Лев шестов: биография жизнь идеи философия: шестов. Смотреть что такое "Шестов, Лев Исаакович" в других словарях


Нет идеи, нет идей, нет последовательности, есть противоречия, но ведь этого именно я и добивался, как, может быть, читатель уже и угадал из самого заглавия. Беспочвенность, даже апофеоз беспочвенности, - может ли тут быть разговор о внешней законченности, когда вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем.

Л.И. Шестов. Pro Et Contra

В Антологии представлен «русский» контекст восприятия Льва Исааковича Шестова. В нее включены статьи и главы из книг как современников, так и философов второй половины XX века, дающих оценку его личности и учения, реконструирующих его сферу разговора, объясняющих причины его влияния на русскую культуру, выявляющих истоки его философских взглядов и своеобразного стиля мышления. Наибольшее внимание уделяется его философско-экзистенциальным поискам. Антология представляет динамику восприятия творчества и личности мыслителя и охватывает хронологически 1899-1979 гг.

Книга рассчитана на всех интересующихся творчеством Л.И. Шестова, а также может служить учебным пособием для студентов-гуманитариев.

ШЕСТО́В Лев (Шварцман Лев Исаакович; 1866, Киев, - 1938, Париж), русский религиозный философ и литератор. Родился в богатой нерелигиозной, но национально ориентированной еврейской семье. Учился на математическом отделении Московского университета, затем перешел там же на юридический факультет. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889), но не получил диплома, так как в его дипломной работе усмотрели революционный дух. В 1895–1914 гг. жил преимущественно за границей - в Австрии, Германии, Франции и большей частью в Швейцарии. Вернулся в Москву в 1914 г.; активно участвовал в деятельности Московского психологического общества. В 1918 г. переехал в Киев, читал там курс греческой философии в Народном университете. Был одним из ведущих членов Вольной философской академии в Петрограде. Не принял большевизма, в 1920 г. покинул Россию, жил в Париже. Преподавал в Парижском институте славянских исследований в Сорбонне. В 1922–36 гг. - профессор литературы в Парижском университете.

Первые литературно-философские публикации Шестова относятся к 1895 г. Ранний период творчества Шестова можно условно назвать литературно-критическим, так как в первую очередь его исследования были посвящены произведениям великих писателей-мыслителей: У. Шекспира, Л. Толстого , Ф. Достоевского , А. Чехова , Г. Ибсена, Ф. Ницше («Шекспир и его критик Брандес», СПб., 1898; «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философия и проповедь», СПб., 1900; «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», СПб., 1903; «Великие кануны», СПб., 1910). Труды Шестова, относящиеся к раннему периоду его творчества, составили его «Собрание сочинений» (в 6-ти т., СПб., 1898–1912).

Исходной задачей философии Шестова было противопоставить абстрактной, общеобязательной истине истину личную, субъективную, путь к которой ведет через трагедию и отчаяние. Традиционную ориентацию философии на разум Шестов хочет заменить ориентацией на существование. Разум с его необходимыми, общеобязательными истинами для Шестова - сила, порабощающая человека, лишающая его свободы творчества. Шестов отвергает и общеобязательные нормы морали как связывающие свободу человека; он прославляет действия, диктуемые верой, которую разум считает абсурдом. В философии Шестова звучат мотивы, родственные идеям датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора (с творчеством которого Шестов познакомился значительно позднее) и предвосхищающие темы европейского экзистенциализма 20 в. Наиболее последовательным выражением этой ранней негативной философии Шестова стала книга «Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления» (СПб., 1905).

Начиная с 1911 г., когда Шестов приступил к работе над книгой о М. Лютере («Sola fide» - «Только верой»; полностью опубликована в Париже в 1966 г.), творчество Шестова, сохраняя свой субъективистский, иррационалистический характер, обретает положительную опору в своеобразно трактуемой библейской вере. Иррационализм Шестова дополняется безоговорочным фидеизмом. В этот период Шестов опирается в своих философских исканиях на Библию , в которой черпает аргументы в пользу утверждаемого им тезиса о непримиримости веры и разума. Источник грехопадения человека Шестов усматривает в его капитуляции перед властью отвлеченных истин. Шестов далек от традиционных религиозных способов интерпретации канонических текстов. Он признает как Ветхий, так и Новый завет , не стремясь занять какую-либо четкую конфессиональную позицию. Вместе с тем он постоянно противопоставляет иудейскую, библейскую традицию с ее опытом религиозной веры традиции эллинской, утверждающей неоспоримый примат разума. Идея радикальной непримиримости умозрения и откровения (Афины и Иерусалим) становится главной, по существу единственной, темой произведений Шестова. Она перекочевывает из одной его книги в другую. Она звучит в книге «Власть ключей» (Берлин, 1923); «На весах Иова. Странствования по душам» (Париж, 1929); «Скованный Парменид» (Париж, 1932); «Афины и Иерусалим» (Париж, 1938); «Киркегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне» (Париж, 1939); «Умозрение и откровение» (Париж, 1964).

Шестов отвергает всякие попытки примирения веры и разума и поэтому оказывается в оппозиции не только к рационалистической философии Аристотеля или Баруха Спинозы , но и к основному течению русской религиозной философии (В. Соловьев , Н. Бердяев, С. Булгаков). Философская традиция, к которой причисляет себя Шестов, включает такие имена, как Лютер, Паскаль, Кьеркегор, Ницше, Достоевский, однако никто в мировой философии не был столь радикален в своем отвержении власти разума, как Шестов. К философскому творчеству своих современников (Э. Гуссерль , М. Бубер , Л. Леви-Брюль) Шестов обращается не для того, чтобы подвергнуть его объективному анализу, но для того, чтобы высказать собственные мысли по поводу чужих, иногда стилизуемых под свои или близкие своим. Одна из заветных мыслей Шестова - то, что для Бога нет ничего невозможного и что Бог может сделать бывшее небывшим. Многочисленные попытки причислить творчество Шестова к определенной еврейской традиции (например, отыскать его корни в хасидизме) весьма спорны. Одинаково далекий как от ортодоксального иудаизма , так и от церковного христианства, Шестов относился весьма избирательно и к тексту Библии; его привлекали герои веры Авраам и Иов .

Шестов никогда не принимал крещения. В его российском паспорте в графе «вероисповедание» значилось: иудей. Он не изменил иудаизму, даже вступив в гражданский брак с православной русской женщиной (1897); этот брак ему приходилось много лет скрывать от отца. Шестов живо интересовался проблемами еврейского мира, восторженно относился к сионизму . Обращение Шестова к библейским пророкам (см. Пророки и пророчество) как главному источнику своей религиозной философии возбудило интерес в кругах Израильского рабочего движения ; влияние Шестова способствовало усилению немарксистских тенденций в этом движении. В 1936 г. Шестов посетил Эрец-Исраэль как гость Х истадрута и был принят с почетом.

Шестов не оставил прямых духовных наследников, однако влияние его философии сказалось на творчестве многих мыслителей и писателей (А. Камю, Д. Г. Лоренс, Н. Бердяев и других). Наряду с Н. Бердяевым Шестов - самый известный и влиятельный на Западе русский философ. Некоторые исследователи считают Шестова представителем не столько русской, сколько еврейской философии (см.


Шестов Лев Исаакович
Родился: 12 февраля 1866 года.
Умер: 19 ноября 1938 (72 года) года.

Биография

Лев Исаакович Шестов (при рождении Иегуда Лейб Шварцман; 31 января (12 февраля) 1866, Киев, Российская империя - 19 ноября 1938, Париж, Франция) - русский философ-экзистенциалист.

Лев Исаакович Шварцман родился 31 января (12 февраля) 1866 году в Киеве, в семье крупного фабриканта, купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832-1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер, 25 декабря 1845, Херсон - 13 марта 1934, Париж). Это был второй брак отца. Располагавшееся на Подоле «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман» с трёхмиллионным оборотом было известно качеством закупаемой им английской материи. Основано оно было супругами Шварцман в 1865 году, а с 1884 года владело крупнейшим в городе магазином, с 1892 года - филиалом в Кременчуге. Отец был большим знатоком древнееврейской письменности, но был человеком свободомыслящим. У Л. И. Шестова были два младших брата и четыре сестры. Учился в Киевской 3-й гимназии, но был вынужден перевестись в Москву.

Обучался на математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на юридический факультет Киевского университета, который окончил со званием кандидата права в 1889 году. Диссертация «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати и реквизирована Московским цензурным комитетом, в силу чего Шестов так и не стал доктором прав.

Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 г. Шестов тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В 1896 году в Риме Шестов женился на Анне Елеазаровне Березовской, которая в это время изучала медицину; через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись в Россию.

В 1898 году в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

В 1915 году на фронте погиб внебрачный сын Льва Шестова Сергей Листопадов.

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В 1920 г. Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию и обосновался во Франции, где и жил до своей смерти. Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входил в элиту западной мысли того времени: общался с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, читал в Сорбонне лекции.

Семья

Жена - Анна Елеазаровна Шварцман (урождённая Березовская; 1870-1962), врач-дерматовенеролог, выпускница Бернского университета; в эмиграции во Франции работала массажисткой.
Дочери - Татьяна (1897-1972) и Наталья (в замужестве Баранова, 1900-1993), автор мемуаров «Жизнь Льва Шестова» (1975), жена инженера-геофизика Владимира Николаевича Баранова (1897-1985), капитана Марковского артиллерийского дивизиона.
Сестра - Софья Исааковна Балаховская (1862-1941), была замужем за инженером и промышленником Даниилом Григорьевичем Балаховским (1862-1931), сахарозаводчиком и меценатом; в 1926-1929 годах Лев Шестов с семьёй жил в их парижской квартире. Их дочь (племянница Л. И. Шестова) Евгения (1890-1965) была замужем за виолончелистом Иосифом Прессом (1881-1924, англ.); сын - профессор Сергей Данилович Балаховский (1896-1957), доктор медицинских наук, заведующий кафедрой биохимии Третьего московского медицинского института и лабораторией Института биохимии им. А. Н. Баха АН СССР, лауреат Сталинской премии (1946), был женат на дочери основоположника советской биохимии, академика А. Н. Баха Ирине Алексеевне Бах-Балаховской (1901-1991), докторе исторических наук, сотруднице Института Маркса Энгельса Ленина; другой сын - инженер-изобретатель Жорж Балаховский (1892-1976), автор книг «Sur la dependance entre l"aimantation remanente, l"aimantation spontanee et la temperature» (1917) и «Dans le sillage de Mary Baker Eddy: introduction à l"étude de la science chrétienne» (1965).
Сестра (по отцу) - Дора Исааковна Шварцман, была замужем за инженером Денисом Николаевичем Поддергиным, инспектором Профессиональной строительной школы в Одессе и Нежинского ремесленного училища, в 1897-1900 годах директором Ивано-Вознесенского низшего механико-технического училища, в 1900-1915 годах директором Александровского механико-технического училища.
Сестра - Фаня Исааковна Шварцман (нем. Fanny Lowtzky, 1873-1965), философ и психоаналитик, была замужем за музыковедом, композитором и критиком Германом Леопольдовичем Ловцким (1871-1957, брат шахматиста Мойше Ловцкого).
Брат - Михаил Исаакович Шварцман (25 июля 1870 - 20 сентября 1937), с 1900 года управлял отцовским предприятием в Киеве.
Племянница - скульптор и график Сильвия Львовна Мандельберг (в замужестве Луцкая; 1894-1940), дочь сестры философа - пианистки Марии Исааковны Шварцман (1863-1948) и жена поэта Семёна Абрамовича Луцкого (1891-1977).
Двоюродный брат (сын сестры отца, Софьи Моисеевны Шварцман, 1850-1910) - Николай Яковлевич Прицкер (1871-1956), основал в Чикаго адвокатскую контору Pritzker & Pritzker, а также династию Прицкер, среди членов которой его внук - основатель гостиничной сети Hyatt Hotels Corporation и архитектурной Прицкеровской премии Джей Прицкер (1922-1999). Жена Н. Я. Прицкера Анна - также приходилась Льву Шестову двоюродной сестрой (племянница его матери Анны Григорьевны Шварцман).
Внучатый племянник (внук его сводного брата, кардиолога Григория Исааковича Шварцмана) - художник и педагог Михаил Матвеевич Шварцман.
У Л. И. Шестова были также сестра Елизавета Исааковна Мандельберг (1873-1943) - замужем за учредителем (с 1897 года) «Товарищества Ис. Шварцман», врачом Владимиром Евсеевичем Мандельбергом (с 1908 года - председатель правления), и брат Александр Исаакович Шварцман (1882-1970, с 1909 года член правления паевого товарищества Ис. Шварцмана).

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».

ШЕСТОВ Лев Исаакович - (наст. фамилия Шварцман; 1866 1938) рус. релит, философ и публицист. С 1920 в эмиграции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теологии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего… … Атеистический словарь

Лев Исаакович Шестов - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Шестов, Лев - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Шестов Лев - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

ШЕСТОВ ЛЕВ - (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938) философ экзистенциалист, лит. критик. В 1884 поступил на мат., а год спустя на юрид. ф т Моск. ун та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895 1914 живет в осн … Энциклопедия культурологии

ШЕСТОВ Лев - (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938) российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума… … Большой Энциклопедический словарь

Шестов, Лев - ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Шестов, Лев - (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана; род. 1866) философствующий литератор и критик. В философских взглядах Ш., излагавшихся им в ряде литературно критических работ ("Шекспир и его критик Брандес", "Достоевский и Ницше",… … Большая биографическая энциклопедия

Шестов Лев - (псевд.; наст. имя и фам. ‒ Лев Исаакович Шварцман) , русский философ экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895‒1914 жил преимущественно в… … Большая советская энциклопедия



Статьи по теме: