Башня сююмбике раскраска. Башня Сююмбике (Казань): история создания. Хан, переживший изгнание

Адрес: Казанский Кремль

Стройный силуэт краснокирпичной башни Сююмбике давно стал архитектурной эмблемой и визитной карточкой Казани. Расположенная в северной части территории Кремля, она является его самым загадочным и легендарным сооружением.

Устремленный вверх ее силуэт хорошо виден отовсюду – с Кировской и с Ленинской дамб, с территории Набережной, и из Заречья. А заметный наклон «падающей» башни к северо-востоку делает ее самой уникальной и своеобразной достопримечательностью Казани . Особенно выразительно башня смотрится с ночной подсветкой.

Происхождение башни

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 - началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.


Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной . Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею , создателю Ногайской Орды - она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась в последние годы существования Казанского ханства.


12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия - Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али . Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей , получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.


Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства . Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.

Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея - своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.


Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али , но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз царица Сююмбике. Жили они в Касимове - имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.


Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром . В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников , которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.


Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком . Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.


Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная . Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.


Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища , образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.


В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны - двуглавым орлом , который после революции был заменен на полумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30-е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Легенды башни

Множество легенд и преданий рассказывают о башне Сююмбике. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник, это предание привлекает многочисленных паломников.

Другая версия вещает, что в этом месте была могила одного из последних ханов Казанского ханства Сафа-Гирея , который умер в 1549 году. Царица Сююмбике - оплакивающая его жена, велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с башни вниз.

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, в прозе и в изобразительном искусстве, это легенда о Гордой царице . Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о ней, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась гордая красавица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой. Спасая город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного гулянья захотела Сююмбике полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни.


Но, мы то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Откуда же появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Во всяком случае, башня Сююмбике славный символ и знаменитая монументальная достопримечательность Казани.

Сююмбике - правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533-1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного Ильяс Файзуллин

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.



Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)Ильяс Файзуллин


Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) Ильяс Файзуллин

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий....
К исходу седьмого дня башня была готова.


Ильяс Файзуллин

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.


Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.


Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов

Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву:

«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих - тебе и мне!».

И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.


Камиль Муллашев

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III.
Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.


Рушан Шамсутдинов

Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.


Нияз Хазиахметов.Хан Сафа-Гирей

После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549-1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике - одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей- казанский хан (1549-1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.


Сююмбике и Утямыш.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.


Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме


Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария


Казанская царица Сююмбике.

Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским.
Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566)
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали

К Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею...


Фиринат Халиков. Прощание с Сююмбике


Художник Василий Худяков.Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870

Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна.
Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Искандер Рафиков


Нияз Хазиахметов


Наиль Лотфуллин


Искандер Рафиков


Анастасия Бузунеева.Танец Сююмбике



У Казанской царицы Сююмбике - Ильяс Файзуллин

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.
Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина "У Казанской царицы Сююмбике" написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем - автором "Истории татарского народа и Татарстана", кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра "Казань" Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

***



), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII -XVIII веками , некоторые - относят строительство башни ко второй половине XVI века , другие - и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

    Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца , где хранились все документы по управлению Казанью в XVI-XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году . Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани .

    Предположения о существовании башни в ханский период

    К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин .

    Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь .

    Согласно этой версии постройка башни связана с казанским ханом Мухаммед-Амином . В году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Амин. Он воспитывался в городе Касимове , а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну. Царствование хана Мухаммед Амина положило конец периоду кровавых столкновений и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств. После его воцарения Москва перестала считаться данницей Казани и с с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского". B годы, когда опальный Мухаммед Амин жил в Москве, он был свидетелем возведения Боровицкой башни Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти . Честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.

    Исследования показывают, что строителем башни Сююмбеки, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.

    При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбеки могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1490-1520 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.

    Версии о возведении башни в русский период

    Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941-1944, 1947-1948, 1953-1954 и 1976-1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани - первый (верхний, датируемый XX-XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII - второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI - вторая половина XV веков).
    Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения - не ранее второй половины XVII - начала XVIII веков.

    В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева , башня ориентировочно датируется -1650 годами .

    При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

    Остатки «великой башни, - замечает Курбский, - еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.

    Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса , посетившего город в 1638 году , башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года .

    Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов . На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления - колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

    Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни - вплоть до 1730-х годов , когда на башне был установлен двуглавый орёл .

    Навершие

    Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

    Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два - восьмиугольные (восьмерики); ещё два - гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний - зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года - двуглавый орёл).

    Название

    Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году , когда она была помечена на плане казанского кремля:

    «…над воротами шедшая шпицом башня.»

    В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799-1804 годах (?) - «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…» , 1804 год - «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год - «…башня с фронтиспицом…» , в 1812-1816 годах - «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год - «старинная башня» , 1815 год - «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год - «коменданская башня» , около 1825 года - «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год - «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки» .

    Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.

    Легенды

    Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

    По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея , умершего в 1549 году . По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

    Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века , отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

    Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

    Башня Сююмбике (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на майские в Россию
    • Горящие туры в Россию

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Жемчужиной Казанского Кремля поэтично называют архитектурный символ Казани - башню Сююмбике, которая, кроме своей исторической значимости, также известна, как объект городской мифологии. Это одна из так называемых падающих башен, поскольку имеет сильный вертикальный наклон на северо-восточную сторону.

    Высота башни Сююмбике - 58 м, а расположение внутри Кремля на возвышенности, в отдалении от крепостных стен, определило ее назначение в качестве сторожевой, или дозорной, башни. Панорамный вид на Волгу и Казанку, а также окрестности Кремля, как нельзя лучше подходил для оборонительных целей.

    Вопрос о времени постройки башни Сююмбике - одна из ее загадок. Ибо не сохранился ни архив документов времен Казанского ханства, ни градостроительные планы Казани 16-17 веков (они сгорели при московском пожаре 1701 г). Поэтому версий постройки несколько: 17-18 века, вторая половина 16 века или даже период Казанского ханства, до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г.

    Каким же образом башня Сююмбике связана с царицей Сююмбике - одной из легендарных женщин в истории исламского мира, женой казанских ханов Джан-Али и Сафа-Гирея, прапраправнучкой главы династии Ногайской Орды - Едигея, которая несколько лет была правительницей Казанского ханства?

    По одной из мифологических версий царица построила башню в честь своего любимого мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 г. По другой - башню соорудили за 7 дней по приказу Ивана Грозного, который пожелал взять Сююмбике в жены, но та с горя бросилась с седьмого яруса башни.

    В реальности, зафиксированной в документах, царица Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была предана своими мурзами и выдана Ивану Грозному вместе с казанской казной. Через полтора года против ее воли Сююмбике выдали замуж за хана Шах-Али, а ее сын остался на воспитание при царском дворе.

    Как видим, сказки - сказками, но и жизнь царицы была не менее трагичной. Возможно, это и стало причиной, по которой в начале 19 века за башней закрепилось нынешнее название, как память о ханском времени, символом которого была Сююмбике.

    Адрес: Казань, пр. Шейкмана.

    Падающая башня Сююмбике – архитектурный символ Казани, известный не только всему Татарстану, но и за пределами республики. Впервые башня Сююмбике получила имя легендарной татарской царицы в XIX веке. Так романтично назвал это сооружение один из местных патриотов в краеведческой статье популярного казанского журнала. С того времени о башне стали слагать легенды, многие из которых дошли и до наших дней.
    В наше время изображения башни печатают на сувенирах, открытках, значках. После реставрации башню украсили подсветкой, благодаря которой она видна издалека даже ночью.

    Местонахождение и особенности сооружения

    Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них.
    Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.


    В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра.
    Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами.
    Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно – гербом царской России и полумесяцем.

    Легенды

    Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

    Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани.
    Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

    Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

    Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.


    Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

    К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

    Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.


    Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности.
    Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

    Легенда о позолоченном шаре

    Есть интересная история о позолоченном шаре, который венчает башню. По преданиям, казанские ханы хранили в шаре свои летописи, и сделан он был из чистого золота. Но при тщательном обследовании шара в 1830 году никаких летописей в нем найдено не было, да и выполнен он был из латуни. При этом очевидцы утверждали, что шар был ржавым и дырявым, и документы, возможно, были похищены.

    Архитектурные характеристики

    Башня Сююмбике в Казани имеет семь ярусов, для ее строительства был использован красный кирпич. Три нижних четырехгранника уменьшаются по высоте и ширине, на них установлено два восьмерика. Завершает башню граненый шатер в виде усеченной пирамиды, а находящуюся над ним дозорную караульню украшает шпиль с позолоченным полумесяцем на яблоке.

    • Нижний ярус украшен двумя пилонами, соединенными между собой цилиндрическим сводом.
    • Фасады башни оформлены разнообразной декоративной отделкой: ширинки, пояса с простым напуском или поребриком.
    • Грани выделены тонкими валиками или лопатками.
    • Дверные и оконные проемы заканчиваются трехцентровыми арками.


    Фундамент башни устроен на дубовых сваях. Внутри находится винтовая лестница, по которой можно попасть в дозорную вышку. Общая высота строения – пятьдесят восемь метров.

    Башня Сююмбике выполнена в строгом архитектурном стиле, напоминающем московское барокко, но с элементами казанско-татарского искусства – минаретоподобным завершением, сталактитовыми капителями, трехчетвертными колоннами.



Статьи по теме: