Смоленская божья матерь значение. Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери. Спасение от домовых и бесовского колдовства

В православной иконописной традиции образ Богородицы – один из центральных, является и предметом концентрации при молитве, и отображает символически православную веру, и утешает верующих. Полезно разбираться в типах икон и различать их символику. Интерес представляет иконописный образ под названием Одигитрия — что это такое, каковы особенности самого образа и его названия.

Канонические образы Богоматери

Существует довольно строгий канон, определяющий, как изображается Богородица.

Общепринятая классификация:

  • Елеуса – Мария с Богомладенцем, они прижимаются щеками;
  • Одигитрия – распространённый тип изображения Богоматери с младенцем Иисусом;
  • Акафистная – различные события или символика из акафистов;
  • Оранта – младенец только в виде медальона, а сама Дева с воздетыми руками в позе молитвы.

Обратите внимание! Рассматриваемое описание и классификация характерны только для православной традиции.

В католичестве икон в привычном для православных смысле практически не существует, хотя есть и такие, которые почитаются в каждой конфессии. Католики не имеют такого строгого канона, а иконописцами там часто выступают простые художники (в православии – иконописью занимаются обученные специалисты, которые близки к православной вере и традиции). В остальных конфессиях (протестанты, лютеране) иконы часто совсем не используют.

В каждом из этих типов могут быть своеобразные подклассы, например, Елеуса может быть Владимирской, где Христос изображается с немного вывернутой ступней или может быть подтипом Взыграние младенца (Пелагонитисса), где Христос изображается как радостный младенец.

Описание иконы

Каждый из указанных типов имеет определенное значение, на которое указывает и перевод названия. Название Одигитрия переводится как «путеводительница» или «указующая путь». Этому типу икон присущи характерные детали, которые позволяют легко отличить образ от других возможных вариантов.

Основные признаки Одигитрии:

  • Христос сидит на руке Девы Марии (может сидеть на разных руках);
  • лица каждого серьезны, они не прижимаются друг к другу щеками;
  • свободной рукой Богородица указывает на Христа;
  • Спаситель одной рукой выполняет благословляющий жест (прямые указательный и средний палец, остальные соединены в щепоть, именно так крестят и благословляют до сих пор священники, с таким благословением изображается и взрослый Христос), вторая рука держит свиток или книгу – символ Нового Завета;
  • изображения могут быть поясными или оплечными.

Согласно канонической версии именно этот вид изображения является самым ранним, его автор – евангелист Лука, который писал святой лик с самой Пречистой Девы, которая особым образом благословила написанные образы. Согласно преданию, было создано некоторое количество изображений, но не только в виде Одигитрии, была и Елеуса. Более того, свою Елеусу Лука написал на доске обеденного стола Марии и Иосифа.

Смысл

Верующему вполне актуально узнать, как расшифровывается Одигитрия. В православии – это не просто рисунок лика Девы Марии, изображение святого человека или события евангельской истории, в его содержании всегда заключено нечто большее.

Не зря изображения называют нарисованным Евангелием. Ведь если знать, что обозначают те или иные символы, можно прочесть повествование об основных постулатах веры.

Рассмотрим, основные смысловые мотивы, которые изображаются:

  • Христос – центральная фигура, его атрибуты идентичны образу Вседержителя (Пантократор) который представляет Христа как высшего царя и судью, Господа – властителя мира, композиция создана так, чтобы именно Спаситель находился посредине изображения, в центре внимания зрителя;
  • Богородица указывает на младенца – ладонь обращена к Спасителю, Дева Мария как бы говорит зрителю, куда нужно смотреть, но речь не только о внешнем взгляде, подразумевается и взгляд духовный, Пречистая Дева взывает каждого обратиться ко Спасителю, указывая, что это и путь и возможность обрести спасение и войти в Царствие Небесное;
  • благословение и свиток в руках – Богомладенец благословляет каждого верующего и все человечество в целом, которому открыл путь ко Спасению, Бог является путем, ведущим в рай, во второй руке у младенца свиток, который указывает на значимость Евангелия, записанные книги Нового Завета представляют собой главный ориентир для восхождения по праведному пути.

Одигитрия является изображением Христа как Небесного Судьи и Небесного Царя, который является в этот мир, даруя людям праведный путь и возможность по нему следовать. Бог здесь является основным объектом поклонения и предстает во всей своей Славе.

Обратите внимание! Лучше всего понять значение центральной фигуры Христа помогает сравнение Одигитрии с Елеусой,

На изображении Елеуса Богоматерь и Богомладенец прижимаются щеками, создавая симбиоз, одно из символических прочтений – стремление души к Господу, нежная любовь между господом и человеком. В свою очередь, Одигитрия — икона, которая указывает на способ достижения этой любви, на путь, которым нужно идти, чтобы достичь Господа. Этот путь – есть Христос, к нему верующему следует обратить свою душу, разумение, все дела свои.

Разнообразие вариантов

Даже Википедия не перечисляет все разновидности иконописания. Стоит отметить особое почитание Одигитрии, благодаря которой появилось много вариаций и подклассов.

Нередко иконописцы брали этот тип за основу и добавляли какую-то характерную деталь, некоторые из таких вариантов кратко опишем далее.

Самые известные иконы Богоматерь Одигитрия:

  • Влахернская – является чудотворной, ее создание приписывается апостолу Луке, изображение выглядит рельефным, так как для написания использовалась специальная смесь – воскомастика, причем этот состав был сделан не только из традиционных ингредиентов, но и с добавлением святых мощей;
  • Воронинская;
  • Смоленская – считается своеобразным повтором канонического типа Влахернской, от которой практически ничем не отличается, почитается в православии, как считается, многое значит для сохранения западных пределов Руси;
  • Казанская – один из наиболее почитаемых типов в русском православии, особенностью является оплечное изображение, в связи с чем зритель видит только правую руку Христа в благословляющем жесте;
  • Тихвинская – чудотворная, тоже по преданию написана самим Лукой;
  • Грузинская – практически полное соответствие классическому канону, но одна из ступней Христа является повернутой в сторону зрителя, идентичный прием используется на Владимирской иконе;
  • Пименовская;
  • Троеручица – отличается изображением дополнительной кисти руки, так как этот образ указывает на чудо, свершенное для Иоанна Дамаскина, которому отсекли руку, а после молитвы, обращенной к Богородице, Господь милостиво вернул ему здоровую руку;
  • Иверская – является чудотворной, располагается на территории афонского храма, согласно преданию, этот образ сам пристал к берегам афонского монастыря и явил много чудес, прежде чем монахи определили, где его расположить;
  • Страстная – на ней младенец двумя руками обхватил кисть Богородицы (схема наподобие Споручницы грешных), два ангела держат в руках орудия Страстей Христовых: крест, губку и копье. Спаситель знает, что это символы, указывающие на Его крестный подвиг и дальнейшие страдания, Он отвернул голову от ангелов и смотрит в сторону;
  • Споручница грешных – название взято от надписи, которая до сих пор сохранилась на поверхности, и гласит: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…», отличительной особенностью является положение рук Христа, который охватывает двумя руками, указующую на Него кисть Богородицы;

  • Ченстоховская – чудотворная, по преданию тоже написана Лукой, почитается и католиками, и православными, второе название «Черная мадонна», такое наименование появилось в связи с выцветшей и потемневшей поверхностью, является самой почитаемой святыней на территории Польши;
  • Корсунская-Торопецкая;
  • Великоустюжская – классическое изображение, но по обе стороны даны фигуры святых: Николая Угодника, митрополита московского Алексия, ростовского епископа Леонтия, другого московского митрополита Петра.

Некоторые из этих подтипов создали собственную отдельную традицию изображения Богородицы. К примеру, Казанская изначально представляла собой просто немного масштабированный список с Влахернской, то есть брали изначальное изображение, но писали только до плеч, а не по пояс, как на оригинале. Особое почитание и известность Казанской иконы привело не только к созданию множества списков, но и к выделению особого типа, который теперь и называется казанским.

Для него характерным является:

  • оплечное изображение;
  • вторая рука Христа под одеждами;
  • руки Богородицы не видны.

Подобные примеры есть и с другими подтипами. Так, Троеручница может писаться с тремя ладонями Богородицы либо изображаться с отдельной кистью руки, которую пишут внизу сбоку. Это напоминание о невероятном чуде считается особенно чудотворным, способным помочь верующим в трудную минуту.

Полезное видео

Вывод

Так или иначе, все виды икон Божией матери Одигитрии объединены единым смыслом – Христос есть путь, истина и жизнь. Отсюда и название — Путеводительница, ведь Богородица дала этому миру мессию, указавшего путь ко спасению. На иконе каждый видит, каким путем следует двигаться для очищения собственной души и обретения Царствия Небесного: путем исполнения христовых заповедей.

Вконтакте

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV - XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.


Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни - в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.


Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы - древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери - первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения - место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.


Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы


Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография


Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его - «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом - «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела - Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды - рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год - 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее - Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на-шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш-ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю-щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печа-ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея-нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст-вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе-ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При-клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос-поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо-его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со-причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия — одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) — Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор — одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери — древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-ая половина XIII в. Национальня галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Наверное, нет на Смоленщине такого храма, где не было бы списка с главной святыни — Смоленской иконы Божией Матери , именуемой «Одигитрией». Да, собственно, и по всей России затруднительно отыскать церковь, где бы «Одигитрия» отсутствовала. Это самая известная .

Путеводительница

Смоленская икона относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы, который называется «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». На иконах этого типа Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращенной к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси еще с древности, но какие-либо достоверные сведения о ее происхождении на сегодня пока что отсутствуют. По церковным же преданиям, Смоленская икона Божией Матери является списком с «Одигитрии-Влахернской», которую написал сам апостол и евангелист Лука.

Когда-то Пресвятая Богородица привела с собой двух незрячих людей в храм Влахерна, одного из пригородов Константинополя. Подведя их к Своей иконе, она вернула слепцам зрение. Отсюда и ведет свое начало название иконы «Одигитрия»: в переводе с греческого оно значит « Путеводительница ».

Икона Божией Матери появилась в Константинополе

Церковное предание гласит, что этот чтимый во всем православном мире образ Божией Матери написал евангелист Лука еще во время Ее земной жизни. Примерно с V века икона находилась в Константинополе, во Влахернском храме. Уже тогда она прославилась как чудотворная. Во времена иконоборчества (VIII — начало IX вв.) благоговейные люди, чтобы спасти икону, замуровали ее в стене храма. Страшные десятилетия миновали, икону открыли вновь, и она вновь согревала сердца людей, щедро отдавая им благословение Божией Матери, «путеводительствуя» их ко Христу. Ведь «Одигитрия» — это «Путеводительница».

Е. Поселянин писал в начале XX века:

«Икона эта изображает Богоматерь в половину роста, по пояс, правая Ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Цвет верхней одежды Богоматери — темно-кофейный, нижней — темно-синий; одежда же Младенца Иисуса темно-зеленая с прозолотью... Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так изменилась, что теперь трудно определить, из какого она дерева приготовлена. Она нагрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Длина иконы 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков».

Икона Божией матери заступница Византии

Жители Константинополя молились перед чудотворным образом обо всех своих нуждах. Молились и тогда, когда под стенами города показывались враги — например, славяне. Византийцы страшились и презирали этих диких язычников, одетых чуть не в звериные шкуры. И прибегали к помощи Божией Матери, чтобы Она избавила Своих верных от варваров. И Она — избавляла, а верные воспевали Ей благодарственную песнь: «Взбранной Воеводе победительная...» Ту самую, которую вот уже много веков подряд воспевает Русская Церковь.

Как икона Божией матери попала на Русь

Должно быть, жаль было ромеям отдавать в далекую, еще так недавно ставшую христианской, страну свою святыню. Но император отпускал на Русь свою дочь Анну (и тоже, должно быть, с сожалением), и икона должна была уйти вместе с ней как родительское благословение. Именно так, согласно преданию, пришла в наши пределы «Одигитрия» — вместе с царевной Анной, сговоренной князю Всеволоду Ярославичу.

Умирая, Анна благословила иконой своего сына Владимира, в русской истории оставшегося как . Он же, начав княжить в Смоленске, взял «Одигитрию» с собой. И с тех пор она — «Одигитрия Смоленская».

Вся древнейшая история Смоленской иконы лежит в области преданий. Важнейшее из них связано с эпохой Батыева нашествия. В 1238 году к Смоленску подошли монгольские полчища. Воин по имени Меркурий, молясь перед образом, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена.

Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был канонизирован Русской Церковью. Впоследствии он стал одним из самых почитаемых в Смоленске святых.

Из Смоленска в Москву и обратно

В 1398 году дочь великого (а Смоленск находился тогда в составе Литвы) вышла замуж за великого князя Московского Василия Дмитриевича. Как некогда царевна Анна, в благословение на супружескую жизнь она получила древнюю икону Божией Матери. Москвичи с честью встретили чудотворную и поставили ее в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат.

Спустя полвека, в 1456 году, смоляне упросили вернуть их главную святыню. В Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении многих знатных граждан, и великий князь Василий Васильевич должен был отпустить «Одигитрию». Он попросил лишь время на то, чтобы снять с нее копию.

С чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь.

Е. Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» рассказывает:

«Перед отправлением св. иконы из Москвы, все собрались в церковь Благовещения. После литургии и молебна к Смоленской святыне в последний раз подошли приложиться митрополит, великий князь и княгиня с детьми Иоанном, Юрием и Борисом; младшего сына Андрея принесли на руках. Все с великим благоговением поклонились св. иконе. Великий князь с помощью митрополита Ионы вынул св. икону из киота и передал ее епископу Мисаилу... Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебствие перед св. иконой, отпустили ее в Смоленск».

А в 1524 году Василий III основал на Девичьем поле, где москвичи «со многими слезами» провожали икону, монастырь, драгоценной святыней которого стал список со Смоленского образа. В ряде источников (и, в частности, у Е. Поселянина) утверждается, что это был список, прежде находившийся в Благовещенском соборе, другие же говорят о втором списке «мера в меру», каковой и поставили в Смоленском соборе Новодевичьей обители.

Два чудотворных образа Божией Матери


Естественно, появлялись копии древней иконы и в самом Смоленске. И иногда они «наследовали» чудотворные свойства первообраза.

В 1602 году, когда строилась в , решили поместить Смоленскую икону Божией Матери в башне над Днепровскими воротами. Но, конечно, не саму икону, а список с нее — причем список «укрупненный», дабы лучше видно было с земли.

В 1729 году вместо собственно воротной башни, пострадавшей и во время взятия Смоленска поляками, и во время «отбития» его москвичами, в стену встроили деревянный Одигитриевский храм. К тому времени смоляне уже знали, что Пресвятая Богородица равно подает помощь страждущим и через старую Свою, и через новую икону. Поэтому богомольцев в Одигитриевском храме было не меньше, чем в Успенском.

В начале XIX века деревянную Одигитриевскую церковь сменила каменная. В начале августа 1812 года, накануне взятия Смоленска наполеоновской армией Смоленскую икону Божией Матери вывезли в Москву. Она находилась в армии во все время кампании.

Спустя почти три недели, в день Бородинского сражения, Смоленскую икону вместе с двумя чудотворными образами - и - обнесли вокруг Кремля и Белого города, моля Богородицу о заступничестве. А немногим ранее, вечером накануне сражения, копию той же иконы, взятую из Смоленской церкви Рождества Богородицы, пронесли перед русскими войсками, готовящимися к бою, и вместе с простыми солдатами молился перед ней.

Трудно было сказать, кто победил, когда закончилась Бородинская битва. Русская армия, по настоянию Кутузова, отступила, и Смоленская святыня была увезена из Москвы в Ярославль. Вскоре расчеты фельдмаршала оправдались, и уже к концу осени разбитая французская армия покинула пределы России. В декабре святыня торжественно возвратилась в Смоленск.

После войны 1812 года Смоленская икона Божией Матери стала особенно почитаться в народе, и многие храмы освящались в ее честь.

Утрата Смоленской иконы Божией Матери

В XX веке Смоленская икона Божией Матери, находившаяся в Успенском соборе, пропала. Когда это произошло — в точности неизвестно. Возможно, сразу после закрытия собора в 1922 году, когда здесь расположился антирелигиозный музей (одним из экспонатов которого, если верить рассказам, было чучело козла в архиерейском облачении). Но есть свидетельства, что якобы в 1941 году, сразу после позволения оккупационных властей проводить богослужения в Успенском соборе, древняя икона находилась на месте. И оставалась здесь до ухода немцев, то есть до 1943 года.

По другим сведениям, в 1941 году «той» иконы уже не нашли и вместо нее поставили надвратную «Одигитрию». Собственно, именно она сейчас и пребывает в Успенском соборе.

Никаких документов, которые подтверждали бы увоз (или, упаси Бог, уничтожение) Смоленской иконы Божией Матери немцами, обнаружить не удалось. А ведь обычно оккупанты скрупулезно описывали и заносили в списки все русские ценности, препровождаемые ими в фатерланд. То есть остается предполагать, что икона либо погибла от рук большевиков, либо — и на это надеются смоляне — уцелела, спрятанная кем-то из верующих. Ведь подобное уже с ней бывало! Несколько десятилетий находилась она в стене Влахернского храма, укрытая от иконоборцев.

Списков с образа Божией Матери «Смоленская» существует огромное количество, из них только чудотворных и особо чтимых - не менее трех десятков. Иконописцы, как правило, изображают Пресвятую Богородицу «Одигитрию Смоленскую» по пояс, при этом левой рукой она поддерживает младенца Спасителя со свитком, а правой - благословляет род человеческий.

Белокаменная гробница Свирской церкви Смоленска

Что касается святынь и иных достопримечательностей, что находились в Свирской церкви Смоленска до 1917 года, то они, разумеется, были изъяты после ее закрытия. Дальнейшая судьба большинства из них темна, но местонахождение одного предмета, хранившегося в , известно совершенно точно.

Речь идет о белокаменной гробнице, которую дореволюционные источники называют «гробницей князя Давида Ростиславича». Ее обнаружили в 1833 году в руинах Смядынского монастыря. Тогда губернатор Н. И. Хмельницкий отчасти по неразумию, отчасти из соображений экономии распорядился брать из древних развалин бут и кирпич для постройки шоссе. Найденную гробницу также ждала участь мостовой, но ее отстоял археолог Н. Н. Мурзакевич. Гробницу перенесли в Михайло-Архангельский храм, а после революции она оказалась в музее и вновь стала жертвой хозяйственного рвения (да еще, по-видимому, посаженного на идеологическую подкладку) — на сей раз директора музея. Ее разбили на куски с целью устройства... кормушки для свиней. И вот так, «фрагментарно», гробница теперь представлена в музейной экспозиции.

Современные авторы в целом согласны с тем, что в гробнице в свое время похоронили Давида Ростиславича. Но высказывают предположение, что у нее был еще один «владелец» — один из . (Осмелимся предположить, что — Глеб, поскольку его крестили с именем Давид, и Давид Ростиславич, возможно, почитал его как своего покровителя, почему и захотел упокоиться в его гробе.) Дело в том, что в Смоленске представителей знати принято было хоронить не в известняковых гробницах, а в склепах, выложенных плинфой. Известняковые саркофаги — традиция южнорусская. Так что киевско-вышгородское происхождение смядынской находки вполне вероятно.



Статьи по теме: