Способность любить. Все ли ею обладают? Невротическая неспособность любить

А есть люди, которым в принципе не дано любить? - спрашиваю у знаменитого врача-психотерапевта, сексолога, кандидата медицинских наук, профессор Института психоанализа Александра Полеева.

Александр Полеев| Четвертая часть людей, согласно научным исследованиям, не испытывает чувства любви, - отвечает он. - Речь идет о тех, кто живет в цивилизованных странах, в так называемом золотом миллиарде, потому что на мировом уровне подобные исследования не проводились. Но это не значит, что эти люди не испытывают чувства привязанности, желания о ком-то заботиться, однако пережить романтическую любовь им не дано.

Российская газета| А что такое романтическая любовь?

Полеев| Это - очень важный и сложный феномен. Я писал статьи на эту тему, их можно посмотреть на моем сайте www.prosex.ru, и в книгах моих об этом есть. Большая настоящая романтическая любовь обычно бывает у нормального человека в жизни один, два, максимум три раза. Чаще она случаться не может, потому что это чувство - очень радостное, светлое и яркое, НО - истощающее. И психологически и физиологически. В ее основе лежат вовсе не эмоции, как может показаться, и вовсе не страсть (хотя они присутствуют), а так называемая двойная ошибка мышления. Прежде всего это - идеализация, когда обычный человек представляется нам необыкновенно умным, привлекательным и неординарным. Очень часто идеализация происходит, несмотря на то, что мы знаем реальные достоинства человека. Вторая ошибка мышления - это представление о единственности. Когда кажется, что только с этим человеком вы будете счастливы.

У мужчин бывает только часть этих расстройств, потому что представление о единственности партнерши у нас не выражено. А идеализация - да. Какая-то девочка может нам казаться самой обаятельной и привлекательной.

РГ| А вот те, кто любить не умеют, у них отсутствует романтическая любовь как таковая?

Полеев| Для того чтобы понять, что они не умеют любить, необходимо разъяснить: а что именно им не дано. Для чего природа придумала романтическую любовь? Можно же было бы так тихо создавать семью, как делают рациональные немцы. Воспитывать детей. Дело в том, что именно романтическая любовь пробуждает желание жить вдвоем - это во-первых. Второе - она пробуждает сексуальность. Романтическая любовь нужна прежде всего женщинам. Если бы ее не было, большинство из них остались бы фригидными. Романтическая любовь - очень важный процесс. Длится он не очень долго - от четырех до девяти месяцев. Больше длиться не может, потому что идет психологическая подстройка к другому человеку. Люди уже привязались друг к другу, появляется иной вид любви - менее острый.

Те, кто не умеет любить, - у них нет идеализации. Не потому, что они такие умные, а оттого, что они боятся кого-либо идеализировать и таким образом стать зависимыми от определенного человека, уязвимыми. Они, как правило, слишком хрупки. Но часть из них не может идеализировать и потому, что они слишком критичны. Иногда не только к другим, но и к себе. А без идеализации любовь не происходит. Еще один важный момент - пары, которые сошлись без романтической любви, гораздо чаще распадаются. Представьте, поженились люди по расчету. Это может быть психологический расчет, не обязательно материальный. Прожили они пять лет, стали взрослее, умнее, обеспеченнее. Стали смотреть на других. Думать - не перебраться ли к другому партнеру? Задают себе вопросы - и что я в ней (в нем) нашел? Но при этом вспоминают те шесть или восемь месяцев, когда безумно любили друг друга. И возникает мысль, мол, если у меня с ней (с ним) такое было, а с новым партнером такого эмоционального всплеска нет, стоит ли уходить?

РГ| Те, кто не способен испытать любовь, они сами это осознают?

Полеев| Как правило, да.

РГ| И страдают от этого?

Полеев| Они книжки читают, фильмы смотрят, у них есть друзья и подруги, которые им рассказывают о своих чувствах. Мужчины к этому относятся более спокойно. Они говорят: "Я тоже так хочу - быть увлеченным, чтобы гореть, чтобы спешить к ней на свидания. У меня такого никогда не было. Когда-то я это не уважал, а теперь понимаю, что это - здорово! Помогите". А женщины переживают тяжелее. Более того, они не могут состояться как женщины! Без любовного чувства они тяжело втягиваются в интимную жизнь. Чтобы войти в сексуальные отношения, необходима любовь, эмоциональный подъем. Поэтому женщины, неспособные любить, как правило, несостоявшиеся сексуально. Они видят влюбленных подружек и смеются над ними, мол, что ты в нем нашла, и маленького роста, и некрасивый, и получает всего 250 долларов. А потом - и другая подружка влюбилась, и третья, и четвертая. А у нее все никак! Она занимается сексом с мужчинами, но эмоционального-то подъема нет.

РГ| Отчего это бывает? Может, неспособные любить - это эгоистичные люди, зацикленные на себе?

Полеев| К эгоизму это не имеет прямого отношения. Эгоистичные люди тоже любят, правда, эгоистично.

РГ| Отсутствие любви - оно излечимо или нет?

Полеев| Излечимо, но это в большинстве случаев сложный психотерапевтический процесс. Дело ведь в особом складе личности. То, что эта личность не умеет любить, - это только вершина айсберга. За этим кроется другое. Неспособность к романтической любви, строго говоря, это болезнь. Потому что за ней тянется хвост проблем, например, неспособность преодолеть невротические комплексы, недостаток сексуальности. Строго говоря, это тяжелое невротическое расстройство, с которым женщины обращаются к специалистам часто. А мужчины так и ходят. Очень часто бывает так, что неспособность идеализировать, критичность и уязвимость с возрастом проходят. Особенно у мужчин. И человек по-настоящему влюбляется в 35 лет. И весь секс, все увлечения, которые были до этого, кажутся пошлым идиотизмом на фоне этого чувства.

РГ| Но хорошо, если это происходит в 35 лет, а не в 55.

Полеев| Бывает и в 55, но это - реже, потому что любовь требует большой энергетики, а в этом возрасте у человека ее уже просто нет.

РГ| А как же фраза "любви все возрасты покорны?" Мне кажется, что и в 55

лет у человека вдруг может появиться такая энергетика...

Полеев| Абсолютно не все возрасты покорны, если говорить о большой романтической любви. Такая любовь требует длительного горения, страсти. И сильно в 55 лет развернешься? Кто-то, конечно, сохраняет энергию. Но любовь требует не только психологических сил, но и подкрепления их физической энергией.

РГ| Бывает ли такое, что человек способен любить, но не себе подобного, а, скажем, деньги?

Полеев| Это случается достаточно редко. Можно воспылать страстью к какому-то предмету увлечения. Такое отношение встречается, например, у коллекционеров. Да, я видел в своей практике человека, который покончил с собой из-за невозможности купить понравившуюся картину Айвазовского (ему не хватило 10 тысяч долларов). Но это - люди неспособные на большую любовь к женщине, потому что их внутренние силы направлены на другое.

РГ| У меня возник такой вопрос, потому что некоторые в наше время ради заработка готовы пожертвовать любым светлым чувством ради кругленькой суммы.

Полеев| Это не значит, что светлое чувство в них не возникает. Но для того, чтобы любовь в них расцвела, она должна поддерживаться партнером. Романтическая любовь без взаимности быстро угасает.

Валентин Распутин:

Писатель живет в Сибири. В Москву он прилетел на премьеру в МХТе им. Чехова спектакля "Живи и помни" по одноименной его повести. Главный герой повести Андрей Гуськов дезертирует с войны в конце войны и скрывается в окрестности родной деревни. Почувствовав присутствие мужа, Настена находит его и трепетно хранит эту тайну. Где-то вдалеке идет война, а в душах героев проснулось и заново расцвело "запретное чувство". Бездетная до войны Настена забеременела. В момент облавы на Андрея Настена кончает жизнь самоубийством...

Поступки распутинских героев созвучны сегодняшнему зрителю?

Валентин Григорьевич, понравился ли вам спектакль?

Что больше движет вашими героями - любовь или супружеский долг?

У моих героев долг замешан на любви. У них чистые замечательные отношения.

А что такое, по-вашему, любовь?

Это - очищающее чувство.

А то, что называют сегодня любовью в телефильмах и передачах, посвященных взаимоотношениям мужчины и женщины?

Это не любовь, а растление. Но зло не везде победило. Приезжайте к нам в Сибирь, посмотрите, как люди живут - и любят вопреки всему...

Валентин Юдашкин:

Кто вам дал имя Валентин?

Она знала, что оно означает?

Думаю, что да.

Чем сейчас вы заняты?

Подготовкой к Неделе моды в Милане, в которой мы принимали участие, и нашему традиционному праздничному шоу, посвященному женскому дню. Моя новая коллекция называется "Кабаре".

Что бы вы хотели пожелать в День святого Валентина?

Любите и будьте любимы.

Валентин Черных:

Ничем. Любовь она и в Париже любовь, и в Москве, и в Риме. Просто любить у нас, наверное, труднее.

Над чем вы сейчас работаете?

Над поправками к десятисерийному фильму Мурата Ибрагимбекова. Названия еще нет, но я хочу предложить свое:"Москва бьет с носка".

И о чем фильм?

Да все о том же. Москва - город жесткий, может не только полюбить, но и обломить.

Собака умерла. Это как будто родного человека потерял.

Валентин Гафт:

Что такое любовь?

Я когда-то написал в своей книге "Любовь - короткая статья, но все зависит от чтеца".

И что вы сейчас читаете?

Моя последняя любовь - Ольга Михайловна Остроумова. Это судьба.

Валентин Смирнитский:

Валентин Георгиевич, в "Трех мушкетерах" вы сыграли Портоса. Мушкетеры отличались рыцарским отношением к женщине. А сегодня они встречаются в жизни?

Что бы вы пожелали людям, жаждущих любви?

Найти свою половинку.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть повесть, названная женским именем "Ася". В ней писатель рассказывает историю о неудавшейся любви, а точнее, показывает, как и из чего складывается неумение любить, неумение стать счастливым.

Главный герой повести Тургенева - молодой господин, рассудительный и общительный. Неожиданно для себя он знакомится с девушкой. Ася мила и привлекательна. Между молодыми людьми сразу же возникают добрые отношения. Ася не может не понравиться и читателю. Кажется, что жизнь в ней существует во всех своих оттенках. Послушайте, как писатель изображает эту девушку, и заметьте, как Ася сразу же увлекает и вас самих: "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена... Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом, прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен".

После первого же проведенного вместе с ней дня герой повести мог сказать лишь одно: "Я ничего не желал, я ни о чем не думал... Я был счастлив".

Но как обычно и происходит в таких случаях, первое радостное знакомство не может оставаться в застывшем состоянии. Оно должно перерасти в настоящую любовь или больно наказать за неумение любить.

Поначалу все складывалось счастливо. Молодой человек был даже несколько смущен той быстротой, с которой углублялись их отношения. Наконец он признается: "...Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце; точно мне втихомолку меду туда налили... ее душа мне нравилась... я любовался ею... да, она мне нравится... я полюбил ее". Однако во всех его признаниях перед собой звучит и некое беспокойство. Он любит ее за какую-то необыкновенность. И это же странным образом смущает его. Ее поведение явно не соответствует общепринятым нормам. Однажды на прогулке она просит у старухи при дороге стакан воды. Зачем? Она взбирается на развалины стен старой крепости и поливает замеченные ею крохотные цветы. Как это странно! Кроме того, "у Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего..." А однажды брат Аси рассказал о случае из времен ее учебы в пансионе: "На уроке из "Закона Божия" преподаватель заговорил о пороках. "Лесть и трусость - самые дурные пороки", - громко молвила Ася". По словам ее же брата, "у нее ни одно чувство не бывает вполовину". Молодой дворянин восхищается целостностью такого характера и вместе с тем начинает страшиться его. В нем зарождается беспокойство: что делать? Открыться ли ей или отречься от возникшей любви? Смятение в нем нарастает еще и оттого, что он узнает тайну ее происхождения. Она выросла в барском доме и получила хорошее образование, но ее мать - обыкновенная крестьянка! Такая светлая душа и такое низкое родство! В молодом человеке поднимается мучительное смятение перед дилеммой.

Наконец наступает решающий момент признания. Он восхищен силой и глубиной ее отношения. И этой же силой он напуган. В нем вспыхивает желание ответить ей всей душой. Но он тут же уступает своим смутным страхам. Ася оставляет его. Вместе с ней его покидает и счастье. Спохватившись после ее ухода, он тешит себя мыслью: "До завтра... завтра я буду счастлив".

Но они уже никогда более не встретились. Она не стала выпрашивать взаимности. А он все повторял бессмысленно: "Кто дал право похитить ее у меня..."

Прошли долгие годы, и этот господин вспоминал о прошедшем так: "Испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уж тогда было поздно... Ни одни глаза не заменили мне тех... Ни на чье сердце... не отвечало мое сердце... Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы... Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?"

В этой повести говорится о чем-то большем, чем просто об отношениях между мужчиной и женщиной. Автор скорбит о человеческом неумении открывать свое сердце для настоящей любви. Когда она стучится в наше сердце, вдруг обнаруживается неумение отвечать на нее. Постояв у порога, она молча уходит. А ведь умение любить есть важнейшее состояние человеческой души. Это произведение писателя созвучно христианскому мотиву. Более того, здесь обнаруживается выход и за временные рамки. Мы можем узнать и себя в этом поиске подлинно высоких человеческих отношений. Но разве и мы обречены на неумение любить?

В Евангелии от Марка, главе 10, мы находим описание необыкновенной встречи. Теплым летним утром Иисус с учениками вошел в одно из иудейских селений. Быстро разнесся слух: "Учитель здесь". Но первыми к Нему подоспели фарисеи. Как всегда озабоченные тем, что не греет душу, они начали с лукавых вопросов. Однако Иисус терпеливо обратил их внимание на Священное Писание. Именно в нем следовало черпать ответы. Оказалось, что формальная образованность этих религиозных учителей и строгих блюстителей традиций и преданий на самом деле соседствовала с неосведомленностью в Слове Божьем. И вновь Христос показал всем, что Он не намерен опровергать сказанное ранее Отцом Небесным и не для того пришел в мир, чтобы отменить те заповеди, которые были даны в самом начале человеческого бытия. Спаситель всегда стремился возвратить блуждающие умы к вечным истинам Божественного учения.

Толпа слушавших Учителя все росла. Но, вероятно, не у всех хватало терпения вникать в тонкости затянувшегося разговора. К тому же к слушателям присоединялось все больше женщин, которые приносили и приводили своих детей. Каждая из них желала, чтобы Иисус совершил молитву над ее ребенком. Конечно же, и Христос заметил растущее число юных и чистых глаз, с любопытством на Него смотревших. Он с удовольствием готов сменить тему разговора. Одна из женщин первой слегка подтолкнула своего ребенка внутрь круга, образованного взрослыми. Заметив одобрение на лице Учителя, и другие дети поспешили к Нему. Теперь все внимание принадлежало им. Он обнял детей. Послышались слова благословения, которых так ожидали родители. Но не только дети обретали желанное благословение. Иисус и Сам чувствовал Себя иначе среди них. Детская доверчивость, веселье и простота радовали Христа, восполняли все те добрые чувства, на которые были так скупы взрослые слушатели.

Будто вспомнив о собственной значимости, кто-то из учеников Христа вдруг попытался отстранить детей. Реакция Христа оказалась незамедлительной: "Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их"(Мк. 10:14-16).

Но вот настало время покинуть эти места. Христа ждали повсюду. Со светлым чувством любви к детям и мыслью о взаимности с их стороны Иисус покидает то селение и отправляется в путь. Вдруг возникает шум, несколько человек, стоявших рядом, расступаются.

"Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Мк. 10:17).

Не сразу ответил Учитель. Он внимательно всмотрелся в лицо вопрошавшего. Тяжело дышащий молодой человек взирал снизу вверх на Христа, и, хотя взволнованный взгляд юноши требовал немедленного ответа,

Господь решает испытать его, проверить искренность его слов. Он начинает неторопливо поучать. "Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не обижай", "почитай отца твоего и мать"" (Мк. 10:18, 19).

В ответ мы слышим нетерпеливое и замечательное признание: "Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей" (Мк. 10:20).

Слова эти прозвучали так просто и смиренно, что тронули сердце Христа.

"Иисус, взглянув на него, полюбил его..." - читаем мы в следующей фразе (Мк. 10:21).

Любовь Христа к этому юноше оказалась столь стремительной и глубокой, что Он даже не пытается сдержать всю ее силу. Кажется, у Наставника Иисуса мгновенно возникает великий замысел в отношении этого искателя правды. Господь намерен сейчас же вырвать юношу из той жизни, где ему чего-то недостает. Он намерен сделать его внутренний мир настолько богатым, чтобы тоска о несбывшемся уже никогда не посещала его душу. Христос произносит слова, от которых вздрагивают все, кто их слышит: "...Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк. 10:21).

Юноша потерял дар речи от неожиданности. Так любить он еще не умел. "Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!" (Мк. 10:22, 23).

Как много смысла в этом печальном заключении Спасителя. При поверхностном чтении может показаться, что разговор здесь замыкается на богатстве, на деньгах. Но это неверно.

Только что Христос был счастлив, ощущая искреннее детское доверие. Как легко и радостно дети отвечали взаимностью. Только что он провозгласил, что Царство Божье открыто для каждого, нужно лишь просто и по-детски довериться Богу. Принять Царство значит открыться, довериться Господу жизни. И тогда же провозглашается благословение. Минуту назад богатый юноша посетовал на пустоту в собственной душе. Христос немедля позвал его к другому богатству - богатству отношений, которые восполняют пустоту. Господь открылся ему, полюбил его, призвал его стать учеником. Уже готов был вспыхнуть свет жизни нового апостола. Уже начали зреть новые надежды в мыслях Спасителя. Но любовь к истине в сердце этого богатого юноши оказалась слабее, чем сам он предполагал.

Кажется, во всем Евангельском повествовании мы не найдем кого-то еще, кому Христос ответил таким скорым и пламенным порывом Своей души. И трудно найти второго такого человека, которого становится так жаль нам, читателям. Но нам жаль не только того, кто столько теряет. Долгим и мучительным взглядом провожает Иисус теряющуюся в толпе фигуру юноши. Никто, кроме Христа, не услышал в тот момент звука закрывающейся "двери" сердца. Господь побыл лишь на пороге сердца, которое полюбил. Теперь Он должен был уйти. Впереди Его ждут еще много пыльных дорог, вспыхнувших надежд, богатых и бедных искателей истины...

Приходилось ли вам ранее читать об этой встрече? Разве у вас никогда не возникала мысль о том, что Христос потребовал слишком много? Обидно, что такой хороший молодой человек потерялся в неизвестности? Не слишком ли строг оказался Иисус? Ведь Он ни с кем больше так не разговаривал. Ни до, ни после той встречи. Не произошла ли здесь ошибка?

Но не скрывается ли за этими вопросами нечто другое? Не предъявляем ли мы тем самым Богу претензии, упрекая за слишком сильную любовь? Так сильно любить нельзя. Мы к этому не готовы. Нам бы попроще, послабее...

Не оттого ли так часто можно встретить "духовных бобылей", доживающих в бесполезности свои скучные годы. Нам кажется удобней любить, не слишком углубляясь в серьезные отношения. Но у Христа ни одного чувства не бывает вполовину...

Из чего же складывается наше человеческое неумение любить Бога всем сердцем? Кого-то смущает происхождение Иисуса. Одним Он кажется слишком "человечным", другим - слишком Божественным. Вот Он замечает детей, которых спешит напоить душевным добром. А вот Он возвращает к жизни умершего. Сын Божий щедро делится знанием Священного Писания, но при этом не довлеет над людьми Своим особым, проникновенным ведением. Кому-то кажется, что Он слишком много внимания уделяет людям низшего круга. Может быть, это и хорошо, когда случается эпизодически. Но Христос с необъяснимым постоянством продолжает усердно служить им. Он отдает Себя, Свое время и внимание тем, на ком даже не принято надолго останавливать взгляд. При этом Спаситель всегда слишком нетерпим к порокам, с которыми мы научились мирно сосуществовать. При этом Он отделял пороки от людей и предостерегал нас от этого опасного сращивания. Полюбить Бога таким значит ступить на путь Его жизни. Значит обменять комфорт привычного на неудобство истинного. Может быть, еще вчера мы с недоумением смотрели вслед тем, кто решался последовать за Христом. А теперь и сами рискуем ощутить на себе такие же взгляды... Дилемма, мучительный выбор, без которого не бывает счастья самой высокой любви. Открыться ей или уступить смутным страхам?

А может, все отложить до завтра? А на следующий день, напуганные возможным несчастьем, мы станем искать и звать Бога. Однако страх - плохой помощник в поисках взаимности. Найдем ли мы другое сердце, подобное Христу, которое вызовет в нас такие же светлые чувства и мысли? Пройдет время, и что останется от нас, от тех блаженных и тревожных дней, когда впервые пережили мы близость Создателя? Что останется от тех крылатых надежд и стремлений первой любви к Нему?

Вопросы эти не праздны. Ведь первое радостное познание Бога не может остаться без развития. Оно должно перерасти в настоящую любовь или больно наказать за неумение любить.

Летом 1863 года во Флоренции русский художник Николай Ге завершил создание еще одного своего великого творения. Он работал над полотном "Тайная вечеря" дни и ночи напролет, и теперь труд был закончен.

В основу этого шедевра лег эпизод, имевший место в горнице накануне ареста и казни Спасителя.

С печалью взирает Иисус на знакомые лица двенадцати Своих учеников. Затем произносит эти тяжелые для Его сердца слова: "Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня". Ученики начали недоуменно озираться друг на друга, кого же Он имеет в виду. Затем по очереди в волнении стали спрашивать: "Не я ли, Господи?"

"Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам" (Ин. 13:23-26).

"Тайная вечеря" художника Николая Ге отражает самый напряженный момент, когда события начинают разворачиваться стремительно, когда все открыто и более не остается никаких вопросов. Мерцание маленького светильника отбрасывает тревожные тени на низкий потолок и стены убогой комнаты. Около стола на простом ложе по римскому обычаю возлежит Христос. Лицо Спасителя печально.

Возможно, художник здесь несколько нарушает привычную трактовку евангельского сюжета. Он показывает, что ропот непонимания и волнения пронесся среди апостолов. Вот, недоумевая, пораженный дерзостью Иуды, поднялся Иоанн. Негодуя, вскочил Петр. И только Христу открыто все, что происходит в душе изменника. Дьявол мщения, а не только корыстолюбия вошел в сердце Иуды. За предательство он получит лишь гроши. А сейчас он ищет мщения. Прежняя любовь ко Христу у него незаметно сменилась ненавистью. Неоправдавшиеся надежды ранят самолюбие Иуды. Ему кажется, что слишком мало получил он от Христа. А отдавать любя он так и не научился. Неумение любить вдруг превращается в бичевание для его половинчатого характера. Иисус знает: когда утихнет в Иуде этот безумный порыв и заговорит голос затоптанной совести, он не вынесет содеянного и погибнет. Итак, Иуда покидает Его. Ожидают испытания и других апостолов. Один из них вскоре, в эту же ночь, отречется от Него. А все остальные оставят Учителя в одиночестве. Но Иисус уже готов испить Свою чашу и не останавливает предательство. Он не просит о взаимной любви. И да сбудутся Писания пророков...

Судьба Иуды - предостережение всем и на все времена. Всматриваясь в картину Николая Ге, мы непременно заметим гениальную находку художника. Выражения лиц всех учеников Христа вполне различимы. Размыты лишь черты Иуды. Свет находится уже за его спиной. Лицо предателя покрыто тьмой и почти неразличимо. Нас пронзает мысль, которая заставляет вздрогнуть. На месте уходящего от Христа может оказаться и безвозвратно "погаснуть" лицо каждого из нас...

Христос был распят. Но Он не оставил без надежды тех, кого вдохновила однажды сила и величие Его любви. Воскреснув, Он вновь собирает и зовет смущенных и встревоженных учеников Своих. И один из них, Петр, у которого тоже был срыв, который пребывал в глубоком разочаровании оттого, что его слова о любви и преданности Учителю оказались лишь ничего не стоящим звуком, вновь встречается с Господом. И вновь он слышит, по сути, все тот же троекратный вопрос: "Любишь ли ты Меня?" В глубоком смирении он склоняется перед Спасителем, чтобы признаться, что нерешительность и сомнения оставлены им навсегда. "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!.."

Вопрос воскресшего Спасителя, заданный апостолу Петру, сегодня вновь стоит и перед нами: "Любишь ли ты Меня?"

Каким окажется наше решение, каким будет ответ? Нам дано равное право как все найти, так и все потерять. Пусть в каждом из нас явится любовь к Богу - самое возвышенное умение человеческой природы - и увлечет в вечность.

Как сказано кем-то из великих: "Бог открывает путь к вечности тем, кто не боится огня истины, поглощающего жизнь, но очищающего душу". Так появляется в человеке и увлекает его в вечность любовь к Богу - самое возвышенное умение человеческой природы.

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови...

Верь в великую силу любви!..

С.Я. Надсон (1862-1887)

Что есть самое сокровенное знание в любви? Когда я поставил в заголовок провокационное «Мы не умеем любить» — я говорил прежде всего о себе.

Отношения — порой парадоксальная вещь. И самые простые, но основополагающие вещи — могут показаться странными, удивительными, на первый взгляд.

В этот статье я хотел бы поговорить о том, что считаю наверное, одним из самых важных выводов, который я сделал для себя, изучая тему отношений. Умение любить — как же это так?

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Энергия счастья близкого человека

Что есть самое главное в любви? Какова высшая точка, и проявление любовных отношений?

Странно, но для большинства — это максимальное владение человеком, которого любишь. Есть страстное желание, чтобы он был с тобой постоянно, чтобы ты его контролировал, и постоянно, постоянно радовался тому, что человек рядом.

А еще желательно, чтобы он был таким, каким ты его хочешь видеть — радостным, веселым, благодушно настроенным. Если же человек рядом с нами грустит, или испытывает негативные эмоции — то это уже проблема.

Как же так, ведь вы же вместе, ты любишь, а он… а он — и так плохо себя ведет… Портит всю малину.

По сути — в таких случаях мы считаем, что вся энергия счастья, которая есть у человека — принадлежит только нам. Это очень эгоистическое чувство по сути, если мы посмотрим на него откровенно, и не будем обманывать себя.

Все что хочет человек в таких отношениях, даже если он испытывает страсть и любит — это желание наслаждаться другим человеком.

Повторю, так как это очень важно: в эгоизме мы стремимся прежде всего к тому, чтобы наслаждаться другим человеком. Но не думаем о его счастье. О том как ему хочется быть. О том, о чем он мечтает и о чем думает.

Мы страстно желаем приковать любимого человека к себе цепью, нерушимой, и эксплуатировать его себе на потеху. Даже если это основано на влюбленности — есть ли это истинное проявление любви?

Отпусти

А любовь — это умение отпускать, а не привязывать. Парадокс.

Казалось бы — ты любишь, и ты должен стремиться к тому, чтобы человек был всегда с тобой, был рядом, и вы были вместе счастливы… Но мое мнение — это не любовь. Это эгоизм. Точнее эти чувства можно назвать любовью, но она незрелая, юношеская…

Вот так вот. Эгоизм. Странно, правда? И когда отпускаешь человека — ведь это настоящее доверие. Ты не пытаешься привязать к себе.

Ведь зачем люди пытаются привязать к себе, испытывают ревность? Ради другого человека? Нет. Такие чувства и действия происходят ради себя. Потому что хочется наслаждаться другим человеком, чтобы он был рядом с тобой, не смотря ни на что. И ты, ТЫ, а не он, чувствовал бы себя хорошо.

Это эгоизм.

А делать по-другому — совсем не просто. А кто сказал, что путь к счастью должен быть простым и усеянным розами?

Любовь — это не про то, что ты влюбился, страдаешь, и думаешь, как бы быть с человеком максимум времени и наслаждаться, наслаждаться.

Любовь — про то, чтобы ежесекундно думать о счастье того, кого любишь. Служить ему бескорыстно и не ожидая ни вознаграждения, ни слов благодарности. И позволять ему самому определять, чего он хочет, где он хочет быть, с кем и когда.

Служение человеку, которого любишь

Настоящая любовь — это всегда самопожертвование. Когда ты начинаешь служить, тебе хочется это делать дальше и дальше.

Это бесконечный процесс. Ты всегда хочешь заботиться о человеке. И всегда хочешь, чтобы он был счастливым.

Допустим, что тот, кого ты любишь — любит другого, или ему нравится проводить время не с тобой. И с точки зрения его счастья — пускай. Если он более счастлив в другом месте, и решает для себя, что ему так комфортнее — значит так тому и быть.

Именно так должно сказать сердце человека, который любит по-настоящему .

Тут я сделаю небольшую сноску: в случае женщины — женщина должна служить. Но служить только своему достойному мужу. И никак иначе. Не служить тому, кто просто пригласил ее на ужин, или что-то сделал. В таких случаях достаточно слова «спасибо». Служит женщина — мужу, который смог им стать.

Оттенки серого

Конечно, в нашей жизни редко бывает так, что что-то однозначно белое или черное. И в таком отношении бескорыстной любви — тоже есть нюансы.

Если тот, кого ты любишь — не хочет быть с тобой, то это его право. И можно просто поговорить откровенно, и сказать: «Если ты хочешь быть с тем человеком — хорошо, нет проблем».

Но задать вопрос: «Насколько ты понимаешь, что там ты точно будешь счастлива?».

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Ведь бывают ситуации, когда человек сам не может в себе разобраться, и ищет свой путь. И возможно ему требуется твоя поддержка в этот момент. А возможно нет, и он для себя все решил, и ты — даже со своей любовью, будешь только помехой на его пути к счастью. Так, как он это видит.

Человек — не наша собственность

Если мы считаем, что тот, кого мы любим — наша собственность, мы пытаемся схватить, контролировать, удержать его. Обладать им. Но нельзя обладать тем, что тебе не суждено.

Поэтому лучше всего успокоится. Если высшие силы что-то решили для себя — это исполнится. И твое никогда не уйдет от тебя, а не твое — твоим никогда не будет.

И когда высшие силы дают нам жену или мужа — она дают не просто так, а ради какой-то цели. И возможно эта цель — наше счастье. И нам будет дано не только сама семья, но и счастье в придачу)

Но счастье никогда не дается просто так. И в семье тоже. Оно дается только после серьезных испытаний.

Когда создается семья, начинаются испытания, начинается главный экзамен в жизни человека. Семья создана — экзамен начался. А это означает, что будет очень много тяжелых, и казалось бы непреодолимых испытаний на твою долю.

И если в этих испытаниях прежде всего думать о своих силах, то очень легко скатиться в попытки контролировать другого человека. Это называется ревность.

Но разве те отношения даются нам, для того, чтобы мы контролировали любимого человека? Или может быть все-таки для того, чтобы ему служить?

Но если ты пытаешься контролировать — то будешь страдать. Потому что постоянный и полный контроль — просто невозможен в этом мире. И если контролируешь — то не избежишь боли и страданий.

Контроль — не привязывает, а отталкивает

Самое интересное, что когда человек пытается контролировать другого, он тем самым не привязывает к себе, не позволяет подойти ближе, а наоборот отталкивает от себя. Ведь это, по-сути, настоящее насилие над другим. А если кто-то пытается насиловать нас, мы уходим.

Просто от того, что кто-то тебя пытается удержать, жизнь становится невыносимой. Хочется убежать подальше от такого человека. Ведь истинная любовь проявляется тогда, когда нет никакого давления.

Ведь невозможно заставить человека что-то сделать с любовью. Нельзя сказать человеку: «Ну ка, быстро купи мне цветы, и подари с любовью!». Это абсурд. Человек не может сделать что-то с любовью по принуждению. Нельзя заставлять себя любить — будешь заставлять, отобьешь всю любовь совсем.

И если человек ревнует, или пытается привязать к себе другого — он этим убивает последние капли любви другого человека. Просто душит их, и не дает им прорасти.

Любовь и правильное понимание отношений

Отношения, которые строятся на любви — строятся на служении. На бескорыстном служении другому человеку, без желания отжать что-то для себя. Это не торговля, не сделка баш-на-баш. Это именно отдача и служение.

Когда ты служишь — ты держишь человека? Нет. Когда ты служишь, что значит служение? Самое первое, когда ты служишь — это ты даришь весь мир. Ты отпускаешь человека в своем сердце. Не тянуть, а отпустить.

Когда ты отпускаешь любимого человека, он становится счастливым. Потому что никто уже не сосет из него кровь, пытаясь удержать и заковать в цепи. Он вздыхает полной грудью.

И тут действует парадокс: когда ты отпускаешь, ты тем самым притягиваешь. Потому что бескорыстное служение — неподкупно. Ты не требуешь ничего, не тянешь, не привязываешь. А просто отдаешь.

Ведь сложно оторваться от того человека — который тебя не держит, а только заботиться о тебе и любит тебя. На что это можно променять?

Если ты заботишься о человеке, делаешь все для него, и не требуешь ничего взамен — а он все равно уходит, что это значит?

Это значит, что либо человеку суждено это было, и ты никакими бы силами его не удержал в любом случае, либо — он просто глуп. И хочет страданий и несчастий в своей жизни. И это его право, и остается только пожелать ему удачи.

Чувство собственного достоинства

Человек, который с любовью служит другому — также обладает чувством собственного достоинства.

Если человек уходит из твоей жизни, и видит, что ты сломался, то он считает, что он поступает правильно. Потому что ты его — недостоин.

А вот если он будет уходить, а ты спокойно его отпустишь — со словами «вперед, пусть у тебя в жизни все будет хорошо». В этом случае человек еще задумается, уходить ли ему. Потому что он увидит, кто более достоин.

Отдавать все, что ты можешь

Когда ты отдаешь — это самое уникальное, что может быть в нашей жизни. Окружающие видят это ценят. Благодарность, это сила, которую человек не может ни утаить в своем сердце, ни скрыть, ни выбить из сердца.

Когда бескорыстно служишь, то у тебя всегда появляется чувство собственного достоинства. Это чувство отличается от того, когда не служат — а унижаются, в надежде поиметь что-то взамен. Ведь настоящее служение — это независимое чувство.

Ведь самое ужасное — это когда служит, чтобы привязать. И часто так и происходит: люди служат не для другого, а чтобы привязать другого человека к себе. При этом они унижаются, и их топчут.

Но если служат вне зависимости от обратной реакции, потому что тебе твой любимый человек послан Богом — из чувства долга, тогда появляется благородное чувство к человеку.

Ведь быть рядом можно, только если человек хочет быть с тобой. Если даже жить рядом с человеком, но при этом он не будет хотеть с тобой быть — вы не будете вместе. Даже если живете вместе. Но души будут отдельно.

Свое сердце можно отдавать только добровольно.

Любовь начинается только тогда — когда принимаешь человека таким, какой он есть.

Если не принимаешь — то всегда спрашиваешь: «почему он такой? почему он ведет себя так?». И закрываешь сердце для любви.

А когда принимаешь — то сердце открывается. И учишься любить.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Бог забирает разум у человека, если человек
не научился любить тогда, когда любить необходимо.
И живет тогда человек своим лукавством, и думает
что это и есть настоящий Разум.

Мужчина выбирает женщину отталкиваясь от того, что есть у каждой представительницы этого пола. Женщина выбирает мужчину за то, что есть только у него одного. Поэтому мужчина влюбляется в ту единственную, которая олицетворяет для него всех женщин на земле, а женщина выбирает такого мужчину, который обладает уникальными и неповторимыми качествами. И из за этого получается что вступая в брак мужчина безумно счастлив, а женщину накрывает тоска по утраченной возможности выбора разных достоинств своих избранников.

Женщины со своей ранней юности вообще не рассматривают своего любимого как единственного в жизни мужчину, храня для него свою девственность. А ведь этот смысл заложен человеческой природой. Не стоит ли задуматься, что во избежание разврата, который возникает далеко до замужества, женщине вообще глупо давать свободу выбора своего партнёра? Ведь большое количество доступных и вожделенных мужчин напрочь убивает силу любви, в возможности проявить её к одному единственному спутнику.

Так в аморальном мире и мужчина сам разрушает свою любовь тем, что оставляет за собой возможность изменять любимой, но использует эту возможность только если его любовь не настоящая. А женщина, в таком мире, вообще не способна испытывать настоящее чувство, но очень резво питается направленной на неё любовью мужчин.

Женская любовь это чаще всего страсть или инстинкт размножения и предоставление огромного количества партнеров готовых с ней спариваться приводит к тому, что любовь их ослабевает в возможной откровенности проявить себя к одному мужчине.

Природа женщины всегда связывает любовь с обычным половым влечением. Поэтому если женщина не очень нравится мужчине, она манипулирует своей доступностью, чтобы вызвать к себе влечение, которое она ассоциирует с любовью мужчины. И когда она получает свой секс, но не любовь мужчины, она обвиняет всех мужчин в том, что им нужен только секс, но кроме него сама дать ничего не может. Так у женщины в результате остаётся лишь чувство собственности к мужчине.

Для мужчины существует секс без любви, но есть и любовь к женщине без секса с ней. Для женщины же бывает секс без любви, но нет места любви к мужчине без секса с ним. Женская любовь к мужчине всегда исходит из желания сексуального контакта и так как секс редко бывает возвышенным, то любовь женщин и тут не выигрывает в силе.

У мужчин же нет доступного выбора в ассортименте желанных женщин и так главным для него становится сам секс, а не то с кем он произойдет. И так доступные мужчины сами создают из себя ассортимент того, что выбирают женщины. Так женщина хочет в обмен на доступ к её телу находить слуг для низости своей сущности.

Многие женщины, которые думают что испытывали любовь, могут захотеть со мной поспорить. Но в мире беспутной морали они любят лишь тех, кого могут наказывать и расстраивать. И так их любовь можно свести лишь к жалости к тем, кто достоин их любви. Ставить в зависимость людей и манипулировать ими - потаённое желание женщин, которое убивает чистоту любви. И эта ложка дёгтя портит любовь уничтожая её, рождая вместо неё презрение.



Статьи по теме: