Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на предприятии оао "ерп". Учетная политика Изучение учетной политики для целей налогообложения

Псковский государственный университет

Контрольная работа

Налоги и налогообложение

Тема: Учетная политика для целей налогообложения

Введение

Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

    1. Сущность и задачи учетной политики организации

    2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

      Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки активов и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

    определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

    выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

      принципы ведения налогового учета;

      методы расчета того или иного налога;

      регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Формирование учетной политики

Для целей налогообложения

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, "жесткой" формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

Общие и организационно-технические вопросы;

Методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

Распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

Применение аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

Срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
  • МЕТОДЫ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ОБЪЕКТ УЧЕТА

Статья посвящена аспектам учетной политики, которые необходимо учитывать индивидуальным предпринимателям исходя из специфики налогообложения их деятельности и ведения учета. Отражены особенности учётной политики в зависимости от специфики деятельности организации и выбранного объекта налогообложения.

  • Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, определяет, что учетная политика, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Согласно налоговому кодексу, частью второй, учетная политика - это выбранная налогоплательщиком способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, определение учетной политики в различных нормативно–правовых источниках имеет одинаковое значение, но различную формулировку для разных целей учета - это документ, который описывает, которыми индивидуальный предприниматель руководствуется при ведении учета в тех случаях, когда имеется возможность выбора из нескольких вариантов.

В соответствии с ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011 г. индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, что позволяет им не составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета, однако это не освобождает их от составления учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политики для целей налогообложения представляет собой совокупность способов расчета доходов, расходов экономического субъекта, их признания, оценки, распределения и учета других показателей для расчета налогов. В данном локальном нормативном документе подлежат обязательному отражению правила и методы, используемые в деятельности субъекта при исчислении и уплате налогов в бюджет.

В настоящее время индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно выбирать методы оценки активов и режим налогообложения, применяемый при исчисления налогов. Например, НК РФ предусматривает выбор одного из нескольких методов для оценки материалов и сырья:

  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

Также есть ряд ситуаций, для которых нет законодательно закрепленных правил налогового учета. Это относится, например, к порядку распределения доходов и расходов при совмещении нескольких режимов налогообложения, упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). В связи с этим возникает необходимость в самостоятельной разработке методов учета и их обязательном закреплении в учетной политике. Для того, чтобы правомерно применять налоговую учетную политику, ее необходимо разработать, а затем утвердить на основании приказа (распоряжения) предпринимателя. Стоит отметить, что в соответствии с законодательством РФ, учетную политику необходимо формировать до 1 января того года, в котором она будет применяться. Применять утвержденную налоговую политику необходимо последовательно из года в год, при этом нет необходимости составлять на каждый год новый. В учетную политику, при необходимости, можно вносить изменения и дополнения, которые оформляются отдельными приказами, утверждаемыми индивидуальным предпринимателем. Сведения, отражаемые в учетной политики для целей налогообложения, могут различаться у различных экономических субъектах. Это связано с различиями в роде осуществляемой деятельности, применяемой системы налогообложения, из–за совмещения разных налоговых режимов.

В целях налогообложения целесообразно прописать основные элементы учетной политики, подлежащие раскрытию вне зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима:

  1. Режим налогообложения. Сущность данного элемента заключается в описании применяемой системы налогообложения, любой налоговый режим в данный момент времени применяется в добровольном порядке. Стоит отметить, что для перехода на специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, патентную систему - необходимо в установленный срок подать соответствующее заявления в ИФНС.
  2. Право подписи документов. Заключается в необходимости указания лиц, которые имеют право подписи документов. На доверенное лицо необходимо составить доверенность, заверенную нотариально, в этом случае представитель предпринимателя получает право заключать и подписывать договоры от имени руководящего лица, представлять интересы организации в налоговой инспекции, распоряжаться банковским счетом и т.д
  3. Оформление кассовых документов. Суть данного элемента заключается в отражении условий ведения кассовых операций - оформляются ли приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и т.д. В соответствии с указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210–У индивидуальные предприниматели с 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов, в этом случает необходимо составить соответствующий приказ.
  4. Лимит наличных денег в кассе. Индивидуальные предприниматели могут не устанавливать по кассе лимит остатка наличных денег, в соответствии с указанием Банка России №3210–У от 11.03.2014 г., в этом случае данное решение необходимо закрепить учетной политике субъекта и составить необходимый приказ, если предприниматель решил и дальше работать с кассовым лимитом, необходимо в учетной политике привести порядок его расчета.
  5. Учет основных средств. Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по–разному. В налоговом учете, в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше ста тысяч рублей, остальные объекты не относятся к основным средствам и их стоимость списывается в текущие расходы. В то же время, стоит отметить, что в целях ведения бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 6/01, данный лимит составляет сорок тысяч рублей, не соответствующие ему объекты учитываются в составе материально–производственных запасов.
  6. Ставки для начисления страховых взносов за работников. Необходимо указать, имеет ли данный экономический субъект право на применение пониженных ставок по страховым взносам.
  7. Порядок выдачи денег под отчет. Суть данного элемента заключается в том, что выдавать деньги можно двумя способами: методом перечисления на банковскую карту и наличными из кассы. Также индивидуальный предприниматель может совмещать оба данных способа, для этого необходимо прописать данное условие в учетной политике.

В зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима возникает необходимость в отражении в учетной политики связанных с ним специфических положений. Предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо выбрать объект налогообложения. НК РФ определяет два объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одним из наиболее важных вопросов, который необходимо прописать в налоговой учетной политики, является метод оценки материалов, сырья и покупных товаров, в соответствии с НК РФ. Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать любой из предложенных.

Предпринимателям, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо прописать в учетной политике следующие вопросы:

  • раздельный учет физических показателей. Т.е необходимо прописать порядок распределения физических показателей между различными видами осуществляемой деятельности, площадей, используемых в разных видах деятельности и т.д.;
  • раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности. Надо указать, каким образом будут распределяться взносы с заработка вспомогательного и административного персонала - пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов. Если одновременно ведется один вид «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, то следует раздельно учитывать страховые взносы сотрудников, задействованных в каждом месте. Данная информация используется в обязательном порядке для заполнения декларации по ЕНВД, составляемой по каждому месту ведения бизнеса.

Существует патентная система налогообложения, которая является самостоятельным налоговым режимом. Согласно ей, учет доходов, полученных от реализации, ведется на каждый приобретенный патент в Книге учета согласно утвержденном Минфином РФ форме (данный факт необходимо отразить в учетной политике организации). Однако, стоит отметить, что, согласно ст.346.45 НК РФ, при превышении величины доходов, полученных от патентной деятельности, с начала года шестидесяти млн. рублей, индивидуальный предприниматель теряет право на использование данной системы.

Также, индивидуальным предпринимателям, совмещающим УСН и ЕНВД, необходимо вести раздельный учет общих расходов согласно законодательству РФ. В учетной политике необходимо отразить порядок распределения общих расходов, согласно одну из выбранных вариантов:

  • пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года;
  • пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц

В п. 8 ст. 346.18 НК РФ указано, что расходы необходимо распределять пропорционально доле доходов, которые получены от каждого вида специального режима, однако сами правила распределения не приведены. В связи с этим возникает возможность выбора наиболее удобного для конкретного экономического субъекта варианта. Также, при раздельном учете страховых взносов, если предприниматель не является работодателем, можно выбрать один из вариантов учета личных взносов: распределить всю сумму взносов учесть в рамках одного специального режима или распределить их пропорционально доходам по разным специальным режимам. Раздельный учет страховых взносов, является работодателем, т.е если у него есть работники, занятые в хозяйственной деятельности как на УСН, так и на ЕНВД. В данном случае необходимо отразить порядок распределения взносов за работников, вариант распределения доходов пропорционально с начала года по разным специальным режимам нарастающим итогом либо же пропорционально доходу от каждого специального режима за квартал. Взносы, которые уплачены за себя, можно учесть только в той части, которая приходится на деятельность по УСН.

Таким образом можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке формировать учетную политику для целей налогообложения. В ней подлежат отражению те правила учета, по которым предоставлено право выбора из нескольких существующих вариантов и которые не имеют четкой формулировки в законодательных актах. Выбранные способы и методы ведения налогового учета должны соответствовать внутренним возможностям субъекта и учитывать условия внешней среды. Применение грамотно составленной учетной политики позволит организации наиболее эффективно решать поставленные задачи и осуществлять хозяйственно–финансовую деятельность.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Учетная политика учреждения 2016 [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art21459–uchetnaya–politika–uchrejdeniya–2016
  5. Учетная политика организации: как сформировать, дополнить, изменить [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art/30991–qqqm7y16–uchetnaya–politika–organizatsii–kak–sformirovat–dopolnit–izmenit

Понятие учетной политики

Определение 1

Учетная политика предприятия – это обязательный нормативный акт, на основании которого, в организации осуществляют бухгалтерский и налоговый учет. Содержание и структура учетной политики организации регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В данном нормативно-правовом документе представлены общие положения о структуре учетной политики, порядок ее формирования и изменения.

Кроме того, элементы учетной политики должны соответствовать и другим законодательным документам (Налоговый Кодекс РФ, различные ПБУ и т.д.). Учетная политика организации разрабатывается сразу после регистрации предприятия. Учетная политика, как правило, состоит из трех разделов.

Организационно-технический раздел учетной политики

В данном разделе, указывается способ ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это может быть сам руководитель предприятия, бухгалтер, или отдел бухгалтерии во главе с Главным бухгалтером, сторонняя организация (аутсорсинговая организация), или привлеченный со стороны бухгалтер. Также в данном разделе определяется форма бухгалтерского учета, которая может быть одной из следующих:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • автоматизированная.

На большинстве предприятий, как правило, применяется автоматизированная форма учета. В данном случае, также нужно указать – в какой именно программе должен осуществляться бухгалтерский учет.

Замечание 1

Обязательной составляющей учетной политики является рабочий план счетов, где подробно изложены все счета и открытые к ним субсчета второго и третьего порядка для учета тех или иных операций. Такой документ является приложением к учетной политике и должен не противоречить плану счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В организационно-техническом разделе указываются формы первичных документов, которыми в организации должны оформляться хозяйственные события. Это могут быть унифицированные формы, или разработанные самостоятельно с учетом всех необходимых данных и реквизитов. В последнем случае, самостоятельно разработанные формы должны быть вынесены в приложения к учетной политике. Это касается и форм бухгалтерских регистров.

Также, в данном разделе указывается право подписи первичных документов с перечислением уполномоченных на это лиц.

Отдельным приложением к учетной политике утверждается график документооборота.

Отдельно уделяется внимание правила и сроки проведения инвентаризации в организации, а также перечень имущества, подлежащего инвентаризации. Кроме того, должен быть указан порядок формирования состава инвентаризационной комиссии.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

В данном разделе, прежде всего, указываются формы бухгалтерской отчетности, которую составляет организация и отдельно регламентируется составление промежуточной отчетности.

Для целей бухгалтерского учета также утверждаются:

  • единицы учета товаров, готовой продукции, МПЗ:
  • метод оценки поступления товаров, готовой продукции, МПЗ;
  • определение видов доходов и расходов по видам деятельности;
  • указывается выделение коммерческих и управленческих расходов (если таковое присутствует);
  • указывается порядок создания различных резервов;
  • указывается метод оценки незавершенного производства;
  • для учета расчетов по

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

Для налога на добавленную стоимость;

Налога на прибыль организаций;

Налога на добычу полезных ископаемых;

Акцизов;

Налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

1) основную. Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

2) дополнительную. Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом. Исходя из приведенной нормы НК РФ для расчета налоговой базы, используются прежде всего данные бухгалтерского учета. При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета.

Пример отдельного приказа об учетной политике для целей налогообложения приведен в Приложении №3.



Статьи по теме: