Готовность дошкольного учреждения к новому учебному году. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году» материал на тему. Оценка состояния здания и территории ДОУ

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Также основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методистами и старшими воспитателями ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Для этого проводится анкетирование педагогов.

Также важно определить соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. Для оптимизации данного процесса мы провели мониторинг предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Для мониторинга были использованы материалы с сайта ФИРО.

Цель методической работы в условиях внедрения ФГОС - обеспечить методическую готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Методическая готовность характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный. Содержание каждого компонента определено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС.

Познавательный компонент:

    знание содержания ФГОС, нормативных документов и методических материалов, сопровождающих его введение;

    способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;

    способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;

    владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС

Эмоциональный компонент:

    осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

    удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС.

Мотивационный компонент:

    наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;

    наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, под методической готовностью педагога к реализации ФГОС понимается сложное, целостное, интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов и характеризующее вооруженность педагогов необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

репродуктивные

    научно-практические семинары,

    семинары-практикумы («Методика проведения НОД», «Повышение экологической компетенции педагогов»)

    тренинги («Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»-тесты, игры, упражнения, решения проблемных ситуаций)

репродуктивно-эвристические

    педагогические чтения,

    научно-практические конференции (педагоги участвуют в ежегодной «Инновации и традиции в современном образовании» по темам «Детское экспериментирование как форма исследовательской деятельности дошкольника»; «Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»; «Интеграция общего образования и дополнительного образования по изобразительной деятельности»

    организационно - деятельностные игры (деловая игра «Формирование основ здорового образа жизни»)

    педагогический КВН

эвристико-продуктивные

    фестивали педагогических идей (Нестандартное оборудование для физического развития» - пластиковые бутылки, коврики массажные и т.д.)

    конкурсы профессионального мастерства (проведение НОД, развлечений, дидактических игр и т.д.)

    методических разработок (проектов, конспектов, сценариев)

продуктивные

    научные конференции,

    теоретические семинары («Что такое ФГОС ДО», ознакомление с новыми нормативными документами 1р. в 2 мес.)

Методическая работа образовательного учреждения в условиях введения ФГОС вытраивается в соответствии со следующими принципами.

1.Принцип «зоны ближайшего профессионального развития». Реализация этого принципа предполагает:

    изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;

    определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

    составление плана профессионального роста;

    систематическая оценку решения поставленных задач.

В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью коллег, изучаемого педагогического опыта, литературы может разрешить возникшие проблемы профессиональной деятельности. «Зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.

2.Принцип стимулирования творческого роста педагогов включает:

    систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов;

    оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других коллег;

    определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей и возможностей педагогов;

    поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных задач, целенаправленно занимающихся самообразованием.

3.Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы. Данный принцип предполагает, что каждый педагог может объединиться с коллегами или включиться в работу специально организованных групп. Способствует:

    изучению профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных запросов;

    определению востребованной тематики и групповых форм работы;

    предоставлению возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, посещать курсы, другие формы методической работы.

4.Принцип непрерывности и преемственности , предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной педагогической готовности к внедрению ФГОС. Означает:

    обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в образовательном учреждении;

    координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

    сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

    учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;

    выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей педагогов, предусматривающий большую самостоятельность и ответственность.

Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

    анализ нормативных, научных и методических источников;

    оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научно- методических исследований.

2. Текущая методическая помощь. Она предусматривает:

    консультирование педагогов с целью оказание помощи в выборе литературы для решения педагогических задач;

    анализ возникающих у педагогов затруднений, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;

    разработка текущих методических материалов для проведения с обучающимися различных занятий, мероприятий.

Научно-методическое обеспечение введения ФГОС осуществляется через реализацию следующих мероприятий:

1. Прохождение курсовой подготовки (в нашем ДОУ только 2 педагога не прошли данные курсы)

2.Организацию сети творческих и проблемных групп

3.Обучение кадров через консультационные и практические семинары.

Консультационный семинар систематизирует знания педагогов о стандартах, формирует мотивационную готовность к педагогической деятельности по реализации стандарта и способствует включению участников в наработку практических навыков его введения.

Большая роль отводится методическим практикумам и занятиям. Практические занятия строятся таким образом, чтобы развивать компетентности, нацеленные на анализ, систематизацию, классификацию, структурирование, обобщение информации, способов решения конкретной практической задачи.

Федеральные государственные образовательные стандарты вносят существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений. Сегодня дошкольным образовательным организациям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом . Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие профессионального потенциала воспитателей – ведущее направление деятельности каждого образовательной организации.

Важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогов является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы ДОО значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ДОУ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ

В соответствии с законом "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") образовательное учреждение, в т. ч. дошкольное, несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников. Проверка готов ности дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) к но вому учебному году - это форма контроля учредителем деятельности образовательного учреждения по созданию необходимых условий организации работы учреждения.

Проведение подобной проверки не входит в компетенцию органов ис полнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, этим полномочием наделен учредитель государственного и муниципального ДОУ. Иными словами, готовность дошкольного учреждения к новому учебному году проверяется администрацией муниципального района , городского округа или органом исполнительной власти субъекта РФ, которому непосредственно подчиняется ДОУ.

Для проведения проверки учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят: представители учредителя, профсоюза работников народного образования и науки, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, а также органа, осуществляю щего управление в сфере образования.

Предметом проверки являются состояние ДОУ, его готовность к но вому учебному году и деятельности в осенне-зимний период.

Комиссия обеспечивает контроль ДОУ по следующим направле ниям:

Наличие необходимой документации:

Состояние здания и территории:

Групповых комнат;

Пищеблока;

Кладовых;

Дезинфекционного режима;

Медицинского кабинета;

Противопожарная антитеррористическая защищенность;

Укомплектованность воспитанниками и кадрами:

Готовность кабинетов и групп к образовательному процессу.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений.

В ходе инспекции дошкольного учреждения комиссия проверяет наличие следующих документов: устава ДОУ, лицензии на право ведения образовательной деятельности , локальных актов, должностных инструкций , планов работы учреждения на учебный год, подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему сезону, книги движения детей, книг приказов, плана повы шения квалификации педагогических работников, трудовых книжек, журна лов инструктажа по охране труда, пожарной безопасности , договоров с ро дителями воспитанников, журнала технической эксплуатации здания.

Готовность здания (зданий) дошкольного учреждения к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивается по следующим критериям:

Общее состояние помещений, качество выполненного текущего или капитального ремонта .

Состояние искусственного и естественного освещения. Основные помещения дошкольного учреждения должны иметь естественное освещение. Его отсутствие допускается только в помещениях кладовых, подсобных, буфетных , раздевалках, туалетных для персонала, ванных, душевых, помещениях для колясок и велосипедов .

Хранение неисправных и перегopевших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания дошкольного учреждения.

Состояние отопления, оснащение отопительных приборов регулируе мыми кранами. В случае отсутствия централизованного отопления проверя ется обеспеченность дошкольного учреждения топливом (в процентах к го довой потребности) и условия его хранения. Использование в учреждении переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением, а также ограждение отопительных приборов изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допуска ется.

наличия маркировки кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов;

отдельных разделочных столов, ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продук тов (не допускается использовать разделочные доски из пластмас сы и прессованной фанеры);

посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей;

отдельной посуды для кипячения молока;

состояния столовой посуды и соответствия количества одновремен но используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей в группе;

плиты для приготовления пищи, наличия аварийного титана;

наличия посудомоечных ванн, их состояния и количества;

готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

При проверке состояния кладовых комиссия обращает внимание на наличие и исправность:

холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пище вых продуктов, наличие в них специальных полок, легко поддающих ся мойке, тары с крышкой для хранения сметаны и творога, тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба;

темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов, отдель ных стеллажей для хранения капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специй, сельди);

тары для перевозки продуктов.

В ходе проверки состояния медицинского кабинета контролируются:

Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и огра ждений на крышах здания (допускается покрытие нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на высоту не бо лее 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон под вальных и цокольных помещений.

Наличие и состояние:

электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;

автоматической пожарной сигнализации и договоров, заключенных на ее обслуживание;

актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;

приказов о назначении ответственного работника за состояние электрохозяйства, ответственного за пожарную безопасность и приказов о мерах ее обеспечения, об установлении противопожар ного режима;

документов, подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность";

журналов инструктажа по пожарной безопасности;

договора на оказание охранных услуг;

системы видеонаблюдения;

кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.

Во время проверки состояния спортивного оборудования анализируется санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В учреждении должны быть оформлены акты испытания гимнастических снарядов и обо рудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.

наталья тихомирова
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году»

Тема «Готовность ДОУ к новому учебному году » .

Объекты контроля : группы и помещения ДОУ.

Проверяющий : заведующий МДОБУ Н. В. Воробьёва, старший воспитатель Н. С. Тихомирова.

Цель : подготовить группы к началу учебного года с учётом возрастных особенностей детей, пополнить дидактический и игровой материал.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой возникла необходимость пересмотреть предметно - развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2014-2015 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

9. Важно, что предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Подбирая игрушки, оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы :

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

Уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

Для умственного развития созданы :

Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

Уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

Музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть коляски, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего» . Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки. При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент : представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются «уголки здоровья» , которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

Результаты : В смотре готовности групп к новому учебному году приняли участие 6 групп. Положительно отмечено, что уделяется внимание оснащению предметной среды и созданию условий ее развития. В ходе смотра выявлено изменение предметно-развивающей среды в сторону качественного улучшения материально-технической базы - это такие группы как «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» , «Морские звёздочки» . В этих группах наблюдается стабильно качественная организация предметной среды в отношении соблюдения санитарно-гигиенических норм, возрастных требований, накопления игрового материала.

В данных группах созданы полноценные условия для воспитания и развития детей дошкольного возраста, рационально сочетаются зоны разной направленности : игровая, природно-исследовательская и др. Уголки познавательной направленности наполнены необходимым оборудованием, расположены с учетом СанПиНов и возрастных особенностей детей. Отбор игр, игрушек и оборудования в игровых зонах по количеству и качеству приближено к оптимальному. Игровое оборудование рассредоточено по всей комнате, сгруппировано по видам. Представлено большими и мелкими игрушками. В группах «Пчёлки» , «Капитошка» и «Курносики» выделено достаточно места для двигательной активности. В группах «Пчёлки» и «Гномики» отмечен творческий подход воспитателей в создании предметно-развивающей среды, использовании дополнительного материала, выполненного как своими руками, так и с участием родителей. Учтены, в достаточной степени, игровые интересы, как девочек, так и мальчиков.

В качестве плюсов можно отметить следующие показатели :

Эстетика и чувство вкуса в оформлении группы : «Пчёлки» , «Гномики» ;

Яркость и современность приемных : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» и «Курносики» ;

Качество содержания информационных уголков : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Грамотное зонирование пространства : «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» ;

Состояние игрового материала : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Для качественного создания предметно-развивающей среды рекомендовано : группам «Капитошка» и «Курносики» обновить, дополнить и разнообразить предметно-развивающую среду, переоформить родительские уголки и сделать их более качественными и информативными.

Группе «Капитошка» и «Морские звёздочки» необходимо обратить внимание на нерациональное использование группового помещения при организации предметно-развивающей среды, размещении игровых зон.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент :

1. Материал и оборудование в большинстве групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

2. Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.

3. Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитии. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Старший воспитатель Н. С. Тихомирова

Статья: «ФГОС ДОУ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
(Ш. Амонашвили.)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
статьи 12 «Закона об образовании» и представляют
собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие
детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Приложение 1

Работа с родителями
Цель: Создание условий для включения родителей будущих
первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.
Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… , Нет, я, - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.... В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.).
Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам оперативного контроля

«Готовность ДОУ к новому учебному году»

Дата проведения контроля : 22.08 – 26.08.2016

Объекты контроля : группы детского сада.

Проверяющие : заведующий Балтаева О.В., старший воспитатель Ануфриева И.В., медсестра Сеютова С.А.

Цель : подготовить группы и помещения ДОУ к началу учебного года с учётом определённых критерий.

В связи с введение ФГОС ДО возникла необходимость пересмотреть предметно - развивающую среду в соответствии со Стандартом. Организация развивающей среды должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

От педагогов требуется, чтобы ППРС обеспечивала безопасность жизни детей, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Критерии создания ППРС:

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, сезонного периода.

9. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Анализ, выводы:

Подбирая игрушки, оборудование для групп, педагоги детского сада, как показала проверка, стремились максимально обеспечить условия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Во всех группах созданы полноценные условия для воспитания и развития детей, рационально сочетаются зоны разной направленности: игровая, физкультурная, экологическая, исследовательская и др. Уголки наполнены необходимым оборудованием, расположены с учетом СанПин и возрастных особенностей детей. Отбор игр, игрушек и оборудования в игровых зонах по количеству и качеству приближено к оптимальному. Игровое оборудование рассредоточено по всей комнате, сгруппировано по видам. Представлено большими и мелкими игрушками.

Отмечен творческий подход воспитателей в создании предметно-развивающей среды, использовании дополнительного материала, выполненного как своими руками и с участием родителей. Учтены, в достаточной степени, игровые интересы, как девочек, так и мальчиков.

Для речевого развития созданы :

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Библиотеки с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д.;

Дополнены уголки театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

Для познавательно-исследовательской деятельности дополнены :

Уголки экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.

Для эстетического развития дополнены :

Уголки художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д.;

Музыкальные уголки с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть коляски, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего» . Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки. При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент : представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются «Физкультурные уголки» , которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей дополнены информацией «Родительские уголки», из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях); получают необходимую информацию: советы, рекомендации, консультации, памятки о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются «Уголки детского творчества» .

Конкретные результаты проверки, рекомендации : В смотре готовности групп к новому учебному году приняли участие 10 групп. Положительно отмечено, что во всех группах уделяется самое пристальное внимание оснащению предметно пространственной развивающей среды и созданию условий ее развития.

Но выявлены и конкретные замечания:

Группа «Звёздочки»: привести в порядок строительный материал (покрасить).

Группа «Ручейки»: сделать ширмы, подобрать в экологический уголок цветы по возрасту.

Группа «Подсолнушки»: с «Кухни» убрать куклы; в экологический уголок – цветы по возрасту; патриотический уголок – переделать по возрасту; представить план работы со специалистами. Воспитателям данной группы нужно открывать для себя азы «дошкольного воспитания» и разбираться, как оснастить группу, ППРС игровым материалом по возрасту.

Группа «Незабудки»: дооснастить все зоны и уголки.

Всем на местах были даны более глубокие замечания, рекомендации…

Лучшие группы по итогам проверки, где на высоком уровне соблюдены практически все принципы построения ППРС – «Ромашка», «Звёздочки».

Хуже всех подготовились – группа «Подсолнушки».

Воспитателям дан недельный срок на исполнение всех замечаний, рекомендаций (до 2.09.2016).

Старший воспитатель И.В. Ануфриева

Ф.И.О.

Подпись

Балтаева Елена Николаевна

Бардина Наталья Викторовна

Байгушева Елена Ивановна

Беляева Галина Федоровна

Бирюкова Людмила Викторовна

Герасимова Татьяна Валентиновна

Ильина Наталья Николаевна

Казакова Елена Даниловна

Карпова Валентина Александровна

Козлова Наталья Петровна

Колесова Татьяна Владимировна

Кузьминова Наталья Валентиновна

Курбатова Мария Владимировна

Малютина Марина Александровна

Орехова Ольга Анатольевна

Перевозчикова Ирина Петровна

Пузакова Оксана Евгеньевна

Садчикова Ирина Сергеевна

Слепченко Галина Васильевна

Соболева Елена Александровна

Степанова Ольга Ивановна

Федотова Ирина Александровна

Фименкова Светлана Анатольевна

Хурасьева Галина Алексеевна

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ СМОТРА ГОТОВНОСТИ ГРУПП ДОУ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА

Проверку проводил:___________________________________ Дата проверки:________________________________

Документация

Группа

Ф.И.О. воспитателя

Отчёт с выводами по самообразованию за 2015- 2016

учебный год

План самообразования на 2016- 2017

учебный год

Все «Журналы» и табеля учётов

Рабочая программа воспитателя

(со всеми приложениями)

План взаимодействия со специалистами

Общий балл

№ 1

Хурасьева Г.А.

Садчикова И.С.

№ 2

Ильина Н.Н.

Герасимова Т.В.

№ 4

Бирюкова Л.В.

Кузьминова Н.В.

№ 5

Степанова О.И.

Байгушева Е.И.

№ 7

Балтаева Е.Н.

Пузакова О.Е.

№ 8

Беляева Г.Ф.

Фименкова С.А.

№ 10

Федотова И.А.

Орехова О.А.

№ 11

Казакова Е.Д.

Слепченко Г.В.

№ 13

Бардина Н.В.

Карпова В.А.

№ 14

Соболева Е.А.

Малютина М.А.

Выписка из трудового договора:

1.22. Своевременно и четко вести документацию воспитателя

Составлять (разрабатывать):

* рабочую образовательную программу в соответствии с ФГОС и с возрастом воспитанников;

*комплексно - тематический план;

* календарный план;

*план самообразования;

*план взаимодействия со специалистами;

Вести ежедневно :

*календарный план работы;

*табель учета посещаемости воспитанников;

*журнал утреннего приёма воспитанников;

*журнал трёхступенчатого контроля в группе (по охране труда);

*журнал сдачи смен;

Вести журналы :

*учёта адаптации (ранний возраст)

*учёта посещаемости кружка;

*протоколов родительских собраний;

*учёта инструктажей с воспитанниками;

*паспорт группы (предметно-развивающая среда );

*итогов педагогической диагностики;

*сведений о родителях;

*тетрадь по самообразованию.

Предметно-развивающая среда в группах

Группы

Подбор мебели по росту детей и маркировка

Дидактические и настольные игры

Условия для развертывания ролевых и режиссерских игр, половое различие

Оснащение группы игровым материалом по возрасту детей

Конструктивные и строительные игры

Книжные уголки, их правильное оснащение

Зона для самостоятельной творческой деят-ти

Уголок театрализ.деятельности и ряжения

Уголок уединения

Уголок спортивный

Экологическая зона

Уголок для экспериментальной деятельности

Учёт творческих находок и новинок в оформлении группы

Соответствие принципам ФГОС

Вся информация для родителей

Общий балл

№ 1

№ 2

№ 4

№ 5

№ 7

№ 8

№ 10

№ 11

№ 13

№ 14

Подготовила старший воспитатель

Ануфриева Ирина Викторовна

Цель: определить состояние документации и предметно-развивающей среды групп ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдением санитарных норм.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка.
  2. Активизация усилий педагогического коллектива детского сада в создании развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы
  3. Проявление новаторства, развитие нестандартных подходов в создании среды.

Срок проведения: с 22.08. по 26.08.16 г.

Основание: план летне-оздоровительной работы МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Состав комиссии: заведующий Балтаева О.В., старший воспитатель Ануфриева И.В., медсестра Сеютова С.А.

Критерии оценки:

  1. Создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ, СанПиН.
  2. Эстетичное оформление помещений, игр и пособий.
  3. Наполняемость центров в соответствие с возрастом детей и требованиям образовательной программы ДОУ.
  4. Соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС.

Результаты проверки объявляются на заседании педагогического совета.




Статьи по теме: