В гармонии с природой темы. Заветы наших предков. Как нужно жить в гармонии с природой. Гармония с миром

Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Человек соприкасается с движением Солнца и с Силой Времени каждую секунду своей . Являясь микрокосмосом и будучи прочно связанным тонкими энергиями с макрокосмосом, т.е.с ритмами Вселенной, каждую секунду наш организм осуществляет вполне определенные процессы, зависящие от фазы движения Солнца. Вся эта система работает с огромной точностью. Мы в этой деятельности Солнца и Времени ничего не можем изменить, потому режим дня человека строго регламентирован.

Итак, начнём с самого начала.

12 часов ночи – эта точка, в котором Солнце находится в своём самом нижнем положении (надир).

В это время наш организм должен находиться в состоянии максимального отдыха.

Таким образом, человек должен спать с 21:00 до 3:00 часов ночи.

Возможны и такие варианты: с 22:00 до 4:00 утра, и с 20:00 вечера до 2:00 ночи.

Как бы у Вас ни сложились обстоятельства, по крайней мере с 22:00 до 2:00 ночи надо обязательно спать.

Сон в эти часы не заменить никаким отдыхом в другое время.


Конечно, существует много трудностей на пути того, кто хочет жить в соответствии с ритмами Вселенной, так как современная цивилизация подталкивает человека к саморазрушению. Однако, если Вы всё же сможете себя приучить следовать этому режиму сна, результат превзойдёт все Ваши ожидания. Как ни странно, следуя этому расписанию, Вы наоборот будете хорошо высыпаться и, кроме того, в течение дня сможете сделать в два раза больше дел. Это связано с тем, что в раннее утреннее время ум работает намного быстрее и сосредоточеннее чем днём. Неудивительно, что Япония, где рабочий день начинается в 5 утра, значительно опережает большинство стран именно благодаря многим интеллектуальным технологиям.

Эту страну, как видно, не зря называют страной восходящего солнца, так как там люди ещё послушны его движению. Кстати, именно японские учёные сделали немаловажное открытие: в организме бодрствующего человека непосредственно перед восходом солнца происходит быстрая настройка, своего рода, пробуждение всех жизненно важных органов, вплоть до изменения химического состава крови, чего не происходит со спящим человеком. Получается, как в поговорке: поднялся, но не проснулся. Организм продолжает спать. Разумеется, менять свой режим надо постепенно, и каждый день ложиться спать раньше на 5-10 минут. За пару месяцев Вы перестроитесь.

Последствия нарушения режима

Самые глубокие процессы в нашем организме «отдыхают» раньше, более поверхностные – позже. Разум и ум отдыхают активнее всего с 21:00 до 23:00. Поэтому, если Вы не заснули хотя бы в 22:00, то у Вас будут страдать функции ума и разума.

Если пренебрегать этой информацией, ложась спать после 23:00, то умственные способности человека и его разумность будут постепенно снижаться. Снижение силы ума и интеллекта происходит не сразу. Поэтому многим трудно заметить в себе эти проблемы, хотя их признаки отследить можно. На первых порах – это снижение концентрации внимания или чрезмерная напряжённость ума. На снижение силы разума указывают усиление вредных привычек, уменьшение силы воли и увеличение потребностей в сексе, еде, сне и конфликтах, беспричинная раздражительность.

Продолжительный поздний отход ко сну обычно приводит к хронической психической усталости и чрезмерной психической напряженности, которую часто пытаются снять курением или употреблением кофе в больших количествах. Так же часто в подобных случаях нарушается сосудистая регуляция и, как результат, повышается артериальное давление. Землистый цвет лица, усталый тусклый взгляд, психическая заторможенность, головные боли – все это признаки усталости в уме и разуме при позднем отходе ко сну.


Если же человек не спит с 23:00 до 1:00 ночи, то у него будет страдать активность праны, т.е. жизненной силы в организме. Следствие этого – через некоторое время появятся нарушения мышечной и нервной системы.

Поэтому, если человек хотя бы несколько дней не отдыхает в это время, то практически сразу он почувствует слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, физическую и психическую разбитость. Если не отдыхать с часу ночи до трех, то будет уменьшаться эмоциональная сила. Появятся чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм.

Конечно, каждый человек имеет свою индивидуальную потребность во сне. Она сильно зависит от возраста, соблюдения режима дня, конституции и рода его деятельности. Если деятельность человека проходит в суете и сильном нервном напряжении, то ему показано спать семь и даже восемь часов. Однако во всех случаях ложиться спать позже 22:00 часов вредно и для психического, и для физического здоровья.

Депрессия – следствие хронической усталости ума и разума. Чем более спокойный и возвышенный образ жизни ведёт человек, тем меньше времени ему нужно для сна. В состоянии, когда снижена сила разума, человек не может понять, что делать хорошо, а что – плохо. Ему трудно разобрать – как поступать в жизненных ситуациях. Особенно это опасно в периоды, когда приходится определить, кого выбрать в мужья или в жёны, или решать, какую трудовую деятельность для себя выбрать.

Святым достаточно спать три часа и меньше.

Духовные люди могут спать с 21:00 до 0:00 или 1:00 ночи, получая эмоциональную силу от общения с Богом, от молитв, обращённых к Всевышнему, и эта сила будет постоянно возрастать.

Дары Природы

Если человек без проблем для психики и здоровья встаёт в три утра, то он способен глубоко постичь свою духовную природу. В это время активность Солнца очень слаба, а Луна продолжает действовать на ум достаточно сильно. В результате этого, ум естественным образом, умиротворён и спокоен. В такие ранние утренние часы особенно благоприятно думать о Боге и славить Его. Однако люди, предпочитающие вставать в это время, имеют достаточно чувствительную психику, и им не рекомендуется долго находиться в людных местах. Поэтому, такой ранний подъём обычно рекомендован, в основном, для священнослужителей, отречённых от обычной мирской жизни.


Те, кто способен вставать с трёх до четырёх утра, также имеют достаточно сил, чтобы постичь свою духовную природу. При этом их психическая чувствительность не настолько высока, чтобы было необходимо вести отречённый образ жизни. При подъёме в это раннее время рекомендуется заниматься только духовной практикой. Эти утренние часы самой природой предназначены исключительно для этого. В этот период Время готовит людям большой сюрприз: у них раскрываются глубокие тайны души и Мироздания. Единственное условие – они должны стараться больше общаться с теми, кто стремиться к святости и меньше – с теми, чьё сознание осквернено греховной деятельностью.

Если человек начинает свой день с 4 до 5 утра, то он способен из пессимиста стать оптимистом. Именно в это время Земля пребывает в атмосфере оптимизма. Все певчие птицы, находясь в благости, чувствуют это и начинают петь. Те, кто активно бодрствует в это время, способны быть хорошими учёными, поэтами, композиторами, певцами, а также просто жизнерадостными людьми. Раннее вставание ассоциируется с радостной оптимистичной песнью: «Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река».

Это раннее время предназначено для радости и творческого труда. В храмах в это время проходят первые богослужения. Верующие люди, испытывая счастье, поют славу Всевышнему. Люди, которые могут каждый день вставать с 5 до 6 утра будут способны всю жизнь сохранять физическое здоровье и бодрость духа. Кроме того, их возможность победить любую болезнь будет достаточно высока. В это время Солнце ещё не активно, а Луна уже не активна, поэтому ум становится очень чувствительным к восприятию любой информации, и она быстро и глубоко откладывается в памяти. Это, также, благоприятное время для запоминания мантр, молитв и других полезных для своего духовного роста сведений.


Те, кто поднимается с 6 до 7 утра, встают после Солнца. Это значит, что они не признают Законов Времени, но всё же стараются не спать слишком много. Их тонус будет несколько ниже, чем хотелось бы, и дела будут идти не совсем плохо, но с явными промахами. Их здоровье будет более-менее нормальным. Это не касается критических ситуаций в их жизни. Тот, кто склонен вставать в это время не будет иметь достаточного запаса как физической, так и психической прочности. Естественно, им не стоит рассчитывать на какой-то явный прогресс в жизни.

То, что зимой Солнце встает значительно позже, а на Чукотке его вообще не видно пол года, вовсе не означает, что люди где-то должны спать дольше или же отправляться в зимнюю спячку. Важно не то, видим мы на горизонте Солнце или нет, а его положение, когда оно начинает определённым образом воздействовать на ту точку поверхности Земли, где мы с Вами находимся. Не имеет значения, делает Солнце вертикальный оборот вокруг этой точки или косой. Полный оборот Солнца относительно нашего видения всё равно будет 360 градусов, и 0 градусов (надир) будет соответствовать полуночи, 90 градусов – шести часам утра, а 180 градусов (зенит) – полудню.

Именно в шесть часов утра Солнце начинает активно воздействовать на наш организм. Те, кто встают рано, знают, что в 6 часов утра природа всегда спокойная, но сразу после шести появляется легкий ветерок и Земля из умиротворённого состояния переходит в бодрое. Это происходит всегда в одно и то же время, и зимой, и летом, независимо от того, переводят люди часы вперёд или назад.

Человек должен просыпаться раньше Земли (раньше 6 часов по Солнечному времени), чтобы успеть психически, перенять её сегодняшний настрой. Только в этом случае погода не будет нам причинять всевозможные беспокойства, связанные с магнитными бурями и т.д. Поэтому тот, кто встаёт позже шести, уже не сможет быть настоящим оптимистом, его радость не будет натуральной, естественной, солнечной, а будет натянутой и искусственной.


Если человек поднимается с 7 до 8 утра, то ему гарантирован более низкий психический и физический жизненный тонус, чем тот, что был заложен в него на момент его рождения по судьбе. Весь день у такого человека пройдет или в суете, или в ощущении нехватки энергии, сил, концентрации внимания для успешной деятельности. У тех, кто встаёт в это время, есть склонность к гипотонии, мигреням, пониженному аппетиту, снижению иммунитета, пассивной жизненной позиции, пониженной кислотности в желудке и ферментативной недостаточности в печени. А если жизнь заставляет их преодолевать трудности, то появляется нервозность, суетливость, перенапряжение, и, наоборот, склонность к обжорству, повышению артериального давления, повышенной кислотности и воспалительным процессам в организме.

Таким образом, Время само наказывает тех, кто не считается с ним. Время – один из аспектов Воли Бога в этом мире, и тот, кто на самом низшем физическом уровне не входит в ритм законов Мироздания, выражает неповиновение порядку, установленному Всевышним, и, как нарушитель, должен быть наказан.

Те, кто встают с 8 до 9 утра, несомненно, уже не могут победить недостатки своего характера и обычно имеют какие-то вредные привычки. Подъём в это время сулит столкновение с большими жизненными трудностями, хроническими и неизлечимыми болезнями, разочарованиями и неудачами. Такие люди будут идти на поводу у событий, не имея сил изменить, что-либо в жизни.

Те, кто умудряются спать до 9 и дольше, встретятся в своей жизни с депрессией, апатией, нежеланием жить, разочарованием в своей судьбе, страхами, мнительностью, гневливостью. А также с неконтролируемыми привычками, несчастными случаями, быстро прогрессирующими тяжелыми болезнями, преждевременным старением и инвалидностью.

Вывод


Человек должен сам сделать свой выбор, – в каком ритме ему жить – в гармонии с Мирозданием или идти на поводу у неестественного темпа жизни современной цивилизации с «одноглазыми учителями» – телевизорами, до 2 – 4х часов ночи внушающими нам, как нужно «на самом деле» жить.

Вечернее время лучше посвятить приятному общению со своими близкими, почитать вместе книги, проявляя заботу друг о друге. Завтра начинается сегодня, с того, как и во сколько Вы ляжете спать. Перед сном пожелайте всем людям счастья и заведите свой будильник на 10 минут раньше, чтобы сделать ещё один шаг ближе к естественным ритмам жизни.

Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Земля – это наша кормилица. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Иногда хочется пройтись тихим шагом, вглядываясь в каждый бугорок, в каждую травинку, в каждую березку. Много пережила наша земля весенних ливней, которыми поила посеянное зерно, зимних метелей, которые укрывали белыми снегами поля и леса. Сколько земля пережила вместе с человеком радости и сколько боли доставляют ей бездушные люди, творящие недобрые дела! Все может родная земля сделать для

Человека. Она может накормить хлебом, напоить чистой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может.

Защита родной земли – это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек – часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек – старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Не случайно многие люди бьют тревогу, стараясь предупредить нас о том, что человек – часть природы и, уничтожая

Ее, он уничтожает самого себя. Человек опустошает недра земли, вырубывает леса, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных химических веществ. И в то же время пьет загрязненную воду, питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Мы редко задумываемся о том, как все это отразится на нашем здоровье и здоровье будущих поколений. Нас не интересует вопрос, надолго ли хватит природных ресурсов при таком их интенсивном использовании. Ведь люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, даже без общения со зверями и птицами. А в погоне за деньгами истребляются многие животные, уничтожаются редкие растения.

Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее. На Земле уже исчезли многие виды растений и животных.

Мы порой забываем, что природа – это и источник вдохновения. Представьте себе поэта, который никогда не слышал пение птиц и журчание ручья, не любовался восходом или заходом солнца, красотой цветка. Да, наверное, и не станет поэт настоящим поэтом, если не сможет любить природу, не сможет удивляться и восхищаться ею так, как это делал Н. Рыленков. Он считал, что природа и человек неотделимы, но нужно помнить, что

Она отдаст нам все: бери, но не уродуй

Известной красоты для суетных затей…

И тянет нас побыть наедине с природой,

Как заглянуть в глаза наставницы своей.

Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Человек разрушает природу собственными руками. Он уничтожает все, что он видит, что ему больше нравится. А ведь отношение к природе, к земле определяет духовный уровень людей.

Бездуховное отношение к жизни, когда человек живет по принципу “после нас хоть потоп”, эгоизм, равнодушие может привести к духовной деградации.

Каждый из нас должен быть не только хозяином, но и верным другом природы. И только тогда она сможет открыть свои кладовые, одарить здоровьем, дать все необходимое для человека. Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Верно заметил Н. Рыленков:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слышать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать.

Любовью к ней зажжен в нас тот источник света,

Который столько тайн помог нам разгадать.

Гармония человека и природы оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Эта гармония помогает в наши дни противостоять разрушительному натиску на человеческую душу ненависти, жестокости, равнодушия.

Сочинения по темам:

  1. Обращение к традиционным представлениям родного народа помогает понять, что древнему украинская было свойственно органическое единение с миром природы. Человек осознавал...
  2. Каждое утро, проснувшись, я подхожу к окну и гляжу сквозь него. Я вижу тополя, соседку, кормящую голубей, людей, спешащих по...
  3. Владимир Алексеевич Солоухин – русский писатель и поэт, видный представитель “деревенской прозы” в своем тексте рассуждает о проблеме взаимоотношений человека...
  4. О том, как правильно вести себя в окружающем мире, подробно рассказывает читателям поучительное сочинение на тему “Берегите природу”. Если ребенок...

Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы.
Гете

Мы все время спешим, пытаемся охватить сразу все, работаем, забываем об отдыхе и своих близких и уж точно не находим времени для того, чтобы «пообщаться» с природой. И при этом чувствуем какой-то дискомфорт, все время чего-то не хватает, что-то хочется изменить.

А не хватает нам гармонии, чувства единения с самим собой и с природой.

Что есть гармония?

С древнегреческого это слово переводится, как единство, сглаженность. В музыке гармония подразумевает слаженность звуков, порядок.

В Китае есть целое учение о гармонии с окружающей природой, известное нам, как фэншуй. Китайские мудрецы утверждают, что человек будет меньше болеть, забудет о стрессах и плохом настроении, если научится чувствовать себя частью природы, сможет жить в единстве с ней.

Возможно, и нам стоит прислушаться к их словам?

Что такое для нас природа?

Это пение птиц по утрам, пронзительная лазурь осеннего неба и буйство весенних красок. Это разноцветный осенний листопад и яркие лучи солнца.

Красота природы безгранична, и если на миг забыть обо всех заботах и погрузиться в созерцание природы, можно почувствовать, как вас окутывает спокойствие и благодать.

В природе столько всего прекрасного и удивительного, что невозможно описать словами. Легкий теплый ветерок, который касается твоей щеки и взъерошивает волосы, словно хочет поиграть. Солнце гладит по щеке теплой ласковой ладошкой, словно обещает, что впереди еще много светлых и радостных дней.

Да и вообще просто здорово. Вставать по утрам. Дышать «вкусным» весенним воздухом. Слушать пение соловья в июне. Любоваться тем, как медленно осыпаются листья с деревьев осенью в старом парке. Наслаждаться кружением легких пушистых снежинок. Просто жить.

Жить в гармонии с природой .

Это природа дала нам жизнь, а мы забываем, что надо следовать ее законам. Это она может изменить нас, а мы пытаемся изменить ее. Человек думает, что он смог в той или иной степени изменить природу, но это не так. Пройдет время, и природа возьмет свое, и нам надо обязательно считаться с ее законами.

Не зря мы все-таки стараемся найти время и отправиться из города, «куда глаза глядят», пусть эта небольшой лес и речка, дача или загородный дом, или просто домик вашей старенькой бабушки, где так легко дышится и вокруг все окутано тайнами старины.

А за домом шумят листвой клены и березы. Пройти по берегу шумного ручейка, обнять березку, посидеть на пригорке, наслаждаясь видом полей и лесов. Почувствовать особую близость к природе и научиться понимать ее, а значит, и себя.

Но даже если у вас нет домика в деревне, дачи и времени для поездки за город, вы можете найти выход. Отправляйтесь в городской парк, полюбуйтесь на танец осенних листьев, вдохните их особый запах, насладитесь красотой золота и багрянца осени или ослепительным зимним пейзажем.

И когда вам придется вернуться к своим заботам, вы поймете, что вы полны энергии и сил, которые подарила вам сама природа .

Если вы научитесь понимать и чувствовать природу, жить в гармонии с ней, то вам легче будет воспринимать трудности и проблемы, возникающие на пути.

Природа щедро поделится с вами свей мудростью и даст силы на то, чтобы выстоять и преодолеть все.

Экология жизни. Люди: Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она всё больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности.

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она всё больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности.

Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведённым нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он всё же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребёнком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребёнок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка - это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, - мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа всё чаще даёт нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность : то снег выпадет там, где его отродясь не видели - в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

В последнее время всё больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии - науке о нашем общем доме. Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» - жилище, дом, местопребывание, а «logos» - слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой - «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощрённо, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров - дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголёк, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зелёный лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Учёные подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных . Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детёнышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнёздам, если в них есть молодняк, который обычно выдаёт себя писком . Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнёзда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детёныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса . Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые брёвна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живёт большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь - лес заживёт своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колёсами уплотняет её, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идёте по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться . Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать, например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда . Не крушите всё вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас на них ещё много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами берёзового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на берёзах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждёт и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все... на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля». опубликовано

План

Введение

Глава 1. Гармония человека и природы – сложности построения от античности до средних веков

Глава 2. Обращение к гармонизации взаимоотношений человека и природы в эпоху Возрождения

Глава 3. Поиски гармонии человека и природы в Новое Время

Глава 4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем современности

Заключение

Список литературы


Введение

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой, и почему недостаточно говорить, например, только об их единстве.

И здесь логично обратиться к истории – важному свидетелю и судье сложных природно-человеческих отношений, и с позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу.

История взаимодействия человека и природы – история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе отношения к природе носили черты олицетворения. Позднее отношение к природе характеризовалось такими определениями, как «стихийное», «созерцательное», а в капиталистическом, техногенном обществе – «потребительское», «хищническое».

Осознание того, что же нам может дать природа, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность.

В процессе обучения, важно показать школьникам сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы, обратить внимание учащихся на те последствия (на основе исторического опыта), которые получило человечество, дабы на горьком опыте предыдущих поколений наша цивилизация смогла построить новые отношения.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.

Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.


Глава 1. Гармония человека и природы – сложности построения от античности до средних веков

Сегодня все чаще поднимая вопросы о взаимодействии человека и природы, современный человек обращается не просто к опыту других стран и цивилизаций, но также и к опыту, который оставили нам предыдущие поколения. В данном случае, обратимся к античным философам.Представления о связях, существующих между человеком и природой, имеют давнюю историю, в процессе которой «происходило, с одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудие труда».Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового Разума». С другой стороны, сам Космос рассматривается как некий живой и одушевленный, совершенно упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу и закону. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое. «Сначала все выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности» .Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой. «Другой путь разработки единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом. Этот путь предполагает определенноеразвитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлений всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого. Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, из тины, от низших существ развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар». Мир в воззрениях древних выступал как человечески-природное единство, взаимопроникновение человеческого и природного. Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода, земля, огонь и воздух являлись первыми естественными условиями и предметами труда. Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено. «Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии Нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек открытый для видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи» .Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это также характерно как для буржуазного века определение Франклина, что человек есть созидатель орудий. Касаясь древнегреческого искусства К. Маркс писал: «Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». Древний грек жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован гигантски развившимися в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие веке заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было жить в соответствии в природой. В целом необходимо отметить, что античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия.

С другой стороны, одновременно появляются и существенно новые моменты в определении природы: природа предстает как «творение Бога, а «начало ее движения и покоя» - не в ней самой, а в Творце. Отсюда характерное разделение на «природу творящую» и «природу сотворенную», отсюда и новое понимание различия между естественным и искусственным, различия, которое вплоть до нового времени свое значение сохраняет» .«Конструктивистское понимание природы предполагает, как мы ви­дим, снятие противопоставления естественного и искусственного, а, стало быть, требует совершенно иного толкования природы, чем то, которое существовало в античности и - в новой интерпретации - в средние века. Вот почему у философов и ученых ХУП-ХУШ вв. возникли описанные выше затруднения с самим понятием природы, которое теперь выглядело для них неясным, двусмысленным, а потому и излишним, ненужным для естествоиспытателя» .Здесь мы видим сложное взаимодействие человека и природы, которое, с одной стороны обусловлено страхом перед величием природы, ее силой, который вынуждает подчинить себе природу, тем самым возвысив себя над ней. Это, в определенной мере, провозглашает и религия, в основном христианство.«Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей» . «Разрушив языческий анимизм, Христианство открыло психологическую возможность эксплуатировать природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов» .

Уже здесь мы можем наблюдать предпосылки к становлению природного потребительства, к разрушению той гармонии человека и природы, которая накапливалась годами. Человеческая жажда к познанию механизмов природы стала той разрушительной силой, которая из-за своих интересов, амбиций вбила клин в природно-человеческое единство.



Статьи по теме: