Святые девы-мученицы агапия, ирина и хиония. Агапия, ирина и хиония

Агапия, Ирина и Хиония

Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские
Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία
Смерть:
День памяти:

16 апреля; сир. - 2 апреля; греч. - 22 дек. (со святыми Анастасией и Хрисогоном); католич. - 1 или 5 апреля, 25 декабря

Подвижничество:

мученическая смерть

Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские (Солунские или Иллирийские) (греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία , «Любовь, Мир и Снежная») - три святые христианские мученицы IV века .

Житие

Древнейший вариант жития

Память Солунских мучениц Агапии и Хионии встречается в древнейшем восточном месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития (который восходит к протоколам их допросов), сохранился только в Cod. Vat. Gr. 1660 (916)

Дополненный вариант жития

Затем история их мученичества, так же как история мученичества святых Феодоты и Еводия была включена в житие святой Анастасии Узорешительницы, в связи с чем действие переносится в итальянский город Аквилею .

Рано осиротев, сестры были благочестивыми христианками, отказывались выходить замуж и следовали духовному руководству священника Зинона (Зоила), которому вскоре во сне было открыто, что он скончается, а юным девам суждено мученичество. То же явление было находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительнице , которая отправилась к сестрам и воодушевила их мужественно принять мученический венец.

Вскоре действительно Зинон скончался, а девушек арестовали и отправили на суд к императору Диоклетиану . Несмотря на уговоры, девушки отказались отречься от Христа. Диоклетиан отправлялся в Македонию, туда же увезли сестер и отдали на суд правителю Дулкицию. Последний прельстился их красотою и пообещал им спасение, если они удовлетворят его страсть. Но девушки отказались, и он отправился к ним ночью. Но его поразила невиданная сила, он потерял рассудок, попал на кухню, где перепачкался в саже и был с трудом узнан стражей. Он решил, что девушки околдовали его и решил отомстить. На суде он приказал обнажить их, но воины не сумели этого сделать, так как одежды будто приросли к девушкам. На суде Дулкиций внезапно заснул чудесным беспробудным сном, который продолжался, пока его не внесли обратно в дом. Диоклетиану сообщили о происшедшем, он разгневался на судью и перепоручил их дело судье Сисинию. Последний допросил дев, никто из них не отрекся. Он приказал сжечь Агапию и Хионию заживо, а младшую сестру Ирину оставил напоследок. Но когда пламя погасло, стало видно, что тела и одежда мучениц не опалены огнем, а лица покойных преисполнены спокойствия.

На следующий день Сисиний судил Ирину, пугая её участью сестер и угрожая отдать на поругание в блудилище. Ирина отвечала со спокойствием, что и в таком случае душа её не осквернится отречением от Христа. Когда солдаты вели Ирину на блудилище, к ним подошли два светлых воина и сказали «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа», что и было исполнено. Это были ангелы, которые её спасли от надругательства. Сисиний с отрядом отправился к горе и увидел на её вершине девушку. Они не могли подняться наверх, и один из солдат убил её стрелой из лука. Тела дев погребла святая Анастасия .

В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций Агапия, Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы .

В культуре

  • Гросвита Гандерсгеймская (X в.) посвятила этому сюжету своего «Дулкития».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агапия, Ирина и Хиония" в других словарях:

    Агапия, Ирина и Хиония Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские оригинальное имя Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία … Википедия

    Великомученица Ирина (пелена древнерусского шития) Ирина (греч. Αγία Ειρήνη) имя ряда святых, мучениц христианской церкви: Ирина Аквилейская, святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена «в… … Википедия

Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

Гимнография

Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским , их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) « Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος» , вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. (« »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи (« ̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν» ), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время.

Иконография

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P . Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione // ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs / Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R . Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F . Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243.

Иконогр.: MenolBas. Tab. 267; Sch ü tz L . // LCI. Bd. 5. Sp. 42; Wilpert . Bd. 1. S. 334-335; Bd. 2. S. 710-711. Fig. 304; Bd. 4. Tf. 205; Restle . Bd. 3. N 201, 218; Millet . Athos. Tf. 165; Roeder H . Saints and their attributes. L.; N. Y.; Torоnto, 1955. P. 267; Soares E . Inventario de coleccao de Registros de Santos. Lisboã, 1955. N 04703; Reau . Vol. 3/1: Iconographie des Saints. A-F. P. 26; Миjовић . Менолог. С. 336; Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 502; Евсеева . Афонская книга. С. 296. № 145.

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские
Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία
Рождение
Фессалоники , Римская империя
Смерть (0304 )
В лике мучеников
День памяти 16 (29) апреля ; сир. - 2 апреля; греч. - 22 дек. (со святыми Анастасией и Хрисогоном); католич. - 1 или 5 апреля, 25 декабря
Подвижничество мученическая смерть
Категория на Викискладе

Ага́пия, Ири́на и Хиони́я Аквилейские (Солунские или Иллирийские) (греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία , «Любовь, Мир и Снежная») - три святые христианские мученицы IV века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Память Солунских мучениц Агапии и Хионии встречается в древнейшем восточном месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития (который восходит к протоколам их допросов), сохранился только в Cod. Vat. Gr. 1660 (916)

    Дополненный вариант жития

    Затем история их мученичества, так же как история мученичества святых Феодоты и Еводия была включена в житие святой Анастасии Узорешительницы, в связи с чем действие переносится в итальянский город Аквилею .

    Рано осиротев, сестры были благочестивыми христианками, отказывались выходить замуж и следовали духовному руководству священника Зинона (Зоила), которому вскоре во сне было открыто, что он скончается, а юным девам суждено мученичество. То же явление было находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительнице , которая отправилась к сестрам и воодушевила их мужественно принять мученический венец.

    Вскоре действительно Зинон скончался, а девушек арестовали и отправили на суд к императору Диоклетиану . Несмотря на уговоры, девушки отказались отречься от Христа. Диоклетиан отправлялся в Македонию, туда же увезли сестер и отдали на суд правителю Дулкицию. Последний прельстился их красотою и пообещал им спасение, если они удовлетворят его страсть. Но девушки отказались, и он отправился к ним ночью. Но его поразила невиданная сила, он потерял рассудок, попал на кухню, где перепачкался в саже и был с трудом узнан стражей. Он решил, что девушки околдовали его и решил отомстить. На суде он приказал обнажить их, но воины не сумели этого сделать, так как одежды будто приросли к девушкам. На суде Дулкиций внезапно заснул чудесным беспробудным сном, который продолжался, пока его не внесли обратно в дом. Диоклетиану сообщили о происшедшем, он разгневался на судью и перепоручил их дело судье Сисинию. Последний допросил дев, никто из них не отрекся. Он приказал сжечь Агапию и Хионию заживо, а младшую сестру Ирину оставил напоследок. Но когда пламя погасло, стало видно, что тела и одежда мучениц не опалены огнём, а лица покойных преисполнены спокойствия.

    На следующий день Сисиний судил Ирину, пугая её участью сестер и угрожая отдать на поругание в блудилище. Ирина отвечала со спокойствием, что и в таком случае душа её не осквернится отречением от Христа. Когда солдаты вели Ирину на блудилище, к ним подошли два светлых воина и сказали «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа», что и было исполнено. Это были ангелы, которые её спасли от надругательства. Сисиний с отрядом отправился к горе и увидел на её вершине девушку. Они не могли подняться наверх, и один из солдат убил её стрелой из лука. Тела дев погребла святая Анастасия .

    В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций Агапия, Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы .

    "Если сам ты не милуешь ближних и, что ещё хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?" (Прп. Севастьян Карагандинский)

    Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).

    Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

    По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
    Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

    На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

    Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

    Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

    Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

    Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

    Кондак мученицам Агапии, Ирине и Хионии
    глас 4

    Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.



Статьи по теме: