Классный час добрые поступки. Классный час "час доброты". воспитания у детей доброты, побудить их к этому

Классный час на тему ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

— И откуда, — спросишь ты,-

В доме столько доброты?

— Послушав это стихотворение, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о доброте.

— Ребята, а как вы понимаете значение слова добрый?

— А как вы считаете, можно ли заставить человека быть добрым?

— Конечно, нельзя. А вот научить человека доброте можно. И сегодня мы будем этому учиться. Дорога к добру нелегка. Первый шаг к доброте – это доброе слово или волшебное слово. Давайте вспомним эти слова вместе:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (извините, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

— Молодцы, вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще. Я могу сказать: Доброе слово лечит .

— Непросто быть вежливым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом родители, учителя и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идет речь:

Этот сказочный герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).

Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга Кая из ледяного плена (Герда).

Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них театр (Папа Карло).

— Чем же эти сказочные герои отличаются от других героев, например, от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Они творили добро, мешали злу).

А теперь послушайте новую сказку и подумайте, как она связана с темой сегодняшнего урока.

………..

Кто в этой сказке сделал доброе дело? Я могу сказать: Даром ни одно доброе дело не пропадет.

— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста.

Сейчас я попрошу вас составить из слов пословицу.

Доброе дело само себя хвалит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Как вы понимаете эти пословицы?

— К сожалению, на нашей земле встречается не только добро, но и зло.

Есть такая притча о Добре и Зле:

«Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло».

— Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей. Недаром говорят: «Доброе дело сто лет живет». Как вы, ребята, думаете, чего на земле больше: добра или зла? Давайте проверим: на одну чашу весов мы будем класть «зло»,на другую- «добро».

(Таблички с надписями: вежливость, сочувствие, щедрость, отзывчивость, скромность, эгоизм, грубость, равнодушие).

— Ребята, как вы считаете, можно соотнести понятия доброта и дружба?

— У каждого из вас есть друг. Расскажите, какими качествами обладает ваш друг.

Игра «Я тебя знаю».

Дети встают в круг и по цепочке называют качество соседа. Слово начинается с первой буквы имени соседа. (Например, Антон – аккуратный).

Теперь пришла пора познакомиться с законами дружбы .

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Не обманывай друга.

6. Умей признавать свои ошибки.

7.Умей помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

— Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу. Ведь не зря народная мудрость гласит «Друга нет – ищи, а нашел – береги».

— Заканчивая сегодняшний урок, мне хочется сказать вам, ребята, следующее: В каждом из вас живет маленькая частица доброты. Доброта – это волшебное лекарство, которое вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

1.Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

2.Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

— Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите следующие слова: «Я желаю тебе добра».

Звучит песня «Кота Леопольда».

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа» Колпнянского района Орловской области

Ларичева Марина Анатольевна

Тематический классный час

Разговор о доброте

Цели и задачи.

Формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выявить в ходе классного часа, какого человека можно считать добрым.

Побудить у детей желание помогать родителям, друг другу, слабым, научить ценить чувства других.

Научить задумываться над своими поступками.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование.

Иллюстрации «Природа просит помощи», компьютер.

Подготовительная работа .

    Разучивание с детьми стихотворений по теме

    Разучивание песни «Песня о доброте»

Ход классного часа

1. Вступительное слово:

Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём, ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Вы, наверное, догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?

А что, по-вашему, есть доброта?

Не века, а уже тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Так что же такое доброта? - Какого человека можно считать добрым? Давайте на сегодняшнем классном часе постараемся дать ответы на эти вопросы.

По словарю Сергея Ивановича Ожегова: (слайд 2)

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

По историческому словарю:

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам. Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

2 . Настрой на занятие

В нашем классе несколько человек, и все вы разные. Но мы учимся в одном классе, мы – одна семья.

Как мы должны относиться друг к другу? (по-доброму)

А что это значит «по-доброму»?

3. Анализ рассказа.

А сейчас послушайте рассказ о двух подружках и ответьте на такие вопросы:

За что её осудила мама?

Можно ли отношение Сони к подруге считать добрым?

Как нужно было поступить девочке?

Рассказ

Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня - так звали одну из девочек - прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку-то получила
не я!

Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.

5 . Проведение теста «Качества доброго человека». Работа с карточками.

Слова на карточках:

Благодарность, злость, сочувствие, жалость, лесть, любовь, зависть, добросердечность, ненависть, милосердие, чуткость, доброжелательность, ненависть, отзывчивость, гнев.

На карточках написаны чувства, которыми могут обладать все люди. Выберите те из них, которыми хотите обладать вы. (Работа в парах).

Скажите, какими чувствами не должен обладать добрый человек.

Нужно ли эти чувства скрывать или стесняться их?

Назовите чувства, с которыми нужно бороться.

Если вы испытываете злость, зависть, ненависть, старайтесь подавить в себе эти чувства. Они разрушают человека. Люди, которые испытывают негативные чувства часто болеют, у них всегда плохое настроение. (слайды 3,4)

6. Беседа о душевности.

Дети, а приходилось ли вам когда-нибудь плакать? Приведите примеры.

Отчего могут плакать люди? (от обиды, от жалости)

А ещё люди плачут, когда на душе больно. Как вы понимаете это выражение?

А где у человека душа? Как вы думаете?

Есть люди с добрыми душами, а есть и с злыми.

Давайте попробуем заглянуть в себя и увидеть свет своей души.

(Дети закрывают глаза, кладут руку на грудь, преклоняют голову, звучит музыка)

Каким вы увидели свет своей души?

Какие краски вы заметили в свете вашей души?

Все ли люди на земле имеют чистые и яркие души?

Есть люди злые и завистливые, а души у них, наверное, мрачные и чёрные.

Вот послушайте стихотворение и скажите, есть ли вообще душа у главного героя этого стихотворения?

Щенок.

Брошенный, он шел туда, где люди.

И уселся возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему никто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

Жизнь - за руку, давшую его!

Вдруг вскочил...

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая снег.

То ему, ему призывно свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пес бежит по снегу прямиком

И... летит,

Отброшенный тяжёлым,

Кованым кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(Футболист, как видно, был мастак...).

Ты привыкни, маленький калека:

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так...

Вопросы для анализа:

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Как вы понимаете слова «брошенный, он шёл…»?

Почему щенок шёл туда, где люди?

Оправдались ли его надежды?

Какой человек встретился щенку? (Злой, жестокий…)

Как бы вы поступили на месте этого жестокого человека?

Как вы думаете, почему бывает так, что одних людей собаки не трогают, а на других рычат?

Не приходилось ли вам замечать, что животные чувствуют, как к ним относятся люди?

Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?

Послушайте стихотворение М. Садовского «Доброе сердце» и скажите, почему это стихотворение называется именно так?

Я как-то в дом принес щенка, бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка, голодного беднягу.

-Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка...

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

-Ну, что ж, - она сказала, - пусть
он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка...

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка...

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут -

в квартире так чудесно,

а если потесниться, тут

и нам найдется место!

Физкультминутка: (звучит музыка М. Огинского «Полонез»)

А теперь поиграем в игру «Волшебный цветок добра».

Станьте в круг, вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)

А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастает только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместим всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в своё сердечко.

Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза.

Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»: осколки ледяного зеркала попадали в человеческие сердца, отчего люди становились злыми и жестокими.

Как можно растопить льдинку в Вашем сердце? (Только добром и любезностью. Нужно не обижать людей, помогать старым. Чтобы не было в сердце льдинок, нужно говорить только вежливые слова, тогда льдинки растают.)

В библии сказано «Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками»

Что нужно делать, если что-то происходит не так, как хочешь ты? (Попытаться договориться, постараться заметить в другом решении положительное и т. д.)

Но бывает так: вам кто-то испортил настроение, и у вас в сердце появилась злость. Как поступить, чтобы ваша злость не вылилась ни на кого на окружающих и ушла из вашего сердца?

Советы психолога: (слайд 5)

- Потопать ногами. Злость уйдёт в пол.

-Высказать свои чувства, рассказать кому-нибудь о своём плохом настроении, можно даже собаке или кошке, или игрушке.

- Спеть бодрую песенку или сплясать быстрый танец.

-Смыть дурные чувства. Набрать тёплую ванну, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё плохое.

- Надуть злостью шарик.

    Разговор о добром отношении к родителям.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь к своему ребёнку, оно никогда не остаётся равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. Маму нужно всегда любить и стараться не доставлять ей неприятности.

Но иногда наши поступки огорчают родителей. Вспомните, было ли в вашей жизни такое, когда вы расстроили своим поведением свою маму? (Дети по желанию говорят о своих проступках)

Анализ ситуаций.

В чём ошибка этих детей? Можно ли сказать, что они думают о своих родителях?

Ситуация первая

Витя сказал маме, что пойдет во двор и вернется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел.» - отвечает Вова. У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.

Ситуация вторая .

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сумками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить? (Обсуждение.)

8. Беседа о бережном отношении к природе.(слайд 6)

А как нужно относиться к природе?

Послушайте стихотворение «Солнце в ладошке» и скажите, о чём оно?

Солнце в ладошке,

Тень по дорожке,

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки,

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

И рядышком - жук, весь

Покрытый загаром.

И все это - мне,

И все это - даром!

Вот так - ни за что! -

Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир

И другим сохранил.

(Дети говорят о бережном отношении к растениям, о помощи птицам в зимнее время, об экономии воды, об уборке территории своей школы и т.д.)

9. Работа с пословицами.

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Задание: "Восстановите пословицу". (Работа в парах) (слайд 7)

Вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.

    Доброе слово и кошке приятно.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    В ком добра нет, в том и правды мало.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)

10. Беседа о вежливости .

Первый шаг к доброте - это доброе слово. Какие добрые слова вы знаете? Вежливые слова можно назвать добрыми? Какие вежливые слова вы знаете? Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Чтобы выработать у себя доброе отношение к людям надо следовать правилам доброты. Есть правила для учащихся.

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте попробуем вместе составить правила доброты.

11 . Правила доброты. (слайд 8)

Давайте зачитаем наши правила.

1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

2. Любить людей знакомых и незнакомых.

3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

4. Делать добро для близких, друзей.

5. Не завидовать.

6. Не вредничать.

7. Не грубить.

Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. Ведь поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

12. Подведение итога занятия.

Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.

Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта?

Сегодня мы много говорили о доброте.

Так что же такое доброта? (Ответы детей)

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

А какого человека можно считать добрым?

Притча о мудреце.

В заключении послушайте одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: «О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая?». Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Ребята, как вы поняли слова мудреца: «Всё в твоих руках…»

Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.

Заключительное слово учителя:

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.

В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: « Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце ».

И я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Помните об этом.

Давайте все вместе споём песню Татьяны Мухамитшиной «Песня о доброте»

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе,

формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Час доброты"»

Методическая разработка классного часа на духовно-нравственную и гражданско-патриотическую направленности

Тема классного часа: «Час доброты»

Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Задачи:

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

Воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

Развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

Содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация, карточки с ситуациями, пословицы о добре для групповой работы, таблицы с анкетой, толковый словарь Ожегова.

Аннотация

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

Ход занятия

    Актуализация

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои юные друзья. Я очень рада новой встрече с вами. Как мы уже знаем, 19 января Православная церковь праздновала Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание о крещении Иисуса Христа на реке Иордан. В наше время при обряде крещения на водоемах прорубь называется «иордань» именно честь этой реки.

Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения – Святого Богоявления – проводится водосвятие воды. Освещенная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения – опускаться в прорубь «иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. Да, вы правильно поняли тему занятия, сейчас разговор у нас с вами пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве чистой человеческой души.

Учитель: Предлагаю всем встать в круг. Возьмитесь за руки. Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения. (Слайд 1) Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите это хорошее настроение в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и приятно становится вашей душе...

Спасибо. А теперь я предлагаю вам выбрать любой лепесток (отличаются по цвету), и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом, приклейте лепестки вокруг кружочков и у вас получится цветочек, который объедения вас в группу. Вот мы и разделились на группы, чтобы дружно поработать на занятии.

Основная часть

Учитель: Доброта… Что означает это слово? (Ребята объясняют, как они понимают это слово, делают вывод.)

Работа по словарю.

Читает ученик . По определению Сергея Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: - Ребята, продолжите предложение «Добрый человек тот, кто…» Только попробуйте не повторяться. Спасибо, ребята, за добрые слова.

Кто себя считает добрым человеком? (Высказывания детей)

Разбор ситуации

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Дети соглашаются, кто-то молчит.) Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищённость) Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей)

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети, конечно же, ответят отрицательно)

Мы с вами на уроках Основы православной культуры изучили заповеди. Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Как вы это понимаете?

Ученик: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Это ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО этики.

ТЕСТ

Учитель: Каждый ребёнок хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нём. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас мы проведем тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.

Поставьте напротив каждого вопроса ответ «да» или «нет»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков . Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

(Результаты не оглашаются, каждый сам себе делает вывод)

Учитель: Я очень надеюсь, что у многих получилось больше 8 очков.

Составление слов.

Учитель: Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Да, солнце всех озаряет своими лучами. Что мы ощущаем от этих лучей? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…) В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Работа по группам.

доброта сердце добросердечный

сосед добрососедство

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля доброволец

порядок добропорядочный

(Каждая группа на каждый лучик (заранее приготовленные полоски бумаги желтого цвета) записывает слова, приклеивают вокруг солнца)

Проверим наши добрые слова.

Ответы на вопросы

Кто в своей жизни совершали добрые дела?

А какие вы совершали добрые дела?

Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?

Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.

Разбор ситуации

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно. Давайте разберем такую ситуацию.

Чтение по ролям.

Парень: Куда тебе ехать, бабка? – спросил её парень.

Бабушка : А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

Парень: Садись уж, раз едешь.

Бабушка: Спасибо, милок.

Парень: И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?

Учитель : Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

Учитель: А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

Учитель: А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Учитель: Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Повторение добрых слов.

Учитель: Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос. – Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (дети дают ответы) Конечно же, это добрые вежливые слова. Назовите примеры таких слов. («доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и так далее.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда). Добрые слова – это цветы человеческой души, не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра «Добавить доброе слово»

Давайте, мы немного поиграем. Каждый из вас по очереди прочитает стихотворения, а задача остальных – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Ученик 1.

Придумано кем-то, просто и мудро -
При встрече здороваться: … («Доброе утро!»)
– Доброе утро! – Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится, добрым доверчивым,
И доброе утро, продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … («Добрый день!»)

Ученик 2.

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит встречаясь:… («Здравствуйте!»)

Ученик 3.

Растает ледяная глыба

От слова доброго… («Спасибо!»)

Ученик 4.

Когда бранят за шалости,

Мы говорим:… («Прости, пожалуйста!»)

Ученик 5.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы:… («Спасибо!»)

Ученик 6.

Всем вам с большой любовью

Желаю … («Крепкого здоровья!»)

Работа с пословицами.

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

1. Соберите, пожалуйста, пословицы из предложенных частей.

1) Доброе слово и кошке приятно.

2) Добрая слава лежит, а худая бежит.

3) Доброе слово лечит, злое калечит.

4) Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

5) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

6) Делай другим добро - будешь сам без беды.

7) Доброе дело питает и душу и тело.

8) Добрый человек в добре живет век.

9) Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

2. Презентация полученных пословиц.

Учитель: Итак, христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Итог занятия

Учитель: Предлагаю всем встать в круг, посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки, и, глядя в глаза, скажите что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руку, а твой сосед дальше передаст свою и твою доброту, а ты, который первым передал свое добро – больше всех получишь тепла и радости. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия

Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз. Всего вам доброго! До следующих встреч.


Доброта спасет мир.

Классный час в 7 – 9 классах

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи: 1. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

2. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

3. Посредством психологических игр приобретение учащимися непосредственного опыта и практических навыков толерантного поведения.

Форма проведения: игровая мастерская

Мастерская – один из интенсивных методов воспитания, включающий каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В мастерской каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Вся работа мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Подготовительная работа: - анкетирование учащихся по вопросам толерантности.

Анкета.

Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.

1. В вашем классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:

а) объявить ему бойкот;

б) не обращать на это внимание;

в) постараться изменить свое отношение к новичку.

2. Ваш товарищ резко изменил свой имидж и Вам это не понравилось. Вы будете стремиться:

а) «уколоть» его;

б) игнорировать его;

в) терпимо относиться к нему.

3. Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?

а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;

б) каждый человек имеет право на свой выбор;

в) с уважением отношусь к любой религии.

4. Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?

а) стараюсь не общаться с ним;

б) не замечаю его;

в) стараюсь поддержать его.

Ответьте на вопросы (на обратной стороне листа):

5. Что такое толерантность?

6. Что значит быть толерантным?

Оборудование: - презентация «Доброта спасет мир» с видеороликами

Видеоаппаратура для демонстрации презентации

Высказывания мудрых людей о толерантности

Бумага для игры «Снежинки»

Карточки для игры «Приветствия»

Столы в классе следует сдвинуть так, чтобы освободить пространство для игры.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Почему? Давайте порассуждаем.

Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Природа наделила человека ра зумом, но в человеческой среде живут такие чувства, как злоба, обида, ненависть, зависть, гордыня, которые делают человека жестоким, нетерпимым, неуживчивым…

Демонстрация видеоролика «7 смертных грехов» (взяты грехи, касающихся человеческих отношений)

Видео YouTube

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Противоречия между людьми не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом.

Игра «Приветствия». Участники получают карточки с заданиями – поздороваться приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?
  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
  • было ли трудно здороваться каким-то способом?
  • показались ли какие-то из приветствий смешными?
  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Игра «Снежинки». Задание: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам, снова оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё произведение одноклассникам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Согласитесь, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным.

А как вы думаете, можно ли сделать современный мир лучше, добрее?

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счасть е других, мы находим своё собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Английский писатель И.Бентам (18 век) утверждает: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

На доску вывешиваются высказывания:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

Сейчас мы поиграем в необычное домино.

Игра «Домино». Напомнить участникам правила игры в домино.

Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или сидеть на полу, и т.д.

Обсуждение :

Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?

Старались ли вы называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?

Что нового вы узнали друг о друге?

Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?

Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Но чтобы добиться этого всесильного единства, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Один из самых популярных в нынешнее время терминов - «толерантность». Вы можете его услышать по радио, телевидению, встретить в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Так что же такое толерантность?

Демонстрация видеоролика «Толерантность»

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит немного по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, прини мать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

2. А что же объединяет эти определения?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

На сегодняшний день толерантность рассматривается как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - эт о умение видет ь другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, в повседневных взаимоотношениях между людьми. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.

Однако не следует понимать толерантность как равнодушие ко злу. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Легко ли сделать мир лучше?

Терпимость – очень трудная добродетель,- для некоторых труднее героизма... Ж.Леметр (еще одна мудрая мысль – на доску)

Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

(С. Островой)

Демонстрация видеоролика «Притча о двух волках».

Толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности. И в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке

Игра «Поиск». На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками человека. Найдите те слова, которые определяют толерантную личность и расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами. А на левой стороне доски разместите качества и характеристики интолерантного человека.

Организационные особенности игры : Вначале вызываются 2 человека для работы на правой и левой частях доски, затем им разрешается вызвать себе на помощь товарищей (можно несколько, на их усмотрение)

Обсуждение:

● В каком случае задание выполняется легче: в одиночку или с группой поддержки?

● Сравните представление о себе с портретом толерантной личности

● Кто может назвать себя толерантным человеком?

И сейчас мы это проверим. Я попрошу вас очень откровенно ответить на вопросы теста. Подписывать свою работу не надо и о том, что вы напишите, никто знать не будет.

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить вашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а/ да; б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а/ да; б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да; б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б/ рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите эти баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
  • От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к со-беседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
  • От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Притча. Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы для беседы:

Как вы поняли притчу?

Какой вывод вы сделали для себя?

Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

Хотели бы вы изменить себя?

Человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.

Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вспомнить одну известную, восточную притчу.

Демонстрация видеоролика «Всё в твоих руках» (притча) https://www.youtube.com/watch?v=A1dz-tRXoxY

Видео YouTube

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками, принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Подведение итогов (рефлексия)

Что интересного вы узнали сегодня?

Что обязательно возьмете на вооружение?

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. “Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

Муниципальное обращеобразовательное учреждение «Ковернинская средняя школа №2»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 3-а классе

«ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!»

Провела:

классный руководитель 3-а класса

Носовцева Г.К.

р.п. Ковернино 2015год

Цель: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи:

    Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.

    Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.

    Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

I .Сообщение темы занятия:

Учитель: «Доброта творит чудеса! Что такое доброта и что значит быть добрым?»

Эпиграфом станет пословица: «Жизнь дана на добрые дела».

(читает Толокнов Саша)

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту.

А. Чепуров

II . «Открытие» темы классного часа.

Учитель: Как вы думаете, чего на Земле больше добра или зла?

Высказывание Л.Н. Толстого

«Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка».

III . «Строительство» Дома Доброты.

Учитель: Сегодня будем строить Дом Доброты.

1.Закладываем фундамент Дома – доброта .

а) Групповая работа.

Задание 1. Вспомните, о каких сказочных героях говорится и какие добрые поступки они совершили? (Задание на листочках ).

Кто был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ).

«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его…». (Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья» ).

Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (В.Катаев.« Цветик – семицветик» ).

«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною» (Х. К. Андерсен «Снежная королева» ).

Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри, среди лепестков, сидела крошечная девочка, Ростом не больше дюйма. Вот почему её назвали. (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка» ).

«Жил–был доктор. Он был добрый». (К.Чуковский «Доктор Айболит» ).

Задание 2. Обсудите ситуации. Как бы вы поступили?

Задание 3. Есть много пословиц о доброте:

Уважая человека – уважаешь себя.

Путём зла не доходят до добра.

Мир не без добрых людей.

Учитель : У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл:

Доброта – язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.

Кто добр поистине, добро творит в молчании.

Добрыми делами славен человек.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

2.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли .

Учитель: О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели:

«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо).

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль ).

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций ).

«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон ).

«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой ).

В IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в I веке до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Учитель: Дети, а кто для вас самый близкий и добрый человек, который заботится о вас с самого раннего детства? (Мама )

Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло.

Пословица: При солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным.

Учитель: А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.

Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.

читает Сироткина Настя

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок:
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить.
И слов унизительных не говорить.

3.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые слова.

Учитель: У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Учитель : А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

4.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки.

Учитель: Я думаю, что каждый из Вас совершил уже добрый поступок, а может быть и не один! (Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений ).

Еще древний китайский философ Конфуций сказал: «Человек, который помогает другим – помогает себе». Как вы думаете, почему? (Ответы детей ).

Людей, которые оказывают благотворительную помощь престарелым людям, инвалидам, бездомным, сиротам называют волонтёрами от английского слова volunteer – добровольный помощник.

В Великобритании, к примеру, существует 157.000 благотворительных организаций. Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей и т.д. Они собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.

Сообщение о известных людях, их добрых поступках:


Глухова Варя: Мать Тереза, основавшая «Благотворительную Миссию»

Её звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой Агнессы.

Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Тем не менее, мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна – ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.

В 1928 году Агнесса оставила семью, чтобы стать монахиней. Она уехала в Индию, где 20 лет преподавала географию в Калькуттском институте Св. Марии, директором которого потом стала.

Она основала больницу для бедных. Единственная цель всей этой затеи была в том, чтобы окружить умирающего бедняка любовью. И заботой. Он теперь знал: он не один. О нем не забыли. Он нужен. Он – в лучах любви. Старый, уродливый, увечный – любимый. И тогда умирать не страшно. Сестры собирали не только умирающих, но и младенцев, которых отыскивали в больницах, в тюрьмах. Ни от одного младенца мать Тереза не отказалась. 10 тысяч прокаженных нашли убежище в лепрозории матери Терезы. Проказа метит богатых и бедных. Ее умеют лечить, но на это уходят годы, а не всякий индиец может позволить себе такую роскошь – его гонят из дома, он теряет работу. На выделенной правительством Индии территории устроен целый "Город Мира", где несчастных не только спасают, но обучают ремеслам – так, чтобы они могли прокормить себя, а не просить подаяния с трещоткой в обезображенной руке. Невероятная албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету и оказывают помощь прокаженным. Она организовала первую клинику для больных СПИДом. Она создала приюты для больных. Она поспевала везде. Никто не знает, что существеннее – медикаменты или улыбка, доброе слово и любовь. В 1979 году она получила Нобелевскую премию мира. Всю ее она вложила в свою миссию. Как и прочие деньги, которыми ее награждали. Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше.

А какие благотворительные организации существуют в России и какую помощь оказывают они?
Дети называют известные им благотворительные организации («Красный Крест», «Общество по защите животных», «Общество по защите природы» и т.д.). Если дети затрудняются ответить, учитель помогает им.

Красцова Лиза: Фёдоров Святослав Николаевич

Мечтал о небе, высоте, самолетах, словом, о профессии настоящего мужчины. Но летчиком Федорову стать не удалось. В начале марта 1945 года, когда война громыхала предпоследними залпами, в училище готовился праздничный вечер. Надев единственный выходной костюм, Слава спешил на праздник. В трамвай прыгнул на ходу – боялся опоздать. Сорвался, еле успел уцепиться за поручень – поволокло по земле. Пробовал встать на ноги – пронзила острая боль в левой ноге. Очнулся уже в госпитале. Врачи решили ампутировать ступню и нижнюю треть голени. После операции летать категорически запретили. Решил попробовать в медицинский. Молодой хирург оказался честолюбив. Фантазировал, выдумывая интересные научные темы. Наконец решил: мое дело – операция по замене мутного хрусталика искусственным из пластмассы. Вскоре судьба свела молодого врача с тяжелой больной. Двенадцатилетняя чувашская школьница Лена Петрова с рождения страдала катарактой. Правым глазом она ничего не видела. Посоветовавшись с ее родителями, Федоров решил пойти на риск – прооперировать больной глаз Лены и вставить в него искусственный хрусталик. Операция прошла успешно. Девочка стала видеть.

Святослав Федоров – талантливый хирург, автор многих изобретений и открытий в офтальмологии, в том числе метода имплантации искусственного хрусталика, названного им «Спутник», методов лечения близорукости, глаукомы, астигматизма, создатель огромного научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Поэт А. Вознесенский назвал его «глазным гением».

Сочин Саша: Леонид Рошаль.

Всемирно известный детский хирург. Директор Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий. Доктор медицинских наук, профессор. В 1995 году работал в Чечне, оказывал помощь детям. Журналисты назвали Рошаля Детским доктором мира. Рошаль отправлялся в Афганистан, в Турцию и в Индию для оказания помощи детям, пострадавшим в результате землетрясения, руководил бригадой детских врачей. В 2002 году бригада скорой помощи Рошаля работала в Каспийске, где в результате теракта 9 мая 2002 года пострадало много людей. В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке. Благодаря участию Рошаля из здания были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Он получил титулы "Гордость России", "Человек года", "Персона года". Владимир Путин вручил Рошалю орден Мужества - за самоотверженность, проявленную при спасении заложников. Рошаль был награжден знаком отличия "За заслуги перед Москвой".

Учитель: 2008 год объявлен Годом добрых дел.

Добро души – в копилку Года добрых дел

Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье.

Учитель: Подумайте, о каких качествах человека говорится. Выберите правильно кирпичик.

    Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться – ….

    Качество человека, у которого доброе сердце – ….

    Качество человека, который желает другим добра – ….

    Качество человека с доброй душой и мягким характером – ….

    Качество человека, обладающего добрым, хорошим нравом – …

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики:

    добропорядочность,

    добросердечность,

    добродушие,

    добронравие,

    доброжелательность.

5. Учитель: Вот мы и построили Дом Доброты.

IV. Рефлексия.

Учитель: Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

    сделать уборку в доме;

    навести порядок в школьном дворе;

    накормить бездомную собаку;

    подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

    отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

    помочь детям сиротам и инвалидам;

    сделать кормушки птицам зимой;

    сделать скворечники весной;

    помочь пожилому человеку нести сумку.

Не будем брать листочки с записями:

    обидеть маму;

    поссориться с товарищем;

    равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

    замахнуться палкой на собаку;

    не покормить домашнего питомца;

    не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;

    подраться с мальчиками;

    не позаботиться о пожилой бабушке.

Учитель: Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Дурандина Полина:

Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

Доброта – стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье.

Список литературы

    Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006.

    Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», // «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г.

    Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», № 3, 2004 г.

    Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г.

    «История России в портретах» под ред. Блохина Б.Ф., Смоленск, «Русич», 1996 г.

    «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.



Статьи по теме: