Установление династии рюриковичей. Династия Рюриковичей – генеалогическое древо с фото и годами правления

24. Василий Шуйский был потомком Рюрика не по прямой царской линии, поэтому последним Рюриковичем на троне все-таки считается сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович.

25. Принятие Иваном III двуглавого орла в качестве геральдического знака принято связывать с влиянием его жены Софьи Палеолог, однако это не единственная версия происхождения герба. Возможно, он был заимствован из геральдики Габсбургов, или от золотоордынцев, использовавших двуглавого орла на некоторых монетах. Сегодня двуглавый орел есть на гербах шести европейских государств.

26. Среди современных «Рюриковичей» есть ныне здравствующий «Император Святой Руси и Третьего Рима», у него есть «Новая церковь Святой Руси», «Кабинет Министров», «Государственная Дума», «Верховный Суд», «Центральный Банк», «Полномочные Послы», «Национальная Гвардия».

27. Отто фон Бисмарк был потомком Рюриковичей. Его далекой родней была Анна Ярославовна.

28. Первый американский президент Джордж Вашингтон также был Рюриковичем. Кроме него ещё 20 президентов США вели свой род от Рюрика. В том числе, отец и сын Буши.

29. Один из последних Рюриковичей, Иван Грозный, по отцу происходил от московской ветви династии, а по матери – от татарского темника Мамая.

30. Леди Диана была связана с Рюриком через киевскую княжну Добронегу, дочь Владимира Святого, которая вышла замуж за польского князя Казимира Восстановителя.

31. Александр Пушкин, если смотреть его генеалогию, является Рюриковичем по линии прабабушки Сарры Ржевской.

32. После смерти Федора Иоанновича пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы…

33. Последний канцлер Российской империи, великий русский дипломат XIX века, друг Пушкина и товарищ Бисмарка, Александр Горчаков родился в старинной дворянской семье, происходившей из ярославских князей-Рюриковичей.

34. Рюриковичами были 24 премьер-министра Великобритании. В том числе Уинстон Черчилль. Анна Ярославна приходилась ему прапрапрапрапрапрапрапрапрапрабабушкой.

35. Один из самых хитроумных политиков XVII века, кардина Ришелье, тоже имел российские корни – опять же через Анну Ярославну.

36. В 2007 году историк Муртазалиев доказывал, что Рюриковичи были чеченцами. «Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

37. Александр Дюма, обессмертивший Ришелье, также был Рюриковичем. Его прапрапрапрапрапра…бабушкой была Збыслава Святополковна, дочь великого князя Святополка Изяславича, которая была выдана за польского короля Болеслава Кривоустого.

38. Премьер-министром России с марта по июль 1917 года был Григорий Львов, представитель ветви Рюриковичей, идущей от от князя Льва Даниловича, прозванием Зубатого, потомка Рюрика в 18 колене.

39. Иван IV был не единственным «грозным» царем в династии Рюриковичей. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

40. «Отец НАСА» Вернер фон Браун также был Рюриковичем. Его матерью была баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн.

Рюриковичи - княжеский, царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков Рюрика , со временем раздробившийся на множество ветвей.

Семейное древо Рюриковичей очень обширно. Большинство представителей династии Рюриковичей являлись правителями , а также русских княжеств, которые образовались после . Часть представителей династии позднее принадлежала к королевскому роду других государств: Венгерско-Хорватское королевство, Великое княжество Литовское, Болгарское царство, Грузинское царство, Герцогство Австрия и др.

История династии Рюриковичей

Согласно летописям, в 862 г. сразу несколько племен (ильменьские словене, чудь, кривич) призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло из-за того, что племена, жившие на территории будущей Руси, постоянно одолевали и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходом трех братьев междоусобицы прекратились, русские земли стали постепенно объединяться, а племена стали малым подобием государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, не имевшие собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который привел за собой весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было не один век править на Руси.

Хотя первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей на Руси

Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства - Киевской Руси.

В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка - дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества - государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го - первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий , Всеволод Большое Гнездо . В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы , что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен , государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го , Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление , с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном , и вскоре на Руси наступило - было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

Конец династии Рюриковичей

Иван Грозный имел двух сыновей - Дмитрия и Федора, однако Дмитрий был убит, а Федор так и не смог завести детей, поэтому после его смерти на Руси стал править . В этот же период начала приобретать силу и политический авторитет , представители которой породнились с царской семьей Рюриковичей и вскоре взошли на престол. Они правили несколько веков.

Рюриковичи были точно, а вот был ли Рюрик… Скорее всего был, но его личность до сих пор вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.

О призвании Рюрика восточными славянами повествует «Повесть временных лет». Было это согласно «Повести» в 862 году (хотя и летоисчесление на Руси в те годы было другое, и год на самом деле был не 862). Некоторые исследователи. и это видно в частности из приведенной ниже схемы, называют Рюрика родоначальником династии, но её основание рассматривается только с его сына Игоря. Вероятно, Рюрик при жизни не успел осознать себя основателем династии, потому как был занят другими делами. А вот потомки поразмыслив, решили назвать себя династией.

Сформировалось трёх основные гипотезы относительно происхождения .

  • Первая — норманнская теория — утверждает, что Рюрик с братьями и дружиной были из викингов. У скандинавских народов в то время, как доказано исследованиями, имя Рюрик действительно существовало (означало «прославленный и знатный муж»). Правда, вот с конкретной кандидатурой, сведения о которой имеются и в других исторических повестях или документах, проблемы. Однозначной отождествления нет ни с кем: так например, описан знатный датский викинг IX века Рёрик Ютландский, или некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, который совершал набеги на прибалтийские земли.
  • Вторая, славянская версия, где Рюрик показан как представитель княжеского рода ободритов из западнославянских земель. Существуют сведения, что варягами тогда называли одно из славянских племён, проживавших на территории исторической Пруссии. Рюрик же — это вариант западнославянского «Ререк, Рарог» — имя не личное, а название ободритского княжеского рода, обозначающего «сокол», Сторонники этой версии считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола.
  • Третья теория полагает, что Рюрика реально вообще не существовало — основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного славянского населения, а спустя лет двести его потомки, чтобы облагородить своё происхождение, заказали автору «Повести временных лет» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

Княжеская династия Рюриковичей с годами раздробилась на множество ветвей. Не много европейских династий могут сравнится с ней в разветленности и многочисленности потомства. Но такова была сама политика этой правящей группы, они не ставили задачу прочно сидеть в столице, наоборот — отправляли своих отпрысков во все уголки страны.

Разветвление Рюриковичей начинается в поколение князя Владимира (кто называет его как Святого, а кто — Кровавый), причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича.

Очень кратко о некоторых из Рюриковичей

После смерти Рюрика власть перешла к Святому Олегу , который стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Вещий Олег объединил русские разрозненные княжества в одно государство. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря:

«Вот сын Рюрика — ваш князь».

Как известно, по легенде умер от укуса змеи.

Далее Игорь вырос и стал Великим князем Киевским. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян, распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Но в итоге оказался алчным правителем, за что и был убит древлянами.

Ольга , жена Игоря, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и покорила себе их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями. На склоне лет своих приняла христианство и позже была причислена к лику святых.

Одна из самых известных княгинь на Руси.

Святослав . Известен как один из самых видных полководцев из рода Рюриковичей, по большей части не сидевший на месте, а находившийся в боевых походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега , который попробовал претендовать на Киевский престол.

Но и Ярополк был убит, причем опять же братом — Владимиром.

Тот самый Владимир , что Русь крестил . Киевский великий князь Владимир Святославович поначалу был фанатичным язычником, ему также приписывают такие черты как мстительность и кровожадность. Брата он по крайней мере не пожалел и избавился от него, дабы занять княжеский престол в Киеве.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Изяслав — I — старший сын Ярослава, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав . После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.

Всеволод — I мог быть полезным правителем и достойным представителем Рюриковичей, но не вышло. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом.

Святополк — II — сын Изяслава-I, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобицы князей за владение городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька.

Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами.

Владимир Мономах . Известный широко представитель династии Рюриковичей. Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был Владимир мономах, который, по словам летописи, «добро хотел братии и всей земле русской». Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им «поучение детям», в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине.

Мстислав — I . Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына.

Ярополк , брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, «мономаховичи» потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича — «Олеговичам».

Всеволод — II . Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.

Изяслав — II . Киевляне признали Изяслава -II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем.

Юрий «Долгорукий» . Князь суздальский с 1125г., Великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг., основатель Москвы. Юрий был шестым сыном князя Владимира Мономаха. После смерти отца он унаследовал Ростово-Суздальское княжество и сразу же начал укреплять границы своего удела, возводя на них крепости. Так, например, при нем возникла крепость Ксянтин, как раньше называлась современная Тверь. По его приказу были заложены города: Дубна, Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород, Городец. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище «Долгорукий» неутомимый сын Мономаха получил за его амбиции, за то, что постоянно вмешивался в чужие дела и за постоянное стремление к захвату чужих земель.
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий все время стремился расширить территорию своего княжества и часто совершал набеги на соседние земли, которыми владели его родственники. Больше всего он мечтал овладеть Киевом. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, откуда и совершал походы на юг, усилив свою дружину наемными половецкими отрядами. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги.
Суздальский князь трижды занимал Киев, но ему ни разу не удавалось задержаться там надолго. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Трижды входил Юрий в Киев в качестве Великого князя, но только в третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян «пришлым», с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.

Андрей Боголюбский . Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.

Александр «Невский» . Великий князь новгородский (1236-1251). Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в «Невской битве» (1240 год), в «Ледовом побоище » (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Юрий — III. Женившись на сестре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явиться для отчета в орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им, в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке).

Дмитрий — II . Дмитрий Михайлович, прозванный «грозные очи», за убийство Юрия -III, был казнен ханом за самоуправство.

Александр Тверской . Родной брат казненного в орде Дмитрия -II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненавистного ханского посла Щелкана. Хан послал 50000 татарского войска против Александра. Александр от ханского гнева бежал во Псков, а оттуда в Литву. Через десять лет Александр тверской вернулся и был прощен ханом. Не поладив, однако, с князем московским Иоанном Калитой, Александр
был им оклеветан перед ханом, хан вызвал его в орду и казнил.

Иоан I Калита . Иоанн -I Данилович князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей Руси для татар и сильно благодаря этому обогатившись, скупал города у удельных князей. В 1326 году митрополия из Владимира, благодаря стараниям Калиты, была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен Успенский собор. С этих пор Москва как место пребывания митрополита всея Руси, приобретает значение российского центра.

Иоанн -II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в Орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.

Василий — I . Деля еще с отцом правления, Василий -I вступил на престол опытным князем и по примеру своих предшественников, деятельно расширяет пределы московского княжества: Приобрел нижний Новгород и другие города. В 1395 году Руси угрожала было опасность вторжения Тимура, грозного татарского хана. Между
тем Василий дани татарам не платил, а собирал ее в великокняжескую казну. В 1408 году татарский мурза Едигей напал на Москву, но получив откуп в 3000 рублей, снял с нее осаду. В том же году после долгих споров между Василием -I и князем литовским Витовтом, обоими осторожными и хитрыми, река Угра была назначена крайней границей литовских владений со стороны Руси.

Василий — II Темный . Малолетством Василия -II воспользовался Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Боярин надеялся выдать за Василия свою дочь, но обманулся в своих надеждах: Обиженный уехал он из Москвы к Юрию Дмитриевичу и оказал ему содействие в овладении великокняжеским престолом, на котором Юрий умер в 1434 году, когда же сын Юрия Василий косой вздумал наследовать отцовскую власть, то против его восстали все князья.

Василий -II взял его в плен и ослепил: Тогда Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия -II, ослепил его и занял московский престол. Скоро однако Шемяка должен был отдать престол Василию -II. Во время правления Василия- II, митрополит из греков Исидор принял флорентийскую унию (1439), за это Василий -II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты поставляются собором русских епископов. За последние годы великокняжения, внутреннее устройство великокняжества составляло предмет главных забот Василия -II.

Иоанн — III . Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн -III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году «за новую проступку» он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при этом вече и
самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и тверское княжество. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. В официальной истории считается, что именно Иоанн -III в 1480 году, вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго.

Василий — III . Сын Иоанна -III от брака с Софьей Палеолог Василий -III отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли».
Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей супругой Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн.

Елена Глинская . Назначенная Василием -III правительницей государства, мать трехлетнего Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной борьбе скоропостижно скончалась.

Иоанн — IV Грозный . Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.

В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

Современная энциклопедия

РЮРИКОВИЧИ, потомки Рюрика, династия русских князей, в т. ч. великих князей киевских, владимирских, московских, и русских царей (конец 9 16 вв.; последний Рюрикович из династии московских великих князей царь Фёдор Иванович). Из рода нижегородско… … Русская история

Рюриковичи - РЮРИКОВИЧИ, князья, по летописным известиям, потомки предводителя варягов Рюрика, правившего во 2 й половине 9 в. в Новгороде. Возглавляли Древнерусское государство; великие и удельные княжества (князья киевские, владимирские, рязанские,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Большой Энциклопедический словарь

Русский княжеский род, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Святого, причем прежде всех отделяется линия Полоцких, потомков Изяслава Владимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его… … Биографический словарь

- (иноск.) древнѣйшіе русскіе дворяне (намекъ на Рюрика, одного изъ основателей Руси). Ср. Всѣ вы, господа, ничто иное, какъ вчерашніе дворяне противъ меня, ибо я происхожу отъ Рюрика. Д. П. Татищевъ Магнатамъ въ Вѣнѣ, при спорѣ о древности ихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сущ., кол во синонимов: 1 династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Русский княжеский род. раздробившийся с течением временина множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Св., при чемпрежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков ИзяславаВладимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Династия русских князей, в т. ч. великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (кон. 9 16 вв., последний Рюрикович царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды… … Политология. Словарь.

Род русских князей и царей, считавшихся потомками Рюрика, в том числе великие князья киевские, владимирские, московские, тверские, рязанские (IX XVI вв.); последний Рюрикович из династии московских великих князей и царей царь Фёдор Иванович. Из… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Рюриковичи , Володихин Дмитрий Михайлович. Династия Рюриковичей правила Русью семь с половиной веков. Судьба нашей страны намертво сплетена с судьбой этого рода. Принадлежавшие к нему личности оказали заметное влияние на политику,…
  • Рюриковичи , Володихин Д.. Династия Рюриковичей правила Русью семь с половиной веков. Судьба нашей страны намертво сплетена с судьбой этого рода. Принадлежавшие к нему личности оказали заметное влияние на политику,…


Статьи по теме: