Кто такой Святой Валентин? Римские оргии, пытки и казни: подлинная история святого Валентина

КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (268 - 270)

Клавдий II Готский (Марк Аврелий Валерий Клавдий) (268- 270 гг.) родился около 214 г., вероятно, в Дардании (Верхняя Мезия). В Historia Augusta приводятся письма, свидетельствующие, что он служил военным трибуном при Траяне Деции и Валериане, назначившим его главнокомандующим в Иллирике. Эти документы вымышлены, но, возможно, придуманные сообщения содержат какую-то долю истины. Во время убийства в 268 г. Галлиена в окрестностях Медиолана, в котором Клавдий, судя по всему, принимал участие, он занимал в этой области пост заместителя командующего. Выбрали нового императора из двух претендентов: Клавдия и другого крупного военачальника Аврелиана, также замешанного в заговоре. Неизвестно, почему армия избрала именно Клавдия, хотя, возможно, сыграла роль репутация Аврелиана как поборника строгой дисциплины. Так или иначе, но была пущена в ход история, о том, что будто бы умирающий Галлиен формально назначил Клавдия своим преемником.

Однако убийство Галлиена возмутило солдат, и в войсках началось брожение, которое удалось приглушить лишь традиционным обещанием выплатить дополнительное вознаграждение в размере двадцати золотых монет на человека. Со своей стороны, сенаторы в Риме, возмущенные тем, что Галлиен отстранил их от управления, приветствовали его смерть. Они тут же приступили к уничтожению его друзей и родственников, в том числе его брата и сына Мариана. Клавдий призвал сенаторов к милосердию, настаивая даже на том, чтобы обожествить покойного императора и успокоить этим армию.

После восхождения Клавдия на престол осада Медиолана с мятежным военачальником Авреолом, которую вели и Галлиен, и его убийцы, продолжалась без перерыва. Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к соглашению, но когда его приближенные выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, на условии, что ему сохранят жизнь. Но его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена. Несмотря на устранение этой опасности, Клавдий по-прежнему был вынужден оставаться на севере Италии, поскольку возникла серьезная угроза со стороны алеманнов. То ли по наущению Авреола, то ли потому, что гарнизон в Реции был ослаблен, его части стянули к Медиолану, но алеманны прорвались через Бреннеров перевал и дошли вплоть до озера Бенак. Здесь их встретил Клавдий и нанес алеманнам столь тяжелое поражение, что на север вернулась едва ли половина их первоначального количества. Клавдий же присвоил себе титул “Германский”.

Отколовшаяся Империя, основанная Постумом на западе, переживала трудные времена, и Клавдий, чтобы еще больше ослабить ее, послал в Южную Галлию разведывательный отряд под командованием Юлия Плацидиана. Тот, расположившись у Куларона, установил связь с Испанией и тем самым вернул ее под власть центрального правительства. Сам Клавдий не возглавлял этот поход, так как считал, что в первую очередь необходимо организовать сопротивление сотам на Балканах. В 268 г. Галлиену не удалось одержать окончательную победу при Найссе, но его полководец Марциан продолжал тревожить захватчиков, а потом прибыл и сам Клавдий, чтобы довершить разгром. Когда готам, испытывавшим недостаток продовольствия, пришлось в поисках пропитания спуститься из лагеря на горе Гессакс в Македонию, Клавдий яростно атаковал их, по-видимому, неподалеку от города Марцианополя. Этот успех был отмечен выпуском монет (VICTORIAE GOTHICae ) и принес императору звание “Готского”, под которым его с тех пор и знали. Новые отряды готов перешли через Данувий, чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов, другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам Эгейского моря, но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с Тенагиноном Пробом, наместником Египта. Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балкан. Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни.

Клавдий еще был занят осадой готов на горе Гем, когда поступили сообщения о том, что племя ютунгов, которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Данувий в поисках новых земель и угрожает Реции, а другое племя, вандалы, готовится вторгнуться в Паннонию. Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану, поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и в январе 270 г. ее жертвой пал и сам Клавдий.

Хотя он правил менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты, так и сенат, и его обожествление последовало незамедлительно. Более того, впоследствии память о нем вновь была воскрешена, когда Константин Великий заявил, что его бабка приходилась Клавдию дочерью или племянницей. Это утверждение было вымышленным, но из-за него жизнеописания Клавдия превратились в восторженные панегирики. Но тем не менее несомненным остается тот факт, что он был выдающимся полководцем, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Империя обязана своим сохранением. Но он не имел ни времени, ни возможности заняться тяжелыми экономическими проблемами; например, качество посеребренной бронзовой монеты стало еще хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен. На его монетах изображен типичный представитель данувийских военачальников того времени: коротко стриженный, бородатый и неумолимый.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

И снова наступает это время. Нет, не Новый год и даже не 8 Марта. А шоколадно-сердечно-цветочный День святого Валентина, или День всех Влюбленных. И пока у всех витает любовь в воздухе, мы решили откопать исторические факты об этом дне, которые имеют мало общего с влюбленностью и цветочками.

Римский император Клавдий II не разрешал своим солдатам жениться во время войны, так как считал, что любовь и брак никак не связаны. Согласно «Золотой легенде», собранию христианских легенд и житий святых, именно при Клавдии II был казнен святой Валентин.

На самом деле существует несколько легенд о святом Валентине. Одна гласит, что он тайно венчал влюбленных, был пойман и казнен по приказу императора. Согласно другой, Валентин пытался помочь бежать из тюрьмы христианам, которые подвергались гонениям в те времена, был обнаружен и схвачен. Влюбился в дочь своего тюремщика и написал ей первую валентинку, подписавшись «Твой Валентин». Как бы то ни было, Валентин был казнен, и папа Юлий II причислил его к лику святых, предположительно 14 февраля.

Красные розы были любимыми цветами Венеры, римской богини любви. А вообще, каждый цветок имеет свое значение, так что постарайтесь не подарить своей девушке букет ненависти из желтых лилий, к примеру. © rexfeatures

Именно король Англии Генрих VIII, известный тем, что почти все его шесть жен трагически умерли (двух казнил он сам, одна умерла после родов), в 1537 году сделал 14 февраля официальным праздником для влюбленных.

Город Верона до сих пор получает тысячи писем, адресованные Джульетте, возлюбленной Ромео. На фотографии статуя Джульетты в Вероне. © rexfeatures

Лишь в Средние века День святого Валентина стал ассоциироваться с любовью, и то только потому, что, например, во Франции и Англии в феврале у птиц начинался брачный период. © rexfeatures

Многие историки предполагают, что день 14 февраля выбран вовсе не из-за святого Валентина, а чтобы заменить древнеримский языческий праздник плодородия Луперкалии в честь бога Фавна, а также основателей города Ромула и Рема. Во время празднования приносили в жертву коз и собак, мужчины раздевались, бегали по городу и стегали всех шкурами животных, особенно женщин, так как удар считался благословением. Затем листочки с женскими именами помещались в сосуд, а мужчины выбирали себе таким образом пару на год, после которого женились.

Валентинки появились в начале XX века, когда книгопечатное дело стало не таким сложным процессом. В то время было не принято открыто выражать свои чувства, поэтому валентики были как нельзя кстати.

На самом деле в III веке жили несколько христианских мучеников с именем Валентин - священномученик Валентин, епископ города Интерамны, и пресвитер Валентин Римский, а также мученик Валентин Доростольский, воин, принявший смерть за открытое исповедание христианства.

В римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин можно полюбоваться на череп святого Валентина. Да, это одна из главных достопримечательностей церкви. Надеемся, что это череп именно того, «правильного» Валентина. В ближайшее время не собираетесь в Рим? Отлично, на остальные части его скелета вы можете посмотреть в Чехии, Ирландии, Шотландии, Великобритании и Франции.

Во времена королевы Виктории в Англии считалось плохой приметой подписывать валентинки. Наверное, это объяснялось тем, что опять же было не принято открыто заявлять о своих чувствах, так как можно было скомпрометировать возлюбленную.

Сохранилась самая старая валентинка с поэмой, которую послал в 1415 году Карл, герцог Орлеанский, своей жене, пока находился в заточении в лондонском Тауэре. К сожалению, его жена скончалась, так и не успев получить поэму герцога.

В начале XIX века врачи активно призывали людей есть шоколад, чтобы унять тоску по возлюбленным. А в конце XIX века Ричард Кэдбери выпустил первую в мире коробку шоколадных конфет.

В Средневековье большинство людей были неграмотными, так что, когда им приходилось подписывать какой-либо документ, они просто ставили символ X при свидетелях, а затем целовали свою «подпись» в знак искренности своего решения. Среди таких документов были и свидетельства о браке.

В западном мире 14 февраля отмечается как День святого Валентина или День всех влюбленных. Перенимание этой традиции в России резко критикуется консерваторами, а особенно резко – теперь, когда пошли разговоры о том, что «настоящий» святой Валентин венчал даже однополые пары. Удивительно, но у версии «христианских гей-браков» есть основа, причем взятая как раз из православной истории.

День святого Валентина – праздник интересный в том плане, что каждый год обрастает новыми коннотациями, подчас весьма странными. При этом в России в последние годы праздником его можно назвать с изрядной долей условности. Появился он как калька с западных традиций, закрепился благодаря маркетологам, а рассчитан был в первую очередь на молодежь. Однако в последние годы особо шумных отмечаний Дня святого Валентина попросту нет. Максимум – это скидки в магазинах и «валентинки» в киосках канцтоваров. Молодежь же предпочитает печь блины на масленичной неделе.

Тем не менее, баталии по поводу того, нужен ли этот праздник и насколько аутентично для России его отмечать, не утихают до сих пор, хотя и по остаточному принципу. Особенность этого года – волна рассказов том, что святой Валентин тайно венчал геев – римских легионеров, а потому это «чужая нам дата и чуждый святой», хотя святым Валентина признали задолго до раскола христианской церкви на западную (католики) и восточную (православные) ветви.

Доподлинно, кстати, не известно, кого венчал святой Валентин и какой именно Валентин имеется в виду. Возможно, речь идет о Валентине Интерамнском – епископе, жившем в итальянском городе Терми в третьем веке. Он известен как проповедник и целитель, по молитвам которого излечился сын римского аристократа Кратона. После этого в христианство обратилось множество людей, в том числе и сын градоначальника. По факту этой известности Валентин был взят под стражу, а после предан мучениям и обезглавлен. Память этого мученика в РПЦ отмечается 30 июля по старому стилю.

Есть еще Валентин Римский, также мученик, живший примерно в то же время и также казненный. Специалисты по агиографиям, впрочем, говорят, что в лице Валентина Римского могло быть «соединено» несколько страстотерпцев, носивших это имя.

Что же касается романтической составляющей, ею персона святого Валентина обросла уже в позднем Средневековье, если точнее, после «Золотой легенды» Иакова Ворагинского – сборника апокрифов и «занимательных житий святых», который появился примерно в 1260 году. Грамотных в ту пору было не так уж много, но среди них это чтиво приобрело популярность, а потому образ святого Валентина как покровителя «молодых и влюбленных» быстро закрепился.

Другое дело, что история с тайными венчаниями не выдерживает исторической критики. Тот вариант, который распространен в наибольшей степени, повествует о некоем священнике и полевом враче Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Дабы мужчины лучше сражались и охотнее несли воинскую службу, кесарь якобы запретил им жениться, как и девушкам – выходить замуж.

Нюансов тут сразу несколько. Во-первых, в третьем веке еще не было отдельного чина или обряда, которые фиксировали бы таинство брака. Во-вторых, Римская империя в те времена была вполне себе языческой, а христиане являли собой маргинальную и гонимую общину. И крайне маловероятно, чтобы «продвинутая римская молодежь» сочеталась браком в пику воле императора, присягая «непонятному богу», а не «родным языческим богам».

Куда более правдоподобной видится версия, согласно которой День святого Валентина пришел на смену традиционным и не менее языческим луперкалиям , в случае которых речь также шла о любви и чадородии. Началось все еще до рождества Христова – в 276 году до нашей эры, когда в Риме случилась внезапная «эпидемия» мертворождений и выкидышей. Поскольку медицина была, что называется, бессильна, на помощь пришли оракулы, которые оповестили, что женщин необходимо подвергать ритуальной порке. А само действо посвятить Фавну, одно из прозвищ которого – Луперк.

С другой стороны, празднование «дня волка» (Лупус – это именно волк) для Рима с его легендой о Ромуле и Реме, выкормленными волчицей, было весьма символичным. В итоге новый праздник стал одним из наиболее популярных. Жрецы-луперки бегали с ремнями из козьей кожи (коза – наиболее вкусная, как считалось, жертва для волка) и стегали женщин, а женщины охотно под эти удары подставлялись, дабы заручиться поддержкой высших сил ради легких родов и здоровья новорожденных.

Заканчивалось все это, как и многие другие праздники Рима, оргией.

В 494 году, когда христианство уже стало господствующей в империи религией, папа Геласий I решил луперкалии прекратить, и на смену празднику «языческой любви» пришел праздник любви христианской. Впрочем, ряд исследователей находят и эту версию не слишком достоверной. Хотя бы потому, что замена одного праздника другим – весьма длительный в исторической перспективе процесс, и на уровне бытового язычества луперкалии могли продолжаться еще долго.

Что же касается вбросов о Валентине и гей-браках, у них есть некоторая историческая первооснова. Дело в том, что уже в восточной, Византийской, церкви существовал такой обряд, как адельфопоэзис, или «побратимство», которое корректнее называть «братотворение». Речь идет о благословленном церковью дружественном союзе двух людей одного пола, как правило – мужчин. Имел он место и в Русской церкви. К примеру, весьма вероятно, что именно через адельфопоэзис скрепляли свое союзничество Александр Невский и Сартак, сын Батыя. Известны и другие политические случаи такого братотворения.

Со временем этот обряд полностью вышел из церковной практики, и одна из версий того, почему именно, упирается как раз в тему нетрадиционных отношений. Историк из Йельского университета Джон Босуэлл вообще трактовал адельфопоэзис как нечто близкое к гей-браку, но его подход оспаривается другими исследователями. И тут надо понимать, что самого Босуэлла (умершего, кстати, от СПИДа) можно относить к такой категории лиц, как гей-активисты, то есть он был по-своему пристрастен.

Скорее всего, от адельфопоэзиса отказались по причине крайней политизации этого «братотворения». Кроме того, были не до конца прояснены родственные связи таких побратимов. Церковь приравнивала духовное родство к кровному. Раз так, возникает вопрос – могли ли жениться дети прошедших адельфопоэзис «братьев»? В народе считали, что нет, не могли.

По мнению специалиста по истории Церкви игумена Афанасия (Селичева), этот поздний византийский чин не прижился из-за своей искусственности и ненужности. «Побрататься можно и без обетов. Еще думаю, что это запутывало и без того запутанную систему вычисления родства. Мешало детям побратимов жениться друг на друге. Ведь они становились фактически кузенами», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Был ли аналог адельфопоэзиса у католиков – вопрос не самый простой. Упомянутый выше историк Босуэлл считал, что нет, не было. Его британский коллега Алан Брэй ему оппонировал и даже привел в своей книге текст католического обряда из Словении под названием «Последование к творению братьев», хотя и признавал, что на Западе о данном явлении известно гораздо меньше, следовательно, оно было менее распространено.

Так или иначе, но до середины XX века в Римской церкви День святого Валентина был значимым событием и одним из обязательных праздников. Так продолжалось до Второго Ватиканского собора 1962–1965 годов, который изменил массу фундаментальных вещей в устройстве Римской церкви, вплоть до появления нового чина литургии, что спровоцировало несколько расколов и появление так называемых старокатоликов, или лефевритов (по имени лидера движения – кардинала Марселя Лефевра).

Тогда же была проведена глобальная ревизия святых и праздников, связанных с этими святыми. В результате в 1969 году День святого Валентина как общекатолический праздник был отменен, став «факультативным». Формальная причина этому – малоизвестность всех этих святых Валентинов. Слишком краткими и туманными были их канонические жития, слишком много в них было внесено позднейших изменений.

При этом у Бога, что называется, отменное чувство юмора: сейчас в католической церкви 14 февраля празднуется как день Кирилла и Мефодия, просветителей народов славянских.

Таким образом, вот уже почти полвека День святого Валентина – это сугубо светский праздник, который с церковной традицией (что западной, что восточной) имеет крайне мало общего. Соответствующее место он занял и в России – как повод для скидок на косметику и прочих рекламных акций. А вера и церковь тут совсем ни при чем.

Светская версия.

Если верить светским источникам история была такова. В Риме при императоре Клавдии II, запретившем своим солдатам вступать в брак, жил священник Валентин. Валентин вопреки императорскому указу тайно продолжал венчать влюбленных, за что его посадили в тюрьму. Клавдий повелел даже казнить священника. И в заключении Валентин будто бы писал записки дочери тюремщика, которая ему полюбилась. Перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с краткой фразой "от Валентина". Получив эту весточку, дочь тюремщика, будучи до сих пор слепой, прозрела. С этих пор люди почитают этот день как праздник влюбленных.

По церковным данным.

События эти происходили в III веке, когда продолжалось гонение на христианство, начатое еще при императоре Нероне. Государство опасалось, что христианство, как чуждая религия, прогневляет его "богов", и они отвернутся от империи. Кроме того, каждый император носил титул Pontificus magnus (верховного жреца), то есть был убежденным язычником.

В "Житии святых" за 6 июля мы видим священника Валентина, приведенного на суд, но не за то, что он будто бы венчал воинов, а за исповедание Христа Богом. Послушаем же разговор, происходивший между жестоким императором Клавдием, издавшим указ казнить всех христиан, и молодым пресвитером.

— Почему ты, живя среди нашего народа, не состоишь в согласии с нами? Я достаточно слышу о вашем христианском учении и удивляюсь, как ты, будучи умным человеком, прельщаешься пустыми сказками вашей веры? — спросил Валентина Клавдий.

— Если бы ты знал дар Божий, заключающийся в вере нашей, то с радостью принял бы ее, и ты сам, и народ твой, отверг бы ложных богов и сделанных руками еловеческими идолов и исповедал бы Единого Всемогущего Бога Отца и Иисуса Христа, Сына Его, Творца всего существующего, сотворившего и небо, и землю, и море, и все, что в них, — отвечал Валентин.

— Если Христос есть Бог, то почему ты не изложишь мне всей правды о Нем? — спросил тогда внимательно слушавший император.

— О, царь! Послушай меня, и будет спасена душа твоя, расширится царство твое и исчезнут враги твои, ты всех будешь побеждать и здесь будешь наслаждаться временным, а в будущей жизни — вечным царством. Сделай только следующее: покайся в пролитой тобою крови святых, уверуй во Христа и прими Святое Крещение.

Выслушав эти слова, Клавдий предал Валентина одному из главных сановников -Астерию, человеку, известному своим умом, чтоб тот убедил его в том, что вера языческая лучше христианской.

Прибыв в дом Астерия, Валентин молился, чтобы Господь обратил к Себе дом тот и дал ему после тьмы свет, чтобы познал он Бога и Христа в единстве с Духом Святым. Астерий, слышавший молитву святого Валентина, с удивлением спросил, почему он называет Христа Светом. Святой отвечал, что Господь Иисус Христос есть истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

— Если Он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерий, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты повелишь.

Валентин попросил привести девочку. Он со слезами помолился, затем положил руку свою на глаза слепой и сказал: "Господи Иисусе Христе! Просвети рабу Твою, так как Ты — Свет истинный". После этих слов девочка тотчас прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого со словами: "Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, чтоб стали мы рабами Христа и спаслись наши души". Тогда св. Валентин повелел им истребить всех идолов, находящихся в доме, простить долги должникам и после тридневного поста принять Святое Крещение. Астерий и его жена согласились исполнить все, и святой начал учить их истинам христианской веры.

Через три дня Астерий крестился со всем домом своим. Узнав об этом, император немедленно послал воинов схватить всех живущих в доме Астерия и подвергнуть пыткам, чтобы они отреклись от Христа. Кроме того, он повелел отделить Валентина и еще некоторых христиан от семейства Астерия, надеясь, что вдали от них новокрещенные и еще не испытанные в вере скоро отрекутся от Христа. Но он ошибся. Святой Астерий принял мученическую смерть вместе со всеми домашними, которых он укреплял словами: "Будьте смелы, не бойтесь, ибо Тот, Кто виден был в вавилонской печи с тремя отроками, теперь стоит среди нас".
А святой Валентин с некоторыми христианами был приведен на суд к Клавдию, где по императорскому приказу его без пощады били палками, а затем отсекли мечем голову.

Святой мученик Валентин окончил жизнь славной христианской смертью за Господа, а отнюдь не за то, что тайно венчал римских воинов. И будучи в оковах, не писал он любовных писем к слепой дочери тюремщика, а, подобно всем приговоренным к смерти христианам, молился Иисусу Христу, чтобы укрепил его силы во время страшных мучений.

Языческие корни праздника.

Откуда же пришел к нам этот праздник, названный Днем святого Валентина? Оказывается, он пришел не с христианского Востока и не с католического Запада, но вышел из грубого язычества.

В древние времена в Риме существовал праздник луперкалий, который праздновался 15 февраля. Этот праздник был посвящен Фавну — языческому богу полей, лесов, пастбищ и животных. В этот день жрецы-луперки приносили в жертву Фавну животных. Считалось, что именно в этот день каждая птица выбирает себе пару. Луперкалий были и праздником влюбленных, которому покровительствовали богини Юнона и Фауна. Чтоб сохранить праздник луперкалий, на него был наложен некий христианский "налет.

Вот его мы на самом деле и празднуем…

// Январь 31, 2011 // Просмотров: 5 420

День Святого Валентина прочно вошел в календарь российских праздников. В этот день принято поздравлять своих возлюбленных и дарить им подарки.
Корни этого праздника уходят в глубокую языческую древность. Тогда он был совсем не праздником любви, а был связан с культом Луперка (или Пана) - покровителя стад.
В Древнем Риме каждый год с 13 по 15 февраля проходили Луперкалии - фестиваль, посвящённый Луперку. В гроте Lupercal у подножия Палатинского холма (где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима) собирались жрецы Луперка из патрицианской молодежи, приносили в жертву молодых коз, а после ритуальной трапезы жрецы разрезали шкуры жертвенных коз, раздевались донага, бегали по городу и стегали всех встречных кусками шкур жертвенных коз. Наиболее охотно подставляли под удары свои тела женщины, ибо считалось, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.
Этот фестиваль был заимствован римлянами из Аркадии.

Доменико Беккафуми. Луперкалии

После утверждения христианства Луперкалии, а, равно, как и другие языческие празднества, были запрещены. Да как же такое возможно, чтобы женщину-христианку стегал чужой мужчина, да ещё и голый... Но народ привык к празднествам. Надо что-то было дать взамен. И в 496 году Папа Геласий I заменил Луперкалии Днём Святого Валентина.
Надо сказать, что такая замена не единственная. Ведь заменили же древние праздники, посвященные зимнему солнцестоянию Рождеством Иисуса Христа, а праздники, посвящённые летнему солнцестоянию - Рождеством Иоанна Крестителя...
Новому празднику придумали красивую легенду. Император Клавдий II, правивший в 268-270 г.г., много воевал. Император считал, что солдат будет воевать лучше, если у него не будет семьи. И поэтому он запретил солдатам своей армии жениться. Но проказник Купидон, пуляя направо и налево стрелы любви, особенно не разбирался в кого попадут его стрелы. И, бывало что, эти стрелы попадали в солдат армии Клавдия. И что же делать бедному солдатику, когда в него попала стрела, выпущенная проказником Купидоном? Имперские власти ведь браки солдат регистрировать не могли. Высочайший запрет. И тут появляется священник по имени Валентин, который, невзирая на императорский запрет, стал регистрировать солдатские браки, правда, предварительно окрестив брачующихся. О существовании такой нелегальной бракорегистрационной конторы доложили императору. Клавдий приказал арестовать Валентина и доставить его к нему для профилактической беседы. Валентин был арестован и доставлен к императору.
- Так, так. Значит, несмотря на мой запрет, ты регистрировал браки моих солдат? - строго спросил Клавдий Валентина.
- Да. Ибо Бог есть любовь.
- Ладно, бес с тобой, прощу я тебе организацию нелегальной брачной конторы. Но с одним условием: ты принесёшь жертву римским богам. Ну, например, Луперку. Ведь как раз сегодня его праздник.
- А, вот, хрена тебе лысого, тиран! Я в Христа верую. А других богов для меня не существует.
- Ах так. Ну тогда быть тебе без головы.
И священник Валентин был обезглавлен.
Достоверность этой легенды ставится под сомнение. Но ведь согласитесь, легенда то красивая!
14 февраля вспоминается и другой святой с именем Валентин, епископ Интерамны (Умбрия, Италия). Он не только венчал, но и исцелял тяжелые недуги.


Святой Валентин излечивает от эпилепсии

Следует отметить, что сергианская церковь протестует против Дня Святого Валентина. А ведь и Валентин Римлянин и Валентин из Интерамны являются православными святыми. День памяти первого - 6 июля (19 июля по н. ст.), а второго - 30 июля (12 августа по н. ст.).



Статьи по теме: