Смотреть что такое "Пигмалион (царь Тира)" в других словарях. Хирам (царь Тира)

Крэйг Кинер

«сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» - (Иез.28:2)

Подобно Исаии, Иезекииль, также, содержит прорицания против народов: Аммон (25:1-7), Моав (25:8-11), Эдом (25:12-14), Филистия (25:15-17), Тир (26:1-28:19), Сидон (28:20-26) и Египет (29:1¬32:32). Отрывок, который иногда применяют к дьяволу, 28:12(б)-19, находится в центре прорицания против правителя Тира, и более того, 12 стих начинается: «Сын человеческий, подними плачь о царе Тирском». Никто не спорит с тем, что контекст говорит о царе Тира, но те, кто применяют этот текст по отношению к дьяволу, утверждают, что текст, также, можно применить и к дьяволу, потому что (по их словам), некоторые элементы в тексте не могут быть применены ни к кому иному, кроме дьявола.

Этот аргумент, как мы увидим, не точен. В плаче этот правитель назван высокомерным, по причине его мудрости и совершенной красоты (28:12, 17), - также как Тир заявляет, что имеет совершенную красоту (27:3-4, 11) исполнен мудрости, результатом которой было богатство (28:3-4), само - провозглашенная мудрость, которая заставила царя думать, что он бог (28:6), хотя, он был всего лишь человеком (28:8-10). Этот царь был в Эдеме, саду Божьем (28:13), эту фразу используют в защиту взгляда о дьяволе, предполагают, что толковать необходимо буквально: только дьявол был в Эдеме, по их словам. Но это неверно; Адам и Ева, которые также хотели стать равными Богу (Быт.3:5), также жили в Эдеме, и Иезекииль мог сравнить гордость царя Тира с гордостью первых людей.

Но, другое объяснение даже лучше, чем объяснение о дьяволе или Адаме: Иезекииль открыто сравнивает правителя Тира с херувимом (28:14-15). В Бытие ни Адам, ни змей не названы херувимом, но этот термин используется только по отношению к херувиму: Божьему ангелу поставленному там для того, чтобы не впускать Адама и Еву в сад, после их падения (Быть.3:24, ср. Иез.28:14-15, NIV «охраняющий херувим»). Другими словами, это образ, представляющий великий престиж в Божьем саду («святая гора Бога» - 28:14, - может говорить о горе Сион, часто в Писании, упоминание образа херувима связано с тем, что на нем восседает Бог на ковчеге в Храме. Непорочен, пока не нашлось в нем беззаконие - 28:15, может быть также частью образа херувима).

Некоторые возражают, говоря, что царь не может быть приравнен к славному херувиму в Эдеме; текст называет его херувимом, и должен толковаться буквально. Те, кто настаивают на том, что все детали этого пророчества должны приниматься буквально, тем не менее, не постоянны в своем толковании других упоминаний Эдема в окружающих главах. Иезекииль наполнен образами, поэтическими иллюстрациями и метафорами (в которых что-то одно, может быть сравнено с чем-то другим, без использования «подобно» или «как»), одни из которых являются утверждениями, когда Фараон назван деревом в Эдеме, Божьем саду (Иез.31:1-18; он также назван чудовищем морским, 29:3-5). Используя разные образы из истории падения Адама и Евы, пророчества Иезекииля говорят о поставленном херувиме и величайшем дереве в Эдеме (возможно, дерево жизни или дерево познания добра и зла?). Защитники взгляда о дьяволе, настаивают на своей позиции, говоря, что пребывание в Эдеме указывает на дьявола в Иез.28, но об этом не говорится в Иез.31, для своего аргумента они могут использовать только Иез.28. (некоторые цитируют «флейты» на его теле, но это основывается только на одном переводе, что не находит подтверждения в Еврейском варианте).

Украшение из драгоценных камней (28:13) говорит о великом богатстве Тира, в других местах описанное терминами прекрасного украшения (27:4-7, 24) и торговля разнообразными товарами, включая драгоценные камни (27:16, 22). Беззаконность 28:15 - проявлялась в беззаконии торговых интересов Тира (28:16), «нечестной торговли» (28:18), в других местах также упоминается об этом (27:2-36; 28:4-5; ср.26:17). Гордость царя по причине его красоты (28:17), повторяет гордость царя Тира, который провозгласил себя богом, оставаясь при этом, человеком (28:2), гордость по причине богатства Тира, которое он собрал в результате торговли (28:5). Этот огонь должен был выйти от правителя Тира (28:18), также, как в древних городах обычно разрушенных по причине пожара в их среде (ср. Амос 1:4, 7, 12; 2:2, 5 - особенно Амос 1:10, против Тира).

Иезекииль, говорит о высокомерном человеческом правителе. Царь, в этом отрывке возвеличил себя в гордости и был сброшен вниз; это свержение более ясно озвучено в пророчестве в начале главы (28:2-10). Он называл себя богом, восседающем на престоле морей (28:2; Тир находился на побережье Финикии). Бог побуждает Иезекииля насмехаться над этим царем: «Ты думаешь что ты мудрый как Бог» (28:6), но Бог приведет суд на этого царя, с помощью других народов (28:7); тогда, будет ли он продолжать изображать из себя бога, стоя перед теми кто убьет его (28:9)? Он был человеком, не богом, и он должен был умереть ужасной и жестокой смертью (28:8-10). Сомнительно, что это может быть описанием дьявола, нетленного духа; это земной правитель, провозглашавший себя богом, который узнал о своей смертности во время Божьего суда против Тира.

Даже если, этот отрывок из Писания говорят о дьяволе, так же как и о земных правителях,- в контексте это не подтверждается, - почему, тогда, защитники этой точки зрения часто применяют эти отрывки к дьяволу и никогда к земным правителям, которых судит Бог за их высокомерие. Разве отрывки о человеческом высокомерии не сделают эти тексты еще более полезными для проповеди или обучения наших слушателей? Я подозреваю, что многие верующие просто относят эти места к дьяволу, потому что, именно это учение мы всегда слышали, но никто из нас, никогда не изучали их тщательно в контексте. Каким бы ни были их взгляды, я не верю, что читатель может не заметить главную тему нашей мысли: этот текст имеет более широкий контекст в окружающих главах, а наши попытки «сократить путь» терпят провал в изучении книг Библии такими, какими их вдохновил Бог.

Толкование Библии. Крэйг Кинер

Самой первой заботой победителя при Иссе в ноябре того же года было отправить Пармениона с надежной охраной по долинам Оронта и Бекаа пятьюстами километрами южнее, в сирийский Дамаск, где предатель должен был выдать ему сокровища Дария. Между тем сам Александр с основными силами двигался вдоль берега в направлении финикийских портов. Принадлежавшие им корабли представляли постоянную угрозу для греческих флотов и торговли. Новость о победе Александра, назначение Менона, под командованием которого находилась вся союзная кавалерия, сатрапом западной части Сирии, Ливана и Иудеи, кары, примененные к тем городам, которые отважились противиться преимуществам, предоставляемым тем, кто пошел на сговор, побудили кипрских царьков (три четверти из них - греческого происхождения) и значительную часть более или менее эллинизированных царей финикийских городов отправить к Александру свои посольства. По прибытии послы заявили, что не желают впредь подчиняться персам, но готовы соединить свои силы с войсками освободителя, при том условии, что их свободы и автономия будут гарантированы. Стратон, сын царя островного города Арада (нынешний Руад на севере Ливана) передал Александру свой город, а также города Мараф, Сидон, Мариамну «и все прочие земли, на которые распространялась его власть» (Арриан, II, 13, 8). Шел декабрь 333 года. Корабли более не могли оставаться в открытом море, а навигация должна была открыться лишь в апреле. До весны надлежало обеспечить контроль над всем берегом вплоть до Газы.

В начале зимы к Александру в Мараф явились послы Дария. Они доставили письмо царя: Дарий предложил Александру договор о союзе и дружбе и выкуп за своего сына и взятых в плен вельмож, а также за своих мать, жену и дочерей. Александр ответил недвусмысленным и резким отказом, чему разные авторы дают различные обоснования исторического, нравственного и политического характера. Если верить Арриану (II, 14, 8–9), Александр, взбешенный тем, что в послании он не был назван царем, написал Дарию буквально следующее: «Явись ко мне как к господину всей Азии, каковым я являюсь… Впредь, когда будешь присылать ко мне послов, отправляй их как к царю Азии, а не как к равному себе, и проси у меня о чем-либо как у господина всего того, чем ты владеешь. И если ты этого не сделаешь, я буду считать тебя преступником. Если же ты желаешь еще побороться за царство, оставайся на месте и не спасайся бегством в случае битвы, ведь я пойду на тебя войной, где бы ты ни был». Стиль послания, которое приписывает Александру римлянин Курций Руф (IV, 1, 14), еще лапидарней: «Когда будешь мне писать, помни, что пишешь не просто царю, а твоему царю». Но стоит ли принимать в расчет эти слова, когда нам доподлинно известно, что античные авторы имели обыкновение с величайшим прилежанием переиначивать все речи и все послания?

Из Дамаска Парменион прислал Александру часть сокровищ Дария и наложницу, благородную Барсину, прежде жену или сожительницу Ментора, брата Мемнона, а также отправил к нему греческих послов, которые прибыли к Дарию для заключения мира перед битвой при Иссе. Александр освободил их всех за исключением Эврикла, посла спартанцев, находившихся с Македонией в состоянии войны. Это был скорее политический расчет, чем дань сентиментальности.

Следуя вдоль берега нынешнего Ливана, Александр принял в январе 332 года изъявления покорности от городов Библа и Сидона. В последнем друг царя Гефестион посадил грекофила Абдалонима вместо давнего вассала персов Стратона. Свой торговый флот Абдалоним предложил Александру, как из признательности царю, так и из ненависти к Тиру, городу-сопернику, которому предстояло выдержать достопамятную семимесячную осаду (февраль - август 332 г.). В саркофаге из Сидона, украшенном навеянными жизнью двух царей героическими сценами охоты и битв, одной из жемчужин коллекции Стамбульского археологического музея, обычно именуемом «саркофагом Александра», возможно, были погребены останки Абдалонима 21 . Посольство от Тира во главе с наследником царя Абдимилка, который сам в это время находился в Эгейском море в составе персидского флота, попыталось с помощью даров добиться благосклонности Александра, надеясь, что ни македоняне, ни персы в город не войдут. То есть, выражаясь дипломатическим языком, жители Тира рассчитывали на гарантии своей безопасности, сославшись на нейтралитет.

Однако Александр, который верил в собственное происхождение от Геракла-Мелькарта, «царя города Тира», выразил желание совершить жертвоприношение предку, а для этого высадиться на острове, на котором стояли город и оба его порта. Знать и жречество Тира царю в его просьбе отказали. Тогда Александр собрал своих военачальников и изложил им военные, политические и экономические аспекты той опасности, которая грозит македонянам в случае, если они оставят за своей спиной самую мощную морскую державу Средиземноморья. Флот, которым обладал Тир, был способен отовсюду угрожать завоеванным территориям. Инженерам и механикам саперного корпуса необходимо было решить, как овладеть укрепленным островом, не имея эскадры. Вся армия была брошена на строительство начинающегося от материка мола длиной 700 метров и шириной 60 метров, который должен был связать сушу с островом. По молу подтаскивали осадные машины и выдвигались штурмовые колонны. Александр лично руководил работами. Когда буря разметала часть дамбы, пришлось ее перестраивать, подпирая толстыми стволами деревьев. Несмотря на неприятельские брандеры, перестраивались также парапеты и башни. Во время этих осадных мероприятий, покуда все союзные армии понемногу собирались вокруг Тира, Александр предводительствовал краткой экспедицией, даже набегом против обитавших в Антиливане сирийцев, которые угрожали линиям коммуникаций с Алеппо (ныне Халеб). Вернувшись из рейда, Александр узнал, что подошло пополнение: 4 тысячи греческих наемников и 190 боевых кораблей, которые готовы были сражаться вместе с ним. Александр потребовал присяги на верность и денежных средств от иудейского первосвященника в Иерусалиме, расположенном в 250 километрах от Тира, и получил и то и другое.

Наконец древний остров был взят штурмом со стороны моря. Когда два его порта, на севере и юго-востоке, оказались заблокированными греческими, кипрскими и сиро-финикийскими эскадрами, на многих кораблях которых, с четырьмя и пятью рядами гребцов, были размещены метательные машины, со стороны «сидонского» порта на севере и через арсенал на юге одновременно начался штурм, в то время как со стороны дамбы на востоке внимание осажденных отвлекала пехота. По перекидным мостикам, переброшенным с высоты деревянной башни, которая была установлена на двух сцепленных кораблях, гвардейцы Адмета, а за ними и сам царь перепрыгнули на крепостную стену вблизи арсенала, после чего их примеру последовали другие воины с корабля. Штурмующие овладели городом улица за улицей, дом за домом, этаж за этажом. Наконец жрецы из храма и городские власти изъявили желание сдаться на милость победителя. Число убитых при штурме обитателей Тира составило 6 тысяч при населении в 30 тысяч человек. Судя по всему, 2 тысячи мужчин были распяты, а 5 тысяч женщин и детей проданы в рабство.

Осада и взятие Тира дали повод разыграться воображению историков 22 , прежде всего потому, что эти сражения ознаменовали конец финикийского могущества и отдали греческой торговле абсолютное господство над восточным Средиземноморьем. Курций Руф пишет (IV, 4, 18): «Александр пощадил послов Карфагена (те находились тогда в Тире с паломнической миссией), однако добавил, что объявляет Карфагену войну, которую в связи с теперешней занятостью откладывает на более позднее время». И в самом деле, захват западного Средиземноморья отнюдь не был его первоочередной задачей.

От Тира (нынешнего Сура) и вплоть до самого юга страны все порты и крепости филистимлян направили победителю свои поздравления, верноподданнические пожелания, отослав венки и благословения. В их числе был и Иерусалим, куда Александр так и не попал, разрешив ему, однако, сохранить теократическую форму правления, а сверх того, судя по всему, освободив жрецов Храма от податей, которые они платили персидскому царю. Но одновременно в конце осады Тира от Дария из Вавилона прибыло второе посольство. Обращаясь к Александру «как к царю», Дарий сделал ему новые предложения. Сверх выкупа Александр мог теперь получить руку дочери Дария Статиры (названной так в честь матери), в приданое которой входила «вся территория от Геллеспонта до Галиса» (Курций Руф, IV, 5, 1). Согласно Арриану (II, 25, 2), Парменион стал уговаривать Александра принять это предложение, добавив при этом: «Если бы я был на твоем месте…», на что юный царь будто бы ответил: «Я тоже, будь я на твоем…» Несомненно, двойной отказ македонянина объясняется фиктивным характером делавшихся ему уступок: давая такое приданое пленной дочери, Дарий не желал расстаться со своей властью над страной, которая на самом деле больше ему не принадлежала.

Будучи уверен теперь в своих тылах, Александр продолжил путь на юг. Единственным портом, оказавшим ему сопротивление, была Газа, называвшаяся в античности также Миноей, столица филистимлян, которую постоянно оспаривали друг у друга финикийцы, евреи, критяне и египтяне. В сентябре 332 года Газу удерживал состоявший из персидских военачальников и арабских наемников гарнизон под командованием деятельного перса Батиса. Вначале Александр попытался овладеть городом с помощью поставленных на колеса башен и подкопов под стены. В ходе одной из стычек царь был ранен. Тогда осаждавшие насыпали вал, высотой почти равный стенам, взгромоздили на него башни и увеличили число подкопов. Наконец стена обрушилась, и союзные воины проложили себе дорогу через брешь. Здесь царь снова был ранен (уже в пятый раз), что привело его в такое исступление, что он повелел умертвить всех защитников, в том числе градоначальника, а мирное население обратить в рабство (октябрь 332 г.). Победителям досталась богатейшая добыча, прежде всего множество благовоний (Плутарх «Александр», 25, 6–7; Плиний Старший «Естествознание», XII, 62). Город был заново заселен окрестными туземцами и превращен в крепость или, скорее, в базу для ведения последующих операций, между тем как македонский флот снова овладел Милетом и островами Хиос и Лесбос, в предыдущем году захваченными персами.

21 Диодор, XVII, 47; Курций Руф, IV, 1, 16–26; Юстин, XI, 10; Поллукс, VI, 105. Ср.: К. Schefold и М. Seidl, Der Alexander-Sarkophag, Berlin, 1968; V. von Graeve, «Der Alexandersarkophag und seine Werkstatt», Istanbuler Forschungen, B. 28, 1970: возможно, на этом саркофаге, украшенном сценами охоты и сражений, аналогичными тем, что имелись на катафалке Гефестиона, изображены Александр и его друг (pl. 52, 1–2 и 54, 1–2).
22 Диодор, XVII, 40, 2–46; Курций Руф, IV, 2–5; Плутарх «Александр», 24, 4-25, 3; Арриан, II, 15, 6-24; Юстин, XI, 10.

- (Pigmalion, Πυγμαλίων). 1) Брат Дидоны, царь Тира, убивший ее мужа Сихея, после чего она бежала и на берегу Африки основала Карфаген. 2) Царь на о. Кипр, влюбившийся в сделанное им самим изваяние девушки. По его молитве, Афродита оживила статую,… … Энциклопедия мифологии

Царь Тира с 820 по 774 г. до Р. Хр. (по царским анналам, переданным Менандром). К его 7 му году у Тимея и др. приурочено основание Карфагена сестрой его, Дидоной Элиссой; бог П. (Peum eljon побуждаемый вышним) отождествлен, вероятно, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пигмалион - (греч. Pygmalion). 1. Царь Тира, брат Элиссы (Дидоны), легендарной основательницы Карфагена, мужа которой он убил с целью завладеть его богатством. 2. Царь и скульптор с острова Кипр, влюбившийся в созданную им самим статую девушки Галатеи … Античный мир. Словарь-справочник.

- (греческое Pygmalíön) в мифологии: 1) царь Тира, брат Элиссы (Дидоны) легендарной основательницы Карфагена, мужа которой П. убил, чтобы завладеть его богатством. 2) Царь и скульптор с о. Кипр, влюбившийся в изваянную им статую девушки… … Большая советская энциклопедия

- (греч?. Pygmalion имя; вероятно, финикийского происхождения) в мифологии: 1) П. царь Тира, брат Элиссы (Дидоны) легендарной основательницы Карфагена, мужа к рой, Сихея, П. убил. 2) Царь с о. Кипр, влюбившийся в статую Афродиты. По другой версии,… … Советская историческая энциклопедия

Пигмалион - в греч. миф.: 1. Легенд. царь Кипра. Жил одиноко, избегая женщин, торговавших своим телом. В своем уединении П. сделал из слоновой кости статую прекрасной девы и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Пигмалион - (греч.) – 1. Легендарный царь Кипра и искусный скульптор, живший одиноко и избегавший женщин. Он сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. П. обратился с мольбой к Афродите, чтобы та вдохнула жизнь в статую. Тронутая… … Мифологический словарь

Содержание 1 Введение 2 Финикия 3 Палестина 4 Иудея … Википедия

Древний город (близ совр. Туниса) и государство, существовавшее в 7 2 вв. до н.э. в западном Средиземноморье. Карфаген (что означает по финикийски новый город) был основан выходцами из финикийского Тира (традиционная дата основания 814 до н.э.,… … Энциклопедия Кольера

Струнный клавишный инструмент, род фортепьяно, в которомструны имеют не горизонтальное, а вертикальное положение, вследствиечего П., не имея хвоста, как рояль, или размеров большогогоризонтального ящика, как фортепиано, занимает мало места. Звук … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Хирам правил на финикийском острове Тир возле побережья Ливана, воздвигал там гигантские здания и храмы, украшал их золотыми колоннами, считался мудрым и могущественным царем.

У Хирама были дружественные отношения с Израильским царством; финикийские моряки помогали евреям в торговле на Средиземном и Красном морях. Когда царь Шломо (Соломон) начал воздвигать Первый Иерусалимский Храм, Хирам прислал ему кедры и кипарисы из Ливана, а также плотников, каменщиков, строителей разных специальностей.

Иосиф Флавий, из книги "Иудейские древности" (обмен письмами между двумя правителями):

"Царь Шломо – царю Хираму… Прошу тебя послать несколько твоих мастеров на гору Ливан, на подмогу моим мастерам, чтобы там совместно с ними валить деревья, потому что к рубке деревьев они оказываются гораздо способнее наших людей. Что же касается вознаграждения этим дровосекам, то я им выдам такое, какое тебе угодно будет назначить…"

"Царь Хирам – царю Шломо… Я с готовностью исполню все твои поручения. Прикажу срубить множество крупных кедров и кипарисов, велю людям моим доставить их к морю и распоряжусь, чтобы те немедленно составили из них плоты и пригнали к любому пункту твоей страны, куда ты пожелаешь… Вместе с тем прошу тебя позаботиться о доставке нам хлеба, в котором мы нуждаемся, потому что живем на острове…"

Иосиф Флавий добавляет: "Царь Шломо ежегодно посылал Хираму пшеницу, вино и оливковое масло, что привело к еще большей дружбе между Хирамом и Шломо, которые поклялись друг другу в вечной верности".


Хирам помог построить Первый Иерусалимский Храм, за что был взят живым на небо и стал вечножителем. Этот факт подвергается сомнению, а раз оно так, то приведем иные мнения.

Первое: попав в рай, Хирам вообразил себя богом и был изгнан оттуда через тысячу лет.

Второе мнение, более распространенное.

Бог предоставил Хираму долгую жизнь на земле – за помощь, оказанную при постройке Храма. Правитель Тира возгордился, вообразил себя бессмертным и решил возвести невиданный прежде дворец, чтобы народы поверили в его божественное происхождение.

По его повелению вбили в морское дно гигантские железные столбы, на них соорудили семь этажей – наподобие семи небес из стекла, железа, меди, серебра и золота. Небеса отделялись друг от друга водными прослойками, на которых разместили всевозможные камни, – они перекатывались, сталкивались, производили громы и молнии, к изумлению народов. На самом последнем небе с изображением зверей и херувимов стоял золотой трон, на котором восседал Хирам.

"Кто полон самим собой, тот не оставляет места для Бога". Явился к Хираму пророк Иехезкель и сказал:

– Царь Вселенной прислал меня, чтобы спросить: почему ты считаешь себя великим? Ты же смертный, от женщины рожденный.

Тот ответил:

– Да, я рожден женщиной, но тем не менее бессмертен. Как Бог господствует над глубинами морей, так и мой дворец в глубине моря. Как Бог обитает на семи небесах, так и я.

– Ходили по земле люди, на самом деле великие, – сказал Иехезкель, – но они не были такими самонадеянными.

"Этот нечестивец получит достойное наказание", – решил Всевышний, и вскоре вавилонский царь Навуходоносор захватил царство Хирама, предав его мучительной смерти. Каждый день из тела Хирама вырезали куски мяса, обмакивали в уксус, давали ему есть, и умер Хирам в ужасных страданиях.



Статьи по теме: