Кто такая апсара. Апсары - танцовщицы неземной красоты, рожденные индийскими преданиями о полубогинях-куртизанках. Смотреть что такое "Апсара" в других словарях


Изящные и утонченные полуобнаженные танцовщицы в одеждах из струящегося шелка - настоящая жемчужина культуры Камбоджи. Девы-апсары , духи облаков и воды, считались в индуистской мифологии куртизанками, соблазнявшими отшельников, могущество которых ставило под угрозу власть богов. И сегодня можно увидеть магический танец апсар, завораживающий своей красотой. Его исполняют самые красивые камбоджийки.




Традиция танца апсар уходит своими корнями в древность. Среди барельефов на стенах большинства индуистских храмов можно отыскать изображения танцовщиц, тела которых пластичны, а наряды - прекрасны. Традиции сохраняются и по сей день, стать танцовщицей в Камбодже может далеко не каждая девушка. Как правило, такой чести удостаиваются только самые красивые камбоджийки, невысокого роста, с тонкой талией и широкими бедрами, высокой грудью и изящными ступнями и руками. Последнее - не случайно, ведь в танце огромное значение имеют плавные движения, изгибы пальцев. Движения пальцев - это особый язык, ведь танец передает смыслы, веками заложенные в культуре.





Еще одна отличительная черта камбоджийских танцовщиц - белизна кожи. Смуглые от природы, они не жалеют сил и денег на то, чтобы использовать всевозможные солнцезащитные средства, оберегая кожу от воздействия солнечных лучей. Ведь богиням негоже иметь бронзовый загар.





Упоминания об апсарах можно найти в различных культурах: так, в ведийской мифологии они считались возлюбленными отважных воинов-полубогов гадхарв, позже, в индуистской мифологии стали считаться небесными танцовщицами и куртизанками, которых использовали для соблазнения аскетов и ублажения героев, которые пали в бою и попали в рай Индры.





Apsaras (अप्सरस्) — написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция

Апсары — вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас

Рыжеволосая дева из легиона небесных соблазнительниц, что мимоходом прерывали покаяние наисуровейших аскетов,.. – и испуг волнующе смешивался с призывом, когда апсара вскрикивала на бегу.

Г.Л. Олди «Гроза в безначалье»

Когда боги пахтали первоначальный Молочный океан (редкий случай – дэвы и асуры объединились для одного дела), одним из самых полезных результатов сего занятия было появление весьма соблазнительных красоток (поговаривают, что это так пошутил Брахма). Понятно, своей большой мутовкой боги напахтали много чего хорошего и полезного, чего надо было бы поделить между собой, но эти… В общем, дабы окончательно не портить себе настроение после удачного окончания пахтания было принято решение, что появившиеся красотки будет принадлежать всем (ну, типа, у каждого и так уже есть жена, все такое…). То есть, никому. Собравшихся это решение устроило, тем более что еще необсохшие девицы уже вовсю подмигивали и дэвам , и асурам, каждым изгибом своего тела обещая каждому… Много обещая, короче.

Как оказалось, первоначальный божественный наказ «присматривать за плодородием» апсары поняли по-своему, став культивировать навыки… ну, скажем, чувственной любви и всех сопутствующих этому занятию штук. Песни там, танцы, музицирование всякое. По итогу, боги положительно восприняли профессионализм апсар в этой области и громовержец Индра забрал в свое небесное царство – Индралоку (оно же Сварга).

Впрочем, забрал, видимо, не всех. Часть апсар осталась выполнять роль русалок-дриад; их стали называть – лаукика (мирские). Те, которые удостоились вознесения в Индралоку, стали называться дайвика (божественные) .

Понятно, никакой верховный владыка этого не допустит. Ну, постарается не допустить. Индра, в частности, использует для этого соблазнительниц-апсар (это у брахманов тапас накапливается самоистязанием, а у индуистов – телесным воздержанием и умственным отвлечением).

«Что за блажь? - удивился ты. - Я должен думать о вечном, желать очищения перед последним рубежом - а я… Но, может, это тоже вечное - сомнения ученика перед испытанием? Так было, есть и будет всегда. А та змея… допустим, она была послана богами, чтобы помочь мне преисполниться духовного пыла! Хотя вряд ли: боги чаще подсылают к аскетам апсар-танцовщиц …» .

Обычно последние справляются с заданием, как минимум – отвлекая аскета от самосозерцания, как максимум – унося от аскетов в лоне своем будущих героев или красавиц. Хотя, бывало, и долго все это длилось, – отвлечение аскета от тапасьи, в смысле, – да и просто опасно бывало. Разозленный отшельник запросто мог превратить очаровательную, но отвлекающую от великого апсару в камень. Скажем, лет на тысячу. Или на десять тысяч. А х… А что ему, отшельнику?!

Свое нерабочее время апсары обычно проводят с мужьями-ганхарвами или людьми. С последними они сочетаются как по указанию начальства (это такое людям благоволение богов, типа подарок), так и по своей воле (влюбляются если).

Говорят, в таких случаях лучше жены не сыскать.

Апсара

Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне » упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака , Урваши , Тилоттама и др.) создал Брахма , а остальные были дочерьми Дакши . Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Апсара" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 танцовщица (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (букв, движущаяся в водах) класс мифологич. существ, упоминаемых уже в Ведах. В Атхарваведе демонич. духи леса и вод, подобные славянским русалкам, завлекающие и губящие смертных. В послеведийской мифологии небесные нимфы, танцовщицы,… … Словарь индуизма

    - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда… … Религиозные термины

    апсара - (інд.) Небесна танцюристка, дух води, яка подібно німфам і русалкам начебто спокушує людей, доводячи їх до любовного божевілля. На небі вони служать богам, догоджають загиблим воїнам героям. Скульптурні й живописні зображення А. молодих жінок з… … Архітектура і монументальне мистецтво

    АПСАРА - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда они… … Теософский словарь

    Отель Апсара - (Пицунда,Абхазия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Насадза 32, 354000 П … Каталог отелей

    Совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2 м тыс. до н. э. в северо западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода… … Энциклопедия мифологии

    Комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в предшествующую эпоху с … Энциклопедия мифологии

    Апсарас (др. инд. apsaras, возможно, «вышедшая из воды»), в ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод (ср.… … Энциклопедия мифологии

    - (др. инд. Sóma, от su , «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и… … Энциклопедия мифологии

Туристы в Ангкоре целый день смотрят на каменных дев и фигуры, изображенные на барельефах кхмерских храмов. А вечером? Одна из туристических программ – сходить на танцы небесных танцовщиц апсар, хотя можно посвятить свое время шопингу на колоритном ночном рынке или отдохнуть у бассейна в своем отеле, восстанавливая силы перед завтрашними приключениями. Но сегодня мы расскажем о танцах апсар, подробно объясним, что это такое, и как попасть на вечернее шоу апсара в Камбодже

Апсары в буддистско-индуистской мифологии — это небесные духи воды и облаков. Красота апсар была известна всем, и изначально они были женами полубогов. Однако с течением времени они превратились в соблазнительниц отшельников и других смертных, а также были призваны прислуживать павшим воинам в раю Индры. Небесные танцовщицы апсары, спустившись на землю, должны были восхищать тончайшие вкусы повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения боги говорили с людьми. Но и земные наслаждения приносили тоже апсары.

Каменная апсара в Камбодже. Барельеф

Танцы апсар изображены на многих барельефах, причем не только в Камбодже на стенах , но и в Индии.

Сейчас апсарами называют танцовщиц, которые которые исполняют традиционные кхмерские танцы для гостей Камбоджи. Королевский балет Камбоджи, например, все еще держит мировой стандарт. А вот шоу в Сием Рипе или для туристов может и не оправдать высоких ожиданий. В этом случае все зависит от мастерства конкретных танцовщиц.

Шоу Апсар — что из себя представляет


Вот список отелей, где проходят вечера традиционного кхмерского танца в Сием Рипе:

  • Angkor Village Apsara Theatre
  • Alliance Cafe
  • Balcony Theatre
  • Angkor Amazon
  • Somadevi Angkor Resort & Spa
  • Borei Angkor Resort & Spa
  • Smile of Angkor
  • … и другие

Танцы Апсар в Сием Рипе

Мы посетили одно из многочисленных шоу апсар в отеле Amazon Angkor в Сием Рипе. Настоящее шоу показывает не только сцены из жизни героев и богов, но и будничные радости простых скромных людей, как например танец с кокосами или танец рыбаков. Тем не менее, можно получить представление о том, насколько разнится культура Запада и Востока. Здесь не нужны быстрые и мощные движения. Апсара в танце двигается плавно, почти недвижимо, ее позы – как асаны йогов. Не двигаясь и застывая словно в камне, красота апсары выражает всю Вселенную.

Наши фото зажигательного шоу апсар в Сием Рип

Небесные танцы начались

Танцы с кокосами

Асаны в танце

Встреча главной героини с антагонистом

Танцы рыбаков

Рождение любви

И вновь выступают небесные апсары

Небесные танцовщицы апсары

Шоу выдалось любопытным. Время точно не было потрачено зря

Апсары - девы неземной красоты из индийских преданий Апсара (санскр.) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру. Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов. Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота... В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств. Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами. Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени). Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала. Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку. Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета. Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...) Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. "В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде). Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов. В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.). В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры). апсары принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга. В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служения Богу. Апсара - обладательница мистической красоты. Что значит мистическая красота? Это значит, что одного взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. Много ли смертному надо, чтобы сойти с ума? "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно только для блага (даже если это благо кому-то причиняет муки) и стимула к духовному росту. А не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Танцовщицами не рождались. Небесными танцовщицами становились путём долгого труда над собой. Чтобы исполнить танец на поверхности земли, нужны годы тренировок, а чтобы исполнить танец над поверхностью земли, нужна очень серьёзная духовная школа. Вы знаете что такое танец над землёй? Танцовщица умела распределять и накапливать "разнополярную" энергию в своём теле, тем самым увеличивая или уменьшая свой вес. "+" и "-" - это гравитация, "+" и "+" - это левитация. Направляя энергию с "плюсом" в ноги, можно добиться эффекта зависания в воздухе. Чем меньше разница в значениях показателей плюсов, тем больше высота зависания. У зрителя создаётся впечатление полёта. Вы знакомы с "Поэтикой" Аристотеля? Он вводит там понятие "катарсис". Катарсис - это очищение божественным огнём. Простой человек, видя театральное зрелище, плакал от переполнявших его чувств и тем самым очищал свою душу от скверны бытия. Представьте, какие чувства испытывали простые смертные, видя парящих в воздухе девушек. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!



Статьи по теме: