Святые сестры: Агапия, Хиония и Ирина. Агапия, хиония и ирина

Краткие жития мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Свя-тые му-че-ни-цы Ага-пия, Ири-на и Хи-о-ния бы-ли род-ны-ми сест-ра-ми и жи-ли в кон-це III - на-ча-ле IV ве-ка вбли-зи ита-льян-ско-го го-ро-да Ак-ви-леи. Они оста-лись си-ро-та-ми в юном воз-расте. Де-вуш-ки ве-ли бла-го-че-сти-вую хри-сти-ан-скую жизнь и от-кло-ня-ли до-мо-га-тель-ства мно-го-чис-лен-ных же-ни-хов. Их ду-хов-ным ру-ко-во-ди-те-лем был свя-щен-ник Зи-нон. Ему бы-ло от-кры-то в сон-ном ви-де-нии, что в бли-жай-шее вре-мя он скон-ча-ет-ся, а свя-тых дев возь-мут на му-че-ние. Та-кое же от-кро-ве-ние бы-ло и на-хо-див-шей-ся в Ак-ви-лее ве-ли-ко-му-че-ни-це Ана-ста-сии († 304, па-мять 22 де-каб-ря/4 ян-ва-ря), ко-то-рую на-зы-ва-ли Узо-ре-ши-тель-ни-цей за то, что она без-бо-яз-нен-но по-се-ща-ла на-хо-див-ших-ся в тюрь-мах хри-сти-ан, обод-ря-ла их и по-мо-га-ла им. Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия по-спе-ши-ла к сест-рам и убеж-да-ла их му-же-ствен-но по-сто-ять за Хри-ста. Вско-ре пред-ска-зан-ное в ви-де-нии ис-пол-ни-лось. Свя-щен-ник Зи-нон скон-чал-ся, а три де-вы бы-ли схва-че-ны и на-прав-ле-ны на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну (284-305).

Уви-дев юных пре-крас-ных се-стер, им-пе-ра-тор пред-ло-жил им от-речь-ся от Хри-ста и обе-щал най-ти знат-ных же-ни-хов из сво-ей сви-ты. Но свя-тые сест-ры от-ве-ча-ли, что име-ют од-но-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста, за ве-ру в Ко-то-ро-го го-то-вы по-стра-дать. Им-пе-ра-тор убеж-дал их от-речь-ся от Хри-ста, но ни стар-шие сест-ры, ни са-мая млад-шая из них не со-гла-ша-лись. Они на-зы-ва-ли язы-че-ских бо-гов идо-ла-ми, сде-лан-ны-ми че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми, и про-по-ве-до-ва-ли ве-ру в Ис-тин-но-го Бо-га.

По по-ве-ле-нию Дио-кле-ти-а-на, на-пра-вив-ше-го-ся в Ма-ке-до-нию, ту-да бы-ли от-ве-зе-ны и свя-тые сест-ры. Их от-да-ли на суд пра-ви-те-лю Дул-ки-цию.

Ко-гда он уви-дел кра-со-ту свя-тых му-че-ниц, то вос-пы-лал нечи-стой стра-стью. Он взял се-стер под стра-жу и пе-ре-дал им, что они по-лу-чат сво-бо-ду, ес-ли со-гла-сят-ся ис-пол-нить его же-ла-ние. Но свя-тые му-че-ни-цы от-ве-ти-ли, что они го-то-вы уме-реть за сво-е-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста. То-гда Дул-ки-ций ре-шил тай-но но-чью овла-деть ими на-силь-но. Ко-гда свя-тые сест-ры вста-ли но-чью на мо-лит-ву и сла-во-сло-ви-ли Гос-по-да, Дул-ки-ций под-крал-ся к две-ри и хо-тел вой-ти. Неви-ди-мая си-ла по-ра-зи-ла его, он по-те-рял рас-су-док и ки-нул-ся прочь. Не на-хо-дя вы-хо-да, му-чи-тель по до-ро-ге по-пал в по-вар-ню, где сто-я-ли чу-гу-ны, ско-во-ро-ды и кот-лы, и весь пе-ре-пач-кал-ся в са-же. Слу-ги и во-и-ны с тру-дом узна-ли его. Ко-гда он уви-дел се-бя. в зер-ка-ле, то по-ду-мал, что свя-тые му-че-ни-цы окол-до-ва-ли его, и ре-шил им ото-мстить.

На су-де Дул-ки-ций ве-лел об-на-жить пе-ред ним свя-тых му-че-ниц. Но во-и-ны, как ни ста-ра-лись, не мог-ли это-го сде-лать: одеж-ды как бы при-рос-ли к те-лам свя-тых дев. Во вре-мя су-да Дул-ки-ций вне-зап-но за-снул, и ни-кто не мог раз-бу-дить его. Но толь-ко его внес-ли в дом, он тот-час проснул-ся.

Ко-гда обо всем про-ис-шед-шем до-нес-ли им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну, он раз-гне-вал-ся на Дул-ки-ция и пе-ре-дал свя-тых дев су-дье Си-си-нию. Тот на-чал свой до-прос с млад-шей сест-ры Ири-ны. Убе-див-шись в ее непре-клон-но-сти, он от-пра-вил ее в тем-ни-цу и по-пы-тал-ся при-ну-дить к от-ре-че-нию свя-тых Хи-о-нию и Ага-пию. Но и их невоз-мож-но бы-ло скло-нить к от-ре-че-нию от Хри-ста, и Си-си-ний при-ка-зал сжечь свя-тых Ага-пию и Хи-о-нию. Сест-ры, услы-шав при-го-вор, воз-бла-го-да-ри-ли Гос-по-да за му-че-ни-че-ские вен-цы. В огне Ага-пия и Хи-о-ния ото-шли ко Гос-по-ду с мо-лит-вой.

Ко-гда огонь по-гас, все уви-де-ли, что те-ла му-че-ниц и их одеж-да не опа-ле-ны ог-нем, а ли-ца пре-крас-ны и спо-кой-ны, как у лю-дей, уснув-ших ти-хим сном. На дру-гой день Си-си-ний при-ка-зал при-ве-сти на суд свя-тую Ири-ну. Он пу-гал ее уча-стью стар-ших се-стер и уго-ва-ри-вал от-речь-ся от Хри-ста, а по-том стал угро-жать от-дать ее на по-ру-га-ние в блу-ди-ли-ще. Но свя-тая му-че-ни-ца от-ве-ча-ла: "Пусть мое те-ло бу-дет от-да-но на на-силь-ствен-ное по-ру-га-ние, но ду-ша моя не осквер-нит-ся от-ре-че-ни-ем от Хри-ста".

Ко-гда во-и-ны Си-си-ния по-ве-ли свя-тую Ири-ну в блу-ди-ли-ще, их на-гна-ли два свет-лых во-и-на и ска-за-ли: "Ваш гос-по-дин Си-си-ний по-веле-ва-ет вам при-ве-сти де-ви-цу на вы-со-кую го-ру и оста-вить там, а за-тем прид-ти к нему и до-ло-жить о вы-пол-не-нии при-ка-за". Во-и-ны так и по-сту-пи-ли. Ко-гда они до-ло-жи-ли об этом Си-си-нию, тот при-шел в ярость, так как не да-вал та-ко-го рас-по-ря-же-ния. Свет-лые во-и-ны бы-ли Ан-ге-лы Бо-жии, спас-шие свя-тую му-че-ни-цу от по-ру-га-ния. Си-си-ний с от-ря-дом во-и-нов на-пра-вил-ся к го-ре и уви-дел на ее вер-шине свя-тую Ири-ну. Дол-го ис-кал он до-ро-гу к вер-шине, но так и не смог най-ти. То-гда один из во-и-нов ра-нил свя-тую Ири-ну стре-лой из лу-ка. Му-че-ни-ца крик-ну-ла Си-си-нию: "Я сме-юсь над тво-ей бес-силь-ной зло-бой и чи-стой, неосквер-нен-ной от-хо-жу ко Гос-по-ду мо-е-му Иису-су Хри-сту". Воз-бла-го-да-рив Гос-по-да, она лег-ла на зем-лю и пре-да-ла дух свой Бо-гу за день до Свя-той Пас-хи († 304).

Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия узна-ла о кон-чине свя-тых се-стер и с че-стью по-греб-ла их те-ла.

Мученичество Агапии, Ирины, Хионии и присных

С при-ше-стви-ем и яв-ле-ни-ем Вла-ды-ки и Спа-си-те-ля на-ше-го Иису-са Хри-ста на-сколь-ко боль-шей, чем преж-де, ста-ла бла-го-дать, на-столь-ко боль-шей и по-бе-да свя-тых. Ведь вме-сто вра-гов ви-ди-мых по-беж-да-ют-ся вра-ги неви-ди-мые: незри-мую при-ро-ду бе-сов пре-да-ют ог-ню чи-стые и чест-ные же-ны, ис-пол-нен-ные Свя-то-го Ду-ха. Три та-ких же-ны, укра-шен-ные доб-ро-де-те-ля-ми, про-ис-хо-ди-ли из го-ро-да Фес-са-ло-ни-ки, ко-то-рый все-муд-рый Па-вел про-слав-ля-ет за ве-ру и лю-бовь: “Во вся-ком ме-сте про-шла сла-ва о ве-ре ва-шей в Бо-га” , и в дру-гом ме-сте - за бра-то-лю-бие: “Нет нуж-ды пи-сать к вам, ибо вы са-ми на-уче-ны Бо-гом лю-бить друг дру-га” . Ко-гда на-ча-лось Мак-си-ми-а-но-во го-не-ние, они из люб-ви к Бо-гу, по-слу-шав-шись Еван-гель-ских за-по-ве-дей, остав-ля-ют свой род, бо-гат-ство и оте-че-ство, со-вер-шив де-ло, до-стой-ное пра-от-ца Ав-ра-ама; убе-га-ют в ожи-да-нии небес-ных благ от пре-сле-до-ва-те-лей и до-сти-га-ют некой вы-со-кой го-ры. Там они про-во-ди-ли вре-мя в мо-лит-вах, те-лом оста-ва-ясь на го-ре, а ду-шою жи-вя на небе-сах.

На этом ме-сте их схва-ти-ли и при-ве-ли к го-ни-те-лю. Бла-го-да-ря это-му они по-лу-чи-ли нетлен-ный ве-нец, ибо до са-мой смер-ти воз-лю-би-ли Вла-ды-ку и до кон-ца по-сле-до-ва-ли Его за-по-ве-дям. Од-на из них, хра-нив-шая чи-сто-ту и свет кре-ще-ния по сло-ву про-ро-ка: “Омы-еши мя, и па-че сне-га убе-лю-ся” , име-но-ва-лась Хи-о-ни-ей [то есть Снеж-ной ]. Дру-гая, имев-шая дар ми-ра от Спа-си-те-ля и Бо-га на-ше-го и яв-ляв-шая его всем по свя-то-му ре-че-нию: “Мир Мой даю вам” , на-зы-ва-лась Ири-ной [то есть Ми-ром ]. А та, ко-то-рая стя-жа-ла со-вер-шен-ство в уве-ще-ва-нии и об-ла-да-ла лю-бо-вью от все-го серд-ца к Бо-гу и к ближ-не-му, как к са-мо-му се-бе, ибо свя-той апо-стол го-во-рит: “Цель же уве-ща-ния есть лю-бовь” , зва-лась в со-от-вет-ствии с этим Ага-пи-ей [то есть Лю-бо-вью ].

Всех этих трех жен, при-ве-ден-ных к нему и не по-же-лав-ших при-не-сти жерт-вы, пра-ви-тель при-го-во-рил к со-жже-нию - [это слу-чи-лось], чтобы через привре-мен-ный огонь они по-бе-ди-ли по-слуш-но-го пра-ви-те-лю диа-во-ла и все его во-ин-ство под-не-бес-ных бе-сов, по-лу-чи-ли чи-стый ве-нец сла-вы и вме-сте с ан-ге-ла-ми ста-ли веч-но сла-вить Да-ро-вав-ше-го им Свою ми-лость Бо-га. А за-пи-си слу-чив-ше-го-ся с ни-ми при-ве-де-ны ни-же.

Ко-гда пра-ви-тель Дул-ки-тий сел на три-бу-на-ле, ком-мен-та-ри-сий Ар-те-ми-сий ска-зал:

Ес-ли при-ка-жешь, то я про-чту, ка-кое из-ве-стие о пред-став-ших [пе-ред су-дом] по-слал мест-ный ста-ци-о-на-рий Тво-е-му Сча-стью.

Про-чти, - ска-зал пра-ви-тель Дул-ки-тий.

И по по-ряд-ку бы-ло про-чи-та-но:

Те-бе, мой вла-ды-ка, Кас-сандр бе-не-фи-ци-а-рий . Знай, гос-по-дин, что Ага-фон, Ири-на, Ага-пия, Хи-о-ния, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия не за-хо-те-ли вку-сить от свя-щен-ных жертв - их я и пре-про-вож-даю к Тво-е-му Сча-стью.

Пра-ви-тель ска-зал им:

Что это за безу-мие? По-че-му вы не под-чи-ня-е-тесь эдик-ту на-ших бо-го-лю-би-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей ?

И он ска-зал Ага-фо-ну:

По-че-му, при-сту-пив к свя-ты-ням, как и бла-го-че-сти-вые, ты не вку-сил от них?

Ага-фон: По-то-му что я хри-сти-а-нин.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Ты и по сей день оста-ешь-ся им?

Ага-фон: Да.

Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ага-пия?

Ага-пия: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не хо-чу по-гу-бить свою со-весть.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ири-на? По-че-му ты не под-чи-ни-лась ука-зу на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей?

Ири-на: Из-за стра-ха Бо-жье-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния?

Хи-о-ния: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не сде-лаю это-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Кас-сия?

Кас-сия: Я же-лаю спа-сти свою ду-шу.

Пра-ви-тель: Же-ла-ешь при-об-щить-ся свя-тынь?

Кас-сия: Не же-лаю.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Филип-па?

Филип-па: Я ска-жу то же са-мое.

Пра-ви-тель: Что зна-чит “то же са-мое”?

Филип-па: Я же-лаю луч-ше уме-реть, чем вку-сить.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Ев-ти-хия?

Ев-ти-хия: Ска-жу то же са-мое: же-лаю луч-ше уме-реть.

Пра-ви-тель: У те-бя есть муж?

Ев-ти-хия: Он скон-чал-ся.

Пра-ви-тель: Ко-гда он скон-чал-ся?

Ев-ти-хия: Око-ло се-ми ме-ся-цев на-зад.

Пра-ви-тель: От ко-го ты бе-ре-мен-на?

Ев-ти-хия: От му-жа, ко-то-ро-го дал мне Бог.

Пра-ви-тель: Как же ты бе-ре-мен-на [от него], ко-гда го-во-ришь, что твой муж умер?

Ев-ти-хия: Во-ли Все-дер-жи-те-ля ни-кто не мо-жет знать .

Пра-ви-тель: Я про-шу Ев-ти-хию оста-вить свое безу-мие и об-ра-тить-ся к здра-во-му смыс-лу. Что ты ска-жешь: под-чи-нишь-ся ли им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу?

Ев-ти-хия: Не под-чи-нюсь: я хри-сти-ан-ка, ра-ба Бо-га Все-дер-жи-те-ля.

Пра-ви-тель: Ев-ти-хию, по-сколь-ку она бе-ре-мен-на, пусть дер-жат по-ка в тюрь-ме.

И про-дол-жил: Что ты ска-жешь, Ага-пия: сде-ла-ешь ли все то, что де-ла-ем мы, бла-го-че-сти-вые, по от-но-ше-нию к на-шим вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям?

Ага-пия: Да не бу-дет хо-ро-шо са-тане: не увле-чет он мой рас-су-док. Наш рас-су-док непо-бе-дим.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния? Хи-о-ния: Наш ра-зум ни-кто не мо-жет со-вра-тить.

Пра-ви-тель: Нет ли у вас, нече-сти-вых хри-сти-ан, ка-ких-ли-бо пи-са-ний, пер-га-ме-нов или книг?

Хи-о-ния: Нет, гос-по-дин, ведь все изъ-яли ны-неш-ние са-мо-держ-цы.

Пра-ви-тель: Кто вло-жил в вас та-кие мыс-ли?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель.

Пра-ви-тель: Кто по-со-ве-то-вал вам об-ра-тить-ся к та-ким безум-ным мыс-лям?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель и Его Еди-но-род-ный Сын, Гос-подь наш Иисус Хри-стос.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Со-вер-шен-но яс-но, что все долж-ны под-чи-нять-ся на-шим бла-го-че-сти-вым вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям. Ко-гда бы-ло об-на-ро-до-ва-но пред-пи-са-ние и из-да-ны со-от-вет-ству-ю-щие эдик-ты, вы, еще без вся-кой угро-зы, пре-зре-ли по-ве-ле-ние на-ших бла-го-че-сти-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей и оста-лись в нече-сти-вой хри-сти-ан-ской ве-ре. По-сколь-ку вы уже дол-гое вре-мя при-дер-жи-ва-е-тесь неко-е-го безу-мия, а так-же еще и се-го-дня, при-нуж-да-е-мые во-е-на-чаль-ни-ка-ми и пра-ви-те-ля-ми, не же-ла-е-те от-речь-ся и пись-мен-но под-твер-дить вы-пол-не-ние при-ка-за-ния, то по-это-му вы по-лу-чи-те до-стой-ное на-ка-за-ние.

И он за-пи-сал на бу-ма-ге и огла-сил при-го-вор:

Ага-пию и Хи-о-нию, по-сколь-ку они нече-сти-во мудр-ство-ва-ли про-тив бо-же-ствен-но-го по-ста-нов-ле-ния на-ших вла-дык ав-гу-стов и це-за-рей, все еще по-чи-тая пу-стую, дур-ную и нена-вист-ную всем бо-го-бо-яз-нен-ным хри-сти-ан-скую ве-ру, я при-ка-зал пре-дать ог-ню.

И про-дол-жил:

Ага-фон, Ири-на, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия вви-ду их мо-ло-до-сти пусть бу-дут бро-ше-ны по-ка в тюрь-му.

А по-сле кон-чи-ны свя-тей-ших [жен] от ог-ня, на сле-ду-ю-щий день, ко-гда сно-ва при-ве-ли свя-тую Ири-ну, пра-ви-тель Дул-ки-тий ска-зал ей:

То, что ты безум-на, это яс-но, раз ты хо-те-ла да-же по сей день со-хра-нить столь-ко пер-га-ме-нов, книг, таб-ли-чек, кни-же-чек и стра-ниц из пи-са-ний неко-гда жив-ших нече-сти-вых хри-сти-ан. Ко-гда их при-нес-ли, ты при-зна-лась, каж-дый раз, од-на-ко, го-во-ря, что они не твои. По-сколь-ку ты не устра-ши-лась на-ка-за-ния сво-их се-стер и не име-ешь пе-ред гла-за-ми стра-ха смер-ти, необ-хо-ди-мо при-ме-нить к те-бе пыт-ки. Од-на-ко умест-но уде-лить те-бе немно-го че-ло-ве-ко-лю-бия: ес-ли ты за-хо-чешь те-перь все же при-знать бо-гов, то бу-дешь сво-бод-на от вся-кой опас-но-сти и на-ка-за-ния. Что ты ска-жешь: ис-пол-нишь ли по-ве-ле-ние на-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, со-гла-сишь-ся вку-сить се-го-дня от свя-щен-ных да-ров и при-не-сти жерт-ву бо-гам?

Ири-на: Нет, я не со-глас-на сде-лать это, ибо Гос-подь Бог, Со-тво-рив-ший небо, зем-лю, мо-ре и все, что в них, же-сто-ко по-ка-ра-ет веч-ным му-че-ни-ем пре-сту-пив-ших Бо-жье сло-во.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Кто по-со-ве-то-вал те-бе хра-нить эти пер-га-ме-ны и пи-са-ния до се-го-дняш-не-го дня?

Ири-на: Бог Все-дер-жи-тель, При-звав-ший лю-бить Его до са-мой смер-ти. Из-за это-го я не от-ва-жи-лась вы-дать их, но пред-по-чла, ко-неч-но, луч-ше остать-ся и пре-тер-петь, что бы ни слу-чи-лось с на-ми, чем от-дать их.

Пра-ви-тель: Кто знал, что они бы-ли в том до-ме, где ты жи-ла?

Ири-на: Ни-кто дру-гой не ви-дел их, кро-ме Бо-га Все-дер-жи-те-ля, Ко-то-рый все ве-да-ет, а так - ни-кто. Сво-их до-маш-них мы опа-са-ем-ся боль-ше вра-гов, как бы они не до-нес-ли на нас, а са-ми мы ни-ко-му не го-во-ри-ли.

Пра-ви-тель: В про-шлом го-ду, ко-гда впер-вые был об-на-ро-до-ван эдикт на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, где вы спря-та-лись?

Ири-на: Где Бог из-во-лил - в го-рах. Ви-дит Бог - под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: У ко-го вы бы-ли?

Ири-на: По-всю-ду в го-рах под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: Кто да-вал вам хлеб?

Ири-на: Бог, По-да-ю-щий всем.

Пра-ви-тель: Со-гла-шал-ся ли с ва-ми ваш отец?

Ири-на: Кля-нусь Бо-гом Все-дер-жи-те-лем - не со-гла-шал-ся и во-об-ще да-же не знал.

Пра-ви-тель: Кто из со-се-дей знал о вас?

Ири-на: Спро-си со-се-дей и мест-ных жи-те-лей, знал ли кто, где мы бы-ли.

Пра-ви-тель: По-сле ва-ше-го воз-вра-ще-ния с гор, как ты го-во-ришь, чи-та-ли ли вы эти пи-са-ния в чьем-ли-бо при-сут-ствии?

Ири-на: Они бы-ли в на-шем до-ме, и мы не дер-за-ли вы-но-сить их на-ру-жу. По-это-му мы и пре-бы-ва-ли в ве-ли-кой пе-ча-ли, что не мог-ли чи-тать их но-чью и днем, как де-ла-ли все-гда до то-го дня в про-шлом го-ду, ко-гда и спря-та-ли их.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Твои сест-ры уже по-лу-чи-ли свой при-го-вор. По-сколь-ку ты ви-нов-на и в преж-нем бег-стве и в со-кры-тии этих книг и пер-га-ме-нов, я при-ка-жу не ли-шать те-бя сра-зу жиз-ни та-ким же об-ра-зом. Но я при-ка-жу аго-ра-но-мам это-го го-ро-да и чи-нов-ни-ку Зо-си-ме по-ста-вить те-бя го-лой в блу-ди-ли-ще, взяв из двор-ца толь-ко один хлеб, с тем, чтобы аго-ро-но-мы не поз-во-ля-ли те-бе уда-лить-ся от-ту-да.

Итак, ко-гда бы-ли при-ве-де-ны аго-ра-но-мы и об-ще-ствен-ный раб Зо-сим, пра-ви-тель ска-зал:

Твер-до знай-те: ес-ли кто из от-ря-да до-не-сет мне, что она да-же на са-мый ко-рот-кий срок бу-дет от-пу-ще-на из то-го ме-ста, ку-да я при-ка-зал ее по-ста-вить, то то-гда вы под-па-де-те под тот же при-го-вор. А пи-са-ния, ко-то-рые при-нес-ли в Ири-ни-ных ту-бу-сах и лар-цах, пусть пуб-лич-но со-жгут.

По при-ка-зу пра-ви-те-ля на-зна-чен-ные для это-го лю-ди от-ве-ли ее в об-ще-ствен-ное блу-ди-ли-ще. Но бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха она со-хра-ни-ла и сбе-рег-ла свою чи-сто-ту для Вла-ды-ки всех Бо-га: ни-кто не от-ва-жил-ся по-дой-ти к ней и не по-пы-тал-ся обой-тись с ней дерз-ко, да-же на сло-вах.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий при-звал свя-тей-шую, сел на три-бу-на-ле и ска-зал:

Ты все еще пре-бы-ва-ешь в преж-нем безу-мии?

Ири-на: Не в безу-мии, а в бла-го-че-стии.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Из про-шлых тво-их от-ве-тов чет-ко вы-яс-ни-лось, что ты нече-сти-во не по-ви-но-ва-лась им-пе-ра-тор-ско-му эдик-ту. Те-перь я ви-жу, что ты все еще [оста-ешь-ся] в этом безу-мии - по-это-му при-ми долж-ное на-ка-за-ние.

По-про-сив бу-ма-гу, он за-пи-сал та-кой при-го-вор:

Ири-ну, по-сколь-ку она не за-хо-те-ла под-чи-нить-ся им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу и при-не-сти жерт-ву, оста-ва-ясь в неко-ем хри-сти-ан-ском ве-ро-уче-нии, как и двух ее се-стер, я по-ве-лел сжечь за это за-жи-во.

По-сле то-го, как пра-ви-тель вы-нес та-кой при-го-вор, во-и-ны взя-ли ее и от-ве-ли на некое вы-со-кое ме-сто, где по-стра-да-ли преж-де ее сест-ры. Они разо-жгли боль-шой ко-стер и ве-ле-ли ей взой-ти на него. Свя-тая Ири-на, сла-вя Бо-га, с пе-ни-ем псал-мов бро-си-лась в ко-стер и так скон-ча-лась в де-вя-тое кон-суль-ство Дио-кле-ти-а-на ав-гу-ста и вось-мое - Мак-си-ми-а-на ав-гу-ста, в ап-рель-ские ка-лен-ды , в цар-ство во ве-ки Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, с Ним же От-цу сла-ва со Свя-тым Ду-хом во ве-ки ве-ков, аминь.

Еле-на Лу-ков-ни-ко-ва

Аль-ма-нах “Аль-фа и Оме-га”, № 26, 2000

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Ли-те-ра-ту-ра

Lexicon der christlichen Ikonographie. Rom, 1994. Bd. 5. S. 42. Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.-13. Jahrhundert. Freiburg i. Br., 1916. Bd. II. S. 710-711. Fig. 304. Bd. I. S. 334-335. Bd. IV. Tf. 205, 3. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 3. № 201, 218. Codices e Vaticani selecti, Il Menologio di Basilio II. Turin, 1907. VIII. Tf. 267. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris 1927. Tf. 165, 3. Ер-ми-ния, или на-став-ле-ние в жи-во-пис-ном ис-кус-стве, со-став-лен-ное иеро-мо-на-хом и жи-во-пис-цем Ди-о-ни-си-ем Фур-но-гра-фи-о-том. 1701-1755 год. Пор-фи-рия, епи-ско-па Чи-ги-рин-ско-го. 1868. Ре-принт: М., 1993. C. 177. Cтро-га-нов-ский ико-но-пис-ный под-лин-ник. М., 1869. Roeder H . Saints and their Attributes. London-N. Y.-Toronto, 1955. P. 267.

При-ме-ча-ния

Не так мно-го жи-вых сви-де-тельств древ-не-го хри-сти-ан-ства до-шло до нас. Обыч-но со-бра-тья му-че-ни-ков, чле-ны хри-сти-ан-ской об-щи-ны то-го же го-ро-да, про-сто вы-ку-па-ли про-то-ко-лы до-про-сов и за-пи-си при-го-во-ров у рим-ских чи-нов-ни-ков, а за-тем рас-про-стра-ня-ли их для укреп-ле-ния вер-ных, пред-ва-ри-тель-но снаб-див крат-ким ком-мен-та-ри-ем.
Один из та-ких па-мят-ни-ков - “Му-че-ни-че-ство Ага-пии, Ири-ны, Хи-о-нии и прис-ных” (BHG = Bibliotheca Hagiographica Graeca / Ed.

Ста-ци-о-на-рии (milesstationarii)—по-ли-цей-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на вве-рен-ном им участ-ке (statio).

Бе-не-фи-ци-а-рии (beneficiarii) - в им-пе-ра-тор-скую эпо-ху ун-тер-офи-цер-ский чин, свя-зан-ный с ве-де-ни-ем кан-це-ляр-ских дел.

Име-ет-ся в ви-ду эдикт Дио-кле-ти-а-на и Мак-си-ми-а-на от 23 фев-ра-ля 303 г.

Та-ким об-ра-зом му-че-ни-ца пре-одоле-ва-ет по-пыт-ку об-ви-нить ее в рас-пут-стве. - Ред.

Аго-ра-но-мы - го-род-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на рын-ке. Их служ-ба, со-от-вет-ству-ю-щая рим-ско-му эди-ла-ту, дли-лась обыч-но 1 год.

Букв. ‘ба-шен-ки’ (purg…skoi) - фу-тля-ры для хра-не-ния свит-ков.

"Если сам ты не милуешь ближних и, что ещё хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?" (Прп. Севастьян Карагандинский)

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Кондак мученицам Агапии, Ирине и Хионии
глас 4

Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284–305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Форма поиска

Православный календарь

Проповедь

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, мы с вами, вступая в период подготовки к Великому посту, поднимаемся на вторую ступень этого удивительного времени. Первая неделя была неделей о Закхее, а вторая, нынешняя – о мытаре и фарисее. Мы читали небольшой отрывок из Евангелия, который полагается читать в этот день.

Знакомая для многих история о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисеи, или «особенные», как переводится это слово, появились в период Вавилонского пленения, когда царь Навуходоносор забрал с собой еврейского царя Иоахима и часть израильского народа в Халдею и там, в персидском царстве, евреи и жили, сохраняя свои традиции. Нравственное падение всё же стало основанием для завоевания территорий их некогда могучего государства, а оскудение в вере привело к тому, что увлечение халдейской мудростью, оккультными знаниями, различными веяниями, не имевшими связи с традицией почитания Бога, пленили верхушку этого народа, людей, отвечавших за знание Божественных истин. Именно в тот период появляется течение, именуемое фарисейством. Это течение постепенно выхолащивало понимание Божественного Закона, сохраняло формальное, но утрачивало духовное.

И вот один из таких людей, фарисей, пришёл в храм помолиться, чтобы, войдя в Божий дом, явить, согласно нынешнему чтению, то состояние, которое сюда приносит каждый из нас. Как вошёл в Божий храм тот человек? Он вошёл основательно, серьёзно, с чувством собственного достоинства и ощущением того, что Бог ему должен. Он настолько был в этом убеждён, что сомнений у него не было. Поэтому и молитва его была соответствующей: он благодарил Бога за то, что он – особенный. Более того, Господь, ведая чувства того человека, в Священном Писании привёл даже текст молитвы, которую совершал тот человек. Кто записал те слова? Господь. Так и молился тот несчастный: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие, не такой, как мытарь, я отличаюсь от него».

Порой проводишь параллели между тем, что встречается в Писании, и тем, что наблюдаешь в жизни. Я не могу судить, не имею права на это, но, просматривая некоторые свои состояния, понимаю, что с подобной фразой я встречался. Это было десять лет назад, когда в составе протокольной службы Святейшего Патриарха Кирилла, только восшедшего на Патриарший Престол, мне довелось побывать на Украине. Я был неприятно удивлён отношением к собратьям-христианам, которое наблюдалось среди духовенства. И ещё для меня было неожиданным увидеть в дорогом мне городе Киеве (я там служил в армии, защищая территорию большой страны) надписи, мелькавшие на многих местах: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль». У Фёдора Михайловича Достоевского есть замечательное высказывание. О нём рассуждают люди в том числе и святой жизни, среди которых – выдающийся богослов Сербской Церкви преподобный Иустин (Попович), утверждавший, что большего знатока души среди русских писателей он не знает. Фёдор Михайлович говорил: «Русский – значит православный». Независимо от понятия крови, ибо у Господа нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца, ни белоруса. Различные веяния, имеющие отношение к особенностям, к обособлению и утрате единства, во все времена актуальны.

Заметьте, фарисей этот ушёл из храма не неоправданным, Бог его любит и оправдание своё – определённое – он получил. Но он был менее оправдан, чем тот мытарь, который осознавал своё недостоинство. Слова, которые мы с вами слышали за Всенощным бдением, звучат в начале Постной Триоди на Полиелее: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – двери покаяния как условие вхождения в Небесное Царство. Каждый из нас в своей жизни от чего-то обособляется, но самое худшее и опасное – обособление от Бога и Его Божественного Слова. Оно может происходить в сознании одного человека, в семье, в государстве, в социуме и вообще в мировом сообществе, потому что, утрачивая понимание того, что все мы – дети одного Бога и часть одного целого, вообще одна большая семья, человек обособляется. Гордясь своими талантами, данными Богом, нередко молится так же, как этот несчастный фарисей. Заметьте, это ведь человек достойный по своим проявлениям, человек, который достиг немалого: он воздержан, он десятую часть своего дохода ежемесячно отдаёт на благие дела, действуя в согласии с Божьим Законом, понимая, что это значимо и важно.

Эти удивительные понятия тоже требуют небольшого объяснения. Человек совершает в этой жизни различные вклады. Есть организации, помогающие нам приумножить свои сбережения. К сожалению, часто, вставая на этот путь, человек теряет свои накопления, но вот совершая благое дело, непременно приумножает то, что отдаёт. Я знаю семьи, которые сознательно пришли к готовности десятую часть своего дохода жертвовать на Божий храм. Я знаю поразительные случаи приумножения. У нас есть семьи, взявшие на себя попечение о ладане – душистой смоле, используемой за Богослужением и символизирующей приятность нашей молитвы к Богу. Есть семьи, решившие обеспечивать храм просфорами – особым хлебом, используемым для совершения Литургии. У нас осталась ещё одна «вакантная опция» – это вино. Возможно, кто-то захочет взять это на себя. Так было издавна. Так вот, один случай с семьей, первой откликнувшейся на призыв и проявившей самую большую активность. Я был под впечатлением от того, что совершилось в их жизни: вечером глава семьи принёс мне коробку ладана, а затем написал сообщение: «Батюшка, мы под впечатлением: я неожиданно получил большую премию». Когда на следующий день я пришёл в нашу Воскресную школу и встретился с его супругой, она сказала: «Батюшка, у нас продолжение: мы получили ещё средства». Это всё работает.

Видя сердце фарисея, Господь его оправдывает, и тот уходит из храма с благословением продолжать свои труды. Господь, как пчела, собирает нектар в любом месте и ищет в сердце человека то, что тот готов принести к алтарю Божьему.

А что же мытарь? Сборщик податей, сотрудничавший с оккупантами-римлянами, презираемый в народе. Он делает эту работу сознательно и, принимая различные денежные суммы, он ворует, и это всем известно. Эти люди трудились таким образом во все времена – взимая налоги, запускали свои руки в то, что им не принадлежит. Почему же этот человек уходит более оправданным? Потому что, осознавая свои грехи, он понимает, что он и стоять-то в храме недостоин. Ему стыдно, и в момент раскаяния и готовности больше так не поступать на него нисходит Божественная благодать.

Рассказ об этом событии всякий раз орошает наше сердце в преддверии Великого поста той незримой Божественной силой, которая сподобляет каждого из нас задуматься и осознать важность предстоящего пути. Важно осмыслить и постараться воспринять то лучшее, что есть в жизни и деятельности фарисея, и вместе с тем – глубину покаяния, явленную в поступке мытаря. Есть в Священном Писании такие слова, обращённые к каждому из нас: «Могий вместить да вместит». Ибо степень вмещения Божьего слова и расширение его в нашем сердце и уме напрямую зависит от нашей готовности к тому, чтобы Господь зашёл в наше сердце, уврачевал наши недуги и даровал нам и покаяние, и вразумление, и умиление. Чтобы и здесь открыть двери общения с Ним, и иметь чаяния и надежду войти в Царстве Небесное, чтобы пребывать там с Ним вместе. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи.

Оставшись сиротами в юном возрасте, девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли предложения многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии, которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти для них знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император долго убеждал их, но ни старшие сестры, ни самая младшая не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой; я же чистой и неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи. Было это в 304 году.

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.



Статьи по теме: