Княгиня ольга годы жизни и смерти. Княжение ольги

Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство. Причем это произошло еще до крещения Руси. Правила она государством от безвыходности, так как мужа ее, князя Игоря убили, а его наследник, их сын Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять. Правила она с 945 по 962 год .

После убийства князя Олега, его место очень хотел занять древлянский князь Мал. В его планах было жениться на княгине Ольге и захватить Киевскую Русь. Он посылал ей кучу подарков и украшений через своих послов. Ольга была очень умна и хитра. Первых послов Мала, приплывших на лодке, она приказал пронести вместе с лодкой над пропастью, послов бросили в пропасть и они были погребены заживо.

Вторую партию послов Ольга сожгла в бане. Затем она сама поехала к князю древляней, якобы чтобы выйти замуж, в тот день было напоено и умертвлено более 5000 древлян.

Правление княгини Ольги.

Деятельность княгини Ольги.

Ольга была воодушевлена мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа. Она собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. В этом случае Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Затем птицам привязали зажженный трут и выпустили. Так был полностью сожжен город Искоростень.

Внутренняя политика и реформы княгини Ольги.

Ольга систематизировала сбор податей с населения. Она организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории. Все земли, которые были во власти княжны были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун.

Внешняя политика княгини Ольги.

Так как Ольга все таки была женщиной, в походы она ходила нечасто. Она развивала торговлю своим умом и сообразительностью. Ольга была сторонником мирного решения возникших конфликтов. Скандинавы и немцы шли работать наемными работниками в войска русичей.

Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.

Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.

«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.

Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.

С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».

Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».

Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.

Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.

Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. …Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая … должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».

У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». …не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать … матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»

Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.

Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.

2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.

В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.

Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «…по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».

Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.

Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.

Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее -- до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Правительница княгиня Ольга, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: около 890 г. – 11 июля 969 г.
  • Отец и мать: неизвестны, преположительно не имели знатного происхождения.
  • Супруг: .
  • Дети: .

Княгиня Ольга (≈890 – 11 июля 969 гг.) – правительница Киевской Руси. Правила после смерти ее мужа с 945 г. по 966 г. Ольга была первой из русских правителей, кто приняла христианство. При крещении ее нарекли Еленой.

К сожалению, происхождение Ольги доподлинно неизвестно. Все еще историки не пришли к единому мнению на этот счет. Согласно «Повести временных лет» она была неблагородного происхождения – крестьянкой из Пскова.

Согласно мнению Пискаревского летописца и типографской летописи (XV в.) Ольга была дочерью Вещего Олега. Он правил Киевской Русью и был опекуном Игоря, а затем он же поженил Игоря и Ольгу.

Норманисты считали, что Ольга варяжского происхождения. В соответствии с Иоакимовской летописью Ольга знатного происхождения из рода Гостомыслова.

Историки из Болгарии полагают, что Ольга имеет болгарские корни. Существуют и другие теории.

Существует также предание о знакомстве Игоря и Ольге. Молодой князь поехал охотиться в Псковскую область. Там он захотел перебраться через реку. Игорь увидел лодку, в которой плыла Ольга, одетая в мужскую одежду, он попросил девушку переправить его на другой берег. Игорь стал приставать к Ольге, но в ответ получил отказ.

Когда Игорь решил жениться, в Киев съехались самые красивые девушки. Но князю ни одна не приглянулась. Тогда он вспомнил об Ольге – его случайной знакомой. Игорь послал за ней Вещего Олега. И Ольга стала женой князя Игоря.

Ольга имела во владении Вышгород, Ольжичи, село Будутино и т.д. Кроме того у нее была своя дружина, свой посол. Ольга, пока ее муж был в походах, занималась внутренней политикой.

Княжна подарила своему мужу сына Святослава.

В 945 году древляне убили Игоря. Святославу было всего три года, поэтому правительницей Киевской Руси становится княгиня Ольга.

Месть Ольги за смерть мужа

Первая месть. Древляне боялись мести Ольги, поэтому они прислали к ней свататься князя Мала. Он вместе с 20 древлянами приплыли на ладье. Ольга ответила на их предложение согласием. Затем она приказала выкопать большую яму, в которую бросили ладью древлян, затем туда же отправили и сватов. Ольга приказала их закопать заживо.

Вторая месть. Ольга отправила гонца с требованием прислать ей лучших людей из древлян, чтобы она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне повиновались и прислали ей лучших мужей. Ольга приказала растопить им баню, и пока древляне мылись, все двери заперли и подожгли баню.

Третья месть. Ольга направилась к древлянам, чтобы устроить тризну своему покойному мужу. Она приехала, поплакалась на могиле мужа, а потом устроила пир. Напоив древлян, Ольга велела отрубить им головы. По данным в тот день погибло около пяти тысяч древлян.

Четвертая месть. В 946 году Ольга надумала захватить Искоростень – столицу древлян. Осада затягивалась, и княгиня решила пойти на хитрость. Она отправила в город послов для заключения мира. Древляне должны были заплатить дань в размере трех голубей и воробьев. Конечно же, древлян обрадовала такая новость, они прислали дань. Ночью Ольга приказала привязать к птицам трут и отпустить их. Птицы полетели в свои гнезда, находившиеся в Искоростени. В городе начался пожар. Жители бежали из города, а там их уже поджидала дружина Ольги. Так княгиня захватила город. Часть древлян была убита, часть стала рабами, а также Ольга приказала им платить большую дань.

Внутренняя политика княгини Ольги

Ольга была официальным правителем до совершеннолетия Святослава. Хотя и после она была фактической правительницей, т.к. ее сын постоянно был в военных походах.

Ольга во время своего правления установила дань на землю. Княгиня установила систему «погостов». Погосты – это места сбора дани. Также Ольга установила «полюдья» (подати Киеву) и «оброки, уставы». Все земли были поделены на части, во главе каждой был назначен тиун (княжеский администратор). Шла централизация власти и ослабление власти племен.

При Ольге были построены первые каменные здания – терем Ольги и городской дворец. Также княгиня занималась благоустройством псковских, новгородских и других принадлежавших Киеву земель. Также во время ее правления воздвигались храмы Благовещения Богородицы, святителя Николая и Святой Софии, Святой Живоначальной Троицы.

Внешняя политика княгини Ольги

При Ольге не было крупных походов. Княгиня решила поднять престиж Киевской Руси в мире. Но она не стала завоевывать его силой, а решила поступить дипломатично.

Крещение Ольги

Ольга была первой правительницей, принявшей православие. В 955 году княгиня приняла крещение в Византии, а Император Византии стал ее крестным отцом. Но при Ольге христианство не прижилось на Руси.

Ольга пыталась приобщить Святослава к христианству. Но он отказался, т.к. боялся потерять уважение своей дружины.

11 июля 969 года Ольга умерла. Место ее погребения неизвестно. Во время правления Владимира в 1547 году ее причислили к лику святых, а ее мощи перенесли в Десятинную церковь.

Ольга почитается как покровительница новообращенных христиан и вдов.


Имя: Княгиня Ольга (Olga)

Дата рождения: 920 года

Возраст: 49 лет

Место рождения: Выбуты, Псковская область

Место смерти: Киев

Деятельность: княгиня Киевская

Семейное положение: вдова

Княгиня Ольга - биография

В истории древней Руси есть безусловные герои и героини, жизнеописания которых основаны лишь на сохраненных летописями легендах. Самая загадочная из таких легенд связана с княгиней Ольгой. Дата ее рождения, происхождение и даже имя остаются предметом споров, а многие ее подвиги не согласуются с присвоенным ей званием святой.

Впервые Ольга появилась на страницах истории в 903 году. «Повесть временных лет» сохранила об этом скупое упоминание: «Игореви же възрасташю... и приведоша ему жену от Плескова, именем Олгу». Речь идет об Игоре, сыне Рюрика, который еще не был тогда киевским князем - этот титул носил его воспитатель Олег Вещий. Позже родилась красивая легенда о том, что в псковских краях Ольга была перевозчицей.

Однажды на охоте Игорю понадобилось переправиться через реку, и он подозвал лодку, которой управляла красивая девушка. На середине пути любвеобильный княжич начал говорить ей нескромные речи, но девушка ответила: «Зачем смущаешь меня, княже? Пусть я молода и незнатна, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь щедро заплатил перевозчице и простился с ней. А потом, когда пришла ему пора вступить в брак, вспомнил о псковитянке и взял ее в жены.


В другом предании Ольга до замужества звалась Прекрасой или Преславой, а новое имя получила в честь Олега, устроившего ее брак с Игорем. И была она вовсе не перевозчицей, а знатной особой, внучкой легендарного новгородского князя Гостомысла. Это больше похоже на правду - княжеские браки уже тогда заключались по расчету, а «варяжскому гостю» Игорю требовалось как можно прочнее утвердить свою власть в русских землях. Однако, по летописным данным, отец Игоря Рюрик умер в 879 году, и значит, в момент свадьбы «юноше» Игорю было уже лет тридцать, а Ольга, если верить той же летописи, родила первенца Святослава только в 942 году, то есть, когда ей было... больше 55 лет.

Скорее всего, брак Игоря и Ольги состоялся гораздо позже летописной даты, а сама княгиня родилась около 920 года. Но Игорю в это время все равно было далеко за сорок. Почему он не женился раньше? А если был женат, то куда девались его наследники? Ответов может быть два. Игорь вполне мог быть не сыном Рюрика, а самозванцем, ставленником хитроумного Олега. Возможно, как водилось у язычников, у Игоря были другие жены и дети, но Ольга сумела убрать их с дороги. То и другое недоказуемо, хотя в летописи упоминаются имена княжеских родственников, исчезнувших неведомо куда. Правда, это происходило уже после того, как Игорь в 912 году стал князем Киева, сменив загадочно погибшего Олега.

Вероятно, именно тогда, чтобы укрепить свою власть, он и женился на Ольге. И она отнюдь не была простой перевозчицей - тем более из Пскова, которого, по данным археологов, в то время еще не существовало. Летописное имя Пскова «Плесков» очень похоже на название первой болгарской столицы Плиски (Плисковы). Болгария в X веке была хорошо известна русским, населена родственным славянским народом и управлялась Симеоном, который в 919 году принял титул царя.

Он вполне мог в знак дружбы выдать свою дочь или племянницу за киевского князя - иначе почему позже сын Ольги Святослав считал Болгарию своей «отчиной»? Когда он пришел туда с войском, страна покорилась ему без боя - не потому ли, что болгары считали молодого князя своим по крови? Кроме того, Ольгу до замужества звали Преславой -это болгарское имя, ставшее позже названием новой столицы страны. Болгарское слово «боярин» также вошло в обиход на Руси со времен Ольги и Святослава, как и имя Борис, принадлежавшее отцу царя Симеона. Второго сына Ольги назвали Глебом - это имя тоже пришло из Болгарии.

И все же утверждать со стопроцентной уверенностью, что Ольга - болгарская княжна, невозможно. В болгарских летописях нет ее имени, как и упоминания о свадьбе царской родственницы с киевским князем. Да и поведением княгиня напоминает не мягких славянок, а суровых норманнских валькирий. Но болгарская версия кажется самой вероятной - еще и потому. что болгары, в отличие от русичей и скандинавов, уже были православными, а Ольга испытывала глубокую тягу к этой религии.

Все долгое правление Игоря Ольга оставалась в тени своего мужа. Однако, пока князь пропадал в дальних походах, именно ей приходилось заниматься повседневными делами страны. И в 945 году, когда Игорь погиб от рук древлян, вопрос о власти в Киеве не обсуждался - она была целиком сосредоточена в руках Ольги, выступавшей от имени малолетнего сына Святослава.

Чем была Русь в тот период, по летописям судить трудно. Племенные княжества, из которых она состояла, весьма условно подчинялись Киеву. Только во время ежегодного «полюдья» - сбора дани - они проявляли покорность князю. Или непокорность, как древляне: когда Игорь захотел собрать с них дополнительную дань, они сказали знаменитую фразу: «Если не убьем его, то всех нас погубит». Князь, победитель Византии, никак не ожидал сопротивления от малочисленного лесного племени и легко попался в ловушку. Греки, узнав о его гибели «в деревех» (то есть у древлян), сочинили легенду о том, что князя привязали за ноги к молодым деревьям и так разорвали надвое.

Убив князя, древляне решили завладеть его женой и всем имуществом. Это было в обычае тех времен, но Ольга этих обычаев не признавала.
Встретив в Киеве древлянских послов, прибывших сватать ее за князя Мала, она велела бросить их в яму и закопать живьем. Недогад ливые древляне прислали второе посольство, которое Ольга заперла в бане и удушила паром. После чего в память о муже устроила пир для знатных древлян и перебила их. Потом отправилась с войском в поход на древлянскую столицу Искоростень, взяв с собой трехлетнего Святослава.

Осадив город, она потребовала у жителей дань - по три голубя со двора. Получив птиц, она привязала к ним горящие факелы и запустила обратно в город, и они сожгли Искоростень со всеми его жителями. Выживших древлян Ольга отдала в рабство, а их земли раздала приближенным. Вместе со своими подданными погиб князь Мал, и в Древлянской земле был посажен киевский наместник. После чего Ольга со всей возможной энергией занялась обустройством остальных своих владений, устроив по всей Руси пункты сбора дани - погосты.

Отныне посыльным Ольги уже не нужно было разъезжать по владениям, выбивая с подданных налоги - их доставляли самостоятельно, что было проще и безопаснее. Впрочем, княгиня старалась сделать дань не слишком тяжелой. Автор жития Ольги подчеркнул, что она сама «обиходяще всю Руськую землю, дани и уроки льгкы уставляющи».

Во внешней политике княгиня тоже предпочитала действовать мягко. Хазария, у которой Русь еще недавно находилась в подчинении, была занята войной с Арабским халифатом. Можно было не опасаться и скандинавских викингов, все силы которых были брошены на набеги в Англию и Францию. Оставалась Византия, не допускавшая русских к черноморским торговым путям. В 955 году Ольга отправилась с визитом в Константинополь. Император Константин VII Багрянородный, по рассказу летописца, «видев добру сушу зело лицеем и смышлену», предложил стать ее крестным отцом. Ольга согласилась, а после крещения, когда Константин вдруг предложил ей руку и сердце, она заявила, что он крестил ее и назвал дочерью, поэтому брак с ней будет кровосмешением. Император был вынужден признать: «Переклюкала (перехитрила) мя еси, Ольга».


Конечно, это легенда, сочиненная, чтобы подчеркнуть независимость русской княгини, наотрез отказавшейся признать верховную власть своего «крестного отца». Однако сам факт визита Ольги в Константинополь не подлежит сомнению. Император Константин упоминает о нем в книге «Об управлении империей», ничего не говоря о своем «сватовстве» - ведь он в то время был счастливо женат на Елене Лакапине, родившей ему четверых детей.

В Киев Ольга вернулась вместе с православными священниками, начавшими внедрять на Руси христианство. Княгиня мудро рассудила, что новая вера сможет сплотить государство куда лучше, чем языческие племенные верования. По некоторым данным, вскоре в Киеве появился первый христианский храм. Предположительно, его воздвигли в пригородном Вышгороде, где находилась укрепленная княжеская резиденция. Сам Киев тогда состоял из нескольких слобод, населенных хазарами, варягами, славянами и прочим разноязыким населением, которому еще только предстояло слиться в единую древнерусскую народность. Этому немало способствовала княгиня с ее христианским пафосом, не различавшим, по завету Евангелия, «ни эллина, ни иудея».

К огорчению Ольги, сын Святослав не разделял ее христианских настроений. Все свое время юноша проводил с дружинниками в буйных удовольствиях - пирах, охоте и военных играх. Она пыталась научить сына основам веры, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться». Он отвечал: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» А потом и вовсе рассердился и перестал слушать проповеди матери. В 965 году он отважился выступить против непобедимых прежде хазар, ослабленных постоянными войнами. Поход закончился неожиданной победой - пала хазарская столица Белая Вежа (Саркел). В глазах соседей Русь окончательно утвердилась как независимое государство.

Это укрепление Руси привело к охлаждению в отношениях Ольги с Византией. Еще раньше ее «жених» Константин попросил у нее обещанных по договору воинов, и Ольга ответила: «Если так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». Сравнив киевскую речку Почайну с константинопольской гаванью, княгиня высказала претензии на свое равенство с императором. Но он стерпел обиду и, видимо, договорился с «невестой» - во всяком случае, русские отряды с тех пор участвовали на стороне Византии во многих войнах.

Но Ольга не слишком доверяла грекам и в 959 году отправила посольство к императору Священной Римской империи Оттону I. Тот послал на Русь католических миссионеров во главе с епископом Адальбертом, но их встретил в Киеве холодный прием. Ольга быстро поняла, что жесткий духовный контроль Папы может ограничить власть киевских князей куда сильнее, чем мягкое воздействие со стороны православной Византии, и выдворила папских представителей.

Но и с Константинополем мира не было. В 967 году князь Святослав отправился в поход на Болгарию и стал серьезно угрожать греческим владениям и самому Константинополю. Новый император Никифор II Фока принял меры - подкупил печенежских вождей, попросив их напасть на Русь. Печенеги с большим войском подступили к стенам Киева, где находилась Ольга с внуками. К тому времени Святослав успел жениться на княжне Предславе, родившей ему сыновей Ярополка и Олега. Еще одного сына, Владимира, князю родила ключница Малуша.

Защитой Киева руководила Ольга. Когда город стал изнемогать от голода, она нашла отрока, знающего печенежский язык, и послала его за подмогой. Проходя через вражеский лагерь с уздечкой, юноша спрашивал, не видел ли кто коня. Лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, печенеги поняли свою ошибку и открыли стрельбу из луков. Киевлянин сумел перебраться на другой берег, где стоял отряд, не принявший участия в походе Святослава. Пока отряд пробивался в город, Ольга сумела отправить к сыну гонца с горькими словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?» Получив это известие, Святослав с дружиной поспешил в Киев и прогнал печенегов.

Напряжение сил во время осады оказалось д ля Ольги роковым. Ей было если и не семьдесят лет. как следует из летописного рассказа, то около пятидесяти, для того времени -глубокая старость. Летом 969 года она заболела, и князь отложил очеред ной поход в Болгарию. чтобы проводить мать в последний путь. Она умерла 11 июля, и «плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте». Ольга завещала не совершать над ней языческой тризны, а похоронить по православному обряду. Автор «Повести временных лет» завершает рассказ о княгине словами: «Была она пред возвестницей христианской земле, как денница пред солнцем, как заря перед рассветом, и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

В 1000 году князь Владимир, после братоубийственной распри сменивший погибшего от руки печенегов отца, приказал перенести останки Ольги в киевскую Десятинную церковь. Сразу же по Руси разнеслись слухи о чудесах: если кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце на верху саркофага открывалось, и оттуда изливался чудесный свет. У гробницы совершилось немало исцелений, и скоро Церковь признала Ольгу святой и равноапостольной. Когда совершилась ее официальная канонизация, неизвестно, но долгое время княгиня была любимой русской святой. Жестокая месть древлянам забылась, зато помнились «льгкы дани», милостыня и подвиги благочестия. Кем бы ни была Ольга - болгарской княжной, псковской простолюдинкой или северной валькирией - она сполна утолила тягу народа к власти милостивой, пусть карающей, но справедливой. Такой и осталась в памяти народа.

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет» , Ольга была родом из Пскова . Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой . Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска ». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga . Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века .

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря , сына Рюрика : «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга » . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием » и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание ». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века , оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года .

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом :

Крещение Ольги и церковное почитание

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение , и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе , Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого ». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь . Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует и 946 годам . Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман - багрянородный василевс. Известно, что Роман , сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году . По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году , а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в или 955 годах . Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года , который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий , на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» .

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году . Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт , возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.


почитается в Православной и Католической церквях
прославлен не позднее XIII века
в лике равноапостольной
день памяти 24 июля (григорианский календарь)
труды Подготовка крещения Руси

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года .

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги , агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» () рассказал о неком русском князе Олеге , ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году . Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием , упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь . Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
    • Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги - учреждён императором Николаем II в 1915 году .
    • «Орден княгини Ольги» - государственная награда Украины с 1997 года .
    • «Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» - награда Русской Православной Церкви .
  • В Киеве , Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Литература

  • Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
  • Борис Васильев «Ольга, королева русов»
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга - болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский «Дочка императрицы».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».

Кинематограф

  • «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
  • «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.


Статьи по теме: