Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики. Влияние выбора форм и методов обучения на повышение качества образования Методы практического обучения

Факторы и пути повышения качества образования.

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить

основные показатели эффективности деятельности школы(слайд)

    уровень обученности учащихся;

    готовность их к продолжению образования;

    уровень воспитанности учащихся;

    состояние здоровья детей;

    уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности (слайд)

    Генетические факторы . Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

    Социально-экономические факторы .

    Психолого-педагогические факторы , которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

    Личностно-деятельностные факторы , которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие. На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучающихся к учебному предмету.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей .(слайд)

Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

Пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

Отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

Невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
- потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. (слайд) Вовремя начатый урок,чёткая организация этапов урока,

разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии- всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что-либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, чтоони нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.

Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного им,90% сказанного или написанного им по поводу его действия . Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.

Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.

Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках. Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д. Как же правильнее воспитывать учащихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей,в котором напрямую прослеживается наставительный характер.

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?

Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Дети, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Обучение - это как лечение. Нет единого готового рецепта.

В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говориться:
«Жизнь цепь, а мелочи в ней - звенья. Нельзя звену не придавать значения» .

Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.

«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.

Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Ш.Амонашвили.

Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения .

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

Каждому учителю, приступая к работе, приходится решить следующие вопросы:

♦ для чего учить - цели и задачи (воспитательные, образовательные,

практические);

♦ чему учить - содержание учебного процесса;

♦ как учить - исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети - исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения - оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

Метод (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.

Отсюда:Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности

Методика в образовании - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. « Педагогический словарь»)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА -совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательно­го процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечиваю­щих решение поставленных задач.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Под словом методика имеется в виду, прежде всего совокупность рацио­нальных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

В этом смысле методика может быть общей , рас­сматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной , имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ учеными трактуется по-разному.

Метод обучения - это способы взаимо­связанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению за­дач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения есть способ работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью ко­торого достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих ус­воение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала (Н.М.Сокольникова).

Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обу­чения - это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных об­щим направлением, складывается система обучения . Примерами могут слу­жить системы обучения изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Немен­ского, Т.Я.Шпикаловой и др.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуче­ния, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывает­ся своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с об­щими целями и задачами современного преподавания изобразительного ис­кусства, с конкретными специфическими задачами того или иного творческого направления и вида искусства. Эти методы были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Да и сей час этот живой процесс продолжается.

Познакомиться с историей методов преподавания изобразитель­ного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь­никова, Е.В,Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози­ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Выходят учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Методикой работы с дошкольниками много и плодотворно занимались такие авторы как Казакова Т.Г., Комарова, Т.С., СакулинаН.П. , Григорьева Г.Г, Гусакова М.А, Халезова Н.Б., Лыкова И.А., Дронова Т.Н. Ими созданы разнообразные методические пособия для воспитателей детских садов, для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста; разработаны методические рекомендации, описаны возможности и особенности детей дошкольников и много др.


Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных ме­тодов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. При­ем чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию мето­дов невозможно создать так же, как, скажем, и единую класси­фикацию людей. Для оценки и выбора методов придется исполь­зовать ряд существующих классификаций, выполненных на осно­ве разных оснований (см. табл.).

В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:

По источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);

По характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);

По характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний учащихся);

По преобладанию при их применении деятельности учителя или ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).

Наибольшей популярностью пользуются первые две из этих классификаций, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.

1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

К словесным методам и приёмам обучения можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные указания.

Рассказ - это повествовательная форма изложения учебного материала учителем. Рассказ, как правило, используется для подачи нового материала и сопровождается демонстрацией наглядных пособий: например, при ознакомлении младших школьников с историей или особенностями произведений народного, декоративно-прикладного искусства.

Рассказ может применяться при сообщении учащимся о традициях класса и школы, правилах поведения на уроке, техники безопасности при работе с инструментами.

Объяснение - это последовательное разъяснение учащимся содержания задания, значения определенных понятий, устройства образцов, правил и приемов выполнения определенных трудовых операций и т. д.

Объяснение обычно сопровождается учебной демонстрацией наглядных пособий (таблиц, плакатов, чертежей, схем, технологических карт, образцов изделий, выполненных учителем или учениками, и т. д.) или этапов выполнения работы.

Одним из самых эффективных в дошкольном, младшем школьном, среднем школьном возрасте методов словесного изложения учебного материала является беседа.

Беседа - это диалог педагога с учениками, в котором учитель непременно опирается на уже имеющиеся у учащихся знания и практический опыт. Беседа может использоваться при изложении нового материала, при закреплении и проверке, при обобщении изученного материала.

Готовясь к беседе, педагог подбирает вопросы, которые должны быть понятны учащимся и отражать суть изучаемого материала. Учителю необходимо продумать последовательность задаваемых детям вопросов и возможные варианты ответов на них.

Дополняя и обобщая ответы учащихся, педагог постепенно подводит детей к усвоению новых понятий или закреплению уже имеющихся у них знаний.

Наглядные методы обучения

К наглядным методам и приёмам обратимся более подробно, учитывая особенности предмета «Изобразительное искусство» в школе, изобразительной деятельности в детском саду, художественно-творческой деятельности в дополнительном образовании.

Здесь стоит отметить неоднозначность применения, трактовки таких терминов как «демонстрация», «показ», «наблюдение» (в особенности показ – демонстрация)и др.в разных пособиях у разных авторов. Поэтому важно при описании метода (способа действия педагога) в той или иной методической литературе вникнуть в контекст, понять суть самой организации работы в соответствии с описываемым методом.

- наблюдение, демонстрация или рассматривание разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.

Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования учащиеся знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)

- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный учителем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания . С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также применяется в обучении конструированию.

В начале работы педагог организует тщательное, целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся перед глазами . Возможно применение нескольких образцов на одном занятии – если учащиеся уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу (тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное педагогом) помогает выявить особенности разных изобразительных решений.

- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении рисованию, лепке, аппликации, пластическим искусствам, рукоделию. Учащиеся должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Учащиеся не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке (особенно дошкольники). Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами (это относится к самым разным возрастам учащихся). Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами обработки материалов, способами выполнения приёмов росписи, им эти способы нужно показать и объяснить.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русской кистевой росписи ит.д.)

В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком учащимся, показывать его не следует.

-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение или изделие выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например, можно показать всю последовательность выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).

- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт не всё изображение или изделие сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем предлагает ученикам выполнить этот этап. Пока дети работают - у учителя есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее педагог продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев; или этап подмалёвка, этапы выполнения прорисовки всех элементов и этап оживки в некоторых русских росписях). Такая работа на уроке, на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто применяется на начальном этапе освоения технологии применения изобразительных материалов, рациональных способов изображения, сложных декоративных работ.

Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие выполненные учителем в процессе показа обязательно убираются, чтобы учащиеся не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.

Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано . Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на уроке изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.

Невозможно организовать эффективный учебный процесс без демонстрации (показа) педагогом способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения технологических операций.

Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.

Практические методы являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опыты , эксперименты , а также работу с учебником, с книгой и другими дидактическими материалами.

Отдельные, самостоятельные упражнения на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ дети все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользования простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов, способы выполнения разных приёмов (росписи, вышивки и т.п.). Для старших учащихся специальные длительные упражнения по отработке приёмов более приемлемы, они с большим пониманием относятся к подобной работе.

То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На практике, непосредственно в процессе работы над изделиями, учащиеся знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других материалов. Разумеется, педагог может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени это не всегда практически реально. Но технологические знания полученные именно в собственном опыте (смешивание красок, свойства текстильных материалов, соотнесение красок и грунта и т.п.) становятся самыми прочными знаниями.

Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, педагог должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащейся в них информации, ее правильном отборе и практическом использовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют выполнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии в школе только следовать прямым инструкциям и указаниям. Да и более старшие школьники ещё не всегда имеют достаточный опыт в подобной работе, не всегда готовы к абсолютной самостоятельности в работе с книгой.

Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь способствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей. С учетом этого рассмотрим другую классификацию.

ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С учетом данного основания методы обучения можно разделить на две большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую ученик проявляет в процессе работы.

Меньшая степень самостоятельности предполагается при использовании репродуктивных методов. Из самого названия следует, что ученик в пределах данных методов повторяет и воспроизводит . Однако это не означает, что в системе развивающего обучения репродуктивные методы не должны иметь места. К этой группе обычно относят так называемый объяснительно-иллюстративный и собственно репродуктивный методы , которые при ближайшем рассмотрении являются двумя сторонами одного и того же метода.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъявление учащимся знаний в готовом виде (в виде рассказа, объяснения учителя, инструкции в учебнике и т. п.). От учащихся при этом требуется запоминание или воспроизведение полученной информации - т. е. с их стороны действует репродуктивный метод.

Как и в других учебных дисциплинах, эти методы наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются занятия, на которых нужно освоить новые приемы обработки материалов, способы разметки, правила пользования инструментами и проч. Такие уроки встречаются как в начальной школе, так и в средней школе: по мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия, которые должны быть освоены учениками. Много внимания уделяется подобным методам и приёмам в системе дополнительного образования при освоении того или иного ремесла. Любые практические знания, чтобы стать умениями и навыками, должны быть неоднократно повторены детьми, т. е. репродуцированы. Цели, достигаемые репродуктивным методом (закрепление и уточнение знаний, усвоение способов оперирования этими знаниями, усвоение опыта осуществления тех способов деятельности, образец которых уже известен), другими методами недостижимы.

Репродуктивные методы особенно оправданы также на уроках и занятиях знакомства с народными ремеслами. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались в их настоящем, исторически сложившемся виде, поэтому ученики должны как можно точнее повторить, воспроизвести эти приемы и запомнить их.

Тем не менее, в целом овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. В связи с этим даже репродуктивные методы по возможности не должны превращаться в прямые инструкции, требующие от ученика лишь механического следования указаниям.

Проблемное обучение. Творческие методы обучения.

Репродуктивные системы обучения не позволяют решить одну из самых важных задач современного социально-личностного заказа системе образования - формирования творческих качеств личности. Такая задача решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового, обучения.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности ребёнка, школьника или студента.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента.

Активизация познавательной деятельности слушателей, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает слушателей в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу, Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими в так называемых проблемных ситуациях.

Структурной единицей проблемного обучения следует считать проблемную ситуацию и процесс ее разрешения

Чтобы разобраться в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном на первый взгляд суждении скрыто глубокое содержание.

Действительно, проблема для человека существует лишь тогда, когда ее условие или известно, или вполне доступно, а требование, вопрос понятны, т. е. человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы

служат познавательные задачи и вопросы (вопрос - та же задача, в которой условие подразумевается, так как известно познающему или может быть им реконструировано, а потому не приводится).

Творческие методы , как и следует из их названия, предполагают, что в деятельности учащихся преобладает поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические) и исследовательские методы.

Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.

При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.

Виды, методы проблемного обучения весьма разнообразны. Их выделяют чаще в зависимости от предполагаемого уровня активности, степени самостоятельности учащихся в процессе их поисковой деятельности (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин).

Частично-поисковый (эвристический) Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых. Его качественная особенность - в постепенном переходе от имитации научного поиска, что тоже полезно, к действительному научному или научно-практическому поиску.

Формы и методы проблемного обучения разнообразны : проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра. Все они должны быть проблемными прежде всего по своему содержанию.

Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что педагог в ходе своего рассказа, объяснения не просто излагает материал, а конструирует на его основе проблемную ситуацию и сам раскрывает противоречивый процесс ее доказательного решения.

Ученики при этом следят за ходом мыслей и рассуждений расказчика, мысленно проверяют их убедительность. Этим проблемное изложение отличается от объяснительно-иллюстративного: оно неизбежно предполагает соучастие слушателей в процессе раскрываемого перед ними творческого мышления.

При использовании проблемного изложения задачу ставит и решает педагог , а учащиеся как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, понимая, сочувствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемому.

В рамках частично-поисковых методов учащиеся еще более активно включаются в решение проблемы. К числу таких методов, с успехом используемых в работе с младшими школьниками, относится эвристическая беседа. В ней, в отличие от обычной беседы, педагог задает такие вопросы, которые подводят детей к какому-то «открытию», разрешению противоречия, самостоятельному нахождению решения. А ученики не просто отвечают на вопросы, но учатся рассуждать, анализировать, находить доказательства.

Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения предполагает уже активное вовлечение обучаемых в процесс решения проблемы, раз-битой на подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, направляется и контролируется педагогом.

Частично-поисковые методы предполагают использование специальных задач, которые ставят учеников в позицию активных деятелей, а не просто исполнителей. Это способствует повышению сознательности обучения, приобщению детей к творческому мышлению и является стимулом развития у них познавательной активности. К таким задачам можно отнести, например, мысленный анализ устройства образца (без разделения его на части), расчет размеров заготовок по габаритным размерам изделия, выполнение эскизов деталей, изделий и проч.

Действия учащихся в таких случаях связаны с внутренней активностью личности, прежде всего - с мышлением.

И для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «не-решение»; неудача в попытках ее решить - тоже продукт мышления как деятельности, она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.

У учителей почему-то считается, что допущенные учениками ошибки свидетельствуют о плохой организации их познавательной деятельности. Боязнь ошибок особенно заметна на уроках практического труда в школе: ведь все подробные инструкции и предписания предлагаются именно с целью исключить даже самые малейшие отклонения от работы, тем более ошибки. Между тем учеными проведены специальные исследования, убедительно доказывающие полезность и важность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать лучшему пониманию задачи и стимулировать познание (Но только в том случае если ошибки осмысленны самостоятельно или вместе с педагогом).

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления.

В практике обучения младших школьников частично-поисковые методы стоят рядом с исследовательскими методами , которые предполагают самый высокий уровень творчества.

Их использование требует от педагога прежде всего правильного понимания самого смысла творчества.

Это понятие, пожалуй, следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками (даже путем поэтапного и механического копирования действий), совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе. Обычно оно сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, изготовленную по подробной инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые проще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений: должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет «творчество»! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике; это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т. д. Учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; дети чаще открывают то, что уже известно человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - всегда открытие (пусть даже для себя). Настоящее творчество - вовсе не всякое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразующийся с поставленной задачей.

Чтобы помочь ученикам осмыслить задачу, направление поиска следует обозначить. Например, создавая открытку, записную книжку, упаковку к подарку, нужно учесть, для какого именно случая, для какого пользователя предназначена вещь. Художественная аппликация создается с расчетом на то, какое впечатление на зрителя она должна произвести (лирическое, активно радостное и проч.). При разработке технической конструкции формулируется ряд требований, которым она должна удовлетворять (например, определенным образом складываться, иметь определенные размеры и проч.).

Таким образом, сущность исследовательского метода заключается в том, что педагог моделирует проблемную ситуацию и предъявляет ее учащимся в виде такого задания, выполнение которого предполагает творческий поиск своего варианта решения в точном соответствии с поставленными условиями или заданной целью. Использование этого метода позволяет ставить учеников в позицию соавторов, «со-разработчиков» или даже самостоятельных создателей конструкции и образа изделия. Решая в процессе обучения определенные проблемы, учащиеся активизируют умственную деятельность, овладевают процедурами творческого процесса, а заодно творчески усваивают методы познания.

Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых.

Исследовательский метод в освоении художественно-творческих видов деятельности фактически приобретает черты проектной деятельности.

Формы и приёмы проблемного обучения разнообразны : проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра.


Тогда, может быть, правомерен вывод: да здравствует проблемное обучение?! Вот та долгожданная, давно искомая наилучшая система обучения! (Загвязинский В.И.)Вы уже догадываетесь, что это не так. И эта система имеет ограничения, она вовсе не универсальна.

Во-первых , проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.

Во-вторых , оно оправдано только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, тематического), потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.

В-третьих , данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.

В-четвертых , очень жесткие ограничения накладывает лимит времени, а проблемное обучение, особенно использование исследовательских методик, требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.

Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования и импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.


Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный вы­бор методов и приёмов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно­сти и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного урока или занятия, этапу обучения и степени подготовленности учащихся, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное их применение).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Такими условиями могут быть :

Развитие интереса к изучению изобразительного, декоративного искусства;

Сочетание систематического контроля с педагогически целесообразной помощью учащимся;

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

Последовательное усложнение изобразительной, декоративной, технологической деятельности, обеспече­ние перспектив развития художественного творчества учащихся;

Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладно­го искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

Целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения в соответствии с возрастом и задачами обучения;

Использование на занятиях технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий;

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде­ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко­ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур­ных деталей;

Введение в урок, в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

Применение разнообразных художественных материалов и техник рабо­ты ими;

Смена видов изобразительно-творческой деятельности в течении учебного года (гра­фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа, разные виды росписи и др.);

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

Введение в структуру урока, занятия игровых элементов и художественно-дидак­тических игр; использование элементов соревнования в соответствии с возрастными особенностями;

Систематическое взаимодействие между разделами содержания обучения (разделами программы), между дисциплинами изучаемыми в школе, интегрированное обучение искусству.

Методы и приёмы обучения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы и приёмы обучения
Рубрика (тематическая категория) Образование

Метод обучения (от греч. methodos – ʼʼпуть, способ достижения целиʼʼ) – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. По этой причине в педагогической науке нет единого подхода к выделœению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа͵ опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.
Размещено на реф.рф
Этот список далеко не полон.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др.
Размещено на реф.рф
При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в какой-либо педагогической ситуации зависит от конкретных целœей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

 цели образования, воспитания и развития учащихся;

 особенности содержания изучаемого материала;

 особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

 время, отводимое на изучение того или иного материала;

 уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

 уровень педагогического мастерства учителя;

 материально-технические условия обучения.

Рис. 4.4. Выбор методов обучения

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, ᴛ.ᴇ. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём - ϶ᴛᴏ ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

Рис. 4.5. Соотношение приёма и метода

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. К примеру, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста͵ в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (к примеру, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (к примеру, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. К примеру, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, в связи с этим приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всœех дидактических приёмов. На рис. 4.6. представлены лишь некоторые группы приёмов обучения.

Рис. 4.6. Виды приёмов обучения

Методы и приёмы обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы и приёмы обучения" 2017, 2018.

Владимир Федорович Шумеев

учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов № 28» г.Курска.

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения
в достижении оптимальных результатов образования

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

Я. Коменский

Специфика современного этапа совершенствования урока состоит в том, что в новых условиях показатели эффективности основной формы организации обучения не ограничиваются внешними проявлениями (четкости, организованности, использования комплекса методов и средств), а определяются конечными результатами урока и системы уроков, уровнем овладения учащимися научными знаниями, сформированностью уровня познавательных интересов, качеств всесторонне развитой личности.

Важнейшее направление совершенствования урока - оптимальное сочетание и взаимодействие основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития, содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности уч-ся. Качество урока, его высокая результативность зависят от комплексного планирования и целенаправленного осуществления учебно-воспитательных задач. Много значит и то, как учитель продумывает организацию учебной деятельности учащихся в системе уроков: сосредоточивает внимание учащихся на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемого материала, организует их творческую поисковую познавательную деятельность, ориентируясь на конечные результаты с учетом реальных возможностей учеников, учителя, школы).

Эффективность современного урока основывается на творческой работе учителя и обучаемых, на формировании самостоятельности и системности мышления учащихся, широкой реализации меж предметной связи, связи обучения с жизнью и их вне учебной деятельности.

Известно, что применяемая в наших школах стандартах классно-урочная система «вопрос-ответ» не лишена существенных недостатков: стираются индивидуальные особенности личности ребенка, не учитываются его психофизиологические способности.

Не зря А. Кушнир говорит «Проектирование методических конструкций на основе точного знания психофизиологической природы человека - вот нормальное положение дел».

Для того, чтобы успешно прошел урок, учащиеся освоили данный материал и показали результативность, в современной школе, как и нашей, учителя претворяют в жизнь различные педагогические методики.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) По источникам передачи и характеру восприятия информации на

Словесные;

Наглядные;

Практические.

2) В зависимости от поставленных задач:

Методы приобретения знаний;

Формирования умений и навыков;

Применение полученных знании;

Творческой деятельности;

Закрепление;

Проверки знаний, умений и навыков.

3) В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемного изложения;

Частично-поисковый (эвристический);

Исследовательский.

В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности. Это:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации (рассказ, лекция, семинар, беседа);

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы - (аспект мышления).

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2) Методы стимулирования и мотивации учения:

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:

Методы устного контроля и самоконтроля;

Методы письменного контроля и самоконтроля;

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В настоящее время предметные методики переживают определенный кризис. По мнению А. Кушнира, в основе его лежит традиционная ориентация авторов методик изучения школьных предметов на логику соответствующих наук.

На самом же деле, в школе мы, работая, учим детей. И потому, методика должна ориентироваться на природные особенности людей. Неверно обоснованная (не учитывающая особенности психики человека) методика может выглядеть вполне научно, но как только учитель начнет ее применять в школе, он столкнется с неизбежным сопротивлением детей, для преодоления которого ему придется прибегнуть к психологическому давлению «Наука, которая в своих продуктах - концепциях, программах, учебниках и методиках - открыто, откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, по сути, конструирует насилие в качестве главного педагогического средства».

Учение - один из видов деятельности школьника, потому, организуя этот процесс, учитель не игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Человек начинает действовать только тогда, когда у него появляется желание действовать. И вот здесь я обращаюсь к тесту изучения удовлетворительности учащихся школьной жизнью, проведенному в 8-9 классах (48 человек опрошенных), где на вопросы «Я иду в школу с радостью» - 12 положительных ответов, «затрудняюсь сказать» - 26, отрицательных ответов - 10 человек. Но при этом на вопрос «Школа нужна, чтобы...» все ответили однозначно: «учиться», «получать образование» и даже «учиться быть человеком».

Таким образом, если у детей не будет желания заниматься школьными делами, или относиться к ним они будут инертно, то учебно-воспитательный процесс будет обречен не на успех. Отсюда неизбежно следует вывод о ключевой роли педагогического стимулирования в обучении. Когда школьник хочет учиться и стремиться участвовать в многообразной деятельности, организуемой его педагогами, процесс обучения в школе, классе станет эффективным.

И вот здесь уже необходимо применить термин не «целесообразно подобранный метод», а вернее сказать «используемая педагогическая технология», основанная на методике.

Под технологией, обычно, разумеется твердо установленный порядок действий, соответствующий некоторой жестко определенной последовательности алгоритмов, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и приводящая к достижению запланированного результата.

Учителя, уставшие от трудностей школьной жизни, чрезмерной сложности задачи формирования личности учащихся, ищут в предлагаемых педагогических технологиях простые, понятные, легкие и эффективные способы обучения и воспитания. Они используют скорее не предложенные технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Полное и точное применение в школе разработок ученых оказалось трудной, а порой и не выполнимой задачей. И причина этого вовсе не в том, что учителя - практики плохо разбираются в определенных технологиях и недостаточно точно выполняют их предписания, а причина кроется в другом: «Целесообразны ли объекты педагогической деятельности. Подходят ли они для системного применения технологий. И, как правило, ответ «нет, не целесообразны», потому что мы имеем дело со сложнейшими объектами-личностями детей и детскими группами. Они постоянно изменяются, имеют бесчисленное число связей между собой, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих объектов не позволяют применить по отношению к ним любую, даже самую прогрессивную технологию. Поэтому, можно сделать вывод, что технология применима лишь частично, элементно, что и способствует повышению результативности учебно- воспитательного процесса как на уроке, так и в школе в целом.

Технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. А уже технология проведения каждой конкретной формы работы с детьми включает свои средства, методы и приемы действий учителя. И с этой точки зрения урок, учебно-воспитательный процесс будет представлять собой некоторую целостность.

Конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств.

Целесообразность используемых технологий подтверждает тот факт,
что в том же тестировании учащихся 8-9 классов на вопрос «Когда в вашем классе
открытый урок, ты с удовольствием идешь на занятия», большинство оценили «4» и «3»
баллами («совершенно согласен» и «согласен» соответственно), т. к. на таких мероприятиях учитель старается использовать элементы педтехнологии, а учащимсяся предоставляется возможность самому реализоваться, самоутвердиться.

Но нельзя забывать, что целесообразным и эффективным будет урок в том случае, если конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Это соотношение каждый раз уникально. Именно данное соотношение заставляет учителя выбирать в каждый момент приоритеты, логику и порядок действий, педагогические методы общения.

Однако, все это - составные части не педтехнологии, а методики!

Педагогическая методика - более широкое понятие, чем педтехнология. Методика не подсказывает способ решения конкретной задачи в конкретных условиях, но предлагает логику, обоснование и выбор средств для такого решения. Если применение технологии рассчитано на обученного и точного исполнителя, то методика предлагает и творчество работника, ибо никто не исключит из деятельности учителя самостоятельность в принятии решений и творческий поиск, отбор и комбинирование различных педагогических средств, методов, приемов и технологий, что и осуществляется учителями нашей школы.



Статьи по теме: