Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы. Положение честного пояса пресвятой богородицы

Православная церковь и верующие христиане 13 сентября 2018 года отмечают Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме.

Пояс Пресвятой Богородицы является единственной реликвией Её земной жизнь, которая сохранилась до наших времен. Чудеса явленные непосредственно честным Поясом во все века неисчислимы.

Успение Пресвятой Богородицы и происхождение честного Пояса

Сведения о земной жизни Богородицы не многочисленны и заимствованы из Нового Завета, а также церковного предания, дошедшего до нас с апостольских времен. Богоматерь до своего Успения находилась в Иерусалиме. И заботу о Ней взял на себя любимый ученик Господа евангелист Иоанн. Рядом с Ней находились апостолы, и тогда Господь чудесным образом появился из облака в сопровождении многочисленных ангелов.

Богоматерь помолилась Господу – своему Сыну, утешила апостолов и обещала, что будет всегда посредницей между церковью и своим Сыном. И предала свою душу Господу. Три дня спустя Успение Богоматери Господь Бог спустился с небес в сопровождении архангелов Михаила и Гавриила, а также множества других ангелов. Архангел Михаил получил святое тело Богородицы и все вместе взошли на небеса. Чудесное Восхождение свершилось, и Её святое тело вновь соединилось с Её душой.

Апостол Фома был единственным из апостолов, который видел чудесное Восхождение Богородицы. Он не имел возможности быть на погребении Богородицы, так как находился в Индии и очень сокрушался по этому поводу. Оказавшись в Иерусалиме на третий день после погребения, он попросил апостолов открыто гробницу, чтобы проститься с Девой Марией. Войдя в гробницу, апостол Фома стал свидетелем Восхождения на небо и попросил Богоматерь дать в качестве благословения честной Пояс. Она, уже восходившая на небеса, бросила ему честную святыню. Впоследствии, апостол Фома известил остальных апостолов об этих событиях и показал им честной Пояс Богородицы.

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы

Честной Пояс хранили в Иерусалиме две благочестивые иерусалимские вдовы, ухаживавшие за Богоматерью в последние годы её жизни. Позже забота о Поясе в их семье стала традицией.

С 395 по 408 года во времена царствования императора Аркадия, честной Пояс был перевезен в столицу Византийской империи в Константинополь. Император поместил Пояс в драгоценный ковчег, который назвал Святое Тело. Святыня охраняла столицу государства и её народ от набегов врагов и разных бед. Через несколько лет дочь Аркадия Пульхерия построила величественный Халкопратийский храм, куда и поместила честной Пояс. Сама императрица украсила его золотыми нитками и в таком виде он хранился в монастыре Ватопед.

В следующем веке честной Пояс был перенесен в Каппадокию. Возвращение в Константинополь святыни произошло в середине VI века в годы царствования императора Юстиниана. Его приемник Юстин II вместе с супругой Софией отреставрировали Халкопратийский храм и построили часовню Святого Тела. Там на святой трапезе хранился честной Пояс Богородицы.

Константинопольский патриарх Герман, живший в VIII веке, с большой любовью говорил, что честной Пояс сохраняет свое величие и благоухание и умиляет всех кто к нему подходит благоговейно. Великое количество чудес совершил честной Пояс в Константинополе. В том числе излечил Зою, супругу императора Льва Мудрого, которая была измучена болезням. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Деве. Воспоминание этого чуда церковь установила в начале X века праздник в честь Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Местонахождение частей честного Пояса Пресвятой Богородицы

Около 1150 года честной Пояс находился в императорском дворце в Константинополе в храме Святого Михаила. Наверное, тогда, он был разделен по частям и распределен по храмам. После завоевания города крестоносцами в 1204 году некоторые части честного Пояса были похищены и перевезены на Запад. К счастью, большая часть честного Пояса осталась в Константинополе. После того как в 1261 году император Михаил VII отвоевал его у крестоносцев. Хранился Пояс в храме Влахернской Божьей Матери. Именно там его увидел русский митрополит Пимен в 1387 году.

Последние упоминания о честном Поясе Богородицы в столице Византийской империи описывает неизвестный русский паломник в первой половине XV века. Небольшая часть честного Пояса ещё во времена Константина Великого была помещена в крест, который был изготовлен по его указанию. Через много лет этот крест был передан в Ватопедский монастырь, где святые отцы сохранили также предание, согласно которому честной Пояс был подарен монастырю императором Иоанном VI в XIV веке.

Сегодня большая часть святыни, вытканная из верблюжьей шерсти самой Богородицей, хранится в Ватопедском монастыре на Афоне. Пояс вложен в драгоценный ковчег, который запечатан двумя царскими печатями Аркадия Льва Мудрого. Часть Пояса Богородицы находится на Кипре в монастыре Троодитисса и в городе Зугдиди в Грузии, где по распоряжению императора Александра I в начале XIX века был построен храм для хранения святыни. В самом Ватопедском монастыре для хранения честного Пояса построили отдельно храм.

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября – это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Пояс Богородицы явил миру великое множество чудес, с его помощью получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Некоторые из чудес, которые явил Пояс Богородицы:

1871 год.
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год.
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год.
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год.
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь совершает празднование Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.

Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II, другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти . По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс . Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.

Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы Её пояс с Небес. «Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании»

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.

В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме - вероятно, это следствие путаницы - Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). Пояс Пресвятой Богородицы был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.

На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром (886-911) , его жене Зое Карбонопсине, которая долгое время страдала неизлечимой болезнью (возможно это была одержимость), было видение, что она избавится от своего недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде. Таким образом, случилось второе Положение Пояса .

В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы .

В X веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед), на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии (Зугдиди); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением . В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса:

Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость.

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

Диакон Михаил Желтов

Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 2
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

В Зачатьевской обители этот праздник почитается сугубо, так как в монастыре имеется вышитый пояс, освященный на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы в Священной Ватопедской обители. Пояс был выполнен сестрами в ноябре 2011 года, когда в Россию прибыл ковчег с Честным Поясом Божией Матери в сопровождении делегации из Ватопедского монастыря во главе с игуменом обители,архимандритом Ефремом. Тогда монастырю была предоставлена возможность участвовать в служении молебна с акафистом перед Поясом в Храме Христа Спасителя, и в тот день, 25 ноября 2011 года, монастырский пояс был принят отцом Ефремом для того, чтобы отвезти его в Ватопед для освящения. В течение 6 месяцев пояс находился в алтаре соборного храма Ватопедской обители, и был освящен на многих хранящихся в Афонском монастыре святынях. В конце мая 2012 года он был передан в Зачатьевскую обитель с удостоверением, свидетельствующем о его пребывании в Ватопеде и с благословением Святой Горы Афон.

В этом году на праздничное богослужение в Зачатьевский монастырь была принесена икона Пресвятой Богородицы с честным поясом, та самая,что сопровождала в 2011 году ковчег со святыней по всем городам России, когда более 30 миллионов верующих поклонились естному Поясу. Икона некоторое время пробудет в соборном храме монастыря.

История и богослужебный смысл праздника

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери.

Кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171–187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери - выражение «Град Твой, Богородице», встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда - Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме - вероятно, это следствие путаницы - Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя - сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, - Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133–135).

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.(диакон Михаил Желтов)

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Настоящим священнозапечатанным и подписанным монастырским актом удостоверяем, что пояс, который хранится в Священной Обители Зачатия Богородицы города Москвы и символично называется «Честной Пояс» (ниже приводится его детальное описание), изготовлен в вышеуказанном Священном Монастыре в 2011 г. при игуменстве Герондиссы монахини Иулиании во время нашего там пребывания и принесения Богородичного Святого Пояса в Москву. Оставался же он для освящения, в период с декабря того же года по май 2012 г., под ковчегом с Честным Поясом Пресвятой Богородицы, которая, как сокровище, хранится в нашей Священной Обители. Также благословлен он на других святынях нашей Обители: Честном Древе, Честной Трости, священной и благодатоточивой главе иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста. Передается этот пояс в благословение Священной Обители Зачатия Богородицы для утешения и исцеления находящегося в ней во Христе сестричества и благоговейнных паломников, в знак о Господе любви наших двух Обителей.

Пояс длиной 74 см., шириной 13 см. и изготовлен из красного бархата. Украшен узором, шитым золотыми нитями. Рисунок узора – вьющиеся стебли и листья аканта. Дополняют его вставки из жемчуга и обводка золотым шнуром. В центре пояса – равноконечный крест, по контуру выложенный жемчугом, внутри заполнен золотым шитьем. В середине креста – небольшой изумруд в серебрянной оправе. По концам крест обрамлен крупным жемчугом и мелкими самоцветными камешками зеленого цвета. По краям пояса – две ленты золотистого цвета, длиной по 17 см., украшенные кистями из золотистого бисера. Подкладка пояса – тот же красный бархат.

В Православной Церкви 13 сентября по новому стилю празднуется день положения пояса Пресвятой Богородицы .

История установления праздника
Предание повествует о том, что Пресвятая Богородица перед Своим Успением отдала пояс и ризу двум вдовам-христианкам из Иерусалима, отличавшимся большим благочестием. Эти святыни сохранялись ими с благоговением всю жизнь, а после стали передаваться из поколения в поколение. В конце IV века пояс Божией Матери перенесли из Иерусалима в Константинополь, где он сохранялся в одном из храмов, освященных в честь Богородицы. Эта святыня сохранялась на протяжении нескольких веков в специальном ларце, который, однако, не открывался. При благочестивом императоре Льве VI Философе ларец наконец открыли, найдя в нем пояс полностью сохранившимся. Поводом для открытия святыни стал недуг, мучавший супругу императора Зою, которая получила во сне откровение, что получит исцеление от пояса Пресвятой Богородицы. Когда патриарх возложил на голову страждущей великую святыню, то она почувствовала себя здоровой. В честь обретения святыни и совершения чуда был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба пояса Пресвятой Богородицы
После падения Константинополя в 1453 году пояс был разделен на части и разнесен по многим местам христианского мира. Одна из больших частиц находится на Афоне, и от нее верующие получают исцеления и благодатную помощь. Посещая Святую Гору, паломники часто увозят с собой пояски, освященные на частице пояса Богородицы. Кроме того, части пояса находятся на Кипре, в Грузии, Италии и в России.
В 2011 году частица пояса прибыла с Афона в Россию и монахи Ватопедского монастыря посетили множество городов, благодаря чему верующие могли поклониться этой святыне.

Чудеса, совершенные от пояса Пресвятой Богородицы
Сохранилось множество документальных свидетельств о помощи, которую оказывала Пресвятая Богородица тем, кто молился перед Ее честным поясом. Известен случай, когда в Греции в 1827 году эпидемия чумы прекратилась после того, как был совершен крестный ход со святыней. В 1915 году по молитвам перед частицей пояса, принесенной из Ватопедского монастыря, было остановлено нашествие саранчи, поедавшей весь урожай в одной из областей Греции. Очевидцы рассказывали о том, что после молебна Богородице неожиданно прилетели большие стаи птиц, которые уничтожили всю саранчу.
В настоящее время от пояса также часто совершаются чудеса и исцеления. Особенно поразительны случаи, когда неизлечимые раковые больные, приложившись к великой святыне, совершенно выздоравливали.
Во время пребывания в России частицы пояса Пресвятой Богородицы в 2011 году многие верующие прикладывали к святыне свои пояски и частицы материи с молитвой об их освящении и даровании этим вещам благодатной силы, затем во время страданий от тяжелого недуга носили эти пояски и получали скорое выздоровление. Известны случаи, когда неплодные женщины, одев с молитвой пояс, освященный от пояса Пресвятой Девы Марии, сподоблялись в скором времени благословения своего супружеского союза в виде благополучной беременности и легких родов, а родившихся детей считали даром Царицы Небесной.

Апокриф о поясе Богородицы
В некоторых христианских Церквях существуют различные предания и апокрифические сказания о поясе Богородицы. Всьма распространенным является предание о том, что Пресвятая Богородица, после Своего Успения явилась апостолу Фоме, не успевшему попрощаться с Ней, и как утешение оставила Свой пояс.

Тропарь, глас 8:
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:
Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.



Статьи по теме: