Взгляд влево в сторону означает. Нлп - типы людей

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения

Исследования показывают, что информация, поступающая в человеческий мозг, распределяется следующим образом: 87 процентов идет через глаза, 9 - через уши и 4 процента - через остальные органы чувств.

Оказывается, одинаковые мысли человека вызывают одинаковое выражение глаз. И если выучить несложную науку чтения взглядов, то можно даже читать мысли! Так что вряд ли кто-то не согласится с тем, что это умение непременно пригодится, причем независимо от ситуации: невербальный разговор глаз может быть весьма красноречивым и очень многое способен рассказать о наших мыслях, чувствах.

Понять, на каких мыслях сосредоточен человек, просто. Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. То есть переживаем информацию заново. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Но наш взгляд и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится нами вслух.

Проведенные исследования в нейрологии доказали, что последовательность движений глаз человека отражает стратегию, которой он пользуется для извлечения какой-либо информации. Также было установлено, что эти правила действуют во всем мире (лишь у жителей маленького района в Испании отмечена другая глазодвигательная реакция).

«Я вижу»

Итак, если человек использует для мышления прием визуализации, то его глаза всегда поднимаются в верхние углы. Они не будут находиться там всегда, но вероятность, что взгляд соскользнет туда, хоть и ненадолго, - 100%.

Угол взгляда тоже говорит о многом. Если у человека, который сидит напротив, взгляд переместился от вас вправо, это означает, что человек вспоминает какие-то зрительные образы, а если влево, то он, скорее всего, мечтает. При взгляде в левый угол человек конструирует в своем воображении образ, который никогда не видел.

Проверить это очень легко: спросите, например, видел ли человек море. От того, куда будет направлен взгляд, вы будете знать, был ли он на нем или нет. Если он ответил: «Как там было здорово», а глаза в это время находились в левом углу - он вас (впрочем, как и себя) обманывает. Улыбнитесь и отправьте его на море.

Воображение зрительных образов выдаст взгляд, направленный прямо вперед, но расфокусированный, «невидящий».

«Я слышу»

Таким же образом действует человек, который использует для мышления аудиальные (звуковые) посылы, только глаза при этом идут не в углы, а по сторонам. Взгляд, направленный в левую сторону, означает конструирование незнакомых ему звуков, в правую - говорит о воспоминании услышанного.

«Я ощущаю»

Взгляд, направленный вниз, очень многословен! Если человек время от времени отводит глаза в правый нижний угол, это значит, что в это время он о чем-то говорит сам с собой. Правая нижняя сторона - это внутренний диалог, к тому же аудиальный (проговариваемый).

Если же глаза отводятся в нижний левый угол - это означает обращение к кинестетическим чувствам (воспоминания тактильных и двигательных ощущений). Также к этому углу относятся мысли о вкусе, запахе.

Черная дыра зрачка

Размер зрачка также может стать надежным сигналом в процессе общения. Зрачки могут расширяться или сужаться не только при определенном освещении, это зависит и от настроения человека. Если человек радостно возбужден и приятно удивлен - его зрачки расширяются (открытый взгляд). Если же человек настроен негативно, раздражен или рассержен - его зрачки сужаются до минимальных размеров (колкий взгляд).

Если женщина влюблена в мужчину, то ее зрачки расширяются, когда она на него смотрит, и он безошибочно распознает этот сигнал, даже не сознавая этого.

Зрачки младенцев и маленьких детей расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно.

Продолжительность взгляда

Почему рядом с одними людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими - неловко? Почему некоторым готовы открыть все тайны, а другие кажутся нам не заслуживающими доверия? Все зависит от того, насколько долго они задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора.

Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более двух третей времени беседы, это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (при этом
его зрачки расширятся), либо он относится к вам враждебно (при этом его зрачки сузятся).

Если одному человеку нравится другой, он будет смотреть на него часто и долго. Другими словами, для того чтобы установить хорошие отношения, людские взгляды должны встречаться на протяжении 60-70 процентов всего времени разговора.

Нервный, застенчивый человек, чей взгляд постоянно бегает и встречается со взглядом собеседника в течение менее чем 30 процентов времени беседы, вызывает мало доверия.

Если человек, с которым мы разговариваем, опускает веки, это не всегда означает усталость, скуку или равнодушие. Но человек ускользает от нас. Этим он может давать понять, что беседа окончена.

«География» взгляда

Зона лица или тела другого человека, на которой вы концентрируете свой взгляд, может существенным образом повлиять на исход личного общения.

Когда вы ведете деловые переговоры, сосредоточьте свой взгляд на переносице партнера - и вы произведете впечатление человека серьезного, ответственного и надежного.

Если ваш взгляд не будет опускаться ниже уровня глаз собеседника, вы сможете держать ход беседы под контролем.

При демонстрации чего-либо мы пользуемся ручкой (указкой), за которой движется взгляд. Если больше не нужно, чтобы человек смотрел в том же направлении, поднимите ручку на уровень глаз собеседника. Если человек вслед поднимет голову и встретится с вами взглядом - значит, он усвоил все, что вы ему говорите.

Когда взгляд собеседника опускается ниже уровня глаз, возникает дружеская атмосфера. Во время такого рода неформального общения взгляд обычно располагается между глазами и ртом собеседника.

Во время интимного общения взгляд может скользить по лицу собеседника, сосредотачиваться на губах, опускаться на подбородок и другие части тела. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге.

Искоса на нас смотрят люди, которые либо заинтересованы в нас, либо настроены враждебно. Это может быть сигналом ухаживания (дружелюбное настроение) или сигналом подозрения и критической настроенности.

Людям серьезным свойственно подбирать и взвешивать свои слова, контролировать эмоции и мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации», как взгляд, и при наличии у вас соответствующих знаний и опыта есть возможность выявлять те чувства и стремления, которые собеседник предпочел бы утаить.

Выражение глаз - это ключ к истинным мыслям человека. Внимательное отношение к собеседнику позволит вам гораздо быстрее найти общий язык. А кроме того, повысит вашу коммуникабельность - а это один из основных факторов успешности человека в жизни.

Куда смотрит человек, когда врёт? Как направление взгляда может указывать на то, что человек лжет? Эти два вопроса нам ранее задавали наши читатели в комментариях на сайте.

Короткий ответ на эти вопросы звучит, "до определенной степени". Это не настолько легко, как показано в недавних телешоу или фильмах. Там детектив способен определить, лжет ли человек, лишь на основании того, направо или налево тот смотрит, когда говорит. На самом деле, было бы глупо делать такие быстрые заключения, без дальнейшего расследования... но определенная методика позволяет кое-чего добиться.

Итак... прочтите, обдумайте, и проверьте это на своих друзьях и знакомых, чтобы самим понять, насколько это надежно.

Взгляд показывает силу души.
Пауло Коэльо. Алхимик.


Ключи визуальной оценки - "Лгущие глаза"

Насколько это известно, впервые термин "Ключи визуальной оценки", использовался Ричардом Бэндлером (Richard Bandler) и Джоном Гриндером (John Grinder) в их книге "Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming" ("Превращение лягушки в принцессу: НЛП"). Основываясь на собственном опыте, они обнаружили следующее:

Когда "нормально организованному" человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

1. Вверх и влево

Указывает на визуально созданные образы (ВС)


Если кого-то попросить представить себе "пурпурного буйвола", то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании "визуально созданного" пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

2. Вверх и вправо

Указывает на визуально вспоминаемые образы (ВВ)


Если спросить человека, "какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?", то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, "визуально вспоминая" цвет дома их детства.

3. Налево

Указывает на слуховые создаваемые образы (СС)


Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных", то, когда он будет думать о вопросе, "создавая слуховой образ" звука, которого никогда не слышал, его газа повернутся в этом направлении.

4. Направо

Указывает на слуховые вспоминаемые образы (СВ)


Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернуться в этом направлении.

5. Вниз и влево

Если кому-либо задать вопрос "Можешь ли ты вспомнить запах костра?", то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

6. Вниз и вправо

Указывает на диалог собственный (Д)


В этом направлении глаза человека так поворачиваются, когда он "говорит сам с собой".

Как можно использовать информацию о взгляде для обнаружения лжи?

Пример: Допустим, ваш ребенок просит печенье, а вы спрашиваете у него: "А мама разрешила?". Ребенок отвечает: "Мама сказала... можно", но при этом смотрит влево. Это может указывать на то, что он придумывает ответ, так как его глаза показывают "создание изображения или звука".
Направленный вправо взгляд будет указывать на "вспоминание" голоса или образа, и тогда, он, наверное, говорит правду.

Заключительные замечания

  • Взгляд, направленный перед собой, либо не сфокусированные и не двигающиеся глаза, также считаются признаком визуальной оценки.
  • Обычно, у левши будет демонстрироваться противоположный смысл направления глаз.
  • Как и в случае с другими признаками лжи, необходимо вначале выяснить и понять основу поведения человека до того, как приходить к выводу, что он лжет, основываясь на направлении его взора.

Многие критики считают, что все вышеизложенное - это просто чепуха. Однако практика показывает, что в этом что-то есть. Но кто мешает выяснить это самостоятельно?
Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных. А затем понаблюдать за движениями их глаз и зафиксировать результаты.

Что значит взгляд, направление взгляда, расширенные и суженные зрачки. Взгляд брошенный вскользь, пристальный взгляд и направление. Взгляд исподлобья, влево, вправо, вверх, вниз,частое моргание и взгляд искоса. Взгляд и направление взгляда могут сказать многое о мыслях, чувствах и переживаниях человека.

Начнём пожалуй с зрачков. (Загляните мне в глаза и вы увидите правду)


Зрачки при определённом освещении расширяются или сужаются. Всё это зависит от настроения и яркости освещения. Если человек эмоционально возбуждён, то его зрачки становятся чуть более расширенными чем при том же освещении, в спокойном состоянии. То же самое происходит когда человек смотрит на что-то, что ему нравится. Не просто так ведь говорят "аж глаза загорелись". Человек с расширенными зрачками выглядит наиболее привлекательным и завораживающим. Но если же зрачки сужаются, то в человеке нарастает агрессия, злоба и раздражение.

Приподнятые брови (знак, жест- Хей, привет!)


Брови поднимаются, когда мы заметили рядом приятного нам человека и хотим чтобы он нас тоже заметил. Это есть ни что иное как проявление интереса. Люди же, которые остаются с каменным лицом и не поднимают брови при приветствии расцениваются как агрессивные, симпатия к ним гораздо меньше. Знайте, если Вы приподняли брови, то человек наверняка повторит Ваш жест и возможно даже улыбнётся в ответ.

Высоко поднятые брови (Жест, знак - Обними меня или подчинись)


Женщины с высоко поднятыми бровями и большими глазами считаются покорными, по этому пользуются большим успехом у мужчин. Их хочется обнять и защитить. У мужчин всё иначе, чем ниже брови, тем уже глаза. Так мужчины хотят показать свою властность и серьёзность. Однако в последнее время этот взгляд стали использовать и женщины. А если брови густые,кустистые то такой скорее агрессивный, чем властный и способный подчинить себе.

Взгляд исподлобья. (Жест, знак - Я с Вами играю)


Если голова женщины слегка наклонена и она смотрит исподлобья, то это сигнал покорности, который так нравится мужчинам. Он придаёт его обладателям "детской наивности и чистоты души". Такой взгляд пробуждает воистину родительские чувства. А уже если всё это дополняется улыбкой, то эффект просто сногсшибательный. В споре собеседник скорее всего займёт сторону того человека который мило и покорно смотрит исподлобья.


Взгляд искоса можно рассматривать с двух сторон. Если он дополняется кокетливой улыбкой и блеском в глазах, то Вы интересны собеседнику. Такой "томный" взгляд используют женщины во время флирта. Но если помимо взгляда на лице присутствует улыбка с опущенными уголками губ и нахмуренные брови, то собеседник вероятнее всего настроен враждебно и лучше скрыться из его поля зрения.

Частое моргание (Жест, знак - Глазной тик)


Обычно человек моргает около восьми (8) раз в минуту. Ваш собеседник начал моргать более усердно? Нет, он не засыпает и не поправляет контактные линзы (если же второе, то расслабьтесь) Просто таким путём, часто моргая, его мозг хочет "выкинуть" Ваш образ из подсознания. Когда человек начинает упорно моргать, закрывая глаза на 2-3 секунды, знайте, он просто устал от общения с Вами и не может об этом сказать Вам в лицо из-за стеснения или по другой причине. В таком случае лучше и проще найти другого собеседника и уже с ним продолжить общение.

Бегающие глаза, глазки (Жест, знак, взгляд - Где же тут выход...)


Заметили, что глаза Вашего собеседника начали бегать из стороны в сторону? Не-нет! Он не делает гимнастику для глаз! Он ищет пути к отступлению (или ищет цель, если он спец-агент разведки). Вы утомили его своими разговорами или же они ему не интересны. Возможно, он даже попробует улыбнуться сжатыми губами в ответ, имитируя заинтересованность, но знайте, скорее всего когда Вы отвернётесь, он сбежит.

Социальный взгляд (Взгляд, жест, знак - Просто разговор глазами)


Во время обычного общения глаза собеседника "рисуют" треугольную область, затрагивающую глаза и нос. В этой области мы концентрируем внимание в простой безопасной для нас ситуации. Такой взгляд не расценивается агрессивным или враждебным. Так происходит общение между равными по статусу и возрасту людьми. Непринуждённо и легко.

Интимный взгляд (Интимный "разговор" глазами")


Благодаря улучшенному периферическому зрению, женщины могут незаметно рассматривать мужчину, опуская взгляд куда угодно. А вот мужчины так не умеют,они пристально рассматривают объект своего обожания. Интимный взгляд "рисует" треугольник между глазами и его вершина образуется на груди, а если люди находятся на расстоянии, то проходит от глаз вниз до паховой области. Взгляд не является враждебным, он означает, что человек вероятнее всего, хочет чего-то больше от общения с Вами.

Властный взгляд (властный разговор глазами)


Властный взгляд сосредоточен в треугольнике между глазами человека и "его мифологическим третьим глазом" над глазами по линии переносицы. Обычно такой взгляд используется авторитетными, уверенными в себе людьми. Он несёт в себе власть и желание подавить собеседника. Людям же мягким по характеру советуют иногда пользоваться таким взглядом чтобы казаться серьёзнее, дополняя его опущенными бровями и суженными глазами. Именно таким взглядом собеседник может прервать нудный разговор.

Взгляды вверх - вниз, вправо - влево.


Куда смотрят глаза сидящего напротив человека? Глаза - зеркало души! Если глаза направлены вверх влево, то человек, скорее всего, пытается вспомнить увиденный ранее образ или то, что он когда-то делал. А если вниз вправо, то вспоминаются эмоции и чувства, с которыми выполнялось то или иное действие. Если направлен влево в сторону уха, то человек вспоминает мелодию или услышанный звук, а если загадочно смотрит вниз влево, то ведётся внутренний диалог. Такие взгляды длятся не долго, и проходят почти моментально, главное их уловить.

Голова прямо, поднятая вверх голова.


Поднятая вверх голова свойственна людям, которые участвуют в разговоре. Это положение является нейтральным, не несёт в себе агрессии или наоборот глубокого безразличия. Поднятая голова может дополнятся небольшими кивками во время разговора или же человек может потирать подбородок, задумываясь над сказанным или услышанным. В любом случае,можете быть уверены, что собеседник слушает Вас (если только он не застыл с немигающим взглядом, скорее всего он выпал в транс при таком раскладе) Если подбородок выставлен вперёд и немного вверх, и сопровождается как бы взглядом свысока, то человек высокомерен и стоит быть более осмотрительным при разговоре с ним.

Наклон головы на бок. Взгляд с наклоном головы.


Голова, наклоненная набок является символом покорности. В этот момент человек хочет показать, он не несёт угрозы, ведь он открывает своё горло. Также наклон набок свидетельствует о заинтересованности в разговоре. Часто, чтобы казаться более привлекательными, женщины склоняют голову в присутствии мужчины. Показывая часто людям свою "беззащитную" шею, Вы сможете расположить их к себе.

Голова опущена вперёд. (Сигнал неодобрения, жест агрессии)


Быки всегда, когда агрессивно настроены, выставляют рога вперёд. Опущенная голова и взгляд исподлобья с сведёнными вместе бровями и расширенными ноздрями, сигнализирует окружающим о негативном и агрессивном настроении человека, он готов растерзать любого, кто к нему будет не благосклонен или будет ему не мил. По этому лучше подождите. пока человек выпрямит голову или хотя бы склонит её на бок, а то любое Ваше слово может возыметь действие "красной тряпки" и Вас могут "поднять на рога".

P.S. Все вышеописанные жесты, взгляды и примеры могут применяться только в контексте и не являются точным указанием того или иного расшифровывания и понимаю действия. Помните, не стоит судить только по одному признаку и трактовать действия в свою сторону. Будьте не предвзяты.



Статьи по теме: