Кто такой осирис. Осирис - бог древнеегипетской мифологии. Мифы об Осирисе

Одним из самых авторитетных и известных божеств на берегах Нила считался бог Египта Осирис. По-египетски его имя звучит как Узир, а по-латински произносится как Озирис. Мы же используем древнегреческую интерпретацию данного имени. Это могущественное мифологическое существо считалось царём подземного мира мёртвых, судьёй над душами усопших, а также богом воскрешения и возрождения.

Бог Осирис сидит на троне, за ним стоит жена Исида, а далее крайняя слева сестра Нефтида. Справа сидит чудовище Амат, а за ним стоит бог мудрости Тот с головой ибиса

Древние египтяне полагали, что смерть является не концом, а переходом в иную жизнь. Умирает только тело, а находящаяся в нём жизненная сила освобождается и продолжает существовать в ином мире, где властвует Осирис. Именно он воскрешает и возрождает умерших и даёт достойным вечное счастье и блаженство. Помимо этого, могущественный бог отвечает за растительный мир. Благодаря ему, существуют плодородные разливы Нила и растут растения. Отсюда понятна огромная важность этого божества для древних египтян.

В соответствии с мифологией Осирис приходился старшим сыном богу земли Гебу и богине неба Нут . У него были две сестры – Исида и Нефтида и младший брат Сет. Женился он на своей сестре Исиде, а Сет связал себя узами брака с Нефтидой. После того как Геб ушёл на покой, власть на земле перешла к Осирису. Он стал четвёртым из богов, царствовавших на берегах Нила. Первым был Ра, затем его сын Шу, после него внук Геб, а правнук стал предпоследним божеством, повелевавшим людьми напрямую. Последним у древних египтян считался сын Осириса Гор. После него власть перешла к фараонам.

Сыном Осириса также считался проводник в царство мёртвых Анубис. Но родила его не Исида, а Нефтида. Изменив мужу Сету, она испугалась его гнева и выбросила ребёнка в камыши. Там его нашла Исида, воспитала и отправила проводником в царство мёртвых. А вот рождению Гора предшествовала довольно печальная история.

Правление бога Осириса на берегах Нила было таким успешным, что вызвало зависть у его брата Сета. Тот правил далёкой южной частью страны, где вместо плодородных земель простирались одни красные пески. И Сет убил Осириса, разрубил его тело на 14 кусков, разбросал их по Египту и объявил себя правителем чёрных (плодородных) земель.

Жена убитого Исида нашла и собрала вместе куски тела мужа. Затем она призвала Анубиса, и тот сделал из изуродованных останков мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё Гора. Когда тот родился и вырос, то вступил в битву с жестоким и коварным Сетом. После 80 лет непрерывных сражений Сет был побеждён. После этого собрались все боги Египта и признали Гора владыкой чёрных земель. Сет же вновь отправился на далёкий юг повелевать красной пустыней.

Во время одного из сражений с Сетом Гор потерял свой левый глаз. Его подобрал Анубис и закопал в землю. И вот после победы пришла пора воспользоваться левым глазом. Гор его выкопал, вдохнул жизнь, и глаз превратился в волшебное око. Его дали съесть мумии, и та трансформировалась в живого Осириса. Но оживший бог Египта Осирис не стал претендовать на власть в мире живых. Он отправился править царством мёртвых, а на берегах Нила остался повелевать его сын Гор.

Первые упоминания об Осирисе появились в середине правления пятой династии фараонов (Древнее царство – 2700-2180 гг. до н. э.), то есть уже после строительства Великих пирамид. В то же время египтологи полагают, что этому богу поклонялись гораздо раньше, ещё во времена первой династии. Просто большая часть информации об Осирисе была найдена в текстах пирамид, принадлежащих пятой династии.

Вначале древние тексты описывали загробную жизнь, как вечное путешествие с богом солнца среди звёзд. В начале правления четвёртой династии была распространена фраза: «Приношение, которое даёт царь и Анубис». А вот в конце правления пятой династии во всех гробницах стали писать: «Приношение, которое даёт царь и Осирис».

Осирис сидит на троне справа, а слева бог Гор с головой сокола ведёт к нему на суд умершего

Изображали бога Египта Осириса в виде человека с зелёным лицом и такого же цвета кистями рук, одетого в белые одежды. Его голову венчала белая корона Верхнего Египта, но с добавлением двух страусовых перьев по бокам. В руках божество держало скипетр (короткий жезл) и цеп (подвижно связанные палки) – атрибуты царской власти.

Центр поклонения этому божеству находился в дельте Нила . Это религиозный центр Джеду (по-древнегречески Бусирис). Помимо этого, большой культовый центр находился в городе Абидосе со времён Древнего царства. Почитание бога воскрешения и возрождения продолжалось вплоть до VI века нашей эры на острове Филы, где, согласно мифам, располагалось место погребения Осириса.

Остров считался священным, и на нём жили только жрецы. Он даже имел эпитет «недоступный». В IV веке нашей эры все языческие храмы на территории Египта подверглись разрушению, так как на смену язычеству пришло христианство. И только храмовый комплекс на острове Филы остался нетронутым. Лишь через 200 лет христиане осмелились явиться на недоступный остов, и подвергли разрушению последний оставшийся очаг язычества. На этом история бога Египта Осириса закончилась.

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» - надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин - ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна - Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда - перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.



Статьи по теме: