Собор вознесения. Церковь вознесения в коломенском. Церковь Вознесения - краткое описание

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской (с начала 1830-х годов именуемый «Малым Вознесением», чтобы отличать его от вновь построенного храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот) расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Со второй половины ХIV века здесь пролегал путь на Волоколамск и далее на северо-запад к Великому Новгороду; кипела жизнь в богатой слободе, где обосновались новгородские купцы, а затем и торговые люди из Великого Устюга. Их стараниями, по всей вероятности, и была построена Вознесенская церковь, первоначально деревянная.

Первое упоминание о храме найдено в Лицевом летописном своде Ивана Грозного и относится к 7056 (1548) году: «…князя Михаила изымал князь Петр Шуйской на посаде во дворе у вознесения... за Неглинною на Никитской улицы…» А годом ранее, в 1547-м, были канонизированы два святых покровителя Великого Устюга – праведные Прокопий и Иоанн. Особенно близок был торговому сословию блаженный Прокопий – ганзейский купец, родом из Любека, который безраздельно отдал свое сердце православию. Ныне существующий южный придел храма – единственный в Москве, освященный во имя Прокопия Устюжского – впервые упоминается в 1680 году. Недавние археологические исследования позволяют предположить, что изначально он существовал как отдельный храм и позднее был соединен с Вознесенской церковью.
Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 31 мая/10 июня 1584 года.

Вскоре последовали события Смутного времени, и правившие Русью в течение шести столетий потомки Рюрика ушли с исторической арены. А храм стал свидетельством духовной преемственности двух царских династий: бояре Романовы (из рода которых происходила и мать царя Феодора, первая супруга Иоанна Грозного Анастасия) также имели непосредственное отношение к Вознесенской церкви. Именно в этой части старой Москвы располагались их земельные владения. Известно, что брат царицы Анастасии Никита Романович Захарьин в 1582 году выстроил неподалеку (Б. Никитская, 7) Никитский монастырь в честь своего небесного покровителя – великомученика Никиты, благодаря чему и возникло современное название улицы (монастырь уничтожен в 1930-х годах, сейчас на этом месте электроподстанция метрополитена).

Когда сын Никиты Романовича – и отец юного царя Михаила Романова – патриарх Филарет возвратился из польского плена и поселился в отчих пределах, палаты его находились совсем рядом с церковью Вознесения. По некоторым историческим сведениям, храм, возможно, удостаивался патриаршего служения.

Внешний облик храма с веками претерпевал некоторые изменения. Так, даже каменной церкви могли нанести ущерб печально знаменитые московские пожары 1629 года. После перестройки храма в конце XVII в. был освящен не только упомянутый южный Прокопьевский придел, но и изначально существовавший северный, сперва посвященный святителю Николаю, а с конца XIX в. и доныне именуемый в честь Усекновения Честной Главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

До 1764 года храм имел двухшатровое завершение, но по прошению настоятеля, священника Василия Иванова шатры, из-за их чрезмерного веса, заменили восьмериком с граненым покрытием. Венчающий главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») – символом великокняжеской и патриаршей власти относится к концу XVIII века. Он сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году.

Вознесенская церковь помнит многих. Сын сподвижника Петра I, князя Федора Юрьевича Ромодановского – Иван Федорович, в 1719–1729 годах «главный начальник» и генерал-губернатор Москвы, был щедрым вкладчиком храма, а после его смерти «Малому Вознесению» продолжала благодетельствовать его супруга Анастасия Федоровна (урожденная Салтыкова).

В XIX столетии под сводами храма бывали многие известные люди. Глава двух российских академий, графиня Е. Р. Воронцова-Дашкова владела усадьбой, стоявшей прямо напротив храма, и почти тридцать лет была его прихожанкой. В 1832 году в доме Дашковой снимали квартиру родители А. С. Пушкина, и естественно предположить, что поэт, всегда живо интересовавшийся русской стариной, заходил в церковь, тем более что неподалеку располагались владения Гончаровых, родителей его жены, а также дома близких друзей – Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского.
В конце XIX в. известности храма много поспособствовала деятельность его настоятеля, протоиерея Гавриила Сретенского (1828–1890), ставшего активным помощником ныне прославленного в лике святых равноапостольного просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина). Отец Гавриил горячо пропагандировал в русском обществе дело Японской миссии. Когда в 1880 году будущий святитель приехал в Москву для сбора средств на поддержание миссии, настоятель «Малого Вознесения» повсюду его сопровождал, что особо было отмечено в дневниках архиепископа Николая, как и дата служения (вероятно, не единственного) владыки в храме: 7 мая 1880 г. – панихида по безвременно ушедшему сыну о. Гавриила. Впоследствии протоиерей Гавриил немало сделал и для устроительства Императорского Православного Палестинского Общества.

После 1917 года храм два десятилетия продолжал действовать, в 1930-х годах, еще до закрытия, с него сбили и отправили на переплавку колокола. В последние годы перед закрытием здесь часто проходили архиерейские службы: митрополит Трифон (Туркестанов) возглавлял в «Малом Вознесении» все престольные праздники и ранние Литургии. Здесь же он совершил и последнее в своей жизни богослужение – позднюю Литургию в субботу Светлой седмицы 1934 года.

По воспоминаниям современников, многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя по крайней мере одного из них история сохранила, это протоиерей Павел Никанорович Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне.
В 1937 году храм был закрыт, варварски перестроен, полностью утратил внутреннее убранство.

1992 год – дата второго рождения «Малого Вознесения». Примерно за год до официального его возвращения Русской Православной Церкви стала складываться община, объединенная любовью и трудами замечательного священника, протоиерея Геннадия Огрызкова (1948–1997). Отец Геннадий, будучи сам талантливым архитектором и художником, привлек к восстановлению храма многих представителей творческой интеллигенции Москвы. Ныне существующие росписи выполнены Иваном Глазуновым, Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым. Над иконостасом работал живописец Сергей Федоров, росписями которого украшены ныне храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, православная церковь в Бауске в Латвии (впоследствии художник также писал иконы в православной традиции для Вестминстерского аббатства, Рочестерского и Винчестерского соборов). Несколько икон для храма создал его прихожанин, известный иконописец Евгений Мамиконян. Снаружи на стенах здания находятся оригинальные рельефные композиции скульптора Анатолия Комелина.

Сейчас в храме хранится несколько православных святынь - икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей, ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых (в алтаре), иконы святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского и покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами святых мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей ее гроба.

«Малое Вознесение» любят и те, кто ценит красоту церковного пения, так как в его хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. В 2015 году в храме появилась икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана по заказу храма и является единственной в своём роде.

В 2018 году в храме проведены ремонтные и реставрационные работы на фасадах, кровле, в интерьерах, отремонтированы кровля колокольни и апсиды храма, устройство водоотведения.
Статья подготовлена прихожанкой Храма Вознесения Господня (Малое Вознесение) Еленой Володиной.

По статусу епархии - соборная, Архиерейское подворье. Освящена в 1838 г. 3 престола: Вознесения Господня (главный), Богоявления Господня, прпп Антония и Феодосия Печерских. Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма.

Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный - преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831 г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку "сплошной фасады" бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи.

Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал.

В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня. Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери "Тучная гора", написанная заново в 1994 г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.



На рубеже XIX-XX вв. на пересечении Миллионной (Советской) улицы и Ильинского переулка (Тверской пр.) располагались жилые дома, выстроенные в 1760-е гг. Двухэтажный дом справа изначально принадлежал причту Вознесенской, "что на Проспекте", церкви. Строился он тогда, когда каменный храм уже существовал. Сооружение Вознесенской церкви началось в 1749 году с устройства Богоявленского придела. В 1751 году его достроили и освятили. К 1761 году завершилось строительство основной части храмового комплекса - церкви Вознесения Господня. С запада к храму примыкала трапезная, а с севера - колокольня. Церковь сильно пострадала в пожаре 1763 года, восстановили к 1768 году.

В 1805 году колокольню разобрали, потому что она "как самую церковь, так и свет в ней застенила, к тому же по стеснению места не слышится в приходе колокольный звон". Новую колокольню поставили с западной стороны. В начале XIX века прихожане Вознесенской церкви решились на замену её большим по площади зданием. Старую постройку разобрали, и 30 апреля 1826 года началось строительство нового храма. Автором проекта стал губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Освящение храма состоялось в 1833 году при "низкорослой" старой колокольне, и лишь в 1902-1903 гг. появился третий ярус звона.

В начале XX века в доме причта Вознесенской церкви находился магазин Блиновых, где шла торговля охотничьими принадлежностями, музыкальными инструментами и хозяйственными товарами. Дом напротив в 1803-1804 гг. городские власти приобрели под городскую Думу и Магистрат. Когда в 1860-е гг. сюда перевели городскую полицию, над зданием возвели высокую деревянную каланчу. В самом начале нашего столетия (около 1907 г.) вышку разобрали. Тогда же в третьем этаже дома открылось частное реальное училище, а в первом разместился магазин Петронелли Осиповны Озеровой, торговавший швейными машинами "Зингер".

И дом церковного причта, и здание городской Думы утрачены в советское время при расширении Кооперативного (быв. Ильинского) переулка и превращении его в Тверской проспект.

http://history-tver.ru/7-31.htm



Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе г. Твери, на пересечении Тверского пр-та и ул. Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен.

Строительство самого собора продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 г. был освящен и главный придел. Но и этот собор простоял недолго. 19 мая 1763 г. в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, который в сентябре был освящен. В нем возобновились богослужения. Сам же собор восстанавливался долго. Наконец, в 1768 г. было восстановлено внутреннее убранство. Храм был полностью построен и освящен. В 1805 г. у собора была возведена новая колокольня.

Шло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери. В городе работали такие замечательные мастера, как К. Росси, Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города собор с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о его перестройке. В 1818 г. прихожане и священники попросили разрешения разобрать собор и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Собор решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.

Собор стал подлинным украшением города. При строительстве широко применялся белый камень, из которого были выполнены колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Собор был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана уникальная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Были вызолочены главка и кресты на соборе и колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Широко применялось кованое железо, из которого были выполнены решетки на окнах и дверях. Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб.

Все в обличии сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Собор выглядел величественно. К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек невозможно — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.

После революции в 1922 г. из Вознесенского Собора комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы утварь и иконы. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения. В 1972 г. здание было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена его значительная перестройка: сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны пристроен пандус.

В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора Церкви. 7 января 1993 г. в храме состоялась первая служба.

http://vosnesenie.ru/about/history/

Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения - краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» - отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы - вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском . В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое - около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня - это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения - лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения - лето 2019

  • Для взрослых - 150 руб.

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете - лето 2019

  • Для взрослых - 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

Фото: Собор Вознесения Господня Оршина монастыря

Фото и описание

Собор в честь Вознесения Господня был построен в 15 в. в период княжения Бориса Александровича. Первоначально он был деревянным. В середине 16 в. при архимандрите Геннадии был построен каменный пятиглавый величественный соборный храм Вознесения Господня, освященный 2 ноября 1567 г. Варсонофием Тверским.

Монастырь дважды подвергался нападениям польско-литовских интервентов – в 1603 г. А потом – в 1611 г. после этого собор освящали заново в 1610 и 1613 гг. соответственно. В конце 18 в. четыре боковые главы собора были утрачены, позакомарное покрытие кровли заменили на четырехскатное.

В 1846 г. кирпичный пол в соборе был заменен на деревянный, выполнен новый иконостас. В 1854-1862 гг. с западной стороны к собору пристроили трапезную с двумя приделами, которые вместе с колокольней были освящены в 1862 г. Собор был оштукатурен и расписан в 1887-1893 гг.

В 1903 г. на барабан собора установили новую главу. В 1910 г. архитектором А.П. Федоровым был выполнен проект малых глав Вознесенского собора, но Московское археологическое общество отклонило его по причине того. что такое архитектурное решение исказило бы древний храм.

После закрытия монастыря в 1919 г., в соборе было устроено зернохранилище. В 1941 г. в монастыре находился штаб советских войск, монастырь постоянно обстреливался и сильно пострадал от снарядов.

В середине 20 в. собор сохранился со значительными утратами. В 1968 г. были начаты исследовательские, а потом и реставрационные работы под руководством архитектора Альтшуллера Б.Л. Фрагмент фрески с изображением святого Онуфрия, расположенный на стене главного алтаря, был демонтирован, а потом передан в ТОКГ.

После открытия монастыря в 1992 г., реставрационные и следовательские работы были продолжены под руководством архитектора Зачёсовой Н.Г. В 2001 г. в древней части собора были начаты богослужения.

Вознесенский собор представляет собой великолепный памятник тверского храмового зодчества середины 16 в. и один из наиболее древних сохранившихся монастырских соборов в Тверском крае. Собор был построен из кирпича с отдельными белокаменными деталями, снаружи он покрыт тонкой обмазкой, а потом побелен. Трапезная – из кирпича, снаружи облицована снаружи белым камнем. Колокольня – кирпичная, оштукатуренная с преобладанием черт русского стиля.

Основной кубический объем собора имеет два света, пониженные и уплощенные апсиды, слегка выступающие с восточной стороны. Храм выглядит монументально и внушительно, несмотря на довольно небольшие размеры. Собор увенчан крупным цилиндрическим барабаном с крупной луковичной главой. С запада к храму примыкает пониженная и почти квадратная двускатная трапезная.

Шатровая двухъярусная колокольня, стоящая на продольной оси рядом с западным фасадом трапезной, с юга и севера расширена боковыми объемами. Нижний ярус колокольни – в виде четверика, он несет на себе восьмерик с диагональными узкими гранями. Венчает сооружение стройный деревянный шатер с главкой на тонкой шейке.

По традиции, фасады храма разделяются на три прясла различной ширины лопатками и завершаются полуциркульными закомарами. Над цоколем располагается профилированный пояс, прясла стен отделяются от закомар с архивольтами двойным профилированным карнизом. По верху апсид проходит более простой карниз. Все фасады здания, кроме восточного, в середине средних прясел имели арочные входы, имеющие перспективные порталы. До нашего времени в первоначальном виде дошел только южный портал, северный – восстановили во время реставрации, западный был стесан, когда пристраивали трапезную. Декор колокольни и трапезной довольно скуп. На углах объемы закрепляются лопатками. Арочные окна трапезной украшены рамочными наличниками, под карнизом – аркатурный пояс. Фасады колокольни украшены прямоугольными филенками.

Внутри Вознесенского собора установлены четыре массивных широко расставленных столба, которые несут коробовые своды, соединенные с подпружными арками. Апсиды перекрываются коробовыми сводами с конхами. В северном помещении трапезной расположена лестница, ведущая на ярус звона.

В куполе собора изображен Саваоф, на стенах барабана – архангелы, а под окнами барабана – Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, на парусах – евангелисты. На подпружных арках сохранились фрагменты орнамента.

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».



Статьи по теме: