Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Значение слова «рожон Трудно тебе идти против рожна толкование

Рожон

рожо н , рожна, муж. (обл. устар. ). Острый кол, укрепленный в наклонном положении.

Лезть (итти) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. Ни рожна (прост. вульг. ). - ничего. Ни рожна не дам тебе. Какого рожна (надо, не достает)? (прост. вульг. ) - что еще нужно? «Какого еще им рожна надобно?» А.Тургенев . «Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать.» Г.Успенский . Против рожна (итти, переть; прост. «Я сказал себе: никогда не прать против рожна.» Салтыков-Щедрин . Против рожна не попрешь. На какой (или кой) рожон (прост. вульг. ) - зачем, на что? На какой рожон ты звал меня с собой?

Фразеологический словарь русского языка

Рожон

Какого рожна ? прост. - почему?

Какого рожна (надо, не хватает, просит и т. п.)? прост. - что еще?

Лезть (или переть и т. п.) на рожон, против рожна переть прост. - предпринимать что-либо заведомо рискованное, обреченное на неудачу

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Рожон

(Деян 9:5) - длинная заостренная палка, которою погоняют волов. Смысл выражения - «трудно идти против рожна» было пословицею, получившей свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести. Большинство языческих писателей приводят эту пословицу в дружеских кружках, чтобы показать нелепость подобного сопротивления.

Фразеологический словарь (Волкова)

Рожон

Лезть (идти ) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

Хватит лезть на рожон!

Ни рожна (простореч. вульг. ) - ничего.

Ни рожна не дам тебе .

Какого рожна (надо, не достает )? (простореч. вульг. ) - что еще нужно?

Какого еще им рожна надобно? Тургенев.

Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать .. Успенский.

Против рожна (идти, переть; простореч. ) - действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу.

Я сказал себе: никогда не прать против рожна . Салтыков-Щедрин.

Против рожна не попрешь .

На какой (или кой ) рожон (простореч. вульг. ) - зачем, на что?

На какой рожон ты звал меня с собой?

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Рожон

, жна , м.

Заостренный шест, кол; вертел.

* Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. // Гоголь. Тарас Бульба //.; [Дикой :] Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться . // Островский. Гроза // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Рожон

рож’он (Суд.3:31 ; 1Цар.13:21 ; Деян.9:5 ; Деян.26:14 ) - заостренный шест (·возм. , с металлическим наконечником), которым погоняют быков, волов.

Словарь Ожегова

РОЖО Н, жна, м. (стар.). То же, что (в 1 знач.). С рожном идти на когон. (вооружившись колом).

Против рожна переть (идти)

Рожон - острый кол. Выражение имеет библейское происхождение. В Деяниях апостолов рассказывается, что Савл, который был гонителем христиан, услышал голос с неба: "Савлеи Почему ты гонишь меня?». Он сказал: "Кто ты. Господи?». На что Господь ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна", то есть противостоять значительно более мощной силе - Богу. Со временем фразеологизм "против рожна переть" приобрел позитивно-оценочного значения: быть отважным, выступать против большой силы.

Проходить красной нитью (лентой)

Это выражение пришло в речи многих народов от английских моряков. С 1776 на фабриках в канаты английского военного флота по всей длине вплетали красную нить, чтобы предотвратить кражу. Какой бы кусок каната отрезали воры, сразу видно, что он флотский.

Сейчас красной нитью называют сквозную мысль, намерение, которое проходит через все выступление оратора, статью, литературный или кинематографический произведение.

Прочитать от доски к доске

Этот фразеологизм связан с книгой. В древности книги писали от руки на пергаменте (специально вычищенной коже козлят, ягнят и телят). Они были значительные по объему и имели большой вес и ценность. Для удобства пергаментную слиток вкладывали в оправу из двух досок, обтянутых кожей. Часто такая оправа была украшена драгоценностями (особенно церковные книги) и застегивалась на замок-застежку. Прочитать всю книгу от начала до конца, ничего не пропуская, значит прочитать от корки до корки, от А до Я.

Птичье молоко

Древние греки считали, что на острове Самое есть все, чего душа пожелает. Чтобы подчеркнуть его богатстве, к длинного списка животных и растений, блюд и напитков добавляли птичье молоко, которого в принципе не существовало.

В шутливом плане выражение означает что-нибудь изысканное, самое желанное. Когда говорят: разве что птичьего молока нет, - имеется в виду значительный достаток, роскошь или огромное разнообразие.

Пуп земли

В широком смысле пуп - центр, основа всего. Фольклорные произведения, основанные на Талмуде (сборнике догматических религиозно-эстетических и правовых законоположений иудаизма) утверждают, что в центре земли, то есть мира, лежит Палестина. В ее центре стоит город Иерусалим, в центре него - храм, в центре храма - алтарь (святая святых), а в центре алтаря - камень перед ковчегом завета, на котором высечена заповеди, данные Богом Моисею. Именно с этого камня, брошенного Богом в море, началось сотворение мира. Существует и другая версия: Бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса.

Фразеологизм «пуп земли» часто употребляют в ироническом смысле для характеристики человека, без оснований претендует на главную роль в чем-то, считает, что все окружающие должны сосредоточить внимание именно на ней.

Пускать на ветер

Согласно народному поверью, ветер имеет душу и большую силу. Чтобы его задобрить, чтобы не был разрушительным, люди "подкармливали" ветер, то есть приносили жертвы: хлеб, мясо, остатки праздничных блюд, крупы, муку и т. Все это бросали навстречу ветру в надежде, что тот не навредит.

Фразеологический оборот "пускать на ветер" сейчас означает еще и не беречь, а не приумножать, не смотреть должным образом, а "пускать слова на ветер" - зря говорить, обещать нереально, недополучать слова.

Узы Гименея

Гименей - сын античных богов Диониса и Афродиты, покровитель брака и брака. По одному из мифов, он певец и музыкант, внезапно умер на свадьбе Диониса (вариант: потерял голос). Его именем назван торжественную свадебную песню в честь молодых. Согласно преданию, Гименея воскресили.

Его изображали в виде красивого юноши с зажженным факелом и гирляндой цветов; по убеждению древних людей, слабое пламя факела во время свадьбы - несчастная примета для молодых супругов. Поскольку путы - это цепь, которой связывали людей или животных, брачные связи стали называть узами Гименея.

Выражение "узы Гименея" означает "супружеские связи". Пятая колонна

Фразеологизм принадлежит генералу испанской армии Е. Мола. Осенью 1936 во время наступления франкистов на Мадрид он обратился по радио к населению столицы, заявив, что, кроме четырех испанских армейских колонн, еще пятая колонна, которая осуществляет в городе подрывную шпионскую работу. С тех пор пятой колонной называют шпионов, диверсантов, людей, которые занимаются подрывной, антигосударственной деятельностью в стране.

Самарская быль

Алексей Солоницын

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – сказал мастер политической интриги француз Шарль Талейран.

У нас же привыкли руководствоваться другим понятием о назначении языка и произносимых нами слов, даже порой не зная, что они сказаны в Евангелии от Матфея: «От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12:37 ).

У каждого города есть особо чтимые места, которые и есть его лицо, его «визитная карточка». По колокольне монастыря в честь Иверской иконы Богоматери, по его церквям и еще по кафедральному Воскресенскому собору, который высился за монастырскими святынями, находясь неподалеку, и узнавалась Самара.

В безбожные годы снесли и знаменитый на всю Россию собор, и колокольню, и храмы Иверского, оставив лишь здание трапезного храма. В нем разместились кабинеты Дома ученых, которые занимались распространением знаний – разумеется, соответствующих марксизму-ленинизму. А там, где был погост и захоронения самых выдающихся граждан Самары, возвели жилой дом, в котором поселили самых видных жителей новой Самары – то есть управленческий аппарат во главе с первым секретарем обкома КПСС..В наши сегодняшние времена квартиры в «обкомовском» доме стали покупать самые богатые жители Самары, так как «отцы» упокоились, а их дети предпочли выгодно продать доставшееся им жилье. Квартиры в «престижном доме», из окон которого открывался чудесный вид на Волгу, теперь принадлежали предпринимателям, или бизнесменам, как их стали называть на капиталистический манер.

Среди них особенно выделился один, который создал в Самаре сеть торговых точек, самых, пожалуй, крупных. Он-то и выкупил анфиладу просторных комнат с высокими окнами, расположенными полукругом.

Так обустраивались «новые русские», не придавая значения и другому обустройству города и государства. А возрождался мало-помалу и Иверский монастырь. Трудностей было не перечесть – спуск к Волге шел как раз мимо «дома ученых», прямо к Пивзаводу, к тому известному всей Самаре месту, которое называлось «Дно». Тут шла торговля «распивочно и на вынос», и каких только картинок тут тогда не увидишь. Неслучайно известный кинорежиссер Станислав Говорухин финал своего документального фильма «Россия, которую мы потеряли» снял именно здесь, показав, как в обнимку, шатаясь, идут от «Дна» к Волге пьяные мужчина и женщина.

Но если бы режиссер приказал своему оператору повернуть кинокамеру в противоположную сторону, на Иверский монастырь, находящийся через дорогу, то он увидел бы, как возникают, словно град Китеж из-под вод, каменные стены, первый храм в честь иконы Иверской, первый сестрический корпус.

Но режиссер ставил другие задачи, и потому если и увидел, что возрождается монастырь, то этот факт «не вписался» в ткань его в свое время нашумевшего фильма.

Сестер обители, бывшей прежде духовным центром Самары, становилось все больше, молитва их усиливалась. Особенно в самые тяжкие дни, когда, казалось, беды накроют всех с головой и уже не выбраться из-под бушующей стихии «девяностых». Назову лишь одну из них: на территории монастыря образовался так называемый «рабочий городок» с коммуналками и всеми прелестями жизни в подобных «вороньих слободках», описанных известными сатириками. Все водопроводные и канализационные коммуникации сгнили, дома ни разу капитально не ремонтировались, и когда из обувного предприятия стали возрождать прежде бывший здесь главный храм обители, сгнившие трубы вот-вот должны были прорваться. Не успели ликвидировать эту грозную опасность, как возникла новая, не менее страшная. Угол «обкомовского дома» стал оседать, грозя обвалиться. Немудрено, ведь дом построили на рыхлых грунтах, на погосте.

Обнажившиеся гробы и склепы свезли на новое место территории монастыря, где устроили некрополь. Отслужили молебен во главе с предстоятелем епархии владыкой Сергием. Перезахоронения провели совместно с учеными, которые почерпнули для своих научных работ немало ценнейших фактов, связанных с историей Самары. Убедили власти помочь строительству – для этих целей пришлось закачать огромное количество бетона в холм, построить опорную стену, чтобы «обкомовский дом» не сполз вниз.

Пришло время, и дивной красотой засиял возрожденный храм в честь чудотворной иконы Иверской Богоматери. Сюда, в обитель, где уже не теплилась, а горела неугасимая лампада веры православной, со всего города потянулись люди, вспомнив, что именно Иверский монастырь был центром духовной жизни губернии.

А настоятельница монастыря, матушка Иоанна (Капитанцева), как начала святое дело возрождения обители, так и продолжила его.

Настало время возведения колокольни, с которой мы и начали наш рассказ. Ведь и сама колокольня, и ее особенные звоны служили опознавательным знаком Самары, ее духовным символом, были радостью для горожан.

Тот самый бизнесмен, который занял анфиладу комнат в «обкомовском доме», крайне раздражился, увидев из своих высоких окон, что колокольня строится напротив его апартаментов. Ему бы порадоваться, что звоны, которые лечат болящих, будут лететь прямо к нему, что колокольня будет не закрывать ему вид на Волгу, а, наоборот, украшать, как в былые времена, и панораму всего города, и обзор из его окна. Но он рассудил иначе. Посыпались письма в самые разные инстанции. Ему объяснили, что земля, на которой возводится колокольня, монастырская. Что восстанавливается историческая святыня, принадлежащая монастырю более 150 лет.

Тщетно!

«Захар», так называли бизнесмена и его торговые комплексы, никак не мог согласиться с тем, что его железная воля наткнулась на камень, который он не может сдвинуть с места.

Исчерпав все аргументы, которые приводятся в законном порядке, он прибег к тому, который используется в его мире как самый действенный.

Когда мне поручено было написать о матушке Иоанне, ее келейница рассказала вот что:

– Однажды глубокой ночью раздался звонок в дверь игуменского дома. Звонок настойчивый, требовательный. Я вышла. Смотрю: на пороге стоят двое с автоматами, а между ними сам Захар. Говорит: «Зови свою начальницу». Я к матушке: так и так. Она встала с постели, оделась. Говорит: «Иди открой. Ничего не бойся». Вышла к незваным гостям. Захар принялся грозно так матушку бранить и нецензурно, матом. «Если, говорит, ты стройку не прекратишь, мы тебя уберем». И опять матом. И опять грозить. Я вам скажу, что ни один мускул на лице матушки не дрогнул. Она спокойно так всё выслушала и говорит: «Ты ведь не меня бесчестишь, а Саму Богородицу. Одумайся». В ответ он опять пригрозил и только после этого ушел со своими автоматчиками. Я тогда подумала: «Вот это да, вот это матушка наша! Вот у кого мы должны учиться, как в вере стоять. Вот что значит воин Христов».

– После этого случая узнаём, что этот Захар уехал отдыхать на Лазурный берег во Францию, – продолжила рассказ келейница. – И вот там между ними, этими бизнесменами, произошла перестрелка. И этому Захару пуля попала прямо в язык. Пришлось половину языка отрезать. А потом, уже в другом месте, его расстреляли насмерть.

Я навел справки, прежде чем публиковать очерк о матушке Иоанне. Действительно, в известного самарского предпринимателя стреляли дважды. Первый раз пуля попала в щеку, прошла навылет, повредив язык. Второй раз, на пляже в Марселе, «Захар» в криминальных «разборках» был убит.

С колокольни Иверского монастыря открывается чудесный вид на Волгу, на город. Конечно, не всё в моем городе так, как хотелось бы. «Свечки» построили вдоль набережной и закрыли тем самым вид на старую, исконную Самару. Что поделаешь, многие предприниматели воюют за выгодные, особо привлекательные места поближе к Волге, забывая, что такие города, как наш, поднимались от реки ярусами, не закрывая один дом другим. Но ничего, зато красуется на высоком откосе храм во имя Георгия Победоносца, построенный к 2000-летию рождения Спасителя и к юбилею Победы. Высится и колокольня Иверского, и ее звоны зовут к молитве в самом центре моего города. Звонарь – невысокая, худенькая матушка – звонит прекрасно: у нее замечательный музыкальный слух.

Я слушаю эти звоны , смотрю на колокола и вижу, что у каждого из них есть язык, как и у человека. И этот язык зовет во храм, ко Господу, к Пресвятой Богородице, Которая, как глубоко убеждена матушка Иоанна, и является Игуменией монастыря.

А язык «празднословный и лукавый», как сказано у Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом «Пророке», вырывается с корнем.

Иногда и в прямом смысле, как это и произошло у нас.

ПРИМЕЧАНИЕ

Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна

.
Иногда рожон использовался как оружие. Например, израильский судья и воин Самегар убил «воловьим рожном» 600 филистимлян (Суд. 3:31 ).

.
В Священном Писании этот пастуший инструмент нередко упоминается в образных выражениях. Так царь Соломон написал, что «слова мудрых - как воловьи рожны», потому что они могут побудить человека принять правильное решение (Эккл. 12:11).

.
Воскресший Иисус тоже использовал слово «рожон» в переносном смысле. Он сказал Савлу: «Трудно тебе идти против рожна». Его слова рисуют образ упрямого животного, которое не идет туда, куда хозяин направляет его рожном. Савл, проявив мудрость, последовал совету Иисуса, изменил свой жизненный путь и стал апостолом Павлом.

И евнух уверовал на пути, и Павел - на пути; но его [Павла] не другой кто привлек, а Сам Христос. Так как это было не по силам для апостолов. Труднее, потому что тогда, как апостолы находились в Иерусалиме и ни один из них не был в Дамаске, он возвратился оттуда верующим; а находившиеся в Дамаске знали, что из Иерусалима он шел еще неверующим, так как он нес письма, чтобы связывать верующих. Как прекрасный врач, Христос подал ему помощь, когда горячка достигла наибольшей силы, потому что надлежало удержать его среди самого неистовства. Тогда особым образом он пал духом и винил себя в своем жестоком дерзновении.

Гомилии на Деяния Апостолов.

«Кто Ты, Господи?» Из прежнего попущения познал власть, из настоящего ослепления понял могущество; теперь уже исповедует владычество (Господа): «Кто Ты, Господи?» Видишь, какая признательная душа; видишь, какое благородное сердце; видишь, какая прямая совесть! Не стал упор­ствовать, не стал спорить, но тотчас признал Владыку. Не как иудеи, которые и видя, что мертвые воскресают, слепые прозирают, прокаженные очищаются, не только не прибегали к делавшему это (Иисусу Христу), но еще называли Его обманщиком; нет, Павел не так, но тотчас обратился. Что же Христос? . А почему не сказал: Я – Иисус воскресший, Я – Иисус, седящий одесную Бога, но: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ? Сказал так для того, чтобы поразить его ум, сокрушить его душу. Послушай, как Павел, спустя долгое время и после бесчисленных своих подвигов, плакал об этом: «ибо я» , говорил он, «наименьший» из всех «Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9) . Если же плакал об этом после бесчислен­ных подвигов и столь долгого времени, то как прилично было ему скорбеть в то время, когда он еще не совершил ни одного подвига, а уже сознавал себя виновным в гонении и слышал тот голос!

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Лопухин А.П.

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Вопрос Савла к Явившемуся - кто Ты - ясно показывает, что явление ему Господа и все событие его обращения к Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства, благоприятными для него, - борьбой, которая бы могла погрузить его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазии мог быть принят им за объективное ему явление. Из рассказа о событии видно, напротив, что Савл даже и не думал в это время об Иисусе, иначе едва ли бы он не понял сразу и имел нужду спрашивать, кто этот явившийся ему? И вообще подобную внутреннюю борьбу не представляется возможным предположить в Савле в то время, когда он, преследуя христиан, слишком был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср.

Когда святому Тарасию, Патриарху Константинопольскому, предложили принять престол патриарший, осквернённый арианской ересью, он ответил: ”...Аще не будет Вселенского Собора, и не истребится еретичество и вера со всеми православными Восточными церквами не соединится, то аз проклятым и осуждённым быти не хощу и Патриаршества прияти не изволяю, никий же бо мя избавит Царь от Божия Суда и вечныя казни” (т. е. если он примет престол не очищенный от ереси). (Из Жития св. Тарасия, Патриарха Константинопольского 25 февр.).
Следовало бы и Патриарху Тихону поступить подобным образом и сказать Собору: ”давайте на Соборе рассмотрим вопрос об Имени Божием, очистим Престол Российской Церкви от имяборческой ереси и тогда я приму его». Но он так не поступил, а, наоборот, не разобравшись с этим вопросом, поступал двоедушно: то он называл себя имяславцем, то имяславие называл лжеучением, а исповедников заблудшими. Но какую же тогда истину он исповедовал? Итак, не разобравшись с этим вопросом, он принимает Патриарший Престол.
“Глаголаше сенаторы (святому) Патриарху Павлу: почто убо ты, при освящении твоём в патриаршество подписал еси на иконоборство? Отвеща Павел: того ради, ныне приях покаяние, понеже тогда подписахся, и боюся да не убо казнён буду от Бога яко страха ради молчах и не глаголах вам истины, ныне же каюся и глаголю, яко несть вам надежды спасения аще в ереси пребудете” (Из Жития св. Павла, Патриарха Константинопольского. 6 ноября).
И Патриарху Тихону следовало бы поступить подобным образом после принятия им от Синода патриаршего престола в ереси имяборческой. Однако он не последовал примеру и св. Павла, не воспользовался своей патриаршей возможностью тут же на Поместном Соборе покаяться за принятие неочищенного от имяборчества Престола Российской Церкви, настоять на соборном рассмотрении этого вопроса. Вот где, и когда, надо было принять на себя истинный подвиг исповедничества и вопреки всему и всем прославить Святейшее Имя Господне, похуленное Российским Синодом!
В своём обращении уже к Патриарху Тихону старцы Афонские приводили пророчество Св. Иоанна Кронштадтского: ”Если Царь сохранит Православную Веру, то царство его утвердится до скончания века. А если Россия не сохранит Православную Веру, то она уже не будет Русью Святой, а будет сбродом всяких иноверцев”. «Но гнев Божий может быть утолён, если Вы, Ваше Святейшество, очистите Престол Церкви Российской от ереси имяборческой и прославите Имя Господне», говорили посланцы афонские Святейшему Тихону. Однако Святейший предпочёл мир церковный славе Имени Божия. Но с кем мир? с имяборцами? с обновленцами? с коммунистами-атеистами?.. С духом антихриста? с возсевшей на престоле Церкви Российской ересью, или хулой на Святейшее Имя Божие?
Св. Димитрий Ростовский учит: “Блаженны миротворцы... кто братию свою несогласием и враждою между собой разделённую в мир и согласие и любовь приводит. Но кто советует мир, закону Божию противный, такой миротворец окаянный, а не блаженный” (Творен. Ч. 5. Киев. 1881 г.). Поэтому сомнительный тот мир, к которому стремился Патриарх, примиряя православных с обновленцами, принимая ересь имяборческую, истинных же исповедников защитивших Святейшее Имя Божие от похуления Синодалами, назвал заблудшими, а веру во Имя Божие, заповеданную Отцом Небесным (1 Ин 3, 23 и др.) назвал лжеучением.
...
Имяславцы считали, что приведённые Святейшему Патриарху неопровержимые аргументы должны были тронуть его сердце и подвигнуть на путь исповеднический, к сохранению сердца или души Православия - веры во Имя Божие (1 Ин 3, 23; Ин 1, 12). Но он выказал своё исповедничество кабинетное и, как впоследствии выяснилось притворное; по всей видимости это его кабинетное название себя имяславцем было не перед Богом, а перед имяславцами, и оно было не искреннее, но лицемерное, и этим самым он подкрепил “базу” имяборцев - членов уже своего Синода и прочих последователей имяборчества. То-есть, он играл двойную роль: перед имяславцами он был имяславец, а перед всем миром имяборец. Но так как официальная часть Российской церкви в лице её высших властей была имяборческая, то в своих действиях по отношению к имяславцам он исходил в соответствии репрессивных директив “Святейшего” Синода.
...
по свидетельству староафонских монахов-изгнанников, и как это видно из циркулярного рождественского послания Патриарха Тихона к духовенству № 3244 Патриарх Тихон, ставши патриархом, называл имяславие «лжеучением», а имяславцев «заблудшими» и «имябожниками», и по отношению к исповедникам афонским действовал в соответствии с инструкцией бывшего Синода, на что есть архивные доказательства. После обращения к нему монаха имяславца Иринея Цурикова с вопросом: «Скажите Ваше Святейшество, когда юноша Савл, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпросил от первосвященника письма идти в Дамаск, чтобы кого найдёт последующих Христову учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю, и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи,? Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9,1-5). Скажите, Ваше Святейшество, услышанное Савлом Слово-Имя «Иисус» Бог, или тварь? Патриарх замявшись ответил: «Бог». Так за что же Вы нас отлучили и предали анафеме? После этого диалога Патриарх Тихон принял в молитвенное общение с собой монаха Иринея Цурикова, главного предводителя имяславцев на Афоне, и архимандрита Давида, который служил с Патриархом на Пасху и ещё несколько раз сослужил ему за Божественной Литургией. А когда архиереи имяборцы стали упрекать Патриарха говоря: «О, вчера имяславцев отлучал от церкви, а сегодня вместе с ними служит» (он не отлучал формально, а просто, как выше сказано, действовал по отношению к имяславцам с точки зрения Синодальной). Услышав против себя эту реплику имяборцев, Патриарх снова прекратил общение с имяславцами и возобновил действие прежнего предписания Синода по отношению к ним. В таких действиях Патриарха усматривалось двоедушие...



Статьи по теме: