Владыка диомид где он сейчас. Комментарий Радио «Радонеж» на обращение епископа Камчатского и Анадырского Диомида

История взаимотношений Епископа Диомида с руководством РПЦ сложная и конфликтная.

Епископ Диомид стяжал широкую известность 22 февраля 2007 года, когда в интернете появилось за его и иже с ним подписью Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви, содержащее критику руководства Московского Патриархата за «отступления от чистоты православного вероучения».

Первоначально текст был размещён на крайне правом церковно-просветительском сайте Русь православная(), редактируемым К. Ю. Душеновым, под общим заголовком Пора пресечь беззаконие; засим последовало интервью епископа порталу под заголовком Компромисс в вере — это грех.

7 марта 2007
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии прот. Всеволод Чаплин обвинил г-на Душенова и г-на М. Назарова в создании скандала: «вся эта история была раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму — то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов»

Обращение, в реальности оказавшееся, по версии Патриархии, предисловием к книге, вызвало интенсивное обсуждение в церковной и общественно-политической среде.

Особая острота возникшей дискуссии была обусловлена временем предания огласке Обращения — за несколько месяцев до состоявшегося 17 мая 2007 формального объединения Московской Патриархии и Русской Зарубежной Церкви. Данное обстоятельство заставило высказаться руководство МП в том смысле, что Обращение могло быть целенаправленной диверсией, направленной на срыв объединения.

Так, митрополит Кирилл (Гундяев) отметил 1 марта 2007, что данное письмо появилось именно в преддверии подписания Акта о каноническом общении с Зарубежной церковью и отражает те «протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской зарубежной церкви»; он заявил, что «всё это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской православной церкви восстановить свое единство».

Митрополит высказал свою уверенность в том, что «главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая еще находится в тени; но они будут найдены и обвинены в провокации». Спустя несколько дней м-т Кирилл высказал более мягкую оценку ситуации.

Обращение поддержал генерал Ивашов, который «категорически не согласен с мнением о том, что Обращение владыки Диомида — это „провокация, направленная против священноначалия Московской Патриархии“. Провокатор как раз тот, кто это утверждает!»

17 апреля 2007
в интернете появилось Пояснение к «Обращению» епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии РПЦ МП, которое подчёркивает с особой силой «необходимость скорейшего созыва Поместного Собора», не созывавшегося в РПЦ с 1990.

6 июня 2007
было обнародовано Решение епархиального собрания и Открытое письмо Патриарху Алексию II, которые принципиально повторяют мысли Обращения, но в более категоричном тоне. Решение фактически требует от Священного Синода МП принесения покаяния в ереси: «1. Осуждаем экуменизм как ересь <…> Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания».

Сбор подписей под открытым письмом Патриарху Алексию II в поддержку решения Анадырско-Чукотской епархии от 6 июня 2007 г. организовала редакция санкт-петербургской газеты Русь православная на специальном сайте.

28 июня 2007
опубликовано «увещательное послание» епископу Диомиду, принятое Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от 20 июня 2007 года, в котором высказывается мысль, что «своими обращениями преосвященный Диомид противопоставляет себя всей полноте Русской Православной Церкви и попирает принцип соборности».

13 августа 2007
митрополит Кирилл, отвечая на вопрос о его «отношении к письму академиков, обеспокоенных клерикализацией общества», провёл параллель между письмом епископа Диомида и обращением академиков, сказав, что за обоими «скрывается желание изолировать Церковь»; он также заметил, что не уверен в авторстве владыки Диомида и будет на этом настаивать, пока сам с ним не поговорит.

В конце октября 2007
Митрополит Кирилл: «дискуссия по тем вопросам, которые ставятся в „обращении“, является нормальным элементом жизни церкви. Уже появилось, кстати, немало богословских отзывов на это „обращение“, что позволяет взглянуть на поднятые проблемы с разных углов зрения. Считаю такое обсуждение естественным и нормальным.»

В январе 2008
года пользующийся авторитетом в РПЦ МП старец иеросхимонах Рафаил (Берестов), проживающий в скиту Новоафонского монастыря в Абхазии, распространил обращение, в котором поддерживает епископа Диомида и утверждает, что Алексий II «слушается постановлений врагов Церкви и идет у них на поводу».

23 января 2008 года
Новые известия сообщили, что в Нижнем Новгороде собирают подписи под обращением Патриарху Алексию II, митрополиту Кириллу (Гундяеву) и архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию в поддержку епископа Диомида: нижегородцы так же требуют немедленного созыва поместного Собора и осуждают участие Алексия II в совместной молитве с католиками в соборе Парижской Богоматери.

9 октября 2007
было опубликовано интервью епископа Диомида, в котором он подверг критике молитву, совершёную Патриархом Алексием II в ходе своего визита во Францию в соборе Нотр-Дам де Пари, заявив, что «эта совместная молитва с католиками в Париже не делает чести Святейшему», и расценив её как «отступлением от нашего православного вероучения». 19 ноября 2007 года в своём Обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви детализировал свои обвинения в связи с парижским инцидентом.

15 апреля 2008
На заседании Священного Синода РПЦ в отношении двух периодических изданий, которые «выходят по благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана)», констатировалось следующее: «деятельность изданий „Дух христианина“ и „Пасха Третьего Рима“ является вредной для Церкви, вносит в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение (см журнал № 32). Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.».

10 июня 2008 года
вместе с клириками своей епархии, опубликовал «Открытое письмо клириков и монашествующих Анадырской и Чукотской епархии Патриарху Алексию II», которое, предвосхищая «карательные меры», которые могут последовать против него на намеченном на конец июня того же года Архиерейскм соборе, гласило: «Считаем необходимым сообщить, что ни клир, ни миряне не примут нового епископа и будут отстаивать служение на Чукотской кафедре епископа Диомида. Народ понимает, что отстранение от епископского служения нашего владыки не оздоровит Церковь, зараженную ересями, католическим прозелитизмом и другими опасными болезнями, и не решит ее проблем. Нужно не замалчивать накопившиеся проблемы, а решать их в духе святоотеческого учения».

19 июня 2008 года
Епископ заявил, что не собирается приезжать на Архиерейский собор ввиду своей болезни; также, в интервью газете «Дух христианина», издаваемой по его благословению, в частности, следующее: «Митрополит Кирилл, епископ Иларион и прочие их сторонники питаются от Ватикана, кормятся от него. Свои средства они прокручивают в западных банках, у них бизнес на западе. Это и подвигает их идти в ногу с католиками, содействовать им, а за это получают от Ватикана дивиденды.»

24 июня 2008 года
На Архиерейском Соборе, открывшемся среди двух противостоящих пикетов у входа в Зал церковных соборов, Патриарх Алексий II , в частности, сказал: «Хранение единства предполагает соблюдение Церкви от разделений и расколов. Минувшие годы вновь показали, сколь легко соблазн раздора и смуты проникает в церковную среду и сколь быстро ему могут поддаться члены Церкви — от рядовых мирян до отдельных епископов, заявляющих, что только они хранят истину и подлинное благочестие и противопоставляющих себя церковной Полноте. Показательно, что эти претензии, как правило, сочетаются у таких лжеревнителей не только с огульным осуждением Священноначалия и несогласных с ними клириков и мирян, но часто также с элементарной безграмотностью и с откровенной ложью. <…> Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Православием, являются тенденции маргинализации, проявляющиеся в разных формах, но базирующиеся на общем основании — эсхатологических страхах и стремлении к сектантскому изоляционизму, поборники которого хотели бы навязать его всей Русской Церкви. Фактически мы столкнулись с проблемой почти открытого противостояния некоторых представителей клира и мирян Священноначалию. Печально сознавать, что эти настроения были поддержаны отдельными представителями епископата. <…> Каждый архипастырь должен четко знать свои полномочия и действовать исключительно в границах своей юрисдикции. Нарушением принципа канонической ответственности архиерея является не только открытие храмов или рукоположение клириков вне пределов своей епархии, но и благословение им печатных изданий или деятельности общественных организаций на чужой территории, а также вопреки волеизъявлению высшей церковной власти. <…> Полагаю, что настоящий Собор призван дать таким действиям ясную и твердую оценку.»

27 июня 2008 года
Архиерейский Собор принял Определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», гласившее: «<…> 2. За совершение канонических преступлений <…> епископ Диомид извергается из священного сана. 3. <…> Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании. <…> 5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения. <…>». На состоявшемся 28 июня заседании Священный Синод постановил уволить епископа Диомида от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении; временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку (Тужикову).

На синодальном Определении нет подписей митрополитов:
Токийского и всея Японии Даниила, Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (предстоятеля РПЦЗ), Таллинского и всея Эстонии Корнилия, которые 23 июня были включены «в состав Священного Синода, являющегося по Уставу Президиумом Архиерейского Собора, на время работы Собора»; однако их подписи значатся под Определением Собора, принятом накануне. По некоторым сведениям, митрополит Иларион воздержался при голосовании об извержении из сана епископа Диомида; несколько архиереев голосовали против.

В ответ на решение Собора епископ Диомид (равно как и иные эксперты) указал на очевидное нарушение Собором 74-го Правила святых апостол и иных положений церковного права, запрещающих судить епископа в его отсутствие, чем, по мнению церковного историка Якова Кротова (Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновлённая)), Собор «грубо нарушил каноническое право, которое не отдельное для Русской Церкви Московского патриархата, а общее для всей Вселенской православной Церкви». Наблюдатели также отмечают несостоятельность самой формулировки соборного Определения, предусматривающей отложенность вступления его в силу

29 июня 2008 года, в воскресенье
Епископ объявил своей пастве, что «не намерен ни в чём каяться, так как не считает себя виноватым»; продолжал де-факто управлять епархией. В тот же день сказал в интервью Независимой газете: «Конечно, у нас не любят выслушивать другие мнения. Потому я и протестую против церковного тоталитаризма. Я выступил в защиту православной веры, против размывания ее другими верами. И считаю, что решение Собора незаконное. Я должен был лично присутствовать на этом заседании. <…> Я не собираюсь покидать Чукотку. Буду исполнять те обязанности, которые мне будут предписаны, хоть монаха. Не собираюсь ни в чем каяться. Это мои убеждения, и я призываю к чистоте и прочности нашей веры. Меня многие поддерживают, поддерживают и прихожане. В ближайшее время приедет новый епископ Чукотки.»

30 июня 2008 года
Епископ Диомид направляет жалобу на решение Архиерейского Собора в Церковный суд; в тот же день официальный представитель Патриархии Вл. Вигилянский заявил, что Церковный суд не примет жалобы епископа Диомида, так как «Архиерейский Собор поручил Священному Синоду суд над епископом Диомидом. То есть в данном случае Священный Синод является высшей инстанцией церковного суда.» В тот же день также направил письмо Патриарху Алексию II с просьбой «рассмотреть вопрос об отмене или приостановлении действия этого решения Архиерейского Собора, как совершенного в нарушение апостольских канонов и правил, а также под давлением лжи и клеветы, распространенной митр. Кириллом (Гундяевым).»

4 июля 2008 года
Епископ Диомид в интервью заявил о ситуации в епархии и своих намерениях: «Уже приходили представители спецслужб и всех предупреждали, что если начнется какая-то заваруха, то владыка может пойти по статье 282 УК РФ — за разжигание межрелигиозной вражды. <…> Я останусь в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата, но не подчиняясь еретическому священноначалию.» В тот же день было сообщено о прибытии в Анадырь архиепископа Марка (Тужикова).

8 июля 2008 года
было сообщено, что архиепископу Марку не удалось 7 июля войти в епархиальное управление, которое размещается на частной квартире в Анадыре; сам епископ Диомид отбыл в тот же день утром из Анадыря на мыс Шмидта, что интерпретировалось как его отказ прибыть на летнюю сессию Священного Синода.

10 июля 2008 года
епископ Иларион (Алфеев) сравнил епископа Диомида с «попом Гапоном, который пытается вокруг себя сплотить народ, вдохновив его идеями борьбы неизвестно с чем и неизвестно за что»; повторил аналогичные обвинения в номере Комсомольской правды от 14 июля 2008 года.

15 июля 2008 года
было официально сообщено, что планировавшееся на 17 июля того же года (обычная дата, приуроченная к Сергиеву дню) очередное заседание Священного Синода состоится 2 сентября 2008 года

Предание анафеме иерархов РПЦ

17 июля 2008 года
Епископ Диомид выступает с Обращением, в котором предал анафеме Патриарха Алексия II, а также митрополита Кирилла (Гундяева), его предшественника на посту председателя ОВЦС митрополита Филарета (Вахромеева) «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются, и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, и всем отменяющим сей Православный анафематизм» (имеется в виду анафематизм Недели Православия, не провозглашаемый в Русской Церкви с 1918 года). Обращение также извещало, что на время разрешения догматических и канонических вопросов Диомид намерен перевести на самоуправление Чукотскую епархию Русской православной церкви, «то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию».

В отношении решения прошедшего Архиерейского Собора Обращение гласило:

«Все решения прошедшего Архиерейского Собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского Собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма, а так же в виду грубых нарушений 74-го Правила святых Апостолов и 28-го Правила Карфагенского Собора, регламентирующих процедуру проведения церковного суда».

18 июля
подлинность Обращения была подтверждена окружением епископа Диомида, а также им самим. В тот же день было обнародовано мнение руководителя московского отделения Союза русского народа Михаила Назарова: «Я думаю, что владыку Диомида поддержит четверть верующих РПЦ, ведь он остался единственно верным церковным канонам архиерей. Это приведет к размежеванию внутри церкви.»Религиозный обозреватель Независимой газеты Павел Круг полагал: «Похоже, проблема Диомида станет долгим и трудным бременем не только для РПЦ, но и для государства, потому что весь пафос его борьбы за чистоту православия — это непримиримая критика нынешней государственной власти, которую всемерно поддерживает Церковь. А из церковной среды порой выходят не только сервильно настроенные иерархи, но и беспощадные критики.»

Очень печально всё это наблюдать. Естественно кто-то встанет на сторону Епископа Диомида, а кто-то будет поддерживать официальную позицию РПЦ и Патриарха. Мне на сердце приходят слова Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа: "Только тогда все узнают и увидят что вы МОИ, если будете иметь Любовь между собой". Царит ли сегодня в церкви и между её чадами ЛЮБОВЬ? Судя по тому, что происходит и что мы наблюдаем НЕТ! Я одного не понимаю, как можно наградить Благодатью Святаго Духа при посвящении в сан епископа (через возложение рук трёх архипастырей на посвящаемого в сан). А потом "отобрать" эту Благодать, через извержение из сана. Она или Есть, или этой Благодати изначально Нет. Если епископ Диомид совершил грех перед Господом, возведя на Него крамолу и напраслину, то Сам Господь его за это и покарает. А возражать другим архиереям (которые РАВНЫ с Диомидом в этой Благодати), он имеет ПОЛНОЕ право, если считает себя в праве это делать (при соответствующей аргументации). В этом нет ничего преступного, ведь он делает это ОТКРЫТО и ГЛАСНО, принародно как говорится. Скорее всего, именно за это его и наказывают, ибо для любого "начальника" критика подчинённого, уже есть "преступление и крамола". Истина как известно, по СЕРЕДИНЕ между ругающимися и ни одному из них не принадлежит. Это каждый из нас может слиться с другим в ИСТИНЕ, если ОНА нас собою СО+ ЕДИНИТ. Ибо сказал Господь: "Да будет ваше слово ДА-ДА, а слово НЕТ-НЕТ, всё-же что сверх того (этого), от лукаваго". Другими словами, слогайте свои СО+ГЛАСИЯ и слогайте свои НЕ+согласия, т.е. ДА вставляйте в ДА, а НЕТ лейте в НЕТ. Правда между нами так и творит СЯ, так и происходит, если смыслом нашего СО+ГЛАСИЯ (сложения голосов) является сама ПРАВДА. Ведь она и есть СЛОГАЕМЫЕ нашего СОГЛАСИЯ: "Я прав?", т.е. другими словами: "ДА?" И если тебе отвечают: "ДА, ты прав!" Это и порождает саму ПРАВДУ между нами, т.е. по середине нас. ПРАВ+ДА и происходит сама- ПРАВДА! А теперь и посмотрите, происходит ли ОНА между нашими архиереями. Если один говорит: "Я прав?" а другие ему отвечают: "НЕТ, ты батенька НЕ прав!" Потому и родит СЯ противоположное самой ПРАВДЕ, т.е. ОНА просто начинает м.д. архиереями ОТСУТСТВОВАТЬ, через приставку НЕТ. Потому и происходит НЕ+ПРАВДА, т.е. сама-НЕПРАВДА, их отношения становят СЯ просто-ЛОЖЬЮ. Это мы все и наблюдаем сегодня. Правда только тем и отличает СЯ от неправды, что первое всегда ЕСТЬ, а второго при этом просто быть НЕ может, т.е. это НЕТ и начинает между и нами БЫТЬ. Формула Правды данная Христом: ДА-ДА, а обратная: НЕТ-НЕТ. А не так, как произошло между архиереями: ДА вставили в НЕТ, а это: НЕТ вставили в ДА. Потому и пропала сама ПРАВДА, став этим-НЕТ. А то, что есть от "лукавого", по сути и есть ОТРАЖЕНИЕ понятий СОГЛАСИЯ (ДА) и понятия НЕ+СОГЛАСИЕ, т.е. НЕТ от самих себя. Можете сами в этом убедиться: ДА-АД; а стало-быть: НЕТ-ТЕН(Ь), вместо мира (РАЯ) происходит "ад", а вместо СВЕТА творится "тьма". Пожалуйста милые ВЛАДЫКИ, сотворите ИСТИНУ между и собою, сотворите ЛЮБОВЬ. Только тогда все и увидят, что вы слуги ГОСПОДНИ. С уважением к нашему Священноначалию, раб Божий Александр. Называющий себя по простоте душевной- Иванушка дурачёк. Пожалуйста обрежьте не крайнюю плоть, но "плоть Ваших "КРАЙНОСТЕЙ". Я напоследок скажу, что Национальная Идея России есть: Идея ЛЮБВИ, да этой любовью ИДЕНИЕ! Ибо Господь Бог есть ЛЮБОВЬ, он и ЕСТЬ наша главная ИДЕЯ. В этом кстати и главная ошибка Иудеев, которые до сих пор СИДЯТ в плену у собственной ИДЕИ. О чём и говорит само их название ИУДЕЙ, а в отражении- УИДЕЙ. Потому и сидят до сих пор в "плену" (только теперь Арабском, а не Вавилонском или Египетском). С любовью ко всем вам, братья и сестры. С нами Бог!

Восемь лет назад владыка Диомид обличил пороки экуменизма, сергианства и сребролюбия. Много воды утекло с тех пор. Иные гонители владыки уже и сами в числе гонимых. Но, почему-то, до сих пор никто не попросил прощения у батюшки Диомида и не сказал: владыка, Правда Ваша! Свершается то, против чего только Вы и решились открыто выступить. Тысячелетняя история Святой Руси, не знавшей соглашений с латинянами, позорно заканчивается...

12.02.16 г. в 16:30 состоится подписание первой в истории Русского Православия Совместной декларации между патриархом Кириллом и папой Римским.

Диомид был прав. Правы были и те, кто не молчал, и по мере сил поддерживал его стояние в Истине.

Прилагаемая статья - хорошее напоминание о тех временах. Вспомните, кто и как "мочил" сторонников Диомида. Сравните с тем, что они проповедуют ныне. Так познается Истина и обличается ложь. Это очень полезно. Иначе, не выйти из стада, ведомого на бойню козлом-провокатором. Иначе - не спастись.


Максим Лесков

Владимир Высоцкий

НЕДОЗВОЛИТЕЛЬНЫЕ УЛОВКИ В АРХИЕРЕЙСКОМ СПОРЕ

Современная церковная жизнь, к сожалению, являет нам не только примеры высокой нравственности и подвижничества, но и преподносит грустные уроки оскудения братской любви, вплоть до публичных проявлений злословия, гнева, тщеславия и лицемерия со стороны тех, кому Господь доверил архипастырское служение.

Стыдно и больно свидетельствовать об этом, но молчанием предается Бог, истинных учеников которого узнают не по блестящей форме и драгоценным наградам. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35). Вместо этого миллионы православных по всему миру стали очевидцами полномасштабного использования всего арсенала грязных информационных технологий для дискредитации епископа Диомида.

Сознательно или нет, но этим был нанесен страшный удар по Русской Православной Церкви, трагические последствия которого проявятся в ближайшем будущем. Одними уловками, репрессиями и «затыканием рта» единство Церкви Христовой, также как и единство России, сохранить невозможно. Жаль, что нынешними миссионерами и космополитами эти меры оказались востребованнее, чем жажда Истины, верность святоотеческим традициям и стремление миром разобраться в поднятых владыкой вопросах по-существу.

Напомним: на Богоявленье Господне 2007 года, отчаявшись получить ответ на архиважные вопросы духовной жизни в рамках церковной иерархии, чукотский архиерей публично потребовал разъяснить пастве позицию Церкви по следующим пунктам .

Первое . О стремлении сторонников еретического учения экуменизма объединить все веры в одну религию.

Второе . О развитии духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти.

Третье . О молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям.

Четвертое . Об оправдании и благословении персональной идентификации граждан и дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации.

Пятое . Об одобрении демократии, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года.

Шестое . Об участии в межрелигиозных саммитах под эгидой лидеров «большой восьмерки», что является признанием их власти.

Седьмое . О подписании на московском саммите религиозных лидеров в итогового документа, в котором была засвидетельствована вера в одного «Всевышнего».

Восьмое . О несогласии с официальным заявлением о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма.

Девятое . Об озабоченности и несогласии с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому.

В ответ на эти тезисы, требующие серьезной общественной дискуссии, против владыки была развернута грубая информационная война, ее участники не брезговали ничем, даже запретными в любом культурном обществе методами ведения публичной полемики. Дабы не быть голословным, позвольте воспроизвести наиболее яркие примеры уловок, использованных для дискредитации опального владыки и его сторонников. Приемы эти достаточно подробно описаны в работе профессора С. И. Поварнина «Искусство спора», цитаты из которой по тексту выделены курсивом .

1. Игра "красивыми названиями" и "злостными кличками"

Принятие названия часто решает все дело. Ведь приняв его, мы, тем самым, приняли, что предмет, обозначенный им, обладает и соответственными свойствами. Чтобы мы приняли на веру название, он пользуется, кроме обычной нашей склонности к этому, еще разными обычными уловками, напр., внушением.

Говорит безапелляционным тоном, употребляет название, как нечто само собою разумеющееся, несомненно правильное. Отвлекает внимание от проверки скрытой оправдательной посылки и т.д., и т.д. Есть названия, которые особенно пригодны для такой уловки: это те названия, которые имеют оттенок порицания или похвалы; ими пользуются, как "злостными кличками" или "красивыми словами", "красивыми названиями". Часто это в полном смысле "гипнотизирующие слова". Они действуют на человека мало развитого, как меловая черта на курицу.

Говорят, если пригнуть голову курицы к полу и провести от клюва мелом прямую черту, курица несколько время останется неподвижно в таком положении, созерцая только эту черту. Так и человек, загипнотизированный соответственным словом, теряет способность рассуждать, правильно это слово приложено или нет. Особенно, если усиленно ударяют на такое слово и растекаются по поводу его "в красноречии".

Читая само заявление, мы, обыкновенно, не вникаем в него с должным вниманием; поэтому "злостная кличка" проходит "сама собою", без критики, особенно, если она дана в "нашей газете", которой мы доверяем. Иногда этими "злостными кличками" пугают или, как говорят в народе, "пужают" робких людей. Но иногда злостная кличка обращается в страшное орудие демагогии. Из истории известно, что стоит крикнуть в иной момент толпе: "это провокатор", "отравитель", "революционер" и т.д., и участь человека будет решена.

Иллюстрации в заголовках:

  • Епископ Венский Иларион сравнил епископа Диомида с Гапоном
  • Епископа Диомида сравнили с обвенчавшим гей-пару священником
  • В Союзе православных граждан назвали епископа Диомида и его сторонников "оранжевыми" противниками Церкви
  • Союз православных граждан: Обществу не нужны гуру из Анадыря
  • "Диомид зарвался. Мятежный епископ Чукотки выступил с новым скандальным письмом"
  • РЦП не поверила епископу Диомиду, что тот не явился на Архиерейский Собор из-за болезни. "Прогульщика" накажут
  • Епископ Диомид мало чем отличается от подростка, который живет в мире виртуальной игры
  • Популярность епископа Диомида подобна печальной славе Герострата, считает глава Издательского cовета Русской православной церкви
  • Диомиду дали саноотвод. Ненавистник мусульман и иудеев лишен сана

2. «Неправомерное использование синонимов»

Далеко не все равно сказать "Ревность к вере" и "фанатизм". Если я высказал тезис: "ревность в вере - обязанность каждого религиозного человека”, а противник мой изменил его: "вот вы утверждаете, что каждый религиозный человек должен быть фанатиком”, то он исказил мой тезис. Он внес в него оттенок, благоприятный для опровержения. Вложил признаки, которые делают тезис незащитимым.

Конечно, сказать, что фанатизм- обязанность каждого христианина – нелепо. Вообще эта уловка – вероятно самая употребительная. Люди прибегают к ней как бы инстинктивно, стараясь обозначить понятие названием, наиболее благоприятным для себя, наиболее неблагоприятным для противника. И чем грубее ум, тем грубее и примитивнее выходят и подобные софизмы.

Иллюстрации в заголовках:

  • "Грозит ли Церкви политический раскол? Его провоцирует борьба "ревнителей" православия за "чистоту веры"
  • Диомид консолидировал всех возможных церковных фундаменталистов
  • Отец Борис Михайлов: "диомидовцы" кажутся неприкаянными
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Не избежишь радикального ответа". О вызовах и угрозах современного мира с обозревателем "МН" говорит один из самых влиятельных иерархов Русской православной церкви"

3. «Уловка артистов»

Если спор очень важный, при слушателях, ответственный, то, говорят, иные прибегают даже к "уловке артистов". Некоторые артисты, напр., певцы, чтобы "подрезать" своего соперника, перед выступлением его сообщают ему какое-нибудь крайне неприятное известие, чем-нибудь расстраивают его или выводят из себя оскорблением и т.п., и т.п., в расчете, что он после этого не будет владеть собой и плохо споет. Так, по слухам, не гнушаются поступать изредка некоторые спорщики перед ответственным спором. Лично мне никогда не приходилось наблюдать этой подлой уловки, но, несомненно, возможна и она. Нужно и против нее быть настороже.

Иллюстрации в заголовках:

  • Епископ Диомид подлежит церковному суду - богословская комиссия
  • Суд ждет мятежника. Священник Владимир Вигилянский: "У епископа Диомида еще есть шанс оправдаться"
  • "Между Богом и блогом. Священников, позволяющих себе лишнее в Интернете, будут наказывать"
  • Союз православных граждан призывает Чукотского епископа к покаянию
  • Отказ епископа Диомида покаяться чреват отлучением от Церкви
  • Митрополит Кирилл призвал епископа Диомида не губить свою душу
  • Иерарх Русской церкви надеется, что епископ Диомид прибудет на Архиерейский Cобор и покается
  • "Извержение из сана означает одновременно и гибель души", - предупредил митрополит Кирилл епископа Диомида о его загробной участи

4. «Диверсия»

Совершенно оставить во время спора в стороне прежнюю задачу спора, неудачный тезис или довод и перейти к другим, называется "сделать диверсию". Диверсия делается различным образом. Наиболее грубый способ состоит в том, что спорщик прямо, "сразу" оставляет довод или тезис и хватается за другой. Это случается чрезвычайно часто.

Иллюстрации в заголовках:

  • Пензенские "сектанты" - следствие системного невнимания церковноначалия к "оранжевой революции" среди мирян, считает диакон Кураев
  • Сторонники оппозиционного епископа Диомида у храма Христа Спасителя избили девушку
  • С пензенскими затворниками сравнил епископа Диомида в прямом эфире телеканала О2ТВ сотрудник ОВЦС МП священник Георгий Рябых
  • Диомидовцы избили журналистов возле храма Христа Спасителя
  • "Интерфакс-религия" описывает избиение у ХХС женщиной-редактором главы московского отделения СПГ Кирилла Фролова
  • Стычки во время Архиерейского собора заказные, считают в Сыктывкарской и Воркутинской епархии

5. "Дамский аргумент"

Он в ходу и у мужчин, да еще как; но в женских устах он, в общем, получает почему-то особый блеск и рельефность. Суть его вот в чем. По многим вопросам возможно, мыслимо не одно, не два, а несколько, много решений, несколько предположений и т.д. Некоторые из них противоположны друг другу.

По здравому смыслу и по требованиям логики надо учитывать все их. Но софист поступает наоборот. Желая, напр., защитить свое мнение, он выбирает самое крайнее и самое нелепое противоположное из других мыслимых решений вопроса и противопоставляет своему мнению. Вместе с тем он предлагает нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять его мысль. Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым им мнением, тем лучше. Все остальные возможные решения намеренно замалчиваются .

Иллюстрации в заголовках:

  • Епископ Иларион призывает чукотского архиерея предпочесть покаяние окончательному расколу
  • Митрополит Кирилл: для христианства гибельны как самоизоляция, так и путь соглашательства
  • Митрополит Кирилл считает бесперспективными попытки заставить Церковь уйти в изоляцию
  • Позиция епископа Диомида в отношении мобильных телефонов - это путь к очередному расколу, считает диакон Кураев
  • Религиозные фанатики ведут Христианство в Содом и Гоморру

6. «Чтения в сердцах»

Эта уловка состоит в том, что софист не столько разбирает ваши слова, сколько те тайные мотивы, которые заставили вас их высказывать. Иногда даже он только этим и ограничивается. Эта уловка встречается очень часто и употребляется вообще для "зажимания рта" противнику. Таким образом, для искусного любителя "читать в сердцах" представляется, при желании, возможность отыскать всюду какую-нибудь "крамолу" и т.п., как в некоторых словах противника, так иногда и в его молчании.

Иллюстрации в заголовках:

  • Ортодоксального епископа Диомида сочли жертвой антицерковных сил
  • Обличительное письмо епископа Диомида направлено на срыв воссоединения Русской церкви - митрополит Кирилл
  • "О мотивах откровений от Диомида. Русскую Православную Церковь пытаются расколоть накануне ее объединения"
  • "Грозит ли Церкви политический раскол? Его провоцирует борьба "ревнителей" православия за "чистоту веры"
  • Представитель Московского патриархата обвинил Душенова и Назарова в попытке захватить власть в Церкви
  • Епископ Диомид - инструмент в руках сил, создающих альтернативную "Церковь", считают в Московском патриархате
  • Епископ Егорьевский Марк: Сознательных сторонников епископа Диомида – единицы
  • Московский патриархат: епископ Диомид - марионетка в чужих руках

7. «Инсинуация»

Человек стремится подорвать в слушателях или читателях доверие к своему противнику, а, следовательно, и к его доводам, и пользуется для этой цели коварными безответственными намеками. К сожалению, эта уловка очень в ходу, и ею не брезгают даже иные весьма почтенные деятели.

Иллюстрации в заголовках:

  • Епископ Диомид утверждает, что не писал обращения к верующим - митрополит Кирилл
  • Дьякон Кураев связывает смерть в пензенской пещере с именем Диомида
  • Диакон Андрей Кураев рад извержению из сана епископа Диомида, который "выгонял людей из городов"
  • "Печать Антихриста. Чукотский епископ поднял новую волну возмущения против Церкви"
  • Тайна Диомидовой болезни. Иерархи считают скандально известного епископа симулянтом
  • Епископа Диомида обвиняют в попытке организовать авиакатастрофу
  • Епископ Диомид не сумел защитить диссертацию, так как списал ее с чужой книги, рассказали в Московской духовной академии

8. «Двойная бухгалтерия»

Все почти люди склонны более или менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что нам выгодно или приятно, другая – для чужих людей, особенно людей нам неприятных, и для того, что нам вредно и не по душе. Напр., когда очень хороший по существу человек бранит другого за то, что тот на него насплетничал – и сам тут же передает об этом другому новую сплетню. Не из мести,– нет! Он просто не отдает себе отчета, что это сплетня. Сплетня – когда говорят другие; а когда говорим мы то же самое, это "передача по дружбе" интересного факта из жизни знакомых.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

  • В Московской патриархии обвиняют Чукотского епископа в попрании канонов и сознательном введении людей в заблуждение
  • Отлученный епископ Диомид обвиняет митрополита Кирилла во лжи
  • Православные могут молиться в чужих храмах - митрополит Кирилл
  • Диакон Андрей Кураев: "Каноны - это мечта о том, какою Церковь должна быть"
  • Диакон Андрей Кураев: 74 апостольское правило не имеет отношения к епископу Диомиду
  • Священный Синод признал вредными для Церкви две газеты, издающиеся по благословению епископа Чукотского Диомида

9. «Подмена тезиса, его усиление или смягчение»

Недобросовестные противники часто прибегают к "искажению" тезиса. Тезис был дан, напр., такой: "Министры наши бездарны". Противник "искажает"" его, усиливая: "вы утверждаете, что министры наши идиоты”. Или я доказываю, что "смертная казнь при некоторых обстоятельствах и условиях необходима".

Противник опровергает меня перед слушателями так, как будто я утверждал, что смертная казнь вообще необходима и называет меня "ярым защитником смертной казни", бросая при этом на меня громы негодования и возмущения. Эта уловка чаще всего встречается при опровержениях и имеет больше всего успеха при малоразвитых в умственном отношении слушателях. Малоразвитый ум склонен понимать все "просто"; он не умеет отмечать "тонкие различия" в мыслях, он прямо их не любит, иногда не терпит и не понимает. Они для него слишком трудны.

Иллюстрации в заголовках:

  • Ждать Христа, а не встречать антихриста. Иерей Евгений Максименко подверг критике сторонников епископов Диомида и Ипполита
  • Диакон Андрей Кураев о ситуации вокруг "обращения" епископа Анадырского и Чукотского Диомида
  • Настоятель храма: Архиерейский собор был прав, лишив сана епископа Диомида

10. "Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда"

Надо доказать, что мысль истинна или ложна; доказывают, что она полезна для нас или вредна. Надо доказать, что поступок нравственен или безнравственен; доказывают, что он выгоден или невыгоден для нас и т.д. Напр., надо доказать, что "Бог существует"; доказывают, что вера в Его бытие приносит утешение и счастие.

Часто нет убедительнее доводов для среднего человека, чем те выводы, которые затрагивают насущные интересы его. Даже самые простые доводы чисто "карманного свойства” (argumenta ad bursam ), имеют волшебное действие. Это отлично знает и каждый "мошенник слова". Поэтому данная уловка – любимое орудие подобных мошенников.

Иллюстрации в заголовках:

  • Наместник Троице-Сергиевой лавры призывает Чукотского епископа прекратить сеять смуту среди православного народа
  • ДОКУМЕНТ: Определение Архиерейского Собора РПЦ МП о деятельности епископа Анадырского и Чукотского Диомида
  • Богословско-канонический анализ писем и обращений епископа Анадырского и Чукотского Диомида

10. "Ложное обобщение"

Человек приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие предметы обладают известным признаком и т.д., и без дальнейших рассуждений делает вывод, что все подобные лица и предметы обладают этим признаком. Вроде того, как Гоголевский герой видел, что все православные, каких он встречал, едят галушки, и отсюда делал вывод, что все православные вообще едят галушки, а кто не ест их, тот не православный.

Иллюстрации в заголовках:

  • Чукотский епископ считает недопустимым для православного человека иметь мобильный телефон
  • Православная молодежь в Москве протестует против "диомидовцев"
  • Немногочисленные сторонники епископа Диомида на коленях отмаливают его судьбу за стенами Архиерейского Собора

11. «Довод к городовому»

Сначала человек спорит честь честью, спорит из-за того, истинен ли тезис или ложен. Но спор разыгрывается не в его пользу – и он обращается ко властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества и т.д. И вот приходит какая-нибудь "власть" и зажимает противнику нашему рот, что и требовалось доказать. Спор прекратился и "победа" за ними. Но "призыв к городовому" имеет целью только прекратить спор.

Многие этим не довольствуются, а применяют подобные же средства, чтобы "убедить" противника, т.е. вернее, заставить его, по крайней мере на словах, согласиться с нами. Тогда подобные доводы получают название "палочных доводов". Конечно, и в наше время употребляются еще "палочные доводы" в буквальном смысле слова. Насилие во всех видах очень часто "убеждает" многих и разрешает споры, по крайней мере, на время.

Позвольте ответить еще одной цитатой Сергея Иннокентьевича Поварнина: «…такие уловки, как палочные доводы, аргументы к "городовому", срывание спора, инсинуация и т.д., и т.д. должны быть везде разоблачаемы, где только можно их доказать. Сущность же их такого характера, что доказать их наличность не составляет часто особого труда. Правда, на противника-софиста такие разоблачения влияют сравнительно редко: по большей части человек, сознательно прибегающий к ним, обладает довольно толстой кожей и его "разоблачениями" не проймешь, он будет продолжать свое дело.

Но есть люди, которые пускают в ход такие уловки по недостаточной сознательности, "не ведают, что творят". Такие люди могут и "устыдиться", увидев воочию яркое изображение сущности своей уловки. Полезны подобные разоблачения и для слушателей и читателей. Наконец, вообще говоря, молчать и без протеста переносить подобные приемы там, где можно доказать их наличность – поступок даже противообщественный. Это значит – поощрять на них в дальнейшем. Протест в этих случаях – наш долг, хотя бы и нельзя было ожидать от него осязательного результата».

Максим Лесков

15.07.2008 г.

Подробнее см.: С. И. Поварнин, «Искусство спора» , Петроград, 1923 г. В аннотации к изданию сказано: «Классическая серьезная книга по искусству спора, написанная известным специалистом по логике и риторике. Содержит классификацию споров и уловок в споре. Книга научит вас читать "между строк" газеты и телеинформацию, заметить уловки ваших противников, правильно изложить свои доводы в споре любого типа. Для широкого круга читателей».

Слово «раскол» из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к «опальному» епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху.

Построен «на масонские деньги»">
Преображенский храм г. Анадырь. Реконструирован из старого магазина в начале 90-х. Храм в котором постоянно служил еп. Диомид, не считавший деревянный собор благодатным, так как он
построен «на масонские деньги»

Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье?

Хронология конфликта
19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил «отступления от чистоты православного вероучения», существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: «еретическом служении экуменизму», «неосергианстве», «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти», оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает «собор верных», долженствующий избрать «народного патриарха», а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.


Цельная натура
Из поездок по епархии становится понятно, что большинству людей на Чукотке не особенно ясны и близки канонические и догматические разногласия, послужившие причиной событий. Подавляющая часть мирян хочет мира, хочет спокойно молиться в храме и не сочувствует таким экстремальным выходкам, как анафематствование Святейшего Патриарха и т. п.

Есть небольшая группа - несколько десятков фанатично преданных человек, готовая, по их словам, идти за Диомидом и на плаху, и в огонь, и в воду. Она сформировалась из жителей Анадыря и поселка Мыс Шмидта, где владыка служил еще иеромонахом в 90-х годах.

Сейчас в Чукотской епархии 19 приходов и 12 священников. Бывшего владыку Диомида поддерживают пятеро, все они служили в Анадыре и близлежащих селах (решением Синода от 6 октября 2008 года священнослужители, поддерживающие бывшего епископа Диомида: протоиерей Василий Байдаченко, иерей Василий Мезенцев, иерей Александр Белый, протоиерей Владимир Мордвов и иеромонах Спиридон (Бахарев) извергнуты из сана за нарушение священнической присяги, распространение клеветы в отношении Священноначалия и участие в расколе).

Интересно, что семинарское и академическое образование есть только у священства, не разделяющего взгляды Диомида, а сторонники владыки рукоположены в солидном возрасте и не имеют богословского образования.

До заявления Диомида о предании анафеме Святейшего Патриарха у него и здесь, на Чукотке, и на материке было немало сторонников. Я вижу две причины этого. Во-первых, Диомид, по словам хорошо знающих его людей, обладает своеобразной харизмой: он аскет, молитвенник, нестяжатель, ходит в сапогах, ветхой рясе, пешком. Рассказывают как легенду, что он отключает отопление в своей келье в морозы. Однажды зимой он пешком отправился через лиман в соседний поселок, так как обещал прихожанам освятить воду на Богоявление, пришлось его искать с МЧС. Те, кто близко знаком с ним, говорят, что он притягивал к себе искренней простотой, доступностью, вниманием. Когда же его узнавали поближе, то понимали, что он, по их словам, может и «управлять человеком довольно жестко», но разорвать отношения уже не могли, прикипели к нему душой. Диомид - человек цельной натуры, он бывает подвержен вспышкам гнева, но всегда говорит то, что думает. От своих решений он не отступает, даже если они ошибочны. У него нет двойных мыслей. Другое дело, что такой тип людей если заблуждается, то надолго.

Второе. Хотя Диомид и не сказал в своих «обращениях» ничего принципиально нового, он сумел затронуть некие архетипы, значимые для русской души: извечные поиски правды, симпатию к гонимым, враждебное отношение к Западу, противопоставление себя системе, ведь бунтари на Руси всегда в почете. А некоторые вопросы, поставленные им, давно вызывали беспокойство церковного народа.

Самочинный толкователь канонов

Если проанализировать основные пункты обращения Диомида, то две трети из них - это вопросы действительно важные, которые в Церкви постоянно обсуждаются на собраниях, конференциях и съездах. К ним относятся: взаимоотношения Церкви с государством, с налоговыми органами (до сих пор, несмотря на то что Синод давал подробные разъяснения по этому вопросу в 2000 году, есть группы людей, пребывающих в смущении по поводу ИНН), многих волнует участие РПЦ во Всемирном совете церквей. На мой взгляд, Диомид прав в том, что эти вопросы существуют и нам необходимо быть открытыми и стараться давать компетентные ответы на них, не боясь дискуссий.

Но в то же время треть его утверждений - это просто нелепости, которые, надеюсь, объясняются искренним заблуждением. Вот, например, слова Диомида о «нарастании экуменизма. Экуменизм был осужден на Всеправославном совещании в Москве в 1948 году как ересь. Спустя 13 лет Русская Православная Церковь под давлением государства все же вступила во Всемирный совет церквей. При этом РПЦ настаивала, что единственная приемлемая форма участия - это «свидетельство о Православии». В 80-х годах делегации РПЦ в силу определенной политической ситуации в стране подписывали ряд сомнительных в догматическом отношении соглашений «частным порядком» - то есть эти соглашения не имели силы до рассмотрения на соборе. Ни одно из них не получило в дальнейшем ни одобрения, ни осуждения. Но с 90-х годов до нынешнего времени мы наблюдаем резкое снижение экуменической активности. А на Архиерейском соборе 2008 года было принято особое Определение, утверждающее недопустимость совместных молитв с неправославными.

На сайте «Диомид.инфо» приводятся фотографии, где запечатлен Святейший Патриарх с двумя кардиналами и иконой Божией Матери «Казанская» Подпись под фотографией гласит: «Патриарх Алексий II благословляет католических священников проповедовать с амвона православного храма». На самом же деле происходит передача Святейшему иконы, которую Ватикан возвратил РПЦ!

Диомид самочинно вводит новые богословские понятия, новые толкования канонов. Например, он обвиняет Церковь в «ереси глобализма и цареборчества». Но словом «ересь» называется искажение догматики. К церковным догматам относятся вероучительные истины, необходимые для нашего спасения, принимаемые всей Церковью. Это догмат о Триединстве Бога, о Богочеловечестве Христа, о Воскресении и т. д. А государственный строй (монархия) или устройство мировой экономики (глобализм) не относятся к предметам, безусловным для спасения души, поэтому и догматов о них нет и быть не может. Под «ересью цареборчества» Диомид понимает тезис о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя», отраженный в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. По мнению Диомида, для Церкви предпочтительной является православная монархия, кто с этим не согласен - тот еретик-цареборец. Но Церковь существовала при различном государственном строе, от крайней диктатуры до демократии, ее существование никак не связано с формой государственного правления.


Разумеется, мы можем считать, что многие новшества в истории человечества приближают конец света. В том числе политические и экономические. Хорошего в этом мало, но этот поезд давно мчится по своему пути, и одни с нетерпением ожидают Христа, иные со страхом - антихриста. Мы можем высказывать свое неодобрение в отношении процессов глобализации, если в них есть что-то плохое. Но только одного мы не имеем права делать - смешивать догматы Церкви и политику. Божие - Богу, кесарю - кесарево.

Именно в этих «богословских» изобретениях Диомида есть опасность раскола. Именно на основе обвинения в «ереси цареборчества» Диомид дерзает говорить об отлучении от Церкви Патриарха и всех иерархов начиная с участников Поместного собора 1917 года!

Наконец, обвиняя других в нарушении канонов, Диомид сам же их и нарушает. Если он уверен в том, что наша иерархия впала в придуманную им «ересь цареборчества», пусть соблюдет церковную процедуру. Действует так, как поступил постоянно поминаемый им прп. Максим Исповедник, который прежде, чем обличить константинопольского патриарха в ереси монофелитства, добился, чтобы эта ересь была осуждена собором 187 архиереев. А затем соборно же анафематствованы и три (!) патриарха. Ведь по церковному уставу Патриарх подсуден только Собору. Однако ни один архиерей ни одной Поместной Церкви не поддержал обвинений бывшего Чукотского епископа.

Диомид опирается на тех, кто особо не вникает в догматику, для кого самое важное - «протестность» его позиции. Поэтому среди сторонников Диомида - очень разные люди. Есть правозащитники (например, Фонд защиты гласности, работающий на гранты Сороса), демократы и крайние консерваторы. Иногда, после сравнивания его разных интервью, у меня возникает впечатление, что, поскольку Диомид человек импульсивный, искренний и, кажется, до некоторой степени внушаемый, кто-то вполне может им манипулировать. Потому что ясно: даже маленький раскол в Православной Церкви - это то, что ослабляет наше государство.

Можно ли склеить расколовшееся
Единственный приход на Чукотке, прихожане которого «за» Диомида, в поселке Мыс Шмидта. Там он начинал свое служение на Чукотке молодым иеромонахом в 90-е годы, поэтому там его многие любят. В Анадыре ситуация складывается следующим образом: сторонники бывшего епископа и духовенство молятся на «конспиративных квартирах», однако в Троицком кафедральном соборе постепенно появляются на богослужениях те, кто начинает понимать, что следование за мятежным Диомидом - это не борьба за истину, а обычный раскол.

Сейчас очень важно постараться не оттолкнуть тех людей, кто стоит на распутье, кто, разделяя позицию Диомида в отношении глобализации, проблем демографии, нравственного разложения общества, не может переступить последний порог и продолжать идти за ним после того, как он анафематствовал Патриарха. Мы должны быть готовы к диалогу с этими людьми и непредвзятому обсуждению волнующих вопросов. Меньше всего на пользу будут административные меры в отношении сомневающихся.


Как только мы приехали на Чукотку, стали приглашать сторонников Диомида на беседы в кафедральном соборе. Но приходили одна-две женщины, которые никого не слушали, выкрикивали свои лозунги и уходили. Мы также попытались обсуждать эти вопросы на форуме местного интернет-портала, но все кончилось потоком хамства, грубости и оскорблений в наш адрес; опять диалога не получилось.

Необходимо не оставлять усилий, чтобы вернуть в лоно Церкви и тех, кто является яростным сторонником Диомида. Хотя общение с ними пока не радует. Иногда жутковато становилось наблюдать непримиримую убежденность этих людей в своей правоте. Они радовались: мы пострадаем за правду, а вы - слуги сатаны, все сгорите в аду! Это говорилось яростно, резко, взахлеб, по-сектантски. Но это наши, пусть и заблудшие, братья и сестры во Христе. Печально то, что они ощущают себя "на войне", для них мы - изгои, анафематствованные их духовным отцом. Из оскорблений в мой адрес можно составлять словарь. Меня уже обещали заколоть, как пророк Илия заколол жрецов Вааловых, поставить к стенке, одеть в колодки и сжечь, как сжигал еретиков Иосиф Волоцкий, выстрелить пеплом из пушки и т. д.

Осталось лишь беседовать в частном порядке с людьми, которые приходят в храм. В Анадыре два храма - Преображенский и Троицкий, в каждом сейчас есть дежурные священники, которые могут ответить на все вопросы, связанные с позицией Диомида. Позиция Церкви остается неизменной: это готовность принять, понять, просветить, научить.

Текст и фото: иеромонах АГАФАНГЕЛ (Белых)
Анадырь-Москва

Хабаровский ОМОН прибыл в Чукотскую епархию

Впредыдущих статьях мы рассказали о епископе Чукотском и Анадырском Диомиде и его идейном и конфликте с руководством РПЦ.

С того времени прошло около двух месяцев и пришло время ознакомить читателей как с положением дел на Чукотке так и с дальнейшей судьбой Диомида.

Первой новость. О "добровольной" отставке Б.Абрамовича с должности губернатора Чукотки все уже пресытилась и мы не будем на этом останавливаться.

С эпископом Диомидом события приобретают новые ракурсы и остроту политического динамизма в ходе, которого Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ) показываете нам свое истинное лицо!

Но вернемся к "бедному" Диомиду, о котором автор хочет замолвить слово!

Так, по информации пресс-службы Московской Патриархии, на 17 июля было назначено заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ).

И на него вызывался епископ Диомид (Дзюбан), как виновный нарушение церковных канонов и возбуждение раскольнических настроений.

Напомню читателю, что предварительно эпископ Диомид решением Архиерейского Собора (24-27 июня 2008г.) был отстранен от управления Чукотской епархией.

И целью вызова Диомида на заседание Синода было добится от него публичного покаяния.

Причин для этого могло быть несколько.

Это приезд Константинопольского Патриарха Варфоломея I в Киев и подготовка туда визита Патриарха Алексия II.

И то, что руководство РПЦ дополнительно предоставила Диомиду время на раздумия.

Что отнюдь объясняется не человеколюбием верховных иерархов РПЦ, а неуверенности в занятой на Архиерейском Собром позиции по осуждению Димида. Который как мы знаем, действует не один. Его поддерживают открыто или тайно все верховные иерархи, не прибывшие в Москву на Архиерейский Собор 2008г.

На личный контакт с представителями "официальной РПЦ" Диомид после своего отстранения с должности эпископа Чукотского и Анадырского не идет.

На Архиерейский Собор он не прибыл, сославшись на болезнь.

На Соборе предоставленную им справку сочли сомнительной, хотя сторонники Диомида на итоговой пресс-конференции громко заявляли о том, что справка подлинная, и предлагали журналистам взглянуть на ее заверенную копию.

Чукотский архиерей жаловался на люмбоишиалгию, говоря проще – боль в пояснице.

К стати РПЦ надо отдать ЕК должное, не ограничилась голословными заявленими, а провела почти экспертизу этой справки.

В сообщении Агентства Интерфакс, было интервью кандидат медицинских наук, протоиерей Антония Ильина, о том, что из поступившей от Диомида справки совершенно невозможно было понять, на какой стадии находится его заболевание.

Никаких дат в документе не было. "Если условно принять за дату выдачи справки дни, предшествующие Архиерейскому Собору, то очевидно, что острая стадия должна была бы на фоне обезболивающих препаратов к этому времени уже пройти", – считает Ильин.

Как равивались дальнейшие события?

Епископ Диомид, игнорируя решения Священого Синода и Авторитет Архиерейского Собора, уже 29 июня 2008г. совершил воскресную литургию. (которая длится около трех часос) Видно болезнь попустила и пришлось собрать все силы в кулак.

Согласно решению Священного Синода 7 июля 2008г., в Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марка (Тужиков), которому в Москве поручили временно управлять Анадырской и Чукотской епархией,

Епископ Диомид не только не встретил Марка, но и в это, же время, улетел в поселок Мыс Шмидта, где местная православная община – его активные сторонники.

Это то самое место, о котором пелось в песне советских времен – "только самолетом можно долететь".

Добраться до нынешнего места его пребывания Диомида действтельно непросто – следующего авиарейса придется ждать еще несколько дней.

А нанять специальный вертолет, дороговато наверно и для РПЦ -184 000 рубликов! Да и опасно летать архиерею на изношенных российских вертолетах по Чукотской тундре!

С архиепископом Марком на Чукотку прибыли святыни, переданные в дар всему Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, – список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница", написанный на Афоне, частица Животворящего Древа Креста Господня и частицы святых мощей апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и святой равноапостольной Марии Магдалины.

Сам же, а архиепископом Марком в Анадырь прибыл не один! Он привез с собой целый Спецназ!

С ним прибыл закаленный колымский миссионер- иромонаха Агафангел (Белых), белгородский миссионер.

Он был направлен в двухмесячную командировку на Чукотку Синодальным миссионерским отделом по приглашению архиепископа Марка. Ох, знал Марк, на кого можно положится в борьбе против Диомида!

Напомним, что глава Отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) руководил во время Собора рабочей группой, вынесшей заключение по делу Диомида.

Личность Афагангела –

Дата рождения:

27.04.1969Город: Старый Оскол

Школа 13, Старый Оскол

(09.1979 – 06.1984)

Класс/факультет:

(05.2000 – 09.2007)

Класс/факультет: Богословское отделение

Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью), Белгород

(09.1996 – 06.2001)

Класс/факультет: пастырский

Иеромонах Агафангел практически ежедневно сообщает подробности командировки в своем блоге на LiveJournal.com. http://o-agafangel.livejournal.com Правда он забыл сообщить, что он уже И. о. настоятеля храма Преображения Господня г. Анадырь

Он пишет, что главные вдохновители знаменитых посланий Диомида – запрещенный в служении игумен Илия (Емпулов) и монахиня Мариам, главбух епархии.

Именно она 9 июля передавала дела архиепископу Марку. "Подтвердились факты пострига и хиротонии "в никуда", – написал Агафангел 5 июля.

Люди приезжали в Анадырь, спустя несколько дней совершались хиротонии и постриги, после чего они сразу уезжали. Видимо, отсюда и берутся так называемые клирики Анадырской епархии".

Напомним, что посвящение в сан без назначения на определенный приход епархии, в которой совершается рукоположение, – это серьезное нарушение канонических правил.

Отсутствие бывшего правящего архиерея осложнило передачу уставных, административных и финансовых документов Анадырской епархии.

Состоялось несколько встреч с сотрудниками епархиального управления и духовенством епархии из числа сторонников прежнего епископа, которые проходили по их требованию в присутствии представителей милиции и Счетной Палаты Чукотского автономного округа.

В ходе переговоров сотрудниками епархиального управления были даны письменные обязательства по передаче документов, ключей от храмов г. Анадыря и печатей епархии и приходов.

Эти договоренности были неоднократно нарушены и, в конечном итоге, не выполнены, за исключением передачи печатей и части ключей.

В результате этого временно управляющим Анадырской епархией архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком было подано заявление в прокуратуру по факту хищения уставной, административной и финансово-хозяйственной документации Анадырской епархии.

Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. 15 июля в рамках следственных действий сотрудниками правоохранительных органов в присутствии понятых была произведена выемка документов со склада храма Преображения Господня г. Анадыря и из частной квартиры, где они находились в нарушение законодательных требований к хранению подобной документации. В настоящее время изъятые документы находятся в опечатанном виде в следственном отделе.

К сожалению, сторонники епископа Диомида во время переговоров позволяли себе достаточно резкие выпады по отношению к новому правящему архиерею – так, во время переговоров в ОВД г. Анадыря они заявляли в оскорбительном тоне, что "архиепископ Марк для нас не архиепископ, он врет и продался за тридцать сребренников"; обвиняли владыку Марка в нарушении пункта 9 Устава Русской Православной Церкви, выдав обращение в прокуратуру по поводу хищения уставной и финансово-хозяйственной документации за призыв к светской власти вмешаться во внутрицерковное разбирательство по каноническим вопросам

В настоящее время в храмах г. Анадыря совершаются регулярные богослужения духовенством Хабаровской епархии и временно командированными на Чукотку священниками Миссионерского отдела Московского Патриархата.

Но архиепископ Марк видимо не очень рассчитывал на силу слова Божьего исходившего от миссионера иеромонаха Агафангела и его "колымский" авторитет, потому вместе с ним в Анадырь прибыла рота Хабаровского ОМОНА!

Ну, видено, нет на Чукотке своего ОМОНА или еще тогдашний губернатор Чукотки Абрамович, не дал разрешение о применении местного ОМОНА против "мятежного" Диомида, неихвестно.

Корреспонденту "НГР" (см.выпуск от 2008-07-16) иеромонах Агафангел так пояснил, почему вместе с делегацией из Хабаровска прибыли омоновцы:

"Мы думали, что будут стычки между верующими, которые поддерживают епископа Диомида, и его противниками".

Прибывшее в Анадырь духовенство 11 июля совершило богослужение в храме Преображения Господня (так называемом Нижнем храме).

Несколько дней в церкви дежурили двое сотрудников городского отдела милиции.

Когда наряд сняли, за порядком стали следить сам иеромонах Агафангел и семинаристы из Хабаровска.

А это уважаемые читатели, уже церковный ОМОН!

А кто внимал речам Марка и Агафангела? Местная власть сделала вид, что их как бы и нет на Чукотке.

Тут нужно отметить, что прихожане Нижнего храма – в основном пенсионеры, проживающие в соседнем доме престарелых.

Бывшему настоятелю храма протоиерею Василию (Байдаченко) совершать богослужения запретили.

"Мне так же, как и другим священникам, проживающим на Чукотке, предложено покаяться, только после этого будет дано разрешение служить, – сообщил он корреспонденту "НГР". – Нам даже не объяснили, в чем каяться.

Владыка Диомид улетел на Шмидт, есть опасность, что и нас, священников, которые работали с ним, тоже могут лишить сана".

Все это похоже на типичную рейдерскую атаку, с целью установления новой сласти в ОАО "Епископат Чукотский и Анадырский"!

Иеромонах Агафангел в своем вышеупомянутом интервью утверждал, что сторонников Диомида на Чукотке совсем немного?

Однако в целом среди местных православных это довольно популярная фигура. Бытует мнение, что до 2002 года (год назначения Диомида на Анадырскую кафедру) православие на Чукотке переживало кризис.

Из Украины и близлежащей Аляски туда приезжали протестантские проповедники, организовывали молитвенные дома, привлекали молодежь. Как только появился Диомид, начали открываться церкви (сейчас их 17), заработали православные школы, стали создаваться новые православные общины.

Впрочем, сам Диомид, похоже, считает, что местными верующими его паства не ограничивается.

А Диомид, если проанализировать его высказывания в Интернете видит себя духовным лидером для... 20 млн. православных.

Именно столько верующих, по его словам, не желают становиться жертвами глобализации.

Он не может оставить их "на съедение волкам мнимой демократии". Каяться Диомид не намерен. Он считает, что каноны не преступал, раскола не учинял, а осудили его неправомерно.

Конечно, сочувствующие Диомиду православные проживают не только на Чукотке.

Во всяком случае, ни одно из поддерживающих его изданий ("Дух христианина", "Пасха Третьего Рима", "Русь Православная") там не выпускается.

По числу посетителей сайт той же "Руси Православной" – 12-й в рейтинге Интернет-ресурсов о религии.

Таким образом, вольно или невольно Диомид стал живым символом для "правого крыла" в нынешней РП Церкви.

Епископ Диомид настаивает, чтобы его дело рассматривал церковный суд. 30 июня 2008г. он направил туда жалобу.

И церковный суд якобы готов к диалогу с Диомидом и это подтвердил сам вновь назначенный Председатель церковного суда РПЦ митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).

Проблема лишь в том, что митрополит Исидор считает задачей возглавляемой им структуры "побуждать к покаянию и исправлению", а Диомид ни каяться, ни исправляться не собирается – он считает себя правым.

Но есть масса и как говорят юрист процессуальных проблем церковного права. В РПЦ скажем в отличии от Римско-католической церкви это вопрос так очень запутан, что практически любое решение церковного суда заинтересованной стороной может быть оспорено.

К примеру: церковный суд не занимается вопросами лишения архиереев сана, для этого есть Патриарх и Синод.

А дни правления Патриарха Алексия II буквально истекают до конца текущего года.

России времен Путина и Медведева нужен новый Патриарх, близкий им и по возрасту, воспитанию и идейным взглядам. А Алексий, это пережиток коммунистической системы управления РПЦ и не более того.

Причина отставки – тяжелая болезнь и невозможность в связи с этим руководить РПЦ в новых сложных политических условиях! Но давайте вернемся к Диомиду. Не вечно он будет находлится в поселке Шмидта и Хабаровский архиепископ Марк со своими хабаровскими ментами, тоже не будет долго "сидеть" на Чукотке.

Прийдет время для назначение нового епископа или упразднения Чукотской и Анадырской епархии. Поэтому давайте снова займемся прогнозированием.

Что может произойти в том случае, если Синод лишит Диомида сана?

По всей видимости, возникнет новая раскольническая структура, альтернативная "истинно-православная" Церковь (или они найдут себе другое самоназвание).

Пример Украины к этому варианту развития событий в РПЦ тому лучшая иллюстрация.

Особенно если Диомид и Глава РПЦ КП Филарет заключат между собой тайный или явный союз для борьбы с Алексием II и его сторонниками в РПЦ.

Кроме того епископ Диомид будет управлять и своей виртуальной паствой, продолжать осваивать интернет-пространство.

Что замете уже является немалой силой по распостранению своего влияния на умы прихожан РПЦ.

Ну и на последок самые свежие новости о Диомиде и его сторонниках.

Новые известия 7 августа 2008 г. Двоевластие Чукотки В Анадырь вернулся опальный епископ Диомид МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Вчера стало известно о возвращении в Анадырь опального епископа Анадырьского и Чукотского Диомида, который с 7 июля находился на мысе Шмидта.

На Чукотке установилось церковное двоевластие: обязанности Диомида продолжает исполнять архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.

Как будет развиваться ситуация до 2 сентября, когда Священный Синод РПЦ рассмотрит "дело Диомида", сказать пока трудно, однако уже в ближайшие дни следует ожидать активизации его сторонников.

Накануне своего возвращения Диомид заявил, что перестал поминать в молитвах патриарха. Логично: ведь патриарх предан им анафеме.

Не вполне логично другое: в июне за отказ поминать Алексия II он уволил секретаря Анадырской и Чукотской епархии игумена Илью (Емпулева).

Некоторая противоречивость заметна и в других высказываниях владыки Диомида.

Так, объявив о переходе своей епархии на самоуправление, "то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию", он вместе с тем решительно отрицает упреки в раскольнической деятельности.

Считая Московскую патриархию средоточием зла, божится, что не намерен принимать какую-то другую юрисдикцию.

Сообщая, что на заседание Священного Синода, намеченное на 2 сентября, не явится, одновременно говорит в одном из интервью о намерении поехать в Москву "ближе к осени".

Однако по нашей информации, остающиеся на его стороне верующие в ближайшие дни готовят протестные акции. Не сидит сложа руки и другая сторона: к приехавшим в Анадырь вместе с архиепископом Марком представителям Белгородской епархии иеромонаху Агафангелу и священнику Юлиану Гоголюку присоединился священник Олег Гурьянов.

Эксперты считают "белгородский десант" не случайным. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) – глава Миссионерского отдела РПЦ.

Для него свержение Диомида открывает возможность показать преимущества "другого православия" – более открытого, либерального. А развивший бурную деятельность иеромонах Агафангел вполне может рассматриваться в качестве кандидата в новые чукотские епископы".

(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=64718&cf=)

Епископ Диомид готов сесть в тюрьму и называет своего главного гонителя "банкиром, водочно-табачным митрополитом"

"Я не слагал с себя полномочий главы Церкви Русской Православной – Чукотской и Анадырской", – с таким заявлением, по утверждению иеромонаха Агафангела (Белых), сотрудника Миссионерского отдела РПЦ МП, выступил 8 августа в интервью программе "Вести-Анадырь" РТР вернувшийся в столицу Чукотки епископ Диомид (Дзюбан).

Московская патриархия, по словам иерарха, "теперь именуется вдовствующей", потому что Патриарх Алексий II "запятнал себя нарушением канонов". Епископ Диомид продолжает нести свое архипастырское служение, посещая приходы, причем ему помогает несколько священников.

Епископ Диомид выступил с достаточно резкими обличениями в адрес временно управляющего епархией по назначению Священного Синода РПЦ МП архиепископа Марка (Тужикова), назвав его "человеком, нечистоплотно поступающим", "выполняющим заказ митрополита Кирилла, которого я обличил и анафему произнёс", "везде пакостящим и льющим грязь".

Встречаться с Марком епископ Диомид не считает "нужным и полезным". Он дал понять, что архиепископ Марк и сопровождающие его лица присвоили себе продукты, личные вещи и церковные облачения, присылавшиеся в течение последних полутора месяцев епископу Диомиду.

Епископ Диомид указал на недопустимость обвинения его приверженцев во взломе сайта "Православие на Дальнем Востоке", куда "голых девок накидали".

Отвечая на обвинения архиепископа Марка в нецелевом расходовании епархиальных средств (временно управляющий епархией даже пытался возбудить уголовное дело против своего собрата по этому поводу), епископ Диомид упомянул о том, что епархия всегда была крайне бедной – он приехал сюда с десятью пачками свечей и "заработать" сумму в 80 млн. рублей за это время не смог бы.

На вопрос о недостаче документов при выемке их новых руководством епархии епископ Диомид ответил: "У нас епархия примитивная. Батюшек десять человек от силы. Десять-двенадцать. Количество колеблющееся. Да у нас всё примитивно просто велось здесь, да и всё. А вели люди порядочные и честные".

Говоря в целом об отношении Московской патриархии к происходящему в Чукотской епархии, епископ Диомид заявил: "Здесь патриархия показала свой сатанинский оскал...

Я питаю к ним чувства снисхождения и любви, но каноны нужно уважать... Заказ какой? – Меня или в психушку поместить, или посадить... Но я даже готов сесть в тюрьму! И патриархия ещё раз увидит своё лицо – что архиерей сидит в тюрьме".

Затрагивая личность своего главного гонителя митрополита Кирилла (Гундяева), епископ Диомид заметил: "Он банкир, водочно-табачный митрополит", "всем прекрасно известно, что он является тайным кардиналом, политику ведёт прокатолическую...

Всех нас тянет под католиков...Целовал Папе руку". "Мы не против католиков", – оговорился при этом иерарх, указывая на то, что противоречия имеют вероучительный, а не эмоционально-психологический характер.

Отвечая на вопрос о возможности своего присутствия на заседании Священного Синода РПЦ МП 2 сентября, епископ Диомид напомнил: "А я уже анафему произнес. Я свою позицию высказал 17-го числа. До этого числа я Патриарха поминал на богослужениях. А сейчас я просто "место" поминаю, а его – нет".

Продолжение как говорится следует...



Статьи по теме: