Онлайн чтения романа булгакова мастер и маргарита. С эффектом погружения. Google-чтения «Мастер и Маргарита. Я там был. От Карениной до Маргариты

Google запустил VR-проект «Мастер и Маргарита. Я там был»

14 11, 2016, 06:00

Компания Google и «Мосфильм» провели онлайн-чтения «Мастер и Маргарита. Я там был».

Два дня с перерывом на ночь избранные актеры, политики, спортсмены и даже особо талантливые интернет-пользователи – более 500 человек из восьми городов России и Израиля читали роман вслух, а все остальные наблюдали зрелище онлайн.

Организаторы не стали надеяться на воображение зрителей, а сами телепортировали чтецов проекта в центр мистического булгаковского мира, разбавив привычное чтение текста виртуальными иллюстрациями.

Для этого один из павильонов киноконцерна «Мосфильм» и остальные площадки от Москвы до Владивостока (даже станцию метро «Сокол») оборудовали хромакеем, зеленым экраном, на который проецировали медитативные картинки. На его фоне и размещали чтецов, каждому на чтение фрагмента отводилось две минуты. Творческая группа Андрея Болтенко (режиссера трансляции открытия Олимпиады в Сочи) вдохновлялась фантастическими образами произведения, однако по большей части проекция состояла из фотографий зданий и панорам.

Центральную сцену романа – бал сатаны – записали в декорациях «нехорошей квартиры», воссозданной на «Мосфильме». Актеры Театра-студии Олега Табакова разыграли ее на видео 360°, так что зрители могли менять угол обзора и наблюдать за тем, что происходит на площадке с любого ракурса, как будто бы сами угодили в роман.

https://youtu.be/wqP83_URcpA

Приглашение на бал сатаны получили такие высокопоставленные чтецы, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и министр культуры Владимир Мединский, глава Центробанка Эльвира Набиуллина и президент «Сбербанка России» Герман Греф. Открывал чтения ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, который в спектакле МХТ им. Чехова играет Берлиоза.

До этого знаменитости уже читали на весь мир «Анну Каренину», а произведения Чехова даже декламировали по ролям.

Специально для вас мы подготовили подробное расписание всех площадок (см. текст под видео-роликом). Помимо Мосфильма чтения пройдут на 10 разных площадках - от Нижнего Новгорода и до Владивостока, а также и в Тель-Авиве. Вы сможете узнать график их выхода в эфир, а также доступность для всех желающих. Подключайтесь к трансляции, приходите посмотреть на знаменитых чтецов и поддерживайте друзей, прошедших кастинг!

Первую страницу романа прочтет Заместитель Художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Среди знаменитых чтецов также Сергей Безруков, Владимир Мединский, Диана Арбенина, Алла Михеева, Эльвира Набиуллина, Виктория Газинская, Юлианна Караулова, Максим Траньков и еще более 500 участников.

Подробнее о проекте можно узнать в официальном блоге Google Россия, странице в Google+, а также на сайте проекта .

12.00 - 15.00

Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России
Алена Хмельницкая, актриса
Маргарита Мамун, Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике
Максим Траньков, Олимпийский чемпион
L"ONE, артист музыкального лейбла Black Star
Юлианна Караулова, певица
Elvira T, автор и исполнитель
Елизавета Арзамасова, актриса
ST, рэпер
Настасья Самбурская, актриса театра и кино, певица
Максим Матвеев, актер МХТ им. А.П. Чехова
Виктор Гусев, спортивный комментатор Первого канала

15.00 - 22.30

Михаил Максимов, видеоблогер
Сергей Епишев, актёр Театра имени Евгения Вахтангова
Антон Лаврентьев, музыкант, теле-радиоведущий, актёр
Мария Миногарова, модель, ведущая
Анатолий Белый, заслуженный артист России, актер МХТ им. А.П. Чехова
Алла Михеева, актриса и телеведущая
Александр Роднянский, продюсер
Илья Глинников, актер
Вика Газинская, дизайнер
Наталья Рудова, актриса

Бал у Сатаны с применением технологии 360. Ключевая сцена проекта, которая пройдет в одном из павильонов Мосфильма в специально отстроенных декорациях.

13:00 - 15:00

Наталья Медведева, актриса
Женя Любич, петербургская певица и автор песен
Милена Чижова, видеоблогер

15.00 - 18.00

Юлия Рутберг, народная артистка России
Анастасия Кот, видеоблогер
Джейн Кравитц, видеоблогер
Эльвира Набиуллина, Председатель Центральгого банка РФ
Александр Беляев, ведущий НТВ
Валерия Любарская, журналист, видеоблогер
Маруся Зыкова, актриса
Светлана Хоркина, двукратная олимпийская чемпионка
Eugene Sagaz, видеоблогер
Ирина Безрукова, российская актриса театра и кино, телеведущая

13.00 - 18.30

Дмитрий Хрусталев, актер
Ксения Хоффман, видеоблогер
Юлия Реш, видеоблогер
Антон Севидов, лидер группы Tesla Boy
Татьяна Ткачук, певица, «Моя Мишель»
Софико Шеварднадзе, журналист, телеведущая

Михаил Булгаков

Мастер и Маргарита

Москва 1984

Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

…Так кто ж ты, наконец?

– Я – часть той силы,

что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.

Google к пятидесятилетию публикации самого известного булгаковского романа запустили специальный мультимедийный проект – называется «Мастер и Маргарита. Я там был». Проект включает чтение романа профессиональными актерами, причем проводиться всё это будет с помощью хитрой онлайн-трансляции в формате 360 с различными эффектами, по заверениям авторов, обеспечивающими увлекательное погружение в роман.

На сайте проекта каждый желающий может пообщаться в чате с Коровьевым и Бегемотом, которые по результатам беседы определят наиболее подходящую для посетителя локацию из романа и отправят его туда (Ялта, что странно, не предлагается). Вот на эти локации мы с вами сейчас и посмотрим.

Патриаршие пруды
– Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится. Театр Варьете
– Прошу глядеть вверх!... Раз! Два! Три!
Психиатрическая клиника
– Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны!
– Не пишите больше!
– Обещаю и клянусь!

Особняк Маргариты
– Невидима и свободна! Невидима и свободна!
Великий бал у сатаны
– Королева в восхищении!
– Мы в восхищении!

Нехорошая квартира
– Вызываю на дуэль!
Терраса на крыше
– А отчего этот дым там, на бульваре?
– Это горит Грибоедов.

© сайт



Москва 1984


Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


...Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»

Глава 1
Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.



Статьи по теме: