Мученицы Ага́пия, Ири́на и Хио́ния. Святые мученицы агапия, ирина и хиония

Память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии совершается в Православной Церкви 29 апреля по новому стилю.

Великое гонение на христиан
Сестры-мученицы Агапия, Ирина и Хиония пострадали за веру и Христа во время правления римского императора Диоклетиана во второй половине III века. Этот правитель отличался большой жестокостью и ненавистью к христианству, которое к третьему столетию уже распространилось по всей Римской империи. Диоклетиан считал необходимым всячески поддерживать в своей стране поклонение римским божествам, поскольку видел в язычестве опору своей власти. За время его правления было замучено и казнено множество людей, не побоявшихся исповедать себя последователями христианской веры. Император издал большое количество эдиктов, направленных против всех граждан империи, которые отказывались совершать языческие жертвоприношения. Православная Церковь особо прославляет тех святых, которые прославили Христа мученической кончиной. В православных храмах издавна существовала традиция располагать иконы святых мучеников на столбах, несущих свод здания, поскольку это символизировало то, что святые, пролившие кровь за веру и Христа, стали столпами Православной Церкви, свидетельствующими об истинности христианского учения.

Святые сестры-мученицы
О святых сестрах Агапии, Ирине и Хионии нам известно, что они были родом из города Аквилея, расположенного в северной Италии. Хотя девушки рано остались сиротами, но заботу о них взял на себя некий священник Зенон, наставлявший сестер в христианской вере и опекавший их. Когда он скончался, то святой Анастасии, также жившей в Аквилеи и получившей впоследствии имя Узорешительницы за смелое служение заключенным в темницах христианам, было видение, в котором ей было сказано о скорой мученической кончине сестер. Поспешив к девушкам, святая Анастасия ободряла их и готовила к грядущему подвигу.
Вскоре предсказание совершилось и святые девы были схвачены и приведены к императору. Диоклетиан был поражен их красотой и пообещал найти богатых и знатных женихов из своих приближенных, если девушки откажутся от христианства и принесут жертву кому-либо из божеств римского пантеона. Однако ни одна из сестер не согласилась на это, и тогда император отправил их к своему наместнику Дулкитию, чтобы тот добился отречения. Однако для Дулкития, отличавшегося большой развратностью, важнее было не то, чтобы три красавицы-сестры принесли жертву языческим богам или хотя бы вкусили идоложертвенную пищу, но то, чтобы они удовлетворили его нечистую страсть. Когда же Агапия, Ирина и Хиония отказались выполнить пожелание наместника, то он решил устроить моральную пытку для чистых и невинных девушек. По его повелению сестры были приведены из темницы во дворец, где Дулкитий повелел в присутствии всех содрать с них одежды. Однако совершилось чудо: воины не могли снять одеяния, которые словно приросли к телам сестер.
Услышав о том, что наместник не может справиться с возложенной на него задачей, император Диоклетиан был разгневан и повелел предать сестер казни. Житие повествует о том, что Агапия и Хиония были сожжены, а Ирину отвели в публичный дом, однако и там она была сохранена чудесным образом от поругания, и тогда святой мученице отрубили голову. Святая Анастасия Узорешительница, узнав о подвиге и кончине сестер, погребла их тела.

Икона святых сестер-мучениц
Обычно трех сестер Агапию, Ирину и Хионию изображают на иконах вместе, так как они были не только всю жизнь неразлучны, но также приняли втроем мученическую кончину. Фрески с изображением святых нередко встречались в раннехристианском церковном искусстве, где девы писались с венцами мученической славы в руках. Позже появились иконы, на которых изображали святых Агапию и Хионию, сжигаемых на костре, а Ирину – в момент усекновения ее главы.

Тропарь, глас 1:
Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 4:
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Величание:
Величаем вас, страстотерпицы святыя Агапие, Ирино и Хионие, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва (стихиры на «Господи воззвах»):
Девство нетленно, / мучение всечудно Христу принесосте, / честныя девы, низложивше шатание / прелести безбожное силою крестною, / мужественным разумом. / Темже вся Христова Церковь празднует святую вашу память, / светоносную и нарочитую. Хионии страданию и Агапии сопротивлению, / Ирины мученицы неодолению лицы Ангельстии / блаженнии яве удивишася, / како, мужественными сплетении врага / невидимаго разразивше, / победы венец от руки Живоносца богатно прияша. Огнем скончаваеми, / разжженным смыслом пламень погасисте суетства / и, свещу неугасшу душевную соблюдше, / внидосте со Христом в чертог Небесный, / чудесными же искрами страсти пожгосте, / страстоносицы, / демонов же полки страдальчески победисте.

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии (+ ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору (284 - 305).
Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя. в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.
На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.
Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.
Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: "Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа".
Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: "Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа". Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божий, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: "Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу". Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до

Иногда история первохристиан напоминает приключенческий роман не только градусом накала страстей и происходящими событиями, но и потому что буквально все друг друга знают. Одна из главных историй такого порядка - житие святых сестер Агапии, Хионии и Ирины, мученичество которых неразрывно связано с житием святой Анастасии Узорешительницы.

Святые девы-сестры появляются на житийной сцене уже во взрослом возрасте: известно, что они остались сиротами в ранней юности, были христианками и следовали наставлениям священника Зоила (или Зинона, в другой редакции). Все это происходило в годы гонений императора Диоклетиана - и вот эти самые гонения докатились и до итальянского города Аквилеи, где в тот момент пребывал правитель. Туда привели арестованного Хрисогона, учителя святой Анастасии Узорешительницы, - а сама святая следовала за любимым наставником.

Вскоре по прибытии к императору мученик Хрисогон был казнен неподалеку от города, и именно Зоил взял его брошенное тело и с почестями и молитвами положил в деревянный гроб и сохранил у себя дома. Святая Анастасия имела чудное видение, в котором ей было открыто и о том, где хранится тело ее учителя, и о том, что священник Зоил скоро отойдет ко Господу, а три его ученицы, Агапия, Хиония и Ирина, будут преданы мучениям и примут венцы за Христа. Такое же видение было и самому Зоилу, потому он совершенно не удивился, когда наутро к его дома пришла женщина по имени Анастасия и спросила, где те три девицы, которым суждено вскоре принять мученическую смерть.

Следующие десять дней святая Анастасия поддерживала сестер, окормляла их и наставляла в христианской вере, а потом Зоил преставился, и стало понятно, что пришло время выполнения и второй части видения: сестрам пришла пора принимать мученические венцы. Девушек схватили и отвели к Диоклетиану, который вызывал их к себе по одной, надеясь тем самым смутить их ум и сердце. Однако и старшая Агапия, и средняя Хиония, и младшая Ирина отвечали императору одинаково: они не безумны, а служат Живому Богу и не собираются поклоняться языческим идолам.

Ирина и вовсе разразилась обличительной речью, говоря так: «Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклоняться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего; из какого материала - а потом сему, купленному и сделанному, ты поклоняешься, называя своим богом истукана». Диоклетиан ответил довольно сдержанно, но однозначно: «На такие слова надлежит отвечать мучениями» - и сестер бросили в темницу. Туда к ним явилась святая Анастасия, которая, как обычно, посещала узников - и снова наставляла девушек в христианской вере, поддерживала их.

Вскоре Диоклетиану понадобилось отбыть по делам в Македонию - и туда же он велел отправить и всех пленников из Аквилеи. Там арестованных, включая сестер Агапию, Хиону и Ирину, отдали на суд игемону Дулкицию. Увидев девушек, каждая из которых была необычайно хороша собой, Дулкиций воспылал похотью. Сначала он пытался склонить к блуду каждую из сестер по отдельности, но, не преуспев в этом, решил ночью вломиться в помещение, где они содержались, и овладеть девушками силой.

С наступлением ночи сестры, как обычно, встали на молитву, а Дулкиций пробрался к их двери, но не смог войти в комнату. Более того, едва лишь он появился на пороге, как тут же словно обезумел. Он побежал на находившуюся неподалеку кухню, измазался с ног до головы в саже от котлов и в таком виде предстал перед слугами, которые не узнали своего господина и разбежались с воплями ужаса. Дулкиций побродил по городу, недоумевая, почему при его виде все бросаются врассыпную, а потом отправился к царскому дворцу, откуда его прогнали, думая, что он местный сумасшедший. Наконец слуги обезумевшего игемона догадались, что это он, схватили его и привели домой, объяснив, что с ним случилось.

Дулкиций, естественно, решил, что это святые сестры наслали на него порчу и заколдовали, так что решил продолжить судебное заседание. Он велел поставить девушек перед всем народом и сорвать с них одежду, однако как ни пытались слуги исполнить это повеление, у них ничего не получалось - платья словно приросли к девицам. Присутствующие дивились происходящему, а Дулкиций вдруг уснул чудесным сном, из которого его ничего не могло вывести. Как только слуги отнесли его домой, он сразу проснулся. Однако продолжить суд игемон не смог, потому что Диоклетиан, услышав обо всем происходящем, сильно разгневался и велел передать дело сестер новому судье по имени Сисиний.

Сисиний взялся за дело иначе. Он вызвал к себе Ирину и спросил, повинуется ли она царскому указу, готова ли принести жертву богам. Услышав ответ, что Ирина поклоняется только Христу, судья приказал отвести ее в темницу, а сам вызвал к себе Агапию и Хионию, сказав им так: «Младшая сестра ваша прельщена и научена вами, посему я решил пока отложить ее мучения, чтобы она, посмотрев на ваши, убоялась и послушалась нас». Затем он спросил, готовы ли девушки поклониться идолам, но получил отрицательный ответ. Задал Сисиний и вопрос про то, хранятся ли у сестер запрещенные книги о христианском вероучении, на что девушки отвечали так: «Есть книги, но они сокрыты в нашем уме, откуда их невозможно взять врагам Христовым».

Кто научил вас добровольно предать себя на мучения?

Мучения эти временны и приносят большую пользу, ибо через них можно достигнуть вечной славы.

После этих однозначных ответов Сисиний велел сжечь Агапию и Хионию заживо. Это было исполнено: девы отошли ко Господу в пламени, но ни их тела, ни даже их одежда ничуть не пострадали посреди горевшего костра. Ночью святые тела забрали слуги святой Анастасии Узорешительницы, которая погребла девушек с честью и молитвами.

Земная участь святой Ирины решилась на следующий день. Сисиний снова предложил ей принести жертву идолам и, услышав, отказ, пообещал девушке еще более страшные мучения, чем те, которым были подвергнуты ее сестры. В частности судья сказал, что Ирину отведут в публичный дом, где она будет ублажать всякого, кто только захочет утолить с нею свою похоть. «Тело мое будет страдать от блудника, как от кусающего пса или волка, но гораздо лучше, если будет страдать мое оскверненное тело, нежели я оскверню идолопоклонством свою душу, ибо грех, соделываемый поневоле, когда душа не соизволяет это, не поставляется в вину перед Богом», - отвечала девушка.

Сисиний велел отправить Ирину в публичный дом и снарядил двух воинов, что те ее отвели. По дороге идущих догнали два военачальника, чьи доспехи и даже лица источали сияние. Они сказали, что судья изменил свое решение, и велели отправить девушку на вершину горы недалеко от города, после чего вернуться и сообщить Сисинию во всех подробностях, что и как они сделали. Воины исполнили сказанное и удалились в город, а сияющие военачальники исчезли, потому что это были ангелы. Узнав о случившемся, судья впал в гнев и помчался к горе, на вершине которой стояла Ирина.

Взобраться на гору ни ему, ни его слугам не удалось, потому что им грезилась вырастающая перед ними высокая неприступная стена. Тогда один из воинов выстрелил в святую из лука и смертельно ранил. Перед смертью Ирина обратилась к Сисинию с такими словами: «Я смеюсь над тобой, окаянный, что ты как на какого-то сильного мужа вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистая и неоскверненная вами, отхожу к Богу моему Иисусу Христу». Сказав это, девушка отошла ко Господу. Ночью святая Анастасия Узорешительница взяла тело Ирины, помазала его ароматными маслами и положила вместе с телами старших сестер.

Даже с таким довольно простым и понятным не все ясно с исторической точки зрения. Например, доподлинно известно, что первый, древний вариант жития святых сестер восходит к протоколам их допросов - и на основании его Агапия, Хиония и Ирина жили в Фессалониках. Этот вариант жизнеописания довольно скуден и укладывается буквально в десять строчек. Позднее житие дополняется, переплетается с житием святой Анастасии Узорешительницы и, сохранив основную канву, расцветает подробностями и переносится в Аквилею. Еще позднее вариации переплетаются между собой все прочнее и прочнее, сестер называют сначала через «или», а потом уже и просто полноправным перечислением: Агапия, Хиония и Ирина Аквилейские, Солунские и Иллирийские.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).
Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.
На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.
Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.
Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: "Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа".
Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: "Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа". Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: "Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу". Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).
Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Об унынии. Это болезнь души.

Краткие жития мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Свя-тые му-че-ни-цы Ага-пия, Ири-на и Хи-о-ния бы-ли род-ны-ми сест-ра-ми и жи-ли в кон-це III - на-ча-ле IV ве-ка вбли-зи ита-льян-ско-го го-ро-да Ак-ви-леи. Они оста-лись си-ро-та-ми в юном воз-расте. Де-вуш-ки ве-ли бла-го-че-сти-вую хри-сти-ан-скую жизнь и от-кло-ня-ли до-мо-га-тель-ства мно-го-чис-лен-ных же-ни-хов. Их ду-хов-ным ру-ко-во-ди-те-лем был свя-щен-ник Зи-нон. Ему бы-ло от-кры-то в сон-ном ви-де-нии, что в бли-жай-шее вре-мя он скон-ча-ет-ся, а свя-тых дев возь-мут на му-че-ние. Та-кое же от-кро-ве-ние бы-ло и на-хо-див-шей-ся в Ак-ви-лее ве-ли-ко-му-че-ни-це Ана-ста-сии († 304, па-мять 22 де-каб-ря/4 ян-ва-ря), ко-то-рую на-зы-ва-ли Узо-ре-ши-тель-ни-цей за то, что она без-бо-яз-нен-но по-се-ща-ла на-хо-див-ших-ся в тюрь-мах хри-сти-ан, обод-ря-ла их и по-мо-га-ла им. Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия по-спе-ши-ла к сест-рам и убеж-да-ла их му-же-ствен-но по-сто-ять за Хри-ста. Вско-ре пред-ска-зан-ное в ви-де-нии ис-пол-ни-лось. Свя-щен-ник Зи-нон скон-чал-ся, а три де-вы бы-ли схва-че-ны и на-прав-ле-ны на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну (284-305).

Уви-дев юных пре-крас-ных се-стер, им-пе-ра-тор пред-ло-жил им от-речь-ся от Хри-ста и обе-щал най-ти знат-ных же-ни-хов из сво-ей сви-ты. Но свя-тые сест-ры от-ве-ча-ли, что име-ют од-но-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста, за ве-ру в Ко-то-ро-го го-то-вы по-стра-дать. Им-пе-ра-тор убеж-дал их от-речь-ся от Хри-ста, но ни стар-шие сест-ры, ни са-мая млад-шая из них не со-гла-ша-лись. Они на-зы-ва-ли язы-че-ских бо-гов идо-ла-ми, сде-лан-ны-ми че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми, и про-по-ве-до-ва-ли ве-ру в Ис-тин-но-го Бо-га.

По по-ве-ле-нию Дио-кле-ти-а-на, на-пра-вив-ше-го-ся в Ма-ке-до-нию, ту-да бы-ли от-ве-зе-ны и свя-тые сест-ры. Их от-да-ли на суд пра-ви-те-лю Дул-ки-цию.

Ко-гда он уви-дел кра-со-ту свя-тых му-че-ниц, то вос-пы-лал нечи-стой стра-стью. Он взял се-стер под стра-жу и пе-ре-дал им, что они по-лу-чат сво-бо-ду, ес-ли со-гла-сят-ся ис-пол-нить его же-ла-ние. Но свя-тые му-че-ни-цы от-ве-ти-ли, что они го-то-вы уме-реть за сво-е-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста. То-гда Дул-ки-ций ре-шил тай-но но-чью овла-деть ими на-силь-но. Ко-гда свя-тые сест-ры вста-ли но-чью на мо-лит-ву и сла-во-сло-ви-ли Гос-по-да, Дул-ки-ций под-крал-ся к две-ри и хо-тел вой-ти. Неви-ди-мая си-ла по-ра-зи-ла его, он по-те-рял рас-су-док и ки-нул-ся прочь. Не на-хо-дя вы-хо-да, му-чи-тель по до-ро-ге по-пал в по-вар-ню, где сто-я-ли чу-гу-ны, ско-во-ро-ды и кот-лы, и весь пе-ре-пач-кал-ся в са-же. Слу-ги и во-и-ны с тру-дом узна-ли его. Ко-гда он уви-дел се-бя. в зер-ка-ле, то по-ду-мал, что свя-тые му-че-ни-цы окол-до-ва-ли его, и ре-шил им ото-мстить.

На су-де Дул-ки-ций ве-лел об-на-жить пе-ред ним свя-тых му-че-ниц. Но во-и-ны, как ни ста-ра-лись, не мог-ли это-го сде-лать: одеж-ды как бы при-рос-ли к те-лам свя-тых дев. Во вре-мя су-да Дул-ки-ций вне-зап-но за-снул, и ни-кто не мог раз-бу-дить его. Но толь-ко его внес-ли в дом, он тот-час проснул-ся.

Ко-гда обо всем про-ис-шед-шем до-нес-ли им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну, он раз-гне-вал-ся на Дул-ки-ция и пе-ре-дал свя-тых дев су-дье Си-си-нию. Тот на-чал свой до-прос с млад-шей сест-ры Ири-ны. Убе-див-шись в ее непре-клон-но-сти, он от-пра-вил ее в тем-ни-цу и по-пы-тал-ся при-ну-дить к от-ре-че-нию свя-тых Хи-о-нию и Ага-пию. Но и их невоз-мож-но бы-ло скло-нить к от-ре-че-нию от Хри-ста, и Си-си-ний при-ка-зал сжечь свя-тых Ага-пию и Хи-о-нию. Сест-ры, услы-шав при-го-вор, воз-бла-го-да-ри-ли Гос-по-да за му-че-ни-че-ские вен-цы. В огне Ага-пия и Хи-о-ния ото-шли ко Гос-по-ду с мо-лит-вой.

Ко-гда огонь по-гас, все уви-де-ли, что те-ла му-че-ниц и их одеж-да не опа-ле-ны ог-нем, а ли-ца пре-крас-ны и спо-кой-ны, как у лю-дей, уснув-ших ти-хим сном. На дру-гой день Си-си-ний при-ка-зал при-ве-сти на суд свя-тую Ири-ну. Он пу-гал ее уча-стью стар-ших се-стер и уго-ва-ри-вал от-речь-ся от Хри-ста, а по-том стал угро-жать от-дать ее на по-ру-га-ние в блу-ди-ли-ще. Но свя-тая му-че-ни-ца от-ве-ча-ла: "Пусть мое те-ло бу-дет от-да-но на на-силь-ствен-ное по-ру-га-ние, но ду-ша моя не осквер-нит-ся от-ре-че-ни-ем от Хри-ста".

Ко-гда во-и-ны Си-си-ния по-ве-ли свя-тую Ири-ну в блу-ди-ли-ще, их на-гна-ли два свет-лых во-и-на и ска-за-ли: "Ваш гос-по-дин Си-си-ний по-веле-ва-ет вам при-ве-сти де-ви-цу на вы-со-кую го-ру и оста-вить там, а за-тем прид-ти к нему и до-ло-жить о вы-пол-не-нии при-ка-за". Во-и-ны так и по-сту-пи-ли. Ко-гда они до-ло-жи-ли об этом Си-си-нию, тот при-шел в ярость, так как не да-вал та-ко-го рас-по-ря-же-ния. Свет-лые во-и-ны бы-ли Ан-ге-лы Бо-жии, спас-шие свя-тую му-че-ни-цу от по-ру-га-ния. Си-си-ний с от-ря-дом во-и-нов на-пра-вил-ся к го-ре и уви-дел на ее вер-шине свя-тую Ири-ну. Дол-го ис-кал он до-ро-гу к вер-шине, но так и не смог най-ти. То-гда один из во-и-нов ра-нил свя-тую Ири-ну стре-лой из лу-ка. Му-че-ни-ца крик-ну-ла Си-си-нию: "Я сме-юсь над тво-ей бес-силь-ной зло-бой и чи-стой, неосквер-нен-ной от-хо-жу ко Гос-по-ду мо-е-му Иису-су Хри-сту". Воз-бла-го-да-рив Гос-по-да, она лег-ла на зем-лю и пре-да-ла дух свой Бо-гу за день до Свя-той Пас-хи († 304).

Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия узна-ла о кон-чине свя-тых се-стер и с че-стью по-греб-ла их те-ла.

Мученичество Агапии, Ирины, Хионии и присных

С при-ше-стви-ем и яв-ле-ни-ем Вла-ды-ки и Спа-си-те-ля на-ше-го Иису-са Хри-ста на-сколь-ко боль-шей, чем преж-де, ста-ла бла-го-дать, на-столь-ко боль-шей и по-бе-да свя-тых. Ведь вме-сто вра-гов ви-ди-мых по-беж-да-ют-ся вра-ги неви-ди-мые: незри-мую при-ро-ду бе-сов пре-да-ют ог-ню чи-стые и чест-ные же-ны, ис-пол-нен-ные Свя-то-го Ду-ха. Три та-ких же-ны, укра-шен-ные доб-ро-де-те-ля-ми, про-ис-хо-ди-ли из го-ро-да Фес-са-ло-ни-ки, ко-то-рый все-муд-рый Па-вел про-слав-ля-ет за ве-ру и лю-бовь: “Во вся-ком ме-сте про-шла сла-ва о ве-ре ва-шей в Бо-га” , и в дру-гом ме-сте - за бра-то-лю-бие: “Нет нуж-ды пи-сать к вам, ибо вы са-ми на-уче-ны Бо-гом лю-бить друг дру-га” . Ко-гда на-ча-лось Мак-си-ми-а-но-во го-не-ние, они из люб-ви к Бо-гу, по-слу-шав-шись Еван-гель-ских за-по-ве-дей, остав-ля-ют свой род, бо-гат-ство и оте-че-ство, со-вер-шив де-ло, до-стой-ное пра-от-ца Ав-ра-ама; убе-га-ют в ожи-да-нии небес-ных благ от пре-сле-до-ва-те-лей и до-сти-га-ют некой вы-со-кой го-ры. Там они про-во-ди-ли вре-мя в мо-лит-вах, те-лом оста-ва-ясь на го-ре, а ду-шою жи-вя на небе-сах.

На этом ме-сте их схва-ти-ли и при-ве-ли к го-ни-те-лю. Бла-го-да-ря это-му они по-лу-чи-ли нетлен-ный ве-нец, ибо до са-мой смер-ти воз-лю-би-ли Вла-ды-ку и до кон-ца по-сле-до-ва-ли Его за-по-ве-дям. Од-на из них, хра-нив-шая чи-сто-ту и свет кре-ще-ния по сло-ву про-ро-ка: “Омы-еши мя, и па-че сне-га убе-лю-ся” , име-но-ва-лась Хи-о-ни-ей [то есть Снеж-ной ]. Дру-гая, имев-шая дар ми-ра от Спа-си-те-ля и Бо-га на-ше-го и яв-ляв-шая его всем по свя-то-му ре-че-нию: “Мир Мой даю вам” , на-зы-ва-лась Ири-ной [то есть Ми-ром ]. А та, ко-то-рая стя-жа-ла со-вер-шен-ство в уве-ще-ва-нии и об-ла-да-ла лю-бо-вью от все-го серд-ца к Бо-гу и к ближ-не-му, как к са-мо-му се-бе, ибо свя-той апо-стол го-во-рит: “Цель же уве-ща-ния есть лю-бовь” , зва-лась в со-от-вет-ствии с этим Ага-пи-ей [то есть Лю-бо-вью ].

Всех этих трех жен, при-ве-ден-ных к нему и не по-же-лав-ших при-не-сти жерт-вы, пра-ви-тель при-го-во-рил к со-жже-нию - [это слу-чи-лось], чтобы через привре-мен-ный огонь они по-бе-ди-ли по-слуш-но-го пра-ви-те-лю диа-во-ла и все его во-ин-ство под-не-бес-ных бе-сов, по-лу-чи-ли чи-стый ве-нец сла-вы и вме-сте с ан-ге-ла-ми ста-ли веч-но сла-вить Да-ро-вав-ше-го им Свою ми-лость Бо-га. А за-пи-си слу-чив-ше-го-ся с ни-ми при-ве-де-ны ни-же.

Ко-гда пра-ви-тель Дул-ки-тий сел на три-бу-на-ле, ком-мен-та-ри-сий Ар-те-ми-сий ска-зал:

Ес-ли при-ка-жешь, то я про-чту, ка-кое из-ве-стие о пред-став-ших [пе-ред су-дом] по-слал мест-ный ста-ци-о-на-рий Тво-е-му Сча-стью.

Про-чти, - ска-зал пра-ви-тель Дул-ки-тий.

И по по-ряд-ку бы-ло про-чи-та-но:

Те-бе, мой вла-ды-ка, Кас-сандр бе-не-фи-ци-а-рий . Знай, гос-по-дин, что Ага-фон, Ири-на, Ага-пия, Хи-о-ния, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия не за-хо-те-ли вку-сить от свя-щен-ных жертв - их я и пре-про-вож-даю к Тво-е-му Сча-стью.

Пра-ви-тель ска-зал им:

Что это за безу-мие? По-че-му вы не под-чи-ня-е-тесь эдик-ту на-ших бо-го-лю-би-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей ?

И он ска-зал Ага-фо-ну:

По-че-му, при-сту-пив к свя-ты-ням, как и бла-го-че-сти-вые, ты не вку-сил от них?

Ага-фон: По-то-му что я хри-сти-а-нин.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Ты и по сей день оста-ешь-ся им?

Ага-фон: Да.

Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ага-пия?

Ага-пия: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не хо-чу по-гу-бить свою со-весть.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ири-на? По-че-му ты не под-чи-ни-лась ука-зу на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей?

Ири-на: Из-за стра-ха Бо-жье-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния?

Хи-о-ния: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не сде-лаю это-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Кас-сия?

Кас-сия: Я же-лаю спа-сти свою ду-шу.

Пра-ви-тель: Же-ла-ешь при-об-щить-ся свя-тынь?

Кас-сия: Не же-лаю.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Филип-па?

Филип-па: Я ска-жу то же са-мое.

Пра-ви-тель: Что зна-чит “то же са-мое”?

Филип-па: Я же-лаю луч-ше уме-реть, чем вку-сить.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Ев-ти-хия?

Ев-ти-хия: Ска-жу то же са-мое: же-лаю луч-ше уме-реть.

Пра-ви-тель: У те-бя есть муж?

Ев-ти-хия: Он скон-чал-ся.

Пра-ви-тель: Ко-гда он скон-чал-ся?

Ев-ти-хия: Око-ло се-ми ме-ся-цев на-зад.

Пра-ви-тель: От ко-го ты бе-ре-мен-на?

Ев-ти-хия: От му-жа, ко-то-ро-го дал мне Бог.

Пра-ви-тель: Как же ты бе-ре-мен-на [от него], ко-гда го-во-ришь, что твой муж умер?

Ев-ти-хия: Во-ли Все-дер-жи-те-ля ни-кто не мо-жет знать .

Пра-ви-тель: Я про-шу Ев-ти-хию оста-вить свое безу-мие и об-ра-тить-ся к здра-во-му смыс-лу. Что ты ска-жешь: под-чи-нишь-ся ли им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу?

Ев-ти-хия: Не под-чи-нюсь: я хри-сти-ан-ка, ра-ба Бо-га Все-дер-жи-те-ля.

Пра-ви-тель: Ев-ти-хию, по-сколь-ку она бе-ре-мен-на, пусть дер-жат по-ка в тюрь-ме.

И про-дол-жил: Что ты ска-жешь, Ага-пия: сде-ла-ешь ли все то, что де-ла-ем мы, бла-го-че-сти-вые, по от-но-ше-нию к на-шим вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям?

Ага-пия: Да не бу-дет хо-ро-шо са-тане: не увле-чет он мой рас-су-док. Наш рас-су-док непо-бе-дим.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния? Хи-о-ния: Наш ра-зум ни-кто не мо-жет со-вра-тить.

Пра-ви-тель: Нет ли у вас, нече-сти-вых хри-сти-ан, ка-ких-ли-бо пи-са-ний, пер-га-ме-нов или книг?

Хи-о-ния: Нет, гос-по-дин, ведь все изъ-яли ны-неш-ние са-мо-держ-цы.

Пра-ви-тель: Кто вло-жил в вас та-кие мыс-ли?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель.

Пра-ви-тель: Кто по-со-ве-то-вал вам об-ра-тить-ся к та-ким безум-ным мыс-лям?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель и Его Еди-но-род-ный Сын, Гос-подь наш Иисус Хри-стос.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Со-вер-шен-но яс-но, что все долж-ны под-чи-нять-ся на-шим бла-го-че-сти-вым вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям. Ко-гда бы-ло об-на-ро-до-ва-но пред-пи-са-ние и из-да-ны со-от-вет-ству-ю-щие эдик-ты, вы, еще без вся-кой угро-зы, пре-зре-ли по-ве-ле-ние на-ших бла-го-че-сти-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей и оста-лись в нече-сти-вой хри-сти-ан-ской ве-ре. По-сколь-ку вы уже дол-гое вре-мя при-дер-жи-ва-е-тесь неко-е-го безу-мия, а так-же еще и се-го-дня, при-нуж-да-е-мые во-е-на-чаль-ни-ка-ми и пра-ви-те-ля-ми, не же-ла-е-те от-речь-ся и пись-мен-но под-твер-дить вы-пол-не-ние при-ка-за-ния, то по-это-му вы по-лу-чи-те до-стой-ное на-ка-за-ние.

И он за-пи-сал на бу-ма-ге и огла-сил при-го-вор:

Ага-пию и Хи-о-нию, по-сколь-ку они нече-сти-во мудр-ство-ва-ли про-тив бо-же-ствен-но-го по-ста-нов-ле-ния на-ших вла-дык ав-гу-стов и це-за-рей, все еще по-чи-тая пу-стую, дур-ную и нена-вист-ную всем бо-го-бо-яз-нен-ным хри-сти-ан-скую ве-ру, я при-ка-зал пре-дать ог-ню.

И про-дол-жил:

Ага-фон, Ири-на, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия вви-ду их мо-ло-до-сти пусть бу-дут бро-ше-ны по-ка в тюрь-му.

А по-сле кон-чи-ны свя-тей-ших [жен] от ог-ня, на сле-ду-ю-щий день, ко-гда сно-ва при-ве-ли свя-тую Ири-ну, пра-ви-тель Дул-ки-тий ска-зал ей:

То, что ты безум-на, это яс-но, раз ты хо-те-ла да-же по сей день со-хра-нить столь-ко пер-га-ме-нов, книг, таб-ли-чек, кни-же-чек и стра-ниц из пи-са-ний неко-гда жив-ших нече-сти-вых хри-сти-ан. Ко-гда их при-нес-ли, ты при-зна-лась, каж-дый раз, од-на-ко, го-во-ря, что они не твои. По-сколь-ку ты не устра-ши-лась на-ка-за-ния сво-их се-стер и не име-ешь пе-ред гла-за-ми стра-ха смер-ти, необ-хо-ди-мо при-ме-нить к те-бе пыт-ки. Од-на-ко умест-но уде-лить те-бе немно-го че-ло-ве-ко-лю-бия: ес-ли ты за-хо-чешь те-перь все же при-знать бо-гов, то бу-дешь сво-бод-на от вся-кой опас-но-сти и на-ка-за-ния. Что ты ска-жешь: ис-пол-нишь ли по-ве-ле-ние на-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, со-гла-сишь-ся вку-сить се-го-дня от свя-щен-ных да-ров и при-не-сти жерт-ву бо-гам?

Ири-на: Нет, я не со-глас-на сде-лать это, ибо Гос-подь Бог, Со-тво-рив-ший небо, зем-лю, мо-ре и все, что в них, же-сто-ко по-ка-ра-ет веч-ным му-че-ни-ем пре-сту-пив-ших Бо-жье сло-во.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Кто по-со-ве-то-вал те-бе хра-нить эти пер-га-ме-ны и пи-са-ния до се-го-дняш-не-го дня?

Ири-на: Бог Все-дер-жи-тель, При-звав-ший лю-бить Его до са-мой смер-ти. Из-за это-го я не от-ва-жи-лась вы-дать их, но пред-по-чла, ко-неч-но, луч-ше остать-ся и пре-тер-петь, что бы ни слу-чи-лось с на-ми, чем от-дать их.

Пра-ви-тель: Кто знал, что они бы-ли в том до-ме, где ты жи-ла?

Ири-на: Ни-кто дру-гой не ви-дел их, кро-ме Бо-га Все-дер-жи-те-ля, Ко-то-рый все ве-да-ет, а так - ни-кто. Сво-их до-маш-них мы опа-са-ем-ся боль-ше вра-гов, как бы они не до-нес-ли на нас, а са-ми мы ни-ко-му не го-во-ри-ли.

Пра-ви-тель: В про-шлом го-ду, ко-гда впер-вые был об-на-ро-до-ван эдикт на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, где вы спря-та-лись?

Ири-на: Где Бог из-во-лил - в го-рах. Ви-дит Бог - под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: У ко-го вы бы-ли?

Ири-на: По-всю-ду в го-рах под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: Кто да-вал вам хлеб?

Ири-на: Бог, По-да-ю-щий всем.

Пра-ви-тель: Со-гла-шал-ся ли с ва-ми ваш отец?

Ири-на: Кля-нусь Бо-гом Все-дер-жи-те-лем - не со-гла-шал-ся и во-об-ще да-же не знал.

Пра-ви-тель: Кто из со-се-дей знал о вас?

Ири-на: Спро-си со-се-дей и мест-ных жи-те-лей, знал ли кто, где мы бы-ли.

Пра-ви-тель: По-сле ва-ше-го воз-вра-ще-ния с гор, как ты го-во-ришь, чи-та-ли ли вы эти пи-са-ния в чьем-ли-бо при-сут-ствии?

Ири-на: Они бы-ли в на-шем до-ме, и мы не дер-за-ли вы-но-сить их на-ру-жу. По-это-му мы и пре-бы-ва-ли в ве-ли-кой пе-ча-ли, что не мог-ли чи-тать их но-чью и днем, как де-ла-ли все-гда до то-го дня в про-шлом го-ду, ко-гда и спря-та-ли их.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Твои сест-ры уже по-лу-чи-ли свой при-го-вор. По-сколь-ку ты ви-нов-на и в преж-нем бег-стве и в со-кры-тии этих книг и пер-га-ме-нов, я при-ка-жу не ли-шать те-бя сра-зу жиз-ни та-ким же об-ра-зом. Но я при-ка-жу аго-ра-но-мам это-го го-ро-да и чи-нов-ни-ку Зо-си-ме по-ста-вить те-бя го-лой в блу-ди-ли-ще, взяв из двор-ца толь-ко один хлеб, с тем, чтобы аго-ро-но-мы не поз-во-ля-ли те-бе уда-лить-ся от-ту-да.

Итак, ко-гда бы-ли при-ве-де-ны аго-ра-но-мы и об-ще-ствен-ный раб Зо-сим, пра-ви-тель ска-зал:

Твер-до знай-те: ес-ли кто из от-ря-да до-не-сет мне, что она да-же на са-мый ко-рот-кий срок бу-дет от-пу-ще-на из то-го ме-ста, ку-да я при-ка-зал ее по-ста-вить, то то-гда вы под-па-де-те под тот же при-го-вор. А пи-са-ния, ко-то-рые при-нес-ли в Ири-ни-ных ту-бу-сах и лар-цах, пусть пуб-лич-но со-жгут.

По при-ка-зу пра-ви-те-ля на-зна-чен-ные для это-го лю-ди от-ве-ли ее в об-ще-ствен-ное блу-ди-ли-ще. Но бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха она со-хра-ни-ла и сбе-рег-ла свою чи-сто-ту для Вла-ды-ки всех Бо-га: ни-кто не от-ва-жил-ся по-дой-ти к ней и не по-пы-тал-ся обой-тись с ней дерз-ко, да-же на сло-вах.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий при-звал свя-тей-шую, сел на три-бу-на-ле и ска-зал:

Ты все еще пре-бы-ва-ешь в преж-нем безу-мии?

Ири-на: Не в безу-мии, а в бла-го-че-стии.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Из про-шлых тво-их от-ве-тов чет-ко вы-яс-ни-лось, что ты нече-сти-во не по-ви-но-ва-лась им-пе-ра-тор-ско-му эдик-ту. Те-перь я ви-жу, что ты все еще [оста-ешь-ся] в этом безу-мии - по-это-му при-ми долж-ное на-ка-за-ние.

По-про-сив бу-ма-гу, он за-пи-сал та-кой при-го-вор:

Ири-ну, по-сколь-ку она не за-хо-те-ла под-чи-нить-ся им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу и при-не-сти жерт-ву, оста-ва-ясь в неко-ем хри-сти-ан-ском ве-ро-уче-нии, как и двух ее се-стер, я по-ве-лел сжечь за это за-жи-во.

По-сле то-го, как пра-ви-тель вы-нес та-кой при-го-вор, во-и-ны взя-ли ее и от-ве-ли на некое вы-со-кое ме-сто, где по-стра-да-ли преж-де ее сест-ры. Они разо-жгли боль-шой ко-стер и ве-ле-ли ей взой-ти на него. Свя-тая Ири-на, сла-вя Бо-га, с пе-ни-ем псал-мов бро-си-лась в ко-стер и так скон-ча-лась в де-вя-тое кон-суль-ство Дио-кле-ти-а-на ав-гу-ста и вось-мое - Мак-си-ми-а-на ав-гу-ста, в ап-рель-ские ка-лен-ды , в цар-ство во ве-ки Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, с Ним же От-цу сла-ва со Свя-тым Ду-хом во ве-ки ве-ков, аминь.

Еле-на Лу-ков-ни-ко-ва

Аль-ма-нах “Аль-фа и Оме-га”, № 26, 2000

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Ли-те-ра-ту-ра

Lexicon der christlichen Ikonographie. Rom, 1994. Bd. 5. S. 42. Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.-13. Jahrhundert. Freiburg i. Br., 1916. Bd. II. S. 710-711. Fig. 304. Bd. I. S. 334-335. Bd. IV. Tf. 205, 3. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 3. № 201, 218. Codices e Vaticani selecti, Il Menologio di Basilio II. Turin, 1907. VIII. Tf. 267. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris 1927. Tf. 165, 3. Ер-ми-ния, или на-став-ле-ние в жи-во-пис-ном ис-кус-стве, со-став-лен-ное иеро-мо-на-хом и жи-во-пис-цем Ди-о-ни-си-ем Фур-но-гра-фи-о-том. 1701-1755 год. Пор-фи-рия, епи-ско-па Чи-ги-рин-ско-го. 1868. Ре-принт: М., 1993. C. 177. Cтро-га-нов-ский ико-но-пис-ный под-лин-ник. М., 1869. Roeder H . Saints and their Attributes. London-N. Y.-Toronto, 1955. P. 267.

При-ме-ча-ния

Не так мно-го жи-вых сви-де-тельств древ-не-го хри-сти-ан-ства до-шло до нас. Обыч-но со-бра-тья му-че-ни-ков, чле-ны хри-сти-ан-ской об-щи-ны то-го же го-ро-да, про-сто вы-ку-па-ли про-то-ко-лы до-про-сов и за-пи-си при-го-во-ров у рим-ских чи-нов-ни-ков, а за-тем рас-про-стра-ня-ли их для укреп-ле-ния вер-ных, пред-ва-ри-тель-но снаб-див крат-ким ком-мен-та-ри-ем.
Один из та-ких па-мят-ни-ков - “Му-че-ни-че-ство Ага-пии, Ири-ны, Хи-о-нии и прис-ных” (BHG = Bibliotheca Hagiographica Graeca / Ed.

Ста-ци-о-на-рии (milesstationarii)—по-ли-цей-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на вве-рен-ном им участ-ке (statio).

Бе-не-фи-ци-а-рии (beneficiarii) - в им-пе-ра-тор-скую эпо-ху ун-тер-офи-цер-ский чин, свя-зан-ный с ве-де-ни-ем кан-це-ляр-ских дел.

Име-ет-ся в ви-ду эдикт Дио-кле-ти-а-на и Мак-си-ми-а-на от 23 фев-ра-ля 303 г.

Та-ким об-ра-зом му-че-ни-ца пре-одоле-ва-ет по-пыт-ку об-ви-нить ее в рас-пут-стве. - Ред.

Аго-ра-но-мы - го-род-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на рын-ке. Их служ-ба, со-от-вет-ству-ю-щая рим-ско-му эди-ла-ту, дли-лась обыч-но 1 год.

Букв. ‘ба-шен-ки’ (purg…skoi) - фу-тля-ры для хра-не-ния свит-ков.



Статьи по теме: