. Сверху на них с учетом выверки в горизонтальной плоскости и будут закреплены направляющие в виде маяков.

При наличии длинного правила достаточно установить три направляющих маяка – по одной направляющей вдоль стен и одну посередине. Правило небольшого размера потребует установки большего количества этих приспособлений.

Расстояние между маяками выбирается таким образом, чтобы правило свободно лежало на них с запасом в 10 см с каждой стороны .

Такое условие необходимо для того, чтобы при выравнивании поверхности правило двигалось не только вдоль направляющих, но и небольшими движениями «вправо-влево» проводилось выравнивание верхнего слоя.

Непосредственная заливка

Порядок работ следующий:

  1. Заливка однородным бетоном проводится, начиная с наиболее уделенного угла от ворот.
  2. Готовую порцию раствора разравнивают по площади основания таким образом, чтобы он был на 1-2 см выше уровня маяков.
  3. После выгрузки бетона правилом, постепенно продвигаясь в направлении бетонирования, проводятся вибрационные движения, разравнивающие поверхность.
  4. Постепенно продвигаясь к воротам, проводится заливка и выравнивание всей площади пола.

Общий порядок работ вы можете наглядно увидеть на следующем видео:

Какой потребуется уход?

Залитую поверхность рекомендуется оставить для высыхания на 1-2 дня. Обычно через 3-е суток после заливки по бетону уже можно ходить, а через 7 дней он способен выдержать первую нагрузку, хотя свою проектную прочность при нормальной температуре наберет только на 28-е сутки .

В жаркое время года бетон очень боится пересыхания верхнего слоя, это может привести к растрескиванию поверхности или даже отслаиванию слоев. Для недопущения этого рекомендовано смачивать поверхность небольшим количеством воды, начиная со 2-х суток. Далее в процессе эксплуатации достаточно будет просто периодически проводить уборку и орошение основания водой.

Вконтакте

Пол в гараже представляет собой конструкцию, подверженную постоянным абразивным, механическим, ударным, химическим и влажностным нагрузкам. Лучшим материалом для основания является армированный бетон, он дольше всего не нуждается в обновлении и соответствует нормам пожаробезопасности. Технология заключается в заливке раствора по грунту или поверх старого покрытия и считается доступной для выполнения своими руками.

Пошаговая инструкция по заливке бетона

При выборе плитного типа фундамента для гаража проблем с монтажом пола не возникает: цементно-песочная или эпоксидная стяжка выравнивается поверх готовой ж/б плиты, уложенной с помощью спецтехники, или верхнего слоя застывшего раствора. Но малозаглубленное исполнение допускается не на всех типах грунта, во всех остальных случаях придерживаются следующей схемы действий:

  • Подготовка основания: выбор лишнего грунта, засыпка и трамбовка гравийной и песчаной подушки.
  • Отметка уровня пола на стенах с учетом требуемого уклона.
  • Гидроизоляционные работы.
  • Укладка утепляющей прослойки (необязательный этап, выбирается для отапливаемых гаражей).
  • Размещение арматурной сетки.
  • Приготовление и заливка стяжки пола. На этом этапе предусматривается закладка компенсационных зазоров и проводится выравнивание поверхности.
  • Защита и упрочнение бетона: железнение, нанесение полиуретановой или эпоксидной самонивелирующей смеси или специализированными составами. Правильно выполненное покрытие не снижает естественную шероховатость и не влияет на сцепление шин.

Еще до начала работ важно выяснить уровень заложения подземных вод и уточнить уклон местности и другие характеристики почвы. В частности, от этих факторов зависит толщина засыпаемой дренажной подушки и степень надежности гидроизоляции. Вынимается не менее 30-35 см грунта, нижний слой земли очищается от корней растений и тщательно трамбуется. Далее на почву засыпается от 10 до 30 см гравия, также нуждающегося в уплотнении, в идеале – с применением виброоборудования. Следующий слой – песчаный, рекомендуемая толщина – от 20 см, трамбовка обязательна, для упрощения процедуры он поливается водой.

Для обозначения уровня будущего пола используются колья (металлическая арматура), веревка, строительный уровень и лазерная указка. В процессе разметки предусматривается уклон около 2°: в сторону ворот или к одной из стен. В гараже стандартного размера это означает разницу в подъеме в 1,5-2 см на каждый п.м. длины. Веревки также натягивают по диагонали, отклонение не должно превышать 2 см, перед этапом гидроизоляции они снимаются. Разметка проверяется еще раз во время установки маяков.

Для защиты основания от грунтовой влаги применяются рулонные материалы: рубероид или плотная полиэтиленовая пленка. Гидроизоляцию укладывают в два слоя, с нахлестом полотнищ не менее 25 см, по краям предусматривается запас. Размещение утепляющего слоя проводится только в гаражах, отапливаемых зимой, чаще всего в этом качестве используется пенопласт или керамзит (соответственно, закрываемые еще одним слоем пленки), во всех остальных случаях этот этап пропускают. По краям стен, вокруг столбов или на других участках соприкосновения стяжки предусматриваются компенсационные зазоры – куски пенопласта шириной в 5 см, расширительная летка или пластиковый профиль.

Арматурную сетку размещают поверх гидроизоляционных материалов. Она должна быть поднята над основанием на 5 см, с этой целью под прутья подставляют специальные пластиковые стаканчики. Минимальная толщина сечения проволоки в сетке – 3 мм, шаг ячеек – 5×5 мм. В случае повышенных нагрузок (тяжелом транспорте, интенсивной эксплуатации) армирование проводят в два слоя. После по периметру устанавливают маячки: вдоль стен и посередине.

Важный нюанс: их контакт с арматурной сеткой недопустим, в противном случае они собьются с нужной отметки при перемещении по полу. После еще одной проверки уровня (проще всего это сделать ровной доской) схема подготовки считается завершенной.

Раствор приготавливают в бетономешалках с низкой частотой вращения. Соотношение вяжущего с песком при использовании портландцемента М400 не превышает 1:3, точная марка подбирается с учетом интенсивности эксплуатации гаража. Заливку пола в гараже бетоном выполняют в один день, основной этап не рекомендуется проводить самому (один человек не уложится в заданный временной промежуток). При неограниченном бюджете стоит купить готовые сухие смеси или заказать на заводе (распределения с помощью вибронасоса ускоряет процесс и позволяет получить монолитную конструкцию).

При использовании раствора, приготовленного своими руками, заливку проводят по квадратам (но без перерыва), начиная с дальнего угла. Отслеживается заданный уклон, рекомендуемая минимальная толщина бетона – 10 см, периодически с помощью лопаты из него выгоняется воздух. Смесь выравнивают по маякам, они вынимаются до окончательного затвердевания, пустоты заполняются штапелем. Через два часа пол покрывается жидким цементным составом и еще раз затирается. Полученная стяжка нуждается во влажностном уходе: поливают каждые 10 часов, закрывают пленкой или тканью. Приступать к следующему этапу разрешается не ранее, чем через 2-3 недели, к эксплуатации – 30 дней, как минимум.

Завершающим этапом является финишное выравнивание, упрочнение и защита. Внешний вид в данном случае значения не имеет, но без принятия мер поверхность будет пылить и постепенно разрушаться под воздействием химических веществ (паров бензина или масла). Верхний слой выдерживает основные нагрузки, его качество определяет срок службы пола. Выбор материала покрытия зависит от бюджета, с этой целью используются плитка, топпинги, эпоксидные и полимерные составы, износостойкая краска.

Нюансы бетонирования

Для заливки пола требуются марки М200-М300, их проще и дешевле приготовить самостоятельно, готовые растворы заказываются при невозможности проведения работ за один раз. Прерывать процесс бетонирования не рекомендуется, требуемую прочность имеют только монолитные стяжки. Оптимальные пропорции цемента, песка и гравия – 1:3:3, соотношение В/Ц минимальное (в пределах 0,5). Известковый щебень в качестве крупнофракционного наполнителя не подходит, при его применении бетон разрушится под весом автомобиля. Для повышения прочности и удобоукладываемости в состав целесообразно ввести небольшое количество пластификаторов.

Правильно залитый пол имеет однородный цвет. Надежность и сроки службы во многом зависят от способа защиты верхнего слоя. Жидкие упрочнители и краски обладают хорошими гидрофобными свойствами, но нуждаются в обновлении через 2-3 года. При выборе этого варианта с целью снижения их расхода бетон стоит прогрунтовать. Хорошие отзывы имеют топпинг-системы, но они обойдутся дороже, в том числе из-за необходимости задействования затирочных машин.

Стоимость работ

Необходимость обращения в строительные фирмы возникает при ограниченных сроках, проведении работ в холодное время года, большой площади гаража, затруднении при определении оптимального уклона или просто отсутствии соответствующих навыков. На итоговую величину затрат влияют размеры постройки, параметры грунта, число слоев стяжки, наличие и состояние старого основания, тип финишного покрытия.

Стоимость бетонирования под ключ достигает 2700 рублей за 1 м2, пол в стандартном гараже размеров 18 м2 обойдется владельцу в 48 600 рублей. Упрочнение и земляные работы оговариваются и оплачиваются отдельно, чаще всего вывоз грунта не входит в основную смету. Цены на услуги возрастают при строительстве на удаленных участках без электричества.

Гараж – это место, которое рано или поздно появляется у любого владельца автомобиля. В гараже машина оставляется на ночь, приводится в порядок и обслуживается, и времени там зачастую приходится проводить немало. Все это подводит к выводу о том, что гараж должен быть в некоторой степени комфортным, чтобы в нем можно было без проблем осуществлять любые работы и не переживать о сохранности своего автомобиля.

Одним из необходимых элементов гаража является качественное основание. О том, как правильно залить пол в гараже бетоном, и пойдет речь в этой статье.

Требования к полу гаража

Сразу же нужно отметить, что к полу гаража предъявляются определенные требования:

  1. Конструкция должна быть негорючей.
  2. Пол не должен пропускать влагу в помещение.
  3. Пол должен быть достаточно надежным и долговечным.
  4. Покрытие должно хорошо выдерживать высокие нагрузки и воздействие агрессивных химических веществ.


К перечню обязательных требований всегда можно добавить и несколько индивидуальных пунктов, например, связанных с внешним видом.

На сегодняшний день существует масса напольных покрытий, но явным лидером, причем с большим отрывом от конкурентов, является обычная заливка пола бетоном в гараже, соответствующая всем требованиям.

Особенности бетонного пола

Бетонный пол – это простая и интересная конструкция, имеющая свои особенности. Нужно понимать, что использовать бетон можно далеко не во всех случаях: например, при большом наклоне поверхности, или если уровень грунтовых вод под гаражом очень высок.

Явным недостатком бетона является плохое удерживание тепла: в зимнее время бетонный пол совершенно не будет сохранять тепло, и эту проблему придется решать. Кроме того, бетон, хоть и выдерживает серьезные нагрузки, очень легко истирается до пылевого состояния, поэтому атмосфера в гараже будет постоянно наполнена бетонной пылью. Отчасти эта проблема нивелируется, если правильно подобрана марка бетона для заливки пола в гараже, но полностью избавиться от этой проблемы не удастся.


Бетон отличается еще и тем, что в него хорошо впитывается грязь, масло, бензин и другие вещества, которые всегда имеются в гараже. Мало того, что это некрасиво и негигиенично, так к витающей в воздухе пыли еще и будет примешиваться стойкий запах всех этих веществ.

Впрочем, этих недостатков можно избежать, или, по крайней мере, снизить степень их проявления. Для этого достаточно следовать технологии заливки бетонного пола, о которой пойдет речь дальше.

Конструкция бетонного пола

Оптимальный вариант конструкции пола в гараже – это цельная железобетонная плита, уложенная прямо на базовую поверхность. Конечно, стоимость работ, включая аренду подъемного крана, наем нескольких работников и доставку плиты, будет довольно высокой, но такой вариант будет самым простым и быстрым.

Чтобы сэкономить, можно выполнить все работы самостоятельно. Достоинства такого подхода очевидны, как и его главный недостаток – усилий и времени придется потратить достаточно много. Кроме того, качество заливки в таком случае будет напрямую зависеть от грамотности проведения всех этапов работы.


Бетон в гараже обычно заливается прямо поверх грунта. Здесь есть два ограничения:

  1. Если гараж расположен слишком низко, то существует большой риск его подтопления почвенными водами. В таком случае заливать бетон прямо на грунт нельзя: в ближайшее время покрытие придет в негодность.
  2. Если базовая поверхность расположена под большим наклоном, то придется обустраивать цокольное покрытие и все сопутствующие конструкции.

Если удалось минимизировать воздействие этих факторов, то можно заниматься заливкой бетона.


В конструкцию бетонного пола входит несколько слоев:

Обустраивать пол из бетона нужно последовательно, чтобы получилось максимально качественное покрытие.

Подготовка основания

Первым делом подготавливается основание. Для этого нужно выкопать яму, удалить весь разрыхленный грунт и обустроить небольшую песчано-гравийную подушку. Чтобы сделать это, дно ямы трамбуется и замазывается глиной. Далее сверху насыпается гравийный слой, толщина которого варьируется в пределах от 30 до 80 см.


Выровняв слой гравия, нужно удалить самые крупные фрагменты, оставшиеся на поверхности, после чего поверхность еще раз трамбуется и засыпается слоем песка толщиной около 10 см.

Монтаж гидроизоляции

Следующий шаг – обустройство гидроизоляции. На рынке можно найти массу современных материалов, но самым дешевым и достаточно эффективным является обычная полиэтиленовая пленка. Ее нужно уложить на пол, застелив всю его поверхность. В местах стыковки пленку нужно укладывать с нахлестом, чтобы не было щелей, через которые будет проходить влага.


Впрочем, чтобы добиться полной герметичности гидроизоляционного слоя, необходимо все стыки заклеить строительным скотчем или аналогичным материалом. Кроме того, пленку нужно располагать так, чтобы был еще и нахлест на стены: за счет такой укладки влага из грунта совсем не сможет проникать в помещение.

Заливка чернового пола

После укладки гидроизоляции нужно обустроить черновой пол, который является основным и самым прочным слоем конструкции. Для создания данного слоя нужно выполнить заливку армированным бетоном. Для его создания нужна металлическая сетка с квадратными ячейками размером 10х10 см и стальной прут диаметром около 7 мм. Сетка будет устанавливаться на дно конструкции, но только после создания опалубки.

Обустройство опалубки зависит от размеров помещения и подготовленной ямы. Если гараж не отличается большой площадью, то вполне достаточно будет сплошной опалубки, установленной по периметру. Сетку в небольшом помещении можно выкладывать на всю поверхность целиком.


В большом гараже лучше всего подойдет квадратная опалубка, которая будет равномерно распределена по всей площади. В таком случае будет гораздо удобнее регулировать высоту чернового пола и равномерно выполнять заливку бетона, а сетку необходимо размещать внутри каждой секции опалубки.

В любом случае, завершив установку опалубки, нужно заливать в нее раствор и разравнивать его правилом. Когда раствор застынет, все элементы опалубки удаляются, а оставшиеся зазоры заполняются раствором и выравниваются по остальному уровню. Зная, как выровнять пол в гараже своими руками , можно сэкономить немало денег.

Важно знать о том, как делать раствор для стяжки. Оптимальная пропорция – 1:3:3 (цемент, просеянный песок и щебень). Очень часто возникает вопрос о том, какой маркой бетона залить пол в гараже, чтобы он вышел максимально качественным. Специалисты рекомендуют использовать марку не менее 400 М: тогда характеристики пола будут приемлемыми.


Замешивая раствор, нужно «угадать» нужное количество воды, чтобы полученная консистенция была не слишком жидкой, но и не чересчур сухой. Правильно замешанный раствор позволит избежать проблем, связанных с пустотами в бетонной стяжке.

Утепление пола

В качестве утеплителя для гаража чаще всего используется пенополистирол. Перед монтажом утепления на пол укладывается рулонный пенофол, причем сторона с фольгой должна находиться с верхней стороны. Далее пенофол накрывается утеплителем, который фиксируется соответствующими крепежными элементами.

Финишная стяжка

Последний шаг – создание чистовой стяжки. На утеплительном слое устанавливается армирующая сетка, на которой нужно закрепить маяки для определения уровня (прочитайте: " "). Уровень чистового пола желательно выставить таким образом, чтобы образовался минимальный уклон в сторону ворот: в таком случае любая жидкость, попавшая на пол гаража, будет вытекать за его пределы.

Чистовая стяжка в гараже обустраивается по такой же технологии, как и черновая. Высота финального слоя обычно составляет около 30-50 см.

Перед тем, как залить пол в гараже бетоном, стоит изучить следующие рекомендации, позволяющие сделать максимально качественное и надежное покрытие:

  1. Финальную стяжку стоит покрыть краской, предназначенной для бетонного покрытия (детальнее: " "). Краска предотвратит истирание стяжки, но ее хватит ненадолго, поэтому пол гаража придется красить не реже раза в год.
  2. Вместо краски можно использовать укрепляющие составы, которые нужно втереть в финальную стяжку до ее полного застывания. Использование таких составов позволяет существенно увеличить прочность бетонного пола.
  3. Увеличить прочность бетонной стяжки и улучшить ее визуальные качества позволяют топпинг-системы. Добавляя их в раствор, можно повысить долговечность полов из бетона. Нанесение такого материала должно выполняться послойно, причем каждый раз придется ждать, пока нижний слой полностью застынет.
  4. После нанесения каждого слоя материала стяжке нужно дать время высохнуть. Времени на застывание бетона уйдет немало, но его качество в таком случае будет гораздо выше. Читайте также: " ".

Заключение

Бетонная заливка пола в гараже своими руками – это хорошее и надежное решение. Конечно, придется потратить время, чтобы разобраться со всеми моментами, решить, каким бетоном залить пол в гараже, как правильно проводить все работы и т.д. Работы по обустройству тоже займут немало времени, но качественное и прочное покрытие того стоит.



Статьи по теме: