Дионисий 16 век. Иконописец дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период деятельности итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий работал в период духовного подъёма, когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства, прославляющие могущество страны.

Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.

  • Одним из направлений деятельности Дионисия были росписи храмов — фрески. Он проявил себя талантливым художником, тонко чувствующим колорит, цветовую гамму. Не всё сохранилось, дошло до нас. Но даже небольшая часть созданного Дионисием — свидетельство его индивидуальной, неповторимой манеры. Образы его произведений отражают духовную гармонию, представления о Царствии Небесном.

Результатом данной деятельности стали росписи:

  • Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
  • Успенский собор в Москве(1481)
  • Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери

(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)

  • Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.

Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.

  • Сошествие в ад, 1495-1504 гг. Русский музей.
  • Распятие, 1500
  • Митрополит Алексий с житием(Третьяковская галерея)
  • Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
  • Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
  • «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482

Таким образом , Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год, когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Дионисий – русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. Родился великокняжеский художник и «иконник» Дионисий, в семье знатного мирянина, в 1430-1440 гг. В синодике Кирило-Белозерского монастыря перечислен «род Дионисия-иконника», это князья и ордынский царевич – Пётр, за которых молился Дионисий.

Восприемниками иконописного ремесла Дионисия были его сыновья, живописцы Владимир и Феодосий. Дионисий писал храмовые росписи - «фрески» и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов - «иконы». Согласно древнерусским летописям известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича.

Московские князья стремились утвердить своё главенство среди других русских княжеств, доказать право преемственности на власть после русского города Владимира. В 1326 году митрополит Пётр перенес в Москву из Владимира митрополичий двор. Тогда же в Московском кремле был заложен храм во имя Успения Богородицы, в жертвеннике которого, разместили гробницу митрополита Петра, не дожившего до окончания строительства Успенского собора. Успенский собор, который строили в Кремле с 1472 года псковские мастера Кривцов и Мышкин и довели «уже почти до сводов» рухнул из-за плохой извести: «И была о том печаль великая великому князю Иоанну Васильевичу…» Иван III дал поручение русскому послу в Италии Семёну Толбузину пригласить для строительства итальянского зодчего. Приехать в Москву согласился известный инженер и архитектор из Болоньи Аристотель Фиорованти. В 1475 году в Московском кремле был заложен фундамент «нового взамен прежнего» Успенского собора по проекту приглашённого итальянского зодчего. «Чудно было видеть, еже три года делали, во едину неделю и меньше еже развалили…», удивлялся летописец. «Бысть та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством, такова же прежде не бывала на Руси». Собор, игравший важную роль в жизни государства Московского, украшался с особым великолепием. Иван Васильевич увидал работу «иноков Дионисия и Митрофана» в соборе Рождества пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря в Боровске (близ Калуги) и пригласил талантливого иконописца Дионисия в Москву для росписи Успенского собора. Дионисий с помощниками «попом Тимофеем, Ярцем да Коней» расписали фресками (водяными красками по сырой штукатурке) своды алтарной части собора. Когда впервые после росписи в Успенский собор Кремля зашли царь, бояре и духовенство, то «видя превеликую церковь и многочудную роспись, мнили себя, как на небесах стоящими…»

В настоящее время в Успенском соборе Московского кремля сохранились фрески Дионисия XV века: «Поклонение волхвов», «Похвала Богородице», «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок севастийских мучеников», несколько сцен из жизни святого апостола Петра и фигуры «преподобных святых мучеников» на пред алтарной стене собора. Одна из сохранившихся двадцати фресок – «Алексей человек божий» изображает святого преподобного Алексия с золотым нимбом над головой, в подпоясанной рубахе со скрещёнными на груди руками». Образ человека божьего Алексия позволяет видеть в авторе самого Дионисия». Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.

Из икон работы Дионисия в иконостасе Успенского собора Московского кремля сохранились две больших иконы митрополитов: «митрополит Алексий с житием» (хранится в ГТГ) и «митрополит Пётр с житием» (музеи Московского кремля). На святителе митрополите Петре, был митрополитом 1308-1326 гг. изображено парадное парчовое одеяние «саккос», украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Икона «Митрополит Московский Пётр» работы Дионисия имеет клейма по периметру иконы, с сюжетами из жизни первосвятителя Русской православной церкви: о его учёбе, жизни в монастыре и посвящению в степени церковной иерархии до сана митрополита и участии в строительстве Успенского собора Кремля. Особенностью колористического новаторства Дионисия в написании икон митрополитов Алексея и Петра является «усиление цветом», одного оттенка, т.е. наложение одного оттенка красного слоя поверх другого. Таким образом, форма строится плоскостями, усиливая эти способом впечатление от созданного образа митрополита Петра и митрополита Алексея в их больших житийных иконах из Успенского собора.

Кроме житийных икон митрополитов Петра и Алексия, одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.

После Москвы в 1480-1490-е годы творческая биография Дионисия была связана с Иосифо-Волоколамским монастырем, где он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя иконописную артель со своими сыновьями живописцами Владимиром и Феодосием. Втроём работа спорилась, было создано 90 икон. В летописи эти работы названы «вельми прекрасными». Сохранились в Иосифо-Волоколамском монастыре остатки росписи алтарной преграды с композициями Вселенских соборов.

К этому же времени относится икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, «привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожар 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворно константинопольской «Одигитрии». Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию. Поясной образ Богоматери с младенцем на её левой руке исполнен на большой доске, по своим пропорциям приближающейся к квадрату, с широкими полями, предназначенными для оклада. Изображение матери и младенца фронтальные, лик Марии слегка повёрнут вправо. В верхних углах иконы полуфигуры архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Возле изображений архангелов надписи с их именами. Слева над плечом Богоматери надпись с названием образа «Одигитрия». Левой рукой Младенец Христос держит свиток, упирающийся в колено. Именно эти иконографические особенности отличали чудотворную константинопольскую «Одигитрию», погибшую в 1453 году от других чтимых Богородичных образов». В настоящее время икона «Богоматерь Одигитрия» 1482 года, написанная Дионисием по старому образцу, находится в музеях Московского кремля.

Для Иосифо-Волколамского монастыря в 1484-1485 гг. Дионисием была написана подобная византийскому образцу икона «Божией матери Одигитрии» (путеводительницы). Грандиозность размеров иконы и монументальность образа делали образ своей заступницей с её строгой величавостью и суровой репрезентативностью. Дионисий был лично знаком с Иосифом Волоцким и поддерживал с ним отношения. Умудренный жизненным опытом, вслед за иконописцем Андреем Рублёвым, Дионисий размышлял над иконописно-мировозренческими проблемами, пытаясь осмыслить назначение человека, его путь к совершенству. Иосиф Волоцкий был сторонником празднично-декоративного искусства с пышными церемониальными церковными обрядами, характерными для великокняжеского двора. Но «проникновенным лиризмом своего творчества, душевным благородством своих героев Дионисий близок к оппоненту Иосифа в идеологической борьбе – премудрому старцу Нилу Сорскому, учившего, что совершенного человека бог «ангелом равна показывает». Таковы есть все святые на иконах Дионисия. Все исследователи творчества Дионисия отмечают особую светонсность и сияющую чистоту красок этого иконописца. Дионисий по праву считается непревзойдённым мастером цвета. Чистота и особая прозрачность, т.н. светоностность красок присуща росписям Дионисия. Особенно это очевидно во фресках Ферапонтова монастыря на севере России. В историю древнерусского искусства Дионисий вошёл как непревзойдённый мастер, создавший знаменитые росписи Ферапонтова монастыря на Белоозере, Вологодского края, куда приезжают люди со всего мира посмотреть на чудо.

Так, уже конце своей жизни, около 1500 года, Дионисий, московский мастер, крепко связанный с традициями последователей московской иконописной школы Андрея Рублева, уезжает с сыновьями на север, в Белозерье в глухой Ферапонтов монастырь, чтобы сотворить «во славу Господа» одно из лучших своих творений. На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стенопись этого собора грандиозна, – 600 кв. метров, которые были расписаны за короткий срок. Согласно тексту летописи, сохранившейся на откосе северной двери собора Рождества Богородицы, в Ферапонтово, его расписал: «иконник Дионисий со своими чада» с 6 августа по 8 сентября 1502 года следущего лета. В росписях храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре иконописец Дионисий как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую мягкость, сияющую чистоту. Плавность линий придает росписи музыкальность. Кроме величественных стенных росписей из Ферапонтова монастыря сохранилось 17 икон, деисусного и пророческого чинов иконостаса церкви Рождества пресвятой Богородицы. Иконы этого иконостаса работы мастера Дионисия с сыновьями, хранятся в разных музеях: Русском музее-ГРМ, в Третьяковской галерее - ГТГ и Белозерском музее. Кроме иконы Господа Иисуса Христа, иконостас Рождественской церкви включал в себя иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, святых Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, архангелов, апостолов, святителей, мучеников и столпников. Несмотря на внутреннее единство образов для одного иконостаса Рождественской церкви Ферапонтова монастыря, иконы имеют индивидуальные характеристики. Это объясняется большой самобытностью и возвышенностью образов святых, созданных Дионисием. После его смерти, многие годы его последователи и ученики украшали храмы в «стиле мастера Дионисия». Все эти разбросанные географически святые образы работы «иконника Дионисия» и его школы узнаются по внешним признакам. Это особая лиричность образов, их утонченность, ритмичность и музыкальность. Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь иконописца Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502-1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его старший сын Владимир. О втором сыне известно, что «живописец Феодосий, сын Дионисия», украшал «Книгу пророков» 1497 года и знаменитое «Евангелие 1507 года»: «писец Никон, златописец Михаил Медоварцев живописец Феодосий, сын Дионисия». Живописец Феодосий, сын Дионисия, копировал несколько сот миниатюр Радзивиловской летописи. Эти утончённые иллюстрации Феодосия отличаются особым изяществом рисунка и утончённой нарядностью колорита».

Творчество иконописца Дионисия - ликующая светлая песнь в красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту, - явилось ярким выражением созидания Святой Руси, расцвета православной культуры и искусства эпохи XV-XVI вв. когда Московское государство утверждало свое могущество.

Никоновская летопись. Святыни московского Кремля. Сост. Костикова Р.С.- М.,2001,- 127 с.,илл,с. 12-13.

Живопись конца XV-начала XVI века. Дионисий.. Русское искусство: под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева. - М.,1991,с.70-73.

Щенникова Л.А.Икона «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря.с.259-260. Чудотворные иконы Московского кремля.с.230-267. В кн.:Христианские реликвии в Московском кремле.- М.,2000, - 304 с..илл.

Плугин В.А. Дионисий. Изобразительное искусство Москвы второй половины XV- начала XVI века. С.75-79.-История русского и советского искусства.- М.,1979, 448 с..илл.

Святая Русь. Шедевры русского искусства IX-XIX веков. М.,2011.- каталог выставки ГТГ 26 мая-14 августа 2011 г., с.75.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Творчество Дионисия

Дионисий Мудрый (родился около 1450 - умер около 1520). С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря. Дионисий - выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV - начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера.

Дионисий - русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. Родился великокняжеский художник и «иконник» Дионисий, в семье знатного мирянина, в период между 1430-1440 гг. В синодике Кирило-Белозерского монастыря перечислен «род Дионисия-иконника», это князья и ордынский царевич - Пётр.

Кто обучал Дионисия азам мастерства, знакомил с выработанными тогдашней живописью приемами, неизвестно. Но к середине XV столетия русская живопись перестала быть исключительно монастырской, и на смену художнику-монаху приходит художник-мирянин. Возможно, одним из первых учителей Дионисия был тот самый "старый мастер Митрофан", вместе с которым Дионисий работал у Иосифа Волоцкого.

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К концу XV - началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480 года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное падение ордынского ига.

Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля. В конце XV век при Иване III заново возводятся Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), строится церковь Ризположения (1484-1486).

С этим периодом связано творчество крупнейшего после Андрея Рублева художника Древней Руси - Дионисия. Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Дионисий прославился росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре. Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием» (1481) - для Кремлевского Успенского собора, икона «Богоматерь Одигитрия» (1482) - для Вознесенского монастыря.

Сохранились иконы Дионисия, написанные им для заволжских монастырей : Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Русские летописи упоминают о росписях Дионисия, украшавших соборы Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой, Чигасова монастыря в Москве.

Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья - в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря - единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.

Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти Дионисия, дает конкретное представление о характере его живописи. Благодаря затерянности в вологодских лесах дошли до наших дней в полном объеме и без искажений фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Они были созданы Дионисием совместно с артелью и представляют его виртуозным монументалистом. Много работ приписано иконописцу на основании стилистического анализа.

Дионисий, как и его гениальный предшественник Андрей Рублев, всецело был связан с культурой Москвы. Он сумел в еще большей степени придать своему искусству характер общенационального, тем самым усиливая авторитет Московского княжества как единого центра Руси.

Честь "открытия" Дионисия принадлежит пытливому ученому, знатоку русской старины Василию Тимофеевичу Георгиевскому, издавшего в 1911 году книгу о фресках Ферапонтова монастыря.

И хотя написанное об этом чудесном памятнике его первым исследователем спорно, интерес к Дионисию и его творчеству был пробуждён.

Найдена икона богоматери "Одигитрия", принадлежащая кисти Дионисия, установлен ряд других работ мастера: иконы "Апокалипсис" (Успенский собор Московского Кремля) и "Шестоднев" - житийная икона Сергея Радонежского (Троицкий монастырь), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески.

Сейчас нет сомнений, что Дионисий всю жизнь провёл в упорном и плодотворном труде. По описи старца Изосимы, составленной в XVI веке для книгохранителя Волокамского монастыря, Дионисий в 1486 году вместе с сыновьями и учениками создал в Волокамском монастыре огромный иконостас и, кроме того, написал еще восемьдесят семь икон.

Однако в настоящее время с именем Дионисия связывают лишь около сорока памятников живописи. В 1477 году, сообщая о смерти старца Пафнутия, игумена Боровского монастыря, летописец посчитал необходимым записать, что старец, построил в своём монастыре каменную церковь и подписал её "чудно вельми", украсил иконами и всякой утварью церковной.

В житии Пафнутия Боровского, написанном позже, сказано, что расписывал эту церковь вместе с помощниками именно Дионисий. Автор жития оговаривается, что был этот мастер "не точию иконописец, паче же живописец", и рассказывает о Дионисии нечто такое, что рисует художника в свете весьма невыгодного с точки зрения церковной морали.

Дионисий был одним из немногих, кому удалось найти и тонко сбалансированную гармонию между плавной текучей линией изысканными колористическими сочетаниями. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Святые в его произведениях поданы вне динамического развития. На золотом фоне они словно вне времени и пространства.

Искусство Дионисия воплощает в себе абсолютно новый этап русского искусства, не имеющий ничего общего с живописным иллюзионизмом и внутренней насыщенностью искусства эпохи Андрея Рублева. Впервые икона стала превращаться из предмета поклонения в предмет любования и коллекционирования.

Творчество Дионисия нашло своих почитателей прежде всего в лице таких крупнейших иерархов, как архиепископ Ростовский, доверенное лицо Ивана III Вассиан Рыло и яркий богослов и публицист Иосиф Волоцкий. Они во многом способствовали процветанию дарования замечательного иконописца. Впервые мы узнаем о Дионисии из жития Пафнутия Боровского, составленного Вассианом.

В нем художник и его старший товарищ Митрофан после завершения росписей в Пафнутьевом монастыре около 1477 года были названы в превосходной степени: “...пресловущие тогда паче всех в таковем деле”.

1481--82 годы -- наиболее ответственный период в жизни иконописца. “Иконники Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня” были призваны Вассианом за большие деньги для украшения великокняжеского Успенского собора, недавно завершенного Аристотелем Фиораванти. Созданный ими иконостас был тем примером, который окончательно завершал поиск многоярусной формы алтарной преграды. За свою работу, посвященную победе над ордами хана Ахмата, иконописцы получили огромное по тем временам вознаграждение - сто рублей.

В 1482 году по заказу углицкого князя Андрея Дионисий создает еще один иконостас. В те же годы иконописец получил новый почетный заказ. Во время пожара в кремлевском Воскресенском монастыре обгорела “чюдная Богородица греческого письма в туже сделана, яко же в Цареграде чюдная”.

Живописцу предписывалось возобновить на той же доске особо почитаемый образ. Греческая икона была реликвией царской семьи, и то, что "восстановить" её поручили именно Дионисию говорит о том, что художник пользовался уважением. В этом первом сохранившемся произведении можно заметить сформировавшийся художественный почерк, который вскоре станет характерным для русской общегосударственной культуры.

Образы Марии и младенца Христа лишены всего конкретного, индивидуального и эмоционального. Легко “читаемые” силуэты фигур превращают икону в геральдический знак, символ. В двух громадных житийных иконах, посвященных митрополитам московским Петру и Алексею, большое место уделено роли света.

Внимание, первоначально прикованное к монументальным фигурам святых, сосредоточивается затем на клеймах, где впервые изображаются сцены почти современной жизни: закладка Петром Успенского собора или поездка Алексея по поручению царя в Золотую Орду и его беседы с Сергием Радонежским.

Конечно, никому до Дионисия и в голову не приходило изображать обоих митрополитов рядом, "на одной доске": ни биографически, ни хронологически эти "святые" связаны не были. Если Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, то Алексей был канонизирован лишь в1448 году и считался "новым" чудотворцем. В глазах рядового иконописца он не мог быть ровней митрополиту Петру.

Дионисий первый отступил от правила изображать обоих митрополитов отдельно. Правда, он написал их на разных досках, но обе иконы были задуманы как одно целое.

Каждая из этих икон состоит из средника с фигурой митрополита и ряда клейм, где рассказано "о житии святого". Размеры средников одинаковы. Фигура митрополита Алексея как бы повторяет фигуру митрополита Петра. Вся разница в том, что у Петра отвёрнута левая пола одеяния и выставлена вперёд правая нога, а у Алексея отвёрнута правая пола одеяния, а вперёд выставлена левая нога. Плат в руке Петра падает налево, а в руке Алексея - направо. Фигуры митрополитов лишены индивидуальных черт.

Воплощая в двух образах идеальный тип канонического "святого", Дионисий показывает Алексея продолжателем дела Петра, утверждает идею преемственности духовной власти.

Своеобразен подход Дионисия и к выбору сцен для клейм обеих икон. Эти клейма окружают средник и рассказывают о жизни митрополитов. Казалось бы, проще всего для мастера было следовать тексту "житий" Петра и Алексея, тем более что "биография" Алексея (его житие сложилось к 1459 году) отличается от "биографии" Петра лишь походами в Орду, а остальные события в ней как бы повторяются. Но Дионисий преследовал определённую цель и как раз тут, в клеймах, не пошёл за текстом "житий". Избегая повторений он выбирал в одном случае те сцены, какие выпускал в другом.

В клеймах иконы Петра подчёркнут элемент сверхъестественного, чудесного. Рассказано о видении матери Петра, о том, как написанная Петром икона предсказала ему победу в Царьграде над соперником - Геронтием. Изображён ангел, предупреждающий Петра о близкой кончине, воспето "страшное чудо", совершившееся при переносе тела Петра в церковь.

В клеймах иконы Алексея таких "чудес" мало. Даже "чудо со свечой" представлено как обыденная картина молебна в Успенском соборе. Зато Дионисий изображает здесь целый цикл чудес, сотворенных якобы самим Алексеем. Так вскрывается замысел мастера: доказать "святость" Алексея, канонизированного сравнительно недавно, еще раз подчеркнуть, что Алексей является достойным преемником Петра.

Обычно считают, что в иконах митрополитов Петра и Алексея Дионисий следует установившейся традиции, подчёркивая превосходство духовной власти над светской. Это справедливо, но только "традицией" объяснить содержание обеих икон нельзя.

Художник отчётливо проводит здесь идеи, какими живут в то время многие церковные деятели, в частности Иосиф Волоцкий. Дионисий не только высказывает мысль о превосходстве "священства" над царём, но и выступает в защиту института монашества, в защиту русской православной церкви - непосредственной наследницы церкви греческой, заветам которой "изменила" Византия. Причём высказывает Дионисий эти взгляды и мысли необычным для живописи той эпохи языком, отказываясь от ряда выработанных предшественниками приёмов.

Сохранив обычную схему, обязательную для житийных икон "в рост" Дионисий не стал, однако, делать клейма резко отличными по цвету от средника, не отчеркнул их тёмной чертой - подобием рамы для центральной части, отчего фигура митрополита выглядела бы скованной. Иконы, написанные Дионисием, светлы и "просторны": бледно-зелёный фон средника, архитектурные и пейзажные фоны клейм - светло-зелёные, розовые, золотистые - сливаются в одно светлое поле. Обычно внизу житийных икон пускали тёмную полосу "поземи". Дионисий употребил для поземи светло-зелёный цвет, украсил его горками и "травами". Это усиливает впечатление легкости и простора. Вдобавок белый наплечник и белая кайма как бы расчленяют, дробят красное пятно верхней одежды (саккоса) митрополита. Низ саккоса отделан широким золотым, мерцающим шитьём, смягчён белой полосой нижней одежды, прочерчен зелёными контурами и почти сливается с общим фоном. Не имеющие четкого силуэта фигуры "святых" как бы парят в воздухе.

Любопытно, что фигура митрополита Алексея вычерчена в клеймах очень строго, гармония тонов одежды и фона вновь смягчают контур, как бы растворяют его в окружающем пространстве.

"По своему живописному мастерству, - говорит М.В. Алпатов, - эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность. В целом колорит "жития" Алексея создаёт светлое и гармоничное настроение.

Вся икона выглядит как панегирик в честь московского митрополита. И цвета и соотношение тонов - всё в обеих иконах Дионисия поставлено на службу главной задаче: явить зрителю двух великих русских митрополитов.

К сожалению о творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе "Одигитрия" и по иконе "Апокалипсис". Дионисий работал в Москве в разгар полемики еретиков с официальной церковью, в пору благоденствия кружка Федора Курицына, в пору торжества великого князя над его врагами.

Икона "Апокалипсис" сохранилась плохо, краски потускнели и потрескались, однако видно, что, решая тему "Страшного суда", автор еще близок к ее рублевской трактовке. "Страшный суд" Дионисий (или близкий ему мастер) изображает, как торжество праведников. Икона не носит мрачного характера - художник стремится ободрить зрителя, а не запугать и не подавить его.

Богоматерь писали на Руси и до и после Рублёва, причём за образец брали обычно знаменитую владимирскую икону "Умиление", выражавшую глубокие чувства юной матери, её нежную, задумчивую грусть. Во всех русских богородичных иконах конца XIV начала XV века сохранялись черты грусти и нежности, глубокая человечность, изображались чувства связывающие мать с младенцем. Но начиная с середины XV века, образ Богородицы все чаще трактуется русскими живописцами, как торжественный образ "Царицы Небесной".

И не случайно именно в Москве во второй половине XV века излюбленной темой становится образ Богородицы величаемой "Одигитрией" (Путеводительницей). И даже если иконописец писал в то время "Умиление", а не "Одигитрию" то он сохраняет лишь позу от этого образа. Именно это новое изображение "Царицы Небесной" получил наиболее полное и чёткое воплощение в работах Дионисия.

В Богородице Дионисия нет ничего от образа пленительно юной матери радующейся младенцу и ласкающей его. Черты прекрасного лица Богоматери холодны и строги, большие темные глаза обращены не к ребёнку, а смотрят как бы поверх голов зрителей.

Торжественность изображения усиливается рисунком и цветовыми сочетаниями одежд: строгими складками лежит золотая кайма накидки, почти полностью скрывающей темно-синею головную повязку. Излом этих складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и похоже, что чело Марии увенчано короной. Её рука, поддерживающая младенца, кажется не заботливой рукой матери, а неким подобием царского трона…

Нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Правой рукой Мария показывает зрителям на своего сына, призванного "спасти род человеческий". Однако в дионисиевой иконе этот жест приобретает и второй смысл: мольбы, обращенной к Сыну.

Поэтому и сам Христос (на других иконах благословляющий зрителей) у Дионисия обращается не к зрителям, а к богоматери, которая принимает от него благословение.

Таким приёмом художник несколько отстранил изображение от зрителя, утвердил "дистанцию" между ними. Христос у него недосягаем и доступным может стать только через посредницу - деву Марию ("лестницей небесной"). Важно отметить, что в ту эпоху Дионисий писал свою "Одигитрию", происходило изменение представлений о святости.

"Святых" начинают возносить на пьедестал царственности, древние "жития" перелагают в новые, отличающиеся "хитросплетением словес". Мощи святителей перекладывают из простых гробов в пышные, великолепные раки. Дионисий чутко улавливает веяния времени. Дионисия интересует не столько внутренний мир человека, сколько его взаимоотношение с окружающим миров, его место в мире. Художник словно чувствует, что человек как индивидуальность выделен из мировоззрения, противопоставлен ему, имеет ценность только как часть некоего огромного целого…

И если Рублёв, по выражению древних "молился кистью", то Дионисий - кистью философствовал. Тот факт, что Дионисий ощутил потребность выразил своё понимание методами живописи, создав совершенно новые, яркие образы.

В 1484 году Дионисий уже трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре с новой артелью, куда входили сыновья художника -- Владимир и Феодосий. Из монастырской Описи 1545 года известно, что 87 икон здесь были написаны рукою прославленного живописца. Восхищенный ими современник назвал мастеров “изящными и хитрыми в Русской земле иконописцы, паче же рещи живописцы”. Из цикла, созданного для Павло-Обнорского монастыря в 1500 году, наиболее известно “Распятие”.

Прихотливо изогнутое тело Христа лишено весомой тяжести. Оно парит в призрачном мерцании золотого фона. Группа предстоящих яркими полутоновыми пятнами своих одеяний создает ощущение приподнятой праздничности. Рафинированная удлиненность их пропорций делает стиль Дионисия легко узнаваемым. Композиция иконы дополнена редкой деталью: под крыльями креста изображены персонифицированные образы Синагоги, изгоняемой ангелом, и истинной Церкви, ведомой ангелом ко кресту.

В иконе "Распятие" фигуры святых приобретают подчеркнутое изящество силуэтов, пропорции удлиняются, что в сочетании со светлым колоритом создает впечатление большой легкости. Трагическая сцена получает спокойное, просветленное звучание. "Распятие" по стилю приближается к фрескам храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре - одному из наиболее замечательных памятников древней Руси и самому великому творению Дионисия.

В 1500--1502 годах Дионисий со своей дружиной работал в Ферапонтовом монастыре. Ансамбль росписей поражает своей тематической цельностью, ясностью замысла, изумительным колористическим решением. В нем доминирующая роль отведена голубому цвету, синонимичному небесному свету.

В основе программы фресок -- прославление Марии -- самый полный цикл иллюстраций поэтичного гимна Акафиста, вызывающий восхищение своей классической простотой, благородством образов.

Можно предположить, что Дионисий стремился на закате дней в Ферапонтов монастырь, для того, что бы творить самостоятельно, без ограничений, желая оставить своим потомкам своё художественное завещание. Монастырь был основан в XIV веке на Севере Руси выходцем из Москвы монахом Ферапонтом. К счастью, фрески дошли до нас в хорошей сохранности. Более того, в храме осталась древняя надпись, из которой становится известно, что авторами являются "иконник Дионисий со своими чада", т. е. сыновьями Феодосием и Владимиром, а роспись начата была летом 1500-го и закончена к 1502 году.

Не случайно Дионисий вывел над одним из входов в церковь Рождества Богородицы надпись, свидетельствующую, что эта работа принадлежит ему и его помощникам. И не случайно Дионисий увековечил себя, свою жену и двоих сыновей в одном из мотивов фресковой росписи.

Своеобразие дионисиевых росписей в Ферапонтовом монастыре настолько очевидно, что не может быть и речи о подражание каким-либо более ранним образцам. Богородичные темы, как установлено историками искусства, в русских церквях раннего периода не встречаются. Они были популярны в южнославянских - болгарских и сербских церквах, где воспроизводились сцены на евангельские сюжеты, иллюстрировалась история церкви, показывались бесчисленные сонмы мучеников, пророков, святителей и отрыв церкви.

Дионисий выбрал для росписи лишь самые необходимые сюжеты, определяющиеся задачей прославления Марии и обязательные для любой церковной росписи. В нижнем поясе фресок он, как и требовалось изобразил мучеников, великомучеников, отцов церкви. В алтаре - "службу святых отцов". В куполе написан Христос вседержитель, в барабане, между окнами - архангелы, в так называемых парусах (переход от стен к куполу) - евангелисты, а на западной стене храма - "Страшный суд". Дионисий следовал здесь канону, преступить который он не имел права.

Зато, создавая остальные фрески, он мог выбрать, что именно и как написать. И мастер производит отбор очень тщательно, по-своему осмысляя церковные догмы. Совершенно самостоятелен художник во фресках, посвященных самой деве Марии. В южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная с "Рождества богородицы" и кончая "Успением", помещавшимся на западной стене.

Акафист богородице если и включался в роспись, то занимал незначительное место где-нибудь в боковых приделах.

Дионисий создаёт роспись, прославляющую Марию, роспись подобна песнопению, слагавшимся в её честь. На северной стороне Ферапонтова храма богородица на троне, окруженная архангелами, а у подножия теснятся толпы смертных, воспевающие "царицу мира".

На южной стене сонмы певцов славят Марию, как "во чреве носившую избавителя пленным". На западной стене, в композиции "Страшного суда" (заменившей более обычное для южнославянских богородичных храмов "Успение"). Мария прославляется как заступница рода человеческого.

Чрезвычайно любопытно изображение Марии в восточном люнете храма. Здесь она рисуется, в чисто русском, национальном духе, как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с "покровом" в руках на фоне стен древнего Владимира, служившего в то время символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Марию не певцы и не святые, а толпы людей в русских костюмах.

Так в четырех композициях Дионисий высказывает своё отношение к толкованию образа богородицы, близкое к тому какое сделано им в "Одигитрии". В среднем ярусе художник поместил не сцены из жизни Марии, как было принято в южнославянских храмах, а иллюстрации к двадцати четырём песням акафиста богородице. Тут мастер был стеснен канонами меньше всего, и все изображения самобытны.

Дионисий вновь отказывается от возможности показать бурное движение человеческой души, человеческие страсти - его влечёт к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных тем. Вот, например, Мария и престарелый Иосиф, узнавший о том, что его жена ждёт младенца. Обычно мастера изображали эту сцену полную драматизма. Иосиф устремился к Марии, бурно жестикулируя, и дева отвечала ему не менее выразительной жестикуляцией.

У Дионисия Иосиф уже зная о "непорочном зачатии", благовейно склоняется перед Марией, протягивая к ней руку, повторяя жест, обычный для "предстояний", а Мария смиренно опускает голову, как бы принимая поклонение. В той же позе "предстояние" божеству изображены пастухи, склоненные перед Марией и младенцем. Всадники, устремляющиеся к яслям, нарисованы не в бешеной скачке - они спокойно сидят на конях и словно прислушиваются к чему-то.

Существует мнение, что только общий замысел росписи принадлежал Дионисию, а большинство фресок в самом храме были написаны помощниками мастера. Полагают, что находясь в преклонном возрасте, художник не мог подниматься под купол храма и писать огромный лик Христа; что не под силу ему были и композиции в люнетах, и он выбрал себе для росписи западный портал, где мог творить, не будучи связан с общим темпом работы, а внутри церкви расписывал только арки, держащие свод купола.

Замечено, что почти во всех фресковых работ Дионисия встречаются "погрешности" и есть некоторая незавершённость. Это происходило из-за того, что сыновья работающие с отцом или подмастерья, не выдерживали темпа работы Дионисия, необходимого для письма по высыхающей штукатурке. Как бы то ни было, с наибольшей полнотой и художественностью идея росписи церкви Рождества богородицы выражена во фресках западного портала и арок.

Западный портал разделён на три яруса. В нижнем - по бокам до входа - изображены ангелы со свитками в руках, среднем - сцена рождества богородицы и сцена так называемого "ласкания младенца Иоакимом и Анной". В верхнем ярусе размещен деисус.

Фреска среднего уровня - единственная "житийная" во всем храме. То, что она вынесена именно на портал, на самое "видное место", объясняется назначением церкви, посвященной празднику "рождества богородицы". До Дионисия сюжет "Рождества богородицы" художники трактовали обычно, как семейную сцену в доме Иоакима и Анны, родителей Марии.

Дионисий не мог избежать жанровых подробностей, продиктованных самим содержанием росписи, и всё же он резко отличается от своих предшественников. иконописец дионисий фресковый монастырь

Анна на фрески Дионисия не делает попытки встать, не тянется к еде, - она сидит на ложе, исполненная достоинства и смирения, а женщина стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа.

Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит её. И эта золотая чаша становится центром композиции, получает особенное смысловое значение. Дионисий словно внушает зрителям, что перед ними не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребёнка, а совершение таинства. В таком "контексте" и второстепенная обычно сцена купания Марии становится значительной. Композиционный центр этой фрески - золотая купель.

Женщины, купающие новорождённую, не смеют коснуться её, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Дионисий заставляет зрителя вспомнить при этом о дарах волхвов, приносимых другому младенцу - Христу. В сцене "Ласкание младенца" широкие мраморные ступени, на которых сидят отец и мать Марии, подобны трону. Анна прижимает к себе дочь жестом, каким обычно богоматерь - на иконах и фресках - прижимает к себе младенца - Христа, а Иоаким трепетно касается откинутой ручки Марии.

Во всех греческих и южнославянских росписях, повествующих о предыстории богоматери, главным лицом всегда являлась её мать - Анна. У Дионисия главное действующее лицо - сама Мария. Все сцены фрески воспринимаются поэтому как вариации темы поклонения богородице и звучат красочным вступлением к росписи храма.

Отмечают весьма любопытное явление. Обычно в центре фрески отводилось место для божества. У Дионисия это центральное место занимает либо пустая купель, либо угол пустого стола возле ложа Анны, либо чаша для сбора денег, либо другие предметы. А иногда художник вообще оставляет пространство центра пустым.

В ферапонтовских фресках, наполненных массой персонажей - "толпой", эта пауза особенно заметна. Она вызывает у зрителей чувство ожидания чего-то, что должно свершится или свершается незримо для глаз. Дионисий не пытается "изобразить невидимое", хотя в то же время старается напомнить о незримом присутствии "высшей силы" в любом событии.

Стремление Дионисия заполнить фрески "толпой" объясняется заботой о том, чтобы проследить действия персонажей.

Дионисий любил сложные многофигурные сцены, где фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, разнообразны, даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека, мысль о единении рода человеческого; он стремится передать различные переживания, но никогда не изображает сильных страстей - чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства.

Композиции сцен, при всей сложности, строго уравновешены, обладают четкой завершенностью, а мастерский рисунок, плавность линий придают росписи музыкальность. Все сцены подчинены четкому ритму, словно многоголосные напевы, в которых звучит единая величавая и нежная мелодия. Однако наибольшей силой эмоционального воздействия отличается колорит. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, какую-то сияющую чистоту. В богатой гамме гармонически переплетаются бледно-зеленые, золотисто-желтые, розоватые, белые, вишневые, серебристо-серые тона и как лейтмотив всего цветового решения звучит небесно-голубая лазурь.

Изображение человеческих фигур и пейзажа, полностью подчиненных плоскости стены, прозрачность красок подчеркивают легкость архитектурных форм, как бы раздвигают стены храма, делая его более просторным и светлым, а суровая северная природа, окружающая храм, усиливает радостное, праздничное звучание живописи.

Развивая идеи, высказанные еще в "Одигитрии", мастер старается выявить образ в его общении с другими героями произведения, в его делах и поступках. Тут Дионисий резко отличается от Рублёва, организующего роспись вокруг главных действующих лиц, подчёркивающего индивидуальное даже в персонажах второго плана.

Герой Дионисия вливаясь в толпу, как бы теряет частицу собственного "я". Но только такой ценой, по мысли Дионисия, и может человек остаться неразрывно связанным с окружающим миром. С тем огромным миром, что перестаёт быть "производным от человека" (как у Рублёва), а возникает как нечто вполне самостоятельное.

Не случайно так тщательно воспроизводит художник образы русской культуры, воспевает их. Не случайно дышат в его фресках реализмом сцены строительства московского Успенского собора, не случайно любовно изображён храм Покрова-на-Нерли.

Не случайно мастер старательно выписывает и одежды персонажей. Дионисий настолько точен, что благодаря ему можно составить совершено ясное представление о русской национальной одежде XV века. Кроме того, в толпах молящихся без труда можно отличить по одеянию князя от боярина, а война от простолюдина. Внимание художника к социальной принадлежности каждого персонажа тем более примечательно, что лица самих персонажей написаны в манере, не рассчитанной на восприятие издали, излишне детализированы, как бы "измельчены". По Дионисию всё равнозначно, всё ценно: и помыслы человека и его место на земле.

Мир раскрывается перед мастером в стройной системе отношений, где невозможны произвол и случайность и сам человек прежде всего ответствен за свои действия.

Дионисий много и упорно размышлял о необходимости и свободе, по-прежнему решая эту проблему в духе своих знакомых московских еретиков. Новое отношение к миру, отличное от рублёвского сказывается и в композиции ферапонтовских фресок, в их колорите.

Рублёв, расписывая Успенский собор во Владимире, использовал архитектурные формы храма, чтобы открывать перед зрителем одну часть росписи за другой. Он добивался, чтобы изображаемое раскрывалось как "мысленное", давно ожидаемое зрителем единство.

Дионисию вовсе не важна постепенность в раскрытии главной идеи - прославления богоматери. Каждая фреска его самостоятельна, объединена с другими лишь общим чувством и вносит свою долю мысли и цветовых созвучий в общий хор росписи.

Расположенная кольцами или полукольцами, фрески Ферапонтова монастыря выглядят как пышные гирлянды, призванные украшать храм. Дионисий поражает наше воображение праздничностью красок. Он находит изумительно ясный лазурно-зеленоватый фон, составляет медальоны из трёх кругов разных оттенков, вписывает киноварь с примесью белил в более темный "круг багор с белилом", а этот круг - в "круг багор".

Восхищает живопись в люнетах (арочные проемы в сводах) храма. Сочные темно-вишневые одежды богоматери, розоватые, зелёные, золотистые одежды окружающих её людей сливаются с многоцветными пятнами расположенных выше медальонов и сияют, как радуга.

На светлом фоне стены светлые фигуры как бы растворяются в пространстве. Сиреневые, голубые, розовые, коричневатые, зелёные, золотистые пятна архитектурных деталей и одежды, дробя силуэт, ещё больше усиливают впечатление невесомости, невещественности изображаемого.

Характер работы Дионисия -- артельная коллективность -- как бы изначально лишает возможности говорить о личном участии самого мастера. Приписываемые ему отдельные части цикла в конечном итоге мало что дают для определения творческой личности художника.

Скорее индивидуальность выдающегося мастера была выражена большой группой исполнителей. Многие ученики, подражатели и последователи разнесли по всем уголкам Руси уроки иконописца, тем самым положив начало утверждению единого государственного стиля эпохи.

В результате реставрационных открытий последних лет круг работ, связанных единой стилистикой времени Дионисия, неизмеримо вырос. Вошли в научный оборот иконы “Богоматерь Одигитрия” и “Сошествие во ад”, происходящие из местного ряда иконостаса Ферапонтовского собора. Не исключено, что в силу ответственности их расположения обе они были выполнены рукой великого мастера.

В последние годы специалисты вновь пристально пересматривают старые атрибуции, выдвигают новые увлекательные гипотезы. Все это в целом свидетельствует о необычайной жизненности искусства средневекового живописца.

Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь Дионисия, умер великий живописец в период между 1502-1508 годами.

Восприемниками иконописного ремесла Дионисия стали его сыновья, живописцы Владимир и Феодосий.

Творчество Дионисия - ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту, - явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое русское государство утверждало свое могущество.

Список литературы

1. Дергачев В.В. Родословие Дионисия Иконника // Памятники культуры Дионисий и искусство Москвы 15-16 столетия (каталог). Л., 1981

2. Дионисий (альбом). Л., 1982

3. Живопись конца XV-начала XVI века. Дионисий.. Русское искусство: под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева. - М.,1991

4. История русского и советского искусства.- М.,1979

5. Музей фресок Дионисия. М., 1998

6. Новые открытия: 1988. М., 1989.

7. Плугин В.А. Дионисий. Изобразительное искусство Москвы второй половины XV- начала XVI века.

8. Святая Русь. Шедевры русского искусства IX-XIX веков. М.,2011.- каталог выставки ГТГ 26 мая-14 августа 2011 г.,

9. Серебрякова М.С.. Стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

10. Христианские реликвии в Московском кремле.- М.,2000, - 304 с..илл.

11. Чудотворные иконы Московского кремля

12. Чугунов Г.И. Дионисий. Л., 1979

13. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

14. Щенникова Л.А. Икона «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря.с.259-260.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая биография жизни и деятельности Феофана Грек - великого русского и византийского иконописца, миниатюриста и мастера монументальных фресковых росписей. Манера письма художника. Примеры его работ: росписи храмов и церквей, оформление рукописных книг.

    презентация , добавлен 06.02.2011

    Исследование творческого наследия художника Андрея Рублёва. Анализ вклада иконописца Дионисия в развитие русской живописи. Изучение его художественного метода. Появление Строгановской школы живописи. Место светской живописи в русской живописи XVI века.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Жизнь и творчество Феофана Грека - великого русского и византийского иконописца, миниатюриста и мастера монументальных фресковых росписей. Его первая работа в Новгороде - роспись фресками церкви Спаса-Преображения. Образцы творчества Феофана Грека.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Совокупность сведений, относящихся к биографии Дионисия, обрисовы-вают его как весьма почитаемого мастера, занимавшего выдающееся место в художественной жизни Москвы второй половины XV века. Искусство Дионисия завершает творческие искания XV века.

    реферат , добавлен 22.03.2002

    Образ Богородицы в русском искусстве. Источники формирования образа Богородицы в иконографии. История становления русской иконографии Богоматери. Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии. Наиболее значимые русские иконы Богородицы.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2010

    Живописная техника иконы. Роль цветовой символики в иконописи. Значение цветовой насыщенности и колорита. Отношение русских иконографистов к колористике. Самые известные православные иконы "Успение Пресвятой Богородицы", "Неопалимая купина", "Троица".

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Архитектурность иконы, значение красок. Общие принципы Новгородской, Московской и Псковской школ иконописи. Преподобный Андрей Рублёв и икона Живоначальной Троицы. Византийский иконописец Феофан Грек. Работы и художественные произведения Дионисия.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Биография и творчество И.Е. Репина: процесс становления как художника, расцвет творчества и тематика работ. Специфика стиля "романтизм" в одежде 1830-1890 гг. и современной моде. Сущность понятий "одежда" и "костюм". Виды, жанры и средства скульптуры.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Художественное искусство Феофана Грека. Анализ, его влияние на историю русской иконописи. Образы, стиль и содержание его работ. Творчество живописца Андрея Рублева. Философский замысел иконы "Троица" - наивысшего творческого достижения художника.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Христианское искусство Древней Руси. Использование эллинистических традиций в иконописи Москвы. Феофан Грек – мастер древнерусской живописи. Идеи и творчество Андрея Рублева и Даниила Черного, произведения Дионисия. Иконопись Твери, Новгорода и Пскова.

Во всем неповторимый

Таким остался в памяти потомков иконописец Дионисий

Владимир Волков

Одним из самых блистательных живописцев Московской Руси второй половины XV – начала XVI века был иконописец Дионисий. К счастью, сохранились многие его произведения, благодаря чему, жизнь и дела этого мастера оказались предметом изучения и пристального внимания не только искусствоведов, но и всех, кому дорога русская культура.

Даже самое беглое знакомство с творчеством Дионисия позволяет понять, почему современники называли его не только «изящным и зело хитрым в русской земли», но и «пресловущим паче всех», ставя тем самым выше всех других иконописцев. Каждое из дошедших до наших дней произведений живописца является настоящим бесценным шедевром.

Личность

В биографии Дионисия много фактов, заставляющих удивляться. Так, в отличие от других иконописцев Древней Руси, как правило, выходцев из простонародья, Дионисий был потомком знатного рода, среди его предков значился «царевич Петр», по-видимому, один из выехавших на Русь и там крестившихся потомков татарских ханов-чингизидов. Или еще один удивительный пример. Воплощая в своих произведениях духовные сюжеты, мастер не только не принял иноческий постриг, но бывало, что и не соблюдал постов. Но все эти небезынтересные факты отступают на второй план перед нашедшим благодарное признание новаторством Дионисия, впервые в русской иконописи широко использовавшим белый цвет и не встречавшиеся ранее сюжеты – изображения исполняющих Акафист Богородицы, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, участников Вселенских соборов.

До сих пор в искусствоведческой среде принято считать, что Дионисий продолжил в своем творчестве традиции своего знаменитого предшественника великого иконописца Андрея Рублева. Но такое представление в корне ошибочно. В отличие от Рублева, которого интересовал внутренний, духовный мир человека, Дионисий стремился запечатлеть внешнюю, но понятную каждому красоту, способную сделать людей чище и лучше. Живописец полностью отказывается от изображения страдания. Даже в его иконе «Распятие» (1500 г.) нет ни малейшего намека на муку Иисуса Христа, фигура которого представлена парящей в пространстве, а общий возвышенный настрой создателя иконы подчеркивает избранный им красочный колорит, создающий ощущение умиротворения и покоя. Характерными особенностями художественного стиля Дионисия было: изображение удлиненных (вытянутых) фигур, поражающих своей бестелесностью; тонкость рисунка; изысканные цветовые решения.

Становление
Родился Дионисий на рубеже 1430-1440-х годов, когда в Московском княжестве бушевала многолетняя и беспощадная междоусобная война между потомками Дмитрия Донского, боровшимися за великокняжеский престол. Победителем из этой нешуточной борьбы вышел Василий II, еще при жизни сделавший своим соправителем старшего сына Ивана, будущего «великого государя всея Руси» Ивана III. Эпоха Ивана III и стала временем начала дерзаний и славы Дионисия. Славы поистине огромной – уже в то время иконы работы этого мастера ценой своей уступали лишь иконам Рублева.

Учителем Дионисия был иконник Митрофан, прославившийся росписью старого Похвальского предела Успенского собора в Московском Кремле. Манера художественного письма этого мастера предвосхитила многие художественные приемы его ученика, но Дионисий развил их, доведя до совершенства, поразительного и в наши дни.

Именно с Митрофаном Дионисий в 1467 году выполнил свою первую большую работу — роспись белокаменной церкви Рождества Богородицы в Боровском монастыре, незадолго до этого основанного на левобережье реки Протвы в непроходимых лесах под Калугой. Дивное искусство московских мастеров завораживало всех, видевших их творения. Именно тогда и назвали Митрофана и Дионисия живописцами «пресловущими паче всех в таковом деле».

В 1481 году Дионисий получил собственный важный заказ – написать иконы для построенного Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Кремле. За эту работу возглавляемая Дионисием артель иконописцев получила огромную по тем временам сумму – 100 рублей. Из написанных тогда образов широкую известность приобрели так называемые «житийные» иконы Дионисия, на которых он изобразил наиболее значимые события из жизни русских митрополитов, причисленных к лику святых («Митрополит Петр в житии», «Митрополит Алексий в житии»). Чуть позже, в 1482 году, Дионисий восстановил (фактически воссоздал) знаменитую византийскую икону «Богоматерь Одигитрия», пострадавшую во время одного из пожаров.

После завершения работ в Успенском соборе Дионисий получил приглашение расписать Спасскую церковь Чигасова монастыря, находившегося в Москве за рекой Яузой. А в 1484 году он был приглашен руководить росписью храма Иосифо-Волоколамского (Успенского) монастыря. Там высоко ценили работы мастера, бережно хранили и собирали его иконы, в итоге в Успенской обители под Волоколамском оказалось 87 образов Дионисия.

Пребывание в Иосифо-Волоколамском монастыре подтолкнуло Дионисия к важному для него решению. После завершения работ в обители он отправляется в далекое и долгое, почти десятилетнее, путешествие по афонским и, по-видимому, сербским и болгарским монастырям. В этой поездке он многое узнал, добавил в свое творчество новые сюжеты и образы.

Зрелость
Наиболее полно художественный талант Дионисия раскрылся при росписи (1495 г.) соборной церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, основанном недалеко от Кирилло-Белозерской обители.

Вместе с сыновьями и другими мастерами-помощниками Дионисий превратил церковь Рождества Богородицы в один из самых значительных художественных памятников русской старины. Фрески храма Рождества Богородицы, бесспорно, наиболее значимые из сохранившихся до наших дней произведений Дионисия. Работая над ними, великий живописец щедро тратил свой огромный талант. Поэтому об этих росписях следует рассказать подробнее.

Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой Акафиста Богоматери, то есть прославления Девы Марии. Это живописное воплощение поэтических гимнов, написанных византийским поэтом Романом Сладкопевцем еще в VI веке. Стремление восславить подобным образом Богоматерь, привнесено было в творчество Дионисия, безусловно, во время его пребывания в афонских монастырях. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы».

Внутри храма фрески, посвященные прославлению Богородицы, расположены в четыре яруса, покрывая стены и своды. Выделяются несколько новозаветных картин: прежде всего «Благовещение», фреска, на которой изображена дева Мария, взволнованно слушающая благую весть, сообщенную ей архангелом Гавриилом; «Покров Богородицы», где запечатлен момент, когда Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом, ставшим символом защиты от несчастий и бед. На фреске «Страшный суд» Богоматерь представлена в момент моления о прощении людских грехов.

Наиболее интересны фрески, посвященные Вселенским соборам. Создавая их, мастер затронул актуальную тогда тему борьбы с ересями. В то время на Руси шла тяжелая борьба с последователями ереси жидовствующих, и Дионисий ясно и четко выразил свое отношение к еретикам, показав доступными ему живописными средствами их лукавство и неправедность.

Основная тема фресок в Ферапонтовом монастыре – единство мира видимого и горнего. Как и другие произведения мастера, они тщательно выписаны, нарядны и праздничны. В настоящее время в селе Ферапонтово, на территории монастыря открыт музей фресок Дионисия.

Помимо росписей, в храме находился иконостас, выполненный также Дионисием и его сыновьями. Эти иконы в настоящее время хранятся в музее города Белозерска, Третьяковской галерее, Русском музее. Иконы, как и росписи, отличаются изысканной красотой и утонченностью живописи. Особенно прекрасна «Богоматерь Одигитрия»: женственно-нежная и строго-величавая, она гордо несет в мир своего божественного младенца.

…Дата смерти Дионисия установлена приблизительно, по косвенным признакам. Последние, точно датированные работы мастера «Спас в силах» и «Распятие» были написаны им в 1500 году для Павлово-Обнорского монастыря. Предполагают, что затем, около 1504-1506 годов, он писал иконы для Богоявленской церкви и трапезной Иосифо-Волоколамского монастыря. Вскоре после этого старый иконописец скончался или отошел от дел, так как в 1508 году мастеров, расписывавших московский Благовещенский собор, возглавлял уже его сын Феодосий. В интересной стенописи этого собора нашла художественное воплощение идея преемственности власти московских государей от византийских императоров и киевских великих князей.

С того времени прошло более пятисот лет, но живопись Дионисия, как и живопись Феофана Грека, Андрея Рублева, пусть частично, но сохранилась, обогатив нашу культуру. Позже на этих живительных корнях взросла историческая художественная школа Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Ильи Глазунова, Игоря Комова. Она идет из века в век, звено к звену, натуго связанная с византийской и русской православной культурой. Так созидается и крепнет традиционное искусство России, которым гордились и гордятся все любящие свое Отечество.

В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.

Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих <...> паче всех в таковом деле".

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисус-ный чин, то есть самая ответственная часть работы. Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия.

С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Во-лоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

Много работ выполнил Дионисий для Ио-сифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина - составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из "полотенец" - своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию - деисус.

В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом ("Покров", "Собор Богородицы", "О Тебе радуется", "Страшный Суд" и др.). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.

Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.

Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерско-го, Димитрия Прилуцкого и др. Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи.

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы "круга", или "школы", Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.

Распятие. 1500. Яичная темпера


Алексий, митрополит Московский с житием. Начало XVI в. Яичная темпера


Евангельские сцены. Роспись на северном своде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска


Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска



Статьи по теме: