Президент и правительство франции. Новым президентом франции стал эмманюэль макрон

По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной).

Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализм исполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики .

Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную ).

Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции:

Функции Президента Франции

Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами » (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона.

Порядок избрания: президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, помажоритарной системе смешанного типа . Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства .

Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре ).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется мажоритарная система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом.

Правовой статус президента Франции вполне обычен:

Требования к кандидату

Требования к кандидату на должность президента традиционны:

    Гражданство Франции;

    Обладание избирательным правом;

    Возраст 35 лет;

Срок полномочий

Срок полномочий президента также вполне обычен– 5 лет.

Ранее (до 2000 г.), срок был большим – 7 лет, такое положение делало французских президентов «долгожителями » выделяя их статус по сравнению с другими странами. Теперь срок полномочий ничем не отличается от других государств

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограничений на переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока

Полномочия Президента – как и свойственно республикесмешанного типа , объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:

Полномочия, осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия, на которые требуется контрасигнатура Премьер-министра

    Представляет страну в международных отношениях, заключает договоры

    Право роспуска Национального Собрания

    Право введения в стране чрезвычайного положения

    Назначение Премьер-министра, иных министров и других высших должностных лиц государства.

    Передача на референдум законопроектов

    Председательствовать на заседаниях Совета Министров

    Право обращения в Конституционный Совет

    Главнокомандующий вооруженными силами страны.

    Право помилования

    Созыв Парламента на внеочередные сессии

    Подписание нормативных актов принятых СМ

    Назначение на часть гражданских и военных должностей

    Назначение дипломатических представителей

Ответственность: как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во Франции - для его осуществления есть особый орган политической юстиции – Высокий суд правосудия.

Франция считается одним из немногих государств мира, где впервые была введена высшая гражданская должность – пост президента страны. При этом статус французских президентов всегда отличался полнотой исполнительной власти и широтой государственных полномочий, которые были закреплены в Конституции Французской Республики.

Предыстория начала президентского правления

Сильная президентская власть во Франции сложилась исторически, унаследовав большинство рычагов государственного управления и полномочий от французских монархов. Франция практически всегда имела политический вес на мировой арене, входя в число ведущих мировых держав. Этому в немалой степени способствовал сильный государственный аппарат, отлаженная система перераспределения властных полномочий в стране. Париж успешно справлялся не только с управлением в самой метрополии. Власть французских монархов, императоров и президентов Французской Республики распространялась на обширные заморские территории и колонии в Африке, в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Однако, несмотря на эффективность государственной машины, на определенном этапе в стране сложились социальные и политические условия, кардинально изменившие впоследствии всю систему государственного управления. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная монархия, конец которой в 1792 году положила Великая Французская революция. С этого момента в стране начинается эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика просуществовала недолго — всего 7 лет — именно в тот период был заложен фундамент новой системы государственного устройства. Государственная власть в стране претерпела существенные изменения, с которыми пришлось впоследствии считаться французским императорам и королям, находившимся в определенный момент французской истории на вершине государственной власти.

Период Империи Наполеона (1804-1815 гг.) стал для Франции зенитом славы. В это время государственная власть в стране была сосредоточена в одних руках. Несмотря на то, что Наполеон потерпел поражение, и Франция снова на короткий период стала королевством, именно первому императору Франции Наполеону Бонапарту приписывают главную роль в построении стройной государственной системы управления. В конечном итоге полномочия и статус императора явились прологом к учреждению в стране высшей государственной должности — поста президента Франции.

Рождение президентской формы правления во Франции

Период президентского правления во Франции тесно связан с историческими событиями, которые потрясали страну в течение всего XIX века. Для Первой Республики была характерна чехарда в высших эшелонах власти. На смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория, которая породила Наполеона, будущего французского императора. После военного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю) в стране формально сохранилась республиканская форма правления, однако вся верховная власть во Франции теперь находилась в руках трех консулов — Сийеса, Роже Дюко — и генерала Наполеона Бонапарта, являющихся временным правительством.

С ликвидацией Директории закончилась Великая Французская революция. Первая Республика еще просуществует в течение последующих пяти лет. Ее конец наступит в 1804 году с провозглашением Наполеона Бонапарта императором всех французов. Великая Французская революция и время существования империи Наполеона по праву считаются самыми драматичными периодами в истории французского государства.

Последующие события стали не менее трагичными и драматичными, однако они изменили государственное устройство Франции. Сначала очередная французская революция 1848 года положила конец июльской монархии, дав начало новой, Второй республике в истории Франции. На волне революционного подъема, и воспользовавшись сложной военно-политической обстановкой, царившей в высшем истеблишменте французской политики, первым президентом Второй республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I.

В итоге на первых в истории Франции прямых выборах главы государства Луи Наполеон сумел одержать убедительную победу, получив 75% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. В дальнейшем система прямых выборов во Франции была упразднена, возродившись только в 1965 году во времена Пятой республики.

Инаугурация первого президента Франции состоялась 20 декабря 1848 года, в ходе которой Луи-Наполеон Бонапарт принес присягу на тексте Конституции. Самому первому президенту французского государства на момент избрания было всего 40 лет, что являлось долгое время абсолютным рекордом.

Ныне занимающий президентский кабинет в Елисейском дворце Эмманюэль Макрон является самым молодым президентом в истории Франции.

Президентство Луи-Наполеона Бонапарта — противоречивый период во французской истории. При первом президенте Франция становится экономически мощной державой, соревнуется с Британской Империей за право лидерства на европейском континенте и в мире. С помощью французских войск идет процесс объединения Италии. Однако, несмотря на достигнутые успехи на внешней арене, внутренний политический климат во Франции при первом президенте не отличался стабильностью.

Заговоры и попытки государственного переворота следовали один за другими. На волне борьбы с внутренней контрреволюцией Луи-Наполеон сам стал инициатором переворота 1851 года. В результате в стране были упразднены все демократические институты, установился полицейский режим, во главе которого стоял первый президент и его политические марионетки. В 1852 году было объявлено об установлении в стране Второй империи – Вторая республика канула в лету.

Концом правления императора Наполеона III стало жестокое поражение французов во франко-прусской войне 1870 года. Разгром французской армии под Верденом и пленение немцами 2 сентября 1870 года императора Наполеона III поставили точку в истории Второй империи. Последовавшая за этими событиями очередная революция дала жизнь очередной уже Третьей республике. С этого момента все последующие президенты страны будут непосредственно связаны с судьбой трех республик. Соответственно исчисляется и периодизация президентского правления. Только теперь можно четко проследить годы правления каждого из президентов, принадлежность его к определенной политической силе и связать роль каждой персоны с событиями французской истории.

Все президенты Франции времен Третьей республики

Начиная анализ деятельности всех последующих президентов французского государства, следует отметить, что объем их функций и полномочий теперь жестко регулировался в Конституции страны. Каждая из последующих редакций Основного Закона определяла взаимоотношения президентской ветви власти с правительством. Отдельного внимания заслуживает и способ избрания президента страны, практикуемый во Франции в течение последующего периода истории.

Со времен падения Второй республики на высший государственный пост во Франции избиралось лицо, кандидатура которого получала больше голосов в Национальном собрании. Таким способом 31 августа 1871 года был избран второй президент страны — Адольф Тьер. Несмотря на то, что срок правления второго президента был определен в три года, через полтора года, в мае 1873 года, Тьер подал в отставку. В стране были назначены выборы нового главы государства.

Третьим президентом Третьей республики стал генерал Патрис де Мак-Магон, носивший графский титул. Годы правления Патриса де Мак-Магон 1873 — 1879. Это при нем во Франции в 1875 году были приняты новые Конституционные законы, которые определяли статус президента Франции, устанавливали способ избрания главы государства и определяли продолжительность президентского срока в 7 лет. Впервые на законодательном уровне было зафиксировано право главы государства быть переизбранным на второй срок. Третий президент Франции запомнился в истории своим ярым монархизмом. Во время своего пребывания у власти Мак-Магон старался свернуть все революционные завоевания, устроив период политической реакции. Только благодаря прочной позиции демократических сил в Национальном собрании Франции, в стране удалось сохранить республиканскую форму правления и демократический строй. Под давлением политических оппонентов Мак-Магон в январе 1879 года досрочно оставил свой пост.

В период с 1879 года по 1940 на посту президента Франции побывало 19 персон, среди которых пятеро временно находились на высшем посту. Список президентов для этой эпохи Третьей республики выглядит следующим образом:

  • президент Франсуа-Поль-Жюль Греви, занимавший пост дважды — в 1879-1986 гг. и в 1886-87 годы;
  • Мари-Франсуа-Сади Карно, занимавший высокий пост президента страны в 1837-1894;
  • Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье, июнь 1894 — январь 1895;
  • Феликс-Франсуа Фор, годы правления с 1895 по 1899 год;
  • Эмиль-Франсуа Лубе, годы правления 1899-1906;
  • Клеман-Арман Фальер, занимавший пост президента страны 7 лет — с 1906 года по 1913;
  • Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре, годы правления 1913-1920;
  • Поль-Эжен-Луи Дешанель, занимавший пост президента Франции в течение 8 месяцев 1920 года;
  • Этьен-Александр Мильеран, получивший пост главы государства в 1920 году и занимавший его в течение 1920-1924 гг.;
  • Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг, годы правления 1924-1931;
  • Жозеф-Атаназ-Поль Думер, занимавший пост главы государства в течение 11 месяцев, с июня 1931 года по май 1932 года;
  • Альбер-Франсуа Лебрен занимавший пост президента страны в 1932 – 1940 годах.

Судя по перечню, не все французские президенты занимали высокий пост в течение семи лет, отведенных Конституцией. Во французской политике довольно частым явлением считается добровольная отставка политиков самого высокого ранга, и президенты не являются в данном случае исключением. Этим объясняется количество временно исполняющих обязанности президента, которых был пятеро. Как правило, такая персона назначалась на переходный период до следующих выборов президента. Временно исполняющие обязанности президента были в январе 1879 года, в декабре 1887 года, в 1893, в 1895 и в 1899 году. В XX веке и.о. президента Франции были всего две персоны: Франсуа-Марсаль, Фредерик, исполнявший обязанности президента в 1924 году, и Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё, занимавший высокий пост в 1932 году.

В конце XIX века во французскую политику приходят партии и союзы. До этого президенты Франции являлись политически независимыми персонами. Начиная с президентства Эмиля-Франсуа Лубе, представлявшего Республиканский Демократический альянс, все последующие президенты были представителями той или иной политической силы. Только двое из этого длинного списка занимали президентский пост дважды: Франсуа-Поль-Жюль Греви и Альбер-Франсуа Лебрен.

Из перечисленных персон Третья республика может по праву гордится многими. Так при президенте Раймоне-Николя-Ландри Пуанкаре Франция вступила в Первую мировую войну и вышла из этой колоссальной бойни в числе стран-победительниц. В течение первой трети XX века французские президенты довольно активно принимали участие во многих аспектах мировой политики, высоко подняв политический престиж Франции. Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война вскоре положила конец Третьей республике. После разгрома Франции немецко-фашистскими войсками и подписанной 11 июля 1940 года капитуляцией президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранен от власти. Третья республика де-факто прекратила свое существование, уступив место политическому режиму Виши, который возглавлял маршал Анри-Филипп Петен.

Президентская власть при Четвертой и Пятой республиках

После завершения Второй мировой войны вновь собранное Учредительное собрание приняло новый проект Конституции, который 13 октября 1946 года был вынесен на всенародный референдум. Формально это означало установления во Франции парламентско-президентской республики, в которой полномочия президента страны носили декларативный, представительский характер. Первым послевоенным президентом страны в 1947 году стал Жюль-Венсан Ориоль, представляющий французскую социалистическую партию.

Через семь лет, в 1954 году на пост президента избирается Жюль-Гюстав-Рене Коти — представитель мелкой буржуазии и независимых крестьянских демократов. При нем на ведущие роли во французской политике выдвигается герой и ветеран Второй мировой войны, лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль. В 1958 году возглавляемое им правительство выставило на очередной референдум проект новой Конституции, в которой президентская ветвь власти становилась во Франции главной. С принятием новой конституции закончилась Четвертая республика, наступила эпоха Пятой республики.

В соответствии с новым Основным Законом, французский парламент был существенно ограничен в своих полномочиях, поэтому повышается статус президента. Глава государства становится полновластным главой исполнительной власти в стране. Распоряжения президента имеют силу законодательных актов. В обязанности президента страны входит формирование кабинета Министров, который затем рассматривается и утверждается французским парламентом.

Президент председательствует на заседании Кабинета Министров, принимает указы, подписывает правительственные ордонансы и декреты, осуществляет назначение на государственные должности. Как верховный главнокомандующий, президент Франции несет на себе всю ответственность за суверенитет французского государства и боеспособность вооруженных сил Французской Республики. При де Голле меняется принцип избрания президента. Его теперь избирают не в стенах парламента. Эту функцию выполняла коллегия выборщиков, представлявших все департаменты страны.

18-й президент страны генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль — самая яркая персона этого периода — занимал высокий пост в 1959 — 1969 годах. Это ему первому из всех послевоенных президентов удалось действительно сделать президентскую ветвь власти в стране по-настоящему сильной и прочной. Франция вышла из круга негласной международной изоляции, в которой страна оказалась после Второй мировой войны. В число заслуг президента де Голля можно занести начало деколонизации. Франция окончательно переходит от имперской системы управления к франкофонному сообществу наций. Алжир, Вьетнам и Камбоджа получают независимость. В июне 1962 года в стране действует новое избирательное законодательство, по которому главу государства избирают на всенародном прямом голосовании.

При де Голле меняется внешнеполитический курс Франции. С началом агрессивных действий США в Индокитае Франция выходит из НАТО. На период президентского правления Шарля де Голля приходится период нормализации политических отношений с Федеративной Республикой Германии и с Советским Союзом. Однако реформы на внутренней политической арене заканчиваются полным крахом, многие цели в социально-экономической отрасли оказываются не достигнутыми. Акции гражданского неповиновения в Париже, вспыхнувшие в мае 1968 года, привели к добровольной отставке де Голля с поста президента страны.

В результате всенародного прямого голосования в 1969 году на пост президента Франции избирается Жорж-Жан-Раймон Помпиду, годы правления 1969 – 1974 годы. На период Пятой республики приходится правление 8 президентов. Вслед за Жоржем Помпиду на высший государственный пост избираются:

  • Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен, представитель федерации независимых республиканцев, годы правления 1974-82 гг.;
  • Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран, представляющий французских социалистов. Франсуа Миттеран находился у власти два президентских срока с 1981 года по 1995 год;
  • Жак-Рене Ширак, годы правления 1995-2007 годы;
  • Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча, занимавший Елисейский дворец в 2007-2012 годах;
  • Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд стал 24-м президентом Франции, занимая высокий пост в период 2012-17 годы.

В 2018 году в стране состоялись новые выборы, на которых победил Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон, став 25-м президентом Французской Республики и одновременно с этим, самым молодым политиком, занявшим этот высокий пост. Следует отметить, что начиная с 2002 года, президентский срок сократили до 5 лет, оставив за Главой государства право быть переизбранным на второй срок.

Резиденция президента Франции

Начиная с 1848 года, после избрания на высший государственный пост Луи-Наполеона Бонапарта, Елисейский дворец становится официальной резиденцией президента Республики. Дворец представляет собой комплекс сооружений, расположенный в VII округе французской столицы. Основное здание было построено в 1722 году и считалось одним из самых фешенебельных строений Парижа XVIII.

Во времена правления Наполеона I в здании сначала размещались правительственные структуры, а после установлении Империи Елисейский дворец стал официальной резиденцией французского императора.

На территории дворцового комплекса находятся не только жилые апартаменты главы государства. В Елисейском дворце находится приемная президента, где глава Пятой республики принимает высокопоставленных иностранных гостей, зарубежные делегации. Дворец является официальным местом заседаний Кабинета Министров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Уверенную победу одержал Эммануэль Макрон. Еще ночью, как только начали приходить первые результаты голосования, его поздравила соперница, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Парадоксально: несмотря на поражение, она сегодня тоже празднует. Обозреватель НТВ Вадим Глускер узнал, почему.

Финальный отсчет на гигантском экране — у пирамиды Лувра: 3, 2, 1 — новый президент франции. Эммануэлю Макрону французы отдали 65% голосов. Впервые в истории в стране — 39-летний президент, и главное — не принадлежащий никакой партии, ни республиканцам, ни социалистам.

Кто мог себе представить еще полгода назад, что Эммануэль Макрон будет избран президентом, да три года назад о нем вообще ничего не было известно. Кроме того, что он успешный финансист, а супруга старше его на 24 года.

Жительница Парижа : «Это очень важно для нас, победить Марин Ле Пен. И получить молодого динамичного президента. Это надежда для Франции и французов».

Житель Парижа : «Это новая молодая Франция, в отличие от тех политиков, которые нами управляли до этого. Конечно, победить Марин Ле Пен важно, но в первую очередь — это возможность построить новую Францию, Францию будущего».

Для торжеств Эммануэль Макрон выбрал площадь перед Лувром. Идеальное место для проведения гигантской дискотеки. Знаменитая пирамида, построенная в 80-х, минувшей ночью своими гранями создавала атмосферу президентского танцпола. Резкая смена музыкального сопровождения: начинает звучать европейский гимн ода «К радости» Бетховена. Под нее только что избранный президент Франции идет по многочисленным галереям бывшего дворца королей Франции.

Эммануэль Макрон , избранный президент Франции: «Сегодня вечером вы победили, Франция победила. У того, что мы сделали за столько месяцев, нет ни прецедента, ни аналога. Все говорили нам, что это было невозможно. Спасибо за ваше доверие. Это доверие обязывает меня, и отныне я являюсь его хранителем, чтобы не разочаровать вас и соответствовать ему».

Затем к Макрону присоединилась его жена, и под ее зорким взглядом он обратился к избирателям, которые предпочли ему Марин Ле Пен.

Эммануэль Макрон : «Сегодня они выразили гнев, смятение, порой убеждения. Я их уважаю. Но я сделаю все в предстоящие пять лет, чтобы у них больше не было ни единой причины голосовать за крайние позиции».

Сама Марин Ле Пен, признав свое поражение, отметила, что несмотря на то, что «Национальный фронт» показал феноменальный результат — 11 миллионов человек проголосовали за идеи национал-популизма, и главное, стал первой оппозиционной силой страны, — настало время радикальных перемен.

Марин Ле Пен
: «„Национальный фронт“ должен серьезно поменяться, чтобы не упустить эту историческую возможность и оправдать надежды французского народа, которые люди выразили в ходе второго тура. Я предложу начать глубокую трансформацию нашего движения, чтобы стать новой политической силой, на которую надеются многие французы и которая необходима более чем когда-либо» .

После этого Марин Ле Пен пустилась в пляс, и было отчего. Сразу после оглашения результатов второго тура появились данные соцопросов на тему того, как собираются голосовать французы на парламентских выборах через месяц. Согласно этим данным, движение Эммануэля Макрона может рассчитывать в парламенте лишь на 25% депутатского корпуса, партия Марин Ле Пен — на 22%. И это при том, что на сегодняшний день у «Национального фронта» лишь два депутата в национальной ассамблее.

В любом случае, чтобы полноценно руководить и исполнить все предвыборные обещания, Макрону нужна коалиция. А с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Впрочем, пока об этом он старается не думать. Он сделал главное: стал президентом из ниоткуда.

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Президент Французской Республики
Président de la République française
Официальная резиденция Елисейский дворец
Назначалась избирается на прямых выборах
Срок полномочий 5 лет, не более 2 раз подряд
Должность появилась 20 декабря
31 августа
16 января
Первый в должности Луи-Наполеон Бонапарт
Должность упразднена 2 декабря
11 июля
Сайт elysee.fr

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами



Статьи по теме: