Краткая биография: Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко Тарас Григорьевич - украинский поэт, художник.
Родился Тарас Григорьевич в 9 марта 1814 года (25 февраля 1814 года по старому стилю) в селе Моринцы Киевской губернии (сейчас Звенигородский район Черкасской области Украины) в многодетной семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко.
В 1816 году семья Шевченко переезжает в село Кириловка (ныне село Шевченково Звенигородского района Черкасской области Украины), где и прошло детство Тараса Григорьевича. В 1823 году умирает его мать, а двумя годами позже, в 1825 году и отец. С двенадцатилетнего возраста Тарас познал всю тяжесть беспризорного ребенка. Ему пришлось побывать в прислуге у дьячка-учителя, где он научился грамоте, помощником дьячков-моляров, у которых он научился рисовать. В 15 лет (1829 году) попал в прислугу помещика Энгельгардта сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка». Заметив увлеченность Шевченко рисованием, помещик решил сделать из Тараса домашнего живописца и отдал его в обучение сначала Яну Рустему, преподавателю Виленского университета, а после переезда в 1831 году в Санкт-Петербург, «разных живописных дел цеховому мастеру» В. Ширяеву в 1832 году.
В 1838 году, благодаря знакомству с художниками Брюлловым и Венециановым и поэтом Жуковским, был выкуплен у помещика. И в том же году поступает в Петербургскую Академию Художеств.
В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений - поэму «Катерина». В 1842 году написал одноименную картину на тему поэмы. Это единственная сохранившаяся картина академического периода Тараса Григорьевича, написанная маслом.
1840-1846 лучшие года Шевченко. Расцвет его творчества. В эти годы вышли сборник стихов «Кобзарь» (1840, более полное издание в 1860), поэмы «Гайдамаки»(1841), «Сон»(1844), «Наймичка»(1845).
В 1847 году, за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе, арестован и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус с запретом писать и рисовать.
В 1848-1849 годах принимал участие экспедиции по изучению Аральского моря, где ему было поручено зарисовывать местные пейзажи. Разрешение на рисование он получил благодаря хорошему отношению к нему генерала Обручева и особенно лейтенанта Бутакова. Когда об этом стало известно в Санкт-Петербурге генерал и лейтенант получили выговоры, а Тараса Григорьевича Шевченко сослали дослуживать Новопетровское (ныне Форт-Шевченко - город в Мангистауской области Казахстана) на полуострове Мангышлак Каспийского моря. Где и дослужил до конца службы 1857 года.
В 1858 вернулся в Петербург. Жизнь Шевченко этого периода хорошо известна по его «Дневнику» (личный дневник, который Т.Г.Шевченко вел на русском языке в 1857-1858 годах).
В 1859 году побывал на Украине.

Перед смертью начал заниматься составлением школьных учебников для народа на украинском языке.
Умер Тарас Григорьевич Шевченко 10 марта 1861 году (26 февраля 1861 года по старому стилю), на следующий день после своего 47 дня рождения от водянки. По мнению историка Николая Ивановича Костомарова(1817-1865) из-за «неумеренного употребления горячих напитков».
Похоронили Т.Г.Шевченко на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Спустя 58 дней прах Тараса Григорьевича перезахоронили на Чернечьей горе в Каневе (Черкасская область Украины) в соответствии с его «Завещанием».
Поэзию Шевченко, проникнутую любовью к Украине, состраданием к тяжелой доле народа, протестом против всех форм его социального и национального угнетения, отличают близостью к народному творчеству, глубокий лиризм, «простота и поэтичность, грация выражения» (И. Франко).
Живопись Шевченко положила начало реалистическому направлению в украинском искусстве.
Ввиду того, что большая часть прозы Тараса Григорьевича Шевченко написана на русском языке, так же как и некоторые стихи, большинство исследователей относят его творчество, как к украинской, так и к русской литературе.

Трагической судьбы украинской женщины. В центре произведения - женщина из богатого рода Анна, которая, родив ребенка, безотцовщина, подбросила ее одиноких Трофиму и Насти, а уже через год, сменив имя, попросилась к ним в батраки. Материнское сердце щемило от боли за своего ребенка. Женщина становится наймичкой только для того, чтобы видеть своего сына. Автор глубоко раскрывает суть душевной драмы матери через психологическую раздвоенность героини. Самый яркий образ раскрывается в бытовом плане.

Краткий пересказ произведения

В воскресенье на рассвете в поле на могиле, словно тополь, похилилась женщина. Прижимая что-то к себе, она горько оплакивала свою судьбу: «Ой тумане, в тумане - мой латаный талане! Почему меня не спрячешь тут среди поля?». Есть у нее и родители, и брат, сама она богатого рода. И пришлось покинуть родной дом, потому что опозорила себя, родив сына, безотцовщина. Бедная підвелась и, рыдая, пошла полем, напевая грустную песню о вдове, что утопила своих сыновей в Дунае.

На богатом хуторе, в роще над прудом, жило старое супругов. Жили они в согласии и достатке, с Детства вдвоем пасли овец, выросли - поженились. Приобрели и хутор, и мельница, и добрую пасеку, но не имели детей и очень сокрушались.

Сидя в воскресенье на завалинке, Трофим разговаривал с Настей именно о том, что им болело: «А кто нас, Настя, похоронит, как умрем?» «Сама не знаю! Я все это обдумывала, и аж грустно стало...

Вдруг старые услышали плач ребенка. Они побежали к перелазу и увидели пеленали и покрыто новенькой свитиною младенец. Супруги очень обрадовался ребенку, как негаданому подарка судьбы. Трофим бросился за кумовьями, нашел их на радостях аж три пары, и вечером того же дня окрестили ребенка, назвав Марком.

Прошел год. Старые ухаживали мальчика как родного сына. Вот на хутор пришла молодая, белолицая и чернобровая женщина проситься к ним в батраки. Настя с Трофимом, посоветовавшись между собой, приняли служанку, потому что им самим уже трудно было хлопотать по хозяйству, да еще и воспитывать малого Марка.

Женщина обрадовалась, что ее берут, так, «будто с господином повенчалась». Успевала все: и в доме, и на улице, и круг скота. И больше внимания уделяла ребенку, упадала возле нее, как будто была ее Мать. Старые удивлялись этому и благодарили за нее Богу. А Анна щовечір тайком плакала и проклинала свою судьбу. Утром же утешалась, потому что малый Марко протягивал к ней руки и звал мамой.

Прошло немало лет. Похоронили бабу Настю, тяжело пережил эту потерю дед Трофим. Но «прогуло проклятое беда, да и заснул». Марко вырос, стал чумакувати. Старик решил женить сына и посоветовался с наймичкой. А Анна сказала, что надо спросить самого Марка.

Расспросили, заслали сватов. Старосты вернулись с полотенцами. «Панночку в кафтане, такую красотку висватали, что хоть за гетмана, то не стыдно. Вот такое-то чудо схватили!»,

Зашла речь о том, когда и где венчать, как справлять свадьбу. И Трофим спросил, кто будет за мать, потому что не дожила до этого времени Настя, Старик залился слезами, а служанка схватилась за дверной косяк и чуть не лишилась чувств, тихо шепча: «Мать... Мать... мать!.

За неделю готовились к свадьбе. Несмотря на мольбы старого и слезы Марка, Анна отказалась сидеть как мать за свадебным столом и пошла на прошу до Киева: Она так объяснила Марку свое решение: «Нет, Марку, никаких мне матерью сидеть: то богатые люди, а я служанка... еще и с тебя смеяться будут».

Справили пышную свадьбу. А у Анны, как пришла в Киев , не хватило денег на моле-бен святой Варваре, и она нанялась носить воду в мещанки. На заработанные деньги купила Марку в пещерах святую шапочку, чтобы не болела голова, а невестке перстень от Варвары.

Помолившись святым в лавре, служанка вернулась на хутор, где ее радостно встретили. Усадили за стол, накормили, расспросили про Киев и положили отдохнуть. Тронута теплым приемом, Анна заплакала.

Трижды ходила служанка в Киев на богомолье. Провожая ее в четвертый раз, Екатерина просила не медлить, «ибо без нее в доме как-то грустно, будто мать покинула дом».

После Успения Трофим сидел на завалинке и забавлялся с внуками мальчиком Карпом и девочкой Яринкой. Вдруг во двор зашла служанка. Старик с детьми побежали ее встречать. А Анна сразу спросила, не вернулся с чумаками Марко. Услышав в ответ «в дороге еще и до сих пор», она сказала, что болен и боится не дождаться его.

Из сумки вытащила гостинцы: крестики, дукачики, ожерелье, образок Яринке, кузнечиков и соловья Карпу, Екатерине уже четвертый перстень святой Варвары, деду - три освященные свечи. А себе и Марку ничего, потому что не стало денег, а заработать уже была не в силах. Даже півбубличка, что остались, она отдала детям.

Екатерина приняла Анну как родную мать: помыла ей ноги, усадила полдничать, но служанка не пила и не ела, просила только заказать в церкви молебен за Марка, чтобы не заболел и скорее возвращался домой.

Больную причащали, пытались всячески облегчить ее состояние, и ничего не помогало. Трофим очень боялся за ней, а Екатерина не отходила от наймички ни днем, ни ночью. Анне становилось все хуже, и она ежечасно спрашивала про Марка.

А Марко, не спеша, ехал домой. Виз всем дорогие подарки, не забыл и служанку. Лочувши, что Марко уже во дворе, Анна приказала Екатерине быстрее вести его в дом, а сама стала тихо-тихо читать молитву, благодаря Бога за то, что дождалась.

Екатерина привела Марка к Анне и на просьбу больного оставила ее вдвоем с ним. Лишь перед смертью Анна решилась открыть ему свою тайну: «Прости менеї Я терпела весь век в чужом доме... Прости меня, мой сыночек! Я... я твоя мать».

Услышав это признание, Марко потерял сознание, а когда пришел в себя, мать уже была мертва.

Сохрани - » Краткий пересказ произведения «Наймичка» (1845) . Появился готов произведение.

Нынешние украинские власти нарочито выпячивают образ Тараса Шевченко как национального поэта. Между тем, большая часть того, что написано Шевченко, - написано по-русски. Из 47 лет жизни 25 он провел в России. Дневник и проза – тоже русскоязычные. Есть, о чем задуматься, не правда ли?!

Биография и деятельность Тараса Шевченко

У мальчика из степного украинского села – Тараса Шевченко – возможности посвятить всего себя любимому занятию – рисованию – возможности не было. Семья была бедной и многодетной. Рано умерла мать Тараса, появилась мачеха, которая почему-то сразу крепко его невзлюбила. Потом умер отец. Тарас пас овец и коз. Словом, всё было против того, чтобы украинский хлопец стал выдающимся художником. Главным же препятствием была крепостная зависимость от помещика Энгельгардта.

В какой-то момент Тараса сделали дворовым человеком и еще более привязали к месту. Однажды вместе с барином юноша попадает в Петербург. Утрами, когда еще не было гуляющей публики, Шевченко приходил в Летний сад, садился на ведро из-под краски и срисовывал статуи. Однажды за этим занятием его застал ученик Академии Художеств Иван Сошенко. Они оказались земляками. Сошенко привел Тараса в Академию. Так Шевченко стал посещать классы. Правда, во внеурочное время. Поступить туда он, будучи крепостным, разумеется, не мог.

В марте 1837 года у прославленного художника Карла Брюллова собралась компания знакомых. Художник Мокрицкий заговорил о Шевченко. К делу решили привлечь и поэта В.А.Жуковского. Хозяин Шевченко заломил за того баснословную сумму – 2500 тысяч рублей, стоимость небольшого поместья в то время. Проблему решили очень изобретательно – Брюллов написал портрет Жуковского, который затем разыграли в лотерею среди членов императорской фамилии. Нужная сумма была собрана. Шевченко был свободен. Жуковскому Шевченко в знак благодарности посвятил поэму «Катерина».

40-е годы становятся расцветом таланта Шевченко. Он много пишет и рисует, становится профессиональным художником, заканчивает Академию, получает признание как поэт. Выходит обессмертивший его имя сборник «Кобзарь», название которого спустя годы прочно приклеится к личности самого автора. В Киеве Шевченко становится членом тайной организации – Кирилло-Мефодиевского братства. Третье жандармское отделение оперативно среагировало. Уже через месяц полиция знала об обществе всё, равно как и об особой роли в нем Шевченко. Последовали аресты.

Шевченко арестовали прямо на берегу Днепра, у парома. Полтора месяца длилось следствие. Ситуацию усугубили сатирические выпады Шевченко против членов императорской фамилии в поэме «Сон». Личным указом императора Шевченко был сослан солдатом в оренбургские степи с запрещением писать и рисовать. В этом унылом захолустье прошло еще десять лет. Шевченко срывался, пристрастился к алкоголю. Завел т.н. «захалявные» книжки, куда заносил строки новых стихов. В этот же период он пробует свои силы в прозе, пишет ряд повестей.

За него хлопотал вице-президент Академии художеств Ф.П.Толстой. Только после смерти Николая I освобождение стало возможным. Так Шевченко второй раз обрел свободу. Он поселился при Академии. Комната служила ему и мастерской, и гостиной, и спальней. Он совершенствуется в области гравюры, становится академиком. Тщетно пытается устроить личную жизнь. Он не ведет затворнический образ жизни. В нем видят героя, борца с деспотизмом.

Его приглашают всюду, на званые обеды, на вечера, литературные чтения. Принимают так, что он, будучи человеком простым и сердечным, часто смущался. Шевченко посещает родные места. Он с нетерпением ждет отмены крепостного права и умирает в феврале 1861 года, не дожив до царского манифеста всего нескольких недель.

  • Современный литератор Олесь Бузина несколько лет назад издал скандальную книгу с не менее вызывающим названием «Вурдалак Тарас Шевченко». В ней «кобзарь» украинского народа низвергнут с пьедестала, показан мелким, жалким, скупым и охочим до зеленого змия. Что ж, «переоценка ценностей», похоже, продолжается…

Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля 1814 в с. Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине в семье крепостных крестьян. Рано потерял родителей, батрачил. Был зачислен в состав барских слуг и 1829 отправлен в Вильно. С начала 30-х годах жил в Петербурге. Весну 1838 г. при содействии К. Брюллова, В. Жуковского и др. Шевченко был освобожден из крепостничества. В течение 1838-1845 гг учился в академии художеств в Петербурге. Позже переехал в Украину, работал сотрудником Археографической комиссии в Киеве. Весной 1847 г. Шевченко был арестован за причастность к Кирилло-Мефодиевского общества и отправлен рядовым в войска. Пробыл в ссылке более десяти лет. Освободившись, жил в Петербурге. Лишь раз после ссылки в 1859 г. посетил Украину. Умер Шевченко 26 февраля 1861 в Петербурге. В мае того же года состоялось пере-захоронения поэта на Чернечей горе возле Канева.

Первые литературные опыты Шевченко пришлись на 1837 1840 увидел свет его дебютный сборник под названием «Кобзарь». Название сборника (кобзарь — народный певец, чаще слепой исполнитель песен и дум под аккомпанемент кобзы или бандуры) является знаком романтического самоопределение поэта. Тематически ранние лирические произведения Шевченко связанные с переживанием одиночества, тоски по родине. В ранних балладах «Порченая», «Тополя», «Утопленница» автор объединяет мотивы разлуки, несчастной любви, семейного преступления с мифологическим мотивом метаморфозы: доведенная до отчаяния человек находит способ альтернативного существования, сливаясь с природой, превращаясь в русалку или растение. Историческая тема в творчестве раннего Шевченко ограничена XVII-XVIII в.- драматическим этапом украинского прошлого, связанный с борьбой против внешней экспансии, национальными и социальными движениями. В поэмах «Тарасова ночь», «Иван Подкова», «Гамалия» Шевченко обращается к разным эпизодам казацкой истории. Упоеми «Гайдамаки» автор осмысливает причины и следствия Колиивщины — восстание украинского народа против национального и религиозного угнетения. Отдельное место в творчестве Шевченко занимает тема женской скорби, в которую он впервые обратился в поэме «Катерина». В раннем творчестве Шевченко мастерски сочетается литературная и фольклорная образность. Поэт обращается к украинской мифологии, широко использует в своих произведениях народную символику.

Характер поэзии Шевченко ощутимо меняется, когда он 1843 посещает Украину, а в 1845 г. переселяется туда на постоянное жительство. Непосредственные впечатления от украинской действительности и общения с читателями вносят заметные коррективы в его поэтический мировоззрение. В творчестве Шевченко усиливаются антиколониальные и антимонархические мотивы. Автор в стихах 1843-1845 гг (этот этап частыее определяют как период «трех лет») эволюционирует от стилизованного народного поэта-кобзаря образу поэта-пророка. В шевченковских произведениях предстает образ Украины, который представляет собой не провинцию Российской империи, а отдельную сообщество с собственной героической историей и национальным самосознанием. Поэт определяет характер отношений Украины с империей, высмеивая и пародируя российские государственные институты в поэме «Сон». Мир империи трактуется поэтом как репрессивный, негуманный и в принципе вражеский человеческой природе. В поэме «Подземелье» Шевченко предоставляет мистериального значения историческим трагедиям украинского народа. Он изображает российскую монархию как воплощение зла, а малейшие проявления сотрудничества с ней — как непростительное попустительство этому злу. Упоеми «Кавказ» автор, характеризуя Россию как зловещую тюрьму народов, отмечает недопустимость любых проявлений колониализма. Программный звучит Шевченково послание украинского «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим на Украине и не в Украйне мое дружеское послание». Призывая к национальному единству, автор приводит ряд аргументов и саркастических замечаний, обращенных к обедневших духом соотечественникам.

В 1847 г. Шевченко был арестован и после непродолжительного заключения отправлен в ссылку. Согласно приговору, ему запрещалось писать и рисовать. Находясь в тюрьме, поэт создал ряд преимущественно лирических произведений, на основе которых позже заключил цикл «В каземате». Большинство произведений цикла тематически связана с Украиной. Уних нашел воплощение эмоциональное состояние заключенного поэта. Первые годы ссылки Шевченко провел в Орской крепости в отдаленном регионе Российской империи. Несмотря на запрет, продолжал писать стихи. Количество созданного им за три года ссылки гораздо больше, чем за все другие периоды жизни. В шевченковской творчества этого периода преобладают лирические стихотворения. В них автор стремится по-новому осмыслить свое призвание, болезненно отзывается на потерю связей с привычной средой, выражает тоску по родному краю, обращается к детским воспоминаниям, с грустью переживает одиночество. Несмотря неединичные проявления сомнений в целесообразности выбранного поэтического пути и определенное разочарование в действенности поэтического слова, в целом поэтические произведения Шевченко представляют сильную личность, критически переосмысливает свою предыдущую жизнь, но не отчаивается под давлением репрессий. В ссылке внимание поэта привлекают такие персонажи украинской жизни и истории, героизм которых проявляется в стоически восприятии ударов судьбы. В поэме «Иржавец» Шевченко сочувственно отзывается о заложника обстоятельств гетмана Ивана Мазепы и запорожцев, которые стали жертвами погромов, устроенных русским войском. В поэме «Монах» образцом патриота возникает казацкий полковник Семен Палий. Автор поэтизирует образ гетмана Дорошенко в поэме «Заступила черная туча. Подобные персонажи нарисованы писателем в поэмах «Варнак», «Если бы тебе пришлось», «Меж скалами, словно вор», «Солдатов колодец». Автор приходит к новому типу героя — народного праведника, героизм которого заключается в прощении врагов и деятельной проповеди добра. Настоящей катастрофой стал для Шевченко арест 1850 г., обусловившим следующее почти семилетнюю поэтическое молчание. Его отправили на новое место ссылки — в Новопетровское укрепление на побережье Каспийского моря. Только 1857, перед самым освобождением, Шевченко восстановил свою поэтическую деятельность.

ом патриота возникает казацкий полковник Семен Палий. Автор поэтизирует образ гетмана Дорошенко в поэме «Заступила черная туча. Подобные персонажи нарисованы писателем в поэмах «Варнак», «Если бы тебе пришлось», «Меж скалами, словно вор», «Солдатов колодец». Автор приходит к новому типу героя — народного праведника, героизм которого заключается в прощении врагов и деятельной проповеди добра. Настоящей катастрофой стал для Шевченко арест 1850 г., обусловившим следующее почти семилетнюю поэтическое молчание. Его отправили на новое место ссылки — в Новопетровское укрепление на побережье Каспийского моря. Только 1857, перед самым освобождением, Шевченко восстановил свою поэтическую деятельность.

Произведения Шевченко, написанные после ссылки, в общем развивают традиционные для поэта темы. В этот период антимонархическое и антиколониальные мотивы он нередко раскрывает через подражание библейских пророков («Исайя. Глава 35», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осия Глава XIV». Шевченко стихотворение ощутимо теряет связь с фольклорной поэтикой и приближается к четким строк библейских пророчеств и псалмов. Автор то взрывается ненавистью к кровавым царей-тиранов, то поэтизирует страдальцев и праведников, предсказывая обновление народной жизни. Отдельное место среди произведений Шевченко, написанных после ссылки, занимает его интимная лирика. Она отражает чувства поэта, связанные с намерениями устроить семейную жизнь, раскрывает его болезненное переживание одиночества. Значение Шевченко в украинской истории трудно переоценить. Его творчество сыграло ключевую роль в становлении новой украинской литературы.

Гайдамаки

Все идет, все проходит - и края нет.

Куда же оно делось? Откуда взялось?

И дурак, и мудрый ничего не знает.

Живет... умирает... Равно зацвело,

А второе увядало, навеки увядало...

Поэт обращается к гайдамаков, что когда-то гуляли Украиной, ища свободы, просит их вернуться.

Теперь слава казацкая забывается, люди живут мелкими интересами, обычными бытовыми делами. Никто уже не слушает с таким вниманием старцев-кобзарей, которые поют о казачьи подвиги.

И лирический герой не обращает на это: он сам, в своем доме, будет петь старых песен, будет вспоминать. Как будто сама величественная история разговаривает с ним, и от этого становится легче.

Интродукция

Поэт высмеивает чванливой некогда Польши, которая считалась равной Московщине и Турции, пока королем не стал Понятовский. Теперь Польша потеряла свою государственность. Против короля подняли восстание Пулавський и Пац. Вместе с ними поднялись сто конфедератов. От них очень пострадал украинский народ, потому разбрелись они Украиной и "забыли волю спасать", а наоборот начали разрушение. А в это время "гайдамаки ножи освятили".

Ярема служит у жида, который очень угнетает парня-сироту, не имеет в мире родной души. Единственное, что приносило утешение, - любимая девушка.

Поэт рассказывает о тяжелой сиротскую судьбу Яремы, бесконечные образы, которые тот испытывал.

Старый жид в своем доме подсчитывает деньги, судьбы спит его жена Хайка, а на кровати лежит красавица-дочь. Ярема в это время отправился в Вильшану.

Конфедераты

Конфедераты врываются в дом еврея и бьют его нагайкой, все хотят узнать, куда он спрятал дочь. Жид отвечает, что дочь умерла, и конфедераты не верят ему, продолжают пытать, заставляют креститься и смеются.

Поят жида водкой и велят петь. Затем требуют денег. Когда же жид рассказывает, что не имеет денег, его начинают хлестать кнутами. Старик не признается, но предлагает конфедератам поехать в Ольшаны, потому что там у ктитора очень хорошая дочка.

Конфедераты приказывают ростовщику ехать с ними, чтобы показать дорогу.

Ярема идет к Ольшаны, чтобы встретиться с Оксаной, дочерью тытаря. Ждет ее в роще, поет песни. Девушки долго нет, и вот наконец она приходит именно в то время, когда парень спел грустную песню про свою несчастную судьбу.

Происходит радостная встреча влюбленных. Ярема рассказывает, что собирается прибиться к казакам, чтобы снискать славы и денег. Оксана опечалилась, услышав такую весть. Ей жалко расставаться с любимым, ведь он может ее забыть.

В это время к дому тытаря врываются конфедераты, которые ищут денег и девушки. Не услышав от тытаря ничего, они убивают его, затем зажигают церковь. Прибегает Оксана, которая падает в обморок, увидев мертвого отца. Конфедераты подхватывают и уносят с собой.

Ярема в настоящее время идет в Чигирин.

Праздник в Чигирине

Снова лирический герой сожалеет по потерянным героическими годами. Мыслью он возвращается в Чигирин, где все готовятся к "празднику". Собралось очень много людей из всех уголков Украины, все это казаки.

Между старшинами происходит разговор, в котором они вспоминают своих вожаков и радуются, что собралось здесь так много людей.

Между людьми расхаживает слепой кобзарь Волох, который поет о том, как гуляли казаки с Максимом Железняком.

В это время зазвонили колокола, которые зовут к бою. Гайдамаки сразу же бросили все дела и собрались. За ними медленно ковыляет старый кобзарь и поет.

Возле церкви гайдамаков встречают попы, которые призывают защитить родную землю, что страдает от надругательства. Украина страдает, уничтожаются молодежи ее силы, умирают люди.

Казаки начали молиться, а священники освящают им ножи.

Третьи петухи

После праздника Маковея гайдамаки ждут только ночи, чтобы начать резню. Украиной текут кровавые реки.

Теперь о тех временах напоминают лишь старые могилы. Но кто посмотрит на них, кто вспомнит? Внукам безразлично, потому что они "господам рожь сеют".

Поэт вспоминает славу Гонти, Зализняка.

Ярема идет к Черкасс, чтобы бить врага. Дорогой вспоминает он свою любимую девушку и сокрушается, что может никогда ее не увидеть.

Красный пир

По всей Украине звонят колокола - то "по аду гуляют" гайдамаки. Зализняк только призывает "мордовать бешеных" ляхов.

Ярема летает - "по три, по четыре так и кладет". Дрались, пока совсем не осталось врагов, тогда стали отдыхать.

Зализняк выделяет среди всех отважного Ярему, и спрашивает, откуда тот пришел. Узнав, что парень с Ольшаны, вспоминает, как там убили ктитора и украли его дочь.

От страшной вести Ярема теряет сознание, а затем наполняется еще большей ненавистью к конфедератов.

Зализняк дает ему фамилию Галайда, что означает "бездомный бродяга".

Отряд приезжает в Черкассы. Ярема страдает от страшного горя, вспоминает Оксану.

Гайдамаки прячутся в лесу.

Гупалівщина

Когда восходит солнце, Украина лишь кое-где дотлевает. В домах прячется испуганная шляхта. Везде трупы.

У гайдамаки идет каждый, даже женщины и дети.

Когда отряд прибывает в Вильшану, Ярема подробно расспрашивает о смерти ктитора и похищения Оксаны.

По дороге к Лисянки отряд прихватывает с собой конфедератов, которые охраняли сокровище. Сокровище забирают.

Пир в Лысянке

Уже начало смеркаться, а гайдамаки все наказывают шляхту. Убивают даже женщин и детей. Галайда все никак не может утолить жажду мести за свою Оксану. Над городом занимается пожар.

Гайдамаки празднуют победу. Зализняк просит Волоха спеть веселой песни. Гайдамаки танцуют.

К расстроенного Яремы подкрадывается жид и рассказывает, где находится Оксана. Он вызывается помочь парню.

Гонта собирается штурмовать дома господ, не обращает внимания даже на просьбу Яремы не делать этого, потому что там его возлюбленная.

Галайда исчезает - вместе с жидом он отправляется спасать девушку. Без сознания они вывозят Оксану в Лебедин.

Оксана рассказывает старой монахини о событиях в Вильшане. Она совсем больна и ничего не помнит.

Только упоминание о любимом отвлекла девушку от попытки самоубийства.

Бабушка рассказывает, что сюда ее привез Ярема Галайда, который обещал вернуться через неделю. Девушка обрадовалась, потому что то, пожалуй, ее Ярема.

Через неделю Ярема обвенчался с Оксаной, но уже вечером вынужден был покинуть жену и драться с ляхами.

Гонта в Умани

Украина все еще пылает в огне битвы. Дети в селах остались у родителей, нигде не видно людей, лишь воет зверь.

Максим Зализняк получил в лице Яремы вірногасина, который выполняет его приказы, режет ляхов без сожаления.

В полночь гайдамаки вступают в Умань. К Гонты и Железняка приводят ксендза, вместе с которым следуют дети-католики Гонты.

Гонта злится, что его дети стали католиками, он считает, что должен их убить, потому что так велит его военная присяга.

Гайдамаки страшно наказывают всех католиков, а потом начинают пить и гулять. Кобзарь поет песни.

Гонта ищет своих сыновей, чтобы похоронить их. Кладет их в яму, целует и крестит, а потом плачет от горя.

Все это было очень давно, никто из живых не видел воочию. Еще дед когда-то рассказывал о Колиивщине, о Зализняка и Гонта. Почти год убивали они ляхов.

Потом умер Гонта, за ним и железную руду. Остался только Ярема. Гайдамаки разошлись кто куда.

Предисловие

Предисловие подается в конце поэмы. Еще раз напоминает поэт про старые времена, просит потомков жить дружно.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Гайдамаки были участниками народно-освободительного движения против польского гнета на Правобережной Украине.

Восстания 1768 г. возглавили Зализняк и Гонта.

Поэма "Гайдамаки" - крупнейшая по объему поэма Тараса Шевченко. Написана она на историческом материале. Центральный образ поэмы - восставший народ, горящая в огне Украина. Примером для поэта становятся прошлые годы, историческое прошлое угнетенной теперь Украины. Участники восстания изображаются как герои. Они не жалеют отдать свою жизнь за родную землю.

Ярема Галайда - это не историческая личность, но об этом человеке записаны народные предания и песни. Поданный его образ в романтическом духе. Парень наделен исключительными чертами: сказочной силой, неслыханной храбростью. Прославился Ярема своей преданностью народу и своему делу. Максим Железняк и Гонта - лица исторические. В поэме подчеркивается их храбрость, любовь к ним гайдамаков.

По жанру "Гайдамаки" - лиро-эпическая поэма героического характера. Она состоит из двух вступлений, одиннадцати глав и эпилога, послесловия.

Ведущая идея произведения - возвеличивание национально-освободительного движения на Украине.



Статьи по теме: