Что такое эпитет в кратце. Что такое эпитет в русском языке

Первый конкурс нашей учебной конкурсной серии "Тропы" будет посвящен Эпитету. Что это такое - мы уже познакомились в вводной статье . В этой мы еще раз вспомним особенности эпитета и рассмотрим, как используют это выразительное средство поэты.

1. Что такое эпитет?

В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение - эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

Эпитет может быть выражен прилагательным ("хрустальный воздух"), наречием ("горячо любить", " тихо ненавидеть"), причастием ("блуждающий вечер ") , деепричастием ("играя в прятки, сходит небо"), числительным ("вторая жизнь", "пятое колесо"), существительным («веселья шум») и даже глаголом. У М. Исаковского: "И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай" - практически всё предложение - эпитет. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием и придает тексту определенную экспрессивную тональность.

Например, фраза «крылатые качели» содержит в себе эпитет «крылатые», который помогает читателю представить качели не просто как железяку, двигающуюся вперед-назад, а как некое подобие птицы, парящей в воздухе. Для того чтобы простое прилагательное стало эпитетом, его нужно «наградить» глубоким смыслом, при этом иметь образное воображение. Эпитет - это не просто определение, обозначающее какой-то признак, качество предмета ("деревянная палка), а его образная характеристика ("ДЕРЕВЯННОЕ выражение лица"). Так "тихий голос" - это не эпитет, а "ЯРКИЙ голос" - эпитет, потому что ЯРКИЙ здесь используется в переносном смысле. Или: "теплые руки" - не эпитет, а "ЗОЛОТЫЕ руки" - эпитет.

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: "Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…" (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» (И. Тургенев).
«Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ, ты можешь ли меня простить?» (Александр Блок).
«В БЛЮДЕЧКАХ - ОЧКАХ спасательных кругов» (В. Маяковский).
«ПРИЗРАЧНО царит» (И. Бродский).
«КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, сходит небо» (Б. Пастернак)

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

"Есть в осени первоначальной
Короткая, но ДИВНАЯ пора -
Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. ".

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

«В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель - выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика - значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. ("…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти").

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов ("Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…"

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

"Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается..."

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

С современной точки зрения это - ошибка. ЭПИТЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ. И, конечно, они должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Всё-таки, наверно, «зелёных молний» и «быстрокрылых мух» не бывает.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее - НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.

ВНИМАНИЕ:

(Конкурсанты - прошу не путать троп с эпитетом, эпитет - это один из видов многочисленных тропов!!!)

А) Красочные определения, выраженные прилагательными:

"Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ".
"МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь".

Б) Прилагательные-эпитеты, выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:

"Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…"

В) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства ("ГОРЬКО волную", "звенела и пела ОТРАВНО"). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: "я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА".

Г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: "Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…"

Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное - их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: "То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ". Или: "В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь". В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.

"Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом" (ср. лохматый медведь);
"И что память ЯРОСТНАЯ мучит…"(ср. яростный волк);
"Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…"(ср.жалящая оса);
"Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…"(ср. насторожившийся зверь).

Д) Цветовой эпитет

Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего - для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: "Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть", " Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора". Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.

Белый – это цвет невинности и чистоты. На Руси белый цвет –это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни. Но белый цвет имеет и свою печальную сторону значений - это и цвет смерти. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Он есть олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: "Я голубку ей дать хотела, ту, что всех в голубятне БЕЛЕЙ, но птица сама полетела за стройной гостьей моей". Белая голубка– символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: "Как БЕЛЫЙ камень в глубине колодца, лежит во мне одно воспоминанье". День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: "В БЕЛЫЙ рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла".

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.

Проанализировав лирику Ахматовой, можно сделать следующий вывод: обозначения цвета у нее всегда выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная - в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали -символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.

Е) Бытовые эпитеты

В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

"Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне".

Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини, самое главное - ее боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии "Тропы". Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

С уважением, Ваша АлКора.

Речь современного человека становится все более сухой и сокращенной. Мы перестали писать красивые романтичные письма, заменив яркие смысловые обороты и эмоции картинками и смайликами. А ведь существует отличный инструмент, с помощью которого легко «раскрасить» и обогатить наш язык – эпитеты. Еще в начальной школе дети получают первое представление о том, что такое эпитеты в литературе, 3 класс изучает основные их виды и приемы, которыми пользуются писатели при создании своих шедевров.

Вконтакте

Однокласники

Что такое эпитет и зачем он нужен?

Если вы подзабыли, что такое эпитет в литературе, 4 класс и программу начальной школы придется восстанавливать в памяти.
По определению, эпитеты это слова, чаще всего прилагательные, придающие связанному с ним слову образность, помогающие точнее раскрыть его суть. Это может быть одно «приложенное» (в переводе с древнегреческого) либо словосочетание. Чтобы дополнить привычное понятие эмоциональным или смысловым оттенком также используются:

  • существительные: «радости визг»;
  • глаголы: «вызваться сказать речь»;
  • числительные: «первый друг».

Эпитеты это возможность наиболее точно передать свои эмоции или характеристику предмета, явления, ситуации.
Например, фраза «холодный ветер» ничего не говорит о силе ветра, насколько он холодный, об ощущениях при такой погоде. А если добавить к слову «ветер» эпитеты «ледяной», «колючий», «студеный», «пронизывающий насквозь», эмоциональное восприятие сразу меняется. Вы уже ощущаете, как ледяной зимний холод пробирается под одежду, ветер впивается мелкими колючками в лицо и руки.

Постоянные эпитеты

Существуют простые привычные эпитеты, которые используются в обычной жизни, делая нашу речь более красивой и образной. Разговорные постоянные эпитеты, что это такое?
Это слова, которыми мы дополняем свою повседневную речь для передачи суждений или эмоций, связанных с обычными вещами:

  • «ароматный борщ»;
  • «романтическая комедия»;
  • «нудная книга».

Литературное использование эпитетов


Пожалуй, нет ни одного произведения, где не использовались бы литературные или уникальные авторские эпитеты, с помощью которых поэты и писатели в разы усиливают эмоциональное восприятие своих произведений. Что такое эпитет в литературе и в чем его отличие от обычного?


Как правило, различные «приукрашающие» слова применяются в поэзии, а авторы выбирают совсем уж странные словосочетания, которые в обычной жизни редко услышишь. Яркими примерами, что такое эпитеты в литературных произведениях, являются стихотворения известных поэтов:
  • «играют волны», «луч золотой», «злоба открытая» у Лермонтова;
  • «янтарный блеск», «мутное небо» «волнистые туманы», «пробирается луна» у Пушкина;
  • «огненный парус хвоста», «пуховые лапы» у Хлебникова.

Чтобы понять, что такое эпитеты в литературном фольклоре достаточно вспомнить сказки и былины. Образность описания сказочных героев, сюжетов напрямую связано с народными традициями той или иной местности.

Например, для русских сказок характерны традиционные выражения:

  • «ясный сокол»;
  • «тридесятое государство»;
  • «ради красного словца»;
  • «лицо белое».

Если заглянуть в восточные сказки, то в них чаще можно встретить совсем другие словосочетания.

В чем заключается одна из главных прелестей взаимодействия между людьми? Конечно же, в общении, обмене своими мыслями, эмоциями, ощущениями друг с другом посредством языка. А теперь представьте, если бы все наши разговоры сводились исключительно к передаче той или иной информации, голых данных без каких-либо образных характеристик и дополнительных смыслов, отражающих наше отношение к сказанному. Напоминало бы это общение машин, обменивающихся различными комбинациями нулей и единичек, только вместо цифр - слова, не несущие никакой эмоциональной окраски. Выразительность речи важна не только в повседневном общении, но и в литературе (причем здесь она "жизненно необходима"). Согласитесь, трудно представить себе роман, стихотворение или сказку, в которых не используются образные определения и другие Именно поэтому в нашей речи, как устной, так и письменной, важны эпитеты. Что это такое? Именно то, что помогает сделать используемые слова и словосочетания более красочными, точнее передать их существенные особенности и выразить наше отношение к ним. Далее мы более подробно рассмотрим данное понятие, определим роль и значение эпитетов в речи, а также попробуем классифицировать их в зависимости от целей и особенностей применения.

Понятие эпитета и виды его конструкций

Начнем с того, что представим полное и более глубокое понимание слова "эпитет": что это, какую структуру имеет, каким образом используется в тех или иных ситуациях.

Прилагательные в роли эпитетов

С древнегреческого "эпитет" переводится как что-то "приложенное" или "прибавленное" к основному. Так и есть. Эти особые выразительные слова всегда идут в качестве дополнения к другим, обозначающим какой-то предмет (объект или субъект). Обычно это конструкция "определение+существительное", где эпитет - определение, как правило, прилагательное (но не обязательно). Приведем простые примеры: черная тоска, глухая ночь, могучие плечи, сахарные уста, жаркий поцелуй, веселенькая расцветка и т. п.

В данном случае прилагательные - эпитеты, позволяющие нам нарисовать более полное представление о том или ином предмете: не просто тоска, а "черная", давящая, непроглядная; не просто поцелуй, а "жаркий", страстный, дарящий наслаждение - такое описание заставляет глубже прочувствовать то, что хочет передать автор, испытать какие-то ощущения и эмоции.

Использование других частей речи в качестве эпитетов

Однако роль эпитетов может играть не только прилагательное, нередко в данном "амплуа" выступают и наречия, и существительные, и местоимения, и даже причастные и деепричастные обороты (то есть не одно слово, а их сочетание). Часто именно эти части речи позволяют точнее и ярче передать образ и создать нужную атмосферу, чем сделали бы это прилагательные.

Рассмотрим примеры использования в качестве эпитетов различных частей речи:

  1. Наречия. В предложении они являются обстоятельствами. Примеры: "Трава весело цвела" (Тургенев); "И горько жалуюсь, и горько слезы лью" (Пушкин).
  2. Существительные. Они дают образную характеристику предмету. Выступают в роли приложений или сказуемых. Примеры: "Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!" (Толстой); "Пружина чести, наш кумир!" (Пушкин).
  3. Местоимения. В качестве эпитетов они используются, когда выражают превосходную степень какого-либо явления. Пример: "...схватки боевые... говорят, еще какие!" (Лермонтов).
  4. Причастия. Пример: "...я, завороженный, сознанья оборвавший нить..." (Блок).
  5. Причастные обороты. Примеры: "Лист, звенящий и танцующий в тишине веков" (Краско); "...борзописцев... у которых нет ничего на языке, кроме слов, не помнящих родства" (Салтыков-Щедрин).
  6. Деепричастия и деепричастные обороты. Примеры: "...играя в прятки, сходит небо с чердака" (Пастернак); "...резвяся и играя, грохочет..." (Тютчев).

Таким образом, эпитеты в речи могут быть не только прилагательными, но и другими частями речи, если они помогают передать образ и точнее выразить свойства описываемого предмета.

Самостоятельные эпитеты

Редко, но встречаются случаи, когда выразительные средства используется в тексте без основного слова, эпитеты выступают самостоятельными определениями без определяемых. Пример: "Странных и новых ищу на страницах старых исписанных книг" (Блок). Здесь эпитеты "странных" и "новых" одновременно играют две роли - и определения, и определяемого. Такой прием характерен для литературы эпохи символизма.

Способы классификации эпитетов

Итак, теперь мы имеем достаточно четкое представление о таком важном термине в теории литературы, как эпитеты. Что это такое и как используется, мы рассмотрели. Однако для лучшего понимания данного явления важно уметь различать и классифицировать эпитеты по тем или иным критериям. Несмотря на то что основная и самая главная цель использования этих выразительных средств всегда сводится к одному - описать, дать художественное определение предмету или явлению, все эпитеты можно классифицировать. Их делят на группы по разным параметрам, которые мы и рассмотрим ниже.

Виды эпитетов с точки зрения генетики

Первая группа делит эпитеты на виды в зависимости от генетического происхождения:

  • общеязыковые (украшающие);
  • народно-поэтические (постоянные);
  • индивидуально-авторские.

Общеязыковые, их еще называют украшающими, представляют собой любые характеристики, описывающие предметы и явления и их свойства. Примеры: ласковое море, гробовое молчание, свинцовые тучи, звенящая тишина и т. д. Обычно мы используем их в повседневной речи, чтобы лучше передать атмосферу описываемого события/предмета и наши ощущения собеседнику.

Народно-поэтические, или постоянные, эпитеты - это такие слова или целые выражения, которые за долгие годы прочно закрепились в сознании людей за какими-то определенными словами. Примеры: добрый молодец, красная девица, ясный месяц, чистое поле и прочие.

Индивидуально-авторские эпитеты - это продукт творческой мысли самого автора. То есть ранее эти слова или словосочетания не использовались в речи именно в таком значении, и следовательно не являлись эпитетами. Их очень много в художественной литературе, особенно в поэзии. Примеры: "лицо тысячеглазого треста..." (Маяковский); "прозрачной лести ожерелья", "четки мудрости златой" (Пушкин); "...вечный мотив посредине жизни" (Бродский).

Эпитеты, основанные на метафоре и метонимии

Разделить эпитеты на группы можно и по другому признаку. Так как образные эпитеты зачастую связаны с употреблением слов в переносном значении, то в зависимости от типа этого переносного слова (которое и является эпитетом) можно выделить:

  • метафорические;
  • метонимические.

Метафорические эпитеты, как уже понятно из названия, в своей основе имеют "легкие узоры", "зимнее серебро" (Пушкин); "унылая, грустная дружба", "печальный, траурный отблеск" (Герцен); "нивы бесплодные" (Лермонтов).

Метонимические эпитеты основаны на переносном метонимическом значении слова. Примеры: "ее горячий, царапающий шепот" (Горький); "березовым, веселым языком" (Есенин).

Кроме того, эпитеты, основанные на метафорическом или метонимическом значении, могут вбирать в себя свойства и других тропов: сочетаться с гиперболой, олицетворением и прочими

Примеры: "Громко крылатые стрелы, бьясь за плечами, звучали/ В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный" (Гомер); "Изругивался, вымаливался, резал/ лез за кем-то вгрызаться в бока./ На небе красный, как марсельеза/ вздрагивал, околевая, закат" (Маяковский).

Такое использование эпитетов позволяет еще ярче, сильнее, точнее выразить восприятие каких-то явлений/объектов автором и передать эти ощущения читателям или слушателям.

Эпитеты с точки зрения авторской оценки

Эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении:

  • изобразительные;
  • выразительные.

Первые используются для того, чтобы выразить особенности и сосредоточить внимание на каких-то существенных отличиях, свойствах предмета без выражения авторской оценки к нему. Примеры: "...в осенней полумгле сколь призрачно царит прозрачность сада" (Бродский); "Твоих оград узор чугунный/ И пунша пламень голубой" (Пушкин).

Выразительные же эпитеты (как уже понятно из названия) дают читателям возможность услышать авторское отношение, его ясно выраженную оценку описываемого предмета или явления. Примеры: "бессмысленный и тусклый свет" (Блок); "сердце - холодной железкою" (Маяковский).

Однако стоит отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и являются следствием восприятия автором тех или иных предметов.

Эволюция использования эпитетов в литературе

Рассуждая о том, что такое эпитеты в литературе, нельзя не затронуть тему их эволюции во времени. Они постоянно претерпевают изменения как в историческом, так и в культурном отношении. Кроме того, эпитеты различаются в зависимости от географии (места проживания) людей, их создавших. Наше воспитание, особенности и условия жизни, пережитые события и явления, полученный опыт - все это влияет на создаваемые образы в речи, а также смысл, который в них заложен.

Эпитеты и русское народное творчество

Эпитеты - что это за образы в устном народном творчестве? На раннем этапе развития литературы эпитеты, как правило, описывали какие-либо физические свойства предметов и выделяли в них существенные, ключевые черты. Эмоциональная составляющая и выражение отношения к описываемому объекту уходили на второй план или вовсе отсутствовали. Кроме того, народные эпитеты отличались преувеличением свойств предметов и явлений. Примеры: добрый молодец, несметные богатства и пр.

Эпитеты Серебряного века и постмодернизма

С течением времени и развитием литературы эпитеты становились сложнее, видоизменялись их конструкции, менялась их роль в произведениях. Новизна поэтического языка, а следовательно и использования эпитетов особенно хорошо прослеживается в литературных произведениях Серебряного века. Войны, бурный научно-технический прогресс и связанные с этим изменения в мире повлекли за собой изменения и в мировосприятии человека. Писатели и поэты пустились в поиск новых литературных форм. Отсюда - появление большого количества "своих" (то есть авторских) слов за счет нарушения привычных морфем, связей основ, новых форм слов и новых способов их сочетания.

Примеры: "Кудри спят на плечах снеговой белизны" (Муравьев); "Смехачи... что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно!" (Хлебников).

Очень много интересных примеров в использовании слов и необычном изображении предметов можно найти в творчестве Маяковского. Чего только стоит стихотворение "Скрипка и немножко нежно", в котором "барабан... шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел", "глупая тарелка вылязгивала", "геликон-меднорожий" что-то крикнул скрипке и т. д.

Примечательной в плане применения эпитетов является и литература постмодернизма. Это направление (возникшее в 40-е и получившее наибольший рассвет в 80-е годы) противопоставляет себя реализму (особенно соцреализму), господствовавшему в России вплоть до конца 70-х годов. Представители постмодернизма отвергают правила и нормы, выработанные культурными традициями. В их творчестве границы между реальностью и вымыслом, действительностью и искусством стираются. Отсюда - большое количество новых словесных форм и приемов, любопытного и весьма интересного применения эпитетов.

Примеры: "Цвел диатез/ Пеленки золотились" (Кибров); "Ветка акации... пахнет креозотом, пылью тамбура... вечером на цыпочках возвращается в сад и вслушивается в движение электрических поездов" (Соколов).

Произведения эпохи постмодернизма изобилуют примерами того, что такое эпитеты в литературе нашего времени. Стоит только почитать таких авторов, как Соколов (пример представлен выше), Строчков, Левин, Сорокин и др.

Сказки и характерные для них эпитеты

Особое место занимают эпитеты в сказках. Фольклорные произведения разных времен и разных народов мира содержат массу примеров использования эпитетов. Так, например, для русских народных сказок характерно частое употребление эпитетов расстояния, а также определений, описывающих окружающую природу. Примеры: "чистым полем, темным лесом, высокими горами"; "за тридевять земель, в тридевятом государстве" ("Финист - ясный сокол", русская народная сказка).

А вот для иранских сказок, например, характерна восточная образность, богатая разнообразными эпитетами витиеватая речь. Примеры: "...благочестивый и мудрый султан, с необыкновенным тщанием вникавший в дела государственные..." ("История султана Санджара").

Так, на примере используемых в народном творчестве эпитетов можно проследить культурные особенности, присущие тому или иному народу.

Эпитеты в былинах и мифах разных народов мира

В то же время для фольклорных произведений разных стран мира характерны общие черты использования эпитетов, служащих определенной цели. Это легко проследить на примере древнегреческих мифов, кельтских преданий и русских былин. Все эти произведения объединяет метафоричность и фантастичность событий, используются эпитеты с негативным оттенком для описания устрашающих мест, событий или явлений.

Примеры: "безграничный темный Хаос" (древнегреческие мифы), "дикие крики, чудовищный хохот" (кельтские предания), "идолище поганое" (русские былины). Такие эпитеты служат не только для яркого описания мест и явлений, но и для формирования особого восприятия, отношения читателя к прочитанному.

Чем богат русский язык? Эпитеты и их роль в разговорной и художественной речи

Начнем с простого примера. Короткий диалог из двух предложений: "Привет, сын. Еду домой. Как дела? Чем занимаешься?" - "Привет, мама. Хорошо. Съел суп". Данный разговор представляет собой сухой обмен информацией: мама едет домой, ребенок поел суп. Такое общение не несет в себе никаких эмоций, не создает настроения и, можно сказать, не дает нам никакой информации об ощущениях и реальном положении дел у собеседников.

Другое дело, если в процесс общения "вмешаются" эпитеты. Что это меняет? Пример: "Привет, мой сладкий сыночек. Еду домой уставшая и вымотанная как собака. А как дела у тебя? Чем занимаешься?" - "Привет, любимая мамочка. У меня сегодня был жаркий день, в хорошем смысле! Съел суп, он был великолепен". Данный пример очень хорошо отвечает на вопрос о том, почему эпитеты в современной речи так важны, даже если это обычный бытовой разговор. Согласитесь, из такого разговора гораздо легче понять, в каком настроении пребывает каждый из собеседников: мама будет рада, что у сына все хорошо, и довольна тем, что суп ему понравился; сын, в свою очередь, поймет, что мама устала, и подогреет ужин к ее приезду или же сделает еще что-то полезное. А все это благодаря эпитетам!

Эпитет в русском языке: роль и примеры использования в художественной речи

От простого перейдем к сложному. В художественной речи эпитеты не менее, а, возможно, даже более важны. Ни одно литературное произведение не будет интересным и не сможет увлечь читателя, если в нем будет мало эпитетов (за редким исключением, конечно). Помимо того что они позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, эпитеты выполняют и другие роли в :

  1. Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Примеры: "желтый луч", "дикая пещера", "гладкий череп" (Лермонтов).
  2. Поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер и пр.). Пример: "Лес... лиловый, золотой, багряный..." (Бунин).
  3. Используются в качестве основы для создания оксюморона посредством сочетания контрастных по смыслу слов. Примеры: "блистательная тень", "убогая роскошь".
  4. Позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Пример: "И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим" (Сергеев-Ценский).
  5. Помогают создать живое представление о предмете. Пример: "...весенний, первый звон... грохочет в небе голубом" (Тютчев).
  6. Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Пример: "...одинокий и чужой всему, одиноко идущий по заброшенной большой дороге" (Толстой).
  7. Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: "Едет мужичище-деревенщина, да и сидит мужик он на добром коне" (русская былина); "Онегин был по мненью многих.../ Ученый малый, но педант" (Пушкин).

Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают произведения, будь то поэма, стихотворение, повесть или роман, живыми, увлекательными, способными вызвать те или иные эмоции, настроения, оценки. Можно смело сказать, что не было бы эпитетов, под сомнение встала бы сама возможность существования литературы как искусства.

Заключение

В данной статье мы попытались наиболее полно ответить на вопрос о том, и в рассмотрели различные способы классификации этих выразительных средств, а также поговорили о роли эпитетов в жизни и творчестве. Надеемся, это помогло вам расширить свое представление о таком важном термине в теории литературы, как эпитет.

Эпитет — определение, создающее образ. Очень высоко оценил его в своей «Исторической поэтике» академик А. Н. Веселовский: «История эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании», то есть, по мысли учёного, каждый период в развитии литературы, каждое изменение литературных стилей и направлений нашло свое отражение в развитии эпитета. Коль скоро эпитет выделяет в определённом понятии «существенный признак», а выбор важнейшего, существенного признака среди «несущественных» является характеристикой литературного сознания эпохи, особенностей творчества писателя, то этим самым эпитет и определяет характер поэтического стиля.

Скажем, известное понятие находится в употреблении, однако оно не производит впечатления, не задевает мысли. Но вот художник выделяет в этом явлении признак существенный, но ранее не замеченный, он как бы рекомендует его вниманию читателя, и явление приобретает неизмеримо более глубокий смысл.

Такие эпитеты, как пушкинский «простодушной клеветы» или лермонтовский «неполных радостей земных», сразу, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы раньше не вдумывались, они вносят в сознание то, что прежде только смутно ощущалось где-то за его пределами.

Эпитет несёт в себе большой груз психологической характеристики; он сжимает содержание до одного слова. Принципиальное отличие эпитета как художественного определения от логического определения состоит в том, что логическое определение показывает, чем один предмет отличается от другого; эпитет же вызывает целостное представление о предмете, рассматриваемом писателем в определённом ракурсе.
У Лермонтова:

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

Слово «желтые» — эпитет, ибо не разграничивает листья по цвету, а даёт нам представление об осени. Иногда он усиливает тот или иной признак (тишина глубокая, буря ужасная). К усилительным эпитетам можно причислить и так называемые идеализирующие эпитеты (например, слова Ленского из «Евгения Онегина» Пушкина "весны моей златые дни").

Можно говорить об украшающих эпитетах , которые широко использовались классицистами и особенно романтиками. Они считали, что употребление существительного без эпитета является непоэтичным; его необходимо возвысить с его помощью. Поэтому использование эпитетов в словосочетаниях "бегущий корабль", "стремительная волна", придавая словам поэтический колорит, переводило их из категории прозаической в поэтическую.

Для многих произведений античной литературы (особенно её гомеровского периода) и для произведений устного народного творчества характерен так называемый постоянный эпитет . Можно привести значительное количество примеров, когда за определенным жизненным явлением как бы «закрепляется» постоянный, устойчивый эпитет: «красная девица», «поле чистое», «крутой берег», «сумрачная дубрава», «добрый молодец», «земля сырая», «лебедь белая», «море синее».

А. Н. Веселовский, говоря об эпитетах эпоса, употребляет ещё выражение «тавтологические эпитеты ».

В особую группу могут быть выделены так называемые составные эпитеты . К ним можно отнести «гомеровские эпитеты» («пышноодеждная», «среброблещущий», «многострадальный», «хитроумный», «лилейнораменная» и другие). Составные эпитеты нередко встречаются в стихах Г. Р. Державина («сладкострунные», «белорумяные», «черноогненные»).

Эпитеты всегда убедительно характеризуют индивидуальность писателя (у каждого значительною писателя можно обнаружить набор любимых им эпитетов, специфичных для его литературной манеры и стиля). В известной степени они характеризуют литературные направления и даже целые эпохи в развитии литературы.

Устойчивые, неоднократно повторяющиеся эпитеты характеризуют поэзию Н. Тихонова; их отличают напряженность, патетичность, интенсивность: «гремучий вихрь», «буйные дороги», «жестокая заря», «горящее поле», «глубокий восторг». У него также есть эпитеты, выражающие неограниченность в пространстве и времени и включающие в себя отрицание «не»: «немеркнущий прибой», «нескончаемый гул». Наконец, в его стихах много красочных эпитетов: «зелёный зной», «зелёный трепет», «зелёный воздух», «зелёная сказка», «синий свист мороза», «синяя лава».

В своём превосходном эссе «Ода эпитету» (Вопросы литературы. 1972. № 4) Л. Озеров пишет: «В путеводителях и справочниках статуи определяют так: мрамор, медь, бронза. В книгах искусствоведов добавляют размеры, историю создания, особенности стиля, манеры. Ахматова определяет статую так: «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой». Подумать только: о статуе нагой женщины сказать, что она нарядная. Это парадокс! Но как он заставляет видеть! И как это видение обновляет предметы. Одно — «нарядная». Совсем другое — «обнажённая». Анна Ахматова же предлагает сочетание «нарядно обнаженная». Смешение двух красок даёт третью — неожиданную и острую. Эпитет «нарядно обнажённая» говорит о красоте тела. Двойной эпитет взрывает изнутри и «нарядное» и «обнажённое» и даёт третье определение — возможное только при сильном, повышенном художническом видении мира. Сложный эпитет здесь поддержан контрастным словосочетанием «весело грустить».

Эпитет обнаруживает новые качества в изображаемом предмете и явлении, обновляет смысл, разрушает устоявшиеся, традиционные понятия об изображаемом.

Л. Озеров прав, когда он пишет, что эпитет — это мысль, краска, звук, свет, что это глубина, кругозор, интуиция, зоркость. Эпитет — это власть художника над изображаемым предметом или жизненным явлением.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. - что это такое
  2. - какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. - на какие виды они подразделяются
  4. - и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет - примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным :

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет - это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа .

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента восхода солнца.

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия :

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные . Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения , с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения , за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов - украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же – или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и ). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным , и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое изложение и как его писать
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)
Appbonus - заработок на скачивании и установке мобильных приложений на Андроид и iOs Что такое интерпретация и какие вещи можно интерпретировать Что такое харассмент и как от него защититься



Статьи по теме: