Выкатка яйцом Форум. Монастырь и его миссия

Айона – маленький остров архипелага под названием Внутренние Гебриды. Он находится к западу от побережья Шотландии. Каждый год его посещают тысячи паломников. Их влечет царящая здесь необыкновенная атмосфера покоя и . Немало из этих людей возвратятся домой с камушком зеленого мрамора в кармане на память и убеждением, что им удалось побывать на святой земле.

Остров действительно совсем не велик – всего три с половиной мили в длину и 13 миль в ширину. Однако века назад Айона стал известнейшим монастырским центром, который имел исключительное влияние на христианизацию Британских островов. Остров стал родным домом для многих святых. Однако настоящей славой Айона обязан прежде всего необыкновенным достоинствам своего основателя, ирландского князя, который стал монахом и аббатом, советником королей и собеседником ангелов.

Будущий святой Колумб родился в Северной Ирландии. В сорок два года он уже был человеком известным в стране, прежде всего своими “парафразами” Библии и в качестве основателя монастырей. Именно в этом возрасте, в 563 году он покинул родные берега, чтобы начать дело своей жизни на земле кельтов – в Аргелле, землю, которые шотландские начали осваивать всего поколение назад. Коренные жители этой территории, простирающейся на восток к Северному морю, были язычниками. На юге апостольскими трудами святого Ниниана многие были обращены в христианство столетием раньше. Но пустынная цепь гор отделяла их от соседних королевств. Друидские священники подстрекали их выступить против христианской религии иммигрантов. Именно в этот период Колумб прибыл на эту землю как миротворец.

Голубь Церкви

Он получил два имени при крещении: Crimthann Кримтанн, что значит «волк» и Colum Колам, ирландское слово, означающее «голубь». Выбор имен оказался точен. Он был страшен по отношению к греху и несправедливости. В то же время, как голубь, был посланником Благой вести, был полон даров Святого Духа. Прославился этот человек под именем Колумб. Это латинская форма имени. Королевская кровь текла в жилах Колумба и по отцовской, и по материнской линии. Колумб вполне мог стать королем Ирландии, как его предки, которые правили, когда был привезен туда в рабство из Британии. Но родители отдали его на службу Богу, определив еще ребенком на воспитание священнику, который учил его редким для того времени умениям читать и писать. От наставника-поэта он научился ораторскому искусству и получил любовь к ирландской поэзии. Его собственный поэтический дар нашел выражение в нескольких стихотворных произведениях.

От природы Колумб был очень трудолюбив и быстро преуспевал в науках. Он учился под руководством знаменитых учителей в монастырях Moville Мовилл и Clonard Клонард, которые были передовыми учебными центрами Европы того времени. Он был рукоположен во священники в 24 года. Как монах он начал жизнь в монастыре Гласневин Glasnevin, но из-за эпидемии община распалась, и Колумба вернулся домой. В течение следующих пятнадцати лет он путешествовал по всей Ирландии, основывая церкви и монастыри, Дюрроу Durrow (553) и Келлс Kells (554) – наиболее известные.

Лидер по натуре, человек, признанный отцами ирландской Церкви, Колумб, кажется, имел вполне обеспеченное будущее на родной земле. Но он отказался от этого будущего, на которое рассчитывали несколько тысяч его соотечественников, ради крошечной полоски земли. Есть несколько объяснений такого решения.

Первое объяснение – это был акт искупления. Всего за год до того, как он покинул Ирландию, Колумб был замешен в кровавой битве, в которой погибли тысячи молодых людей. Это была трагедия, за которую он мог нести основную ответственность. В соответствии с некоторыми источниками Колумба разозлило требование короля отдать копию Евангелия, манускрипта, принадлежащего Финиану Мовильскому Finian of Moville, которую Колумб тайно сделал. Однако более вероятное объяснение в том, что он искал мести за смерть молодого князя Кьюмана Prince Cuman, которого король лишил жизни, в то время как он был под защитой Колумба. Каков бы ни был источник конфликта, известно, что Колумба был полон раскаяния и пришел к своему духовнику святому Молаису St. Molaise, который посчитал необходимой для него ссылку на землю язычников, откуда он не мог вернуться до тех пор пока не обратит ко Христу столько душ, сколько погибло в битве по его вине.

Вторая возможная причина – искреннее миссионерское рвение. Пересекая море, которое разделяет Британию и Ирландию, Колумба шел вслед за многими святыми. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.

Третья причина была патриотической и политической. За три года до этого, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла. Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.

Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что Айона на одном из кельтских наречий означает голубь. Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя.

Остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.

Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания. Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus – поэтическая история творения, падения человека и искупления.

Наставник монахов

Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…

Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.

Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.

Монастырь и его миссия

Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков, он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.

Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.

Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация в Британской истории.

В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов – тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.

Собеседник Ангелов

Вряд ли кто-то сможет пересчитать все, что святой совершил во славу Божию. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел , который сказал ему о надвигающейся кончине. В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Старая белая лошадь, принадлежащая общине, подошла к нему и положила голову ему на грудь, плача о прощании, которое она тоже предвидела. Святой посмотрел на остров и пророчески сказал, что хотя Айона мал, он всегда будет почитаем правителями и простыми людьми, шотландцами и иноземцами.

Вернувшись в свою келью он продолжил работу над переписыванием Псалтири, остановившись на 34-м Псалме. В полночь он поднялся с постели и поспешил в церковь, прямо в алтарь. Когда братия пришла, то увидела своего отца, лежащего перед алтарем. Все место было наполнено небесным светом. Диармид встал на колени, чтобы положить любимую голову себе на грудь и поднять отеческую руку для благословения детей. Монахи плакали, но весь вид Колумба выражал несказанную радость. Присутствовавшие могли только верить, что он видел ангелов, которые пришли забрать его домой. Дав им таким образом святое благословение, он издал последний вздох на рассвете Воскресения. Это было 9 июня 597.

Айона продолжал расцветать как миссионерский и монастырский центр более столетия после упокоения своего основателя. Король Освальд послал на Айону, чтобы вызвать миссионеров для проповеди Евангелия своим подданным. Монахи с Айоны под предводительством святого Айдана (St. Aidan) основали женскую обитель на восточном побережье острова Линдесфарн (Lindesfarne). Даже после Совета в Витсби в 664, на котором укрепилась власть Рима, Айона оставался оплотом кельтской традиции. Но она была попрана, когда в 9 веке викинги атаковали остров, убив аббата и нескольких монахов. Выжившим пришлось искать убежище в Ирландии. Бенедектинский монастырь, основанный на острове в 13 веке, был разорен в годы Реформации.

Так продолжалось до 1899, когда все оставшиеся строения были переданы Трасту Церкви Айоны – организации, связанной с Церковью Шотландии. Финансировать восстановительные работы Траст должен был самостоятельно. Но начались англо-бурские войны, неблагоприятное время для благотворительности. Собирать средства начали только в 1901 году. Работа началась в следующем году – перекрывали крышу и вставляли окна. Работы продолжались по мере поступления пожертвований. Частные пожертвования зачастую оказывались более щедрыми. На некоторых окнах собора святого Ионы есть надписи в память благотворителей.

В 1938 году было основано Общество Айоны The Iona Community. Его задачей было привлечь молодежь к работе по обустройству и реставрации монастыря. Первоначально это были студенты духовных учебных заведений и мастера-реставраторы. Закончилась реставрация монастыря в 1965 году. С этих пор Общество Айоны, которое сегодня стало «христианским обществом», управляет паломническим центром, а также участвует в ежедневном богослужении.

По материалам сайтов:

Вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

родился в области современного ирландского графства Донегол в 521 году. Он принадлежал к королевскому роду. Его образование было доверено святому епископу Финдбарру, который впоследствии рукоположил его в диакона. По преданию, святой Колумба дополнил образование в монастыре Клонард, особенно прилежно изучая Священное Писание. При этом он не оставлял и поэтического искусства, которым овладел в совершенстве. Именно в этом монастыре Колумба подружился с другими святыми своего времени - Комгаллом († 601) и Каннехом († 600) .

Во время Собора в Тальтиу святой Колумба едва не был отлучен от Церкви из-за разногласий с королем Диармадом . Святого оправдали благодаря вмешательству св ятого Брендана Биррского , который засвидетельствовал, что святому Колумбе споспешествовала милость Божия. Однако по пророческому совету святого Брендана он все же решил покинуть родину и отправиться в путь с проповедью о Христе, как и многие другие ирландские святые того времени.

В 563 году святой Колумба вместе с 12 монахами, его соотечественниками, достиг острова Иона, расположенного у западного берега Шотландии. Открытый суровым ветрам и бушующим волнам, маленький остров представлял собой ровное плато, каменистое и покрытое песком, с невозделанной почвой. Он находился между землями пиктов и скоттов, и именно ему было предначертано стать одним из наиболее прославленных мест ирландского христианства благодаря деятельности святого Колумбы.

Организовав монашескую жизнь на острове Иона, миссионер отправился просвещать северных пиктов, убежденных язычников. Святой Колумба проповедовал с помощью переводчика. Силой чудес он посмеялся над пиктскими жрецами.

Подойдя к крепости короля Бруде, святой открыл ворота крестным знамением. Правитель принял Колумбу с уважением и, подтвердив его права на владение Ионой, выразил ему свое восхищение.

Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей как в Шотландии, так и в Ирландии. Настоятелями он поставил своих учеников, но дары прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Когда святой не был в пути, он пребывал в монастыре, куда множество посетителей, простых и знатных, приходили, чтобы почтить его добродетели и получить совет. Святой Колумба, стоя на коленях, омывал им ноги и с любовью целовал. Он сочувствовал страданиям всех, кто к нему приходил, так сильно, будто являлся каждому отцом. Святой исцелял больных, боролся с эпидемиями, раздавая благословленный хлеб, изгонял бесов, вымаливал для моряков благоприятный ветер, приходил на помощь земледельцам, примирял распавшиеся семьи. Он призывал грешников к покаянию и оплакивал тех, кто сам не сожалел о своих грехах, потому что из всех добродетелей слезы были его самой красноречивой проповедью.

Жизнеописатель святого Колумбы Адамнан заключает свой труд следующими словами: «Пусть всякий внимательный читатель увидит, насколько достойным перед очами Божиими был наш святой настоятель, сколь часто посещали его сияющие ангелы, сколь велика была в нем благодать пророчества и сила чудес, сколь ясен был божественный свет, сиявший над его главою, пока он еще был жив во плоти».

Прекрасно овладев искусством духовного рассуждения, он был непримирим к нераскаявшимся грешникам, но снисходителен к тем, кто покаялся. Однажды святой приказал, чтобы грабителя, занимавшегося браконьерством в монастырских владениях, снабдили всем необходимым для жизни и отпустили.

Святой Колумба проповедовал не только среди пиктов, он не оставлял без внимания и своих соотечественников скоттов, поселившихся на западе Шотландии. Он короновал их правителя Аэдана на острове Иона, положив начало Шотландскому королевству, и выступил посредником между скоттами и верховным королем Ирландии, чтобы добиться их независимости. Пребывая в келье, он споспешествовал им в битвах, которые подробно описывал своим монахам. Говорили, что князья того времени ничего не делали без совета человека Божия.

34 года святой Колумба нес апостольские труды в Шотландии. Достигнув 77 лет, он был извещен ангелом о своей скорой кончине (597). Колумба пошел освящать монастырские кладовые, а на обратном пути старый белый конь, плача, положил голову ему на грудь. Святой завещал ученикам хранить между собой искреннюю любовь и мир и начал переписывать Псалтирь. Дойдя до стиха «Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33: 11), он прервался и указал на того, кто должен будет закончить этот труд. Около полуночи преподобный поспешно направился в церковь и там упал перед престолом. Пока ученики его поднимали, он сделал едва заметный благословляющий жест и отошел ко Господу.


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Ирландия

Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов,он был сыном Федлимида. Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера. В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана, где, по легенде, жили и учились многие святые Ирландии. Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлское аббатство.

Интересная подробность (Святой Колумба и святой Патрик)

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников, предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком. Так удивительным образом связались судьбы двух величайших британских проповедников.

Битва при Куль Древне

В 561 году произошла кровопролитная битва между Верховным королём Ирландии Диармайдом, сыном Кербела и двоюродным братом Колумбы, Айнмире, который правил на севере Ольстера. Айнмире и его союзники победили «по молитвам святого Колумбы», якобы потеряв лишь одного человека, в то время, как со стороны Диармайда погибло три тысячи. Существуют различные версии участия Колумбы в этом конфликте. Наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой Диармайд приказал казнить сына короля Коннахта, несмотря на заступничество Колумбы, что вызвало негодование и ближайших родичей Колумбы, и короля Коннахта. Ирландские клирики собрали синод, на котором действия Колумбы были подвергнуты формальному осуждению (правда, биограф святого Адомнан сообщает, что впоследствии он был реабилитирован). Святой решил покинуть Ирландию и отправиться в добровольное изгнание.

Монастырь на острове Иона

Колумба основал монастырь на острове Иона в 563 г. По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова - ?, впоследствии он стал известен, как? Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы). Там Колумба с двенадцатью монахами основал монастырь, ставший центром его деятельности по христианизации Шотландии. Оттуда Колумба со своими сподвижниками отправлялся в разные стороны проповедовать евангелие, строил церкви и основывал монашеские общины, становившиеся новыми центрами христианской проповеди. В Шотландии он провёл тридцать три года, основал несколько монастырей и миссий и обратил в христианство большинство северных и южных пиктов.

Христианизация и распространение веры протекали в Британии - по утверждениям историков - очень разумно, прямо-таки ловко, вполне приемлемым и легким для приятия варварами-кельтами методами. Миссионерам мало мешали старые боги, они даже считали полезным, когда слушатель, внимая словам Евангелия, стоял, прислонившись к кромлеху. Языческих верований не преследовали и не отвергали скопом. Яснее всего это видно на примере тонкой и тактичной деятельности святого Колумбы с острова Иона, обращавшего пиктов в 563-590 годах. Видя, что пикты одаряют божескими почестями источники и ключи, святой муж не вопиял, не плевался, не проклинал и не пытался пикетировать источники. Он втихую кропил их святой водой и изгонял дьявола. Таким манером он, как утверждают его агиографы, окрестил триста различных источников. Пикты продолжали почитать источники, не подозревая, что те уже давным-давно не языческие, а освященные!

Ирландия

Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов . Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера . В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана , где, по легенде, жили и учились многие известные святые Ирландии. Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлс.

Битва при Куль Древне

Иона

Колумба основал монастырь на острове Иона в г. По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова - Í, впоследствии он стал известен, как Í Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы). Там Колумба с двенадцатью монахами основал монастырь , ставший центром его деятельности по христианизации Шотландии. Оттуда Колумба со своими сподвижниками отправлялся в разные стороны проповедовать евангелие , строил церкви и основывал монашеские общины, становившиеся новыми центрами христианской проповеди. В Шотландии он провёл тридцать три года, основал несколько монастырей и миссий и обратил в христианство большинство северных и южных пиктов .

Христианизация и распространение веры протекали в Британии - по утверждениям историков - очень разумно, прямо-таки ловко, вполне приемлемым и легким для приятия варварами-кельтами методами. Миссионерам мало мешали старые боги, они даже считали полезным, когда слушатель, внимая словам Евангелия, стоял, прислонившись к кромлеху. Языческих верований не преследовали и не отвергали скопом. Яснее всего это видно на примере тонкой и тактичной деятельности святого Колумбы с острова Иона, обращавшего пиктов в 563-590 годах. Видя, что пикты одаряют божескими почестями источники и ключи, святой муж не вопиял, не плевался, не проклинал и не пытался пикетировать источники. Он втихую кропил их святой водой и изгонял дьявола. Таким манером он, как утверждают его агиографы, окрестил триста различных источников. Пикты продолжали почитать источники, не подозревая, что те уже давным-давно не языческие, а освященные! Анджей Сапковский Мир короля Артура

Ссылки

  • Житие святого Колумбы в издании У. Ривза (1874 год) - латинский текст, английский перевод, примечания, дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святой Колумба" в других словарях:

    Св. Колумба на витраже в Обане Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521 9 июня 597) ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии.… … Википедия

    Не следует путать с Колумб. Не следует путать с Колумбан. Св. Колумба на витраже в Обане … Википедия

    - (святой) ирландский монах Кримфан, прозванный современниками К. (521 597), шотландский апостол. Один из предводителей скоттов, родственник К., подарил ему (563) остров Иону (теперешний Ikolmkill или остров Отшельника К.); там построил он с 12… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Брендан Клонфертский Имя в миру: Киаррайгт Луахр … Википедия

    На витраже в Обане Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521 9 июня 597) ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии. Святой Колумба … Википедия

    Мура (умер в 645 году) игумен ирландский. День памяти 12 марта. Святой Мура Мак Фередах (Mura McFeredach), иначе Муран (Muran, Muranus), Мурам (Murames), или Муру (Muru) родился в Донегале, Ирландия. Святой Колумба поставил его первым настоятелем … Википедия

    Католическое движение Римско Католической Церкви, христианское братство, объединяющее практикующих мужчин католиков и основанное для благотворительной, социальной деятельности. Целью католического движения «Рыцари Колумба» является… … Википедия

    Координаты: 44°24′43.03″ с. ш. 8°50′30.75″ в. д. / 44.411953° с. ш. 8.841875° в. д … Википедия

    Содержание 1 Святые Ирландии 2 Ирландские святые 3 Библиография 4 Примечания // … Википедия

    - (англ. St Margaret s Chapel) часовня на территории Эдинбургского замка. Часовня является старейшим из сохранившихся зданий города и од … Википедия

Книги

  • Освоение Америки Русью - Ордой. Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветхозаветный Иерусалим- Москва XVI века. Храм Соломона-храм Святой Софии в Стамбуле , Носовский Г., Фоменко А.. В книге обсуждается завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии=Атамании. Не описано ли в Библии плавание Христофора Колумба 1492 года в виде ветхозаветной легенды о патриархе…


«Значит, Вы православный? Как, говорите, Ваше святое имя?» Я из Северной Ирландии, пришел к Православию, будучи уже взрослым, и теперь по работе часто езжу в исконно православные страны, хожу там в храм. Жизнерадостные греки, скептики-сербы, жители других восточных земель расспрашивают о моем пути к Православию. Особенно их интересует тот святой, имя которого я ношу. Выслушав ответ, они, бывает, проникаются еще более скептическим отношением. Если есть смысл дальше продолжать разговор, я рассказываю о своем родном крае и узах, связывающих меня с ним, о христианском прошлом моего народа. Чаще всего собеседники проявляют искренний интерес, но, случается, взгляд их затуманивается, и они, фактически, перестают слушать. Но поскольку моя история - это история многих и многих православных христиан на Западе, хочу попытаться донести ее до единоверцев посредством печатного слова.

Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие - я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) - процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия.

Вырос я на севере Ирландии, в семье моряков, до самозабвения влюбленных в свое дело. Северное и северо-западное побережье Ирландии, западные острова Шотландии - вот места, где прошло мое детство. Отец и брат увлеченно занимались морским делом, для них снасти, морские карты, навигационные приборы, ветра, приливы - все, что связано с морем, - было исполнено совершенно особого очарования. Меня же всегда больше интересовали те места, куда мы плавали, и язык местных жителей. С момента пробуждения сознания, уже в самом раннем детстве, меня завораживали слова, произнесенные и написанные, и мне практически не важно было, на каком они языке. Однажды мы высадились на одном из небольших островов у побережья Шотландии, и я отчетливо помню, как пытался применить несколько самостоятельно выученных фраз на гэльском языке, обращаясь к продавцам и почтальонам, каждый раз весьма озадаченных моими лингвистическими опытами. Острова эти, лежащие между Шотландией и Ирландией, словно камни, по которым можно перейти с одного берега ручья на другой, - земля св. Колумбы, писателя и морехода, мастерски управлявшего судном и прекрасно владевшего устным и письменным словом, в том числе поэтическим, великолепного каллиграфа, знавшего, помимо своего родного языка, еще и латынь.

Его корабль не единожды заходил в здешние воды, но было одно путешествие, перевернувшее, по мнению исследователей, всю его жизнь: в 563 году он с десятком товарищей, покинув берега родной Ирландии, отправился к крошечному острову Айона с намерением основать там монастырь. Тридцать четыре года он прожил на этом острове и в 597 году от Р.Х. отошел ко Господу в великой святости. К моменту его кончины основанный им монастырь уже был одним из крупнейших западноевропейских центров культуры и христианского подвижничества. Духовные чада св. Колумбы после него еще долго обучали наукам монархов, создавали прекрасные рукописи и, главное, поклонялись и служили Господу. Лишь спустя двести лет общину разорили и уничтожили викинги.

Эти сведения о жизни св. Колумбы сохранились в моей памяти благодаря знаменательному событию в истории нашей семьи: в 1963 году, когда мне было всего четыре года, отец участвовал в особом проекте Англиканской Церкви - морском путешествии, повторившем путь св. Колумбы из Ирландии в Шотландию на небольшом деревянном парусно-гребном судне, которое ради такого случая постарались сделать максимально похожим на тот корабль, что был у св. Колумбы. На таких судах, обшитых кожей и холстом и промазанных смолой, рыбаки выходили в море еще и в XX веке.

Отец вел этот корабль, был на нем шкипером. Это яркое, смелое, увлекательное путешествие стало настоящим приключением. Однако на более глубоком уровне оно оказалось для всех участников серьезным событием духовной жизни. Слушая воспоминания отца и его товарищей, я воспринимал то плавание не просто как морской поход, а и как паломничество.

Таким образом, я почел за великую честь возможность носить имя св. Колумбы, участвовать в таинствах под этим именем, призывать св. Колумбу в молитвах и каждый день просить его о небесном заступничестве.

В дальнейшем, когда пыл, обычный для новообращенных, немного поостыл, я обнаружил, что в церковной жизни постоянно сталкиваюсь с одним затруднением. Вернее, даже с двумя трудностями, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Во-первых, оказалось, что в исконно православных странах - России, Грузии, на Балканах, - при первом знакомстве люди встречают меня скептически. Между нами сразу встает стена недоверия, и связано это с их сомнением в возможности давать крещаемым в Православие имена западных святых, даже живших до разделения Церквей. Я часто слышал в свой адрес: «Тут, должно быть, какая-то ошибка. Вас, наверное, неправильно крестили». В ответ я каждый раз повторял известный (и верный!) довод: Колумба и другие великие святые Запада времен раннего христианства принадлежат неразделенной Церкви и потому по праву являются достоянием православного мира. Но законные наследники Православия по понятным причинам не желали, чтобы новообращенные - без году неделя - чужестранцы учили их новым штукам, и потому не раз и не два меня довольно резко ставили на место. С другой стороны, возникли проблемы и в общении с западными христианами: «Мы знаем, что ранней кельтской Церковью интересуются католики, и не только они, но и шотландцы и англикане. Но что общего может быть у гэльских святых, таких как Колумба, с восточным христианством?»

Ища ответ и для тех, и для других христиан - и восточных, и западных, - я спрашивал себя: «Где место моего покровителя, святого Колумбы?» Для меня жизненно важно было ответить на этот вопрос, и я судорожно цеплялся за любую попадавшуюся на пути соломинку, с благодарностью принимая все, что могло прояснить ситуацию. С какой радостью и воодушевлением я прочел в 1997 г. в журнале «Альфа и Омега», выходящем четыре раза в год в России по благословению Патриарха Московского и всея Руси, статью о св. Колумбе, автор которой оказался весьма сведущим. Еще больше меня порадовала небольшая, но прекрасно написанная книга Танасиса Папафанасиу о св. Колумбе и кельтских святых (на греческом языке). А узнав, что есть несколько священников и по меньшей мере одна монахиня с именем Колумба, я вообще воспрял духом.

Потом обнаружились связующие нити между европейским христианством и раннехристианским Востоком. Это было для меня очень важно. Например, мне попало в руки прекрасное гэльское песнопение - хвала св. Колумбе, - составленное сразу после его кончины. Автор называет св. Колумбу великим последователем свв. Василия Великого и Иоанна Кассиана. Последний, насколько я помню, принес монашескую традицию Египта и Палестины христианскому Западу. Вполне понятно, почему св. Колумба был его духовным сыном, пусть и не напрямую. Мне указывали на невероятное сходство между каменной резьбой и искусством орнамента у кельтов и искусством христианского Египта и Армении. Слышал я и о ссылках на «лозу, перенесенную из Египта», и о «семи египетских монахах» в дошедших до нас фрагментах литургических текстов раннехристианского периода в Ирландии. Кроме того, известно, что составитель жития св. Колумбы (его имя - Адомнан) был авторитетным знатоком священной географии христианского Востока. С помощью одного странствующего священника, побывавшего на Айоне, Адомнан записал замечательный отчет о жизни христианского Иерусалима в первые годы после завоевания его арабами. Адомнан - великолепный лингвист, латынь его приправлена словечками греческого происхождения. Учитывая все вышесказанное, мне показалось, что православный христианин может на вполне законных основаниях попытаться пройти, пусть и неумело, по следам такого исполина духа, как св. Колумба.

Однако, встал вопрос: является ли Православие лишь одним из многих претендентов на наследие св. Колумбы, может ли оно рассчитывать лишь на кусочек этого пышного пирога? Знакомясь с историей Церкви Британских островов XIX века, поражаешься, как представители разных христианских конфессий и деноминаций один за другим стараются заявить о своих исключительных правах на святого просветителя Шотландии. Впечатление от этого почти комическое. Католики спешат выставить Колумбу верным слугой папы, нонконформисты, наоборот, подчеркивают различия в религиозной практике между Римом и ранней Кельтской Церковью, превращая св. Колумбу в одного из первых героев-антипапистов. В XX веке пресвитерианский клирик Джордж Маклеод - личность харизматическая - основал на родном острове св. Колумбы общину, устроенную удивительно практично, что было так характерно для самого св. Колумбы. Община эта, по замыслу ее создателя, должна была умело сочетать религиозную практику с участием в разрешении проблем, терзающих современный мир, причем самых тяжелых и страшных. За прошедшие с тех пор годы община превратилась в межконфессиональную и, с точки зрения православных, скорее политическую, чем духовную организацию. Кроме того, на острове уже довольно долго работает англиканский приют, а недавно появился и католический. Так что же, получается, что православные, начав устраивать паломнические поездки на Айону лишь в 1997 года, явились к шапочному разбору и могут теперь просто водрузить свой флаг на острове св. Колумбы рядом с другими флагами? И каково место православных в поединке между многими и различными образованиями (среди которых далеко не все религиозные), претендующими на часть наследия этого святого? Экологи называют его одним из первых зеленых, шотландские националисты - первым патриотом, феминистки видят в нем и в Кельтской церкви первопроходцев борьбы за равенство полов. Имеет ли смысл и православным христианам вопрошать: «Где тут наш кусочек св. Колумбы?»

На этот вопрос, в конечном итоге, может ответить только сам св. Колумба. В его житии - ярком, сильном, не оставляющем читателя равнодушным повествовании, записанном спустя примерно сто лет после его кончины, многое кажется странным, а многое - удивительно знакомым православному христианину. Мир, в котором он жил, был как нельзя более далек от того, в котором живем сегодня мы. Кельтские земли никогда не принадлежали Римской империи. Кельты не знали дорог, городов, денег, каменных зданий, памятников. У них вечно шла война - стычки между вождями мелких племен, - и каждый человек мог в любой момент умереть насильственной смертью. Выходя в море, любое судно могло запросто потерпеть крушение. Случайная встреча человека с себе подобным вызывала не легкое любопытство, как в наше время, а страх за собственную жизнь.

Мы видим, что внешние обстоятельства и условия жизни св. Колумбы бесконечно далеки от наших (даже если мы живем в одном из самых удаленных и диких уголков планеты), и вряд ли мы можем даже представить себе эти условия более или менее достоверно. Но прочтите заново его житие, и вы увидите, что там есть моменты, столь близкие нынешней православной традиции, - кажется, будто они произошли и записаны вчера, или в любой из периодов истории последних 2000 лет. Св. Колумба прежде всего обладал даром сострадания и вместе с тем духовного различения, в одно мгновение пронзающим толщу времени и пространства, преодолевающим барьеры жизни и смерти, и в этом он похож на современных греческих старцев, например, о. Порфирия и о. Иакова. Находясь у себя в келье на Айоне, св. Колумба видел и знал, что в сотне миль оттуда терпят бедствие на море его собратья-монахи. Знал, что в эти минуты страдает родовыми муками беременная женщина в далекой Ирландии. Видел, что именно происходит на поле духовной битвы за души новопреставленных. И это были не ясновидческие трюки и приемы, а дар, естественным образом проистекавший из его собственной духовной борьбы, результат его стараний освободить душу от грехов гордости и эгоцентризма и разделить беды и испытания других людей, близких и далеких. Св. Колумба был наделен прозорливостью, т. е. остро развитым чувством понимания духовного предназначения окружавших его людей - видел, каковы их отношения с Богом и что им нужно делать, чтобы эти отношения исправить. Плодом его духовных усилий были и всякого рода физические знаки, показавшиеся бы странными и невозможными западному христианину, но хорошо известные христианскому Востоку: божественный сияющий свет, окутывавший его тело, благоухание, связанное с его присутствием (люди порой чувствовали это благоухание даже когда физически он был совсем в другом месте). И, прежде всего, конечно же, ощутимая реальность его общения с ангелами, и при жизни его, и после смерти.

Вот что испытал один святой человек, ирландец, находившийся за сотни миль от Айоны, в ту ночь, когда св. Колумба отошел ко Господу: «В ночь его блаженной кончины я видел остров, купающийся в ярком свете, исходившем от ангелов. Весь воздух и небо над ним даже до божественного эфира был наполнен сиянием бесчисленных ангелов, посланных с неба унести домой его душу. Я слышал сладчайшие песнопения сонмов ангелов, певших в вышине в то самое мгновение, когда его душа вышла из тела и ее понесли ангелы». От этого рассказа замирает дух, и в то же время он понятен всякому, кто знаком с духовной литературой христианского Востока - житиями святых и текстами о духовной борьбе.

Что же, вот вам и ответ? Говоря просто, да, так и есть. Зеленые чествуют Колумбу защитника природы, пресвитериане называют его сторонником папы, а православные предъявляют права на Колумбу-святого, потому что в конечном итоге мы ничего не сможем по-настоящему понять в его жизни, кроме его святости. Святость Колумбы начинается с действия, продиктованного смирением - он отказывается от земной власти, не желает быть местным вождем в своей родной Ирландии, стремясь всего себя безоговорочно отдать во власть Христа. И мы, будучи православными, вероятно менее, чем кто-либо другой, имеем оправдание, если не видим этого. Наша традиция прозревает самые глубины природы святости, поэтому и спрос с нас больше. Будь мы истинно достойны носить имя св. Колумбы, вряд ли бы нам пришлось спорить с кем-либо по поводу его наследия и значения его личности. За нас говорило бы само наше свидетельство.

Так я отвечаю друзьям из Сербии, Грузии или Ливана, когда они высказывают сомнения относительно моего святого покровителя.
Перевод с английского Инны Беловой специально для Православие.Ru
Колумба Брюс Кларк
Журнал «Road to Emmaus», №17 (весна 2004 г.)



Статьи по теме: